Заседание № 344
10.03.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 886989-7 "О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4622 по 5245 из 5703
Пункт 26, проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации". Тоже приоритетный законопроект фракции КПРФ. Доклад Николая Васильевича Коломейцева. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вы необычайно щедры: сегодня два законопроекта дошли до рассмотрения после многолетнего ожидания. Уважаемые коллеги, сегодня, если вы посмотрите индексы, нефть марки "Брент" стоит 67,99 доллара, на заправках - вы сегодня утром ехали, видели, сколько стоит бензин. В 2006 году, когда нефть стоила 65 рублей, бензин стоил 12 рублей 50 копеек. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в первое своё пришествие в 2008 году во время послания всем нам, Федеральному Собранию того созыва, просил, чтобы мы решили вопрос и все наши энергетические ресурсы и углеводороды торговались на Санкт-Петербургской бирже. Понимаете, да? Но сегодня ведь что получается? Вроде газ упорядочили - есть закон "О газоснабжении..."; электричество упорядочили, после Чубайса уже почти более-менее собрали - есть закон "Об электроэнергетике"; есть закон "О теплоснабжении". Но что самое интересное? 117 вертикально интегрированных нефтяных компаний крупных и 247 средних сегодня диктуют стране именно вот такую политику, когда мы, являясь второй энергодобывающей страной в мире, по ценам на энергоносители для собственных граждан находимся в шестом десятке. Понимаете, да? Кроме того, мы же не просто законопроект этот внесли. Мы с вами в этом созыве, с моей точки зрения, приняли очень правильную практику: мы имеем возможность заказать нашим ведущим вузам проведение экспертно-аналитической работы. Мы воспользовались этим, и тендер выиграл наш плехановский университет. Исследовали всё и предложили нам с вами - не я, плехановский университет, его учёные вместе с экспертами - варианты модельных законов Норвегии, у которой, я вам уже говорил, вообще-то, фонд национального благосостояния кратно выше, чем у нас. У них любой гражданин может раз в год поехать в любую точку мира за счёт бюджета, любой ребёнок учится бесплатно, лечится бесплатно всё население и есть право получить одно образование за счёт бюджета в другой стране. Это Норвегия, а что в России? А в России сегодня вообще катастрофа, с моей точки зрения, в отношении управления нефтяной отраслью. У нас есть интересное предприятие - вот хотел бы я посмотреть хоть раз его открытый баланс - "Роснефтегаз", которое консолидирует и нефть, и газ. Колоссальные ресурсы! Но куда они расходуются, никто не знает: там 12 человек менеджеров сверхумных, и они их распределяют, чтобы они не доставались, с моей точки зрения, гражданам Российской Федерации. Понимаете? Мы же ничего не предлагаем, законопроект очень простой: вот сегодня нефтяную отрасль регулирует порядка 12 разных законов, разбросанных, - мы их систематизировали с помощью экспертов. Более того, открою вам секрет: как только я внёс от имени фракции законопроект, ко мне прибежал замминистра энергетики и примерно два часа мне говорил, что, мол, у нас такой же законопроект уже давно лежит, давай, может, не торопиться. Я говорю: да чего же не торопиться? Давай и ваш, и наш рассмотрим вместе и примем побыстрее. Но нет, ни наш, ни ваш. Почему? Потому что вот эти 117 вертикально интегрированных компаний держат за горло страну. Вот смотрите, сейчас уборочная начнётся - начнётся неконтролируемый рост цен. Что мы в законопроекте предлагаем? Да чтобы правительство определило орган и определило, чтобы доступ был к "Транснефти" для всех равный. Понимаете? И чтобы цена у нас не прыгала, как кролик по полю. Понимаете, да? Кроме того, мы глубоко убеждены, что... Вы поймите, мы можем иметь разные политические убеждения, но я уверен, что большая часть сидящих в зале людей обеспокоены нуждами своих избирателей. Я знаю, что вы, побыв две недели среди избирателей, очень измучены вопросами, которые вам задавали. Но имейте в виду, нефть и газ - это наша база. Пока А и Б, которые случайно присели возле трубы, обогащаются и в списке "Форбс" занимают ключевые позиции, а я вам повторю: их состояние сегодня 468 миллиардов долларов... А бюджет России сколько в долларах? Посчитайте. Поэтому, ну, если вы за страну и за своих избирателей, то, с моей точки зрения, мы все должны единогласно проголосовать в первом чтении за этот законопроект. А во втором чтении под водительством моего хорошего товарища Павла Николаевича создать рабочую группу, пригласить все эти 117 вертикально интегрированных, 247 неинтегрированных, так называемых независимых, - в этот зал они все поместятся - и заключить с ними соглашение, чтобы они не мучили страну необоснованным ростом цен. Потому что, вы поймите, энергетика - она в базе себестоимости любой продукции. Вот про лекарства говорили - отчего рост цен на лекарства? Ну, если на заправке бензин подорожал, то, пока вы довезёте продукцию до райцентра, уже добавится стоимость бензина - и плюс аппетиты малого предпринимателя, который же должен компенсировать свои издержки! Привезли субстанцию для лекарства - опять подорожало, цену на газ подняли на уровень инфляции - опять подорожало. Но я повторю, нефть дорожает произвольно, в силу того что мы сегодня не выполняем... Вот я вам скажу так: я не являюсь уж таким ярым защитником нашего президента, но, с моей точки зрения, все его 14 невыполненных указов 2012 года по сути правильные - ну, значит, есть пятая колонна рядом с ним, которая саботирует исполнение правильных указов. Поднимите руку те, кто читал 204-й указ. Все должны были прочитать. Вот 13 национальных проектов - ну, столько трелей было, но, послушайте, мы же их кастрировали, их нет! Вы что, не знаете этого?.. А кастрировали именно потому, что не хотим нефтяных зажравшихся "котов" поставить под управление государства. Предлагаю всем вам поддержать наш законопроект и начать постепенно наводить порядок и выполнять положения послания президента и его указы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! То, о чём сейчас Николай Васильевич так пламенно говорил, не про тот законопроект, который подготовлен, совсем про другое - цены, ценорегулирование и так далее. (Оживление в зале.) В настоящее время правовые, экономические, организационные основы отношений в нефтяной отрасли, включая лицензирование пользования недрами, геологоразведку, разведочное бурение, добычу углеводородов, в том числе нефти, растворённого газа, регулируются Законом "О недрах", федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", Налоговым кодексом Российской Федерации и многими другими законами. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту необходимость его разработки обусловлена отсутствием единого законодательного акта, устанавливающего основы государственного регулирования деятельности органов власти и организаций в нефтяной отрасли Российской Федерации. При этом заявленная основная цель законопроекта - обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов - не может быть достигнута, поскольку законопроект в основном регулирует снабжение нефтью и нефтепродуктами государственных и муниципальных органов управления; в дальнейшем по тексту вообще неясно, какой потребитель имеется в виду - промышленность, население, федеральные (муниципальные) органы управления. При этом, коллеги, есть ряд очень существенных замечаний. В законопроекте отсутствует самостоятельный предмет правового регулирования, на что указывают и ГПУ, и наше Правовое управление. При этом значительная часть содержащихся в нём норм носит декларативный характер (статьи 11, 14, 17 и 29), нормы являются бланкетными, то есть отсылают к действующему законодательству (статьи 5, 9, 10, 16, 18, 20, 23, 27, 30 и 31), или относятся к предмету правового регулирования иных законодательных актов (статьи 28, 29, 31, 32, 33, 34). В пакете документов к законопроекту указано, что принятие закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства. В то же время статья 8 законопроекта не соотносится со статьёй 3 Закона Российской Федерации "О недрах", в которой прописаны полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования недропользования. Закрепление в законопроекте положений о продаже нефти и нефтепродуктов исключительно на открытых торгах и о преимущественном праве на заключение договоров поставки нефти и нефтепродуктов противоречит принципу поддержания конкуренции и не согласуется с действующим порядком продажи на бирже отдельных групп товаров, в том числе нефтепродуктов, занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами. У нас сегодня рыночное ценообразование на нефтепродукты - предлагается регулирование с непонятными принципами. Положения законопроекта о преимущественном праве на доступ к свободным мощностям магистральных трубопроводов не согласуются с принципом недискриминационного доступа к соответствующей инфраструктуре. У нас "Транснефть" - это компания, независимая от нефтяных компаний, и там абсолютно недискриминационный доступ, по заявке, с соблюдением соответствующих процедур и технических условий поставки нефти и так далее. Законопроектом, по существу, предлагается ввести государственное ценовое регулирование в области снабжения нефтью и нефтепродуктами (сегодня - конкурентное ценообразование). Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование необходимости установления ограничения прав хозяйствующих субъектов на свободу экономической деятельности, закреплённых в Конституции Российской Федерации. Положения статьи 10 законопроекта ограничивают конкуренцию в сфере освоения месторождений углеводородного сырья, предусматривая отказ от аукционной формы предоставления участков недр в пользование и преимущественный доступ к таким месторождениям определённой категории хозяйствующих субъектов. В пояснительной записке указывается, что принятие закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. При этом появляются новые полномочия и, соответственно, новый орган управления, а это затраты. В рассматриваемом законопроекте не отражены вопросы регулирования процесса геолого-разведочных работ по нефти и газу, обустройства нефтяных и газовых месторождений, добычи нефти и газа. Таким образом, коллеги, содержание законопроекта не соответствует его наименованию, нет самостоятельного предмета правового регулирования, есть значительное количество декларативных и бланкетных норм. Также законопроект противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, поскольку требования к развитию рынка и качеству нефти и нефтепродуктов устанавливаются актами Евразийского экономического союза. Указанный законопроект не поддерживается ни правительством, ни комитетом-соисполнителем. Заключение Правового управления содержит существенное количество замечаний. Есть отрицательное заключение Комитета Совета Федерации по экономической политике, отрицательные отзывы из субъектов Федерации, где содержатся существенные замечания. Коллеги, мне, честно, хотелось бы посмотреть, поговорить с разработчиками - это институт Плеханова, - кто там разрабатывал. Это низкий уровень понимания ситуации в целой отрасли. Дайте мне хотя бы полчаса поговорить с разработчиками и убедить их... совсем в другом. Наш комитет не поддерживает этот законопроект, и просим вас также его не поддерживать: он ничего нам не даст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Павел Николаевич, не могу не заметить, что почти все законы, которые Государственная Дума в последнее время принимает, как раз состоят из декларативных и бланкетных норм. Но сейчас не об этом. При супербыстром темпе вашей речи я всё-таки заметил, услышал упоминание о Налоговом кодексе, и в связи с этим у меня вопрос: как известно, правительство проводит налоговый манёвр, суть которого состоит в том, что увеличивается налог на добычу полезных ископаемых и отменяются экспортные пошлины, при этом, как справедливо заметил Николай Васильевич, цены на бензин при сопоставимых ценах на нефть поднялись в 4 раза - как вы думаете, не является ли рост цен на бензин в 4 раза прямым следствием налогового манёвра, который проводит правительство при поддержке партии власти? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ну, если рассмотреть структуру цен на бензин и солярку в нашей стране, можно увидеть, что две трети в структуре цены составляют налоги и акцизные сборы: где-то одна треть - акцизы, ещё треть - это налоги. И только одна треть - это всё, что связано с добычей, транспортировкой, переработкой, доставкой до систем распределения, и общий средний уровень рентабельности, то есть всё, что остаётся производителям, не превышает 5 процентов, а во многом ещё и убыточно даже: когда цена падает, объём падает, вот как в условиях пандемии, становится убыточным. Поэтому даже вертикально интегрированные нефтегазовые компании, такие как "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", чтобы как-то сделать рентабельной эту деятельность, значит, продают, ну, что только не продают, там ширпотреб всякий на заправках, очень просят ввести возможность продажи пива, потому что это экономику улучшит на этих заправочных станциях и так далее. Что касается налогового манёвра. Коллеги, это мера вынужденная. Конечно, с точки зрения защиты внутреннего потребителя, лучше было бы этого не делать, а защищать таможенными барьерами, но мы вступаем в Евразийский экономический союз, мы формируем общее экономическое пространство, в том числе в части торговли нефтью и нефтепродуктами, и мы вынуждены были начать это делать. И конечно, много проблем это создало, в том числе в вопросах прозрачности и индикативности ценообразования на нефть и нефтепродукты, - пришлось вводить и обратные акцизы для нефтепереработки, чтобы стабилизировать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. И эта система ещё недонастроена, там есть проблемы, она требует донастройки, но результаты всё равно есть. По данным за последние три года, даже в условиях кризиса у нас стоимость нефтепродуктов не повышалась больше, чем на 1,5-2,5 процента, что значительно ниже инфляции. Кроме того, коллеги, ещё десять лет назад у нас бензин, солярка имели экологический класс не выше третьего - четвёртого. Всё, что у нас производится уже последние два года (была проведена масштабная модернизация всей нефтепереработки), что солярка, что бензины, всё имеет экологический класс пятый и выше. Это тоже, конечно, привело к росту стоимости топлива. Я понимаю, что всё равно цена могла бы быть и ниже, но, как вы знаете, две трети - это налоговая нагрузка, поэтому либо мы должны отказаться от налогов, не строить дороги, либо мы должны с этим согласиться, и тот, кто ездит на машинах, особенно мощных, больших, должен за это платить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Павел Николаевич, я не знаю, о каком рынке вы говорили. Вы, как председатель комитета, вообще, знакомились с опытом Норвегии, знакомились с их законом? И второе: можете ли вы сказать, сколько (в рублях) стоит бензин в Казахстане, в Бишкеке, в Таджикистане? Вот навскидку назовите. И конечно же, вы, вероятно, законопроект с 10-й по 12-ю главу вообще не читали, потому что вы сказали обидные слова, не прочитав сути. Извините. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Николай Васильевич, Норвегия - это страна, которая на сто процентов снабжается электроэнергией за счёт гидроэлектростанций, у них большой потенциал, горные речки их полностью обеспечивают. А всё, что Норвегия добывает, включая газ, она поставляет на экспорт, и за счёт этого, по сути, сформирована вся доходная база бюджета. Они могут себе это позволить, ну, это как маленький Кувейт: маленькая Норвегия на бочке с газом или с нефтью сидит, торгует и, значит, показывает пример, как надо жить. У нас страна несколько другая. Я вот из Ханты-Мансийского автономного округа, и там осуществляется добыча 42 процентов нефти, но я всегда своим избирателям говорю: мы как в Кувейте жить не будем, потому что недра принадлежат всей стране - с востока на запад, с севера на юг, - и мы должны в интересах всей страны работать. Поэтому здесь пример не совсем корректный. Что касается этого законопроекта, ну, я очень внимательно читал, могу в кулуарах с вами ещё каждую статью обсудить. Но я уточню: та система, которую мы создали, может быть, и не совершенна, совершенству предела нет, но мы эту модель создавали в рамках конкурентной модели ценообразования, в том числе на нефть и нефтепродукты. Наша нефтегазовая отрасль работает в условиях глобальной мировой конкуренции, и она конкурентна, она поставляет по самой низкой в мире стоимости энергоресурсы, будь то газ, будь то ГСМ, для наших внутренних потребителей, при этом она ещё формирует более 40 процентов федерального бюджета, валютную выручку и всё остальное. Поэтому говорить, что она неэффективна, просто несправедливо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Казахстан? Посмотрите акцизные сборы в Казахстане! У нас они составляют около 30 процентов, в Казахстане акцизные сборы - 7 процентов. Посмотрите, я считал специально: в Казахстане цена где-то чуть больше 30 рублей, 32 рубля или 35 рублей. Есть даже понятие трансграничных перевозок. У нас этот же бензин третьего класса экологической безопасности... на этот третий экологический класс у нас пятый класс, Казахстан пятый класс практически не производит, и то, что в Казахстане производят (та же "Газпром нефть" торгует там), - там разница только в себестоимости образования. Там нет таких налогов - посмотрите внимательно систему налогообложения в Казахстане и у нас, и вы увидите разницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, самый дешёвый бензин в мире не в Казахстане, а в Венесуэле, но, к сожалению, от этого уровень жизни там не сильно повысился. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Ну, пока Павел Николаевич отвечал на вопросы, у меня вопросов появилось гораздо больше. Вот последнее, ну, всё-таки про Казахстан хочу спросить. Как вы всё-таки объясните следующее: и Казахстан, и Россия на мировых рынках продают по мировым ценам нефть, - правильно? правильно! - но почему тогда внутри страны в Казахстане бензин гораздо дешевле, чем в Российской Федерации? Вы говорите, что они там налогов меньше берут, акцизы там меньше, - а кто нам мешает акцизы сделать меньше, а экспортные пошлины поднять, как делает Казахстан? То есть в Казахстане собирают деньги, продавая нефть, сырую нефть, на экспорт, а мы собираем деньги от использования нефти внутри страны. Мне кажется, причина очевидная, да? Это первое. А второе - это вопрос всё-таки по вашему выступлению. Вы говорите, вы повторили положение, которое правительство здесь продекларировало, что статья 26 этого законопроекта не соответствует недискриминационному доступу, принципу недискриминационного доступа к трубе, хотя... (Микрофон отключён.) ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ещё раз про Казахстан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Гартунгу... ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Значит, напишите мне письмо, и я вам дам развёрнутый ответ, причём с Минэнерго посоветуемся, по структуре стоимости нефтепродуктов в Казахстане и в России, и вы эту разницу увидите. Там, в Казахстане, в основном торгуют наши же компании, та же "Газпром нефть" производит и перерабатывает... ну, торгует таким бензином в Казахстане, но не только в Казахстане, а и в Киргизии, и везде, и они много там не заработали, потому что там система налогообложения несколько другая. Что касается экспорта нефти. Да, все в равных условиях, и наша страна тоже, это глобальная конкуренция, мы в ней участвуем. Что же касается системы налогообложения в целом нефтяной отрасли и компаний, отдельно взятых компаний, она в каждой стране уникальная. Я скажу вам, что в нашей стране самая большая фискальная нагрузка на нефтегазовую отрасль, и в разрезе каждой компании, если внимательно мониторить, и в разрезе в целом общей нагрузки, включая налог на недропользование, НДПИ, таможенные пошлины и общеотраслевые налоги. Это самая большая нагрузка, коллеги, это факт: с тонны добытой нефти - до 60 процентов, в некоторые годы было 65, до 70 процентов доходило. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович ещё не закончил вопрос. ГАРТУНГ В. К. Да, я не закончил. Павел Николаевич, я всё-таки про законопроект хотел сказать. Вы критикуете 26-ю статью, и правительство, кстати, тоже критикует 26-ю статью этого законопроекта - в заключении комитета сказано, что положения статьи не согласуются с принципом недискриминационного доступа к соответствующей структуре, инфраструктуре. Но у них здесь, в 26-й статье, именно это и написано, что должен быть недискриминационный доступ к этой инфраструктуре любым организациям, которые занимаются добычей нефти. Поясните, пожалуйста, вы заключение к этому законопроекту или к какому-то другому давали? Потому что я не могу понять, я читаю, у них написано одно, а вы критикуете совсем другое, прямо противоположное. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ну, у нас есть закон "О защите конкуренции", в котором говорится о недискриминационном доступе не только к трубе нефтяной, чтобы поставлять на экспорт нефть, но к любой трубе, например к газовой трубе. Есть вопросы доступа - и на входе, там, где производитель поставляет, и на выходе, там, где потребитель присоединяется. Об этом, о недискриминационном доступе, речь идёт в другом законе. Эти процедуры, механизмы совершенствуются. Если у вас есть претензии по вопросам доступа и по этим механизмам недискриминационным - пожалуйста, пусть те организации, которым отказано в доступе, в формальном виде обращаются в соответствии с теми процедурами, которые действуют. И мы с этим вопросом, с вопросом недискриминационного доступа, будем разбираться в рамках закона "О защите конкуренции". А эта статья написана декларативно, ну, переписали из другого закона сюда, и одни отсылки к другим нормам действующего законодательства. Ну, извините меня, это ещё одна надстройка, кроме неэффективности, ничего от этого не будет. Это не законодательство, когда непонятно для чего надстраивают действующее законодательство ещё одним законом, в котором есть одни отсылочные нормы, одни бланкетные нормы. Почитайте внимательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я что хотел сказать? Вот звучит критика о том, что какой-то законопроект носит декларативный характер. Вот сегодня в комитете по экономической политике рассматривался трёхсотстраничный документ, представленный правительством, который вносит поправки в 44-й закон, о государственных закупках, - вот он полностью декларативный, полностью: там одни отсылочные нормы. Но фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приняла с большой душой, мол, давайте ко второму чтению подготовим, никаких вопросов не будет. У нас действительно у каждого законопроекта есть три чтения, то есть, что не успели написать к первому чтению, давайте подготовим ко второму, к третьему, к четвёртому - к какому угодно чтению, давайте создадим какую-то согласительную комиссию. Закон нужен! Вот смотрите, у нас есть закон о малом бизнесе, у нас есть закон об унитарных предприятиях, у нас есть закон о пчеловодстве, у нас есть закон о газоснабжении. А почему не должно быть закона о нефтеперерабатывающих предприятиях и вообще о нефтяных предприятиях, которые связаны с этой самой богатой отраслью? Да потому, что никак не хотят, чтобы регулировался вопрос нефтяных компаний. Говорят, что это отрегулировано другими законами, но эти законы настолько разные и настолько неконкретные, что уже давно пора расставить все точки над "i" и в вопросах ценообразования, и в вопросах экологической безопасности, и во всех других вопросах, которые с этим связаны. Это действительно дико, я вот только сейчас смотрел в Интернете, какие цены (вот сейчас у нас будет "круглый стол") у поставщиков нефтяных продуктов. В Кувейте цены на бензин в 10 раз ниже, чем у нас в России. Почему? У нас, говорят, законодательство такое: 30 процентов - акцизы, 30 процентов - налоги. А кто нам мешает эти налоги, акцизы убрать из внутреннего ценообразования и перевести на внешнее? Пусть наши соседи-буржуи, которые покупают наши нефть и газ, платят, а мы будем освобождены от этого. Ну так вот этот законопроект и призван решить эти вопросы, вопросы и переработки нефти, и транспортировки. Так давайте принимать! У меня одно предложение: давайте проголосуем за этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, такое обсуждение интересное проходит. КПРФ вносит проект закона, где пытается устранить те, мягко скажу, недостатки, с которыми мы сталкиваемся в функционировании самой основной нашей отрасли, ну, собственно говоря, ведь почти 90 процентов российского экспорта - это нефть и газ. И КПРФ предлагает хоть каким-то образом изменить ситуацию в этой отрасли, для того чтобы людям стало лучше жить, чтобы люди почувствовали, что "Газпром" - это национальное достояние, а не благосостояние для отдельной какой-то группы лиц. Павел Николаевич Завальный критиковал этот законопроект, он говорил: тут бланкетные нормы, тут декларативные нормы и так далее. Да, согласен, много декларативных норм, но они как раз и говорят о том, что этот законопроект, скажем так, определяет принципы функционирования отрасли, а уже конкретные детали должны содержаться в отраслевых законах. Никто же с этим не спорит, и вы также согласны с тем, что в каждой конкретной отрасли есть свои нормы. Другой вопрос, давайте мы посмотрим на результаты, недаром же вокруг цен на бензин идут споры, и вы это признаёте. Да и все участники рынка признают, что если мы на внутреннем рынке повышаем налогообложение, а налоги на экспорт сырья мы снижаем, то, соответственно, что происходит? Цены на внутреннем рынке растут, рентабельность продажи за рубеж сырья тоже растёт, всё! То есть получается, что за функционирование, скажем так, этой отрасли платит российский потребитель, а когда это сырьё продаётся за рубеж за копейки, вы им говорите: "Мы конкурентоспособны во всём мире". Конечно, мы будем конкурентоспособны, если российский народ оплачивает основные издержки, понимаете?! Вы верните прежнюю систему налогообложения, вы верните экспортные пошлины на нефть, отмените возврат НДС экспортёрам сырья, несколько триллионов рублей оставьте в бюджете, и тогда мы посмотрим, насколько они будут конкурентоспособны внутри страны. Сейчас, когда цены на бензин стали падать, что сделало правительство? Вместо того чтобы заставить нефтяников обеспечивать рынок по рыночной цене, они закрыли рынки, дешёвый бензин в страну не стали пускать. Конечно, у нас будет стабильная цена на бензин, она ни вверх, ни вниз не идёт. А когда цены вверх поползли, когда цена на нефть там упала - извините, они сразу прибежали, сказали: "Дайте нам отрицательные акцизы". И им дали на сотню миллиардов отрицательных акцизов. Слушайте, ну, конечно, за счёт государства, за счёт граждан ты будешь суперрентабельным, суперприбыльным и в списке "Форбс" будешь в этой иерархии подниматься... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исламов Дмитрий Викторович. ИСЛАМОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В данном законопроекте отсутствует самостоятельный предмет правового регулирования. Значительная часть норм имеет отсылочный характер к уже действующим федеральным законам, о которых в своём выступлении сказал Павел Николаевич Завальный. С учётом этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает решение об отклонении в первом чтении проекта федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Павел Николаевич, даже не ожидал, о каком рынке вы говорите? 2006 год: нефть - 65 рублей, бензин - 12 рублей 50 копеек. Какие пояснения, какой рынок, вы о чём? Вы проиграли конкуренцию Китаю и Турции по экспорту среднеазиатской нефти, вы что, этого не знаете?! Сегодня Китай фактически доминирует в Центральной Азии, а Турция фактически азербайджанскую нефть, значительную часть казахстанской нефти и все остальные... Вы что, этого не знаете?! О каком рынке вы говорите? Это первое. Второе. Скажите, пожалуйста, - вот здесь уже Валерий Карлович говорил - кому возвращают НДС и почему? Вы знаете, не я, Белоусов, сегодня он первый заместитель председателя правительства, как человек понимающий, отработавший министром экономического развития не один год, единственный в администрации президента пытался как бы противостоять этому разнузданному, я сказал бы, энергетическому лобби. И я надеюсь, что сейчас в послании - вот увидите, сейчас президент будет читать послание - одна из тем будет об ограничении ваших аппетитов и всё-таки о ревизии: почему же мы вам дали кредитов на 25 триллионов, а вы никаких конкурентных преимуществ нам не обеспечили, кроме зарплат себе. Вы посмотрите на заработные платы ваших топ-менеджеров - это стыдно в такой стране! Посмотрите, во сколько раз они выше, чем в "British Petroleum", "Exxon Mobil" и других. А вы мне тут рассказываете, что я некомпетентный. Вы, компетентные, предложите хотя бы что-нибудь. У вас главный рынок нефти находится в руках трёхсот человек, бесконтрольно, они наживаются и строят себе яхты больше, чем "Адмирал Горшков" Военно-Морского Флота. Понимаете, в чём проблема?! Ваша проблема в аффилированности системы. Я думаю, что впредь Думе не стоит назначать людей из системы председателями профильных комитетов. Почему? Потому что идёт лоббирование интересов отрасли вопреки интересам страны. Вы что, не знаете, какие у нас сегодня проблемы есть? Сегодня ОПЕК держит нас за одно место и мордой о стенку при каждом удобном случае! Из-за чего? Из-за того что вы так и не захотели, чтобы Санкт-Петербург... Москва стала финансовым центром, вы не выполнили поручение президента, а Санкт-Петербург торговал углеводородами. И меня обвиняете. Вот давайте договоримся - вы поймите, я читаю значительную часть законопроектов и критиковать, обвинять в некомпетентности имею больше полномочий, - давайте тактичнее вести себя при докладах. Если у вас есть что-то более конструктивное, вы это предложите. А просто огульно обвинять, не прочитав законопроект, как минимум нетактично. Предлагаю поддержать законопроект. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Надо отвечать. Ну, во-первых, меня никто не назначал, я избрался по одномандатному 222-му избирательному округу, набрав более 50 процентов, проработал до этого 27 лет. Николай Васильевич, вы одномандатник? Кто вас поддержал, сколько и откуда? 42 процента нефти добывается в Ханты-Мансийском автономном округе, в Тюменской области - 62 процента. И от того, как работает нефтегазовая отрасль, зависит всё - и рабочие места, и всё остальное. Я вот рассказывал, я буквально на той неделе был в НГДУ "Нижнесортымскнефть", это подразделение "Сургутнефтегаза", где добывается 20 миллионов тонн нефти, самое современное месторождение. Генеральный директор мне говорит: "Павел Николаевич, я понять не могу, 109 тысяч - средняя зарплата, и я не могу набрать киповцев, слесарей, электриков, инженеров". На работу вахтовым методом со всей страны туда привозят людей и так далее. Как видите, никто особо на Север не едет. Я проработал 15 лет гендиректором, 27 лет в одной компании, там постоянно были вакансии слесарей, инженеров и так далее, это работа вахтовым методом на Севере. Друзей из Калуги, где институт заканчивал, приглашал: "Ребята, приезжайте, работайте, зарплата выше, чем по стране". Не дозовёшься особо. Конечно, нефтяников, газовиков сейчас только ленивый не обидит. И это абсолютно несправедливо. 4 миллиона человек, работающих в ТЭК, формируют 26 процентов ВВП, дают работу смежным отраслям промышленности, занимающимся сейчас импортозамещением, добывают нефть, 50 процентов выручки валютной, формирование бюджета на 40 процентов, при этом фискальная, налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль выше, чем где-либо в мире, по газовой отрасли где-то под 60 процентов, по нефтяной - 65 процентов общая нагрузка, включая нефтегазовые налоги и так далее. Николай Васильевич, я этот законопроект внимательно читал. Очень сырой законопроект на самом деле, рамочный, без предмета регулирования, бланкетный, ничего не решает. Дополнительная надстройка, чтобы только поговорить на эту тему: как тяжело, какие высокие цены и всё остальное. Нет ниже цен, только в Венесуэле на самом деле, но посмотрите, как живёт Венесуэла. Хотите в Венесуэлу - пожалуйста: чемодан в руки, как говорится, стройте там социализм. Успеха там не будет, это всё мы понимаем. Поэтому всё-таки давайте... больше здравого смысла. Мы пытаемся создать рыночную модель ценообразования, в том числе в нефтегазовой отрасли, где только можно это сделать, в том числе по этим нефтепродуктам, и будет большой ошибкой от этого отказываться в пользу какого-то непонятного регулирования. Я понимаю, когда мы говорим об экономическом регулировании, когда мы говорим о конкуренции, - цена, спрос, предложение, индикативная цена. И биржа для этого развивается, и мы с биржей очень плотно работаем. А вот такие обвинения, переход на личности - Николай Васильевич, я, честно говоря, от вас этого не ожидал, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я думаю, что всё-таки правильно, когда у нас специалисты занимаются этими вопросами. А если вы сейчас всех перемешаете и будут профильными комитетами непрофильные специалисты руководить, я не думаю, что будет намного лучше. Всегда лучше, когда люди разбираются в предмете, которым занимаются. Так, коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 29 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Не принимается.