Заседание № 97
О проекте федерального закона № 886988-6 "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года и об отдельных вопросах его применения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года и об отдельных вопросах его применения". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается протокол, которым вносятся изменения в российско-белорусское соглашение, регулирующее порядок зачисления пошлин при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Евразийского экономического союза. Напомню, что с 2011 года применялось двустороннее российско-белорусское соглашение, в соответствии с которым Российская Федерация в пределах индикативных балансов беспошлинно поставляла нефть на НПЗ Беларуси, НПЗ Беларуси вырабатывали нефтепродукты, обеспечивали потребности внутреннего рынка, а всё, что свыше, экспортировали за пределы Таможенного союза, и пошлины по этому соглашению с вывозимых нефтепродуктов перечислялись в бюджет Российской Федерации. В 2014 году в результате переговоров президенты наших стран пришли к соглашению о том, что Республика Беларусь при вывозе нефтепродуктов, вырабатываемых из российской нефти, перечисляет в бюджет Российской Федерации сумму пошлин в размере общей суммы пошлин за вычетом 1,5 миллиарда долларов в год. Собственно говоря, первым из рассматриваемых сегодня протоколов и закрепляется внесение этого изменения в российско-белорусское соглашение 2010 года, оно временно применяется с 1 января 2015 года. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена комитета по делам СНГ Артёма Викторовича Турова. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный документ уже ратифицирован нашими коллегами в Республике Беларусь. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа, в подборке соответствующих материалов имеются положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, комитетов-соисполнителей - Комитета Госдумы по бюджету и налогам и Комитета по энергетике. Ратификация соглашения и протокола отвечает интересам Российской Федерации, не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе. Комитет Государственной Думы по делам СНГ рекомендует ратифицировать упомянутый документ. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сидякин Александр Геннадьевич, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Илья Вячеславович, у меня к вам вопрос. Россия на протяжении довольно долгого времени за счёт скидок "РЖД", так сказать, пытается перенаправить транзит белорусских нефтепродуктов из прибалтийских портов в порты Российской Федерации. В сегодняшнем выпуске "Коммерсанта" есть замечательная статья, в ней говорится, что статистика по-прежнему печальная: Белоруссия большинство своих нефтепродуктов экспортирует через Прибалтику, через прибалтийские порты. Вот скажите, соглашение, которое мы сегодня ратифицируем, как-то поможет нам всё-таки изменить тенденцию? И вообще, что ещё делается в части, так сказать, переориентации экспорта нефтепродуктов на российские порты? ТРУНИН И. В. Александр Геннадьевич, спасибо за вопрос. Действительно, Правительство Российской Федерации очень беспокоит эта ситуация. Россия и Беларусь находятся в Евразийском союзе, более того, сформировали единое Союзное государство, но мы видим, что выработанные из российской нефти нефтепродукты вывозятся с территории Евразийского союза не через порты Евразийского союза. Это не имеет прямого отношения к рассматриваемому сегодня протоколу, тем не менее докладываю вам, что правительство обращает на это внимание и профильные ведомства ведут переговоры, насколько мне известно, о том, чтобы создать условия - и со стороны России, и со стороны Белоруссии - и таким экспортом загрузить прежде всего российские порты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Вячеславович, этот протокол подписан в 2014 году, то есть фактически мы уже работаем не один год, я так понимаю, по этой схеме. Вопрос: почему только практически на третий год мы обсуждаем в Думе вопрос о ратификации, с чем это связано, тем более что Беларусь уже ратифицировала этот протокол? И какова ситуация с другими нашими таможенными партнёрами по вывозу нефтепродуктов и других товаров? Каким образом распределяются налоговые пошлины и куда они зачисляются, в какие бюджеты? ТРУНИН И. В. Спасибо, Сергей Михайлович, за вопрос. По первому вопросу скажу, что правительство внесло в Думу проект закона о ратификации своевременно, это было в 2015 году. По каким причинам он вынесен на рассмотрение на пленарном заседании лишь в 2018 году, не могу сказать. Что касается второго вопроса. Да, у нас разные отношения с разными государствами, существуют двусторонние соглашения об экспорте нефти, ну, главным образом нефтепродуктов, потому что нефть на НПЗ мы поставляем в особом порядке только в Беларусь. Есть отдельное соглашение с Казахстаном, есть отдельные соглашения с Кыргызстаном и Арменией, соглашения касаются главным образом квотирования и условий беспошлинных поставок нефтепродуктов. Это отдельная тема, все соглашения можно посмотреть, они ратифицированы или временно применяются, статистика об их исполнении имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, вы сказали, что мы 1,5 миллиарда долларов в год будем терять, потому что Белоруссия будет излишки нефтепродуктов вывозить за пределы, после того как обеспечит себя в полном объёме. Может быть, чтобы нам 1,5 миллиарда долларов не терять, стоит всё-таки Белоруссии предоставлять нефть именно в том объёме, какой необходим для обеспечения только её потребности, чтобы излишков этих не было? ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Сейчас будет рассматриваться следующий протокол, если положительно закончится рассмотрение этого протокола, и речь будет идти уже о том, что во второй раз в 2014 году президенты договорились, что Белоруссия оставляет себе полностью всю сумму таможенных пошлин от экспорта российских нефтепродуктов. Но статистика такова, что за весь период временного применения этого протокола оставляемая в Республике Беларусь сумма экспортных пошлин меньше, а в последние два года существенно меньше 1,5 миллиарда долларов: если в 2015 году это было порядка 1 миллиарда 270 тысяч долларов, то в 2016 и 2017 годах - соответственно 550 тысяч и 600, чуть больше 600 тысяч долларов в год. Почему поставляется больше, чем нужно для обеспечения внутреннего рынка? Есть разные причины, среди них можно назвать ту, что при переработке 1 тонны нефти получаются разные нефтепродукты - тёмные и светлые, а потребность рынка в тёмных и светлых нефтепродуктах разная, то есть нельзя сказать, что 100 процентов вырабатываемых нефтепродуктов направляются на удовлетворение внутренних потребностей, излишки всё равно существуют, и они разные зимой и летом. Часть нефтепродуктов, как мы знаем, вывозится в Российскую Федерацию, при этом пошлины не взимаются, в целом же такая схема - утверждения баланса и вывоза излишков нефтепродуктов - работает с 2011 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Список покажите. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, два момента я хотел бы затронуть. Первый момент. Казалось бы, простой процедурный вопрос: мы с 2014 года работаем по этой схеме, но только в 2018 году Государственная Дума ратифицирует данный документ. Я хочу напомнить вам и правительству сказать, что мы ратифицировали только соглашение 2010 года, и тогда, в 2010 году, мы договорились с Белоруссией, что все таможенные пошлины на товары, которые выходят за её границы - ну, о нефти и нефтепродуктах идёт речь, - полностью зачисляются в бюджет Российской Федерации, подчёркиваю: полностью! В 2014 году были достигнуты договорённости, был подписан протокол - мы договорились, что будем оставлять фиксированную сумму в 1,5 миллиарда долларов и только разницу забирать в бюджет Российской Федерации. Пусть получилось не 1,5 миллиарда, но всё-таки это большие суммы. Фактически мы и в 2014-м, и в 2015-м, и в 2016 году работали по этой схеме, но Государственная Дума не давала добро на ратификацию данного протокола. Вы скажете, что правительство имеет на это право, но тогда вопрос: зачем сейчас нужно было приходить сюда? Ну и работали бы по этой схеме и отвечали бы без Государственной Думы! А ответ очень простой: посмотрите следующий вопрос повестки, 14-й вопрос, о ратификации другого протокола, - я думаю, правительство понимает, что, не ратифицировав предыдущий протокол, невозможно ратифицировать новый. Кстати, по поводу следующего протокола скажу, чтобы уже не поднимать эту тему: мы полностью оставляем все суммы таможенных пошлин в бюджете Республики Беларусь. Когда по предыдущему вопросу выступал Леонид Иванович, представитель фракции КПРФ, он сказал, что вообще возникает очень много вопросов относительно взаимодействия законодательств таможенного союза и, скажем, субъектов, которые туда входят, и в отношении Белоруссии мы всё дальше и дальше от Единого экономического пространства. Ну, давайте вернёмся к вопросу о нефти и нефтепродуктах. Прежде всего о том, почему сумма уменьшается, Илья Вячеславович. Надо сказать, что у нас снижается таможенная пошлина, мы вообще стремимся к её обнулению, поэтому и уменьшение, но я не удивлюсь, если... у нас налоговые манёвры - это привычное явление: мы три года назад имели совсем другие таможенные пошлины - огромные, сейчас поменяли, НДПИ подняли, и я не удивлюсь, если через год опять что-то поменяется. Это всё-таки соглашение, и оставлять бюджетные средства Российской Федерации, скажем так, на непонятных условиях - это совершенно некорректно. На мой взгляд, если мы хотим поддерживать нашего партнёра, стратегического партнёра, есть другие формы взаимодействия между странами, в частности выделение кредитных средств. Послушайте, пройдёт время, и Белоруссия скажет: ребята, а мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КАТАСОНОВ С. М. ...а мы вам, России, вообще ничего не должны, и всё, что вы сделали, - это не помощь, а средства, которые мы зарабатывали. То есть де-факто то соглашение, которое сегодня есть, скажем так, размывает, делает абсолютно неконкретными обязательства этой страны перед нами. Далее, посмотрите, у нас ведь не только в этой сфере проблемы, есть и другие серьёзные проблемы по таможенному союзу. Например, что у нас происходит с контрафактной табачной продукцией, которая идёт из Белоруссии? Как только возникли проблемы со снижением таможенных пошлин, официально, на уровне правительства было принято решение и те инвесторы, которые вкладывались в прокачку и продажу нефти, вложили средства в строительство двух новых фабрик. Сегодня в Белоруссии производится 35 миллиардов сигарет, внутреннее потребление - 15 миллиардов. Куда идёт остальной товар? Он идёт в Россию! И вот таких схем, когда... Здесь мы вроде немножко от пошлин на нефтепродукты оставляем, непонятно зачем, здесь мы ввоз сигарет не можем остановить - получается, что фактически эта республика паразитирует! Да мы не против того, чтобы ей помогать, но давайте чётко определим: если это наш стратегический партнёр и им необходимо, там, 5 миллиардов в год, чтобы они, скажем так, поддерживали нас и выполняли те функции, которые мы им отводим, то давайте честно будем выделять эти средства в бюджете, закладывать в виде кредита, а потом будем с ними разбираться, если в этом будет необходимость. В конце концов через 10 лет мы спишем этот кредит, но всё будет чётко, понятно и прозрачно. Мы неоднократно пытались на уровне в том числе правительства, Шувалова договориться о каких-то единых акцизных ставках на различную продукцию, чтобы унифицировать законодательство. Я хочу вам сказать, что если рассматривать акциз на сигареты - а я хочу вам напомнить, что сейчас в бюджет Российской Федерации 700 миллиардов приносит акциз на табак, это в два раза превышает сумму по акцизу на алкоголь, - то это серьёзный источник, доходная статья бюджета. Так вот, я хочу сказать, что практически все страны - и Киргизия, и Казахстан, и Армения - всё-таки, скажем так, с лагом в пять лет пытаются гармонизировать эти ставки, для того чтобы не было такой ситуации, и только одна страна - Республика Беларусь - категорически отказывается придерживаться консенсуса и двигаться хотя бы в каком-то направлении. Мы не говорим, что... как сказал Шувалов, у нас стоит задача не гармонизировать, а сделать едиными ставки на табак по всему таможенному пространству. Но в результате вообще все договорённости развалились, и Беларусь сказала, что вообще прекращает на эту тему разговаривать, потому что это их стратегическая позиция. Я не буду углубляться в детали, но там ставки на порядок ниже, там есть отдельная статья для внутреннего потребления, для высокого класса сигарет, скажем так, и так далее, то есть они делают всё, чтобы иметь доступ на большой рынок, на рынок России, чтобы фактически зарабатывать на контрафактной безакцизной продукции. Ещё один немаловажный момент. Когда мы сегодня оцениваем снижение потребления табака, мы должны чётко понимать, что снижение производства в нашей стране - это как раз результат работы фабрик Казахстана, это результат контрафакта из Беларуси. Это формирует совершенно неправильную оценку социально-экономического положения и вообще того, как работает у нас закон № 15-ФЗ. Ещё раз скажу: фракция не будет поддерживать данный законопроект, данную ратификацию, потому что мы считаем, что всё-таки отношения должны быть более понятными и прозрачными. Фракция ЛДПР не будет голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Начну с того, почему так долго не рассматривался данный документ: в Правительстве Российской Федерации сменили одного ответственного, другого не назначили - чисто по технической причине произошла такая задержка. Мы с вами в этом зале принимали Таможенный кодекс ЕАЭС, который ратифицировали все пять стран, все наши партнёры, которые хотят работать именно в чистом поле, так сказать, без контрафакта. С 1 января 2018 года данный Таможенный кодекс работает на всём евразийском пространстве, то есть как раз мы с вами, сидящие в этом зале, - те, кто голосовал, - поставили мощный и жёсткий заслон на пути контрафакта. Что касается данного соглашения. Мы с вами внимательно слушали докладчика, содокладчика, и наш коллега Туров чётко и внятно доложил о том, что протокол не противоречит ни соглашениям, ни договорам, ни межправительственным соглашениям, которые на сегодня имеются. Самое главное в данном документе - то, что согласно тексту протокола стороны оставляют за собой возможность корректировки распределения сумм таможенных пошлин в бюджет в сторону их увеличения. Таким образом, протоколом вносятся существенные изменения в действующее соглашение, ратифицированное федеральным законом № 281-ФЗ, являющееся частью правовой системы Российской Федерации. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со статьёй 51 Бюджетного кодека Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счёт таможенных пошлин и таможенных сборов по нормативу 100 процентов. При этом согласно статье 96-6 Бюджетного кодекса вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, а также на товары, вырабатываемые из нефти, относятся к нефтегазовым доходам федерального бюджета, которые используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. С учётом изложенного, а также принимая во внимание тот факт, что протокол содержит правила иные, чем предусмотрены действующим законодательством, на основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" протокол подлежит ратификации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данную ратификацию и просит коллег также проголосовать за принятие законопроекта, за ратификацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года и об отдельных вопросах его применения". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 46 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается.