Заседание № 283
О проекте федерального закона № 886966-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части расширения форм проведения публичных мероприятий; принят в первом чтении 16 февраля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Сергей Евгеньевич, просьба вопросы 15 и 21 сегодня снять с повестки дня, поскольку оба они в преддверии выборов направлены на ужесточение процедур, связанных со свободным волеизъявлением граждан. Первый законопроект, 15-й пункт - это мы запрещаем, лишаем граждан последней возможности провести одиночный пикет с использованием быстровозводимой конструкции и приравниваем автопробеги к демонстрациям со всеми вытекающими последствиями. Мне кажется, это негативно отразится на свободе проведения массовых акций. Второй, 21-й пункт - то же самое: опять комитет во втором чтении в якобы технический законопроект внёс серьёзные поправки, существенно ограничивающие возможность журналистов наблюдать за процессом голосования. Такое впечатление, что, по мнению комитета по конституционному законодательству, идеальный наблюдатель немой, слепой и глухой - вот, наверное, такой будет идеально подходить. Просьба снять эти вопросы сегодня с повестки дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предложение Алексея Николаевича Диденко снять с рассмотрения 15-й вопрос повестки дня прошу прокомментировать Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Как председатель комитета, я могу подтвердить, что законопроект готов к рассмотрению во втором чтении, а как депутат фракции ЛДПР, подтверждаю, что законопроект вредный и фракция ЛДПР будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю предложение Алексея Николаевича Диденко на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 29 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Предложение отклоняется.
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен ко второму чтению. На руках имеется одна таблица поправок № 1, рекомендованных к принятию, а в зале тем же автором, чья поправка включена в эту таблицу, роздана поправка, которая дополняет поправку 2 из таблицы поправок, рекомендованных к принятию. Учитывая, что комитет по розданной в зале поправке решение не принимал, прошу поправку 1 из таблицы поправок № 1 принять, поправку 2 отклонить, а по розданной поправке определиться голосованием с учётом того, что автор уточняет некоторые позиции, которые ранее предлагал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, вы предлагаете поправку 2 из таблицы № 1 исключить? НИЛОВ Я. Е. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: принять таблицу поправок № 1 без поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 10 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 128 чел.28,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается. Поправку 2... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не которая роздана, - поправка 2 из таблицы поправок № 1. Значит, мнение комитета - исключить эту поправку. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 03 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8 % Результат: не принято Поправка 2 из таблицы поправок № 1 отклонена. Дополнительно розданная поправка. Ярослав Евгеньевич, пожалуйста, вам слово. НИЛОВ Я. Е. Дополнительно розданная поправка уточняет поправку 2, которую мы только что отклонили, то есть теперь в случае её принятия гражданин, который проводит одиночный пикет с использованием сборно-разборной конструкции, в обязательном порядке должен будет пройти процедуру уведомления властей о проведении публичного мероприятия. Отклонённая поправка предполагала, что процедура уведомления необходима только в том случае, если создаются препятствия для пешеходов или для движения транспортных средств. Комитет не определялся с голосованием, поэтому прошу депутатов решить судьбу этой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование данную поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 02 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 131 чел.29,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Поправка принимается. Ярослав Евгеньевич, по третьему чтению есть предложения? НИЛОВ Я. Е. Мы постараемся с учётом дополнительно розданной поправки подготовить законопроект к третьему чтению и в случае готовности к пяти часам вечера от комитета попросим принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 48 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 200 чел.44,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Спасибо.
Так, по мотивам голосования выступает Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". С этой трибуны мы часто критиковали министра образования Дмитрия Ливанова, и корни этого законопроекта именно в слабой образованности некоторых членов правительства. Я люблю читать своим детям книжки на ночь, и если бы у всех были такие ответственные родители, которые читали бы, в том числе и некоторым будущим членам правительства, сказку Джанни Родари "Приключения Чиполлино", люди знали бы, чем заканчивается запретительство всего и вся. Надеюсь, что в этих стенах мы не будем принимать законы, запрещающие нашим людям дышать! Приравнять автопробеги, сборно-разборные конструкции к демонстрациям и пикетированиям - это абсолютно неэффективный шаг с точки зрения борьбы с этим явлением (зло это, на ваш взгляд, или как), поскольку завтра появятся неразборные конструкции, надувные конструкции, велопробеги, на воздушных змеях будут летать, на чём угодно, и этот закон ровным счётом ничего не остановит. Надо бороться за то, чтобы уровень жизни наших граждан менялся в лучшую сторону. Мы много общаемся с избирателями, и нам ни один человек не говорил, что его очень сильно беспокоят автопробеги - нет такой проблемы! А вот про акцизы нам говорят - мол, вы что творите, вы зачем принимаете закон по этим акцизам, зачем вы их опять повышаете?! Обещали транспортный налог отменить - акцизы ввели сейчас повторно! У людей денег нет, средств нет, невозможно оплачивать их, а мы принимаем запреты здесь, а потом Думе дают всякие клички, прозвища, называют нас как угодно! Зачем же давать поводы для этого? Я всё-таки хотел бы выразить мнение нашей фракции, и я думаю, что многие его поддерживают: мы будем голосовать категорически против данного законопроекта и считаем, что вообще недопустимо предметно обсуждать такие темы. Пока государство не обеспечит планомерный рост доходов граждан, пока людей беспокоят проблемы, связанные с капремонтом, с ЖКХ, сумасшедший рост цен, пока коллекторы людей калечат, конечно, не надо принимать ничего подобного и не надо выходить с такими инициативами, дабы не будоражить общество. Отдельным членам правительства пожелаю всё-таки читать русскую литературу, итальянские сказки, какие угодно, - они помогут понять суть граждан, суть людей, что людям надо. Не надо их загонять в подполье, не надо людей душить, не надо оброками гнобить - обеспечьте качественный и планомерный рост доходов, достойные уровень и качество жизни и прислушивайтесь к предложениям оппозиции, разных фракций, в том числе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", а мы вносим много законопроектов, которые помогли бы изменить жизнь к лучшему! Мы будем голосовать категорически против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович. Включите микрофон Ярославу Евгеньевичу Нилову. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР тоже не будет поддерживать законопроект, проголосует против. Я хочу обратить внимание на то, какой текст получился к третьему чтению. То есть теперь если гражданин, который хотел бы провести одиночный пикет, использует при этом сборно-разборную конструкцию, которая не мешает гражданам, то он должен подать уведомление минимум за десять дней, а если эта конструкция будет мешать гражданам либо транспортным средствам, то за три дня. Здесь нет никакой логики, просто кому-то что-то хочется, кому-то хочется, чтобы быстрее всё это прошло, и потом мы сами страдаем от того, что из-за правоприменения или из-за дури чиновников на местах порождаем протестные настроения. Что касается демонстраций. Демонстрация сегодня - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан, теперь в том числе с использованием транспортных средств. Велосипед - это тоже транспортное средство, вот завтра по Москве будут ехать три велосипедиста в майках с надписью "Я люблю Москву", и если будет необходимость, то с точки зрения буквы закона их можно будет привлечь к административной ответственности, я уж не говорю про автомобили партий или других общественных организаций. То есть выборочно, где надо, будут эти нормы применять. Я напоминаю, что ЛДПР в отдельных регионах и сейчас испытывает на себе последствия постоянного зуда чиновников, которым не нравится наша активность: они останавливают наши "газели" с партийной символикой, проверяют документы, проверяют активистов, а теперь у них будут законные основания для того, чтобы ещё и автомобили отправить на штрафстоянку, наших активистов отправить в полицейский участок, потом в суд, потому как они якобы нарушали закон о проведении общественных мероприятий. Фракция ЛДПР это поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 199 чел.44,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
СЕЛИВАНОВ Ю. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По 15-му вопросу, второе и третье чтения, Селиванов, Миронов, Тумусов голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу иметь в виду.
ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, по 15-му вопросу депутаты Напсо, Носов, Савельев и Щепинов голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 279
О проекте федерального закона № 886966-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части расширения форм проведения публичных мероприятий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В 2014-2015 годах в Республике Башкортостан, в Белгородской, Московской, Ростовской, Челябинской областях и во многих других регионах Российской Федерации имели место разного рода массовые акции с использованием таких относительно новых и недостаточно регламентированных в законодательстве форм публичного выступления граждан, как палаточный городок в общественном месте и автопробег. Так, в 2014 году подобного рода мероприятия были зафиксированы в 27 субъектах Российской Федерации с участием порядка 4 тысяч человек и 1,5 тысячи транспортных средств. В прошедшем, 2015 году они имели место в 59 субъектах Российской Федерации, количество их участников превысило 35 тысяч и 3 тысячи транспортных средств. Пробелы правового регулирования порядка организации и проведения указанных публичных выступлений в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" создали правовую неопределённость в вопросах обеспечения и реализации установленного в Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия и проводить публичные мероприятия. В ряде случаев это породило конфликтные ситуации, в том числе повлекло нарушение общественного порядка. В целях устранения имеющихся правовых пробелов и обеспечения гарантии прав граждан на организацию публичных мероприятий и участие в них представленным законопроектом вносятся изменения в понятийный аппарат Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а именно предлагается отнести автопробег к такой форме публичного мероприятия, как демонстрация, а установление палаток в общественных местах - к пикетированию. Принятие данного законопроекта укрепит систему мер, обеспечивающих реализацию прав граждан, и повысит уровень законности на всех этапах организации и проведения публичных мероприятий разнообразных форм. Для реализации закона не потребуется дополнительных средств из федерального бюджета. С учётом изложенного прошу поддержать представленный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаила Юрьевича Маркелова. Пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич Зубов достаточно подробно изложил суть законопроекта и правильно отметил, что предлагаемые изменения носят в большей степени технический характер. Предвосхищая обсуждение и вопросы по данному законопроекту, я хотел бы предостеречь коллег от излишней политизации этого вопроса. Было много сомнений, стоит ли принимать этот законопроект, однако с учётом того, что сегодняшнее предложение депутата Коломейцева снять законопроект с повестки дня не было поддержано, очевидно, что больше нет смысла на этом останавливаться. Также хочу сказать, что и во время заседания комитета было много вопросов представителям Министерства внутренних дел. Вопросы, на которые мы пытались получить ответы, были самые разные, в том числе и жёсткого характера. Звучали сомнения: допустим, автоколонна с детьми двигается в летний лагерь или на какое-либо мероприятие, а на автобусах этой колонны размещена символика какой-то политической партии, поскольку она это мероприятие организует - будет ли это являться публичным мероприятием, связанным с пропагандой, агитацией, шествием и так далее? Нет, не будет, в законопроекте чётко сказано, что является нарушением, а что нет. Любую идею можно довести до абсурда! Я сейчас должен ещё высказать и позицию комитета. Комитет предлагает поддержать законопроект, поскольку он направлен на обеспечение реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Право на проведение публичных мероприятий может реализовываться как в индивидуальном порядке, так и коллективно, путём объединения с другими лицами. Демонстрация, как одна из форм публичного мероприятия, предполагает, подчёркиваю, публичное массовое выражение мнения в процессе движения. Зрелищность и наглядность мероприятия усиливают средства наглядной агитации, в том числе и на транспортных средствах, об этом говорил уважаемый Игорь Николаевич Зубов. Пикетирование в отличие от демонстрации осуществляется без передвижения путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, то есть пикетирование осуществляется стационарно. Законопроектом предлагается отнести к средствам наглядной агитации при проведении пикетирования быстровозводимые сборно-разборные конструкции. Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает в первом чтении законопроект. Что касается предложений по поправкам, естественно, профильный комитет готов их рассматривать при подготовке ко второму чтению, хотя, ещё раз хочу подчеркнуть, законопроект в большей степени носит технический характер и приводит в соответствие российское законодательство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие задать вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, прежде чем голосовать, я хотел бы понять, получить ответ на такой вопрос, может быть, это обсуждалось на заседании комитета. Многие партийные организации КПРФ на местах имеют автомобили, на которых нанесена партийная символика, партийная реклама, так же как на флагах, на транспарантах и так далее. Надо ли это понимать так, что теперь любые поездки на этих автомобилях по территории региона будут приравниваться к демонстрациям? ЗУБОВ И. Н. Говорю коротко: нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Николаевич, в законе о митингах и шествиях чётко прописано, кто куда чего подаёт и кто за что отвечает, так, мэр обязательно должен издавать распоряжение по вопросу проведения митинга, демонстрации. Вот до войны в Донбассе мы проводили по трём регионам - Ростов, Донецк, Луганск - автопробег, предварительно согласовывая тридцать шесть митингов на местах. Или, скажем, к 70-летию Сталинградской битвы был аналогичный подход. После принятия этого закона каким образом мы должны согласовывать мероприятие и кому мы должны подавать заявку - в Министерство внутренних дел, в Правительство Российской Федерации или президенту? Или, например, "Ночные Волки" захотели к Берлину проехать, куда они должны - в ООН, что ли, написать заявку? ЗУБОВ И. Н. Прежде всего я хочу ещё раз подчеркнуть, что законопроект носит технический характер. В законе уже сказано о том, что публичные мероприятия могут проводиться с использованием транспортных средств, однако в каких именно публичных мероприятиях эти средства могут использоваться, указания нет, при этом, когда регламентируется вопрос о согласовании проведения мероприятия, транспортные средства опять упоминаются. То есть мы ничего нового не предлагаем, речь идёт об уточнении понятийного аппарата. Это первое. Второе. Что касается порядка уведомления о проведении подобных мероприятий. Ну вы правильно подметили, и об этом уже говорили: речь идёт об уведомительном характере, нормы закона принципиально не меняются, поправки в закон не носят никакого ограничительного характера. Закон достаточно исчерпывающе регламентирует порядок подачи заявок и их рассмотрения - это процесс взаимный и не зависит от того, в какой форме будет проводиться мероприятие: если автопробег у нас становится одним из видов демонстрации, то и подача заявки на него осуществляется в том же виде, как для демонстрации. Вы привели пример, что вы в шести-семи городах проводили митинги по мере прохождения автопробега, - значит, вы в органы местного самоуправления этих городов, в органы власти субъектов Федерации заранее подавали соответствующие уведомления. Точно так же вы и теперь будете подавать туда же одно уведомление о том, что вы проводите автопробег с митингами или без митингов с указанием маршрута, цели и так далее, и так далее, как уже прописано в законе. Орган, который рассматривает заявку, в пределах своей территории принимает соответствующее решение, а мы обязаны будем обеспечить его выполнение. И если на федеральных или иных трассах проводится такое мероприятие, то для нас принципиально важно, мы должны: а) знать о нём; б) обеспечить безопасность дорожного движения, общественный порядок и общественную безопасность. Ничего нового в порядок уведомления и рассмотрения не вносится, всё осуществляется в том же самом порядке. Есть мелкие вопросы, которые связаны с техникой: нам, конечно, придётся скорректировать работу ГИБДД. Ну а на местах органы исполнительной власти наработают соответствующую практику, и, я думаю, никаких проблем не возникнет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня тоже к Игорю Николаевичу вопрос. Вы знаете, мы четыре года назад, обсуждая этот же закон, приняли новые правила, ужесточающие требования к проведению подобных акций. И тогда я предупреждал о возможных злоупотреблениях, но мне говорили: нет, этого не может быть, этого никогда не случится, - а в итоге Ильдар Дадин, например, был задержан за одиночный пикет и получил три года тюрьмы. Я лично был свидетелем того, как людей задерживали просто на прогулках! Вот вы уверены, что не будет злоупотреблений, что мы потом не узнаем, например, о том, что разгоняют свадебные и похоронные кортежи? Уверены ли вы, что не найдутся сотрудники правоохранительных органов особо креативные, которые начнут разгонять студенческие палаточные лагеря или какой-нибудь Грушинский фестиваль? Не боитесь ли вы, что будут вот такие злоупотребления? Я уж не говорю про выборы. Вот правильно депутаты фракции КПРФ сказали: три каких-нибудь автомобиля, которые развозят газету во время выборов, - это уже будет трактоваться как нарушение закона и тех правил, которые вы предлагаете. ЗУБОВ И. Н. Ну, если бояться, наверное, не надо на этой трибуне тогда стоять. Злоупотребления по разным поводам бывают, поэтому, конечно, я за каждого недобросовестного сотрудника органов внутренних дел или других органов власти не могу заранее дать ответ, что гарантированно, на сто процентов закон будет исполнен, но мы гарантированно сделаем всё что можем для его исполнения. Вот сейчас в ходе предшествующего обсуждения были выдвинуты претензии как раз по вопросам, касающимся массовых мероприятий. Я уже материал посмотрел, и исходя из того, что мы увидели, можно сказать, что там есть основания для наказания наших сотрудников, эти сотрудники будут наказаны. Соответственно, в каждом конкретном случае при явных нарушениях закона или установленного порядка действий наших сотрудников мы будем реагировать адекватно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, нам очень приятно, что, как вы сказали, отвечая на предыдущий вопрос, злоупотреблений вы не боитесь, это радует! Нам в ЛДПР очень приятно, что подобные законопроекты выходят после оперативных совещаний с бывшим руководителем одной из оппозиционных партий - партии "РОДИНА". Тем не менее всё это, я так понимаю, напоминает последствия автомайдана в Киеве, палаточных городков в том же Киеве, палаточных городков, допустим, в Кишинёве. Это первый вопрос: вы готовитесь к подобным вещам после выборов в Госдуму? И второй: почему же вы, так прозорливо подготовив этот законопроект, не учли другие формы протеста, относительно новые? Допустим, можно штрафовать за переход по пешеходному переходу колонной по одному в одну сторону, а потом в другую, такая форма протеста тоже существует - трассы перекрывают! Ответьте, пожалуйста. И у вас есть три минуты, вы не отвечайте коротко. ЗУБОВ И. Н. Ну, я могу и не коротко ответить. Прежде всего, я здесь стою, чтобы говорить, так сказать, о предмете законопроекта. Что же касается майдана и других событий, естественно, сотрудники Министерства внутренних дел, так же как и все российские граждане, очень внимательно наблюдали за событиями на Украине, и не только на Украине. Я хочу всем присутствующим... Кстати, я тоже был депутатом пять лет и занимался политической деятельностью довольно долгое время. Хочу всем напомнить, с чего начался развал Советского Союза, - с автоколонн на Украине, которые ездили с жовто-блакитными знамёнами и призывали к развалу государства. Вспомните палаточные городки на майдане, к чему это привело. Кстати, украинское правительство сначала дало разрешение на установку палаточных городков, потом ввело ограничение: эти палаточные городки возводились за пределами центра города, а затем вновь были незаконно поставлены в центре города. И я помню, и вы, наверное, помните пылающих сотрудников милиции, которых обливали "коктейлями Молотова". Мы не можем это сегодня не оценивать. И естественно, если будут происходить подобные события в такой конфигурации, будут приняты все необходимые меры по пресечению незаконных действий, связанных в том числе с установкой палаточных городков или иными какими-то подобными акциями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Игорь Николаевич, вы много говорили о палатках, о палаточных городках, а вот, допустим, стоит просто одна палатка - скажите, пожалуйста, можно этой палатке стоять или она тоже под запрет попадёт? Это первое. И второй вопрос, по автоколоннам. Вот идут две автомашины с флагами на расстоянии 50 метров друг от друга - это тоже будет запрещено? Я почему спрашиваю? В День пограничника наши уважаемые ребята-пограничники на двух-трёх машинах по городу ездят с флагами, напоминая о своей героической службе, десантники в день десантника тоже по две-три машины ездят с флагами - это ни у кого не вызывает возмущения. Они тоже попадут под запрет или это касается только тех машин, которые ездят с красным флагом, - только их запрещать будут? И к вам, Александр Дмитриевич, просьба: при обсуждении этого законопроекта не ограничиваться одним выступлением от фракции, потому что слишком высока цена этого закона накануне выборов. От хорошей жизни ещё никто нигде не выходил на акции... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопросы. Прежде всего хочу сказать о том, что в том случае, о котором вы сейчас сказали, ни машины с флагом ВДВ, ни машины с флагом КПРФ, ни машины с флагом "ЕДИНОЙ РОССИИ", никакие вообще не подпадают - в соответствии с духом и буквой закона - под понятие массового мероприятия, соответственно, подобные акции не будут пресекаться, на участников никаким другим образом не будет оказываться воздействие, если они не будут нарушать правила дорожного движения. Мы должны открыть статью 2 закона, где чётко написано, что такое "публичное мероприятие", что такое "демонстрация" и так далее, - не надо путать: если осуществляется, допустим, перевозка детей под флагом КПРФ в пионерлагерь, то это перевозка детей в пионерлагерь, не более того. Что касается палаточных городков, отдельных палаток или чего-то ещё, данным законопроектом не запрещаются ни палаточные городки, ни автопробеги, ни вело-, мото- и прочие другие пробеги. Законопроектом просто чётко устанавливается, что вот в такой-то форме это и является массовым мероприятием, а если это массовое мероприятие, то будьте любезны в установленном порядке заявите, получите соответствующее согласие органа исполнительной власти по месту проведения и так далее, не более того. Это всего лишь уточняющая норма, которой устанавливаются взаимные права и обязанности органов власти и организаторов проведения массового мероприятия, всё вводится в нормальное цивилизованное русло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, в своём докладе вы перечислили акции, которые прошли в Башкирии, в Челябинской области, в Ростовской области, все мы были свидетелями акций дальнобойщиков, по сути дела, по всей территории Российской Федерации. Я, например, считаю, что этим законопроектом вы на самом деле боретесь не с причиной, а со следствием, ведь люди просто так не будут выходить и устраивать вот такие акции. Содокладчик сказал, что любой законопроект и любой закон можно довести до абсурда, - у меня к вам вопрос: а вы уверены, что такого абсурда после принятия этого закона мы не увидим на местах? У меня как раз такой уверенности нет, потому что власти на местах, региональные чиновники, всё понимают через определённую призму. ЗУБОВ И. Н. Спасибо вам. Ещё раз подчёркиваю, что закон технический и сегодня норма закона регламентирует, указывает на то, что массовые мероприятия могут проводиться с использованием автотранспортных средств, соответственно, они должны подпадать под действие всех правил этого закона. Мы всего лишь снимаем правовую неопределённость, чтобы это не порождало конфликты в будущем, и этот законопроект разрабатывался задолго до акций дальнобойщиков - задолго! - и не имеет к ним никакого отношения, это я ответственно здесь заявляю. Я также хочу сказать о том, что законопроектом как раз даётся законная возможность для проведения самых различных акций, в том числе с применением (не исключается такая возможность) автобусов, большегрузных автомобилей, но только если это не создаёт угрозу общественной безопасности, если это сделано цивилизованно, в рамках соответствующего уведомления и с учётом получения необходимых согласительных документов, если при этом не нарушается общественный порядок, во всех иных случаях это не допускается. Мы знаем, что имели место разного рода мероприятия, когда нарушались другие какие-то нормы, и мы их пресекали, но надо абсолютно чётко понимать, что транспорт - это средство повышенной опасности, и если на дороге будут проводиться подобного рода акции, к которым мы не готовы, о которых не знаем, которые проводятся стихийно или сознательно с нарушением правил дорожного движения, правил проведения массовых мероприятий, то это будет создавать угрозу общественной безопасности - не регламентировать, не обращать на это внимания государство не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шингаркин Максим Андреевич, пожалуйста. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Игорь Николаевич, а как будет корреспондироваться изменение, точнее, сокращение численности сотрудников МВД с расширением, по сути дела, функций МВД, которое мы в последнее время обеспечиваем законодательно? И второй вопрос: вот мы говорили об альтернативных видах транспорта, а когда сотрудники полиции научатся на велосипедах сопровождать велосипедные колонны, как это делают во всех развитых странах, знающих, что такое два колеса? ЗУБОВ И. Н. Спасибо. По второму вопросу: уже учимся, и уже есть подобного рода акции с сопровождением на велосипедах, и на мотоциклах сопровождаем. Что касается новых функций, которые появляются у полиции, такая тенденция действительно есть, но это не имеет отношения к данному законопроекту. Что касается других законопроектов, мы будем очень признательны, если вы будете обращать внимание на то, что, так сказать, возложение на нас новых функций требует материально-технического и кадрового обеспечения, а в данном случае мы справимся теми силами и средствами, которые у нас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Игорь Николаевич, тут уже о многих деталях спрашивали, я хочу уточнить: насколько данный законопроект будет ограничивать в действиях такие структуры, как политические партии, или же речь идёт о настороженности министерства и правительства по отношению к другим структурам? Потому что до абсурда дойти легко!.. Вы понимаете, мы с уважением относимся к людям уровня министров, замминистров, если они профессиональны, тут нет вопросов, но внизу-то применение (я хочу выступить сегодня, некоторые детали привести) сплошь и рядом ставит вверх ногами тот благородный замысел, о котором здесь докладывают. ЗУБОВ И. Н. Спасибо. Я ещё раз хочу сказать, что на самом деле и в соответствии с действующей нормой у нас есть основания применять регламентацию подобных мероприятий, но, когда неизбежно возникают подобные ситуации, даже в судебной плоскости, у судей есть вопросы к квалификации мероприятия, то есть чем это является - демонстрацией или неким другим мероприятием, не регламентированным законодательно. То есть есть правовой пробел, который данным законопроектом устраняется, и я вам опять же ответственно говорю, что для правоприменительной практики очень важно, чтобы таких пробелов не было, потому что в конечном итоге это касается прав и свобод конкретных граждан, партий и объединений, кстати, тоже. Что касается эксцессов исполнителей, нарушений в нашей деятельности, а также, кстати, и нарушений общественного порядка со стороны участников различного рода мероприятий, то это реалии современной жизни. Я думаю, сегодня ни одна политическая сила также не может гарантировать, что в её рядах, в рядах её сторонников, которые выходят на какие-то массовые мероприятия, не будет допущено никаких эксцессов, никаких незаконных действий. Такое тоже бывает, но мы стремимся к тому, чтобы свести это к минимуму, о чём свидетельствуют и количество сотрудников, которых мы привлекаем к ответственности, и те меры, которые мы принимаем для повышения уровня профессиональной подготовки. Ну и наконец, пусть не всем это нравится, не все в это верят, но я могу сказать, что на сегодняшний день уровень общественного доверия к полиции достаточно высокий, как в Европе, даже выше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Игорь Николаевич, я хотел задать вопросы, но вы уже на них ответили. Ну, как говорится, за дураков, которые этот закон блюдут внизу, за всех вы действительно отвечать не можете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Игорь Николаевич, вы несколько раз упомянули о нарушениях общественного порядка при проведении соответствующих мероприятий. Я хотел бы, чтобы вы подробнее остановились на этом: где конкретно, когда и что было нарушено. И если основной довод заключается в том, что вы должны быть в курсе, то, может быть, так и написать в законопроекте: организаторы мероприятий должны информировать органы исполнительной власти о планируемых автопробегах или об организации палаточных лагерей? ЗУБОВ И. Н. Ну, прежде всего хочу сказать, что в законе так и написано - что они уведомляют, и не более того, больше мы от них ничего не требуем. Что касается случаев нарушения общественного порядка, то они происходят прежде всего при движении неорганизованных колонн и связаны с созданием помех для дорожного движения. Это первое. Второе. Надо понимать, что если мы предоставляем неурегулированное или какое-то избыточное право одной категории граждан, то при этом нарушаются права другой категории граждан. Извините, если для законопослушных, обычных автомобилистов подобного рода акции создают неудобства, то это тоже нарушение. При этом мы вынуждены отвлекать значительные силы и средства на соответствующие манёвры, для того чтобы обеспечить безопасность проезда, - такого рода действия тоже имели место. Имели место и попытки неповиновения законным распоряжениям сотрудников полиции, которые обращали внимание на недопустимость перекрытия транспортных магистралей, хотя это подпадает уже под другую статью применяемого нами закона, на недопустимость проезда колонны по нерегулируемым перекрёсткам и создания помех для движения других автомобилей и так далее. Если вам необходим какой-то подробный обзор, я в принципе готов дать указание ГИБДД, чтобы они такую практику проанализировали, я не возражаю, мы готовы это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Гудков Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Я хотел бы тоже ответить Игорю Николаевичу. Я, конечно, очень рад, что вы выступаете против злоупотреблений, но, знаете, как-то не сильно в это верится, когда, например, сидит Ильдар Дадин, которому за одиночные пикеты дали три года. Может быть, давайте с него начнём разбираться? Это первое. И второе. Вот вы приводите в пример майдан в Киеве. Хотим ли мы, чтобы так было? Конечно, не хотим, но я вас уверяю, что в том же Киеве в то время не было законов, которые разрешали бы, например, кидать зажигательные смеси в сотрудников полиции, не было закона, который разрешал бы жечь покрышки. Когда происходят народные волнения, восстания и так далее, вообще никакие законы не работают, и вы это прекрасно понимаете. Вот этими запретительными мерами вы всё равно не сможете защититься в тот момент, когда протест действительно наберёт силу или если он наберёт силу. Для того чтобы не было протестов, наверное, нужно всё-таки как-то по-другому решать проблемы граждан, чтобы у них не было повода выходить. Я прекрасно понимаю, что, наверное, изначально этот закон писался не потому что угрожали дальнобойщики, он действительно появился давно, но ни в комитетах не появлялся, ни на первое чтение не выносился, а политическое решение всё-таки его обсудить в первом чтении было принято, наверное, только после протестов дальнобойщиков. Конечно, власть сегодня действительно испытывает некоторую тревогу и видит риски в связи с такими протестами - ну так, может быть, не надо было тогда принимать все эти решения, чтобы малый бизнес платил непонятный налог в частные руки, Ротенбергу, может быть, надо было эту проблему решить?! Например, в Дагестане, если мы говорим о дальнобойщиках, это вообще один из немногих видов бизнеса, который кормит многие тысячи семей, - вот в чём проблема. И к сожалению, будут такие случаи, Игорь Николаевич, будут случаи и со свадебными кортежами, и с похоронными кортежами и будут палаточные лагеря разгонять. И вы говорите о том, что мы должны цивилизованно разрешать все эти противоречия?! Ну что, значит, чтобы прогуляться теперь по городу, мы должны спрашивать у вас разрешения, чтобы проехаться на автомобиле, мы должны спрашивать у вас разрешения - что дальше-то будет?! В туалет сходить - тоже нужно будет разрешение получать? Тоже можно, за три часа или за пять часов вы будете предлагать... я не знаю, что дальше будет: гулять, думать, дышать этим воздухом - на это мы тоже должны получать у вас разрешение?! Мне кажется, надо думать не о запретительных мерах регулирования, мне кажется, нужно создавать условия, для того чтобы решались проблемы граждан, чтобы им не нужно было протестовать, может быть, надо бороться с коррупцией. Давайте бороться за создание нормальных условий для ведения бизнеса, и тогда, может быть, не будем сносить палатки, как когда-то, когда в Москве снесли палатки бизнесменов, у которых было официальное разрешение, - вот что является поводом для протеста! А если уж вы говорите про... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. Семь минут от фракции. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые народные избранники - я говорю это на полном серьёзе, чтобы напомнить, - уважаемый Игорь Николаевич! Вы - представитель той структуры, за которую народ не голосует, а нам и накануне выборов в Государственную Думу, и на протяжении всей деятельности в Государственной Думе, когда мы принимаем тот или иной закон, необходимо задаваться как минимум двумя вопросами. Первый: как мы без него жили, до него? И второй - как он улучшит жизнь граждан? Ну как мы до этого жили? Отвечаю: плохо. Как принятие этого закона улучшит жизнь граждан? Никак не улучшит. И соответственно, я никакого вопроса вам не задавал, потому что прекрасно понимаю и наша фракция ЛДПР понимает, почему такие законодательные инициативы появляются накануне выборов в Государственную Думу. Соответственно, мы будем против этого закона выступать, мы не будем его поддерживать. Я думаю, что все остальные фракции, кроме фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не будут поддерживать эту инициативу, это предложение. Вот у вас прозвучала фраза, что этот закон принимается с целью улучшить положение с соблюдением прав граждан, а вы не пробовали улучшить положение с соблюдением прав граждан, улучшив их условия жизни? Может быть, Правительство Российской Федерации услышит предложение фракции ЛДПР принять закон, согласно которому ЖКХ снова вернулось бы под контроль государства, и тогда у нас трактора не будут засыпать девочек снегом, а людей не будут убивать сосульки? Может быть, вам выйти с инициативой - установить государственное регулирование цен на энергоресурсы, а то у нас бензин на заправках стоит 37 рублей, когда нефть стоит 100 долларов за баррель, но когда она в 3 раза дешевеет, бензин почему-то в 3 раза не дешевеет? Может быть, вам обратить внимание на то, что сегодня огульно приватизируют водоканалы? Когда я выношу на заседание Государственной Думы вопрос о том, что город Рязань - восьмой город в России, в котором пытаются отдать в частные руки водоканал, коллеги из фракции парламентского большинства не считают этот закон важным и не считают нужным за него голосовать, для того чтобы обратить внимание Правительства Российской Федерации. Может быть, вам восстановить заготконторы, для того чтобы помочь сельскому хозяйству? Может быть, вам заняться развитием инфраструктуры на селе? Я хотел бы вам сказать, что люди жалуются, говорят, что во время Великой Отечественной войны бани работали, а сегодня бани на селе закрываются, потому что не хватает финансирования. Вы, наверное, думаете, что на этом фоне люди в первую очередь хотят от вас принятия закона, согласно которому нужно будет стройными рядами ездить на автомобилях и спрашивать разрешение на возведение легковозводимых конструкций? Ответ здесь простой. Когда депутаты фракции ЛДПР или члены партии ЛДПР на пяти, шести или семи машинах едут с флагами в тот или иной населённый пункт, приезжают, проводят мероприятия, раздают свою агитпродукцию, в рупор рассказывают о том, чем занимаются губернатор и глава района, то, конечно, это коробит местную власть, конечно, это коробит губернаторов, и они обращаются к вам, чтобы вы им помогли, ведь мерило заключается не в том, сколько появилось новых рабочих мест, как увеличился уровень рождаемости или продолжительность жизни, мерило простое: сколько процентов этот регион может дать конкретной партии на будущих выборах. И вы у них спрашиваете, что им для этого нужно, а они вам отвечают, что им нужно, чтобы у них спрашивали разрешение на всё, на любые действия, которые привлекают внимание к существующим проблемам. Что такое легковозводимая конструкция? Это палатка, которую я в том числе, как депутат Государственной Думы, разбиваю в районном центре, потому что там нет помещения для того, чтобы мне организовать приёмную депутата Госдумы, - я депутат от фракции ЛДПР, я просто выступаю в интересах жителей Российской Федерации, как и все мои коллеги по фракции ЛДПР. Что, теперь я буду приезжать и спрашивать разрешение разбить мне палатку? Или, может быть, футбольные болельщики, которые будут в 2018 году разъезжать по Российской Федерации с флагами, болея за нашу сборную, должны будут нанять к себе в команду юриста, чтобы тот вовремя и грамотно подавал заявки? Ни в коем случае, речь не об этом идёт. Вот здесь у нас утром выступал коллега с научной точкой зрения, и физики знают, что вода закипает при температуре 100 градусов, но ещё бывает, что вода закипает при температуре 120 градусов, это абсолютно чистая вода, из которой удаляют все примеси, все ненужные вещества, - вот она, к сожалению, закипает при температуре 120 градусов и очень резко. Так что когда вы хотите всё зачистить или если вы хотите всё сделать так, как нужно вам, - чтобы никто никуда не выходил, не собирал никаких лагерей палаточных, делайте проще: принимайте в Государственной Думе законы, которые предлагает фракция ЛДПР или другие оппозиционные фракции. Эти фракции вносят на рассмотрение депутатов Государственной Думы идеи своих избирателей, они могут отчитаться перед избирателями о том, что их чаяния услышаны в Госдуме и на основании этого приняты законы. Но когда вы не принимаете ни одного закона, которые предлагают оппозиционные партии, когда мы не можем своим избирателям сказать, что решены те проблемы, которые существуют в сфере ЖКХ или в связи с закрывающимися детскими больницами и школами, когда мы не можем эти идеи проводить в жизнь, люди вынуждены самостоятельно обращать на себя внимание федеральной власти, и, соответственно, они выходят на улицы. Как только президент страны обращает внимание на проблемы дальнобойщиков, они перестают дружными колонами ездить по федеральным трассам, а политические партии будут активизировать свою деятельность накануне выборов в Государственную Думу - именно поэтому, я уверен, вы и принимаете закон, именно поэтому вы принимаете эти все нормы. Вот вы здесь нам отвечаете, что эта норма не будет распространяться на те или иные случаи, - ну, мы, наверное, возьмём видео вашего выступления и будем сотрудникам полиции показывать. Насчёт самодуров на местах я вам пример приведу. Выборы в Рязанскую областную Думу: появилась такая новоиспечённая партия, называется "Коммунисты России", раздают по городу Рязани газеты грязные, где ложь и клевета на представителей всех других политических партий. Сотрудник полиции в ответ на обращение вальяжно рассказывает, что нужно написать заявление, они рассмотрят его и если в их действиях есть состав преступления, есть какие-то нарушения, то они их задержат и запретят им раздавать газеты. Зато когда депутат Государственной Думы из фракции ЛДПР Шерин 3 октября раздавал бейсболки, футболки и газеты от ЛДПР, то сотрудник полиции со значком подошёл ко мне с целью уточнить мою внешность по документу - он, видите ли, меня узнать не может или думает, что это какой-то чудак со значком депутата. Не надо ни в коем случае принимать этот закон! Принимайте законы, которые предлагает фракция ЛДПР для улучшения жизни граждан, и тогда никто не будет никаких палаточных лагерей разбивать! Сегодня законодательство Российской Федерации это позволяет. Этот закон для того, чтобы заткнуть рот оппозиции и блокировать нашу деятельность, потому что ваши губернаторы работать не хотят, а мы их критикуем. Коллеги, принимать этот закон не нужно! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович, у вас три минуты. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, от фракции выступит Николай Васильевич Коломейцев, а у меня несколько комментариев. Мы, коммунисты, по сути своей последовательно занимаем государственно-патриотические позиции, вы знаете, что мы поддерживаем укрепление армии, оборонного комплекса и помогаем в том числе МВД, когда они правы. Вот я вспоминаю конец 80-х, боль в душе: тут рядом, на Красной площади, у гостиницы "Россия" перед крахом Советского Союза власть в лице Горбачёва, Яковлева демонстрировала абсолютное безволие, потом это превратилось в предательство. Палаточные городки бомжей, грязь фотографировали иностранцы - весь мир видел агонию той власти, которая не выражала интересов своего народа! И эта боль в нас сидит. Но с чем мы дальше сталкиваемся? Дьявол кроется в деталях. Вот, например, надумал бывший губернатор Самарской области вместе со своей свитой провести фестиваль "Рок над Волгой", и 200 тысяч человек со всей страны собралось: кто на машинах, кто на мотоциклах - вся полиция на ушах, все системы охраны, инфраструктуры!.. Это действующая власть позволяет! Грушинский фестиваль - великая добрая традиция, - где собирается в разные годы 100-150 тысяч, а то и 200 тысяч человек, и потоки машин идут. Как вот это будет регулироваться после подобного технического нововведения? Невольно думаю и о других вещах. 1 мая 2013 года, лютый ливень в Самаре. Заявка на митинг и демонстрацию подана, я заранее лично переговорил с губернатором и с генерал-лейтенантом - всё вроде решено. Собираемся на место сбора - три полковника полиции с пятью видеокамерами крупным планом снимают и говорят: "Полшага влево - 300 тысяч рублей штрафа, полшага вправо - мы вас забираем". И гнали нас, как стадо баранов - хотя, повторяю, мы люди с мужеством и достоинством, - по каким-то закоулкам, пока мы не вышли на место проведения митинга и депутаты не начали отчитываться о своей работе. Это какая демократия?! Через год местные власти вразумили, и мы получили приглашение принять участие в объединённом митинге, где были левые, правые - разные. И надо было видеть реакцию 15 тысяч человек, когда два коммуниста по три минуты только могли что-то сказать. Мы сыты по горло этой иллюзией демократии! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Игорь Николаевич - особенно к вам хочу обратиться: нет технических законов! Вот я шесть лет в Думе, и я ни разу не видел, чтобы в повестке дня было написано: это технический или это нетехнический федеральный закон. Слово "технический" применяют для того, чтобы как бы сказать: ребята, вы тут побыстрее, так, не вникая, примите, и мы пойдём его выполнять. А по этому закону вы в тюрьму можете посадить человека, судьбу ему сломать - какой же это технический закон?! Это первое. Второе. Очень неудачные, на мой взгляд, примеры по Украине. От хорошей жизни, я повторяю, никто на улицу ещё не выходил, и в том, что случился майдан, виновата власть украинская. Если бы они приняли такие меры, чтобы жизнь была хорошая, жильё, зарплата, пенсии и всё-всё-всё остальное, никакого палаточного городка не было бы и никакого кровопролития - это действительно страшная вещь - там бы не произошло. Третье. Принимая такие законы, мы в какой-то степени провоцируем в России майданы, ведь люди выходят на улицу, потому что теряют работу. Вот те же самые дальнобойщики, они прямо говорят: "В год надо заплатить 400 тысяч рублей Ротенбергу. Это значит, что я должен бросить свою машину, потому что я таких денег не найду, и идти в безработные. А кто и как будет кормить мою семью?" Конечно, они выйдут на улицу! И если мы им не будем давать возможности свободного волеизъявления, то как раз появится вот тот протестующий майдан, которого ни мы, ни вы не хотели бы видеть, но вот такими законами мы сами его появление провоцируем. И самое главное, что я хотел бы отметить. Вот этот законопроект и подобные - смотришь на них и убеждаешься, что удавка на шее демократии в России, к сожалению, затягивается. Ничего путного, ничего хорошего для народа от этого закона мы не получим! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Игорь Николаевич, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, идёт политическое обсуждение законопроекта. Вот если вы его откроете, то насчитаете здесь всего десять слов, которые вносятся в действующий закон, но, с моей точки зрения, слова эти внесены людьми, которые в принципе перепутали все понятия. Нельзя демонстрацию сравнивать с автопробегом - это совершенно разные мероприятия! Вот я, человек, который пятнадцать лет организует автопробеги, не услышал от Игоря Николаевича ответа. Объясняю вам, что такое автопробег. Я, как ответственный человек, выбираю двести молодых людей и согласовываю для них встречи с краеведами, чтобы они знали, чему посвящены памятники. Вот в Ростовской области нет ни одного района, в который бы больше половины призванных в годы войны вернулось, понимаете? Нет ни одного района, но подавляющая часть молодых людей в результате проведённого закона "Об образовании..." не знает своей истории! Поэтому я, как ответственный гражданин, за свои, подчёркиваю, собственные деньги на машинах, везу двести студентов исторического факультета Южного федерального университета в Сталинград. В рамках закона я договариваюсь, делаю заявки в сорока городах в Ростовской и Волгоградской областях. Я, как ответственный человек, пишу начальнику ГУВД Ростовской области: уважаемый товарищ начальник, я везу двести человек, со мной есть имеющие опыт вождения военных колонн в голове и в хвосте колонны, и на этих машинах написано, чему посвящено мероприятие, - мы всё выполнили. Вы пытаетесь значительно усложнить это дело. Но я ведь могу флаги и не вешать: я возьму те же пятьдесят машин и поеду на них, но на машинах нигде ничего не будет написано, мы будем интервал в 15 метров соблюдать, и вы никогда не узнаете, колонна это или не колонна. В данном законопроекте, мне кажется, спутаны понятия, а также не говорится, куда я должен написать уведомление. Вот вы приравниваете автопробег к демонстрации - приведу вам пример. Донбасс и Донецк - это область Всевеликого войска донского, мы с ними всегда сотрудничали и сейчас сотрудничаем. В ещё мирном тогда Донбассе мы проводили ко Дню Победы, к дням освобождения Донбасса и Ростова-на-Дону акцию "Миус-фронт". Многие не знают, что это вообще третье по значимости сражение, мы там потеряли 650 тысяч наших военных, мы там полгода протоптались, в силу того что там были созданы... Ну вот генерал Моисеев знает, что одни из самых укреплённых сооружений были в Кёнигсберге и на Миус-фронте, Гитлер считал их непреодолимыми, но наша молодёжь об этом не знает, понимаете? И вы предлагаете считать автопробег демонстрацией - какая это демонстрация?! И кому я должен написать? Вот я в двух странах, в трёх субъектах провожу мероприятия, я кому должен написать заявку, или уведомление, - в ООН, что ли, или кому? Если бы вы правоприменением занимались, то знали бы, что в законе должно быть чётко написано: куда написать заявку, за что отвечает мэрия, что конкретно она должна сделать, что должно делать МВД. Вот здесь сидит Владимир Иванович Бессонов, и в связи с событиями 2 декабря 2011 года на самом деле надо было забрать начальника полиции Грачёва (вы его потом уволили за другое, потому что если человек непрофессиональный, то непрофессиональный всегда), который допустил немотивированный разгон заканчивающейся акции и выразил протест против того, чего вообще не было, но человека, депутата... Вообще-то, должны были привлечь начальника полиции за превышение должностных полномочий, но в данной ситуации берут... И следователь Следственного комитета вначале так и написал, что не было состава преступления, но потом, после Болотной, собрали в определённом кабинете и сказали: найти везде, где были противостояния, особо статусных лиц, - и бух, квалификация, 318-я статья, десять лет без права переписки! Ну вы же понимаете, это же совершенно разная квалификация! С моей точки зрения, закон в данной редакции в принципе неработоспособен - вы должны написать: могут проводить в рамках серьёзных общеполитических мероприятий, и в том числе "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (они с учётом нашего опыта потом проводили акцию). Но кому я должен заявку написать, если я в трёх или в четырёх субъектах разных округов провожу мероприятие - автопробег, каким образом это должно регламентироваться? Этого в законе нет! Я допускаю, что палаточный городок можно и к пикету, и к митингу приравнять, но автопробег - это совершенно другая акция. Я подчёркиваю: о митингах я заявляю в рамках имеющегося порядка, даже и ужесточённого, а что касается автопробега, в вашем законе это никак не прописано, что даст возможность для произвола ваших сотрудников. Почему? Потому что у нас запрещено всё, что не разрешено, перефразируя известные слова известного человека. Мы не можем поддержать этот законопроект, но с учётом того, что большинство поддержит, Игорь Николаевич, вы услышьте меня: приравняв в данном законопроекте автопробег к демонстрации, вы в принципе усугубляете ситуацию, не давая ответа на вопросы по проведению цивилизованного мероприятия. Вот ваши "Ночные Волки": они же в принципе разъезжают табунами на мотоциклах дорогостоящих, в том числе в других странах, - куда они должны заявку писать, если предположить, что президент их не поддерживает? Их любой гаишник остановит и скажет: где заявка, где разрешение? Ну, они крутые ребята - пошлют его куда подальше, но на самом деле сотрудники ОМОНа должны взять и связать им руки и штраф на полтора миллиона выписать, понимаете? То есть вы должны подходить разумно к вносимым проектам! Завершая выступление, я всё же скажу: вот здесь правильно от фракции ЛДПР Шерин говорил, что, когда принимаешь закон, всегда надо думать о последствиях, - если же о последствиях наперёд не подумал, то закон, кроме дополнительной головной боли, ничего не даёт! Данную редакцию мы поддержать не можем. Хотя здесь всего десять слов, с нашей точки зрения, законопроект не продуман. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я девять слов насчитал почему-то, неточность... Знаете, с одной стороны, не удалось избежать излишней политизации, как бы мы ни хотели, - понятно, это невозможно сделать. С другой стороны, вот всё время звучали формулировки про автопробег, но вот в этих девяти словах нет ни слова об автопробеге - я прошу всё-таки внимательнее читать, потому что это даже не большой законопроект, не закон, а это дополнение уже существующей статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах...", который всегда, как только где-то упоминается, тут же вызывает бурные дискуссии, даже если мы там запятые меняем! Но в законопроекте точно сказано: предлагается после слова "передвижения" - дополнить словами "в том числе на транспортных средствах" - всё, не более того! Когда опять начинают говорить об автобусах, о партийных колоннах... Ну не подпадает это под действие закона никоим образом, в законе нет никаких запретительных мер, он не носит запретительного характера! Здесь звучали слова о майдане, об удавке, о тюрьмах, чего только не говорили - просто стыдно, коллеги, когда заместителю министра внутренних дел начинают предъявлять претензии по той сфере, которая не входит в зону его ответственности. Ну-ка скажите, Игорь Николаевич, почему у нас рождаемость плохая в стране, или не плохая, а вот такая? (Шум в зале.) А почему вы не можете ответить на этот вопрос? Вот, видимо, вы должны отвечать на все вопросы, начиная с ЖКХ, за всё, что происходит в стране! (Шум в зале.) Коллеги, давайте всё-таки более профессионально подходить к вопросу и рассматривать предметно, потому что мы каждый раз сталкиваемся с тем, что нас начинают чем-то пугать, дескать, запрещают проводить, - нет здесь ни одного такого слова, наоборот: пожалуйста, проводите мероприятия в рамках существующего законодательства. Никто вам не будет говорить "нет", если вы соблюдаете закон, будь то выборы, будь то какие-то другие общественно полезные мероприятия - всё, не более того! И когда речь заходит о том, что нельзя ставить палатки, - это не так! Да никто не запрещает ставить эти палатки, у нас многие депутаты, выезжая в сельскую местность, проводят приём в тех же палатках, и никаких претензий к ним нет, и ни к одному депутату не будет, поверьте, никаких претензий! Ещё раз: надо спокойнее ко всему этому подходить. Я уж не говорю о том, что мы каждый раз пытаемся всё вывести в какую-то уличную плоскость, опять перед выборами начинаем пугать тем, что у нас готовится очередной майдан, - зачем вот это делать? Я уже несколько раз хотел обратиться к депутату Владимиру Николаевичу Федоткину. Владимир Николаевич, ну давайте успокоимся всё-таки, поймите одну простую вещь: те вопросы, которые вы задаёте, они некомпетентны, непрофессиональны, они больше, знаете, из разряда "армянского радио", и надо, наверное, вам и отвечать в стиле "армянского радио". У "армянского радио" спросили: "Что делать, если вы потеряли горжетку?" "Армянское радио" ответило: "Мы не знаем, что такое горжетка, но после обеда девушкам не рекомендуем ездить на велосипедах". Вот это из разряда такого разговора, понимаете? (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, я ещё раз вас призываю к тому, чтобы мы спокойно подходили к рассмотрению этого вопроса, понимали, что в любом случае, так или иначе, конечно же, ответственность за те нарушения, которые сегодня существуют и, наверное, всё-таки будут допускаться в ходе выборных кампаний и других мероприятий, должна регламентироваться законом, закон должен работать для всех, он един для всех, и никуда от этого не деться. У нас сегодня есть возможность ещё раз спокойно, без излишней политизации подойти к голосованию и в первом чтении поддержать. Будут предложения во втором чтении (я об этом уже говорил) что-то изменить, дополнить - ради бога, в комитете мы можем эти предложения рассмотреть, я думаю, и представители правительства и Министерства внутренних дел с удовольствием подключатся к обсуждению этих поправок. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства желают выступить? Нет. Игорь Николаевич, хотите что-нибудь сказать? Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать спасибо за такую содержательную дискуссию. Раз законопроект привлёк такое внимание, значит, он нужный - это прежде всего, и это естественно: если бы он был незначительный, не было бы такой жаркой дискуссии. Я хотел бы ещё раз заверить вас, ещё раз сказать, что закон очень нужен в правоохранительной практике, он не имеет абсолютно никакого карательного или ограничительного характера, но его принятие важно для обеспечения безопасности и стабильности в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 31 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 204 чел.45,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.
ЯКОВЛЕВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, по вопросу 13 Яковлева Лариса Николаевна голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Отметим в протоколе.