Заседание № 285
16.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 886493-6 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления норм, касающихся перерасчёта размера платы за коммунальные услуги).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4692 по 4958 из 6393
Следующий, 14-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Все мы знаем, что малоимущим слоям населения в связи с кризисом очень накладно оплачивать коммунальные услуги, и многие престарелые люди стараются жить временно у своих детей или родственников, чтобы сэкономить какие-то средства для пропитания, - ну, это они так думают, но это неверно. Срок, за который производится перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, если потребитель не проживал в жилом помещении, не ограничен ни в ранее действовавших Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, ни в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, действующих с 1 сентября 2012 года. В связи с этим нередки случаи, когда срок, в течение которого потребитель не проживал в жилом помещении, не оборудованном приборами учёта, и за который осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, составляет три года и более. Эти платежи непосильны для малоимущих граждан! Данный законопроект направлен на уменьшение срока перерасчёта, что позволит гарантировать защиту прав потребителей, которые временно не проживают в помещении на период тех или иных обстоятельств, и оградить абсолютное большинство потребителей от чрезмерных платежей в случае перерасчёта платы за коммунальные услуги, за жилое помещение в их доме. Предлагаемый проект закона дополняет статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующей нормой. В остальном порядок перерасчёта устанавливается, как и прежде, Правительством Российской Федерации. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ссылается на часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая гласит: "При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации". В заключении комитета говорится, что предлагаемое законопроектом изменение не соотносится с указанной частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку перерасчёт осуществляется исключительно за коммунальные услуги индивидуального потребления. Такое заключение делает комитет, не учитывая, что на практике происходит совершенно обратное: гражданам, пытающимся выяснить, почему в платёжке указана сумма больше, чем обычно, управляющие организации прямо поясняют, что это связано с перерасчётом размера платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальную услугу индивидуального потребления, о которой говорится в заключении комитета, рассчитывается по установленному прибору учёта. Те, кто не установил приборы учёта, к сожалению, до сих пор являются бременем всех проживающих в многоквартирном доме граждан, и плата за них производится солидарно, в том числе и перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованном приборами учёта. Я пошёл немного дальше и обратился в наш Комитет по энергетике, мы организовали "круглый стол", обсудили и пришли к выводу, что, действительно, приборы учёта не должны устанавливать наши бедные люди, их должны устанавливать те, кто даёт электроэнергию. Почему всё делается наоборот, и комитет это всё поддерживает - чтобы только люди платили?! В отзыве правительства и заключении Правового управления замечания незначительные, их можно учесть ко второму чтению. Уважаемые коллеги, в связи с изложенным прошу поддержать данный законопроект, направленный на совершенствование жилищного законодательства в части справедливого установления размера платы за коммунальные услуги, на защиту прав потребителей коммунальных услуг, в том числе малоимущего населения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Михайлович. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Уважаемый Василий Михайлович, вот я с вами абсолютно согласна в том, что установка приборов учёта для малоимущих граждан должна осуществляться за счёт бюджета, более того, мы такую инициативу внесли, но вот с остальной частью вашего выступления я никак согласиться не могу. Уважаемые коллеги, я сейчас не буду говорить о несоответствии одной статьи другой статье, о том, что порядок этот устанавливается Правительством Российской Федерации, я просто хочу напомнить, что у нас не подлежит перерасчёту размер платы за коммунальные услуги по теплоснабжению, газоснабжению и по общедомовым нуждам, поэтому вот то, что предлагается, на самом деле есть попытка... Ну, допустим, гражданин не год, а полтора года отсутствовал по уважительным причинам - на этого человека будет возлагаться ещё дополнительная обязанность по оплате тех услуг, которые он не потребил, потому что речь реально идёт о водоснабжении, вот и всё. Я за малоимущих, я за адресную помощь, я за то, чтобы счётчики устанавливали за счёт бюджета, но вот этот документ совершенно не может быть нами поддержан! Период может быть, конечно, определён, но опять же это должно сделать правительство. И почему именно год? Нужны какие-то обоснования, ведь у одной семьи может быть одна ситуация, у другой семьи - совершенно другая: на лечение уехали, надо отъехать ещё и ещё раз, ну мало ли что бывает, бывают тяжёлые заболевания, люди по два года в клиниках за рубежом могут лечиться и так далее. Так что вот это должно быть как-то уточнено на уровне нормативного документа правительства. В такой редакции мы этот законопроект ну никак поддержать не можем, при всём уважении. А счётчики малоимущим, конечно, нужно устанавливать за счёт бюджета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ян Викторович Зелинский, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемая Галина Петровна, вы сказали, что счётчики малоимущим надо устанавливать за счёт бюджета, но я бы хотел дополнить: во-первых, не за счёт бюджета, а за счёт управляющей компании, потому что она получает прибыль, а во-вторых, не только малоимущим, а всем гражданам. Простой пример: когда мы приходим в магазин, мы кассовый аппарат с собой приносим или же он в магазине имеется? В магазине, в котором мы платим деньги за покупку товаров, есть кассовый аппарат, так же и здесь должно быть, по аналогии. Дальше. Вы говорите, что Правительство Российской Федерации должно установить данную норму. А почему бы нам не принять закон, не внести данную норму в Жилищный кодекс Российской Федерации, а не ссылаться постоянно на Правительство Российской Федерации: то не сделало, это не сделало, а мы здесь как бы бессильны? Давайте установим это, это в нашей власти. Прокомментируйте, пожалуйста, Галина Петровна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что Правительство Российской Федерации, конечно, может это установить, но я не просто так говорила о разных ситуациях в разных семьях. Вот я лично считаю, что устанавливать такой срок, каким-либо образом ограничивать, меньше, больше, на сегодняшний день нецелесообразно, этого делать не нужно. Теперь по поводу установки счётчиков: не управляющие организации должны это делать, а ресурсоснабжающие, маленький такой вот нюанс... И всё правильно вы говорите про магазин: мы идём туда и весы с собой не несём, но в данном случае этот доход, эту прибыль получают ресурсоснабжающие организации, речь идёт об услугах водоснабжения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Галина Петровна, у меня тоже к вам вопрос. Вот с людьми встречаемся в ходе региональной недели, люди задают вопросы. В частности, одинокий пенсионер установил счётчик, затратил холодной воды полкубометра в течение месяца, а ему в общедомовые нужды приписывают где-то 3,5 кубометра; электрической энергии в течение месяца он потребил 60 киловатт-часов, а ему в общедомовые нужды приписывают порядка 200 киловатт-часов. В конечном итоге получается... Вот есть ли нормы, устанавливающие предел? Надо вот этот вопрос разрешить. ХОВАНСКАЯ Г. П. Хороший вопрос, он, правда, не имеет отношения к этому законопроекту, но он абсолютно обоснован. По жизни такие ситуации возникают, так что я благодарна вам за такой вопрос. Вы, наверное, знаете, что сейчас несколько отодвинули срок введения в действие норм по общедомовым нуждам, вы об этом знаете. На сегодняшний день есть только норматив, установленный в постановлении правительства, то есть для того, чтобы приписать гражданам больше, требуется решение общего собрания, но, видимо, в вашем случае нарушаются процедуры, это чисто вопрос правоприменения. Ограничитель есть. Вот пока такой ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Галина Петровна, начну с того, что ограничителей никаких нет ни у кого, особенно по ОДН, - творят всё что хотят! Поэтому мы должны над этой проблемой действительно поработать. Но вопрос у меня следующий: в комитете есть законопроект, который всё-таки регламентирует обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке различных счётчиков - газовых, электрических, воды, - всех приборов, необходимых для учёта потребления всех видов ресурсов? Есть или нет? Если нет, то есть ли у вас лично и в комитете намерение внести такой законопроект и утвердить, чтобы никто никогда больше не ссылался, ни житель, ни бюджет и прочее? Должна быть такая норма, чтобы жители чётко понимали, кто всё-таки несёт ответственность за счётчики, - почему это нужно сделать?.. (Микрофон отключён.) ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос, Николай Фёдорович. К сожалению, это находится в компетенции Комитета по энергетике. Речь идёт о 261-м законе, где уже всё чётко расписано, и сроки по установке счётчиков для граждан давно уже истекли. Сейчас это обязанность ресурсоснабжающей организации, причём в принципе она имеет право в рассрочку это осуществить, получить возврат платежа за установку счётчика, понимаете? Значит, в 261-м законе в принципе есть право властей - и местных, и субъекта Федерации - оказать помощь малоимущим гражданам, но, к сожалению, речь идёт о том, что норма эта не работает, - не работает! Понимаете, это право, а не обязанность - так, к сожалению, прописано в 261-м законе. Возвращаясь к предыдущему вопросу, я хочу, услышав реплику депутата Кармазиной, сказать, что абсолютно с ней согласна, потому что когда расписывают такой объём на всех граждан, то это значит, что плохо работает управляющая организация, есть незаконные подключения, все мы об этом знаем, есть подкрутки счётчиков нашими умельцами - вот всё это сейчас уголовно наказуемые деяния по законодательству, и об этом надо помнить. А если это вина управляющей организации, то надо менять управляющую организацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Галина Петровна, все вопросы вам сегодня, так получилось. Вот из Рязани немало людей уезжают на заработки в Москву и Московскую область, это малоимущие: месяц отработал здесь, потом две недели в Рязани живёт, потом снова месяц в Москве - две трети года человек находится на заработках, на выезде, - и получается, что и в Рязани с него берут за коммунальные услуги, если счётчика нет, и в Москве, где он снимает угол, тоже берут за эти же услуги. Получается, малоимущий дважды платит за одни и те же услуги - ну, согласитесь, наверное, это не совсем справедливо! То же самое происходит, когда многие пожилые граждане и ветераны уезжают на лето, с весны до осени, на дачу - ну им там легче, - они там платят за воду, за всё остальное, если это есть в доме, и по основному месту жительства тоже с них берут - опять получается несправедливость! Ведь надо эту проблему как-то решать, а не ждать, когда кто-то снизойдёт. ХОВАНСКАЯ Г. П. Значит, единственная несправедливость заключается в том, что может быть усложнена эта процедура и нет желания у управляющей организации сделать перерасчёт, а право такое на сегодняшний день есть. А про дачи что говорить? Уже были приняты нормативные документы, упрощающие всю эту процедуру, председателю ДСК или какого-то дачного кооператива разрешено давать вот эти справки о том, что человек платит и находится в том месте... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОВАНСКАЯ Г. П. Да-да, эти вопросы поднимались несколько лет назад, они действительно были острыми и актуальными, а сейчас уже актуальность исчезла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос, подобный тем, которые задавали мои коллеги. Галина Петровна, вот уехал человек, год он отсутствует (по разным причинам), у него в доме есть счётчики, он по ним оплачивает, водой не пользуется, но за отопление, естественно, будет платить. Вот что касается расходов на эти общедомовые нужды - об этом мы сегодня законопроект рассматриваем, - нельзя ли расписать почётче (конечно, там не очень хорошо это всё прописано), чтобы можно было исключить его квартиру при предоставлении какой-то справки из списка для начисления оплаты расходов на эти общедомовые нужны? Вот никак не пойму, почему мы всё ссылаемся на правительство?! ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемая Тамара Васильевна, общедомовые расходы тоже не подлежат перерасчёту, как и услуги отопления. Здесь как раз речь-то идёт об индивидуальном потребителе в жилом помещении - вот о чём законопроект! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна, все вопросы заданы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5192 по 5212 из 6393
Продолжаем обсуждение 14-го вопроса повестки. Были получены ответы на все вопросы. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 20 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.