Заседание № 37

06.04.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 886268-7 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1610 по 1658 из 6451
10-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4   
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,         
полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад Вадима        
Валентиновича Кумина.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУМИН В. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему           
вниманию законопроект был принят во втором чтении 5 апреля 2022 года.           
Законопроектом определяется, что установление банками дополнительных            
(повышенных) комиссий по основаниям, связанным со 115-м федеральным законом,    
не является мерой борьбы с отмыванием денежных средств. Проектом также          
устанавливается, что размер комиссии за перевод средств физических лиц, юрлиц   
и ИП в связи с изменением или расторжением ими договора не может превышать      
размера комиссии за перевод средств по другим операциям. Раньше банки,          
собственно говоря, злоупотребляли одним и вторым.                               
                                                                                
Принятие закона позволит устранить применяемые банками практики тарификации,    
ущемляющие права и законные интересы добросовестных лиц, а также мотивирует     
кредитные организации применять содержательный подход к оценке клиентских       
рисков в части легализации доходов, полученных преступным путём, и              
финансирования терроризма.                                                      
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию в        
третьем чтении. Комитет просит его принять.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки. Третье        
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 36

05.04.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 886268-7 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2965 по 3041 из 6769
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29       
Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4             
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,         
полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Докладывает Вадим    
Валентинович Кумин.                                                             
                                                                                
КУМИН В. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён 21 января 2020   
года депутатами Резником, Марченко, Хуснулиным, а также членом Совета           
Федерации Боковой. Предлагаемый вашему вниманию законопроект был принят в       
первом чтении 16 декабря 2020 года. Срок подачи поправок - до 14 января 2021    
года.                                                                           
                                                                                
Основные тезисы к первому чтению: дополнительные комиссии, повышенные размеры   
комиссий по операциям, по которым клиенты не предоставили предусмотренные       
федеральным законом № 115-ФЗ документы или в отношении которых у банка          
возникает подозрение в легализации (отмывании) преступных доходов, не           
являются мерами борьбы по противодействию терроризму. Фактически это            
произвольные комиссии, которые должны быть исключены. Вот главный смысл этого   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
К законопроекту поступило три поправки, все они рекомендуются к принятию.       
Автор поправок - депутат Государственной Думы Резник Вячеслав Матусович...      
Владислав Матусович, прошу прощения. Поправки ко второму чтению: там            
исключены положения, предусматривающие, что размер комиссии, если счёт          
закрывается или средства переводятся, должен соответствовать другим             
комиссиям. Обоснование - это то, что у банка есть свои тарифы, согласованные    
с клиентом, операции разные - и комиссии могут быть разные. Также уточнены      
переходные положения, предусматривающие отложенное вступление в силу закона -   
с 1 июля 2022 года. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и            
подготовлен к принятию во втором чтении.                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Валентинович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.93,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.                                       
                                                                                
КУМИН В. В. Уважаемый Иван Иванович, просьба поставить в повестку на завтра,    
6 апреля, для рассмотрения в третьем чтении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 331

16.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 886268-7 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4801 по 5179 из 6534
49-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29       
Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4             
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,         
полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад Владислава    
Матусовича Резника.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, в последнее время поступает              
значительное количество жалоб от граждан и юридических лиц на действия          
кредитных организаций, которые устанавливают дискриминационные тарифы на        
обслуживание отдельных категорий клиентов, основываясь на антиотмывочном        
законодательстве. Например, комиссия, взимаемая при переводе средств            
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в пользу физических     
лиц, варьируется от 0,5 процента до 12 процентов и зависит исключительно от     
суммы переводов в месяц; также при закрытии счетов некоторыми банками           
применяется комиссия от 10 до 30 процентов от остатка на счетах клиентов. При   
попытке разобраться в этой проблеме выяснилось, что применение банками          
повышенных тарифов никакого отношения к законодательству о противодействии      
отмыванию денежных средств, полученных преступным путём, не имеет. В рамках     
экономических мер в целях борьбы с отмыванием денег Банк России лишь            
рекомендует применять так называемые заградительные тарифы на обслуживание      
клиентов по отдельным видам операций, определённым Банком России.               
                                                                                
По мнению авторов законопроекта, реализованному в концепции рассматриваемого    
законопроекта (поддержанного, кстати, Росфинмониторингом и Правительством       
Российской Федерации), применение банками повышенных тарифов по формальным      
основаниям является недопустимым. Очевидно, что это недопустимо в отношении     
добросовестных клиентов, поскольку прямо нарушает их права и законные           
интересы, совершенно недопустимо в отношении клиентов, проводящих так           
называемые сомнительные (законодательного определения термин "сомнительные"     
не имеет) операции. Если у банка есть основания считать операции                
сомнительными, то банк обязан их заблокировать, сообщить в уполномоченный       
орган и закрыть счёт. В условиях наличия у банков предоставленного законом      
права оценивать риски проведения клиентом сомнительных операций и при           
необходимости отказывать в их проведении и закрывать счета установление         
повышенных тарифов для всех без исключения клиентов фактически превратилось     
для банков в дополнительный источник комиссионных доходов.                      
                                                                                
В законопроекте предлагается определить, что размер комиссий по операциям по    
переводу денежных средств клиентов не может быть обусловлен назначением         
платежа либо суммами переводов, а также фактом закрытия счёта. Одновременно в   
115-й закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов..." вносится     
прямая норма о том, что меры экономического характера, применяемые банками в    
отношении клиентов, не являются мерами, направленными на противодействие        
легализации преступных доходов.                                                 
                                                                                
Принятие законопроекта позволит защитить права и законные интересы              
добросовестных клиентов банков, а также мотивирует кредитные организации        
применять не формальный, а риск-ориентированный подход к оценке клиентских      
рисков легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования       
терроризма. Просьба поддержать, коллеги.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Игоря Борисовича Дивинского.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В целях      
экономии времени постараюсь быть краток. Владислав Матусович подробно изложил   
суть законопроекта и мотивы, побуждающие его обсуждение. Кстати, должен         
отметить, что мнение о необходимости его разработки неоднозначно.               
                                                                                
Вместе с тем, думаю, все однозначно согласятся со мной в том, что факт          
проведения таки банком операций, в отношении которых есть подозрение, что они   
совершаются в целях легализации (отмывания) преступных доходов, при условии     
взимания банком комиссии по повышенному тарифу прямо противоречит целям,        
задачам и смыслу федерального закона № 115-ФЗ, да и просто здравому смыслу:     
получается, если операция направлена на отмывание преступных доходов, то её     
проводить нельзя, а если заплатить по повышенному тарифу, то можно.             
Законопроект направлен на исключение подобных ситуаций в банковской сфере.      
При этом комитет и все заинтересованные ФОИВы отмечают, что ни 115-й            
федеральный закон, ни иные федеральные законы не содержат положений о том,      
что взимание повышенной комиссии является мерой противодействия отмыванию       
доходов, полученных преступным путём, а тарифное регулирование определяется     
внутренней политикой банка.                                                     
                                                                                
Правительство поддерживает законопроект с учётом его доработки ко второму       
чтению в части унификации тарифов по назначению переводов.                      
                                                                                
Исходя из изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом         
чтении с учётом доработки ко второму.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, вы, как автор, не будете    
возражать, если во втором чтении внести поправочку также об исключении из       
115-го закона полномочий банка, которые вообще-то круче следственных? Ведь      
банк по подозрению в совершении так называемых незаконных операций не просто    
блокирует счёт, он блокирует возможность взять кредит, перекредитоваться в      
любом другом банке, в принципе предъявляет, скажем так, завышенные              
требования. Вот можно сайт "Банки.ру" посмотреть: там десятки тысяч людей       
обращаются с тем, что у них срывались контракты, применялись незаконные         
санкции в силу того, что банку что-то вдруг показалось.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику микрофон включите, пожалуйста.                    
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Николай Васильевич, я полагаю, что это не         
проблема 115-го Федерального закона, на который вы указали, а проблема того     
комплекса рекомендаций, которые, с одной стороны, не являются нормативным       
правовым актом, но которые, с другой стороны, издаются Центральным банком, а    
банки им следуют. Поэтому таким прямым путём, как вы предлагаете сделать,       
внеся поправку в закон, решить проблему будет, по моему мнению, невозможно.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. В продолжение тоже Владиславу Матусовичу вопрос: какой тогда     
он видит механизм? Есть действительно огромное количество обращений. Банк       
признаёт, как ему кажется или по рекомендациям Центробанка, что операция        
якобы носит подозрительный характер, и блокирует счёт, держит деньги            
месяцами, потом требует своеобразный откат - вы его называете какими-то         
новыми тарифами, а по сути, если вы оставляете на банковском счёте 30           
процентов, вам оставшиеся деньги возвращают, а если не оставляете, ну, тогда    
ждите...                                                                        
                                                                                
Как механизм сделать более живым, динамичным? Пусть Центробанк подключается к   
анализу. Если банк не прав, пускай его наказывают со стороны Центробанка,       
пусть такой банк несёт убытки, о чём говорил Николай Васильевич, за то, что     
из-за блокировки вносятся изменения в кредитную историю, возникает куча         
других неблагоприятных моментов. Вот мы это наблюдаем, наверное, уже            
практически года полтора, руками разводим, а количество людей, которых          
обманывают, растёт и растёт!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Резнику.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон.                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я ещё раз хочу повторить: проблема       
заключается в том, что рекомендации Центрального банка не являются              
нормативным правовым актом, они не проходят регистрацию Минюста, они просто     
формально необязательны, но, судя по существу того, что имеет место, они        
абсолютно обязательны для банков. Если рекомендации Центрального банка,         
которые являются обязательными по факту исполнения банками, сделать             
нормативными правовыми документами, пропустить их через Министерство юстиции,   
то таких ситуаций не будет. Но сделать это, полагаю, нам не удастся.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Ну и по сути вопрос Алексея Владимировича, собственно говоря,   
поддерживает концепцию законопроекта, которая сейчас была изложена. Так что,    
Алексей Владимирович, спасибо вам.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня и к авторам, и к представителю комитета вопрос.            
                                                                                
Скажите, пожалуйста, принятие этого закона исключит возможность применения      
банками повышенной комиссии при перечислении денег от юридических лиц           
физическим лицам или нет?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон.                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. С моей точки зрения, как автора законопроекта, банки смогут        
продолжать применять повышенную комиссию, но они не смогут ссылаться на то,     
что это мера по борьбе с отмыванием. И в тех многочисленных случаях, которые    
сегодня имеют место, когда дело доходит до суда, это будет весомым              
аргументом. Поэтому полагаю, что, конечно, определённый эффект при принятии     
этого закона мы получим: таких случаев будет меньше.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, Валерий Карлович, за вопрос. Вы как будто прочитали    
все отзывы ФОИВов, как раз об этом и шла речь. Вы правильно подсказали,         
унификация тарифной политики - это вопрос ко второму чтению, его изучение       
будет ещё продолжаться. Если есть предложения, давайте вносить.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пиляев Иван Сергеевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В последнее время у          
предпринимателей действительно очень часто возникают проблемы с обслуживанием   
счёта, когда банки, прикрываясь 115-м федеральным законом, блокируют денежные   
средства, но при этом предлагают решить вопрос за 15-20 процентов объёма        
средств на счёте или операции. Например, если клиент получает на свой счёт      
сумму свыше 600 тысяч рублей, то банк по своему усмотрению может                
заблокировать данному клиенту счёт, тем самым парализовав его деятельность, а   
для разблокировки или закрытия данного счёта требовать от клиента 20            
процентов этой суммы.                                                           
                                                                                
Ранее такая санкция действовала лишь для случаев, когда банку наносился         
репутационный ущерб. Отправной точкой данных нововведений стал как раз таки     
115-й федеральный закон, о противодействии отмыванию денег, именно этот акт     
изменил то, как банки работают с клиентом: они следят за каждой операцией       
клиента, и по факту подозрительность операции презюмируется, а клиентам         
приходится доказывать, что они законопослушны. Правило "клиент всегда прав"     
уже, к сожалению, не всегда работает, когда речь идёт о наших банках: они       
могут отказать в операции, если считают её подозрительной, или взимать          
комиссии по повышенным тарифам с тех клиентов, которые не сумели доказать       
банку законность своих переводов. С точки зрения малого бизнеса, это выглядит   
так, будто банк подменяет собой налоговую, или таможню, или другие              
государственные органы.                                                         
                                                                                
В законе, подзаконных актах Центрального банка перечисляются признаки           
подозрительных, транзитных и прочих, скажем так, нехороших операций. Они        
специально сформулированы достаточно широко, чтобы, как говорится, не дать      
преступникам ни малейшего шанса, но сложностей как раз таки добавляет           
субъективная оценка сотрудников банка. Одна и та же сделка может одному         
человеку показаться запутанной, бессмысленной, а другому - наоборот, поэтому    
фактически мы можем говорить о том, что банки сами устанавливают критерии       
подозрительности операций в правилах внутреннего контроля и могут под угрозой   
отказа в проведении сделки или блокировки счёта предложить клиенту всё-таки     
провести операцию, но по завышенному тарифу. Нередко такие антиотмывочные       
тарифы применяются для зарабатывания денег, а вовсе не для борьбы с             
нежелательными трансакциями.                                                    
                                                                                
Также хотелось бы обратить ваше внимание, что нередки случаи, когда банки       
ставят просто невыполнимые условия малому бизнесу: требуют буквально в          
течение двух дней целый талмуд бухгалтерских документов, манипулируя при этом   
115-м федеральным законом и преследуя цель закрыть данный счёт. Не всегда у     
малого бизнеса есть средства на грамотную, квалифицированную юридическую        
помощь, и банки этим очень хорошо пользуются. А в условиях пандемии поддержка   
малого бизнеса была бы очень актуальна, это как раз таки запрос нашего          
предпринимательского сообщества.                                                
                                                                                
Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Также прошу все фракции    
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бахарев Константин Михайлович.                            
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Цифры, которые привёл        
докладчик в своём выступлении, когда комиссия варьируется от 0,5 до 12          
процентов, а при закрытии счетов достигает 30 процентов, на мой взгляд,         
иллюстрируют актуальность проблемы, и, безусловно, применение банками           
формальных критериев при определении размера комиссии дискриминирует            
клиентов. Поскольку концепция законопроекта направлена на прекращение           
подобной практики злоупотребления банками антиотмывочными тарифами, фракция     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать его принятие и голосовать за.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну,         
законопроект, наверное, стоит поддержать, но он не в полной мере исключает      
весь произвол 115-го закона, о котором я вам говорил на предыдущем заседании.   
По мнению экспертного сообщества, 115-й закон в принципе... Ну, у нас банки и   
так самые, ну, скажем так, неприкосновенные, а в данной ситуации они            
подменяют собой - здесь уже мой коллега, предшественник, сказал - все           
правоохранительные органы. Правильно было бы внести поправку о том, что         
только суд должен определять, преступные это доходы или нет. А так,             
получается, де-факто тебя ставят, в общем-то, в неудобную позицию, отнимают     
твои деньги, ты ничего сделать не можешь, потому что сегодня в суд - вы         
сталкивались, наверняка проводите приёмы - из-за пандемии фактически вы не      
попадёте, в прокуратуру не попадёте. Если по электронке, то никто не            
признает, что вы им отправили заявление, понимаете? А по ВКС единичные          
судебные заседания проводятся.                                                  
                                                                                
По нашему мнению, вообще-то, необходимо во втором чтении всё же записать        
короткую фразу, что платёж признаётся преступным только по решению суда, - и    
всё. И тогда пусть банк свои 25 требований доказывает в суде. А так             
получается, что мы презумпцию невиновности отменили, и к чему это привело?      
1,5 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства приказали долго    
жить в прошлом году, и уже за десять месяцев этого года - 1,1 миллиона. Мы      
вроде как помогаем малому бизнесу, а получается, что 115-й закон используют     
недобросовестные сотрудники банков как элемент разорения конкурентов.           
                                                                                
И в данной ситуации, мы считаем, нам, вообще-то, надо все банковские законы -   
вот здесь Аксакова нет сегодня, но Дивинский есть - проинвентаризировать. Вы    
посмотрите, скажем, Рузвельт во время Великой депрессии первым что сделал?      
Разработали и ввели антитрестовское законодательство и взяли под контроль       
банки, чтобы они не могли чинить произвол. А в нашей ситуации, если             
посмотрите, из всех отраслей самая прибыльная - банковская система, причём      
независимо от пандемии, от любых других кризисов. Банки всегда у нас с          
прибылью более триллиона рублей в последние три года. Ну, наверное, надо        
аппетиты уже у банков урезать, банки должны работать на развитие экономики, а   
не на самих себя.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Николай        
Васильевич только что выступал с этой трибуны и очень дипломатично объяснил,    
что банки используют 115-й закон, для того чтобы обирать граждан и бизнес.      
                                                                                
Давайте по сути законопроекта. Этот законопроект ухудшает ситуацию? Нет, не     
ухудшает. Он лишает банки в спорах в судах одного аргумента, на который они     
ссылаются, - ссылки на 115-й закон. Наша фракция этот законопроект поддержит,   
потому что он точно хуже не сделает. Но он решает, вообще, проблему или нет?    
Абсолютно её не решает. Точно так же, как не решил проблему закон, который мы   
недавно приняли: в эту же статью мы ввели пункт о том, что кредитная            
организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки   
по кредитам и порядок их определения, процентные ставки по вкладам,             
комиссионное вознаграждение и так далее и не может взимать комиссии, ссылаясь   
на переводы между обособленными подразделениями банка. То есть, условно         
говоря, речь шла о том, что мы выступаем за то, чтобы отменить банковский       
роуминг. Отменили мы банковский роуминг? Нет, не отменили. Банки теперь на      
это не ссылаются, но они по другим основаниям подняли ставки за перечисления    
и берут ещё больше денег, комиссии ещё больше стали после принятия этого        
закона.                                                                         
                                                                                
Сейчас мы лишим их возможности ссылаться на 115-й закон. Так они будут          
ссылаться на Гражданский кодекс, на свободу договора. Когда вы заключаете       
договор открытия банковского счёта, вы подписываете все условия, в том числе    
и все комиссии, правильно? Банковский комитет, так ведь? Так. То есть           
фактически они потом скажут: ну, вы же подписывали договор, вы открывали        
счёт, значит, вы согласились со всеми условиями, поэтому вы обязаны платить     
комиссии. И арбитраж станет на их сторону, потому что действительно так и       
есть. Конечно, нужно беспредел банков ограничивать, нужно защищать и граждан,   
и бизнес, но такими законопроектами мы их не защитим.                           
                                                                                
Вот смотрите, я только что вам привёл пример: мы приняли закон, который не      
работает. Вместо него мы внесли законопроект, которым предложили запретить      
взимать комиссию за переводы между физическими лицами в переделах одного        
банка, то есть запретить банковский роуминг. Этот законопроект почему-то не     
поддерживается ни правительством, ни Государственной Думой, а вот такие         
косметические законопроекты проходят через Госдуму, но они проблему не          
решают.                                                                         
                                                                                
Коллеги, у нас более 60 пунктов в повестке дня, а мы принимаем законы,          
которые ровным счётом ничего не меняют. Может быть, нам пора уже другие         
законы принимать, которые действительно что-то будут менять. Такие              
законопроекты в повестке есть.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик?             
                                                                                
Включите Резнику микрофон.                                                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Коллеги, спасибо большое за выступления в поддержку этого          
законопроекта. И я также благодарен господину Гартунгу, нашему коллеге, -       
правда, я не понял: он законопроект ругает, но собирается его поддерживать.     
Как-то необычно. Спасибо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет.                         
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской                
деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации     
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма", пункт 49.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Видите, критиковали, критиковали - и все за проголосовали. Хорошо.