Заседание № 57
О проекте федерального закона № 88553-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Владимир Владимирович Гутенёв, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект во втором чтении был единодушно поддержан всеми фракциями, ну, наверное, в первую очередь потому, что он касается упрощения системы приобретения различных товаров, различных услуг для детей-сирот. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы - правовую, юридико-техническую, лингвистическую. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 20 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 56
О проекте федерального закона № 88553-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Владимир Владимирович Гутенёв, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 5 апреля нынешнего года. В законопроекте предлагается внести изменение в статью 93 закона о контрактной системе, предусматривающее возможность осуществления закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поступило две поправки к законопроекту: одна рекомендована комитетом к принятию, одна - к отклонению. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок № 1, которая состоит из одной поправки, и таблицу поправок № 2, также состоящую из одной поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 38 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 03 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 27 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемые коллеги, комитет просит включить законопроект в проект порядка работы на 19 июля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 35
О проекте федерального закона № 88553-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 11-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра образования и науки Российской Федерации Вениамина Шаевича Каганова. Пожалуйста, Вениамин Шаевич. КАГАНОВ В. Ш., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесён Правительством Российской Федерации и разработан в целях дополнения перечня государственных или муниципальных учреждений, имеющих право осуществлять закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит данным организациям осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, при этом годовой объём закупок, который заказчик вправе осуществить на таком основании, не должен превышать 50 процентов совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей. Отметим, что таким же правом на данный момент обладают все типы образовательных организаций - школы, вузы, школы-интернаты, однако те детские дома, которые не являются образовательными, а относятся к социальным или медицинским учреждениям, пользоваться такой возможностью не могут. Вносимые изменения создадут условия для обеспечения возможностей приобретения личных вещей для детей с их участием, что способствует социализации ребёнка в условиях воспитания в детском доме. Такое требование содержится в пункте 40 положения о деятельности организаций для детей-сирот, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 481. Принятие проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Проект закона согласован с Минфином России, Минздравом России, Минтрудом, Минэкономразвития, ФАС России, получены положительные заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Минюста России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Законопроект был направлен на согласование в субъекты Федерации и получил сорок девять позитивных отзывов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва. Пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно остановился на содержании законопроекта, обозначив его актуальность и значение. Вместе с тем хотелось бы обратить ваше внимание на то, что по состоянию на 31 марта нынешнего года в федеральном банке данных содержатся сведения о 57 тысячах 800 детей, воспитывающихся вне семьи. С сентября 2015 года начал действовать новый механизм содержания в детских домах, он направлен на индивидуальный подход к каждому конкретному ребёнку: проживание детей организуется по принципам семейного воспитания в помещениях, созданных по квартирному типу; детям предоставляется возможность самим выбирать себе одежду, другие личные вещи и, конечно, иметь своё место для занятий и отдыха. Это, безусловно, важно для нормальной социализации детей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Нахождение в такого рода учреждениях должно быть максимально комфортно, именно эти цели преследует данный законопроект. Упрощение процедуры приобретения необходимых для детей-сирот личных вещей даст возможность сотрудникам детских учреждений оперативно решать названные вопросы. Комитет отмечает необходимость участия государства в реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддерживает концепцию законопроекта. Также законопроект поддерживается Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по экономической политике. По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Уважаемые депутаты, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Вениамин Шаевич, безусловно, законопроект надо поддерживать, как и любые шаги, направленные на разбюрократизацию нашей системы, в том числе и в связи с 44-м федеральным законом, но поскольку обсуждаемая нами тема, так сказать, выходит за пределы рассматриваемого законопроекта, я хочу спросить следующее. Правозащитники и эксперты много раз говорили о том, что уровень социализации детей после детских домов очень низок. В последнее время мы наблюдаем тенденцию к расширению приёмных семей, к уменьшению количества детских домов и детей в них. Есть ли данные о том, что социализация детей стала лучше за последнее время? КАГАНОВ В. Ш. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. По нашему убеждению и отзывам коллег из регионов, с мест, экспертов, безусловно, после принятия постановления правительства № 481 и его поэтапной реализации намечаются улучшения. Это не значит, что все проблемы решены, но стоит отметить, что у нас существенно сократилось количество этих домов (они просто стали не нужны в таком количестве), сократилось количество находящихся в них детей, а значит, появилось больше возможностей для социализации и воспитания детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. У меня вопрос к докладчику. Не считаете ли вы возможным, а может быть, нужным, не ограничивать объём закупок у единственного поставщика 50 процентами, полагая, что на оставшиеся 50 процентов мы можем получить такую же продукцию, имея другую процедуру закупки? КАГАНОВ В. Ш. Спасибо за вопрос. Мы вносим в закон только некоторые изменения. В данном случае мы предлагаем расширить уже принятый ранее перечень, эти условия, о которых мы говорим, уже существуют в действующем законодательстве. Я убеждён, что в дальнейшем стоит работать именно в этом направлении, а сейчас пока разумно, наверное, остановиться на том, что предложено, для того чтобы это изменение побыстрее вступило в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Вениамин Шаевич, к вам вопрос. Вот мы на сегодняшнем заседании планируем рассмотреть законопроекты о поправках в 44-й федеральный закон, по индивидуальным закупкам, а вообще в этом созыве на моей памяти это уже шестая или седьмая правка. Не складывается ли у вас впечатление, что мы в определённой степени дискредитируем 44-й федеральный закон? В пояснительной записке речь идёт только о закупке индивидуальной одежды, а какова, собственно говоря, структура расходов и почему требуется более половины расходов предусматривать на закупки у единственного поставщика? КАГАНОВ В. Ш. Что касается закона, это действительно вопрос, который требует отдельного обсуждения. Обоснование, касающееся индивидуальной одежды, - это один из решающих, на наш взгляд, аргументов: не получится её купить, не вовлекая ребёнка, а на конкурсной основе делать это невозможно. Но есть и другие аргументы. Если, предположим, в детском доме что-то случилось: крыша протекла или авария какая-то, большие расходы, - это нужно делать только на конкурсной основе, со сметой, с обоснованием. Закупка продуктов питания: во многих местах, где находятся детские дома, бывает, и нет организаций, которые готовы выставить на конкурс те или иные продукты питания, и потом, если это конкурс, аукцион, то всегда цена играет главную роль, но качество - это тоже важно, качество и продуктов питания, и всего, что касается детей. Решение этого вопроса не снимет всех проблем в этой сфере, но позволит значительно улучшить состояние работы и условия для воспитания детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Канаев Алексей Валерианович. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вениамин Шаевич, законопроект действительно нужно принимать, на мой взгляд, потому, что он решает очень важный вопрос о включении детей в процесс закупки одежды, прежде всего предметов личного пользования. Вместе с тем это был единственный аргумент, а по сути, законопроектом на сегодняшний день предполагается, что можно проводить любые закупки, не только связанные с личным имуществом. Не считаете ли вы возможным и необходимым ко второму чтению ограничить и сформировать перечень закупок, которые можно проводить по действующему закону, указав как раз то, что связано с ребёнком, с его личными потребностями, чтобы под видом таких закупок нельзя было проводить, как вы сказали прямо сейчас, скажем, плановые ремонты без конкурсной основы, чтобы не открывать дорогу этому? КАГАНОВ В. Ш. Ну, речь может идти только о небольшом ремонте, аварийном, потому что 400 тысяч рублей - это не такая большая сумма. Но хотел бы обратить ваше внимание, что сейчас закон уже действует в отношении всех организаций - образовательных, культурных и так далее - и он применяется с пользой, больших нареканий на этот счёт нет ни от контрольных органов, ни от каких-то других. И в этом же законе определён перечень потребностей - его довольно трудно сделать абсолютно точным, поэтому, нам кажется, если мы доверяем детей тем, кто работает в детских домах, им можно доверить и решения, о которых мы сейчас говорим, тем более что это всегда контролируется и всегда есть необходимые документы, позволяющие выяснить целесообразность и принять необходимые меры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Вениамину Шаевичу. Мы уже который раз вносим изменения в 44-й закон, и всегда находится причина, по которой это изменение просто необходимо: то дети в школах, в детских садах голодными остаются, потому что невозможно приобрести продукты питания - такие громоздкие процедуры, - то сеть муниципальных аптек не может нормально функционировать, потому что опять по этому закону приходится работать... Вот мы постоянно вносим эти изменения, так скажите, может быть, вообще приостановить действие этого закона? Всё-таки его надо доработать, а потом уже применять, потому что больше вреда, чем пользы, этот закон приносит точно. КАГАНОВ В. Ш. Вера Анатольевна, я не готов говорить о качестве этого закона, но что касается образовательных организаций, конечно, есть и плюсы, есть и минусы, которые надо обсуждать, но на наш взгляд, лучше такой закон, чем никакого. Приостанавливать - это сложнее, но работать над этим в отношении образовательных организаций, культурных, медицинских, где иные условия функционирования экономической деятельности, мне кажется, обязательно надо. Поэтому спасибо за ваше предложение, и мы со своей стороны готовы такие предложения внести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, вы все только что вернулись после региональной недели, и, я думаю, руководитель практически каждого учреждения, которое вы посещали (я имею в виду бюджетные), вам на этот самый закон 44-й пожаловался. Что мы сегодня делаем? Вот понемножечку выщёлкиваем отдельные, скажем так, недоработки: сначала работники СМИ, потом спортсмены, теперь дети-сироты, завтра будут муниципальные аптеки, послезавтра ещё что-то, но, на мой взгляд, необходимо собрать соответствующее совещание и проанализировать действие этого закона - он действительно приносит очень много вреда. Мы совсем недавно здесь пытались воспитывать представителя Минздрава по поводу централизованных закупок лекарств, так вот закон реально не позволяет им закупать лекарства в срок, просто не позволяет - и ещё заставляет открыто нарушать закон, осознанно! КАГАНОВ В. Ш. Здесь ответ уже звучал. Мы поддержим и готовы принять самое активное участие и представить необходимую информацию по реализации этого закона в системе органов образования, опеки и попечительства, в сфере молодёжной политики и науки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Для вас свежая информация с полей. Республика Марий Эл, приём граждан, приходит мама - двое своих детишек, двое приёмных. Скоро её дети, те, которых она родила, пойдут в первый класс, и требуется 1200 рублей на каждого, подготовка к первому классу, и обязательное условие - форма покупается у одной компании, с которой у лицея заключён договор. Ей не позволяют самой пошить, а форма стоит от 7 тысяч до 9 тысяч рублей - семья себе физически не может это позволить: напомню, пособие на ребёнка сейчас 206 рублей и плюс 800, там, раскидано. Далее. Кировская область, приходят две мамы, у них дети-инвалиды: получили памперсы размера XL. Маленькие размеры не представлены, потому что был закуплен большой объём, начали раздавать, и вот сейчас 30 процентов лежит на складе, размер XL, а нуждаются в них дети маленькие - восемь, девять, двенадцать лет. Как ваш закон?.. (Микрофон отключён.) КАГАНОВ В. Ш. У нас образовательные организации обладают определённой автономией в соответствии с законом "Об образовании..." и вправе принимать решения, в том числе о порядке приобретения формы. Обычно эти решения должны приниматься управляющим советом школы или образовательной организации, и, безусловно, необходимо учитывать и возможности, и потребности, и интересы всех слоёв заинтересованных граждан, всех родителей и семей. Согласен, что не всегда это бывает так, хотя в большинстве случаев, по нашей информации, люди грамотно используют имеющиеся возможности, в том числе в части автономии. Я думаю, что будем дальше проводить эту работу, мониторить и вносить предложения, в том числе по регулированию в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович, фракция ЛДПР. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Сегодня в очередной раз мы рассматриваем законопроект, направленный на расширение перечня случаев, когда заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика. Практически на каждом заседании Государственной Думы мы рассматриваем законопроект о внесении изменений в закон о госзакупках, в том числе о дополнении статьи 93 данного закона очередными пунктами. Действующая редакция статьи 93 уже содержит почти пятьдесят случаев, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика. Интересно, что цель всех предлагаемых изменений - возможность оперативного проведения закупки, а также упрощение порядка проведения закупки. О чём это говорит? Конечно, это говорит о том, что действующая процедура закупок забюрокрачена, по срокам достаточно длительная и не всегда способствует достижению наиболее эффективного результата. Срок заключения контракта с проведением процедуры торгов в рамках 44-го федерального закона составляет три-четыре месяца, что далеко не всегда позволяет эффективно решать вопросы государственного значения. Данный законопроект касается распространения возможности осуществления закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроект, безусловно, нужный, своевременный, поскольку проблема обездоленных детей на сегодняшний день одна из важнейших проблем в стране. Фракция ЛДПР поддерживает принятие данного законопроекта. Мы понимаем, что наша задача - создавать благоприятные условия для жизни и развития детей, охранять их интересы и защищать их права. Я хотел, уважаемые коллеги, задать закономерный вопрос и также обращаю внимание Вениамина Шаевича: сможем ли мы обеспечить решение проблемы закупок для незащищённой категории детей путём расширения перечня случаев осуществления закупки у единственного поставщика? Коллеги, которые сегодня задавали вопросы, эту проблему тоже поднимали. А самое главное, сможем ли мы решить главную проблему сегодняшних госзакупок - чрезмерное затягивание процедуры при осуществлении закупок стандартных товаров? Как показывает практика, в случаях осуществления закупок у единственных поставщиков цены, устанавливаемые по госконтрактам, выше, чем при осуществлении аналогичных закупок конкурентными способами. В 2016 году Минэкономразвития провело анализ и констатировало: конкуренция в области госзакупок не увеличивается, и если в 2015 году закупки у единственного поставщика составляли всего лишь 18 процентов, то за год они увеличились до 21 процента. Вячеслав Викторович, прошу время мне добавить, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Если первоначально институт единственного поставщика формировался применительно к естественным монополиям - и мы принимали в этом активное участие, когда формировали и готовили этот закон, - а естественные монополии работают на неконкурентном рынке, то теперь единственные поставщики, как показывает практика, стали фактически захватывать власть на конкурентных рынках, это касается всего, что производит сегодня, в частности, российская, отечественная лёгкая промышленность, - я обращаю на это внимание в том числе представителя министерства образования, - при этом огромные государственные ресурсы сегодня уходят фактически мимо конкурентных процедур, то есть можно было бы рассмотреть вопросы и об улучшении качества товара, и о снижении стоимости закупок. Такая ситуация не означает необходимости отказа от контрактной системы и внесения каких-либо изменений в 44-й федеральный закон, ведь система госзакупок в полном объёме так до сих пор и не заработала и на её полноценный запуск опять-таки требуется ещё время, но тем не менее закон работает уже более двух лет, и постоянное расширение перечня закупок у единственного поставщика наглядно демонстрирует несостоятельность заложенных в нём механизмов. Одной из таких глобальных проблем является некорректное формирование госзакупки, при котором не учитываются возможности производителей, особенно это актуально на стадии первоначального формирования технического задания. В результате в закупках участвуют в основном посредники, которые сами, как показывает практика, ничего фактически не производят, хотя более эффективным и рациональным расходованием средств бюджета является закупка у непосредственных производителей продукции, - об этом мы часто говорим, но, к сожалению, такие поправки в закон никак не принимаются. Сейчас мы решаем проблему закупок товаров, работ и услуг для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - опять-таки отмечу точечный характер этого решения. Фактически большинство законопроектов, которые касаются сферы госзакупок, разрабатываются во исполнение определённых поручений, в частности, данные поправки были разработаны по поручению Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере ещё от ноября 2015 года, то есть ушло более года на выработку даже этих поправок. Но давайте смотреть глубже. Одной из глобальнейших проблем сегодня является проблема приобретения жилья для детей-сирот в рамках конкурентных процедур. Сложность процедуры существенно ограничивает возможность участия в закупках физических лиц, и опять мы вынуждены работать с посредниками, с риелторами, а не напрямую с продавцами. Пример - это наши моногорода: многие люди хотят уехать в другой регион, но продать жильё государству, которое может покупать жильё в том числе для детей-сирот, сегодня можно только через юридических лиц, через посредников, через риелторов. Наверное, необходимо урегулировать и этот вопрос, и если не путём приобретения у единственного поставщика, то, как предлагало Минэкономразвития, путём внесения изменений в перечень случаев закупки товаров, работ и услуг, путём проведения запроса предложений. Но, видно, до сих пор эта инициатива Минэкономразвития так и не была внесена. Очевидно, что практика применения 44-го федерального закона настоятельно диктует нам ещё раз пристально посмотреть механизм закупочных процедур на предмет его прозрачности, ясности, доступности и, особо отмечу, антикоррупционности. И конечно, сегодня в том числе стоит следующий вопрос: у нас есть профильный департамент - Департамент развития контрактной системы Министерства экономического развития, но, как прозвучало из уст в том числе и представителей Минфина, сегодня контроль за госзакупками в стране осуществляет Минфин, то есть в данном случае имеет место ведомственное несогласование, - кто же, в конце концов, будет отвечать в целом за реализацию в том числе 44-го федерального закона и его дополнение? Наметившееся сегодня точечное и ситуативное латание отдельных пробелов в законодательстве ещё больше усугубило ситуацию. Как я уже сказал, только случаев покупки у единственного поставщика уже сегодня почти пятьдесят. Поэтому, конечно, необходимы комплексный подход к дальнейшим изменениям законодательства о госзакупках, основанный на всестороннем и детальном анализе выявленных проблем правоприменения, и снижение уровня забюрократизированности, которая сегодня захлестнула все органы власти. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. Так, с кнопками ошиблись... Альшевских Андрей Геннадьевич ещё записался на выступление, тогда у нас остаётся шестеро выступающих. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту, и мы единогласно его поддержали. Мы не рассматривали весь 44-й закон, мы рассматривали поправку, которая была предложена. Я не буду долго выступать, говорить, что, может быть, рыночный механизм действительно здесь мало присутствует, - Владимир Владимирович Сысоев, выступая, конкретно, подробно сейчас об этом сказал, - я только хочу обратить внимание на то, что, если эта поправка будет принята - а я на это надеюсь, - это будет способствовать социализации детей. Я работала директором школы-интерната и знаю, как это важно. Вот говорят, что обоснование касается только одежды, но одежда очень важна для детей: они посещают школу, они общаются с людьми на улице, и как они будут выглядеть, так они себя и будут ощущать. Поэтому, мне кажется, это важный законопроект, его следует поддержать. И я вас благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Баталина Ольга Юрьевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, этот законопроект в меньшей степени про 44-й федеральный закон со всеми его плюсами и минусами, этот законопроект - про детей-сирот. Мы многое сделали за последние годы для того, чтобы количество детей, которые лишены родительского попечения и проживают в интернатных учреждениях, серьёзно снизилось. Это не значит, что проблема детей-сирот в нашей стране решена, но всё больше детей проживает в семьях: в семьях опекунов, в семьях приёмных родителей, но главное - в семьях, где им дадут полноценное воспитание, где их научат, они узнают реальную жизнь, и из этих семей они выйдут во взрослую жизнь людьми подготовленными. Одновременно мы понимаем, что не у всех так сложится жизнь и будут дети, которые восемнадцатилетие встретят в интернатном учреждении и во взрослую жизнь будут выходить из учреждения. Вот именно поэтому второй год подряд мы создаём условия в интернатных учреждениях, максимально приближенные к семейным, и второй год подряд идёт речь о повсеместном переходе на так называемые семейные воспитательные группы, когда дети воспитываются не как в казарме, а в разновозрастных группах до восьми детей, братья и сёстры воспитываются совместно, дети учатся ухаживать за собой и помогать друг другу, у них формируется индивидуальное пространство, за ними закрепляются отдельные воспитатели. Но эту гибкую систему семейных воспитательных групп невозможно развивать, если мы не примем законопроект, о котором говорим сегодня. Наша задача - обеспечить максимально индивидуальный подход в воспитании ребёнка, оценить его как личность и создать условия для раскрытия этой личности, создать условия, когда даже в интернате он будет чувствовать себя человеком, личностью, индивидуальностью, со своими привычками, со своими традициями, - да, со своей одеждой! - со своими условиями жизни, отдельным человеком, не таким, как все, а таким, каким является только он сам. Именно поэтому я прошу вас поддержать этот законопроект. Эти нормы давно работают, об этом министерство говорило, в других типах учреждений - в сферах здравоохранения, образования, - но в перечне этих учреждений не было учреждений для детей-сирот. Как вы видите, мы не слышим о каких-то серьёзных злоупотреблениях или нарушениях в связи с тем, что эти нормы работают, - мы рассчитываем не увидеть их и здесь, но для создания комфортных условий воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях этот законопроект играет очень важную роль. Прошу вас его поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Ольга Юрьевна завершила тем, что мы не видим нарушений при переходе детских домов на интернатный тип и на закупку льготной продукции. Как это сделано, благодаря чему это происходит? У нас в партии существует много проектов, но на особом контроле партийный проект "России важен каждый ребёнок". В каждом субъекте Российской Федерации созданы рабочие группы: наши коллеги приходят в каждый детский дом и контролируют и исполнение законодательства, и то, как работают школы замещающих родителей, на базе ряда детских домов созданы центры адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - это всё наша с вами совместная работа. Эту работу необходимо продолжать, и с учётом того, что мы всё больше и больше работаем в направлении социализации детей в детских домах, 50 процентов - я вот непосредственно работаю с детскими домами в Ростовской области - это очень маленький объём, поэтому ко второму чтению, если это возможно, Вениамин Шаевич, просьба увеличить его хотя бы до 75 процентов, чтобы мы могли решать проблемы, очень важные для детей, которые ждут нашей помощи. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну конечно, этот законопроект - повод вспомнить о детях-сиротах, и, я согласен, здесь действительно есть над чем поработать и государству, и нам, Государственной Думе, но всё-таки вернусь к тексту законопроекта: он всё-таки больше о госзакупках, чем о детях. Если посмотреть обоснование, которое было предложено правительством, можно увидеть, что там приведён яркий пример, как невозможно при действующей системе госзакупок закупить индивидуальные предметы личной гигиены или одежду для детей-сирот, и мы согласны, что эту проблему нужно снимать. Вместе с тем представитель правительства проговорился, что это он использовал как, скажем так, яркий пример, а на самом-то деле это нужно, чтобы закупать у единственного поставщика другие вещи, например, сказал о плановом ремонте. Ну я могу сказать, что 400 тысяч рублей... Пример из практики. Коркинский район Челябинской области, посёлок Роза. Детский сад замерзает. Фактически стоимость ремонта системы отопления - 100 тысяч рублей: не 400 тысяч даже, а 100 тысяч - и проблема снимается! Мало того, если бы власти приняли все необходимые меры, то они, уложившись в эти 100 тысяч, сделали бы нормальную систему отопления, так как на самом деле она кривая, она не работает. Так что использовать этот законопроект с целью развязать руки людям, которым поручено воспитывать детей, и с целью развязать руки для того, чтобы можно было использовать право закупки у единственного поставщика, - это две разные вещи, и вы об этом сказали. Раз мы доверили им воспитание детей, значит ли это, что им можно доверить государственные закупки у единственного поставщика? Мне кажется, надо отделить мух от котлет - дети отдельно, а деньги отдельно. Договорились? Не праздный интерес это вызывает, потому что сейчас только ленивый не ругает закон о государственных закупках, 44-й федеральный закон, и справедливо ругает: в него нужно вносить изменения, убирать излишние бюрократические процедуры, но делать это нужно точечно, именно в тех случаях, когда необходима закупка у единственного поставщика. И я согласен с тем, что всё нужно прописывать, - да, это большая работа, но каждый пункт должен быть прописан, должен быть в законе. Закупка у единственного поставщика... От фракции. Добавьте время, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАРТУНГ В. К. Закупка у единственного поставщика должна рассматриваться как исключительный случай, и перечень таких случаев должен быть исчерпывающим, закрытым, прописанным в федеральном законе - всё остальное через конкурентные процедуры. Другое дело, что иногда закупки так забюрократизированы, что стоимость организации закупок превышает вообще стоимость закупленного товара, - конечно, излишние бюрократические процедуры нужно убирать. И напомню, что если мы говорим о государственных закупках, об экономии государственных средств - а денег у нас не хватает... Вспомните, у нас дефицит бюджета 3 триллиона рублей, и буквально полгода назад в этом зале искры летели, когда были споры по поводу того, индексировать пенсии второй раз или не индексировать, - не нашли денег на вторую индексацию в прошлом году. Начиная с этого года мы индексируем пенсии, но не учитывается то выпадение, которое было в прошлом году, и каждый год теперь мы будем пенсионерам недоплачивать. Не забывайте, для чего деньги-то нужны государству! И ещё вот что хотелось бы сказать. Мы поддерживаем этот законопроект, он, безусловно, правильный, нужный, но мы хотели бы увидеть ко второму чтению... Всё-таки если уж ссылаетесь на закупки для детей, то на этом и остановитесь, а вы уже замахнулись дальше: давайте ещё плановые ремонты будем проводить... Я вам привёл пример - 400 тысяч не такая уж маленькая сумма. Может быть, здесь, на трибуне Думы, в пределах Садового кольца, она кажется маленькой, но в посёлке Роза Коркинского района Челябинской области это огромная сумма! И если мы по 400 тысяч сложим, то получим такую сумму, которой у многих муниципалитетов нет, вообще-то, - это чтобы вы понимали, о чём идёт речь. И если уж мы говорим о детях-сиротах, хочу сказать, что часто бываю в домах, где воспитываются дети-сироты, разговариваю с сотрудниками. Знаете, что мне говорят сотрудники? Что, вообще-то, обеспечение у детей-сирот в детском доме гораздо лучше, чем у их родных детей в семье, потому что они мизерные зарплаты получают. Давая людям мизерные зарплаты и вот такие полномочия по закупкам у единственного поставщика, мы на что их толкаем? Понимаете, да? Поэтому давайте вот эти соблазны убирать! Конечно, мы ждём от правительства доработки 44-го закона, но ещё больше мы ждём доработки 223-го закона, потому что если по 44-му закону в год на сумму около 5 триллионов закупок совершается, то по 223-му закону - под 27 триллионов рублей в год, понимаете? Вот где деньги-то! Мы ждём от вас, от правительства - я не как к представителю министерства образования, а как к представителю правительства к вам обращаюсь, ну и, конечно, представителю правительства в Государственной Думе хотел бы сказать об этом, - внесения поправок в 223-й закон, там тоже речь идёт о процедуре закупок у единственного поставщика - вот где Клондайк, вот где надо сейчас работать: там триллионы рублей! Понятно, что на закупках для детей-сирот мы больших денег не сэкономим, но и условий, когда сотрудник с мизерной зарплатой получит полномочия выбирать единственного поставщика, давайте не будем создавать, не будем людей соблазнять! Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, совсем недавно мы принимали решение по поддержке ведомственных вузов, которые оказались в гораздо худшем экономическом положении, нежели вузы, входящие в систему министерства образования. А чем отличаются детские учреждения, входящие в систему здравоохранения, от детских учреждений, входящих в ту же систему министерства образования? Да ничем! Считаю, что данный законопроект устраняет эту несправедливость. Когда вопрос касается детей, волокита недопустима, именно поэтому правительством и был разработан перечень детских учреждений. Просто правительство не учло ряд детских учреждений, и мы, коллеги, устраняем эту техническую недоработку. Я думаю, что, когда утверждается тот или иной перечень, правительству просто нужно внимательнее изучать вопрос, подходить к нему, тогда, наверное, мы не будем возвращаться к одним и тем же вопросам. А законопроект справедливый, и его, коллеги, конечно же, необходимо поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Прежде всего хотелось бы сказать, что на самом деле это изменение в закон о госзакупках принимается в интересах детей-сирот, и мы должны достаточно быстро, оперативно реагировать на подобные вещи. Что касается того, что мы на каждом заседании вносим изменения в 44-й закон, я считаю - это моя точка зрения, - что ничего в этом плохого нет, наоборот, это говорит о том, что закон работает, просто в ходе его реализации всплывают те или иные проблемы, на которые мы, уважаемые коллеги, должны быстро, оперативно реагировать, что мы в принципе и делаем, поэтому мы на каждом заседании изменения в него и рассматриваем. Жизнь на месте не стоит, и мы, повторю, на самом деле должны быстро, оперативно реагировать. Что касается данного законопроекта, я хотел бы сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддерживает и обращается к коллегам из других фракций с просьбой также его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик? Пожалуйста. КАГАНОВ В. Ш. Спасибо большое за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.