Заседание № 290
О проекте федерального закона № 884920-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников". Докладывает Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников". Законопроект подготовлен в целях уточнения нормативно-правового статуса государственных природных заповедников и совершенствования экологического законодательства в сфере природопользования. Нормативно-правовое регулирование особо охраняемых территорий в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2014 года) "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данным законопроектом предлагается внести изменение в действующую редакцию пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривающее уточнение нормативно-правового статуса особо охраняемых территорий, согласно которому на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное значение, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Действующая редакция пункта 1 статьи 6 федерального закона не устанавливает в полной мере статус особо охраняемой территории, а только формулирует общие положения; действующая норма пункта 1 статьи 6 не конкретизирует, какие природные комплексы и объекты относятся к особо охраняемым, какие изымаются из хозяйственного оборота на территории особо охраняемой зоны. Это всё приводит к возникновению пробелов в законодательстве, позволяющих, формально не нарушая законодательство, осуществлять деятельность, ведущую к деградации природных комплексов и объектов. В связи с этим предлагается дополнить пункт 1 статьи 6 проектируемым предложением, уточняющим нормативно-правовой статус особо охраняемых территорий. Законопроектом предлагается ужесточить режим особой охраны территорий государственных природных заповедников: "Посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма допускается только в сопровождении работников федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники". Также предлагается изъятие такой задачи, как развитие познавательного туризма, из перечня задач государственных природных заповедников. Проектируемые нормы направлены на повышение сохранности особо охраняемых территорий, естественной природной среды, типичных или редких ландшафтов, мест сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Законопроект не потребует дополнительного финансирования. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Олег Александрович Лебедев. Пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в комитете рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников". Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в целях уточнения нормативно-правового статуса государственных природных заповедников и совершенствования экологического законодательства в сфере природопользования. Не оспаривая необходимости совершенствования отношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, комитет в то же время считает, что законопроект не решает поставленной задачи. Во-первых, следует учитывать, что вопросы охраны и использования территорий заповедников, а также расположенных в их границах природных комплексов и объектов в достаточной степени урегулированы Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного федерального закона в границах заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом. Таким образом, указанная норма учитывает особенности осуществления на территориях заповедников деятельности, направленной на следующее: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов, поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населённым пунктам, осуществление государственного экологического мониторинга, выполнение научно-исследовательских задач и ведение эколого-просветительской работы. Во-вторых, предлагаемые изменения не согласованы между собой. Кроме того, следует обратить внимание на то, что, обосновывая в пояснительной записке необходимость ужесточения режима заповедников, авторы указывают, что недостаточно жёсткий режим заповедников приводит к нецелевому использованию национальных парков, в том числе нацпарка "Бузулукский бор", однако следует обратить внимание на то, что заповедники и нацпарки - это разные категории особо охраняемых природных территорий, они имеют различный правовой режим охраны, а также различное правовое регулирование. Также следует отметить, что Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который направлен на совершенствование отношений в области охраны и использования заповедников, нацпарков, в том числе на ужесточение режима охраны указанных территорий, - приглашаем авторов рассматриваемого законопроекта принять участие в работе над подготовкой текста указанного законопроекта ко второму чтению. Не поддерживают указанный законопроект Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, ГПУ Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, советник президента по экологии Бедрицкий, у Правового управления Аппарата Госдумы имеются значительные замечания правового характера. На основании изложенного комитет рекомендует Госдуме отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Максим Александрович, в своё время я подготовил протокольное поручение в защиту земель таких заповедных мест, как Ясная поляна (Толстого), Михайловское (Пушкина), Константиново в Рязани (Есенина), Бородино под Москвой, - там огромные территории изымались и застраивались коттеджами, а на местах больших парков, уникальных парков, имеющих и природную, и историческую ценность, создавались какие-то местные приусадебные участки. Я немножко не понял из документов: данный законопроект охватывает или нет проблему защиты парков, водоёмов, территорий наших историко-литературных заповедников - они же и природные заповедники, - а если охватывает, то как он защитит их? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максиму Александровичу Щепинову включите микрофон. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Я целиком и полностью с вами согласен: такая проблема имеет место и есть такие примеры, о которых вы говорили, которые я в том числе в своей пояснительной записке приводил, например национальный парк в Оренбургской области "Бузулукский бор". Но в своём законопроекте я затрагиваю только такую категорию, как заповедники, то есть мы, авторы этого законопроекта, говорим лишь о том, что до декабря 2014 года действовала более жёсткая норма (с 2008 года по 2014 год эта норма действовала), и мы хотим вернуть в закон более жёсткую норму, чтобы как раз лучше сохранять природные ландшафты, природный климат и животных на территории заповедников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо большое, Иван Иванович. Максим Александрович, отмечу, что ваш законопроект, без сомнения, важен и нужен, но вот у меня такой уточняющий вопрос: в своём докладе вы отметили, что соответствующие экскурсионные группы должны сопровождать соответствующие сотрудники вот таких вот парков, охраняемых зон, но не вызовет ли это рост численности сотрудников? Ведь страна большая, соответственно, таких зон, которые могут подпасть под действие данного закона, на территории государства очень много. Ещё раз повторю свой вопрос: не приведёт ли это увеличение численности, причём резкое увеличение, к возникновению новых должностей, соответствующих строчек в бюджете, ну к росту числа чиновников, по сути дела? Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос. Я целиком и полностью разделяю вашу озабоченность и действительно считаю, что с учётом всех вводных на данный момент в нашей большой стране необходимо развивать туризм, и как раз этому будут способствовать в том числе и национальные парки и заказники, но мы сейчас в этом законопроекте говорим о заповедниках. Основная цель данного законопроекта - это сохранение как раз природного ландшафта, животных на территории заповедников. Этот законопроект появился не просто так - ко мне обратилась группа учёных, которая работает на территории Оренбургской области, с такой вот проблемой: после того как закон, скажем так, приняли в такой мягкой редакции в 2014 году, начались определённые проблемы, используются коллизии и пробелы в законодательстве. А что касается роста числа чиновников и сотрудников этих заповедников, я думаю, закон не приведёт к такому увеличению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кропачев Александр Сергеевич. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Благодарю, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Максим Александрович, хотел бы задать вопрос вам, как человеку, погружённому в эту тему. Вот в Краснодаре, на окраине, расположен лесопарк "Хомуты". Согласно новому генплану развития города Краснодара предусмотрено проведение автомобильной дороги через этот лесопарк и строительство моста из Краснодара в Адыгею. Вот скажите, пожалуйста, как специалист, имеют ли право вообще чиновники Краснодара, отвечающие за это, на такую, скажем, постановку вопроса - о строительстве моста? Что нынешнее законодательство в этом плане предусматривает? И, может быть, ваш законопроект направлен на то, чтобы всё-таки защитить данные территории, особо охраняемые природные территории от такого варварского отношения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Александр Сергеевич, спасибо за вопрос, по сути дела, он дополняет вопрос коллеги из фракции КПРФ, Владимира Николаевича. К сожалению, вот таких примеров, которые приводите вы и коллега из Коммунистической партии, достаточно большое количество на территории Российской Федерации. Я повторю: в моей пояснительной записке речь шла в том числе о национальном парке "Бузулукский бор" - сейчас, к несчастью, подготавливаются документы по добыче нефти в этом национальном парке. Я, к сожалению, не владею темой по поводу парка "Хомуты" в Краснодаре - какой у него статус: заповедник, заказник или просто национальный парк, - но в любом случае я лишний раз хочу вот этим законопроектом привлечь внимание к такой острой и злободневной теме, как охрана природы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников", внесённый членом Совета Федерации Афанасьевой Еленой Владимировной и депутатом Государственной Думы Щепиновым Максимом Александровичем. Данный законопроект не решает поставленной задачи: изменения и дополнения, предлагаемые указанным законопроектом, дублируют существующие нормы и противоречат друг другу, а также нормам, уже установленным этим законом и другими законодательными актами. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Правительство Российской Федерации, представившие соответственно заключение и отзыв на законопроект, не рекомендуют его к принятию в первом чтении, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приняла решение представленный проект федерального закона не поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет голосовать за принятие данного законопроекта. И надо сказать, что те территории, которые сталкиваются с проблемами, подобными проблемам в Оренбургской области, на своём примере понимают, как пробелы в законодательстве сегодня приводят к тому, что те национальные парки, заказники, заповедники, которые берегли даже во время Великой Отечественной войны... Я напомню, что даже во время войны был запрет на добычу нефти в Бузулукском бору. В наших условиях, когда страна имеет достаточно большие разведанные запасы, занимает практически первое место в мире по объёму добычи, при такой низкой цене на нефть заходить на территорию национального парка - это, мы считаем, вообще преступление. Дело в том, что есть решение целого ряда научных коллективов, в том числе академиков Института степи РАН, которые доказывают, что Бузулукский бор - это не только проблема Самарской и Оренбургской областей: он находится на границе с пустынными территориями, и в случае его гибели у нас изменится не только климат Оренбургской и Самарской областей, у нас изменится климат вообще Центральной России! И мне непонятно: значит, если есть хорошая, чистая нефть, есть давление, то есть легко добывать, неужели это можно противопоставить уровню экологической безопасности страны ради прибыли, которую получат нефтяные компании?! Мы говорим, что и тендер был проведён с нарушениями, и земельные участки, выделенные под тендер, никак вообще не соответствуют тем территориям, которые были выделены при формировании национального парка. Количество нарушений, которое мы имеем при организации добычи на данной территории, зашкаливает, переходит все разумные пределы, и мы ничего добиться не можем! Ну давайте хотя бы на примере конкретных случаев мы решим эту проблему стратегически для всей России! То, что сегодня вырубают вековые леса, трёхсотлетние сосны и прокладывают дороги к этим местам, - конечно, это кощунство, это издевательство над нашей матушкой-Россией! Фракция ЛДПР за то, чтобы в нашей стране всё было гармонично и разумно. Нефть есть, но не нужно её добывать ценой изменения экологической обстановки в России, поэтому мы считаем - и обращаемся с этим к депутатам других фракций, - что данный закон нужно поддержать, чтобы защитить не только Оренбургскую и Самарскую области, но вообще территорию нашей России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Максим Александрович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Щепинову включите микрофон. ЩЕПИНОВ М. А. Я хочу поблагодарить всех коллег за столь плодотворное и бурное обсуждение этого вопроса и хочу сказать в ответ на реплику представителя комитета о том, что определённые нормы законодательства не будут соответствовать друг другу, следующее. Коллеги, мы этим законопроектом предлагаем лишь вернуть ту норму, которая действовала до 2014 года, то есть эта норма уже работала. Сейчас же в законе есть определённые коллизии и пробелы, и это позволяет, скажем так, нечистым на руку дельцам и чиновникам творить вот эти безобразия, и примеры, которые сейчас приводили представители фракции Коммунистической партии и мои коллеги по фракции, только лишнее тому доказательство. Ещё раз благодарю за обсуждение данного законопроекта и призываю вас всех его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Александрович. Олег Александрович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
17-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 01 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 289
О проекте федерального закона № 884920-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Вопрос 32 повестки предлагаем перенести по просьбе авторов на 12 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. По 32-му вопросу замена содокладчика: содоклад сделает Никитчук. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только что коллега попросил 32-й вопрос перенести.
Заседание № 286
О проекте федерального закона № 884920-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, авторы просят вопрос 27 повестки дня перенести на 22 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.