Заседание № 289

25.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 883844-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 10-2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения отдельных понятий; внесён членом Совета Федерации В. А. Тюльпановым, а также К. Э. Добрыниным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7064 по 7139 из 7378
И наконец, 67-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении     
изменений в статьи 2 и 10-2 Федерального закона "Об информации,                 
информационных технологиях и о защите информации". Докладывает Роман Юрьевич    
Чуйченко.                                                                       
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. В законопроекте предлагается дополнить Федеральный закон "Об     
информации, информационных технологиях и о защите информации" понятиями         
"социальная сеть", "профиль (аккаунт, блог)", "автономный блог", "блогер",      
"посещаемый блогер". Интернет-пространство играет всё большую роль в жизни      
общества, напрямую влияет на коммуникацию, на безопасность граждан Российской   
Федерации, при этом в законодательном поле проблемам интернет-пространства      
уделяется непропорционально мало внимания, поэтому желание авторов              
законопроекта развивать законодательство в этом направлении в целом вызывает    
одобрение. Однако указанные понятия в предложенной редакции не                  
систематизируют понятийный аппарат данного федерального закона, а               
дисбалансируют его, что вызывает сомнения в целесообразности их введения.       
                                                                                
Необходимо отметить, что предлагаемое в законопроекте понятие "социальная       
сеть" вносит внутренние противоречия в терминологию действующего федерального   
закона, поскольку в его определении используются слова, не предусмотренные      
действующим законодательством, - это понятия "самопрезентация", "отражение",    
"построение", "персональная страница пользователя социальной сети, являющаяся   
его представительством", - при этом их значение в законопроекте не              
раскрывается, что в дальнейшем создаст трудности в правоприменительной          
практике.                                                                       
                                                                                
Помимо этого отмечаем, что авторы проекта федерального закона, вводя понятие    
"автономный блог" и давая его определение, усложняют его понимание. Также они   
используют термины "частное лицо", "группа лиц" без раскрытия их содержания,    
при этом понятие "частное лицо" отсутствует в действующем законодательстве, а   
термин "группа лиц" не даёт возможности определить правовой статус данных       
субъектов - юридические это лица, физические или и те и другие, - и указанная   
неопределённость не позволит идентифицировать субъекта правоотношений, а        
следовательно, и его ответственность.                                           
                                                                                
Обращаем внимание на то, что предлагаемое в законопроекте новое понятие         
"блогер" используется только для определения через него понятия "посещаемый     
блогер", а само понятие "блогер" далее по тексту не применяется, в связи с      
чем непонятна цель его введения. Кроме того, вводимое законопроектом новое      
понятие "посещаемый блогер" не корреспондируется с аналогичным понятием в       
части 1 статьи 10-2 федерального закона. Наполнение одного понятия разным       
содержанием приведёт к внутренним противоречиям между названными статьями.      
                                                                                
Рассматриваемый законопроект не предполагает внесения изменений в Кодекс        
Российской Федерации об административных правонарушениях, что в случае          
принятия закона приведёт к отсутствию ответственности провайдера хостинга или   
иного лица, обеспечивающего размещение интернет-ресурсов, за непредставление    
данных, позволяющих идентифицировать посещаемого блогера, либо за               
представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции   
по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых       
коммуникаций.                                                                   
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике,   
информационным технологиям и связи не поддерживает данный законопроект и        
рекомендует его к отклонению.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Юрьевич, спасибо за подробную аргументацию.         
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                      0 чел.                                          
Не голосовало                 450 чел.100,0 %                                   
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.