Заседание № 55
О проекте федерального закона № 88278-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Федеративной Республики Германия в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан".
Уважаемые депутаты, приступаем к работе. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Вопрос 2, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Федеративной Республики Германия в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Сергеевича Разова. Пожалуйста. РАЗОВ С. С., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Соглашение, которое представлено сегодня на ратификацию, было подписано в октябре 2003 года и временно применяется с даты подписания. Его разработка осуществлялась на основании прямого поручения Президента Российской Федерации. К истории вопроса. Германия обратилась с просьбой о заключении такого соглашения в марте 2002 года в связи с необходимостью обеспечения своего военного контингента в Афганистане, действующего в рамках международных сил содействия безопасности в этой стране. Эти силы, как известно, были созданы в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от октября 2001 года, резолюция призвала государства - члены ООН предоставить международным силам содействия безопасности необходимую помощь, включая предоставление разрешения на пролет самолетов и транзит. В Афганистане сейчас находятся две тысячи двести пятьдесят военнослужащих бундесвера в составе международных сил содействия безопасности. С германской стороны соглашение ратификации не требует, и ФРГ уже уведомила нас о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Надо сказать, что в российской договорной практике прецеденты заключения подобных соглашений отсутствовали, равно как и практика регулярного транзитного перемещения через территорию Российской Федерации воинских грузов и военнослужащих иностранных государств, тем более входящих в НАТО. В этой связи мы сознательно не спешили с внесением данного соглашения на ратификацию, чтобы накопить достаточный опыт его применения. Государственный таможенный комитет России в декабре прошлого года выдал германской стороне генеральное разрешение на транзит сроком на двенадцать месяцев, и к настоящему времени исходя из практики ясно, что соглашение эффективно работает, и это, как нам представляется, снимает некоторую первоначальную настороженность в отношении этого соглашения со стороны парламентариев и общественности. Полеты германских воздушных судов через территорию Российской Федерации начали реально осуществляться с февраля этого года. Всего до настоящего времени состоялось более ста самолеторейсов, из них свыше двадцати - с вооружением, военной техникой и имуществом, как и положено по соглашению, с промежуточной посадкой в Ростове-на-Дону. Перевезено двенадцать с половиной тысяч человек личного состава бундесвера и третьих сторон, участвующих в операции по стабилизации и восстановлению Афганистана. За прошедший период каких-либо инцидентов, связанных с реализацией соглашения, отмечено не было, и это дает нам основание констатировать, что механизм соглашения достаточно отработан и отвечает нашим интересам. Текст соглашения основан на международном праве и практике в этой области, законодательстве Российской Федерации и должным образом учитывает интересы безопасности страны. Что касается содержательной стороны соглашения, то хотел бы обратить внимание на ряд буквально ключевых моментов. Мы принимаем на себя обязательство предоставлять свое воздушное пространство для транзитной транспортировки вооружения, военной техники, военного имущества и персонала ФРГ. Мы вправе отказать в разрешении на транзит - и я хотел бы это подчеркнуть - в случае, если будет установлено, что перемещение груза и персонала может представлять угрозу безопасности Российской Федерации, то есть, по существу, называя вещи своими именами, можем отказать без объяснения причин и мотивов. Германская сторона обязана заблаговременно предоставлять список государств, транзит военного имущества и персонала которых планирует осуществлять. Договорились, что транзит вооружения, военной техники и военного имущества осуществляется при обязательной промежуточной посадке на территории Российской Федерации, как это и предусмотрено действующим постановлением Правительства Российской Федерации от апреля 2000 года. Транзит персонала с личным оружием возможен без совершения подобной посадки. Германская сторона, и это тоже важно, принимает на себя обязательства и соответственно все расходы по урегулированию исков третьих сторон в связи с транспортировкой грузов и персонала через территорию России. Обращаю внимание на статью 5 соглашения, наделяющую германский персонал в случае непосредственного исполнения служебных обязанностей так называемым функциональным иммунитетом. По существу, это та статья, которая выходит за рамки нашего внутреннего законодательства и по причине наличия которой требуется ратификация соглашения. Этот пункт не соответствует положениям статьи 11 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где речь идет о том, что лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной или административной ответственности на территории России, вместе с тем в этих статьях наших кодексов есть положение о том, что вопрос об ответственности представителей иностранных государств, которые пользуются иммунитетом в случае совершения этими лицами преступлений на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права. Собственно, в данном случае об этом и идет речь - когда международный договор перебивает нормы внутреннего законодательства. Каковы аргументы в пользу этого положения? Во-первых, изъятие из нашей юрисдикции распространяется только на германский персонал, а не третьих сторон, и только при исполнении им служебных обязанностей. Во всех иных случаях ответственность наступает по нормам российского законодательства. Во-вторых, и Уголовным, и административным кодексами, как я уже сказал, допускается предоставление иммунитета от национальной юрисдикции в случаях, предусмотренных нормами международного права. В-третьих, данное положение в принципе типично для такого рода соглашений: например, аналогичные нормы регулировали правовой статус наших военнослужащих в договорах о выводе советских войск с территории Германии, применяется этот принцип и в рамках многочисленных миротворческих операций ООН. Так что каких-либо особых новаций в этом смысле в нашем соглашении нет. И в-четвертых, ссылаясь на этот прецедент, мы настаиваем на предоставлении соответствующего режима и для российских военнослужащих, в том числе в контексте контактов с Литвой и НАТО в части военного транзита в Калининградскую область. Соглашение заключается сроком на один год с возможностью последующего продления. Что касается политической стороны дела, то подписание этого соглашения подчеркивает уровень партнерства России с нашим ключевым контрагентом в Западной Европе - Германией. Это соглашение является нашим дополнительным вкладом в выполнение пяти резолюций Совета Безопасности ООН, касающихся урегулирования в Афганистане. Это соглашение, как мы считаем, укрепляет наши позиции в диалоге с Западом по вопросам военного сотрудничества. Соглашение выгодно и с экономической точки зрения, поскольку германская сторона производит оплату соответствующих пролетных, аэронавигационных сборов, осуществляет платежи за конкретные виды обслуживания - услуги аэропорта и так далее. Кроме того, соглашение создает условия для полноценного задействования для целей перевозок возможностей и российских авиакомпаний. Мы этот вопрос активно продавливали в контактах с немецкой стороной, есть уже благоприятная реакция. Одна из наших компаний победила в недавнем тендере на предоставление авиатранспортных средств и подрядилась на пять полетов по этому маршруту. Вчера в Москве был подписан дополнительный протокол о транзите вооруженных сил и вооружения Германии по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, он роздан депутатам для сведения. Этот документ, как говорится, отдельная песня, а не неотъемлемая часть соглашения, о котором я сейчас докладываю, ратификации этот документ не потребует. Спасибо за внимание. Прошу депутатов поддержать ратификацию представленного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич. Присаживайтесь. Вопросы будут после выступления содокладчика. С содокладом выступает член Комитета по международным делам Игорь Вячеславович Баринов. Пожалуйста. Пожалуйста, включите микрофон депутату Баринову. БАРИНОВ И. В. Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Федеративной Республики Германия в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан", внесенный в Государственную Думу 6 сентября 2004 года Президентом Российской Федерации. Как уже было сказано, указанное соглашение подписано Президентом Российской Федерации 9 октября 2003 года в Екатеринбурге. Оно определяет порядок осуществления воздушного транзита в Афганистан через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники, военного имущества и персонала Федеративной Республики Германии в целях содействия международным усилиям по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан. Порядок осуществления транзита через территорию Российской Федерации по железной дороге уже определен в дополнительном протоколе к соглашению. При обсуждении в комитете именно этот вопрос вызывал дискуссии, говорили о том, что необходимо все-таки сначала подписать дополнительное соглашение и посмотреть, что оно из себя представляет. И как мы теперь знаем, вчера это дополнительное соглашение, по железнодорожному транзиту, было подписано. Соглашением предусмотрено, что транзитная авиаперевозка вооружения, военной техники и военного имущества над территорией Российской Федерации осуществляется при обязательной промежуточной посадке на ее территории. Это соответствует требованиям Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 8 апреля 2000 года. Беспосадочная транзитная перевозка коллективных средств защиты от оружия массового поражения, запасных частей, средств профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, специального тылового оборудования осуществляется при получении отдельного разрешения российской стороны. Транзит через территорию Российской Федерации военного персонала может осуществляться без совершения промежуточной посадки на территории Российской Федерации. Еще раз хочу подчеркнуть, что заключение двустороннего соглашения о военном транзите отражает высокий уровень российско-германского партнерства, направлено на реализацию соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и является конкретным вкладом нашей страны в усилия международного сообщества по стабилизации положения в Афганистане. И здесь хотелось бы отметить, что, наверное, во многом это соглашение выгодно больше нам, чем Федеративной Республике Германии, потому что Афганистан от немцев достаточно далеко, для нас же это связано с нашими южными границами, мы различными способами пытаемся нейтрализовать исходящую с территории Афганистана угрозу - как террористическую, так и наркотрафик. По мнению комитета, ратификация и последующее вступление в силу соглашения явились бы важным вкладом в реализацию пакета инициатив Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности и борьбе с международным терроризмом. Пора, наверное, уже переходить от слов к делу. Мы постоянно на различных форумах говорим о том, что надо сотрудничать, надо взаимодействовать в вопросах борьбы с терроризмом. Вот это как раз конкретный шаг. Реализация соглашения, что очень важно, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, как уже было сказано, наоборот, пусть небольшие, но какие-то деньги мы зарабатываем. В связи с вышеизложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Федеративной Республики Германии в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Вячеславович. По Регламенту можно еще слово предоставить председателю международного комитета. Нет необходимости? Нет. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть несколько вопросов. Поэтому я прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к заместителю министра. Уважаемый Сергей Сергеевич, насколько я понимаю, мы имеем дело с договором со страной НАТО, со страной, входящей в Евросоюз. Вы одним мазком упомянули о калининградской проблеме. Я прошу подробнее ответить на вопрос: в каком состоянии сегодня находятся наши переговоры по обеспечению надежного транзита, в том числе военного, в Калининградскую область и когда будет подписано новое соглашение о военном транзите в Калининград через Литву взамен ныне действующего временного соглашения? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Сергеевич. РАЗОВ С. С. Спасибо за вопрос. Хотя он непосредственно не связан с тем соглашением, о ратификации которого мы сегодня говорим, но, я с вами согласен, косвенное отношение к делу этот вопрос имеет. Что касается военного транзита в Калининград через территорию Литвы и обратно, то у нас действует, как вы сказали, временное соглашение 1993 года, касающееся вывода российских войск из Германии, которое затем, в 1995 году было распространено на все транзитные военные перевозки в Калининградскую область и из Калининградской области. Это соглашение ежегодно продлевается и действует на временной основе. Каких-либо больших проблем сейчас, как и во все прошедшие годы впрочем, связанных с реализацией этого соглашения, пусть и временного, у нас нет. Осенью прошлого года по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в содружестве с заинтересованными ведомствами Российской Федерации был подготовлен проект нового межправительственного соглашения на замену временно действующего документа 1993-1995 годов. Литовская сторона не отвергает возможности ведения переговоров и подписания такого соглашения. Это закреплено в документах встречи президентов двух стран, в декларации 2001 года о необходимости совершенствования договорно-правовой базы двусторонних отношений, в том числе и в контексте транзита. Для сведения хочу сказать, что, видимо, в ноябре в Москве начнутся экспертные консультации по этому вопросу. Напрямую дать ответ на ваш вопрос, когда будет подписано соглашение, я не могу, поскольку это будет зависеть от успеха и динамики переговорного процесса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к представителю МИДа. Вот в данном документе говорится о том, что вооруженные силы Германии двигаются в Афганистан для осуществления усилий по стабилизации обстановки. Но вы, наверное, прекрасно понимаете, что никакой стабилизации обстановки в этом государстве нет и восстановления государства нет. И недавно избранный президент Карзай (до этого он был временным президентом) контролирует только часть города Кабула, столицы Афганистана, а на всей остальной территории действуют полевые командиры, в основном это "Талибан", который пытались свергнуть в октябре 2001 года. Поэтому получается, что мы впустую помогаем. Мы и так очень много ошибок совершили в Афганистане. И, идя навстречу Германии и другим натовским странам, мы-то сами ничего не выигрываем в этом отношении. Мы проигрываем на юге - Афганистан, Иран, Турция... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. РАЗОВ С. С. Вопрос понятен. Согласен с первой частью, констатирующей, относительно того, что ситуация в Афганистане далека от стабилизации, что там после соответствующей кампании за последние годы активизировались силы "Талибана", которые контролируют немалую часть территории. Не согласен со второй, выводной, частью вашего заключения относительно того, что нахождение международных сил содействия безопасности в Афганистане бесполезно с точки зрения наших государственных интересов. Всего по решениям Совета Безопасности ООН международные силы содействия стабилизации насчитывают шесть с половиной тысяч человек. Я не говорю о силах коалиции, где в основном американцы, я говорю именно о силах стабилизации, которые действуют под флагом ООН. Так вот из этих шести с половиной тысяч две тысячи двести пятьдесят - это, как я уже сказал, войска бундесвера. Обращаю внимание, что группировка германских войск действует в северных провинциях Афганистана Кундусе и Бадахшане. Это как раз те зоны, которые с точки зрения наших государственных интересов обеспечения защиты наших границ, точнее, границ Таджикистана, Туркменистана имеют наибольшее значение. Это военный аспект. Есть и другой аспект проблемы - это наркоугроза. Буквально сегодня-завтра на заседании рабочей группы Совета Россия - НАТО в Брюсселе будет обсуждаться вопрос о возможности использования международных сил содействия безопасности для противодействия наркоугрозе, исходящей от Афганистана. Я думаю, что эти силы смогут сыграть роль и в этом важном с точки зрения наших национальных государственных интересов вопросе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Сергей Сергеевич, я все-таки хотел бы, если можно, еще раз вернуться к тому вопросу, на который вы сейчас практически ответили, к вопросу по Афганистану. Все-таки согласовывались ли с афганской стороной вот те позиции, которые мы сегодня рассматриваем, - разрешение через нашу территорию транзита войск на территорию Афганистана? Как они будут расценивать это как наши соседи? И второе. Наш председатель комитета Игорь Вячеславович сказал, что тут чуть ли не наши экономические интересы - обслуживание при посадке, оплата наших услуг. Если это такая значимая цифра, хотя бы назовите её, скажите, в чем заключаются наши интересы, сколько оплачено и в каком порядке за то, что уже в течение года осуществляются эти полеты, в каких размерах? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. РАЗОВ С. С. Ответ на первый вопрос: безусловно, да, в том смысле, что руководство, переходное правительство Афганистана, разумеется, поддерживает все средства и методы, которые приводят к наименее затратному, наиболее эффективному и быстрому транзиту необходимого для стабилизации ситуации в Афганистане имущества. Поэтому с нашим соглашением никаких вопросов нет. Что касается второй части, то, если вас интересуют детали, могу привести конкретные данные. По соответствующим тарифам берется плата за пролет воздушного пространства, за взлет, посадку, обеспечение авиационной безопасности, пользование аэровокзалом, аэропортом, техническое обслуживание самолета и так далее. В частности, за аэронавигационное обслуживание при полетах самолетов "А-310" берется 740 долларов плюс 440 долларов при полетах самолетов "Си-160", за взлет, посадку и аэронавигационное обслуживание в аэропорту Ростова-на-Дону берется соответственно 590 долларов с самолета "Си-160", аэропортовый сбор - 230 долларов и так далее. Что касается дополнительного протокола о транзите железнодорожным транспортом, который в порядке информации вам представлен, то, разумеется, все грузы, которые будут перевозиться по нашим железным дорогам с широкой колеей, будут перевозиться нашими вагонами, нашими железнодорожниками с соответствующей оплатой по действующим тарифам. Так что для сведения хочу сказать, что и Министерство транспорта, и ОАО "РЖД" весьма заинтересованы в том, чтобы загрузить имеющиеся железнодорожные мощности перевозкой вот этого германского воинского транзита. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос к заместителю министра иностранных дел. Уважаемый Сергей Сергеевич, Государственная Дума по Конституции не участвует в принятии таких стратегических решений, как идти ли нам на поводу у Соединенных Штатов, когда они осуществляют вместе с союзниками вторжение в Афганистан и размещают свои военные базы и так далее. Ялта и Потсдам растоптаны, национальная безопасность России невероятно ослаблена. Президент недавно, после страшных событий августа и Беслана, сказал о том, что нам объявлена война, ведется война. Вот на этом фоне транзит вооружений страны, входящей в НАТО, с позиций разведывательных или иных в случае какого-либо обострения угрожает ли безопасности, каковы гарантии национальной безопасности? Повторяю, мы сейчас как бы технологию начали разбирать... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Сергей Сергеевич. РАЗОВ С. С. Ваше заявление носит в большей степени политический характер, поэтому я не буду его комментировать, хотя у меня, разумеется, есть своя точка зрения на этот счет. Что касается техники и технологии, о которых вы говорите, то я думаю, что интересы нашей национальной государственной безопасности применительно к этому соглашению, о котором мы говорим и которое вынесено на ратификацию, обеспечены абсолютно. Хочу сказать, что текст этого документа, как и дополнительного протокола, согласован со всеми российскими ведомствами, всеми специальными службами, которые имеют, наверное, более глубокое представление об угрозах безопасности России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П., фракция "Родина". Спасибо, Борис Вячеславович. Мой вопрос отчасти прозвучал в выступлении депутата Локтя, но я хотел бы уточнить. Все-таки, Сергей Сергеевич, когда Российская Федерация заключает соглашения подобного рода со странами типа Федеративной Республики Германии, каким-то образом мы свои интересы все-таки здесь проявляем? То же соглашение по Калининградской области почему не подписывается? Потому что во многом пассивны государства Евросоюза, такие влиятельные, как Германия. Если бы мы проводили увязки, возможно, тогда проще было бы и подобные вещи ратифицировать. И пункт 9, конкретно хочу спросить по дополнительному протоколу. Ведь там так: если опломбирован вагон, то мы не имеем права вообще его вскрывать и таможенный, пограничный контроль не проводится. А почему мы тогда такой порядок не распространяем на территорию Литвы? Если уж подобный механизм работает на территории России, думается, у нас тогда... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за вопрос. Пожалуйста, Сергей Сергеевич. РАЗОВ С. С. Значит, что касается калининградского транзита, я достаточно развернуто отвечал на этот вопрос в первой части вопросов и ответов. Конечно, я не склонен упрощать ситуацию и, как вы заметили, не сказал прямо, будет ли подписано это соглашение и когда оно будет подписано. Предстоят тяжелые переговоры, в рамках которых мы, разумеется, будем отстаивать наши государственные интересы. Еще раз хочу сказать, что я напрямую не увязывал бы два вопроса - о ратификации соглашения, который сегодня стоит на повестке дня, и проблематику калининградского военного транзита. Все-таки там речь идет - я имею в виду, применительно к калининградскому транзиту - о транзите на постоянной основе, а здесь - на временной, которая зависит от эволюции ситуации в Афганистане. Во-вторых, там речь идет о транзите из одной части Российской Федерации в другую ее неотъемлемую часть через территорию страны НАТО, а в данном случае речь идет о транзите из Германии через территорию России в третью страну. Могу заверить вас в одном: что в ходе тех переговоров и консультаций, которые, как я надеюсь, начнутся с литовской стороной, все аспекты обеспечения наших интересов по военному транзиту наши переговорщики будут иметь в виду. Что касается второго вопроса, то, как докладывают мне наши эксперты, которые реально вели переговоры... Почему этот дополнительный протокол не требует ратификации? Поскольку он построен в целом, может быть, не на сто процентов, но на девяносто на основе нашего, российского законодательства, регулирующего железнодорожные перевозки, и только один вопрос, касающийся иммунитетов, о котором я в основном докладе подробно говорил, выходит за рамки российского законодательства. Но если будет ратифицировано сегодняшнее соглашение, то эта ратифицированная норма - об исключениях из национальных иммунитетов - будет распространяться и на эту статью дополнительного, железнодорожного, протокола. Всё остальное - пломбирование вагонов, нормативы перевозок, обеспечение безопасности, полистное описание содержимого каждого вагона - всё сделано с учетом соблюдения наших интересов максимально строгим образом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Сергей Сергеевич, ну, во-первых, конечно, слишком затянули: 9 октября исполнился год, как его подписали, оно всего годичное, а дальше наступают периоды... Я так понимаю, что мы уже вошли в период второго года, потому что год рассматривали, чтобы внести на ратификацию, можно было и раньше это сделать. Но сама по себе перевозка материалов и людей по железной дороге, тем более когда есть вот эта террористическая активность, пока по воздуху это было, ну, что-то там... Мы можем даже считать, что в какой-то части бесланская трагедия связана с этим. Вот, ей-богу, можно сказать, что отношение исламского мира к России изменилось. Завтра это будет по железной дороге, растянуто по всей территории. Я не говорю там о германской... Я говорю о террористах, которые будут заинтересованы на всей территории России по пути следования, по всему маршруту, производить террористические акты. Мы перенесем эту войну... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Сергеевич. РАЗОВ С. С. Что касается первой части вашего вопроса, обращаю внимание на статью 12 соглашения, в которой говорится о том, что оно вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Когда и если этот документ будет ратифицирован, затем в связи с нашими конституционными нормами пройдет через Совет Федерации и будет подписан президентом - с этого момента и будет исчисляться годовой срок действия, юридического действия соглашения. Пока оно применяется, как я сказал, с даты подписания. Что касается второй части вашего вопроса. Я, откровенно говоря, не слишком улавливаю связь между германским военным транзитом по территории Российской Федерации и возможными, потенциальными действиями международных, в том числе и исламских, террористов, которые, разумеется, меня беспокоят не меньше, чем вас. Еще раз хочу обратить внимание, что все специальные наши службы, которым по должности и по зарплате положено заниматься вопросами национальной безопасности, эти документы согласовали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заполев Михаил Михайлович, пожалуйста. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Борис Вячеславович, я давил на кнопку, но почему-то техника не работает. У меня тоже есть вопрос, я могу его задать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас ваша фамилия есть на экране. ЗАПОЛЕВ М. М. Спасибо. Какие гарантии имеются у российской стороны по вопросу о том, не будет ли использована быстро наращиваемая группировка войск НАТО в Афганистане для военных действий против других соседних с Афганистаном стран, например Ирана? Не приведет ли ратификация соглашения в перспективе к возникновению трений с нашими южными соседями и в целом с государствами этого региона? РАЗОВ С. С. Спасибо за ваш вопрос. Я обращаю внимание, что воинский транзит, в соответствии с этим соглашением, как показывает практика последнего года, используется германской стороной для ротации своих вооруженных сил. Те двенадцать с половиной тысяч военнослужащих, которые были с февраля этого года по октябрь перевезены, перевозились туда-сюда: в ту сторону - на замещение, поэтому о наращивании, по крайней мере германской группировки в Афганистане, речь не идет. Что касается вашей мысли насчет возможных военных действий размещенной в Афганистане или где-то еще, не знаю, группировки против Ирана и других гипотетических действий, то, мне кажется, прямого отношения к обсуждаемому соглашению этот вопрос не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Баринов Игорь Вячеславович, у вас вопрос, да? Пожалуйста. БАРИНОВ И. В. Я хотел бы напомнить, что все-таки именно на территории Афганистана находились основные базы по подготовке боевиков террористических организаций, таких, как "Аль-Каида", и в том числе многие чеченские террористы проходили подготовку именно на базах, которые располагались на территории Афганистана. Это один момент. И второе. Пункты 7 и 8 статьи 5 настоящего соглашения оставляют право за российской стороной в любой момент прекратить действие настоящего соглашения, если мы считаем, что оно угрожает национальным интересам Российской Федерации, либо если мы считаем, что немецкая сторона нарушает какие-то правила действующего соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По карточке Илюхина Виктора Ивановича по ведению... Нет? Всё, вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Пока вижу две руки, три, четыре, пять... Значит, тогда нам надо будет определяться. Уважаемые депутаты, прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Записались десять депутатов. У нас в таком случае есть уже отработанный формат: по одному выступлению от фракции. Пожалуйста, КПРФ. Прошу определиться, вот мне Валентин Александрович подсказывает, что Квицинский Юлий Александрович... Пожалуйста, включите микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вопрос международный, давайте мы все-таки представителю международного комитета дадим слово. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Уважаемые коллеги, соглашение правительств Германии и России о транзите военного имущества и персонала через нашу территорию в Афганистан было подписано в связи с участием Германии в операциях там США и других стран НАТО. Однако особенность этого соглашения состоит в том, что оно определяет порядок осуществления воинских перевозок, касающихся не только немцев, но и иных участвующих в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана государств. Число этих стран и объем их перевозок не определяются, соглашением просто признается за ФРГ право осуществлять тыловое обеспечение войск таких стран и действовать от их имени в делах с нами. Это статья 1. Таким образом, рассматриваемое соглашение по сути является нашим согласием на предоставление права военного транзита по нашей территории сначала ФРГ, а затем через нее и неопределенному количеству других государств, скорее всего членов натовского альянса, в тех комбинациях и пропорциях, которые были бы сочтены целесообразными его руководством. Транзит разрешается по воздуху, а также по железной дороге, что фиксируется отдельным протоколом. Подробности здесь излагались Сергеем Сергеевичем Разовым и коллегой Бариновым. К сказанному ими стоит, однако, добавить, что досмотр вооружения, военной техники, военного имущества и персонала при осуществлении пограничного и таможенного контроля, а также истребование дополнительных документов разрешается производить лишь в порядке исключения, в случае, если у российских властей есть основание полагать, что указанное имущество не является имуществом, на транзит которого выдано разрешение; пропуск через границу должен осуществляться без взимания таможенных пошлин, без виз и так далее; таможенный и пограничный контроль опломбированных (опечатанных) военных грузов в таре (упаковке) или транспортных средств (отсеков транспортных средств) ограничивается проверкой сохранности пломб, оттисков печатей и целостности тары (упаковки). То есть соглашение для немцев получилось достаточно добротное, хорошее. Я хочу еще сказать, что, как известно, США ведут подготовку к выводу из Афганистана своей группировки и замене ее на войска НАТО, это планы на будущий год. Поэтому можно предполагать, что у данного соглашения есть большая перспектива и у нас будет много клиентов: НАТО заинтересовано в прочном договорном урегулировании вопросов своего военного транзита в Афганистан, НАТО будет двигаться из Кабула на запад, к границам Ирана. Само по себе соглашение и протокол к нему, в общем-то, соответствуют, конечно, обычным стандартам, и в определенный момент они могли бы быть ратифицированы, однако возникает вопрос, пришел ли этот момент и надо ли спешить в условиях, когда член НАТО и ЕС Литва упорно уклоняется от заключения с нами соглашения, гарантирующего наш беспрепятственный военный транзит в Калининград. Литва делает это, конечно же, не только из собственного упрямства, а с благословения своих новых союзников, в то время как мы готовы поднести им право на военный транзит через территорию России в Афганистан, что называется, на блюдечке с голубой каемочкой. У меня вызывает удивление, что руководителям нашего внешнеполитического ведомства, по-видимому, не приходила в голову мысль, что это всё же одноплановые вопросы и их политическая взаимоувязка, по известному принципу: даю тебе, чтобы ты дал мне (я не говорю, что нам соглашение с Литвой нужно такое же, как вот мы заключаем с немцами, нам нужно другое соглашение), была бы естественным и вполне легитимным способом настоять на приемлемом для нас решении вопроса о военном транзите в Калининград. Создается впечатление, что нам опять предлагают проявить великодушие и добрую волю в расчете на то, что растроганные немцы и те, кто заодно с ними, отплатят нам тем же. Мы неоднократно уже обжигались на этом и хотим еще раз обжечься! Поэтому наша фракция предлагает отложить ратификацию соглашения и порекомендовать нашим соответствующим ведомствам активизировать усилия для выхода на добротные решения по военному транзиту в Калининград. Мы еще и не подошли даже, как видите, к экспертным переговорам. И не надо бояться кого-то обидеть, это широко практикуемый прием ведения дел, особенно если речь идет о вопросах такой значимости, потому что доступ в Калининград - это вопрос территориальной целостности России. Фракция КПРФ не будет голосовать за ратификацию этого соглашения сейчас, и надеемся, что коллеги из других фракций нас поддержат. Это не политическая игра, а предложение максимально рационально использовать те не очень уж многочисленные рычаги воздействия, которые имеются в наших руках, для обеспечения жизненно важных интересов России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Многие ратификационные соглашения можно утверждать, только просчитывая последствия, но наш МИД этого не делает или не хочет нам сказать. Ведь вся операция в Афганистане, операция в Ираке направлены против одного государства - Ирана, потому что это наиболее мощное государство и оно вызывает наибольшую негативную реакцию со стороны Запада. Вот это понимают в МИДе, что это с востока подход к границам Ирана? С юга они уже подошли, разгромив Ирак, Турция в принципе противник Ирана. Если они нанесут удар по Ирану, то у нас резко ухудшится обстановка на всем Кавказе, на Каспии и в Средней Азии. И когда мы идем на уступки Западу, мы же должны видеть, что пока в этом только минус для нас. На Балканах мы всё проиграли: Балканы оккупированы и важный наш партнер - Югославия - разгромлен. Ирак оккупирован, важный наш партнер уничтожен полностью, Афганистан разгромлен. Мы ничего не получили от этого. Нахождение там иностранных войск привело к резкому увеличению потока наркотиков на территорию нашей страны. К резкому, буквально в сотни раз большему, тысячи тонн наркотиков поступают! Германские войска, находящиеся сегодня в Афганистане, ничего не могут сделать, а самое главное - не хотят. Вот в этом смысле хотелось бы, чтобы в МИДе все-таки подумали о том, что это идет окружение государства Иран. Керри сказал, что в случае победы на выборах, а осталось пять дней, он займется Ираном. Мы знаем, что стоит за этой фразой. К тому же американские, натовские базы есть уже в Средней Азии - Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, появились уже реально в Грузии. Мы с вами получим огромный очаг напряженности на всем нашем юге, полностью потеряем Каспий, Среднюю Азию, Казахстан, Астрахань. Вот что нам грозит в будущем, вот ближайшие последствия! Мидовские чиновники спокойно уйдут на пенсию или будут переведены на другую работу, но депутаты, политические партии должны нести ответственность, министры уходят, но кто-то должен нести ответственность! Вот я востоковед, я вам говорю, чем всё это закончится. Когда в 91-м году мы не верили, чем закончатся события после путча... мы поддержали путч, только чтобы предотвратить 8 декабря 91-го года, ибо это еще хуже было бы. Сейчас в принципе нам выгодно использовать транспортные коммуникации, но почему мы не хотим сделать баланс, чтобы США и Евросоюз в лице Германии не мешали нам строить отношения с Ираном? Сейчас, в ноябре, МАГАТЭ будет принимать решение, чтобы досье по Ирану передать в Совет Безопасности ООН. Может МИД гарантировать, что мы применим право вето и не допустим введение режима санкций против Ирана? Тогда нужно проводить многоплановую политику. Пожалуйста, пускай грузы идут в Афганистан, но вы должны понимать, что мы восстанавливаем против себя мусульманские страны, ибо Пакистан помогает Афганистану, Иран против талибов, но тут мусульманская солидарность, весь арабский Восток и Турция... Турция, мусульманская страна, не пропустила американские войска во время военной операции в Ираке именно из солидарности с Ираком. Это давний союзник, партнер США, член НАТО, но она не пропустила даже за большие деньги: миллиарды долларов предложили Турции, но турецкий парламент не пошел на это, прекрасно понимая, чем это может кончиться для страны в будущем. Вот я вас предупреждаю: через десять лет мы потеряем весь юг, всё плохое, что происходит в Афганистане, в Ираке, если удастся свергнуть режим в Иране, сделать его проамериканским, всё это полезет на север, на нас с вами, и мы получим тысячу чеченских вариантов, кавказских вариантов! Они сегодня Чечню поджигают, на Кавказе - террор. Чеченцы здесь ни в чем не виноваты, это всё подготовка взрыва на юге. И с востока, и с запада они подойдут. В это воскресенье сметут режим Кучмы и кандидата от Кучмы Януковича, устроят там "каштановую революцию", как устроили в Грузии. В Белоруссии свергнут Лукашенко, как они свергли Саддама Хусейна, они уже ввели режим санкций. Через десять лет тогда какие мы с вами будем соглашения ратифицировать? О южных границах России по линии Воронеж - Курск - Белгород? Вот эти границы мы будем ратифицировать, так сказать. Вот об этом думают чиновники в МИДе? Они уже Брестский мир заключили в свое время, сдав половину Российской Империи немцам. В 45-м мы победили, и с 45-го же все наши победы уничтожены, нас отовсюду вышвырнули и вернули границы Российского государства XVII века. Триста лет назад такие были границы Российского государства! Вот об этом МИД не хочет думать. Есть экономическая составляющая - использовать транспортные коммуникации, но сперва давайте доделаем коммуникацию "Север - Юг", она через Иран проходит, грузы идут в Азию. Там оборот грузов на миллиард долларов - из Индии через Пакистан, из Ирана до Приволжской железной дороги и в Европу. И это с трудом делаем, чуть-чуть там копошимся. А здесь копейки с немцев получим за транзит грузов в Афганистан. И если бы хотя бы поставка наркотиков прекратилась! Ведь ни одного плюса! Вы же чиновники МИДа, вы должны сказать честно, что соглашение экономически невыгодно, политически невыгодно, в военном отношении невыгодно. Выгодно кому-то из чиновников МИДа отчитаться перед кем-то в администрации президента: вот, ратифицировали, всё, Шрёдер будет доволен. Да самого Шрёдера не будет на ближайших выборах! Придет другой канцлер, который... Там депутаты уже требуют восстановить Пруссию. Вы тут поднимаете вопрос о ратификации соглашения о прохождении военных грузов в Калининградскую область. Да не будет Калининградской области! Уже Евросоюз ее включает в новое объединение под названием "Пруссия". Там будет Калининград, часть территории Польши. Это будет новая единица Евросоюза с новым статусом - не государство, но и не часть России. А вы всё еще говорите: мы будем работать с Литвой. Ничего вы не будете! Не будете вы с Литвой работать! За вас уже решили семьдесят депутатов германского Бундестага: они будут восстанавливать Пруссию. Вот вам результаты 17-го года (это к сведению коммунистов, сидящих в зале). Этот 17-й год нам будет отрыгиваться еще лет двадцать, пока до конца нас не добьют. Вот так вот свергать законное правительство Российской Империи! А советская власть не удержалась. Можно тысячу раз говорить о том, какая она была хорошая, но она оказалась слабой, сама сдала себя - Горбачёв сдал, Ельцин сдал. Вот об этом идет речь. Это не просто так. Потом, на определенном этапе, если не удастся всю гадость с юга поднять на север (все-таки мусульмане остановятся, зная, что Россия была добра к ним), то, используя подобные соглашения, несколько эшелонов с натовскими войсками, поскольку мы их не имеем права проверять, остановятся, не доходя до Афганистана, как в свое время белочехи остановились в Сибири и подняли мятеж, и самолеты могут приземлиться на наших аэродромах около ядерных объектов. И в результате мы получим натовские войска на территории России. Вот это всё проглядывается. Вы же понимаете, что это не просто так - получить разрешение. Сперва мы сделали "открытое небо" - над нами летает кто угодно, теперь мы предоставляем наши сухопутные дороги - будут провозить любые грузы и без досмотра. Вы понимаете, что значит - без досмотра? На бумаге написано, что там, допустим, амуниция немецких солдат, а там может быть вооружение вместе с солдатами. Вот это всё МИД не просчитывает - слабые чиновники. Можно, конечно, идти в чем-то навстречу Западу, но давайте сохраним Иран, нашего главного стратегического партнера, побьем карту Запада, связанную с уничтожением Ирана и дестабилизацией обстановки на наших южных границах в масштабах всего Кавказа, всего Каспия и Средней Азии. Это будет куда более сильный удар! Это была подготовка к действиям против Ирана. Но МИД не поддерживает Иран в Вене, в МАГАТЭ, и вот сейчас в ноябре будет принято решение (в Совете Безопасности передают) - и всё, вновь введут режим санкций против Ирана. И кто бы ни победил - Керри или Буш, - начнут подготовку к военной операции против Ирана. И потом нас же обвинят через мусульманские страны, что Россия помогала Западу в продвижении войск. А они быстро сбегут оттуда уже по другим дорогам - через Индийский океан: на корабли их погрузят и вывезут оттуда. Разворошат этот улей, и огромное количество экстремистов из Афганистана, с арабского Востока двинут на север, потому что там им тесно, там жарко и мало земли. Вот такой план НАТО, план Запада - как нанести удар с юга по России. И этот МИД не хочет ничего нам сказать, как бы отвергает это, не понимает этого. Депутат фракции КПРФ всё правильно сказал, но этот же депутат сам был послом, и эту же линию в свое время они проводили, вводя наши советские войска в Афганистан. Нельзя было под красными знаменами туда входить! Под зелеными знаменами нужно было входить! Но вам всё еще мерещится красное знамя с серпом и молотом. Вот это красное знамя нам аукается до сих пор. Афганистан потеряли, а сейчас и Иран потеряем и получим огромное количество террористических актов по всему югу и не удержим юг. Не только Северный Кавказ - и Астрахань потеряем! Вот об этом не хотят думать наши чиновники. В Министерстве обороны хоть какие-то заявления делают о возможности нанесения превентивных ударов по тем опасным точкам, откуда может исходить угроза для нашей страны, а МИД занимает пассивную позицию и не хочет... Я понимаю, возможно, у вас есть специальный комитет по планированию внешнеполитических акций, возможно, вы всё это знаете, тогда проведите закрытое заседание и нам скажите, когда вы собираетесь сдавать отдельные части нашего государства и какие вам еще нужны соглашения по этой линии. Поэтому считаю опасными подобные действия. Можно с Западом сотрудничать, надо сотрудничать, но давайте поддерживать баланс. А Иран не трогать, чтобы мы могли с Ираном сотрудничать, - он у нас покупает самолеты, он нам обеспечил дорогу "Север - Юг", мы ему строим... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Единой России" - Косачёв Константин Иосифович, пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодняшняя дискуссия идет по трем основным позициям. Первая - оценка ситуации в Афганистане и смысл той операции по стабилизации, которая там сейчас проводится. Вторая тема - это наше отношение к НАТО и уместность достижения согласия с государством - членом НАТО по вопросам военного транзита. И третья тема - это перспективы соглашения с Литвой по военному транзиту в Калининград. И я бы хотел прокомментировать все эти три позиции. Первая, ситуация в Афганистане. Я хотел бы напомнить, что за два дня до трагедии 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки был уничтожен лидер Северного альянса в Афганистане Ахмад Шах Масуд и Россия оказалась в тот момент перед реальной угрозой исчезновения Северного альянса, если хотите, последней оппозиции "Талибану", который совершенно очевидно намеревался распространять свою активность, прежде всего террористического характера, сначала на Таджикистан, затем на другие государства Центральной Азии и, безусловно, затем с проникновением в Россию. И поэтому та операция, которая сначала проводилась силами Соединенных Штатов, но, напомню, по мандату Организации Объединенных Наций, а затем постепенно, так сказать, и контингентом НАТО, но опять же по мандату Организации Объединенных Наций, по убеждению депутатов "Единой России", напрямую отвечает базовым интересам Российской Федерации в сфере безопасности. У нас, собственно говоря, три варианта действий в этой ситуации. Один вариант - оставаться безучастными, как бы нейтральными, не оказывать никакого содействия в этой операции. Второй вариант - участвовать в этой операции собственными силами и средствами. И третий вариант - оказывать содействие тем, кто решает задачи наведения порядка в Афганистане за нас и в наших собственных интересах. Из этих трех вариантов, как нам представляется, третий является, безусловно, самым предпочтительным. Не втягиваясь вновь в тяжелейшую ситуацию в Афганистане, которая действительно чревата непредсказуемыми последствиями, мы тем не менее, оказывая содействие в данном случае Германии, НАТО, Организации Объединенных Наций, все-таки имеем реальную перспективу в конечном итоге наведения порядка в Афганистане. А это будет означать и снижение террористической угрозы с территории этого государства и, безусловно, сокращение других угроз, прежде всего угрозы наркотрафика, а также неконтролируемой контрабанды оружия. Вторая тема - насколько уместно это наше сотрудничество по антитеррору с государствами НАТО. Эта дискуссия, безусловно, уходит корнями в более широкую дискуссию: что такое сейчас для России Североатлантический альянс - противник или союзник? Можно спорить о том, угрожает или не угрожает российским интересам расширение НАТО в этом году, но для нас совершенно очевидно, что любые усилия НАТО, которые направлены на сокращение террористической угрозы, на обеспечение соответствующего уровня безопасности в международных интересах, безусловно, отвечают интересам Российской Федерации. И в этом смысле наше сотрудничество с НАТО, которое в последнее время осуществляется в формате очень далеко идущего договора, соглашения между Россией и НАТО, договора, который устанавливает равные позиции партнеров в этом сотрудничестве, очевидно отвечает нашим интересам, и втягивание, если хотите, НАТО вот в такие проекты сотрудничества, безусловно, укрепляет и внутринатовские настроения в пользу развития конструктивного союзнического партнерства с Россией. И наконец, третье - транзит в Калининград через территорию Литвы. Я буквально на днях посетил Литовскую Республику, встречался с нашими основными партнерами в парламенте, в том числе с моим коллегой - председателем комитета по международным делам господином Кирколасом, и убедился в том, что наши литовские партнеры готовы идти на любые договоренности с Россией и по пассажирскому, и по грузовому, и по военному транзиту при одном непременном условии: чтобы эти договоренности не создавали дополнительных проблем для Литвы в контексте их собственного членства в Евросоюзе и соответственно в НАТО. И таким образом, те наши договоренности с НАТО, которые создают прецеденты с точки зрения военного транзита (а это соглашение, безусловно, имеет характер прецедента), разумеется, расчищают и путь к достижению стратегических договоренностей с Литовской Республикой по военному транзиту в Калининград. Ратификация этого соглашения очевидно продвигает нас вперед и на данном направлении, поэтому фракция "Единая Россия" безусловно поддерживает ратификацию данного соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" есть выступающие? Фоменко, пожалуйста. ФОМЕНКО А. В. После столь блестящего выступления господина Косачёва, изложившего нам точку зрения МИДа, довольно трудно выступать, потому что он красноречиво говорил об антитеррористической операции и ее важности для нас, хотя перед этим все выступавшие, и особенно господин Жириновский, подробно останавливались как раз на том, что никакая антитеррористическая операция там в принципе не проходит, а войска находятся, наркотрафик растет, угроза терроризма не уменьшается. И в принципе никакого интереса для нас во втягивании, медленном втягивании в эту афганскую авантюру стран НАТО нет. К тому же эта авантюра действительно еще и антииранская. Что касается нашего содействия благой идее, то мы уже достаточно посодействовали при начале этой операции: при нашей помощи только, при помощи Северного альянса эта операция стала возможной. Но, в конце концов, всё течет, всё изменяется, и прошедшие годы показали, что операция оказалась неэффективной. Поэтому, скорее, разумным было бы для нас просто отойти подальше спокойно и не участвовать ни в каких дальнейших действиях. Отсутствие выгод для России в этом соглашении мне кажется очевидным, об этом говорили многие выступавшие, в том числе и господин Квицинский, и особенно важно то, на чем заострял внимание депутат Никитин, а именно вопрос калининградского транзита. То, что сейчас сказал господин Косачёв, и то, что излагал сотрудник МИДа, никак не объясняет, почему мы не могли использовать этот момент для подвижек в калининградском вопросе. Ведь если этот вопрос столь важен для НАТО и Европы, то почему мы не замечали и не чувствовали давления немцев в вопросе калининградского транзита в нашу сторону? Никаких объяснений получено не было. Очевидная несимметричность этого соглашения заставила большинство членов фракции "Родина", когда мы вчера обсуждали этот вопрос, проголосовать против этого соглашения, как не отвечающего национальным интересам и не отвечающего, главное, нынешнему моменту в наших отношениях с Европой, и Германией в частности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступили представители депутатских объединений. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика? Есть? Пожалуйста, Сергей Сергеевич. РАЗОВ С. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я признателен за оживленную дискуссию и за пищу для ума, которую дали многие, многие выступления. Я уважаю ваше мнение, каждого в отдельности и всех вместе, хотя со многими из высказанных положений не согласен, имею собственную точку зрения. Если вернуться в контекст обсуждаемого вопроса и еще раз акцентировать, может быть, некоторые темы, которые прозвучали в ваших выступлениях, хотел бы буквально несколько соображений высказать. Что касается обилия клиентов, которые будут как бы присасываться к российско-германскому соглашению о транзите и которые последуют за войсками бундесвера в Афганистан. Хочу обратить внимание на статью соглашения, где речь идет о возможной перевозке тех вооруженных сил и вооружений третьих стран, которым войска бундесвера оказывают в Афганистане тыловую поддержку (их не так много, и у них малые контингенты), - это Голландия, Бельгия, Дания и так далее. Но ни о каком широком диапазоне новых клиентов, которые могут, грубо говоря, присосаться к этому соглашению, речь не идет. Далее, относительно проверки. Все-таки я хочу подтвердить, что и при авиационном транзите, и при железнодорожном транзите (прошу уважаемых депутатов внимательнее прочитать текст) у нас есть возможность контроля за перевозимыми грузами в любом случае. Хочу обратить ваше внимание на то, на чем я его акцентировал во вступительном слове: у нас есть основание, зафиксированное в соглашении, отказать в транзите в любое время, причем не мотивируя никакими причинами, не потому, что содержание груза не соответствует товаросопроводительным документам, а просто потому, что мы не хотим по каким-то соображениям, ведомым только нам, поэтому и основное соглашение, которое сейчас рассматривается, и дополнительный протокол дают нам полное право для контроля за перевозимым и для отказа в перевозке. Что касается соображений ряда депутатов и, как я понимаю, депутатских объединений насчет того, чтобы отказаться от ратификации или подождать ратификации... Давайте называть вещи своими именами. Во-первых, соглашение, как я сказал, реально действует, действует уже в течение почти года, и есть наработки. Можно отказаться от введения в действие этого соглашения и прекратить его действие, и тогда мы вернемся к той ситуации, которая существовала до подписания соглашения и введения его в действие, а именно: войска бундесвера летали военно-транспортными самолетами через Украину. Они и будут летать так же, как летали до сих пор, но при этом мы лишаемся вообще каких-либо прав контроля, хотя бы того, что направляется из Германии в Афганистан. Я думаю, это тоже немаловажно. Можно, конечно, рассмотреть и такой вариант, о котором вы говорите, но с точки зрения эффекта на практике большого смысла не вижу. По-прежнему хочу сказать, что заинтересованность в деятельности международных сил по стабилизации безопасности в Афганистане у нас есть в контексте наших интересов. Не согласен с высказываниями, что это совершенно бессмысленная для нас ситуация, когда войска Германии действуют в северных провинциях Кундуз и Бадахшан, о чем я уже говорил. Если называть вещи своими именами и говорить цинично, то мы чужими руками, а иногда и чужой кровью, поскольку там есть жертвы, и довольно немалые, среди контингента МССБ, обеспечиваем наши интересы на севере Афганистана. А с учетом перспективы, когда снимаются наши пограничники, охраняющие таджикско-афганскую границу, - в этом году в ноябре мы снимаем погранотряды на Памире, а в течение 2005 года снимаем и отряды, которые охраняют основную таджикско-афганскую границу, - я думаю, иметь там контингенты пусть Германии, пусть НАТО, пусть черта или дьявола, но которые выполняют ту задачу, которую в противном случае нам надо было бы выполнять, совершенно небесполезно и имеет смысл. Что касается высказывания относительно слабости чиновников, бездействия МИДа или недостаточной профессиональности МИДа. Ну, я не вижу смысла здесь спорить, поскольку речь идет не о данном соглашении, которое является предметом рассмотрения. Сегодня будет выступать перед уважаемыми депутатами министр иностранных дел Сергей Лавров, и я думаю, вся эта палитра мнений, касающихся нашей внешней политики, ее акцентов, ее удач или неудач как в текущем измерении, так в историческом контексте, будет, наверное, изложена. В любом случае спасибо еще раз уважаемым депутатам за активное участие в дискуссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось, принимаем решение о включении этого законопроекта в "час голосования". Объявляю "час голосования". Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации...". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 22 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 75 чел.16,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принимается. По ведению - депутат Тюлькин. Пожалуйста, Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Борис Вячеславович, у меня по ведению к вам замечание. То, что мы выслушали мнение фракций, отнюдь не запрещает нам выслушать и другие мнения - независимых депутатов и просто депутатов дополнительно, поэтому вы по крайней мере должны ставить такие вопросы на голосование, а не так: мы договорились. А мы вот не договорились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.