Заседание № 212

25.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 88242-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (о сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5727 по 5731 из 7030
Теперь пункт 22 - проект федерального закона "О внесении изменений и            
дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".   
Доклад представителя Магаданской областной Думы, члена Совета Федерации Юрия    
Евгеньевича Засько. Здесь Юрий Евгеньевич? Нет докладчика? Нет. Переносим.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5770 по 5925 из 7030
А Виталий Николаевич Басыгысов где? Доложит Бугера. Пожалуйста, коллеги,        
пункт 22 - проект о внесении изменений в закон "О драгоценных металлах и        
драгоценных камнях".                                                            
                                                                                
Представитель Магаданской областной Думы Юрий Евгеньевич Засько, пожалуйста.    
                                                                                
Содокладчиком будет Михаил Евгеньевич Бугера.                                   
                                                                                
ЗАСЬКО Ю. Е., представитель Магаданской областной Думы, член Совета             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Для     
предприятий, осуществляющих геологическое изучение и разведку месторождений     
драгоценных металлов и их добычу, одной из серьезных проблем является           
проблема взаимоотношений с органами внутренних дел по вопросам обеспечения      
охраны добываемого металла. Данная проблема вызвана в первую очередь            
несовершенством существующей законодательной базы, допускающей различную        
трактовку ее положений или содержащей довольно спорные пункты для               
безоговорочного их выполнения. В результате недропользователи зачастую          
вынуждены выполнять множество лишних мероприятий и объясняться с                
правоохранительными органами не по существу вопроса обеспечения сохранности     
драгоценного металла, а по формальным вопросам соответствия или                 
несоответствия инструктивным требованиям. Соответственно, и органы МВД          
концентрируют свое внимание на формальной стороне дела, отвлекаясь от сути      
решения проблемы предотвращения хищений. Бывают случаи изъятия драгоценного     
металла у добросовестных недропользователей по формальным основаниям            
нарушения правил охраны и транспортировки, что ведет к задержкам оборота        
драгоценных металлов и, как следствие, к отрицательным экономическим и          
социальным последствиям.                                                        
                                                                                
В настоящее время в вопросах охраны драгоценных металлов в процессе их          
добычи, хранения и транспортировки органы МВД и ФСБ помимо Федерального         
закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" руководствуются            
Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных        
камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве,              
использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов          
Российской Федерации от 29 августа 2001 года, № 68н. В этой инструкции -        
пункт 4.9 - записано, что транспортировка драгоценных металлов, драгоценных     
камней осуществляется специализированными организациями в сопровождении         
вооруженной охраны. При этом никто не отменял требований по обеспечению         
сохранности золота на золотодобывающих предприятиях и по оборудованию           
средствами охраны режимных объектов на этих предприятиях, соответствующими      
условиям работы крупных предприятий, действовавших в советское время.           
                                                                                
В настоящее время недропользователи являются собственниками добытого металла,   
и никто не заинтересован в его сохранности больше, чем они сами. Большое        
количество недропользователей представлено мелкими предприятиями, работающими   
с незначительным количеством драгоценных металлов. Выполнение существующих      
законодательных и инструктивных требований зачастую ведет к совершенно          
неоправданным затратам и организационным осложнениям. Например,                 
законодательно закрепленное требование наличия вооруженной охраны при           
транспортировке золота вне зависимости от его количества приводит к тому, что   
перевозка даже миллиграммов золота без вооруженной охраны незаконна.            
                                                                                
Исчерпывающий перечень видов транспорта, приведенный в этой же статье,          
исключает применение других видов, хотя нередко в этих целях приходится         
использовать и вездеходы, и тракторы, и вручную переносить.                     
                                                                                
Драгоценные металлы и драгоценные камни не являются предметами повышенной       
опасности, как оружие, взрывчатые вещества, ядохимикаты и тому подобное,        
условия хранения и транспортировки которых должны регулироваться                
государством. В то же время драгоценные металлы и драгоценные камни не только   
являются высокоценной продукцией, но и относятся к валютным ценностям.          
Соответственно, государство заинтересовано и обязано создать собственникам      
этой продукции условия, позволяющие обеспечить ее сохранность. С этой целью     
субъектам рынка драгоценных металлов должно быть предоставлено право            
использовать оружие и спецсредства для обеспечения сохранности драгоценных      
металлов и драгоценных камней и право самим определять, в какой мере этим       
правом пользоваться в том или ином случае, исходя из конкретных условий и       
обстоятельств.                                                                  
                                                                                
Следует отметить также, что в вопросе обеспечения сохранности драгоценных       
металлов основная проблема связана не с охраной, а с учетом их движения на      
всех этапах добычи и переработки. Основная часть предлагаемых поправок, не      
снимая с недропользователей обязанности обеспечить учет и сохранность           
драгоценных металлов и драгоценных камней, предоставляет им право выбора        
средств обеспечения сохранности в рамках предоставляемых законодательством      
возможностей.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Присядьте пока.                          
                                                                                
Бугера Михаил Евгеньевич.                                                       
                                                                                
Олег Васильевич Уткин, подходите в зал, скоро будете содокладчиком работать.    
И Шуба Виталий Борисович. Извините - Шубин.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУГЕРА М. Е., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых              
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, действительно, определенная правота    
в словах докладчика и в пояснительной записке Магаданской областной Думы        
есть. Действительно, сейчас разработка драгоценных металлов ведется не только   
государством, но и другими собственниками. Но вы прекрасно знаете, что наше     
законодательство определяет для некоторых видов продукции особые правила        
оборота, и драгоценные металлы, по мнению Комитета Государственной Думы по      
природным ресурсам и природопользованию, относятся именно к таким продуктам,    
для которых в сфере оборота должны быть особые, более жесткие правила, чем      
для каких-то других.                                                            
                                                                                
И в соответствии с этим мы считаем, что те предложения, которые внесены         
Магаданской областной Думой, слишком расширительны. Если они будут приняты и    
вступят в силу, то, к сожалению, государство, да и сами собственники могут      
понести очень ощутимые неоправданные потери. Государство, по нашему мнению,     
не должно ослаблять контроль в данной сфере.                                    
                                                                                
Уважаемый докладчик, представитель Магаданской областной Думы, ссылался на      
то, что, может быть, до 1 килограмма драгоценных металлов можно перевозить,     
но чтобы это не требовало каких-то там особых, устанавливаемых государством     
условий. Но в таком случае в законопроекте так и надо было написать.            
Действительно, по мнению нашего комитета, до 2 килограммов золота или же        
других драгоценных металлов стоимостью до 500 тысяч рублей, может быть, и       
было бы оправданно перевозить без тех строгих требований, которые налагаются    
действующим законодательством. Но ведь этого в законопроекте нет. Если          
вчитаться, проанализировать законопроект, то там просто снимаются всякие        
ограничения и всякие регулирующие нормы со стороны государства, что может       
привести к анархии в этой очень важной, в том числе и для нашего государства,   
сфере производства, сфере, можно сказать, денежного обращения, сфере            
государственных интересов Российской Федерации.                                 
                                                                                
По формальным основаниям. Официальный отзыв Правительства Российской            
Федерации на данный законопроект отрицательный. Правовое управление Аппарата    
Государственной Думы также дает отрицательное заключение. И после обсуждения    
в Комитете по природным ресурсам и природопользованию было решено предложить    
Государственной Думе отклонить данный законопроект.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Евгеньевич, останьтесь на трибуне.        
                                                                                
Коллеги, будут ли у вас вопросы к докладчикам? Нет вопросов?                    
                                                                                
Михаил Евгеньевич, присаживайтесь.                                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному закону? Нет.                              
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом    
чтении? (Шум в зале.) Нет, никто не хотел.                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               46 чел.             10,2%                        
Проголосовало против           20 чел.              4,4%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.             84,9%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.