Заседание № 361
01.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 882311-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся случаев, исключающих лишение полномочий при подаче недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7178 по 7321 из 8790
Пункт 64, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Куринный. Пожалуйста, Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, вкратце суть законопроекта. Каждый из нас, начиная с депутата Государственной Думы и любого выборного должностного лица, должен подавать ежегодно декларацию о своём имуществе и имущественных правах. Я напомню, что совсем недавно для выборных должностных лиц органов местного самоуправления существовала одна санкция за представление недостоверных сведений - лишение полномочий. Естественно, наши коллеги регулярно десятками, сотнями по искам прокуратуры либо губернатора (у него тоже есть такое право) лишались своих полномочий. В июле 2019 года мы приняли соответствующий законопроект и отрегулировали, откорректировали статью 40 федерального закона № 131-ФЗ, ввели дополнительные меры ответственности, вот кроме лишения полномочий, и перечислили их для малозначительных, скажем так, нарушений. Ну, чётких критериев малозначительности мы в федеральном законе не прописали, отдав всё это на откуп, скажем так, региональным властям, законодательным органам государственной власти субъектов, ну, и соответствующим представительным органам муниципальных органов власти. Единой практики по Российской Федерации до сих пор не сформировалось, и поэтому, к сожалению, на сегодня возможность лишения полномочий является инструментом для высшего должностного лица субъекта. Вот, например, в моей родной Ульяновской области губернатор лишал полномочий до последнего времени, пока не ушёл в отставку, причём достаточно выборочно: депутаты, представляющие КПРФ, могли быть лишены полномочий по любому основанию, даже самому незначительному, и отсылка на 40-ю статью 131-го закона не работала, а нужные люди или представители другой партии отделывались, как правило, разного рода предупреждениями либо другими, скажем так, санкциями, которые не были связаны с лишением полномочий. Этот подход совершенно неправильный, поэтому в рамках анализа нескольких таких кейсов мы посмотрели, как возникли у некоторых наших товарищей, лишённых полномочий по иску губернатора, ошибки. Ну, первое. Они запрашивали, естественно, банки. Я думаю, немногие из тех, кто сидит даже в этом зале, могут представить, какая сумма конкретно на их счету в банке, чтобы они могли отчитаться. Ошибка могла составлять буквально несколько тысяч рублей - по вине банка, повторяю ещё раз, - и это являлось основанием, для того чтобы признать такое нарушение значительным и лишить полномочий соответствующего депутата или главу. Дальше, второе. Недостоверные сведения, которые опять же представляет банк. Некоторые счета банки забывали, и, к сожалению, комиссия по противодействию коррупции, которая сформирована и действует при губернаторе, выясняла, что, например, у того или иного депутата два нулевых, скажем так, счёта, он про них уже давным-давно забыл, про них забыл, кстати, и банк, который представлял выписку накануне, но это тоже является грубым нарушением и тоже является основанием для лишения полномочий. Ну и последний случай, когда Росреестр в ответ на запрос нашего депутата представил информацию, что никакого имущества, кроме того что было перечислено в декларации, у депутата нет. А потом всплыло, что якобы супруга этого депутата 20 лет назад от того предприятия, где она работала, получила земельный участок, 6 соток, которым никогда не пользовалась, даже не знает, где он находится. Это тоже послужило основанием, губернатор подал исковое заявление в суд, и депутата лишили полномочий, причём по очень хитрому механизму: сразу решение суда первой инстанции вступило в законную силу, даже не потребовалось соответствующее решение представительного органа (там большинство представляли КПРФ, и, естественно, такое решение не было бы принято). Предлагается откорректировать закон, внести дополнительно фразу, которая, по официальным отзывам, является якобы избыточной: если искажение сведений явилось несущественным, в том числе возникло вследствие представления недостоверной информации в ответ на официальный запрос депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, его супруги со стороны соответствующих уполномоченных организаций. То есть если депутат либо избранный глава администрации доказывает и показывает, что в ответ на его официальный запрос из банка пришла информация с ошибкой либо из Росреестра пришла информация с ошибкой, - не по его вине, я ещё раз повторяю, - и он указал эти же данные в своей декларации, а потом возникли вопросы либо у губернатора, либо у прокуратуры, то его за это полномочий лишать нельзя, не надо доказывать потом в суде, умышленная это или неумышленная ошибка, скажем так, существенная или несущественная, а просто человек освобождается от наказания вот по такому абсолютно понятному всем основанию. Предлагается поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Содоклад председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Николаевича Диденко. С места. Включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемый Алексей Владимирович! Комитет внимательно изучил инициативу. С учётом того что у нас особый порядок рассмотрения и выступлений от фракций не будет, хочу сказать сразу - поскольку я, скажем так, двуедин в одном лице, я и представитель фракции, я и председатель комитета, - что фракция ЛДПР предлагала ещё более радикальный способ решения проблемы с выборочным применением антикоррупционного законодательства: вообще не лишать полномочий и максимально смягчить требования, предъявляемые к лицам, на которых распространяются обязанности, ограничения и запреты. Особенно это касается депутата, поскольку он наделяется полномочиями в силу особой процедуры выборов, наделяет его этим мандатом народ, и исключительно народные механизмы должны быть применены для досрочного лишения мандата, не связанного с исключительными обстоятельствами (смерть, лишение гражданства, уголовное дело и прочее). Так как наше предложение ещё более радикальное, фракция вашу инициативу поддержит. Однако в ходе обсуждения на заседании комитета мы пришли к выводу, что предложенная вами конструкция ухудшает положение лиц, на которых распространяются ограничения, запреты и обязанность предоставлять соответствующие сведения, поскольку действующая формулировка предполагает только привлечение к иным видам ответственности, вот кроме лишения полномочий, при несущественных искажениях. Вы предлагаете предусмотреть конкретные причины и условия, что, на взгляд комитета, будет лишь сужать возможности отчитывающихся лиц для защиты какой-то своей позиции. С учётом того что практика ещё не сложилась (у нас только с 2012 года применяются иные виды ответственности), сегодня, наоборот, хотелось бы всё-таки надеяться на то, что все документы, о которых вы говорите, в которых обнаружены ошибки, допущенные не по вине отчитывающихся лиц, могут быть доказательством в суде. И уже в судебном порядке неправомерные и несправедливые решения, которые приняты самим органом, лишившим полномочий... Все эти доказательства могут быть положены в основу решения суда, которым соответствующее лишение полномочий будет оспорено. Комитет не поддерживает данную инициативу и просит поддержать свою позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 64 порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 30 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Решение не принято.