Заседание № 281

19.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 881709-6 "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении санкций статьи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4565 по 4749 из 7528
47-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.8      
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад       
депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Пятнадцать минут до перерыва,      
поэтому постараюсь побыстрее.                                                   
                                                                                
Данный законопроект был внесён фракцией ЛДПР после того, как мы, вернее, не     
мы, а вы отклонили наше предложение о конфискации автомобилей у тех             
автолюбителей, которые любят не только водить автомобиль, но и закладывать за   
воротник. Подобная норма действует в Белоруссии - там транспортные средства     
конфискуются. У нас же воспользовались тем, что есть решение Конституционного   
Суда, который считает неконституционным конфисковывать вещи, не принадлежащие   
правонарушителю, хотя даже в новом административном кодексе такие случаи        
сплошь и рядом, посмотрите внимательно - там прямо прописано, что такой         
предмет подлежит конфискации. Составители этого нового кодекса на полторы       
тысячи страниц, который мы скоро будем рассматривать, тоже считают, что это     
делать можно, хотя, опять же говорю, в отношении автомобиля они указывают,      
что нельзя.                                                                     
                                                                                
Я абсолютно не сторонник вот таких жёстких мер, тем более что это явление не    
носит повального характера, но, вы знаете, бывают случаи, когда человек,        
которого лишили права управления, но не лишили возможности пользоваться         
транспортным средством, то есть оно у него осталось, снова садится за руль и    
совершает опять же в пьяном виде правонарушение, к сожалению, иногда с          
тяжкими последствиями, вплоть до гибели людей.                                  
                                                                                
Повторяю: это не носит повального характера, в общем количестве                 
дорожно-транспортных происшествий такие случаи занимают, может быть, 5          
процентов, не более 5 процентов от всех аварий с тяжёлыми последствиями. Тем    
не менее мы, фракция ЛДПР, предлагали забирать у правонарушителей               
транспортные средства - нам сказали, что конфискация не допускается, и          
отклонили законопроект.                                                         
                                                                                
Сейчас мы предлагаем делать таким же образом, как делают, допустим, с           
транспортными средствами, которые не там стоят: не там поставил - подъезжает    
эвакуатор, забирает твоё транспортное средство и увозит. Мы предложили делать   
то же самое, когда человек попался в пьяном виде за рулём или кто-то передал    
управление человеку, который находится в нетрезвом состоянии, - точно так же    
увозить транспортное средство на штрафстоянку, и по решению суда оно будет      
там находиться.                                                                 
                                                                                
Возражающие - не знаю, справедливо или нет, - говорят, что нельзя так делать,   
поскольку у нас нет такого вида наказания, как арест транспортного средства,    
а произвол, который у нас на дорогах творят эвакуаторщики в Москве, в           
Санкт-Петербурге и в других крупных городах, это обеспечительная мера. Но,      
уважаемые коллеги, эта обеспечительная мера, в отличие от всех прочих           
обеспечительных мер, почему-то производится за большие деньги, причём я не      
знаю, что она обеспечивает, поскольку, когда вашу машину забрали, увезли, вы    
приезжаете и оплачиваете штраф, вернее, даже не штраф, а стоимость эвакуации    
- штраф же за то, что вы неправильно припарковались, можете не платить          
довольно долго, целый месяц. Ну представьте себе, ведь если так рассуждать,     
то привод, например, тоже надо оценивать: сколько стоит, чтобы                  
оперуполномоченный или сотрудник полиции поехал за вами, привёз вас и так       
далее, - и вам будут выписывать счёт в качестве обеспечительной меры. В         
общем, это единственная обеспечительная мера, которая носит характер            
наказания, поскольку, как ни крути, собственник транспортного средства обязан   
платить.                                                                        
                                                                                
Решение по законопроекту уже предопределено, но я хочу вам ещё раз сказать,     
что пора с беспределом эвакуаторщиков заканчивать, это первое. И второе:        
человек, который сел за руль пьяным, не должен это сделать во второй раз, а     
сделать этого он не сможет только в том случае, если у него не будет            
автомобиля, поэтому давайте примем какое-то согласованное решение. Повторяю,    
наши соседи, Белоруссия, не побоялись это сделать, и первые случаи              
конфискации автотранспортных средств у таких вот горе-водителей там уже имели   
место.                                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Вячеслава Ивановича Лысакова.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! По поводу      
наших соседей, Белоруссии, всё-таки был не очень корректный пример.             
Действительно, там бывают такие случаи, когда конфискуют автомобили, мне о      
них рассказывали сами сотрудники белорусской ГАИ. Вот один реальный случай:     
человек отдал машину в техцентр, на его машине их пьяный сотрудник поехал       
кататься, но был остановлен, и после составления административного протокола    
эта машина была конфискована у владельца, который даже не знал о том, что его   
машина использовалась. Если автором законопроекта предлагается такой вид        
административного наказания, то надо сказать, что это очень сомнительно!        
                                                                                
Что касается проблем с эвакуацией, то Сергей Владимирович, наверное, забыл,     
что мы в комитете недавно поддержали поправки, которые ваш покорный слуга       
внёс в правительственный законопроект о единой методике определения стоимости   
эвакуации, где мы предоплату заменяем на постоплату, то есть закон в случае     
его принятия разрешит забирать машину сразу и оплачивать её эвакуацию в том     
же алгоритме, как это делается с административным штрафом. Таким образом,       
даётся не месяц, а два месяца, Сергей Владимирович: десять дней на              
обжалование и два месяца на уплату, - и только по истечении семидесяти дней,    
на семьдесят первые сутки вы становитесь должником, если к этому времени не     
заплатите штраф. Согласно другому нашему закону, вступившему в силу с 1         
января, если вы - вежливый водитель и готовы оплатить штраф в течение           
двадцати дней, то вы можете заплатить только 50 процентов от суммы этого        
штрафа. Сейчас 95 процентов штрафов подпадают под этот дисконт, закон о         
котором вступил в силу с 1 января.                                              
                                                                                
Что касается обеспечительной меры. Здесь, действительно, я абсолютно с вами     
согласен, штраф должен покрывать траты на меры, обеспечивающие производство     
по делу. Даже когда человека, совершившего уголовное преступление,              
административный проступок, везут в отделение милиции, помещают в               
следственный изолятор, в камеру предварительного заключения, он не оплачивает   
ни стоимость проезда, ни стоимость питания, и это совершенно правильно.         
Проблема существует, и моя личная точка зрения такова: штраф должен покрывать   
стоимость эвакуации. В принципе, в таких крупных городах, как Москва, где       
эвакуация в среднем стоит 7 тысяч рублей, в размер штрафа за нарушение          
стоянки, остановки должна входить сумма, которая покрывает эвакуацию,           
поскольку штрафы достаточно высокие. А стоимость официальной эвакуации          
автомобиля, которая предъявляется автовладельцу, в 2-3 раза выше, чем           
среднерыночная стоимость этих же услуг.                                         
                                                                                
Но всё-таки вернёмся к нашему законопроекту. Из части 1 и части 2 статьи        
12.8, новую редакцию которой предлагает мой коллега Сергей Владимирович         
Иванов, исключается такой вид наказания, как административный штраф, а в        
части 3 размер штрафа уменьшается с 30 тысяч рублей до 5 тысяч, уменьшается и   
предусмотренный этой частью срок административного ареста путём исключения      
величины его нижнего предела, а мы в своё время в законе, который вступил в     
силу с 1 сентября 2013 года, установили, что нижний предел для таких лиц - от   
десяти до пятнадцати суток административного ареста, а не сутки-двое, как это   
было раньше: нарушитель проспался и снова сел пьяным за руль. Кстати,           
повторно он уже не сможет сделать это, Сергей Владимирович, потому что у нас    
предусмотрена уголовная ответственность за повторное управление в состоянии     
опьянения и за повторный отказ от медосвидетельствования - это либо штраф от    
200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы 480 часов, либо лишение       
свободы на срок до двух лет. И в любом случае, при любой санкции, которая       
выносится судом, - это судимость по уголовной статье, и для многих это крест    
на карьере, на работе и так далее.                                              
                                                                                
Так вот, поскольку вместо штрафа санкции дополняются новым видом                
административного наказания - арестом транспортного средства и его хранением    
на специализированной стоянке на срок от полутора до двух лет, возникает ряд    
проблем, например, могу сказать, что статьёй 3.2 кодекса, устанавливающей       
закрытый перечень видов административных наказаний, такой вид наказания, как    
арест транспортного средства, не предусмотрен. Изменения в указанную статью     
законопроектом не предусматриваются, а санкциями статей Особенной части         
кодекса могут устанавливаться только предусмотренные кодексом виды              
административных наказаний.                                                     
                                                                                
Кроме того, принятие данного закона, если гипотетически мы бы это сделали,      
потребовало бы дополнительных затрат из федерального бюджета на организацию и   
содержание дополнительного количества специализированных стоянок для            
длительного, от полутора до двух лет, хранения арестованных транспортных        
средств, при этом источник финансирования таких затрат автором законопроекта    
не указан.                                                                      
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует законопроект отклонить.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет. Будут ли желающие выступить? Нет.     
Представители президента, правительства? Автор?                                 
                                                                                
Иванову включите микрофон.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз повторю, что мы, фракция ЛДПР, предпочитаем, чтобы   
арестовывали транспортное средство, а не человека, именно поэтому и внесён      
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Что касается боязни уголовного наказания, она как бы есть, но это не помешает   
нарушителю использовать имеющееся транспортное средство и вновь сесть за        
руль, что может привести к тяжёлым последствиям. Это первое.                    
                                                                                
Второе. Что касается финансирования, ну, тут вообще... Если бы уважаемый        
Вячеслав Иванович сказал, что отменяются все эти беспредельщики-эвакуаторщики   
и существующие ради них и пополнения соответствующих бюджетов стоянки, тогда    
это действительно было бы к месту, но поскольку они не собираются этого         
делать, то стоять эти автомобили легко могут на тех же самых стоянках, что мы   
и указали в законопроекте, поэтому никаких финансовых затрат здесь не           
предполагается, а оплата будет идти за счёт вот этих любителей выпить.          
                                                                                
Ещё раз повторю, что мы не предлагаем сажать человека в тюрьму и ломать ему     
жизнь, в отличие от того, что вы сейчас делаете.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, выносим данный законопроект на "час голосования".                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6470 по 6486 из 7528
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.8     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6496 по 6500 из 7528
НИКОЛАЕВА Е. Л. По последнему вопросу Николаева и Пивненко не голосовали, это   
47-й пункт повестки дня.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Спасибо.