Заседание № 50

26.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 88170-6 "О Фонде перспективных исследований".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1076 по 1195 из 5200
Пункт 3 повестки. Во втором чтении слушается проект федерального закона "О      
Фонде перспективных исследований". Докладывает Людмила Михайловна Огородова.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОГОРОДОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию         
представляется проект федерального закона "О Фонде перспективных                
исследований", который внесён Президентом Российской Федерации и подготовлен    
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Данный проект федерального закона определяет правовое положение Фонда           
перспективных исследований, а также его полномочия и функции. Кроме этого,      
данный проект федерального закона устанавливает порядок управления этим         
фондом и управления имуществом этого фонда.                                     
                                                                                
Несколько слов о фонде. Фонд перспективных исследований создаётся в целях       
содействия научным исследованиям и разработкам в интересах обороны и            
безопасности Российской Федерации в зонах высокого риска получения              
качественного научного результата - в таких сферах, как военно-техническая,     
технологическая и социально-экономическая.                                      
                                                                                
Высшим органом управления Фонда перспективных исследований является             
попечительский совет, руководят деятельностью фонда правление и генеральный     
директор фонда. Также создаётся научно-технический совет фонда, который         
определяет формирование повестки научных исследований и разработок, подбор      
экспертов и экспертных организаций для исполнения трёхлетней программы          
исследований и разработок в зонах высокого риска получения научного             
результата.                                                                     
                                                                                
Вообще, это очень важный фонд, который создаётся на очень важном направлении    
- для обеспечения безопасности и обороноспособности нашей страны. У Фонда       
перспективных исследований несколько функций. К его функциям относятся          
осуществление научного анализа рисков и угроз обороне и безопасности страны,    
определение механизмов возникновения риска и угроз на основе этого научного     
анализа и предложения по их устранению, определение приоритетов, мейнстримов    
для создания прорывных результатов исследований и разработок, формирование      
научно-исследовательской повестки в области обороны и безопасности Российской   
Федерации. К обязанностям фонда относится доведение полученных результатов      
интеллектуальной деятельности до опытно-конструкторских разработок и создания   
технологий. То есть у фонда очень серьёзные обязательства перед                 
налогоплательщиками.                                                            
                                                                                
В этом законопроекте определяется, что будет относиться к имуществу фонда. По   
решению правительства в качестве имущественного взноса фонду передаются         
бюджетные ассигнования федерального бюджета, фонду может быть передано иное     
находящееся в федеральной собственности имущество. Оговариваются механизмы      
контроля за деятельностью фонда, аудита, финансового контроля, контроля за      
управлением имуществом, устанавливается порядок отчётности перед президентом    
и правительством, представления годового отчёта, который будет включать в       
себя итоги выполнения трёхлетней программы научных исследований и разработок,   
опытно-конструкторских и технологических работ за отчётный период.              
                                                                                
Нужно сказать, что в проекте закона очень подробно прописаны особенности        
управления интеллектуальной собственностью, права на результаты                 
интеллектуальной деятельности фонда. Это очень важный вопрос, особенно когда    
мы планируем бюджетные ассигнования на прорывных направлениях научных           
исследований и разработок. В частности, установлено, что права на результаты    
интеллектуальной деятельности будут принадлежать Российской Федерации, а        
управление зарегистрированной интеллектуальной собственностью будет             
относиться к сфере ответственности правительства, то есть фонд от имени         
правительства будет управлять интеллектуальной собственностью.                  
                                                                                
Проект представлен сегодня ко второму чтению, первое чтение было проведено 4    
июля 2012 года. За этот период от депутатов Государственной Думы и членов       
Совета Федерации поступило шестьдесят семь поправок. В основном это поправки,   
которые касаются функций Фонда перспективных исследований, но также есть        
очень важная поправка о продлении срока государственной регистрации данного     
фонда, и в настоящее время, ко второму чтению, устанавливается                  
шестидесятидневный срок государственной регистрации данного фонда. Кроме        
этого, есть поправки, которые приводят данный проект закона в соответствие с    
существующими правовыми и законодательными документами Президента,              
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Мы благодарим депутатов, которые приняли участие в обсуждении данного           
законопроекта, - комитетом проведены слушания при подготовке ко второму         
чтению.                                                                         
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект   
во втором чтении.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 2? Нет.                       
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4774 по 4790 из 5200
3-й пункт повестки, во втором чтении голосуется проект федерального закона "О   
Фонде перспективных исследований".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 38

04.07.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 88170-6 "О Фонде перспективных исследований".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4207 по 5212 из 6771
43-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О Фонде перспективных   
исследований", поставлен на фиксированное время. Докладывает Дмитрий Олегович   
Рогозин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.           
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Олегович.                                                   
                                                                                
РОГОЗИН Д. О., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!           
Разрешите доложить вам проект закона "О Фонде перспективных исследований",      
который внесён Президентом Российской Федерации. По нашему мнению, принятие     
законопроекта будет способствовать обеспечению инновационного развития и        
модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.             
                                                                                
Целью деятельности данного фонда является содействие осуществлению прорывных    
высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и               
безопасности государства, в том числе в интересах модернизации Вооружённых      
Сил Российской Федерации, создания инновационных технологий и производства      
высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.     
Для её достижения предусматриваются особенности правового регулирования         
деятельности фонда.                                                             
                                                                                
Проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Президента    
Российской Федерации осенью прошлого года. Фонд для достижения цели своей       
деятельности формирует научные представления о возможных угрозах, критически    
значимых для обороны и безопасности Российской Федерации, о причинах их         
возникновения и путях урегулирования. Фонд определяет основные направления      
изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок в     
целях развития производства высокотехнологичной продукции военного,             
специального и двойного назначения. Фонд организует также поиск и заказ на      
разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных               
научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений   
в области создания высокоэффективных систем вооружения, военной и специальной   
техники, производства высокотехнологичной продукции военного, специального и    
двойного назначения. Он также осуществляет финансирование указанных             
мероприятий и проектов.                                                         
                                                                                
Фонд перспективных исследований распоряжается правами на результаты             
интеллектуальной деятельности, созданные по заказу фонда, а также правами на    
результаты интеллектуальной деятельности, приобретёнными фондом на основании    
договоров, и обеспечивает передачу таких прав для практического применения и    
внедрения результатов интеллектуальной деятельности.                            
                                                                                
Имущество фонда формируется за счёт имущественного взноса Российской            
Федерации, а также доходов, получаемых от деятельности фонда, добровольных      
имущественных взносов, а также за счёт других законных поступлений и является   
собственностью фонда.                                                           
                                                                                
Напомню также, что права на результаты интеллектуальной деятельности,           
созданные в процессе реализации проекта по заказу фонда, и права на             
результаты интеллектуальной деятельности, приобретённые фондом на основании     
договоров, в соответствии с законопроектом будут принадлежать Российской        
Федерации. Фонд будет распоряжаться такими правами от имени Российской          
Федерации в целях практического применения результатов интеллектуальной         
деятельности.                                                                   
                                                                                
Органами управления фонда являются попечительский совет, который выступает      
как высший орган управления фонда, а также правление фонда, генеральный         
директор и научно-технический совет, который является консультативным           
органом, отбирающим, по сути дела, наиболее интересные, прорывные и             
высокорискованные исследования. Научно-технический совет подготавливает         
рекомендации по приоритетным направлениям прорывных высокорискованных           
исследований и разработок, организует поиск, проводит отбор инновационных       
научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических           
решений.                                                                        
                                                                                
Хочу напомнить, что мы с вами о фонде, о его проекте, о том, что будет лежать   
в его основе, говорили в феврале этого года, когда проводили здесь              
"правительственный час". Тогда ещё Военно-промышленная комиссия стояла у        
истоков разработки данного законопроекта, а участие в нём принимали также       
самые разные министерства, члены Правительства Российской Федерации. Суть его   
состоит только в одном: после двадцати лет пребывания в том состоянии, в        
котором находились военная наука и весь оборонно-промышленный комплекс в        
целом, нам догнать передовые разработки, по которым наши западные партнёры      
сильно оторвались от нас (например, по таким проектам, как беспилотники,        
микроэлектроника, новые материалы и многие другие), будет очень сложно, если    
мы будем идти по рутинному пути проведения обычных НИОКР, именно поэтому мы     
создаём, так сказать, научно-технического хищника, который должен мониторить    
всю прорывную научно-исследовательскую работу, которая будет проводиться как    
специализированными военными научно-исследовательскими институтами, так и,      
прежде всего, гражданскими, в том числе вузами.                                 
                                                                                
У нас много талантливых людей в России, проблема только в одном - в том, что    
надо организовать, направить, профинансировать эту работу по самым прорывным    
направлениям. К таким направлениям мы относим те, о которых я сказал, -         
робототехнику, новые материалы, микроэлектронику и, конечно, гиперзвук,         
поскольку гиперзвуковые технологии, в случае если они будут приниматься на      
вооружение ведущими странами, могут поставить под сомнение существующие формы   
стратегического баланса, а чтобы это не произошло, мы должны не плестись, и     
не догонять кого-то, а срезать углы, поддерживая высокорискованные              
исследования, а также программы и результаты деятельности наших структур,       
которые занимаются вопросами фундаментальных исследований.                      
                                                                                
Если говорить про финансирование данного фонда, сразу хочу сказать, что         
бюджет его будет формироваться исключительно в рамках тех средств, которые      
нами уже запланированы в рамках государственной программы вооружения, то есть   
дополнительных средств не потребуется.                                          
                                                                                
И что касается численности этого фонда. Поскольку мы проводили первичные        
консультации с коллегами-депутатами, хочу сказать, что есть понимание того,     
что численность, возможно, будет варьироваться в зависимости от того, какое     
количество научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и прорывных   
исследований нам придётся курировать в рамках этого фонда. Если эти             
исследования стоят того, то, соответственно, будет увеличиваться и количество   
сотрудников, привлекаемых для работы фонда, но всё равно это будет              
определяться в соответствии с теми принципами, которые достаточно просты и      
заложены в данном законопроекте.                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! То, что я хотел вам сказать,    
я доложил. Прошу поддержать в первом чтении данный законопроект - он нам        
нужен, он нам критично нужен. Готов ответить на ваши вопросы.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Олегович, присаживайтесь.                
                                                                                
Валерий Александрович Черешнев.                                                 
                                                                                
ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и           
наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Глубокоуважаемые Сергей Евгеньевич, Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги!    
Прежде всего я хочу обратить ваше внимание на то, что за минувший год мы        
рассматриваем уже третий закон о фондах государственной поддержки науки и       
инноваций. Это связано прежде всего с тем, что сегодня фонды - это очень        
мощный источник поддержки науки, который к тому же себя зарекомендовал как      
источник, который может использоваться целесообразно. И вот мы, как только      
что Дмитрий Олегович сказал, организуем новый фонд - Фонд перспективных         
исследований, перед которым стоит совершенно чёткая задача повышения            
эффективности прорывных технологий в области безопасности страны, в области     
её обороноспособности. Ну и кроме того, конечно, речь идёт о создании двойных   
технологий, то есть когда продукция может использоваться и для гражданского     
назначения.                                                                     
                                                                                
Естественно, такой важный законопроект был рассмотрен не только в нашем         
комитете, но и ещё в двух комитетах Государственной Думы - в Комитете по        
обороне и в Комитете по промышленности. Кроме того, на прошлой неделе           
состоялось выездное совместное заседание нашего комитета, Комитета по науке и   
наукоёмким технологиям, и Ассоциации инновационных регионов России под          
председательством председателя совета ассоциации Президента Татарстана          
Рустама Нургалиевича Минниханова. Должен сказать, что все участники этого       
совместного заседания единодушно поддержали этот законопроект, что мы просим    
сделать и всех вас, уважаемые коллеги.                                          
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список. Четырнадцать человек.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По два от фракции?                                        
                                                                                
От фракции КПРФ - Валентин Степанович Романов. Пожалуйста, ваш вопрос.          
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Олегович, уточните критерии, по которым         
средства фонда будут направляться? Кто будет принимать решение? Ведь мы         
говорим о рискованных проектах, прорывных технологиях и так далее.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Олегович, пожалуйста.                             
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Мы начнём с того, что проанализируем программу фундаментальных    
исследований, которая сегодня существует (здесь присутствует Михайлов Юрий      
Михайлович, руководитель научно-технического совета Военно-промышленной         
комиссии при Правительстве Российской Федерации), мы оттолкнёмся от этой        
программы. Дело в том, что её тоже необходимо внимательно                       
проинвентаризировать, ибо часто то, что у нас называется фундаментальным        
исследованием, на поверку является только прикладным исследованием. Поэтому     
нам очень важно в рамках этого фонда обеспечить возможность мониторинга,        
исследования тех разработок, которые действительно являются                     
высокорискованными, фундаментальными. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Конечно, отбором будет заниматься научно-технический совет этого        
фонда, который будет формироваться как на постоянной, так и на непостоянной     
основе попечительским советом. Как конкретно это будет устроено - это уже,      
видимо, вопрос, который будет обсуждаться в Правительстве Российской            
Федерации, но в целом, как я уже сказал, мы будем отталкиваться от              
утверждённой и ныне согласованной с Российской академией наук программы         
фундаментальных исследований, с неё начнём.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Олегович, вы знаете, за двадцать лет в России было       
много фондов и ни один фонд не достиг цели, не оправдал себя, об этом           
неоднократно говорилось в этом зале. Более того, из всех фондов воровали        
деньги, и много, - об этом тоже и президент, и премьер говорили, - и вы         
знаете, что ни одного виновного не нашли, деньги, миллиарды, исчезли, и всё.    
В связи с этим хотелось бы уточнить, сколько человек будет работать в этом      
фонде и сколько бюджетных денег дополнительно будем выделять на зарплаты,       
машины, помещения и на всё-всё-всё остальное, от чего, я думаю, отдачи          
всё-таки не будет?                                                              
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Совершенно справедливый вопрос, потому что у нас действительно    
очень часто бюджеты проедались самой бюрократией или разворовывались.           
                                                                                
Что касается данного фонда, во-первых, ожидания от его создания очень велики    
- как у Российской академии наук, так и у её отделений. Мы проговаривали        
данный вопрос в том числе в ходе поездок на Дальний Восток и в Новосибирск, в   
Сибирском отделении Российской академии наук, поэтому очевидно, что работа      
фонда, конечно, будет просматриваться под лупой, будет под пристальным          
контролем нашего научного сообщества. Это первое. Во-вторых, понятна и очень    
прозрачна процедура контроля за расходованием средств. Посмотрите, в            
законопроекте всё это есть, изложено: тут и аудит, и ревизионная комиссия, и    
многое другое. Самое главное - это очевидное понимание того, что эти            
исследования должны как можно быстрее передаваться в виде полуфабриката для     
начала реальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,        
результатом которых будет создание современного вооружения, военной и           
специальной техники, а также прорывных технологий. Контроль будет обеспечен в   
соответствии с законодательством Российской Федерации.                          
                                                                                
Мы считаем, что та схема, которая изложена в данном законопроекте, я ещё раз    
хочу подчеркнуть, максимально прозрачна. Деньги будут исключительно те,         
которые заложены в государственной программе вооружения, - я уже об этом        
говорил с трибуны, - никаких дополнительных ассигнований не будет, просто       
будет расходоваться определённый сегмент тех средств, которые уже заложены в    
рамках ГПВ-2020 на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.    
Общую сумму, которая заложена, вы знаете - это 20 триллионов рублей, а какой    
будет конкретный первый взнос, будет определено в том числе с вашим участием    
при формировании нового бюджета на следующий год.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос от фракции ЛДПР. Дмитрий Иванович Савельев.                              
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Дмитрию Олеговичу вопрос.                                                       
                                                                                
Из заключения правительства нам известно, что предполагаемое количество         
проектов - около ста пятидесяти и предполагаемый штат работников в первые       
годы - не более ста. Скажите, из каких соображений, так скажем, были выведены   
эти цифры? В заключении Комитета по промышленности указано, что в финансовом    
обосновании к законопроекту отсутствуют данные об объёмах ежегодного            
финансирования деятельности фонда, - вот если не известны финансовые            
компоненты, то откуда эти сто пятьдесят проектов и сто сотрудников?             
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Я думал, что такой вопрос будет чуть позже и просто хотел его     
как бы предварить.                                                              
                                                                                
Мы в целом исходим из того, что основные наши исследования на первом этапе      
будут идти по следующим направлениям: системы наблюдения, разведки, связи и     
управления, кибербезопасность, высокоточное оружие, исследования в интересах    
стратегических ядерных сил, исследования в интересах воздушно-космической       
обороны, роботизированные системы различного назначения, перспективные          
материалы для вооружения, военной и специальной техники и гиперзвуковые         
технологии. Это то, что горит, что крайне важно, и это надо было делать, так    
сказать, ещё вчера.                                                             
                                                                                
Исходя из перечня этих направлений - а я пока перечислил их в общем, это        
далеко не полный и окончательный перечень - и из количества тех работ,          
которые выделены в программе фундаментальных исследований, мы сочли             
необходимым определить, что на первом этапе численность работников фонда        
должна быть небольшой и это должны быть прежде всего специалисты, курирующие,   
собственно говоря, разработки, которые будут вестись уже в                      
научно-исследовательских коллективах. Общее количество людей, работающих в      
фонде, на первом этапе нами пока так, эвристически определено - от ста до ста   
пятидесяти человек, не больше, но ещё раз говорю, что это будет зависеть от     
того объёма высокорискованных исследований, которые наше научное сообщество     
готово будет предложить, и, если они будут того стоить, естественно, будет      
варьироваться и численность работников данного фонда.                           
                                                                                
Что касается бюджета, то в тех условиях, в которых мы с вами сейчас             
находимся, - в условиях кризиса в Европе, в условиях, когда мы должны считать   
каждую копейку, - безусловно, дополнительных средств, которые мы хотели бы      
вложить в этот фонд и, так скажем, зафиксировать их в самом начале, при         
принятии законопроекта, мы не можем себе позволить. Поэтому мы исходим из       
того, что мы будем вносить необходимые изменения в гособоронзаказ, используя    
те соответствующие процедуры, которые есть, в том числе с участием              
Военно-промышленной комиссии, и увеличивать или, наоборот, уменьшать бюджет     
фонда в зависимости от того, какое реальное количество высокорискованных        
исследований будет взято под контроль данной организацией.                      
                                                                                
Ещё раз говорю, для нас пока крайне важна легальная, правовая основа работы     
данного фонда. Что касается его насыщения, мы пока видим первую перспективу -   
на основе программы фундаментальных исследований, а дальше будем смотреть. В    
любом случае мы исходим из того, что все эти исследования, которые мы будем     
проводить, будут давать нам отдачу в результате либо создания конкретных        
технологий военного или двойного назначения, либо создания новой продукции,     
которая позволит стране стать высокотехнологичной и индустриальной. Поэтому     
думаю, что затраты будут окупаться сполна.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванович.                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Дмитрий Олегович, вот в прессе писали, что в благословенные советские годы      
велась работа над защитным покрытием от радиации для бомбардировщиков. Были     
созданы институты, смежные организации и так далее, то есть работа шла полным   
ходом, а потом какой-то молоденький лейтенант всё просчитал и пришёл к          
выводу, что при сбросе бомбы соответствующей мощности это защитное покрытие     
от радиации данному бомбардировщику нужно как рыбе зонтик. Вот не получится     
ли, что некоторые работы будут именно вот такого типа, и как вы будете этому    
противостоять? Это первое.                                                      
                                                                                
И второе. Как все эти разработки в тех областях, которые вы перечислили (а      
это, кстати, признание того, что мы в них безнадёжно отстали, мы - имеется в    
виду наша страна), помогут нашей стране, если к нам с юга вторгнется            
сухопутная армия численностью пятьдесят миллионов человек?                      
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Я уже сказал о том, что одной из задач этого фонда будет анализ   
перспективных угроз в области военной, внешней, а также внутренней              
безопасности, то есть, безусловно, эта задача с фонда не снимается. Однако      
хочу сказать, что отражение военной агрессии с южного или с какого-то иного     
направления не является вопросом, связанным с компетенцией данного фонда, это   
компетенция Вооружённых Сил Российской Федерации и иных силовых структур.       
                                                                                
Что касается первой части вашего вопроса, то отвечу следующим образом. Как      
раз фонд и создаётся для того, чтобы потом какой-нибудь отдельный персонаж в    
военной или в гражданской форме волюнтаристским путём не мог сбросить в         
канаву наиболее интересные и перспективные исследования. Научно-технический     
совет фонда будет сформирован таким образом, что в его состав по рекомендации   
академии наук войдут лучшие специалисты, способные оценить, взвесить            
перспективность, реализуемость конкретного изобретения или конкретного          
проектного исследования и превратить его путём мониторинга и дофинансирования   
в реальный результат, способный преобразоваться уже в конкретную систему        
оружия или в конкретную технологию, которая будет использована при              
изготовлении оружия. Ещё раз хочу сказать: мы как раз и создаём этот фонд для   
того, чтобы избежать того, что происходило в последние годы.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Юрьевич Маркелов.                                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Олегович, безусловно, необходимость принятия закона назрела   
уже давно. Жалко, конечно, потерянного времени, но лучше поздно, чем никогда.   
У меня вопрос следующего характера. Вы знаете, большое количество людей из      
нашего военного научного сообщества, элиты нашей, обращаются с просьбой         
помочь им в ряде вопросов, связанных с их деятельностью. У нас же сейчас        
огромное количество НПО, ну, извините за такое непарламентское выражение,       
лежащих военных предприятий, оборонных предприятий, чья судьба оказалась на     
грани катастрофы. Вот сейчас создан фонд. Вы не подскажете, какова будет        
судьба этих предприятий? Что будет с большим количеством людей, которые и       
жили-то в основном за счёт госзаказов и так или иначе ожидают помощи? Что       
будет сейчас с этими предприятиями?                                             
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Дело вот в чём. На самом деле вопрос, связанный с оптимизацией    
производства, производственных мощностей, распределением, разумным              
распределением по стране загрузки в рамках гособоронзаказа, - это не вопрос,    
который будет связан с деятельностью данного фонда, это вопрос текущей          
деятельности Правительства Российской Федерации и конкретных министерств, в     
частности Минпромторга. Мы настаиваем на том, чтобы Министерство                
промышленности и торговли - и такая работа будет сделана, это поручение         
президента, - во-первых, проанализировало потребность в вооружении, военной     
технике, а также в гражданской продукции, которая действительно может быть      
оплачена за счёт средств программы вооружения, во-вторых, оптимизировало, где   
это размещать. К сожалению, видимо, будут предприятия, которые не впишутся в    
эту схему, потому что эти мощности создавались для Советского Союза, и мы       
сегодня видим, что либо недозагруженность предприятий, либо отсутствие          
финальной продукции на конкретных предприятиях приводит к их деградации.        
Поэтому надо думать над созданием технопарков или перевооружением таких         
предприятий либо их перепрофилированием для нужд гражданской экономики. Это     
сложнейшая работа, но она не связана с деятельностью данного фонда. Согласен    
с вами, что она должна быть активизирована в ближайшее же время, потому что в   
противном случае, если промышленность не будет готова к исполнению              
гособоронзаказа, качество произведённой продукции будет никуда не годным и мы   
будем вынуждены согласиться с рекламациями, которые пойдут от Министерства      
обороны либо от других государственных заказчиков.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов.                                             
                                                                                
АБДУЛАТИПОВ Р. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемый Дмитрий Олегович! Идея поддерживается,        
вопросов нет, но у нас есть академия наук, а у академии наук есть немало        
институтов фундаментальных исследований. Сегодня финансирование академии наук   
России равняется финансированию примерно одного крупного американского          
университета, и очень много перспективных фундаментальных исследований          
фактически заморожено в этих институтах. Это первое.                            
                                                                                
Второе. По-моему, несколько лет тому назад мы создавали уже фонд                
фундаментальных исследований. Есть ли такие фонды и чем они сегодня             
занимаются?                                                                     
                                                                                
И следующий момент. Кто будет заниматься определением тематики этого фонда и    
избранием тех или иных направлений исследований в данном фонде?                 
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Хотел бы ещё раз напомнить, что отбором, поиском исследований,    
поиском работ, извините, в том числе высокорискованных, будет заниматься        
научно-технический совет, потом программа будет утверждаться на три года уже    
попечительским советом фонда. Здесь механизм вполне понятный. Это первое.       
                                                                                
Второе. Что касается академии наук и финансирования наиболее интересных         
исследований, которые ведутся в организациях РАН. Мой личный опыт посещения     
Сибирского отделения Российской академии наук показал следующую странную        
вещь: приезжаешь, общаешься и видишь действительно прорывные вещи, которые      
необходимо завтра же внедрять, в которых наша армия нуждается, и не сегодня,    
а ещё вчера, но при этом видишь, что этажом ниже находится какой-то станок,     
который учёными академии наук изобретён и на котором они потихонечку,           
допустим, лазером обрабатывают какие-то детали, то есть подрабатывают. И это    
вызывает не чувство умиления, а чувство грусти, потому что сегодня Российская   
академия наук вынуждена для поддержки собственных исследований, которые         
ведутся в интересах в том числе обороны и безопасности, вести определённую      
собственную хозяйственную деятельность, не свойственную учёным, которые         
должны быть ограждены от такой работы.                                          
                                                                                
Именно Фонд перспективных исследований снимет эту нагрузку с академии наук,     
он непосредственно будет давать финансирование прежде всего организациям        
Российской академии наук, для того чтобы они не отвлекались и как можно         
глубже входили в ткань самых современных, самых загоризонтных                   
исследовательских работ.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Дмитрий Олегович, вам вопрос такой. Правильно мой коллега задавал вопрос о      
том, нельзя ли в рамках Министерства обороны создать такой институт, потому     
что много связано с этим. Дело в том, что есть секретность информации. Я        
посмотрел законопроект, он очень короткий, но здесь сказано, что фонд имеет     
право входить в различные ассоциации, союзы. Не получится ли так, что за        
бюджетные деньги, которые выделило наше государство на оборону страны, будут    
разрабатываться различные проекты, которые потом просто будут продаваться на    
Запад? Как будет сохраняться секретность в данной ситуации? Как будут           
выполняться лабораторные исследования? Ведь вы сами прекрасно понимаете, что    
любое исследование, которое ведётся, должно подтверждаться лабораторно,         
должно проходить технические испытания, должно обсуждаться в определённых,      
закрытых, научных кругах. Как будет сохраняться эта информация? Не будет ли     
этот фонд являться какой-нибудь такой лазейкой для того, чтобы поставлять       
наши мозги на Запад за бюджетные деньги?                                        
                                                                                
Спасибо, Дмитрий Олегович.                                                      
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Спасибо.                                                          
                                                                                
Вопрос, который вы сейчас поставили, обсуждался неоднократно на заседаниях      
Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации. Есть две   
причины, почему надо делать именно так, как мы предложили.                      
                                                                                
Первая причина состоит в том, что военное ведомство, то есть наше               
Министерство обороны, если и заинтересовано в научно-исследовательских и        
опытно-конструкторских работах, то сугубо военного предназначения. Мы же        
сегодня говорим о том, что деньги, вброшенные в военный бюджет, не должны       
превращаться в будущем просто в очередное количество там танков, пушек и так    
далее, а отдачи для гражданской экономики не будет никакой. Всегда так было,    
и во всех странах, которые формируют мощный научно-технический задел,           
делается так, что технологии, используемые и разрабатываемые специально для     
нужд Министерства обороны, находят своё применение в гражданской экономике,     
будь то микроэлектроника, или новые материалы, или робототехника и так далее.   
У Минобороны в практическом плане нет заинтересованности в том, чтобы           
осуществлять НИОКРы в интересах двойных технологий.                             
                                                                                
Вторая причина состоит в том, что Министерство обороны в основном               
заинтересовано в тех научно-исследовательских и опытно-конструкторских          
работах, которые имеют горизонт планирования не более, скажем, трёх-четырёх     
лет. Мы же с вами заинтересованы в том, чтобы рассматривать высокорискованные   
исследования, которые имеют горизонт планирования пятнадцать, двадцать,         
тридцать, а может быть, и сорок лет. То есть это совершенно разные вещи.        
                                                                                
Именно поэтому данный вопрос вынесен за рамки Министерства обороны и в силу     
своей стратегической значимости находится под контролем Правительства           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Николаевна Москалькова.                                                 
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Благодарю, Сергей Евгеньевич.                                                   
                                                                                
Дмитрий Олегович, скажите, пожалуйста, предполагается ли использовать           
средства фонда для решения проблем, связанных с борьбой с преступностью, с      
охраной общественного порядка, то есть с функциями, которые выполняют МВД,      
внутренние войска, СВР, ФСБ, ФСКН? Те огромные средства, которые сегодня        
выделены Министерству обороны, могли бы покрыть расходы на те направления,      
которые вы обозначили, а вот в области борьбы с преступностью у нас явно не     
хватает фундаментальных исследований.                                           
                                                                                
Вопрос второй: какая юридическая, правовая форма будет у этого фонда согласно   
гражданскому законодательству?                                                  
                                                                                
И третий вопрос: правильно ли понимаем, что запрет на вторжение федеральных     
органов исполнительной власти в деятельность фонда исключает проверку со        
стороны контролирующих органов... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Первый вопрос. Хочу сказать, что, безусловно, есть определённые   
технологии, которые связаны с обороной и безопасностью, но которые не связаны   
непосредственно с кругом задач, стоящих перед Министерством обороны. Ну,        
например, работы в рамках создания, скажем, кибербезопасности и киберобороны    
- они проводятся в рамках не только Министерства обороны, но и других           
специализированных, специальных служб. И вы знаете, что сегодня происходит в    
этой области, вы видите, какие процессы в мире происходят, как используются     
кибертехнологии для разрушения социальной среды, фактически для разрушения      
государственности отдельных стран, для парализации систем государств,           
военного управления отдельных государств. Это технологии не только военные,     
они как бы на грани военных и специальных.                                      
                                                                                
Вторая тематика, скажем, биотехнологии. Не буду подробно распространяться,      
это очень интересная и специальная тема, но мы прекрасно понимаем, что          
изучать воздействие оружия невозможно без рассмотрения процесса как бы и под    
другим углом зрения: какое воздействие это оружие оказывает на среду обитания   
человека, на природную среду и на здоровье человека. И здесь, я ещё раз         
повторяю, не хочу уходить далеко, просто потому что у нас с вами открытое       
заседание, а эти технологии относятся прежде всего к деятельности специальных   
служб. Взять хотя бы страшное горе, которое мы с вами пережили, когда был       
захват заложников в театре на Дубровке во время спектакля "Норд-Ост" или,       
скажем, в Беслане, - понятно, что если бы мы владели определёнными              
технологиями, которые позволили бы нам парализовать деятельность террористов,   
то, наверное, у нас не было бы жертв ни среди заложников, ни среди              
сотрудников специальных служб.                                                  
                                                                                
Что касается - коротко, извините, просто времени не осталось - статуса фонда,   
там всё прописано. Это некоммерческий фонд, созданный государством, но в его    
деятельности будут определённые изъятия, прежде всего они касаются 94-го        
федерального закона, который предписывает фиксированную цену на заказ работ.    
Мы не можем сегодня говорить о перспективных поисковых исследованиях с          
глубиной горизонта в двадцать лет, точно понимая, сколько они будут стоить, -   
никто не знает, сколько они будут стоить и сколько будет стоить оружие,         
произведённое на основе такого рода исследований. Этот опыт мы внимательно      
исследовали, рассматривали, изучая и как работает аналогичное агентство в       
Соединённых Штатах Америки (оно называется DARPA), - у них также подсчёт        
расходов в основном идёт по фактическим затратам. В этом смысле здесь нам       
надо принимать такую форму работы данного фонда с учётом его особой             
специфики, которая позволила бы ему вести загоризонтное планирование и          
финансирование прорывных исследований, не находясь в рамках тех традиционных    
ограничений, которые существуют у нас в связи с 94-м федеральным законом.       
                                                                                
Что касается контроля за его деятельностью, опять же все процедуры там также    
прописаны... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. ...работа и аудиторской компании, и внутренней ревизионной        
комиссии, и просто прямой контроль президента и правительства за                
деятельностью данного фонда. Поэтому я сомневаюсь, что там могут быть           
какие-то схемы, которые могли бы нас в будущем удивить.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна спрашивала и про контроль со стороны   
Счётной палаты.                                                                 
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Я думаю, что этот вопрос мы уточним в ходе рассмотрения, но в     
принципе да, конечно, это государственная машина, государственная система,      
поэтому, безусловно...                                                          
                                                                                
Там, единственное, проблема только одна: это же всё-таки деятельность,          
связанная с государственной тайной, в том числе военной тайной, поэтому есть    
свои ограничения. Но они есть у нас и в другом, скажем, при проведении          
контрактации в рамках гособоронзаказа мы тоже часто сталкиваемся с тем, что     
непрозрачные схемы заключения военных контрактов иногда позволяют там           
химичить, поэтому для того, чтобы этого не было, безусловно должны быть         
особые, очень жёсткие рамки законности в деятельности данного фонда.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к выступлениям. Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Девять человек записались. Какие будут предложения?                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте.                                                  
                                                                                
От фракции КПРФ - Дорохин Павел Сергеевич. Пожалуйста.                          
                                                                                
ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, дорогие коллеги, уважаемые товарищи! Вопрос,       
который сегодня ставит Дмитрий Олегович, законопроект "О Фонде перспективных    
исследований", с нашей точки зрения, представляется чрезвычайно важным. Мы      
всесторонне обсудили этот вопрос в Комитете Государственной Думы по             
промышленности, этот вопрос отчасти у нас заложен в программе по модернизации   
отечественной промышленности, которая в своё время была передана Медведеву,     
когда он был здесь, в Думе, а также на наших встречах с вице-премьером          
Рогозиным обсуждалась. Почему мы ставим этот вопрос как чрезвычайно важный?     
Прежде всего, многие, может быть, не понимают, когда говорят об этом фонде и    
ставят некоторые вещи под сомнение, что этот фонд - это то, что мы называли в   
нашей программе, в наших предложениях спецкомитетом по науке и технике, как     
Госкомитет по науке и технике, который в своё время был в Советском Союзе и     
который давал возможность концентрировать силы и средства в научной,            
технической среде для удара на главном направлении, концентрировать таким       
образом, чтобы не распылять их при определённом лимите средств и проводить      
весь цикл - от научных разработок до внедрения через промышленность и           
поставки в Вооружённые Силы, в войска, для того чтобы обеспечить национальную   
безопасность страны. Как я вам сказал, у нас это был Госкомитет по науке и      
технике, и потом в течение двадцати лет после развала СССР такой орган          
отсутствовал. Фактически за последние двадцать лет мы пожинали плоды... Мы до   
сих пор используем технику, вооружения, разработки, сделанные ещё в советское   
время, которые до сих пор обеспечивают нашу национальную безопасность. Многие   
предприятия, структуры, организации работали вне единого информационного        
поля, то есть усилия были распылены. Также мы использовали так называемые       
передовые зарубежные технологии, которые приходили сюда, но они или были        
старые, или были неадекватные, и, таким образом, не удавалось концентрировать   
силы и средства, как я говорил, на прорывных перспективных направлениях, с      
тем чтобы переходить уже на поколение 6-го технологического цикла в области     
вооружений.                                                                     
                                                                                
Если вы знакомы с официальными отчётами Объединённого комитета начальников      
штабов США, то знаете, что они прямо говорят: по их мнению, Россия в этом       
плане значительно отстаёт. Так вот, мы исходили из того, когда в Комитете по    
промышленности анализировали это предложение, что наше предложение по           
спецкомитету правительство услышало, оно услышало и предложило создать его в    
виде Фонда перспективных исследований, пусть в условиях современного общества   
и в другой социально-экономической системе это будет в такой форме.             
                                                                                
Мы, в общем-то, поддерживаем это направление и считаем, что оно очень           
перспективно. Проблема прежде всего связана с отсутствием единого               
информационного поля...                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения.                                           
                                                                                
Коллеги, я прошу Дмитрия Олеговича не отвлекать.                                
                                                                                
ДОРОХИН П. С. Прежде всего это связано именно с НИОКР, с научно-техническими    
исследованиями и опытно-конструкторскими разработками.                          
                                                                                
Кроме того, мы предлагаем также в рамках развития этого проекта - сейчас я      
ещё несколько предложений внесу в плане использования уже ко второму чтению -   
сделать, так сказать, выносной рычаг этого центра - создать                     
российско-европейский и российско-азиатский центры по обмену промышленными      
технологиями, которые в дальнейшем дадут нам возможность не только              
использовать наши новинки, академии наук и других структур, но и подтягивать    
самые передовые научные разработки.                                             
                                                                                
Также хочу сказать, что возможно усилить влияние этого фонда, его работу        
прежде всего именно в межведомственном пространстве, потому что, как мы         
знаем, фонд нанотехнологий, Чубайс, находится действительно вне какого-то       
реального контроля со стороны законодателей и, может быть, даже со стороны      
правительства, такое создаётся ощущение. И вот мы усилили бы полномочия Фонда   
перспективных исследований, потому что он отвечает вопросам национальной        
безопасности, с тем чтобы поставить и разработки нанотехнологий, и              
определённые финансовые средства под контроль Фонда перспективных               
исследований.                                                                   
                                                                                
Что касается позиций, которые здесь сформированы, то это и формирование         
научных представлений о возможных угрозах, критически значимых для обороны, и   
определение основных направлений прорывных высокорискованных исследований, и    
поиск и организация заказов на разработку, апробацию и сопровождение            
перспективных инновационных научно-технических идей, и доведение указанных      
идей и решений до уровня проектов, и осуществление финансирования указанных     
выше мероприятий. Здесь мы всё видим в одном пакете, в одном звене. Это очень   
важно, так как часто не с кого спросить, а здесь будет в правительстве орган,   
который будет вести всё от начала до конца, и мы сможем с него спрашивать.      
                                                                                
Также комитет считает, что в ближайшие годы Российской Федерации предстоит      
решать масштабные комплексные задачи по техническому перевооружению             
промышленного производства в целях подъёма экономики и повышения на её основе   
обороноспособности и безопасности государства. В связи с этим резко             
возрастает необходимость проведения прорывных научных разработок с высокой      
степенью риска, о чём говорил Дмитрий Олегович, что не предусмотрено            
действующей системой государственного заказа на проведение                      
научно-технических, опытно-конструкторских разработок. Вот ещё одна причина -   
мы фактически ликвидируем это белое пятно.                                      
                                                                                
Также вопрос связан с необходимостью - действительно вот коллеги правильно      
говорили - утверждения в дальнейшем объёма ежегодного финансирования. Я         
думаю, что в рамках развития программы по вооружениям, программы по             
переоснащению нашей армии мы этот вопрос поднимем.                              
                                                                                
Нужно сказать, что времени для усиления работы в этом направлении и для         
работы фонда остаётся очень мало. Как я вам говорил, США, НАТО перешли на       
новейшие, последние, 6-го поколения, технику и вооружения, фактически           
перевооружена полностью армия США, а у нас здесь ещё достаточно сильное         
отставание. Поэтому я думаю, что вот эта перспектива как раз является очень     
важной.                                                                         
                                                                                
И в заключение я хочу сказать, что с учётом некоторых дополнений, замечаний,    
которые Комитет по промышленности сделал к этому законопроекту, мы              
поддерживаем его. Фракция КПРФ тоже его поддерживает, мы считаем его            
перспективным и необходимым и предлагаем всем присутствующим депутатам также    
консолидированно его поддержать, потому что это именно тема национальной        
безопасности, где у нас, как я уже говорил, были действительно серьёзные        
белые пятна. То, что сейчас правительство откликнулось на наши предложения,     
которые мы им передавали, - это определённый позитивный сигнал.                 
                                                                                
Ещё раз предлагаю поддержать данный законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР записались сначала двое. Дмитрий Иванович, вы будете            
выступать?                                                                      
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Олегович! Ну, вы в прошлом    
депутат, знаете специфику работы Государственной Думы, прекрасно понимаете,     
что данный закон будет принят большинством голосов, сами видите. Конечно,       
здесь никто не враг собственной стране, все хотят, чтобы наша армия была        
сильной, могучей, могла противостоять любому противнику, все этого хотят, но    
если вглядеться в данный законопроект, коллеги, то ситуация выглядит довольно   
странно.                                                                        
                                                                                
Что мы создаём? Создаём фонд прорывных технологий. Что он будет делать?         
Неизвестно, это определит совет, который соберётся, выберет сто пятьдесят       
различных направлений и в рамках того бюджета - заметьте, огромного бюджета,    
- который выделен на оборону, будет решать, сколько денег взять, на какие       
технологии, а ведь они могут быть очень рискованными. Ну, для справки           
напомню: в начале века было и сейчас есть, конечно, такое замечательное         
произведение - "Гиперболоид инженера Гарина", о прообразе современного          
лазера, огромные средства все стороны тратили на разработку этого оружия, но,   
к сожалению, боевого лазера так и не создали. Далеко очень продвинулись в       
понимании природы этого механизма и так далее, и тому подобное, но бешеные      
деньги, извините за выражение, ушли, а технологии военного применения не        
получилось. Может быть и такое, вполне может быть. И мы с вами сейчас должны    
проголосовать, извините за образное выражение, за кота в мешке.                 
                                                                                
Мы вам, конечно, доверяем, но... Видимо, я не очень внятно сформулировал свой   
вопрос, когда говорил, что даже в советское время, когда денег на оборону не    
жалели, разрабатывали систему радиационной защиты, защиты от радиационного      
излучения, для бомбардировщиков, потратили огромные средства, а потом           
посчитали и решили, что взрывная волна его просто-напросто в лепёшечку          
превратит и никакая радиолокационная защита от радиационного облучения          
абсолютно не нужна. Где гарантия, что такие же технологии мы сейчас не будем    
производить?                                                                    
                                                                                
Коллеги, я немножко увлекаюсь авиацией. В 1940 году наш замечательный           
конструктор Поликарпов создал истребитель "И-180", который потом стал           
"И-185". Если бы не лихачество Валерия Павловича Чкалова, то к началу войны     
мы имели бы лучший в мире истребитель. Ну к сожалению, история не знает         
сослагательного наклонения, и мы не получили такого истребителя, но мы          
получили "Ла-5", "Як-3", "Як-7" и "Як-9", мы получили нормальное вооружение,    
которое было пусть не лучшим, но было в состоянии конкурировать с немецким.     
                                                                                
Что мы делаем сейчас? Смотрите, сейчас мы производим пока ещё соответствующие   
мировым аналогам самолёты. Для чего? Для того, чтобы вооружать ими вероятного   
противника и тем самым чуть-чуть поддерживать на плаву предприятия в            
Комсомольске-на-Амуре. Это что, государственный подход? Не лучше ли сейчас      
все силы бросить на то, чтобы хотя бы вооружить армию современным оружием? А    
у нас на чём воевать собираются? Ни на чём абсолютно!                           
                                                                                
Я, извините, Дмитрий Олегович, вопрос-то задал, хотя, может быть, он к этому    
законопроекту и не относится, но если эффект от всех этих технологий            
проявится через сорок лет, а через двадцать лет к нам, как стада саранчи,       
зайдёт огромное количество пехотинцев, вооружённых автоматами Калашникова       
образца 47-го года выпуска, то что мы будем делать, как нам тогда помогут эти   
исследования?                                                                   
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, проголосовать, конечно, можно, но всё-таки          
хотелось бы видеть гарантии, что эти средства - ещё раз говорю: огромные        
средства в условиях кризиса - не пойдут неизвестно куда и что будет полезный    
эффект для нашей страны.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Михайлович Кононов.                                                    
                                                                                
КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я тоже (как и все, наверное)    
считаю, что нужны гарантии, но под лежачий камень, есть такое выражение,        
портвейн не течёт и рыба там не водится, поэтому тот, кто ничего не начинает    
и не делает рискованных шагов, никогда не получит результата, знаю по           
собственному опыту.                                                             
                                                                                
Нам всем понятно, что поддержание обороноспособности - одна из главнейших       
обязанностей государства. Охраняя целостность и неприкосновенность границ, мы   
охраняем самое ценное, самое главное достояние страны - наших граждан и,        
конечно, наши свободы, наши права, наш интеллектуальный и научный потенциал.    
При этом мощные и хорошо оснащённые Вооружённые Силы - один из первых           
показателей развитой, высокотехнологичной экономики.                            
                                                                                
За примерами далеко ходить не нужно. Вот Интернет. Не секрет, что идея          
создания первого прототипа всемирной сети была разработана в управлении         
перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA), сегодня уже        
упоминалось об этом. В СССР структуры, аналогичные американскому управлению,    
были созданы гораздо раньше и включали в себя более шестидесяти военных         
научно-исследовательских институтов (я по Минсредмашу знаю, они тогда           
назывались "головные институты"), специализированные научные центры и           
исследовательские лаборатории, которые были практически на всех предприятиях    
оборонно-промышленного комплекса. Несомненно, создание такой масштабной сети    
не только сыграло решающую роль в постоянном поддержании оборонной мощи         
Советского Союза, но и вывело страну в лидеры мирового научно-технического      
прогресса.                                                                      
                                                                                
Вот Михаил Алексеевич Моисеев, генерал армии, маршал, который сидит напротив    
меня, просил обязательно сказать, чтобы в тот список, о котором, Дмитрий        
Олегович, вы говорили, обязательно включили ещё танки и подводные лодки, - я    
выполняю его поручение.                                                         
                                                                                
Мы первыми послали на орбиту искусственный спутник Земли, первыми отправили     
человека в космос. Кстати, DARPA при Пентагоне была создана сразу же после      
запуска первого советского спутника. Примечательно, что обе эти военные         
разработки - Интернет и космические технологии - сегодня служат в первую        
очередь мирным целям. Попытки основать аналогичные организации в нашей стране   
предпринимались не раз за последние двадцать лет, но именно сегодня, после      
сложных 90-х и, в общем, непростых так называемых нулевых годов, когда          
достигнута экономическая стабильность и должна настать эпоха расцвета высоких   
технологий, нашей экономике и науке жизненно необходим скачок во времени.       
                                                                                
У учёных и исследователей есть такое выражение: обогнать не догоняя - и         
сегодняшний законопроект именно об этом. Одна из главных целей Фонда            
перспективных исследований - это обеспечить технологический прорыв лет на       
тридцать - пятьдесят вперёд. Модернизация технологического оснащения            
Вооружённых Сил невозможна без структуры, содействующей осуществлению           
прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах               
государственной обороны и безопасности, и именно эту задачу в первую очередь    
призван решить Фонд перспективных исследований, и об этом сегодня достаточно    
убедительно Дмитрий Олегович говорил.                                           
                                                                                
Вторая по счёту, но не менее важная задача - это создание технологий и          
продукции двойного назначения, то есть это инновационные разработки, которые    
послужат модернизации иных сфер нашей экономики и жизни. Отмечу, что об этом    
неоднократно говорил и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович     
Путин, в том числе в своих самых первых майских указах. Конечно, некоторые      
положения законопроекта потребуют дополнительного обсуждения, доработки.        
Кстати, формирование предложений в этот законопроект сегодня ведётся не         
только на уровне комитетов-соисполнителей в Госдуме, они обсуждаются более      
широко. Валерий Александрович сегодня уже говорил, что в Дубне в прошлый        
четверг было большое совещание - сто пятьдесят человек, где помимо других       
законопроектов в области инновационного развития России обсуждался и этот       
законопроект, и он получил одобрение и поддержку.                               
                                                                                
С учётом всего сказанного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной   
Думе принять рассматриваемый проект закона в первом чтении.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Дорогие коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Наша фракция,       
конечно, не тешит себя иллюзией, что данный законопроект не будет принят в      
первом чтении, во втором и в третьем, но мы хотели бы высказать позицию своей   
фракции.                                                                        
                                                                                
Наша фракция вообще против создания всяких фондов. Для примера хочу напомнить   
эпизод из сериала "Мультличности". Один из основателей нанофонда, Чубайс,       
пришёл к господину Кудрину просить деньги и говорит: "Я принёс вам нанотанк".   
Открывает крышку - там ничего нет. Искали, искали вместе, потом говорит:        
"Пожалуйста, товарищ Кудрин, выделите ещё полмиллиарда рублей, надо изобрести   
наномикроскоп, чтобы увидеть этот нанотанк, найти его и поставить обратно под   
эту крышечку".                                                                  
                                                                                
То же самое и со всеми непрозрачными фондами, которые у нас существуют. Вот     
приводился пример нашим коллегой по DARPA - государственному департаменту       
США, который под контролем правительства США находится, особо засекречен. У     
нас же предлагается создать foundation, фонд непрозрачный, который будет        
подконтролен кому единственному? Президенту Российской Федерации. Президент     
Российской Федерации уже комплектует попечительский совет, он будет состоять    
из пятнадцати человек: семь человек - от правительства, семь человек - от       
президента, плюс генеральный директор, который будет назначаться президентом,   
то есть восемь к семи. Ясно, что политику в данном фонде будет определять       
Президент Российской Федерации, но генеральный директор, менеджер выбирается    
на пять лет, и он же имеет право передавать разработки, которые будут           
создаваться за бюджетные средства, в различные организации. Первым пунктом      
там идут федеральные органы, "Росатом" и иные организации, для которых будут    
предназначаться эти разработки, вторым - любые коммерческие организации,        
которые на их усмотрение будут определены, тем самым, продавая наши             
секреты... Там нет ограничений даже, я не видел в тексте этого законопроекта    
ограничений по продаже данных разработок за рубеж.                              
                                                                                
Наша фракция считает, что создаётся очередной непрозрачный фонд, который        
будет разрабатывать проекты за бюджетные деньги, которые сейчас мы направляем   
на оборону, причём направляем, изыскивая и забирая эти деньги от социальных     
слоёв населения. Вместо того чтобы всё-таки развивать наше государство,         
делать его достаточно сильным в части обороноспособности, мы направляем эти     
деньги в некий фонд, который будет разрабатывать проекты, которые будут через   
пятнадцать, двадцать, тридцать лет и так далее.                                 
                                                                                
Мы предлагаем всё-таки вернуться к рассмотрению вопроса о создании              
государственного комитета по науке и особым технологиям под присмотром того     
же правительства, того же президента, чтобы всё было прозрачно, но чтобы были   
закрытые государственные разработки. У нас достаточно много замечательных       
учёных, академиков. Я это говорю не просто так, я имею опыт работы в            
оборонной промышленности. Я шесть лет обучался во времена Советского Союза в    
закрытом Ленинградском кораблестроительном институте, моя первая                
специальность - инженер-конструктор подводных кораблей. Я два года строил на    
Северном машиностроительном предприятии подводные атомные лодки, вы все         
прекрасно о них знаете, и знаете, сколько их у нас построено в современное      
время. Вы знаете, как работали наши лаборатории, какие у нас есть - были! -     
замечательные "Рубины", "Прометеи", которые эти разработки вели, и как          
американцы пытались к нам проникнуть, как они пытались эти секреты получить,    
и знаете, каким образом секреты и тот же фонд могут уйти к тем же               
американцам. Никто этого не принимает во внимание. Почему я об этом говорю?     
Потому что документация, имеющаяся в данных лабораториях, соответствует         
первой группе секретности. Как фонд будет разрабатывать какие-то новые          
технологии, если они должны базироваться на тех, старых? Вот для нас это        
большой вопрос, проблематичный. Поэтому снятие секретности с информации,        
имеющейся в фонде, плюс непрозрачность по деньгам в фонде, плюс то, что этот    
фонд будет практически неуправляемым... Даже Дмитрий Олегович не смог           
ответить нам на вопрос, сможет ли Счётная палата проверять государственные,     
бюджетные деньги, которые выделяются на развитие этого фонда? Мы не услышали    
сегодня от него ответа.                                                         
                                                                                
Я знаю, что, когда фонд создаётся, уже на перспективу должна быть какая-то      
кандидатура, предполагаемая на должность генерального директора. Этот человек   
должен присутствовать сегодня вместе с Дмитрием Олеговичем, рядышком            
находиться и говорить: "Вот я - будущий генеральный директор". Мы и об этом     
не услышали от Дмитрия Олеговича. Мы даже не знаем, что за человек будет        
распоряжаться триллионами наших бюджетных рублей, который будет на пять лет     
назначен указом президента (он не будет избираться, он будет назначаться        
президентом), не знаем имя генерального менеджера, который будет руководить,    
распоряжаться триллионными накоплениями нашего государства. Мы видим на         
примере Чубайса, как эти фонды работают и создаются.                            
                                                                                
Наша фракция призывает всех вас, коллеги, тех, кто из оппозиционных партий, -   
я понимаю, что партия власти проголосует за данный законопроект... я всё-таки   
предлагаю коммунистам пока воздержаться или не голосовать по данному            
законопроекту, оставить всё это ко второму чтению, для того чтобы мы могли      
доработать законопроект, убрать вот эти вот диссонансы.                         
                                                                                
Внимательно прочитайте законопроект, он на двадцати восьми страницах. Если вы   
внимательно посмотрите, то увидите, что фонд за бюджетные средства будет        
содействовать разработке новейших технологий и передавать их неизвестной        
стороне. Нет того, что это будет направлено Минобороны, науке. Нет, это будет   
уходить в том числе и за границу, поверьте мне, потому что главными доходами    
этого фонда будут доходы, полученные как от государственных источников,         
негосударственных корпораций, так и от прибыли от реализации результатов        
деятельности данного фонда.                                                     
                                                                                
Выступая от нашей фракции, я хочу сказать следующее, коллеги. Если мы хотим     
видеть нормальное будущее нашей страны, так давайте создавать те организации,   
которые действительно будут работать. Тогда мы не будем выглядеть посмешищем    
в глазах всех россиян и всего мира. Наша фракция не будет голосовать по         
данному законопроекту.                                                          
                                                                                
Спасибо вам за внимание.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают.                          
                                                                                
Дмитрий Олегович, вы воспользуетесь правом выступить? Пожалуйста.               
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. С удовольствием. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                      
                                                                                
Ну, по тем вопросам, которые прозвучали не как вопросы, а как реплики, я,       
конечно, высказался бы.                                                         
                                                                                
Во-первых, научно-технический задел предусматривает горизонты планирования на   
сорок лет, мы об этом говорим. Конечно, некоторые исследования могут дать нам   
отдачу через два-три года, но какие-то действительно могут дать отдачу только   
через сорок лет. Слушайте, а что в этом плохого? Если бы наши с вами славные    
деды не создали сорок лет тому назад научно-технический задел, чем бы мы        
сейчас страну свою защищали? Мы до сих пор пользуемся научно-техническим        
заделом, созданным в Советском Союзе. И большое спасибо им за это! Поэтому,     
если мы имеем совесть и любим своих собственных детей и свою Родину, мы         
обязаны создать научно-технический задел, в том числе и на сорок лет вперёд,    
на перспективу, чтобы наши внуки также могли пользоваться гарантией             
безопасности. Это первое.                                                       
                                                                                
Второе. Фонд - это инструмент, инструмент финансирования работ научных          
коллективов. Здесь прозвучала идея создать комитет. Вы что, хотите очередную    
бюрократию развести? Нельзя допускать никаких бюрократий! Мы сейчас в рамках    
Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации проводим    
самую жёсткую работу, чтобы при создании неких новых холдингов или слиянии      
существующих корпораций была чётко сведена воедино одна компетенция,            
объединялись стендовая база и производственные мощности, но не создавались      
никакие надстроечные структуры. Какие ещё комитеты?! Нам нужен инструмент       
финансирования вот такого рода работ, а ни в коем случае не создание            
очередного органа с важными дядями, сидящими в этом органе, заседающими там     
раз от разу.                                                                    
                                                                                
Третье. Фонд является некоммерческой организацией, как он может чем-то          
торговать, в том числе с иностранцами? Ну читайте законопроект, там же всё      
написано. Более того, собственность фонда - это собственность Российской        
Федерации. И если какие-то технологии или результаты деятельности вдруг         
кто-то соберётся передавать за рубеж, то для этого в стране существует          
инструментарий, в том числе Комиссия по экспортному контролю, ваш покорный      
слуга является её председателем. Кстати говоря, в Российской Федерации          
существует самый жёсткий контроль за экспортом технологий, которые могут        
привести к нежелательным для национальной безопасности результатам. Так что     
фонд является частью этой единой системы, и на него распространяются все те     
законодательные ограничения, которые связаны с передачей каких бы то ни было    
чувствительных технологий за рубеж. Это невозможно по сути своей...             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, сейчас Дмитрий Олегович завершит своё            
выступление, таким образом, мы завершим обсуждение этого вопроса, и я объявлю   
"час голосования".                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Олегович.                                                   
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. И последнее. Существует закон "О Счётной палате...", там всё      
прописано. Мы не должны в каждом законопроекте писать про Счётную палату. В     
законе "О Счётной палате..." есть положение, которое позволяет ей проверять     
любые организации, которые пользуются бюджетными средствами.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Что значит "я не ответил на этот вопрос"? Те, кто знает           
законодательство, сами знают ответ на этот вопрос.                              
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что это вопрос нашей с вами общей национальной            
безопасности. И я хотел бы призвать коллег из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ": ну не      
вставайте сейчас в какую-то оппозицию. Я думаю, что вам надо обязательно        
поддержать, вы же патриоты страны - поддержите этот фонд.                       
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Олегович.                                
                                                                                
Мы завершаем обсуждение данного вопроса и выносим законопроект на "час          
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5367 по 5383 из 6771
Пункт 43 повестки дня, о проекте федерального закона "О Фонде перспективных     
исследований".                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              425 чел.94,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.