Заседание № 256
О проекте федерального закона № 881263-6 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й пункт, проект федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Четверо. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". По мотивам - Михаил Васильевич Емельянов. Включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за этот законопроект, потому что мы считаем неоптимальной предложенную схему одномандатных округов: всё-таки, когда крупные города разрезаны, возникает опасность того, что представители... городское население будет недостаточно представлено в Государственной Думе, их интересы недостаточно будут защищены. Вместе с тем хочу отметить, коллеги, что в последнее время мы довольно много внимания уделяем техническим вопросам выборов, а именно тому, в какой день голосовать, по какой схеме одномандатных округов голосовать и так далее. Понятно, что есть административный ресурс и та или иная схема одномандатных округов либо тот или иной день голосования даёт определённым силам определённое преимущество, но всё-таки главный наш противник - это апатия населения. Если будет высокая явка, то вот эти ухищрения партии власти покажутся мышиной вознёй, решающего влияния на выборы они не окажут. Поэтому мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", намерены главное внимание уделять содержательной повестке дня, мы предлагаем более важную повестку - с этим связаны и наши выступления против поборов на капитальный ремонт, и требования немедленно принять закон о детях войны, переориентировать экономическую политику со спекулятивной на реальный сектор экономики и так далее. Коллеги, если мы предложим содержательную повестку дня и мобилизуем электорат, то явка будет высокая и все эти технические ухищрения партии власти окажутся ничтожными. К этому я вас и призываю! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, сегодня Вячеслав Иванович призвал нас всех бояться Бога, и, учитывая эти теологические настроения, я не стал выступать по первому вопросу. По данному вопросу могу сказать, что не только "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и "Народный фронт" натворили столько, что для них любые изменения в избирательном законодательстве, в схеме организации округов - это ещё одна уловка для того, чтобы получить хоть какое-нибудь, но преимущество на предстоящих выборах. Убеждать вас, какие-то доводы приводить - это бессмысленно, да и Вячеслав Иванович меня опять обвинит в том, что мы путаем божий дар с яичницей. Я этого делать не буду, однако хочу заметить, что теперь для меня абсолютно очевидно, что и для "ЕДИНОЙ РОССИИ", и для "Народного фронта" любая жидкость в глаза - это не что иное, как божья роса, с чем вас и поздравляю! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В любой системе стабильность является определяющим фактором для достижения результатов. В спортивных играх, кроме мастерства, результат определяют одинаковые правила игры и объективное судейство. В выборах это не менее важный вопрос. С моей точки зрения, вот этот закон - дополнение к постановлению правительства о восстановлении памятников жертвам политических репрессий, он разжигает внутреннюю, гражданскую войну. Я вам прямо скажу: мы такими выборами сегодня ставим людей уже на грань гражданской войны. А когда вы без учёта исторических реалий к шести ростовским округам добавляете участки на территориях "Тель-Авив-1", "Тель-Авив-2", "Тель-Авив-3", "Тель-Авив-4" и "Таллин-1" (я, правда, не знаю, по какому принципу), то мне кажется, что это или у кого-то какой-то умысел, или просто с головой не всё в порядке! Добавляют такие участки в казачьи регионы, понимаете?! Вам смешно, а мне очень грустно. Вы просто не знаете, какие настроения культивируются там с возращением православия и казачества, вы просто побывайте на уроках православия в казачьем лицее или почитайте то, что там преподаётся, и тогда вы по-другому будете себя вести, тогда поймёте, улыбаться надо или хмуриться, понимаете? Это первое. Второй момент. Вот здесь Дмитрий Фёдорович без учёта реалий рассказывает, как хорошо гражданам и избирателям голосовать в сентябре. Дмитрий Фёдорович, это ваше глубочайшее заблуждение: реальная явка, по "шахматкам" наших наблюдателей, не превысила 17 процентов, в городах - 12-13 процентов. Когда на выходе результат - 48 процентов, задумайтесь, насколько он объективен и к чему вы призываете людей, даёте ли вы веру в будущее, если в сельских районах у вас явка выше, чем количество реально живущих там избирателей. Такая нарезка округов, лепестковая нарезка, крайне вредна для страны, прямо вам скажу. Когда вы Ростов и столичные города, так сказать, режете на куски, по два района в округе, создаёте глистообразные округа на 400 километров, это ничего, кроме досады, не вызывает, и то, что только административный ресурс будет приоритетом, ничего хорошего не даст, в том числе и избранному депутату. Я трижды избирался одномандатником, прямо вам скажу: я раз в полгода был в каждой деревне в своём округе, работал и в городе, и в селе, но если ваш округ тянется на 400 километров и там порядка пятисот населённых пунктов, вы даже раз в год там не успеете побывать, учесть проблемы населения не сможете, приём провести нормально не сможете... Вред от такой нарезки колоссальный! Такое глупое решение мы поддержать не можем, мы будем голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Слушая выступления многих уважаемых коллег, отмечаешь, что, конечно же, оценка каждой конкретной партии и конкретного кандидата - и об этом совершенно справедливо говорил Михаил Васильевич Емельянов - зависит только от работы, от содержательной повестки, ни больше ни меньше, от известности, от доверия и от других факторов, которые никоим образом не связаны непосредственно со схемой одномандатных округов сейчас. И абсолютно точно, что схема одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы седьмого и последующих созывов - это, по большому счёту, технический документ, соответствующий тем требованиям, которые установлены в федеральном законе и основаны на очень важном базовом принципе - принципе равенства. И это равенство обеспечивается не только приблизительным равенством численности избирателей в конкретном одномандатном округе, не только тем, что у нас небольшие субъекты Российской Федерации гарантированно будут иметь минимум одного депутата (в тридцати двух субъектах Российской Федерации образованы и одномандатные округа), но и тем, что по территории (приблизительно), по составу практически все округа более-менее одинаковы, и это очень важно. Центральная избирательная комиссия, разработавшая в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы..." схему одномандатных округов, руководствовалась только теми принципами, которые вытекают из закона, там нет абсолютно никакой политики. И конечно же, коллеги, когда по прошествии очередного избирательного сезона при подведении или после подведения итогов голосования появятся выигравшие, победители, и проигравшие, то, по большому счёту, пенять надо будет только на себя, но никоим образом не на "нарезку", как выражаются некоторые наши коллеги, хотя всё-таки более правильный термин, единственный правильный термин - "схема одномандатных округов". Работать надо, вот, собственно, и всё. Уважаемые коллеги, призываю вас поддержать данный законопроект. Открывается новый политический сезон - за работу, товарищи, ну и всем удачи, пусть победит сильнейший! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 35 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят.
РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Будьте добры, учтите: по пункту 8 Родин, Потапов и Кумин голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 881263-6 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й пункт, проект федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Две таблицы поправок: таблица № 1 - шесть поправок, рекомендованных к принятию, таблица № 2 - четыре поправки, рекомендованные к отклонению. Прошу утвердить таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1 поправок, рекомендуемых к принятию? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 57 сек.) Проголосовало за 249 чел.55,3 % Проголосовало против 44 чел.9,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2 поправок, рекомендуемых к отклонению? Тоже нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 23 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Михаил Борисович Терентьев предложил поправку, она роздана в зале, которая касается уточнения наименования ряда населённых пунктов в Московской области. Это произошло в связи с принятием закона Московской области от 23 сентября 2015 года. На заседании комитета поправка не рассматривалась, но необходимость её внесения мне представляется абсолютно очевидной. Закон вступил в силу, и эти наименования должны быть приведены в соответствие. Предлагаю поправку, розданную в зале, принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли кто-нибудь, кто хотел бы возразить против этого? Нет. Ставлю на голосование дополнительно розданную поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 28 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 51 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 73 чел.16,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я прошу учесть: по 14-му и 15-му вопросам Гудков и Сергей Анатольевич Петров голосовали против, Валерий Зубов не голосовал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 252
О проекте федерального закона № 881263-6 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем 49-й вопрос повестки дня. Проект федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. Коллеги, рассаживайтесь, пожалуйста, по местам и продолжаем работу. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён на основании 104-й статьи Конституции Российской Федерации в целях исполнения требований статьи 12 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Я понимаю, что этот текст для многих и многих присутствующих в нашем зале исключительно важен. В соответствии с частью 1 статьи 12 на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов, при этом границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля). Наши уважаемые коллеги - Владимир Евгеньевич Чуров, который присутствует здесь, и его коллеги - провели очень большую работу, предложив нам данную схему, которая была внесена в качестве проекта федерального закона. Хотел бы обратить внимание на то, что при формировании округов соблюдается примерное равенство, не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте Российской Федерации; не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации; на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа, что обеспечивает представительство интересов избирателей всех субъектов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, мы достаточно подробно с этой схемой всех вас знакомили, и вы имели возможность предварительно обсудить эту схему, очень подробный разговор состоялся на заседании комитета Государственной Думы. В связи с этим хотел бы отметить следующее: серьёзные изменения нарезки округов, существовавшей двенадцать лет, были в любом случае неизбежны в силу целого ряда естественных причин. Прежде всего, с 2003 года в регионах произошли крупные административно-территориальные и демографические изменения, которые дали возможность Центральной избирательной комиссии пересмотреть границы одномандатных избирательных округов, обязали Центральную избирательную комиссию пересмотреть границы округов во многих субъектах Российской Федерации. В составе Российской Федерации появились два новых субъекта - Крым и Севастополь - численностью около 1 миллиона 750 тысяч избирателей, это эквивалентно четырём одномандатным округам. В эти же годы произошло объединение пяти крупных субъектов Российской Федерации с малочисленными регионами. Мы также должны помнить, что на формирование одномандатных избирательных округов налагает отпечаток и укрупнение городов, что само по себе требует изменения. Новую модель, о которой мы сегодня с вами говорим, которая предлагается, можно назвать смешанной: есть сочетание городских и сельских территорий. Указанная модель предоставляет возможность единообразия, везде применяется единый подход к нарезке без исключений для каких-то особых регионов. Эта модель репрезентативна, так как она учитывает интересы избирателей, живущих на разных территориях. В связи с этим я бы хотел отметить: в ходе заседания комитета Государственной Думы неоднократно ставился вопрос, что якобы сочетание сельской и городской территорий искажает волю избирателей, но, скорее всего, наоборот. Я думаю, что мы в принципе не должны заниматься такого рода противопоставлением, и понятно, что депутаты должны работать и на территории сельских округов, обращая внимание на то, что связь необходима со всеми избирателями вне зависимости от того, о территории каких размеров мы говорим. Уважаемые коллеги, просим вас поддержать данную схему. Затем будет предоставлено определённое время, которое позволит нам её предметно обсудить, учесть, если возникают, какие-то дополнительные интересы, хотя я ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что Центральная избирательная комиссия очень предметно и точно работала, и спасибо им за эту выполненную работу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитетом был рассмотрен указанный законопроект, который был внесён на основе предложенной и представленной в Государственную Думу Центральной избирательной комиссией схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы. Эта схема согласно закону "О выборах депутатов Государственной Думы..." утверждается на срок десять лет. Таким образом, мы констатируем, что эта схема будет иметь место и будет применяться на протяжении нескольких избирательных циклов, что немаловажно. Нужно отметить - и комитет это отмечает в своём заключении, - что требования закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ, которые предъявляются к схеме одномандатных и многомандатных избирательных округов, в данном случае полностью соблюдены. Эти требования изложил в своём докладе многоуважаемый Владимир Николаевич Плигин. И в заключении комитета отмечено, что схема, представленная в законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, полностью соответствует этим требованиям. Схема одномандатных избирательных округов также отражает те тенденции, которых так или иначе коснулся Владимир Николаевич: это урбанизация и увеличение количества жителей городских округов и городских поселений, это объединение субъектов Российской Федерации, это появление новых субъектов в составе Российской Федерации. Схема отвечает также требованиям репрезентативности, отражает единообразный подход к образованию одномандатных избирательных округов в масштабе и применительно ко всей территории Российской Федерации. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, мне, как депутату, который пять раз избирался по одномандатным округам от Омского региона, в общем, есть что сказать по этому поводу: с одной стороны, большое спасибо, что мне, скорее всего, достанется большой округ, потому что большой округ труднее купить, труднее использовать административный ресурс, с другой стороны, каждый, кто изучал политическую науку, знает, что существует такая вещь, как политическая география, и мы прекрасно понимаем, что в городах шансы представителей оппозиции существенно выше в одномандатных округах, чем в сельской местности. Что же мы видим? В городе Омске было два округа, теперь он поделён на три, в Омске пригородный район не делился вообще, теперь поделён на три части, что крайне неудобно. То же самое и в Новосибирске. Вопрос: догадайтесь с трёх раз, в чьих интересах это сделано и кому это выгодно? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Николаевич, при рассмотрении схемы одномандатных округов надо в первую очередь помнить, что схема разработана не исходя из чьих-то политических интересов - как отдельных политических партий, так и потенциальных кандидатов в депутаты Государственной Думы, - без всякого сомнения, схема разрабатывалась на основе исключительно тех требований, которые предъявляются к образованию одномандатных и многомандатных избирательных округов действующим избирательным законодательством, и не более того. Схема не преследует каких-либо политических целей, и в данном случае главная цель, которую мы преследуем, утверждая схему одномандатных округов, - это интересы граждан Российской Федерации, которые будут принимать участие в выборах в качестве избирателей. Вот это главный интерес, и именно из этого интереса исходили авторы и разработчики схемы, именно из этого исходили наши коллеги, которые внесли законопроект, из этого исходил комитет, рекомендуя данную схему к утверждению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Николаевич, когда вы сказали, что новую модель можно назвать смешанной системой, у меня возник только один вопрос (а я так же, как и Смолин, с которым у нас округа были рядом, пять раз избирался по Барабинскому 124-му округу в Новосибирской области): сколько мы будем смешить население - избирателей России?! За эти 25 лет мы практически каждый избирательный цикл меняем избирательную систему, законодательство - какая жизненная, производственная, политическая необходимость? Вот господин Чуров, который находится в ложе, не даст мне соврать: в 2010 году я ему звонил из одного из сельских районов под Йошкар-Олой, Республика Марий Эл, где на всех избирательных участках переписывали при главе результаты выборов. Ну нам же всё понятно, хотя господин Вяткин и говорит, что никакого политического интереса нет: политическому насилию сельское население подвергается постоянно, и в этой избирательной кампании то же самое происходит! В городах сегодня оппозиция выигрывает - так мы разбавляем селом! Владимир Николаевич, какая жизненная необходимость? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Михайлович, я просто впечатлён, каким образом вы сумели, используя возможность задать вопрос, сделать из вопроса декларацию, но не задать сам вопрос, поэтому в принципе, конечно, можно было бы и не отвечать, но тем не менее отвечу. Говоря о государственном строительстве, хотелось бы обратить внимание на то, что мы постоянно реагируем на изменения, связанные, допустим, с возрастанием роли политических партий, с необходимостью возрастания роли политических партий как несущего инструмента конструкции гражданского общества, что, собственно говоря, предопределило и заслужило поддержку, кстати, и Коммунистической партии при формировании многих выборных органов через систему партийных списков. В настоящее время в обществе созрел запрос на смешанную систему, которая позволит в большей степени узнать конкретного депутата - представителя того или иного округа, поэтому прежде всего, я думаю, вы должны сохранить оптимизм и обратить внимание на то, что схема предлагается на десять лет, и вы уж точно реализуете все её преимущества, о которых, в частности, сказал Олег Николаевич Смолин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Владимир Николаевич, вы действуете по принципу: врагам - закон, а себе - всё. И вот в связи с этим вопрос: мы с вами из Ростовской области, поэтому скажите, пожалуйста, как можно сформировать один округ, в который входит 40 процентов всех районов, а территория в разбеге будет 380 на 350 - ну разве это объективно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, вы назвали эти цифры - 380 на 350, но, признаюсь честно, вы меня этими цифрами не впечатлили, тем более с учётом того, с какой тщательностью сделаны дороги в Ростовской области, позволяющими вам в течение одного дня оказаться во многих разных регионах. И почему ещё вы меня не впечатлили этими цифрами? Потому, что в своё время ещё Владимир Ильич Ленин писал о том, что на территории Вологодской губернии могли бы разместиться 17 европейских государств, и поэтому - с учётом вологодского опыта - в данной ситуации я хочу сказать, что ростовский опыт - это просто подарок судьбы и уж тем более не вам на него жаловаться! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний аргумент для Николая Васильевича был особенно убедителен. (Оживление в зале.) Святослав Михайлович Сокол. СОКОЛ С. М. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Фёдорович, вы в своём выступлении сказали о единообразии подходов к образованию одномандатных округов, как я понимаю, их, очевидно, 225. Скажите, пожалуйста, сколько из этих округов объединяет и городских избирателей, и сельских и есть ли округа, где только городское население? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Святослав Михайлович, если говорить только о городском населении, то совершенно очевидно (и это, в общем, не секрет ни для кого из нас), что есть субъекты Российской Федерации - крупные города, которые являются городами федерального значения: город Санкт-Петербург, город Москва, город Севастополь, - конечно же, там будет только городское население. Если же говорить обо всех остальных избирательных округах, то в среднем в каждом округе есть и городское население, и сельское население, проживающее в сельских районах, в сельских поселениях. Есть округа, допустим, куда не попадают части территорий административных центров субъектов, но ведь помимо административных центров в каждом субъекте есть иные городские округа и городские поселения, и там живут те же самые горожане. Исходя именно из этого равенства смешанности сельского и городского населения, сельских и городских поселений и населённых пунктов составлены практически все избирательные округа, которые предлагаются к утверждению в данной схеме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, все аргументы, которые вы привели, не подходят к Рязанской области. У нас ничего не изменилось, включая численность, тем не менее вы разбили город Рязань на две части. Я убеждён, это моё мнение, что ваша партия просто боится проиграть выборы в городских округах. А теперь вопрос. В документах, которые нам предложили, написано, что законопроект нужен для обеспечения гарантий реализации свободного волеизъявления граждан на основе всеобщего избирательного права. Получается, что до этого свободного волеизъявления не было, а теперь вы этим законопроектом добиваетесь свободного волеизъявления. Объясните, зачем написано об этом праве, - на самом деле его не было, а теперь вы написали и будете к нему стремиться? Это ваша фраза, из вашей пояснительной записки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, вы ещё раз демонстрируете действительно потрясающую способность читать тексты и очень внимательно к ним относиться. У меня большая просьба... Через некоторое время мы начнём обсуждать другой текст, который касается парламентского расследования, - я абсолютно уверен, что тот текст вы не редактировали. Если вы говорите о редактировании этого текста, то эта фраза - повторение конституционных норм и норм закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...", это лежит в основе международных принципов подхода к выборам. Поэтому эта фраза (вы подчеркнули ещё раз её значение, спасибо вам большое за это) является обычной, мы действительно стремимся организовать нормальный избирательный процесс - кстати, 13 сентября в Российской Федерации проходили выборы, - и ничего другого в этой фразе нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Дмитрий Фёдорович назвал Севастополь городом с исключительно городским населением - можно поспорить, потому что Балаклавский район, например, занимает площадь 550 квадратных километров, и там проживают в основном сельские жители. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Владимир Николаевич, вы, как выдающийся, блестящий юрист современности, должны знать и наверняка знаете, что наш парламент двухпалатный и Государственная Дума не является палатой регионов, то есть представителем региональных интересов. Вместе с тем один из ключевых принципов формирования округов - это формирование одномандатного округа в рамках небольших по численности субъектов Федерации: Адыгея, НАО, можно много их назвать. Вот насколько, на ваш взгляд, это справедливо по отношению к большим регионам, в которых фактически количество округов даже уменьшилось, по сравнению с тем, что было двенадцать лет назад? И на ваш взгляд, изменит ли всё-таки этот принцип работу нашей палаты, которая является палатой народного представительства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Николаевич! Спасибо огромное, что вы мне напомнили о двухпалатном характере нашего парламента. Что касается субъектов Российской Федерации, действительно, субъекты Российской Федерации представлены в Совете Федерации, но мне кажется, что интересы субъектов Российской Федерации должны получать надлежащее отражение и в Государственной Думе, и поэтому то, что субъектам Российской Федерации, в которых численность избирателей действительно в ряде случаев значительно отступает от средней численности избирателей для одномандатного округа, также предложено избирать депутата Государственной Думы, представляется очень важным и будет действительно способствовать участию данных субъектов Российской Федерации в общей жизни страны, в жизни Государственной Думы. Что касается различного рода оценок, которые были в начале выступления, то всегда очень полезно - это я распространяю полностью на себя - относиться к таким оценкам с лёгким чувством юмора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев - семь минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наверное, один из каналов подсмотрел, что мы сегодня будем рассматривать этот законопроект, наверное, знал, что Сергей Евгеньевич час у нас украдёт, и специально показали во время нашего перерыва фильм "Банды Нью-Йорка" - наверное, к выборам. Вот сейчас показывают "Банды Нью-Йорка" - там выборный процесс. Почему я этот фильм привожу? Уважаемый Владимир Евгеньевич приехал в Ростовскую область, памятуя скандальные выборы в Законодательное Собрание, собрал всех, но чему он учил, я не знаю: выборы губернатора там прошли ещё хуже, чем выборы в Законодательное Собрание, поэтому лучше, наверное, вам не ездить и не учить тогда. Но я о другом хочу сказать. Уважаемые коллеги, американцы прописали технологию разрушения государств в 50 шагов и успешно её сейчас реализуют. С моей точки зрения, и Центризбирком, и комитет по законодательству в этой схеме играют не последнюю роль. Почему? Посмотрите, что сделал Янукович перед тем, как разгромили государство, - он вернул одномандатные округа. И что произошло? 220 мандатов, выигранных Партией регионов, - куда они делись после первых выстрелов? Перебежали к Порошенко, понимаете? Имейте в виду, что стабильность государства зависит не только от стабильности налоговой и бюджетной систем, она прежде всего зависит от стабильности политической системы, а шараханья, которые организованы у нас в стране, ни к чему хорошему не приведут. Вот был один президент, провозглашал: давайте мы до сельских поселений партийное строительство через выборы по партийным спискам доведём, давайте ограничимся парламентскими партиями - и правильное, кстати, предложение, - и тогда в первом чтении Владимир Николаевич с таким блеском докладывал, как это важно для укрепления системы (я читаю все ваши выступления и перечитываю), потом пришёл другой президент - и Владимир Николаевич с таким же блеском начал доказывать, что этого делать не надо, а сейчас он с неменьшим блеском, как и хорошо знающий Севастополь Дмитрий Фёдорович... Вам надо туда поехать: Севастополь по территории больше города Москвы, и треть жителей там сельские на самом деле, и виноградники там есть, и сады, и масса других вещей - надо вас на экскурсию туда свозить. А отвечать цинично... Вот Владимир Николаевич более глубоко к этому подходит. Я не зря задал вам вопрос по выборам про Ростовскую область: вы поймите, Ростовская область находится рядом с воюющим Донбассом, очень много людей из казачьих формирований прошли ополченцами через Юго-Восток. Я вам для чего говорю? Вот вы создали округ, который - шесть районов - граничит с Украиной. Вы сделали его самым большим и по численности, и по составу муниципальных образований, притом что на самом деле Белокалитвинский район к Шахтам находится в 60 километрах по прямой, а к Вёшкам и Верхнедонскому району он находится на расстоянии 300 километров - и вы делаете центр за 300 километров! Ну вы себе представьте: в день выборов везти людей чёрт знает куда - кому это выгодно?! А ведь была нормальная схема округов, мы же четыре созыва выбирали по одномандатным округам: были нарезаны избирательные округа, люди уже привыкли, комиссии приработались, вы же сейчас сделали какие-то глистообразные округа ничем не объяснимым разделением национального Мясниковского района. Имейте в виду: национальные районы имеют особую специфику, они очень обидчиво отнеслись, когда вы у них забрали налоговую инспекцию, когда вы взяли и сделали межрайонное УВД в другом районе, а теперь вы берёте половину районов в один округ, половину в другой и ещё два муниципальных образования - ещё в один, понимаете? Ладно Аксайский район, он переживёт, но Ростов, что же вы с Ростовом сделали?! Вы от Ростова нарезали такие непонятные лучи - такое впечатление, что вы решили его изничтожить, понимаете? А его и без вас там засланцы уничтожат. Я считаю, что схема округов по Ростовской области нарезана крайне вредно для страны - не для нас, для страны! Далее. Можно по-разному нарезать округа, но если вы по-прежнему не будете считать, то разбудите лихо. Я с этой трибуны не раз говорил: вы поймите, народ восстаёт не из-за неправильной нарезки избирательных округов, народ восстаёт из-за того, что вы перестали считать на выборах, вы занимаетесь только рисованием, вы цинично пренебрегаете интересами членов избирательных комиссий с правом совещательного и решающего голоса, а о наблюдателях я вообще не говорю. Если мы с вами не ужесточим ответственность избирательных комиссий за фальсификацию, если мы не ужесточим ответственность за подкуп, если мы с вами не ограничим аппетиты финансовых акул на выборах, то получим Украину номер два. И я вас уверяю, вот те, кто встречался с избирателями... А я, Владимир Николаевич, к вашему сведению, проехал 14 тысяч километров, был во всех районах и лучше вас знаю, что дороги в Ростовской области стали значительно хуже, чем были при Топилине, понимаете? И к сожалению, сегодня откат на дорогах - 30 процентов, но это интересы другого закона. Фракция КПРФ не возражает против смешанных выборов, но мы возражаем против такой системы подсчёта, которая сложилась в Марий Эл. Посмотрите, что происходит: в восьми районах из четырнадцати, Владимир Евгеньевич, переписали протоколы после того, как их выдали, в двух районах голосование вне помещения составляет 60 процентов проголосовавших, вы посмотрите, сколько проголосовало досрочно, - зачем же нам это всё при отсутствии порога явки? Если мы с вами демократы и считаем, что два человека пришли и выборы состоялись, зачем же из-под палки гнать людей и зачем приказы, Владимир Николаевич, министра здравоохранения, который пишет, что все сотрудники здравоохранения обязаны проголосовать до 12 часов и доложить вышестоящим начальникам? Министр образования делает то же самое, и всё по цепочке. Ну и где здесь выборы? Это, в общем-то, своего рода возврат к рабовладению. У нас Конституцией пока ещё гарантированы права и свободы человека и гражданина и отсутствие цензуры, но только номинально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Дай бог, чтобы никто из нас не увидел российский бунт, бессмысленный и беспощадный, которым мы много пугаем друг друга. Вообще, коллеги, уважаемый Владимир Евгеньевич, я считаю, что нам всем должно быть стыдно. Вот не так давно в Греции прошли выборы: в восемь часов выборы закончились, в девять часов один лидер поздравил другого - ни скандалов, ни пересчёта, ни подтасовок, ничего; выбирали парламент в Германии и в других странах - такая же ситуация. Вот это нормально, а всё, что мы сейчас делаем, - это мелкие уступочки, подыгрывания. Кому? Партии власти - настолько власть слаба, настолько она не уверена в своих силах. Вот последние выборы, приезжаю на избирательный участок - всё хорошо, всё замечательно, (кому интересно, подойдёте, дам послушать) играет музыка: «Великая страна - "ЕДИНАЯ РОССИЯ"», то есть по всем участкам флешки выдали. Даже вот такая мелочь - кругом напоминают: "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ"... Самим-то не противно? Поучаствовать в выборах - только через муниципальный фильтр, чуть-чуть не соответствуешь - тут же снимем! Ребята, какие же это выборы?! Да это вообще рынок, это базар, кто больше заплатит; вот "эсэры" начинают хвалиться тем, что они якобы третье место заняли, - Ребята, да вы только в Белгороде 19 миллионов потратили, я про Челябинск, где Гартунг, вообще молчу: там, говорят, 75 миллионов - это выборы, по-вашему?! Да такие выборы на фиг стране не нужны (извините за непарламентское выражение)! Давайте уж тогда династическое правление сделаем, назначим пожизненно сенаторов, депутатов, верховного правителя и так далее и деньги сэкономим! И сейчас мы обсуждаем... Неужели вы думаете, что все такие тупые и не понимают, для чего вы все эти нарезки делаете, а? Какой-то детский лепет про сельское население, про городское население! И Владимир Николаевич, замечательнейший наш человек: запрос, говорит, созрел. Вот сейчас товарищи здесь стояли - спросили бы вы у них, какой у них запрос созрел! Он созрел, но они его с собой унесли, а не плюнули сюда, в зал - вот какой у них "запрос созрел", дорогие коллеги! Ещё раз говорю, вы можете всё что угодно делать, но всё, что вы делаете, объясняется по-простому: неважно, как проголосуют, важно, как будут считать, и прошедший день голосования это хорошо доказал, а ваше нежелание поучаствовать в пересчёте голосов это ещё раз подтвердило. Коллеги, пожалуйста, раз вы такие слабые, мы, так и быть, сделаем вам эту уступку, поддадимся, - фору даём, пользуйтесь! - но если проиграете, потом пеняйте на себя! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну вот мы в очередной раз, к сожалению, вынуждены напоминать нашим коллегам, вынуждены констатировать тот факт, что законопроект, который мы обсуждаем, он об одном - в данном случае о схеме одномандатных избирательных округов, - а выступления, если их послушать, совершенно о другом, и двое моих коллег, которые выступали до меня... Многоуважаемые коллеги, вы подтвердили один и тот же тезис: схема одномандатных округов и в данном случае, и в целом, из раза в раз, никоим образом не имеет никакого значения при определении результатов избирательной кампании, которые выражаются непосредственно в итогах голосования на каждом избирательном участке и по стране в целом. Схема избирательных округов здесь ни при чём! Я понимаю возмущение некоторых коллег, которые рассчитывали на один результат, а получился другой, я не могу сказать, что я его принимаю, но понимаю, что, когда чего-то очень хочется, а получается по-другому, то первой реакцией любого человека, как правило, становится возмущение. Но опять же подчеркну: схема избирательных округов здесь абсолютно ни при чём. Бесполезно искать политическую выгоду непосредственно в описании каждого конкретного избирательного округа, которое представлено в Центральную избирательную комиссию, а это, поверьте, очень серьёзная, тяжёлая и кропотливая работа, проделанная, с нашей точки зрения, блестяще и представленная нашими коллегами здесь в виде законодательной инициативы. И уж тем более, на наш взгляд, было бы несерьёзно делить наших граждан на сельских и городских жителей. Когда мы говорим о сельских и городских населённых пунктах, мы говорим только о муниципальных образованиях, которые признаются в соответствии со 131-м законом либо сельскими, либо городскими. Деление даже внутри самих муниципальных образований, и вы это знаете прекрасно, очень условно, и мы не можем говорить как о сельских жителях о жителях одноэтажной, малоэтажной застройки, частного сектора в городских округах или в городских поселениях, равно как и не становятся горожанами жители многоэтажной застройки в сельском поселении, это деление очень условно, оно не является политическим, оно отражает совершенно иные тенденции. Наша фракция будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении, и я полагаю, что очень разумно будет нашим коллегам присоединиться к нам, проголосовать за, высказав свои предложения и замечания, которые, без всякого сомнения, будут рассмотрены. Мы должны помнить только об одном: эта схема обеспечивает осуществление волеизъявления наших граждан - вот о них мы должны думать в первую очередь, а не о своих политических интересах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" абсолютно не опасается того, что придётся работать и с городским избирателем, и с сельским во многих-многих одномандатных округах. Мы, наоборот, считаем, что то положение селян, в которое они попали из-за политики последних лет, как раз является для нас, для всей оппозиции, может быть, наиболее благоприятным фактором, потому что надеяться, я считаю, партии власти, партии правительства на то, что село поддержит её после того, что было сделано с селом за эти годы... Ну, последние результаты - это не настоящее волеизъявление селян. Конечно, коллеги, стирание границы между городом и селом давно стоит на повестке дня, у всех правительств - и Советского Союза, и Российской Федерации, - только всё никак не получается дойти до дела. Если всё посмотреть - по развитию инфраструктуры, социальной сферы, - пересчитать на одного гражданина, получится колоссальнейшая разница между тем, что имеет селянин и что имеет горожанин при всех проблемах и при всех кризисах, поэтому хотелось бы, конечно, верить, что это первый шаг к этой большой, глобальной стратегической цели, к объединению города и села. Возможно, сначала это будет округ избирательный, а потом он станет административным, чтобы и бюджет, в общем-то, делился не в пересчёте на какие-то первые категории, так сказать, суперкатегории граждан - жителей столицы, где одно обеспечение, и жителей самых отдалённых сёл, где обеспечение совсем другое. Хотелось бы в это верить, хотелось бы надеяться, но наша фракция в это не верит, потому что, конечно, нет никакой логики в том, чтобы делить такие крупные города, как, допустим, Ростов, на пять или даже больше частей. Как работать в таких условиях депутатам, которые будут избраны, чтобы и часть, так сказать, лепесток города, и огромные пространства сельские... Мы считаем, что к этому можно было бы прибегать в исключительных случаях, когда нет возможности образовать округ, не поделив город на части, но здесь с излишеством это проделано, поэтому мы не поддержим предложенную схему. Но естественно, мы не опасаемся, даже специально будем работать... Вот, допустим, по Петербургу нет никаких претензий... Ещё можно немного времени, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. НИЛОВ О. А. Наши кандидаты будут в обязательном порядке работать в Ленинградской области. Почему? Да потому что логика заставляет работать в летнее время - садоводство! - там, где находится больше миллиона горожан. То же относиться к другим городам. Где будут избиратели? Они будут в селе, на даче. Здесь нет никакого страха, но алогичность представленных излишне раздробленных округов, конечно, наводит на мысль, что не просто так, не из-за стремления стереть границы между селом и городом предложена такая нарезка. Коллеги, я бы предложил в будущем, если возникнет необходимость в принятии подобных судьбоносных решений, сначала устраивать, так скажем, нулевое чтение: мы бы посоветовались, обсудили концепцию, её хотя бы поддержали некоторые оппозиционные фракции, а потом уже приступать к реализации, к нанесению на карту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, Сергей Владимирович Иванов, мой коллега по фракции ЛДПР, уже высказался пусть и очень эмоционально, но всё по существу, по делу. Вы знаете, какая мысль возникает после каждой избирательной кампании? Вот наш закон, федеральный закон о гарантиях избирательных прав, который приняли наши предшественники - депутаты Государственной Думы других созывов, он очень хорошо отражает суть нормативного правового акта: мы с вами, депутаты, облечённые властью, должны дать нашим избирателям дополнительные гарантии сохранения их голосов, гарантии того, что их волеизъявление не будет искажено. Но от выборов к выборам мы видим, что этот механизм гарантий работает не очень эффективно, поскольку вера избирателей в избирательный процесс, в процесс выборов, к сожалению, падает. Мы видим, что от выборов к выборам явка избирателей существенно сокращается, и это свидетельствует об отношении людей как к самим органам, в которых происходит выборный процесс, так и к нам, уважаемые коллеги. Здесь очень много обвинений сыплется в адрес Центральной избирательной комиссии по поводу нарезки и прочего, на самом деле они лишь перенесли на бумагу то, что мы с вами приняли несколько месяцев назад. По этим правилам, которые установлены, других вариантов и быть не может: количество округов очень легко высчитывается, и на это ни депутат, ни Центральная избирательная комиссия повлиять не могут. Что касается конкретно нарезки. Здесь много говорилось о единообразном подходе, но его, к сожалению, как раз не видно, поскольку наша палата - палата народного представительства... Я не совсем понимаю, почему, допустим, великолепные, прекрасные субъекты, полноценные и равноправные, представленные двумя членами Совета Федерации, также получают огромную фору в виде депутата-одномандатника, в ущерб регионам, которые существенно превышают их по численности. Безусловно, доля представительства депутатов-одномандатников от таких регионов будет снижаться в силу того, что другой регион получает целый одномандатный округ. Ранее было сказано, что схема одномандатных округов геометрически напоминает не очень приятную глистообразную форму, но можно употребить другой термин, например прилагательное "червячный" (в инженерии есть понятие "червячный вал"). Мы, фракция ЛДПР, не видим ничего плохого в том, что округа делятся по составу, по своей структуре - это как раз огромный плюс. Давайте быть честными друг перед другом или хотя бы перед самими собой, дорогие друзья: и политические партии строят свою структуру так, как им проще и удобнее... Просьба полминуты добавить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ДИДЕНКО А. Н. Вне всякого сомнения, в городах, в городских округах они побеждают или добиваются более высоких результатов, потому что там больше отделений и лучше контроль. Организовать подобное в сельской местности трудно, для этого приходится очень много работать. Мы сами создали такую ситуацию: в городах у нас и наблюдателей больше, и отделения более крепкие, а в сельской местности, может быть, мы осуществляем это в меньшей степени. Учитывая то, что наши муниципальные образования, городские округа, центр субъекта и его сельские территории существенно отличаются по уровню бюджетной обеспеченности, как и городские, и сельские депутаты, условно говоря, как и все прекрасные наши, замечательные избиратели - россияне, то, конечно же, будет определённое неравенство в статусах и в позиции депутатов-горожан и депутатов-селян. Я уже не говорю о том, что у всех депутатов должен быть одинаковый механизм реализации своих полномочий, а в данном случае депутаты, избранные исключительно от сельских территорий, будут в худшем и более сложном положении: они будут вынуждены для встреч с избирателями пересекать территории, исчисляемые тысячами километров, а депутаты-горожане будут приезжать на поезде, прилетать в аэропорт и посещать только свою приёмную в центре субъекта. В этом как раз нет ничего плохого. Фракция ЛДПР в принципе не против как раз потому, что мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ДИДЕНКО А. Н. ...не боимся конкуренции, но позицию фракции ЛДПР знают депутаты всех шести созывов и услышат депутаты седьмого созыва: мы настаиваем на сохранении избирательной системы исключительно по партийным спискам, а округов мы не боимся! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Искренне признателен за то, что в конечном результате фракция ЛДПР поддержала предложение, которое было сделано. Я полностью разделяю слова Алексея Николаевича, сказанные о том, что нам совершенно не стоит говорить об особенностях волеизъявления населения, проживающего в городах либо в сельской местности, мы должны с уважением относиться ко всем нашим избирателям. Конечно, вызывает сожаление... Правда, Олег Анатольевич Нилов отметил, что у него нет вопросов в связи с городом Санкт-Петербургом, и поэтому я думаю, что позиция фракции с учётом этого замечания может измениться и фракция будет готова поддержать данное решение. И Николай Васильевич Коломейцев в своём выступлении отметил одну очень важную характеристику любой политической системы - это её стабильность. Николай Васильевич, данная инициатива, сформулированная на основе предложения Центральной избирательной комиссии, несомненно, будет способствовать стабильному развитию общества. Я разделяю обеспокоенность сложным положением региона, о котором мы с вами говорим, Ростовской области. Это действительно регион, находящийся в настоящее время на границе очень сложных геополитических процессов, которые развиваются в соседнем государстве. Тогда тем более нам нужно вместе, консолидированно уделить внимание развитию Ростовской области, а также сказать спасибо избирателям, которые пришли на участки и, несомненно, поддержали многие решения, и, в частности, поддержали губернатора данной области. Ещё одна оценка сегодня здесь прозвучала - такого никогда не было в России, хотел бы обратить на это ваше внимание, - речь шла о возврате к рабовладению, так вот никогда на территории Российской Федерации... На территории Российской Империи были разные вещи, но крепостное право никоим образом не соотносится напрямую с правом рабовладения - это несколько разные институты, несколько разные вещи, и тем более, когда говорите о крепостном праве, нужно помнить историю государственных крестьян. Так что каждый раз, когда пытаемся навесить на свою собственную историю штампы, мы должны вспомнить, что есть другие люди, которые способны за нас это сделать, характеризуя нашу страну в этой части, может быть негативно. Спасибо большое всем, кто поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Дмитрий Фёдорович Вяткин? Нет. Гарри Владимирович, вы хотите высказаться? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
И 49-й вопрос, проект федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 10 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.