Заседание № 263
О проекте федерального закона № 881257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Георгиевна Борзова. Пожалуйста. БОРЗОВА О. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен законопроект, который подготовлен Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей ко второму чтению. В процессе подготовки в комитет поступило одиннадцать поправок, которые рассмотрены и распределены следующим образом: десять поправок включены в таблицу поправок № 1 и рекомендуются к принятию, одна поправка рекомендуется к отклонению и включена в таблицу поправок № 2. Комитет просит рассмотреть данные таблицы в установленном порядке и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 24 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 51 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Включите микрофон на трибуне. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект, учитывая его огромную социальную значимость, уже подготовлен комитетом к третьему чтению. В случае принятия законопроекта во втором чтении просим принять его и в третьем чтении. Все виды экспертиз данный законопроект прошёл, замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 39 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 04 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 881257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект о внесении изменений в закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части предоставления возможности направления средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих адаптацию и социализацию детей-инвалидов. Данный законопроект предусматривает установление возможности для таких семей, которые в своём составе имеют детей-инвалидов, распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, которые обеспечивают адаптацию и социализацию детей-инвалидов. Мы все знаем, что согласно действующим нормам федерального закона № 256-ФЗ о материнском (семейном) капитале - назову его так, чтобы было понятно, - средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы по нескольким направлениям: на улучшение жилищных условий семьи, на получение образования ребёнком (детьми) и на формирование трудовой пенсии для женщины. Данными поправками мы впервые расширяем, предлагаем расширить перечень направлений, возможности использования средств материнского (семейного) капитала в интересах такой важной категории, как семьи, имеющие в своём составе детей-инвалидов. В целях оказания дополнительной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, предлагается предоставить им возможность использования средств материнского (семейного) капитала на приобретение вот этих товаров и услуг для создания условий наиболее полной социализации, адаптации детей-инвалидов, для обеспечения возможности развития их способностей, внедрения их в среду здоровых сверстников, получения ими образования, а также с целью вовлечения детей-инвалидов в занятия физкультурой и спортом. Речь идёт именно о создании условий для организации жизненного пространства ребёнка-инвалида. Законопроектом предлагается использовать средства материнского (семейного) капитала путём компенсации затрат родителей на приобретение указанных товаров и услуг, но не просто приобретённых, а именно рекомендованных ребёнку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации, которая назначается медико-социальной экспертизой, за исключением медицинских услуг, а также реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые у нас гарантированы, предусмотрены законодательством и предоставляются инвалиду за счёт средств федерального бюджета в соответствии со 181-м законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Мы проводили количественную оценку контингента: именно этой новой хорошей мерой смогут воспользоваться чуть более десяти тысяч семей, в составе которых есть дети-инвалиды, - может быть, это и не так много по сравнению с другими, большими категориями граждан, но эта категория самая нуждающаяся, непосредственно для неё и предлагаются эти товары и услуги. Законопроект содержит норму о том, что правительство устанавливает перечень таких товаров и услуг. Хочу сразу сказать, что проект данного перечня уже разработан и согласовывается с соответствующими федеральными органами, с общественными организациями инвалидов, со многими заинтересованными общественными институтами, чтобы составить перечень самых необходимых товаров и услуг для создания благоприятной среды для детей-инвалидов. Собственно говоря, рассматриваемый законопроект - это и ответ на многие наши поручения, и на предварительное обсуждение вопроса о расширении возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, но в данном случае мы предусматриваем для направления этих средств именно особо нуждающуюся категорию. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Георгиевны Борзовой. Пожалуйста. БОРЗОВА О. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! О проекте федерального закона подробно доложил представитель Правительства Российской Федерации, поэтому позвольте мне остановиться только на некоторых моментах, которые, по мнению комитета, являются чрезвычайно важными. Навряд ли кто-то из сидящих в этом зале не получал писем, обращений граждан с просьбами о расширении возможностей использования материнского капитала, в том числе были такие обращения и от семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Новое направление использования средств материнского капитала, первая новация, - это компенсация затрат на приобретённые товары и услуги для социальной адаптации и интеграции ребёнка-инвалида в общество, и это очень важно. Вторая новация - семьи, имеющие детей-инвалидов, могут воспользоваться средствами материнского капитала до того, как ребёнку исполнится три года. Это связано с тем, что оказывать помощь детям-инвалидам, которые в этом нуждаются, необходимо своевременно. И третье. В перечне, который утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов...", предусмотрены реабилитационные мероприятия, технические средства, услуги. Актуальность данного законопроекта обусловлена тем, что мы даём право семьям с детьми-инвалидами пользоваться услугами и приобретать товары, которые не входят в этот перечень, в соответствии с индивидуальными программами. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел данный законопроект в установленном порядке 13 октября, концепция законопроекта была поддержана всеми членами комитета. Вместе с тем были выявлены некоторые недочёты, которые могут быть устранены ко второму чтению, в частности избыточные нормы - те нормы, которые ранее уже были заложены в Семейном кодексе Российской Федерации. Кроме того, необходимо привести некоторые нормы в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части заключения договоров по розничной купле-продаже. Уважаемые коллеги, мы получили положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, положительное заключение ГПУ Президента Российской Федерации. Учитывая социальную значимость данного законопроекта, эффективность использования средств материнского капитала, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Алексей Витальевич, вы сказали, что определились в количественном отношении - на сколько семей это распространяется, сколько таких детей-инвалидов, - но не уточнили, в чём разница между утверждённым, если мне память не изменяет, 184-м законом перечнем услуг и различных средств по реабилитации, которые финансируются через федеральный бюджет, и дополнительными услугами. Вы, вообще-то, смотрели, какие дополнительные услуги могут оказываться? А если вдруг какой-то довольно нечистоплотный человек организует фирму по оказанию услуг для физического развития детей-инвалидов и, таким образом, начнётся отмывание денег? Может такое быть или нет? Что это за... (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Сергей Николаевич, спасибо за вопрос. Безусловно, мы это анализировали, и основное направление данных поправок - это именно те услуги, которые в настоящий момент не входят как в гарантированные перечни медицинских услуг, так и в гарантированный перечень товаров и услуг для обеспечения технических средств реабилитации инвалидов. Суть законопроекта заключается, как я уже говорил, во-первых, в формировании адаптивного пространства вокруг, то есть в приспособлении пространства для передвижения, в том числе внутри помещения; во-вторых, в самих реабилитационных услугах для инвалидов. Эти услуги у нас в принципе стоят на стыке чистой медицины и реабилитационных мероприятий по социальной адаптации, по образовательной адаптации, по подготовке, по вхождению в образовательный процесс таких детей. К сожалению, сейчас в перечнях услуг не всё предусмотрено. Что касается, так скажем, борьбы с возможными злоупотреблениями, конечно же, этот вопрос очень важный, в связи с этим и содокладчик отмечала, что есть ряд предложений, которые нужно обсудить ко второму чтению. Одно из предложений - сформулировать критерии, по которым правительство будет включать товары и услуги в этот перечень, норма, возможно, будет заложена в данном законопроекте. Вот как раз благодаря этому инструментарию мы надеемся предупредить возможные злоупотребления при дальнейшем использовании этого перечня услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Витальевич, я не возражаю: действительно, семьям, имеющим детей-инвалидов, надо помогать, но за счёт чего? У нас сегодня чётко прописано, на какие цели может быть направлен материнский капитал: на образование, на пенсионное обеспечение и на улучшение жилищных условий - всё это очень важно для семей с детьми-инвалидами. Теперь мы даём им ещё одну возможность - значит, меньше останется и на образование, и на решение других проблем, которые являются действительно острыми для этих семей. Насколько это оправданно? Я посмотрел: в соответствии с представленными к законопроекту документами, видимо, будет примерно 14 тысяч таких заявлений и приблизительно 6,4 миллиарда рублей потребуется для реализации этого закона. У нас сегодня в зарубежных фондах находится около девяти с половиной триллионов рублей. То, что вы планируете выделить на финансирование данного закона, составляет меньше 1 процента от этой суммы, поэтому, может, нам найти средства на реализацию этого закона за счёт перечислений в зарубежные фонды, а не ужимать материнский капитал? ВОВЧЕНКО А. В. Вопрос понятен. Я, так сказать, за всю Одессу не скажу, то есть за все фонды зарубежные - что, откуда и куда там перетекает, - но, по сути, мы ведём речь только о расширении возможностей использования МСК, а не расширяем сферу действия закона: получатели, имеющие право на МСК, остаются те же. По подсчётам, это 10 тысяч 795 человек, и если они все одновременно возьмут и обратятся за получением этих средств, то на это потребуется чуть более четырёх миллиардов. Мы предполагаем, что тех средств, которые предусмотрены на предоставление материнского (семейного) капитала, нам будет достаточно, потому что сегодня мы наблюдаем некоторое снижение обращений по использованию средств МСК на приобретение жилья, на ипотечное кредитование. Это прежде всего обусловлено сложившейся ситуацией в экономике, и это, конечно, нехорошо, но благодаря этому нам хватит того объёма средств, который предусмотрен на обеспечение норм закона в этом году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свергунова Маргарита Николаевна, пожалуйста. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Вопрос представителю правительства. Уважаемый Алексей Витальевич, расширение рамок использования средств материнского капитала, безусловно, дело хорошее, и фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Несомненно, приоритетной задачей Правительства Российской Федерации является увеличение численности населения, рождаемости и улучшение демографической ситуации в целом. Но у меня вот такой вопрос: рассматриваете ли вы в правительстве возможность того, чтобы вообще отказаться от этих рамок использования материнского капитала и предоставить семьям право самим решать, куда направлять эти денежные средства, - то есть дать возможность семьям воспользоваться этими средствами по своему усмотрению? ВОВЧЕНКО А. В. Маргарита Николаевна, спасибо за вопрос. Отвечу кратко: сейчас вопрос о снятии каких-то условий либо рамок правительством не рассматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Моё выступление в каком-то смысле продолжает вопрос Сергея Николаевича Решульского. Я, как член Комитета по финансовому рынку, хочу сказать, что на протяжении всех лет существования материнского капитала профильный комитет и министерство слабо занимаются вопросом создания барьеров для злоупотреблений в этой сфере и, более того, в общем-то, не проявляют интереса к анализу ситуации. Сейчас при покупке жилья 45 тысяч рублей идёт посредникам в большинстве своём за двухмесячный кредит - это растранжиривание денег, которые очень дорогой ценой и государству, и матерям достаются. Несколько лет назад я предлагал поправку, чтобы убрать микрофинансовые организации из сферы кредитования, - тогда её отклонили, а потом правительство внесло свой законопроект, и сейчас их исключили из кредитования, хотя там речь шла всего лишь о двухмесячном кредите. Несмотря на то что Центральный банк, Пенсионный фонд... Сегодня мы с депутатом Куликовым предлагаем убрать ещё и иные организации, и снова абсолютно безосновательно, с моей точки зрения, отклоняют нашу законодательную инициативу. Вот просто пример того, как комитет анализирует использование этих средств. Надо наконец поставить барьер на пути злоупотреблений, это вполне возможно, и не надо отклонять обоснованные законодательные инициативы! Хотя это немножко другая тема, но она прямо касается использования средств материнского капитала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вся Государственная Дума поддержит этот законопроект даже просто из чувства сострадания и желания каким-то образом облегчить судьбу семей с детьми-инвалидами. Но меня всё больше и больше настораживает то, что за правильными идеями и предложениями отсутствует, вообще-то, государственный подход, подход тщательный, просчитанный. Я ведь не зря задал вопрос о том, что же это за медицинские услуги такие, а также реабилитационные мероприятия, технические средства и услуги, которые не предусмотрены 184-м законом (прошу меня извинить, называю по памяти, Алексей Витальевич поправит, если что), где определён перечень всех этих услуг, технических средств, мероприятий для этих семей, для этих детишек, которые финансируются за счёт федерального бюджета, но, кроме общих цифр, я ничего не услышал. Так вот, дорогие мои коллеги, чтобы вы знали, у нас на 2016 год (члены комитета по бюджету меня поправят, если я ошибусь) выделяется где-то триста семнадцать с половиной миллиардов рублей на материнский капитал. И судя по тому, что нам Алексей Витальевич уважаемый сказал, из этих 317 миллиардов около полутора процентов будет изыматься на какие-то непонятные для меня дополнительные услуги и меры - это где-то 4,8 миллиарда рублей. Ну, мы с вами, уважаемые члены правительства и уважаемые коллеги-депутаты, уже не раз сталкивались с махинациями, с так называемыми посредническими фирмами, о которых вот даже сейчас Борис Сергеевич Кашин упоминал и которые создаются для того, чтобы этот материнский капитал каким-то образом, ну, извините за это слово, обналичивать, отмывать, делить пополам - а то даже, скажем, 30 процентов этой семье, а 70 процентов себе - и так далее. А что, разве правительство не могло пойти по другому пути? Скажем, есть утверждённый основной перечень и есть дополнительный перечень - если уж у правительства и сил нет, и денег нет, чтобы дополнить перечень нормально и финансировать из федерального бюджета, ну составьте вы хотя бы этот дополнительный перечень, перечень услуг и мероприятий, которые вы будете дополнительно оказывать, и пусть тогда через этот же материнский капитал за плату будут оказываться такие услуги этой семье... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Это ведь огромные деньги, и, я уверен, немалая часть этих денег уйдёт к каким-нибудь дельцам. Пусть на меня не обижаются люди, которые понесут тяжесть этих потерь, но очень доверчив наш российский народ! Когда к тебе приходят, расписывают: мол, такие-то дополнительные медицинские или там, я не знаю, реабилитационные услуги мы сейчас тебе окажем... Даже наши уважаемые пенсионеры порой десятки, если не сотни тысяч платят за какие-то пилюли - хотят вернуть молодость, - а после этого хватаются за голову и лезут в петлю! Я считаю, поддержав этот законопроект, ко второму чтению комитет наш вместе с депутатами, которые заинтересованы в этом вопросе, наверное, с участием правительства... Всё-таки мы должны составить дополнительный перечень этих медицинских услуг и реабилитационных мероприятий, на которые можно эти деньги пускать, при этом потребовав, я не знаю, лицензирования, что ли, организаций - имеющихся или тех, которые, возможно, будут создаваться, - которые займутся этим делом. Я ещё раз говорю: я уверен, что вся Дума проголосует за принятие законопроекта в первом чтении, в том числе и наша фракция, но ко второму чтению, я полагаю, надо очень тщательно его доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Помните, в ноябре прошлого года Государственная Дума приняла предложенный правительством закон о повышении норматива финансирования расходов на лечебное питание, на лекарства и на изделия медицинского назначения для детей-инвалидов? Так вот, тогда мы повысили этот норматив финансирования расходов на 1 рубль 2 копейки в день - я специально делал расчёты и приводил пример, - на 1 рубль 2 копейки! То есть фактически мы сделали широкий жест, но оставили семьи с детьми-инвалидами один на один с диким ростом цен и с реальным сокращением материнского капитала. Да, Сергей Николаевич правильно сказал: 317 миллиардов рублей планируется в целом, но согласно закону сам материнский капитал составляет 475 тысяч рублей, и его индексация примерно в 2 раза отстаёт от темпов ожидаемого реального роста уровня инфляции. Фактически мы, перекладывая этим законом полномочия на семью, пытаемся найти ещё один источник экономии бюджетных средств: мало того, что мы на пенсионерах пытаемся сэкономить - видимо, правительство предложит в проекте бюджета в 3 раза сократить уровень индексации пенсий, - так ещё экономим и на семьях, имеющих детей-инвалидов! В то же время в пятницу мы будем рассматривать изменения в федеральный бюджет на 2015 год, и там будет заложено увеличение в этом году Резервного фонда и Фонда национального благосостояния почти на триллион с лишним рублей, повторяю: на триллион с лишним! Эти деньги будут в Америке, во Франции, в Германии работать на их экономику, на их людей - на их инвалидов в том числе! Почему мы своими деньгами поддерживаем инвалидов других стран, а своих держим в чёрном теле?! Идея прекрасная, но давайте-ка мы не будем так швыряться деньгами по всему миру и поддерживать и слабых, и сильных, и экономику, и кого-то ещё за рубежом, а, может быть, возьмём меньше 1 процента и поддержим реально наши семьи с детьми-инвалидами, а на то, что останется у них, пусть учатся, пусть за ЖКХ платят, - там ведь крохи остаются. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, не хотите прокомментировать? Комитет, пожалуйста. Борзовой включите микрофон. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В случае принятия данного проекта федерального закона в первом чтении комитет просит определить срок подачи поправок до 31 октября текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Коллеги, законопроект голосуется с учётом поправки по сроку подачи поправок - до 31 октября. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 18 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принимается.