Заседание № 302

07.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан" (внесён членами Совета Федерации Г. Н. Кареловой, А. А. Клишасом, В. А. Тюльпановым, Л. П. Кононовой, З. Ф. Драгункиной, Л. С. Гумеровой, депутатами Государственной Думы Н. А. Шайденко, Е. Л. Николаевой, М. Б. Терентьевым, а также К. Э. Добрыниным, В. В. Сударенковым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6851 по 6995 из 9281
Пункт 47, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий            
реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан".   
                                                                                
Людмила Павловна Кононова, член Совета Федерации, пожалуйста.                   
                                                                                
КОНОНОВА Л. П., член Совета Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается   
проект федерального закона - результат трёхлетней работы рабочей группы,        
которая была создана при Совете Федерации. Наряду с членами Совета Федерации    
в неё вошли представители профильных министерств, ведомств, эксперты,           
представители общественных организаций и родительских ассоциаций.               
                                                                                
Проект закона был разработан в целях реализации и развития принятых в конце     
2012 года новаций в Гражданский кодекс - введения института ограниченной        
дееспособности для лиц с психическими расстройствами, а также установления      
требования учёта мнения подопечного при решении вопросов его жизни.             
Законопроект направлен на повышение гарантий реализации прав граждан с          
психическими расстройствами и предусматривает создание механизмов, которые      
обеспечили бы гибкость и вариативность организации модели опеки и               
попечительства. Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский,     
Гражданский процессуальный, Семейный кодексы и ряд федеральных законов.         
                                                                                
Чтобы вы поняли масштабность проблемы, для решения которой разработан           
законопроект, приведу лишь несколько цифр. По данным статистики, на учёте в     
лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом "психическое расстройство и    
расстройство поведения" состоит почти 1 миллион 570 тысяч взрослых граждан и    
более 153 тысяч детей. Ежегодно с таким диагнозом впервые берутся под           
наблюдение более 60 тысяч взрослых и 55 тысяч детей, и, к сожалению,            
показатели эти сокращаются медленно. Разумеется, не все эти люди признаются     
недееспособными или ограниченно дееспособными, многие из них имеют близких      
родственников, живут в семьях, но, как показывает практика, возможность         
социального устройства людей с психическими нарушениями в соответствии с их     
волей и предпочтениями напрямую зависит от наличия опекуна - физического        
лица. В случае его отсутствия единственной альтернативой является               
стационарная организация, и, соответственно, интернат определяет образ и        
качество жизни подопечного.                                                     
                                                                                
Существующая практика такова, что администрация интерната является в одном      
лице как законным представителем подопечного, исполнителем опекунских           
функций, так и исполнителем социальных услуг по надзору и уходу в отношении     
подопечного. Фактическое объединение в одном лице заказчика и исполнителя       
услуг приводит к возникновению конфликта интересов, и это противоречит          
требованиям статьи 12 Конвенции ООН о правах инвалидов. Для изменения           
сложившейся ситуации законопроектом предлагается усовершенствовать модель       
опеки и попечительства, в том числе вводится возможность совместного            
исполнения функций опекуна или попечителя несколькими физическими и             
юридическими лицами. Также расширяется круг лиц, которые могли бы быть          
опекунами или попечителями, в него включаются в том числе профильные            
некоммерческие благотворительные организации, которые осуществляют              
деятельность в сфере поддержки лиц с ограниченными возможностями. В             
законопроекте уточняется и подробно регулируется механизм совместного           
исполнения несколькими лицами функций опекуна и попечителя.                     
                                                                                
Важной составляющей законопроекта являются положения, которые законодательно    
обязывают опекуна учитывать мнение и предпочтения подопечного. В                
законопроекте определяются порядок установления мнения и предпочтений           
подопечного, принципы организации деятельности службы защиты прав граждан с     
психическими расстройствами, которые находятся в стационарных организациях,     
причём не только в медицинских учреждениях, но и в учреждениях социального      
обслуживания. Такая служба должна создаваться государством, должны быть         
обеспечены её независимость и доступность для граждан. Положения                
законопроекта также снижают риск злоупотреблений со стороны медицинских         
организаций, которые оказывают психиатрическую помощь в стационарных            
условиях, при ограничении прав пациентов и соответствуют Конституции            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В заключение считаю необходимым отметить, что в ходе работы над                 
законопроектом были учтены многочисленные предложения от родительских           
ассоциаций, от специалистов и волонтёров, которые работают с такими людьми и    
с их семьями. Необходимость введения изменений, предлагаемых законопроектом,    
поддержана Советом при Правительстве Российской Федерации по вопросам           
попечительства в социальной сфере. На законопроект получены официальные         
положительные отзывы Правительства Российской Федерации, Общественной палаты,   
Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию   
гражданского законодательства, а также из субъектов Российской Федерации. Мы    
внимательно проанализировали замечания и предложения, которые были высказаны    
профильным комитетом Государственной Думы, Правительством Российской            
Федерации, и считаем, что по ним можно найти приемлемые решения при             
подготовке законопроекта ко второму чтению. С учётом этого прошу вас,           
уважаемые коллеги, принять рассматриваемый проект федерального закона в         
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Павловна, присаживайтесь.                
                                                                                
Александр Александрович Ремезков, пожалуйста.                                   
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
рассмотрел данный законопроект 20 мая 2016 года. Докладчик здесь очень          
подробно рассказал о его сути и основных новеллах. Напомню, что действительно   
этот законопроект готовился около трёх лет. Комитет, рассмотрев его, отмечает   
следующее. Во-первых, в интересах подопечного допускается совместное            
исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами - и физическими,   
и юридическими. При этом законопроект расширяет круг организаций, на которые    
могут быть возложены функции опекуна или попечителя, включая в их число         
организации, куда подопечный не помещается под надзор. Данные новеллы должны    
повлечь за собой более строгий и детальный подход к вопросу определения         
порядка осуществления опекунами или попечителями своих полномочий, а также к    
вопросу определения их ответственности перед подопечными и третьими лицами.     
                                                                                
Вместе с тем нормы проекта в данной части вызывают некоторые вопросы.           
Например, проектная редакция статьи 15-1 Федерального закона от 24 апреля       
2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет правило, что           
"реализация прав и исполнение обязанностей каждым из опекунов или попечителей   
по общему правилу осуществляется самостоятельно по согласованию с другими       
исполнителями функций опекуна или попечителя", кроме случаев, предусмотренных   
указанным законом. Решение определённых вопросов, однако, потребует согласия    
всех опекунов в письменной форме (пункт 5 статьи 15-1), перечень таких          
вопросов весьма широк. Сама формулировка "осуществляется самостоятельно по      
согласованию с другими исполнителями функций опекуна" вызывает вопросы: что     
будет, если другие не согласуют или не всё согласуют, и почему используется     
термин "самостоятельно", если требуется согласование? Видимо, имеется в виду,   
что осуществлять функции опекуна или попечителя при наличии нескольких          
представителей подопечного может любой из них без представления                 
дополнительных доказательств согласования. При этом исполнители функций         
опекуна или попечителя несут солидарную ответственность за вред, причинённый    
подопечному. Если для подопечного такое правило является плюсом, то для его     
опекунов, которые не согласовали соответствующие действия другого опекуна,      
минусом - в отношении их оно несправедливо.                                     
                                                                                
Законопроект, как я уже сказал, расширяет круг организаций, на которые могут    
быть возложены функции опекуна или попечителя, включая в их число               
организации, куда подопечный не помещается под надзор. Эти организации также    
могут выполнять функции внешнего опекуна, когда подопечный помещается под       
надзор в другие организации. Соответственно, всё перечисленное будет            
относиться и к таким организациям-опекунам (попечителям).                       
                                                                                
Конечно, все эти замечания возможно учесть, как уже говорил докладчик, ко       
второму чтению. Правительство Российской Федерации поддерживает данный          
законопроект.                                                                   
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает поддержать концепцию законопроекта,     
принять его в первом чтении, а все замечания учесть ко второму чтению.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут вопросы, выступления? Нет.                                       
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8358 по 8375 из 9281
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий            
реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.