Заседание № 260

11.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 877278-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бахрейн о поощрении и взаимной защите капиталовложений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1373 по 1664 из 6681
3-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бахрейн о      
поощрении и взаимной защите капиталовложений". Докладывает Алексей Евгеньевич   
Лихачёв, первый заместитель министра экономического развития Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации.       
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной    
Думы! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О              
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Королевства Бахрейн о поощрении и взаимной защите                
капиталовложений". Надо сказать, что эта небольшая, но динамично                
развивающаяся экономика крайне интересна нам как с точки зрения                 
инвестиционного и банковского сотрудничества, так и с учётом политических       
аспектов в регионе.                                                             
                                                                                
Бахрейнский бизнес заинтересован в привлечении российских компаний к участию    
в национальных проектах, включая строительство туристических комплексов.        
Российское участие на рынке Бахрейна представлено в следующих совместных        
проектах: это производство удобрений, строительные подряды, нефте- и            
газоразведка. В ноябре 2010 года был подписан меморандум о взаимопонимании      
между "Внешторгбанком" и бахрейнской банковской группой "Аль-Барака". Кроме     
того, для России интерес представляет продвижение на бахрейнском рынке          
проектов по производству и переработке пищевой продукции российскими            
компаниями. Существуют планы по сотрудничеству между Россельхозбанком,          
"Газпромбанком" и бахрейнскими финансовыми институтами. Необходимо отметить,    
что крайне плодотворно развивается сотрудничество между Российским фондом       
прямых инвестиций и Бахрейнским суверенным фондом. Существует соглашение в      
объёме 250 миллионов долларов о софинансировании на 10 процентов, практически   
слепом софинансировании, проектов РФПИ со стороны бахрейнской компании.         
                                                                                
Соглашение разработано на основе типового российского по данной проблематике    
и в значительной степени воспроизводит его положения: принципы                  
недискриминации, режима наибольшего благоприятствования национальному режиму,   
выплата справедливой компенсации в случае экспроприации или национализации      
капвложений, беспрепятственный перевод средств доходов, механизмы разрешения    
инвестиционных споров и так далее.                                              
                                                                                
Отличия от положений типового соглашения также достаточно стандартные, они      
связаны в первую очередь с интеграционными формулировками и соответствующими    
изъятиями по тем странам бывшего СССР, с которыми у нас существуют              
преференциальные отношения. Также, помимо выплаты процентов по коммерческой     
ставке, устанавливаемой на рыночной основе, в случае, если капиталовложения     
были осуществлены в национальных валютах государств - договаривающихся          
сторон, проценты должны выплачиваться по межбанковской ставке по трёхмесячным   
кредитам в национальной же валюте. Это стимулирует расчёты соответственно в     
валютах государств - участников соглашения. В статье 6 соглашения положение     
об обусловливании свободного перевода платежей не установлено, потому что       
содержится более широкая норма - о возможности перевода таких платежей в        
соответствии с законодательством страны, а следовательно, в соответствии с      
требованиями положений любых отраслей законодательства, в том числе и           
налогового, то есть после выполнения налоговых обязательств. Имеется в виду,    
что законодательство Бахрейна в части налогов серьёзно отличается от            
российского, поэтому здесь и применена более общая формулировка. Кроме того,    
соглашение применяется ко всем инвестициям начиная с 12 января 1992 года, а     
не с момента вступления в силу соглашения, что также сделано по предложению     
российской стороны.                                                             
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации, содержит положения, не предусмотренные         
российским законодательством. Проект документа согласован с МИДом, с            
Минфином, получено положительное заключение Минюста и Института                 
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анвар Анасович Махмутов, пожалуйста.                                            
                                                                                
МАХМУТОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи депутаты! Комитет по            
международным делам внимательно рассмотрел данный законопроект. Ратификация и   
последующее вступление в силу соглашения обеспечат инвесторам стабильность и    
предсказуемость правовой среды, будут способствовать активизации                
торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской        
Федерацией и Королевством Бахрейн. Соответствующие заключения профильных        
комитетов положительные. В соответствии с финансово-экономическим               
обоснованием реализация соглашения не повлечёт расходов за счёт средств         
федерального бюджета. Положения соглашения соответствуют общепризнанным         
принципам и нормам международного права, согласуются с международными           
обязательствами Российской Федерации. Комитет по международным делам            
рекомендует поддержать данный законопроект.                                     
                                                                                
Также хотел сказать от фракции: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает      
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Алексей Евгеньевич, в июне 2015 года была создана российско-бахрейнская         
рабочая группа по сотрудничеству в сфере алюминиевой промышленности. Скажите,   
пожалуйста, ведутся ли переговоры об участии бахрейнских компаний в             
алюминиевых проектах на территории России, а также какие существуют ожидания    
в этой сфере сотрудничества в свете ратифицируемого сегодня соглашения?         
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое. Алюминиевая составляющая, если так можно         
выразиться, - это самая значимая часть нашего товарооборота, кстати, он за      
последние десять лет вырос в 10 раз. В целом цифры небольшие, но он вырос,      
повторяю, в 10 раз, и алюминиевая группа является очень важной частью.          
                                                                                
Вы абсолютно правы, такая рабочая группа была создана. Её задачами являются     
не только совместные инвестиции и участие в производстве на территориях наших   
стран, но и координация общей политики на мировом рынке алюминия. Одна из       
наших компаний, являющаяся лидером в этой отрасли, - вы её хорошо знаете - и    
нас, и Минпромторг подталкивает к активным переговорам с партнёрами с целью     
объединения усилий на рынке как в части регулирования ценообразования, так и    
в части формирования спроса и предложения, естественно не нарушая               
соответствующие законы о конкуренции. Группа работает, пока до конкретных       
проектов дело не дошло, но консультации на упомянутые мной темы проходят.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, не могли бы вы уточнить, а какие инвестиции       
осуществляет Россельхозбанк? Здесь я совершенно не согласен с представителем    
комитета: если мы даже в проекте нового бюджета опять планируем взнос в         
уставный фонд Россельхозбанка 10 миллиардов рублей, то как же это нет           
бюджетных трат?! Вот какие инвестиции Россельхозбанк планирует в Бахрейне и в   
какую сферу деятельности?                                                       
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо, Николай Васильевич. Хочу сразу сказать, что, по          
официальным данным Центрального банка Российской Федерации, на сегодняшний      
день инвестиции из России в Бахрейн не осуществлялись.                          
                                                                                
Меморандум о сотрудничестве Россельхозбанка и банка "Аль-Барака" предполагает   
финансирование совместных проектов на территориях обеих стран. Насколько мне    
известно, Россельхозбанк сегодня ведёт переговоры - они не являются             
публичными - о возможном привлечении бахрейнского капитала в проекты по         
переработке сельхозпродукции на территории Российской Федерации.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
У меня также вопрос к докладчику.                                               
                                                                                
Алексей Евгеньевич, несмотря на то что в своём выступлении вы об этом           
упомянули, я всё-таки до конца не понял. Вот в типовом проекте соглашения о     
поощрении и взаимной защите инвестиций, капиталовложений, которое приняло       
правительством ещё в июне 2001 года, есть норма, в соответствии с которой       
перевод капитала можно осуществлять после выполнения всех налоговых             
обязательств в стране. Вы этим соглашением позволяете переводить платежи вне    
зависимости от того, выполнил инвестор налоговые обязательства в стране или     
нет. Вы сослались в своём выступлении на специфику налогового                   
законодательства Бахрейна, но оно-то тут при чём? Почему всё-таки вы не         
ставите барьер, убирая норму о том, чтобы бахрейнский инвестор выполнял         
налоговые обязательства в России?                                               
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Александр Георгиевич, конечно же, вы правы, - видимо, я слишком   
общо об этой норме сказал, - речь идёт о безусловном выполнении всех            
требований законодательства.                                                    
                                                                                
В чём отличие? В бахрейнском законодательстве нет прямого определения налогов   
и обязательств по налогам, поэтому в соглашение включена общая норма о том,     
что все платежи и компенсации осуществляются в соответствии с нормами           
действующего законодательства, указание на выполнение налоговых обязательств    
просто из этой нормы убрано. Мы понимаем, что в Российской Федерации            
действующее законодательство в обязательном порядке предписывает исполнение     
всех налоговых обязательств, но эта формулировка из типового соглашения         
просто не работала бы в Бахрейне, в связи с тем что там по-другому              
сформулированы определения налогов и обязательств предприятий перед             
государством.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Почему другие не записались выступать? Да, может быть, даже и не знают, где     
он находится, этот Бахрейн, и это естественно: двести государств, маленькая     
точка с цифрой на карте, потому что названия многих мелких государств не        
вписываются и внизу политической карты уже расшифровываются. А бывает и         
наоборот, вот в Эстонии выпустили глобус и Россию не указали: огромное          
пространство на восток от Эстонии - и ничего нет! Видите, маленькая Эстония,    
которую цифрой указывают на мировых картах, решила огромную Россию вообще не    
указывать.                                                                      
                                                                                
Вот сейчас Министерство экономического развития вобрало в себя функции          
министерства внешней торговли, а ведь в своё время у нас было мощнейшее         
Министерство внешней торговли, в Америке оно существует и сегодня, а у нас      
вот такие резкие колебания, и это нам мешает. Тогда была жёсткая монополия и    
без Минвнешторга ничего нельзя было сделать, но и плюсы были: деньги в          
массовом количестве за рубеж не уходили. Наши торгпреды на последнем этапе      
советской власти научились зарабатывать: за наши деньги закупали оборудование   
похуже; прямого криминала тут не было, но имелось более современное             
оборудование, а они покупали похуже и за это получали небольшие подарки. Мы     
убрали эту монополию, но кое-где торгпредства есть, и я считаю, что             
Минэкономразвития должно восстановить их везде, - посмотрим, кто больше         
привлечёт средств в Россию, наш торгпред от имени государства или частный       
бизнес. Пусть параллельно работают - я вас уверяю, торгпред больше заработает   
и больше совершит нужных нам сделок, потому что частный капитал пока работает   
больше на себя.                                                                 
                                                                                
И здесь тоже нужно осторожность проявлять: вот мы очень много заключили         
соглашений и очень много построили за рубежом, у нас был отдельный Госкомитет   
по внешним экономическим связям - сейчас нет такого, а кто строит все           
промышленные объекты за рубежом? Опять государство никак не регулирует. Один    
представитель левой фракции гордо сообщил, сколько мы построили в Китае, -      
так теперь Китай нам конкурент! Надо же всё взвешивать! Вроде всё правильно:    
мы строим, мы даём кредиты, нам что-то дают - но конечный-то итог надо          
смотреть! Египту мы сколько помогали? Мы им строим плотины, заводы, а в это     
время в Каирском университете готовят для Чечни, для Кавказа боевиков. Что,     
нельзя было это уравновесить: мы вам построим такой-то объект, но вы закройте   
эти кафедры и факультеты вашего Каирского университета? Должна быть какая-то    
политическая составляющая в работе Министерства экономического развития: всё,   
что вложили в какую-то страну... Вот самолёт там упал - это всё неправильная    
политика в отношении Египта. Бахрейн, конечно, маленькое государство, но        
такой же маленький Катар сколько нам вреда наносит, ведь это он всё             
финансирует! Все антироссийские акции на Ближнем Востоке финансирует Катар,     
такой же, как Бахрейн, маленький арабский эмират...                             
                                                                                
Надо, чтобы в Минэкономразвития было больше востоковедов. Я не уверен, что в    
штате министерства есть хотя бы один востоковед, а ведь основная торговля       
могла бы идти с югом. Мы в ЛДПР уже много лет говорим: основное направление     
наших связей - на юг! С Европой сохраняем всё, что можно, - современные         
технологии, ещё что-то, - может быть, ещё Америка, Китай и Япония, но           
наиболее благоприятное направление - это юг, и это доказывает нынешнее          
международное положение. Где наши лётчики сейчас: на Тайване, где-нибудь на     
Хоккайдо или на Шпицбергене? Нет, всё на юге происходит: и Крым - это юг, и     
Абхазия - юг, и Осетия - юг, и Таджикистан - тоже юг, всё на юге. Поэтому в     
Министерстве экономического развития должен быть заместитель по южному          
направлению, чтобы больше внимания уделять и всё увязывать.                     
                                                                                
Сколько денег свободных в арабском мире - почему они к нам не пришли? Вот       
почему только сейчас вы заключаете соглашение - что, министерство раньше не     
могло это сделать? И со сколькими странами до сих пор ещё нет                   
ратифицированных, заключённых соглашений о взаимной защите капиталов? Сколько   
было денег у Каддафи - почему они были в Европе, а не у нас, не в наших         
банках? Ну что, получил кто-нибудь - Ливия получила или наследники Каддафи?     
Это же сотни миллиардов долларов, почему они у нас не находятся? Ведь таким     
образом можно было бы защитить взаимно, так сказать, капиталовложения, хотя     
бы личные деньги руководителей арабских стран, которые были без ума от          
России! Но опять никто не занимается в министерстве: у вас бухгалтер сидит,     
он выписывает ведомость на зарплату, а кто будет заниматься руководителями?     
Денег очень много, в Европе очень много денег свободных, в Ливии специальное    
агентство по иностранным инвестициям. Я приезжаю, вам пишу письмо, всем         
структурам - никто никак не реагирует! Они говорят: давайте мы у вас вложим     
деньги - скажите куда; строить олимпийские объекты готовы были Дубай и другие   
арабские государства. Иду в Олимпийский комитет, говорю с руководителем - а     
его убрали через неделю, так сказать, негодный руководитель был тогда, один     
из них, там их много было.                                                      
                                                                                
Вот это задача Министерства экономического развития - чтобы вовремя получать    
максимум выгоды, максимум от богатых арабских регионов - это и Бахрейн, и       
Катар, и Ирак, и Ливия, там же и Иран, и та же Сирия, и Саудовская Аравия.      
Это всё можно делать, но должны быть специалисты: не на часы смотреть -         
перерыв, пошли в буфет на второй этаж перекусим, и вечером уехали домой, - а    
должны быть люди с азартом, люди, которые знают Восток, жили там, работали,     
хорошие экономисты, юристы, международники, вот такой должен быть штат          
Минэкономразвития! Вы могли бы больше сделать для страны, ибо денег много,      
огромное количество свободных денег, их предлагают нам с вами, а мы не берём.   
А свои выводим! Ну об этом мы сегодня скажем Дворковичу: до каких пор           
правительство будет поощрять вывоз капитала за рубеж?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Евгеньевич, есть необходимость ещё раз высказаться?                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Я просто хочу поблагодарить за очень глубокое и всестороннее      
обсуждение этой темы, спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5258 по 5275 из 6681
3-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бахрейн о      
поощрении и взаимной защите капиталовложений".                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.