Заседание № 114
О проекте федерального закона № 87705-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (в части продления предельного срока на обращение с требованием о предоставлении кредитных каникул).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нас в марте заканчивается действие закона о кредитных каникулах, предоставляемых гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, - этим законопроектом предлагается продлить действие закона до 31 декабря 2023 года. Хотел бы для информации сказать, что с марта прошлого года по 1 января текущего года было одобрено 112 тысяч заявок на получение кредитных каникул на сумму 49,5 миллиарда рублей и субъектами малого и среднего предпринимательства было подано 55,5 тысячи заявок на сумму 468 миллиардов рублей. Вот в таком объёме были предоставлены кредитные каникулы и физическим лицам, и бизнесу, и они показали свою эффективность. Хотел бы также вас проинформировать, что мы сейчас работаем над законопроектом, который будет вводить постоянно действующую норму о кредитных каникулах, законопроект принят в первом чтении, но требует таких серьёзных согласительных, согласующих процедур, которые, к сожалению, на данный момент ещё не проведены. Поэтому просим продлить тот закон, который действовал до марта. Одновременно заверяю вас, что до конца текущего года, когда закончатся вот эти временные нормы, мы проработаем проект постоянно действующего закона о кредитных каникулах, он уже будет действовать постоянно, и не надо будет возвращаться к рассмотрению этого вопроса в следующий раз. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, в третьем чтении, 5-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 26 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 87705-8 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части повышения максимального размера микрозайма для субъектов малого и среднего предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 76, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Доклад Александра Вячеславовича Дёмина. Пожалуйста. ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Первое, на чём хочется сделать акцент, - это то, что законопроект был разработан по инициативе и в поддержку малого и среднего бизнеса, который пользуется услугами МФО в периоды кассовых разрывов. Вы спросите: почему субъекты МСП идут не в банки, а в микрофинансовые организации? Ответ здесь достаточно прост: это связано с жёсткими требованиями к потенциальным заёмщикам, особенно в части того, что касается залогов. Это системная проблема, о которой уполномоченный по защите прав предпринимателей в своих ежегодных докладах указывает ещё с 2016 года, но эта проблема до сих пор не решена. Учитывая, что предпринимательская деятельность по умолчанию сопряжена с высокими рисками, банки продолжают отказывать субъектам малого бизнеса в выдаче кредитов, так как сомневаются в их надёжности. В такой ситуации одним из доступных способов восполнить дефицит оборотных средств и привлечь заёмное финансирование остаются микрозаймы. Несмотря на то что процентные ставки по ним, как правило, выше, чем по кредитам, они часто становятся спасительными для субъектов МСП, которые не могут привлечь иные средства. К тому же ставки по займам для малого и среднего бизнеса, которые выдаются государственными МФО, ограничены приказом Минэкономразвития в пределах от однократного до 2,5-кратного размера ключевой ставки Банка России. Принятие закона не приведёт к снижению спроса в банковском секторе, поскольку на банковские продукты и микрозаймы претендуют разные категории заёмщиков. Что касается кредитования МСП, микрофинансовые организации не конкурируют с банками, не подменяют их, они заполняют ту нишу, которая, к сожалению, сегодня не интересна банкам. И хочу ещё раз подчеркнуть, что это не лоббистская инициатива в интересах МФО - мы предлагаем увеличить максимальный размер микрозайма не для физлиц, а именно для субъектов МСП, это мера поддержки малого бизнеса, о которой просят сами предприниматели, поэтому прошу вас поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Константина Михайловича Бахарева. Пожалуйста. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел законопроект, у нас состоялась по нему дискуссия, с учётом того что в комитете работают представители разных фракций, которые придерживаются различных подходов к институту микрофинансовых организаций в принципе. Тем не менее по итогам дискуссии было принято консолидированное решение комитета о поддержке концепции законопроекта в первом чтении. Что касается поступивших заключений, то Правительство Российской Федерации и Банк России законопроект поддерживают, как и Министерство финансов, Правовое управление Аппарата Государственной Думы и комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству. С учётом изложенного комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 02 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.