Заседание № 342
О проекте федерального закона № 876381-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении вчера. Напомню, что закон в случае принятия будет способствовать противодействию телефонному мошенничеству. Законопроект прошёл все необходимые согласования и экспертизы, замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 04 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 341
О проекте федерального закона № 876381-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (принят в первом чтении 30 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 30 сентября прошлого года. Напомню, что он направлен на противодействие телефонному мошенничеству и другим преступлениям, совершаемым с использованием средств мобильной связи лицами, находящимися в местах лишения свободы либо в следственных изоляторах. Закон даст возможность операторам мобильной связи прекращать оказание услуг связи по представлению руководителей ФСИН России и их территориальных подразделений. Разработчики данного законопроекта считают, что его принятие будет способствовать пресечению преступной деятельности так называемых чёрных коллекторов, действующих из мест лишения свободы, жертвами которых, как правило, становятся наши пенсионеры и люди преклонного возраста, и мы должны их защитить. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило пять поправок, профильный комитет их рекомендует принять, все они находятся в таблице поправок № 1. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета, принять таблицу поправок № 1 и проголосовать за данный законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 07 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование: принять во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 31 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принят во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. Просим включить его для рассмотрения в проект порядка работы на 17 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Принимается. Спасибо.
Заседание № 315
О проекте федерального закона № 876381-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен группой депутатов: Павлом Владимировичем Крашенинниковым, Василием Ивановичем Пискарёвым, вашим покорным слугой. И касается он очень важной, злободневной темы - темы незаконного использования сотовой связи в местах лишения свободы. Ни для кого из вас не секрет, что в последние годы участились, и значительно, случаи совершения противоправных мошеннических действий лицами, находящимися в местах лишения свободы, да и в целом количество преступлений в сфере IT-технологий, к сожалению, очень сильно растёт. За первое полугодие текущего года количество преступлений, сопряжённых с использованием IT-технологий, по сравнению с предыдущим полугодием выросло ровно вдвое: 23 процента преступлений в России, по сути, каждое четвёртое из числа зарегистрированных совершается сейчас с использованием средств связи или средств коммуникации, и, увы, места лишения свободы составляют значительную часть этого криминального списка. Вот только что прочитал интервью вице-президента Сбербанка, который экспертно говорит о том, что половина всех мошенничеств с использованием телефонов совершаются из колл-центров, находящихся в местах лишения свободы. Законопроект, который предлагается вашему вниманию, призван если не стать панацеей, то в значительной степени решить эту проблему: предоставляется право руководителю территориального органа ФСИН обращаться с мотивированным запросом к оператору связи, и оператор связи обязан будет прекратить услуги связи для номера, выявленного сотрудниками ФСИН. Эта схема, по нашему разумению и исходя из тех консультаций, которые мы проводили с коллегами, будет работать, отталкиваясь от существующих уже сегодня у Федеральной службы исполнения наказаний оперативно-технических возможностей. Иными словами, не нужно будет бегать по колонии и искать какой-то конкретный аппарат, сегодняшние оперативно-технические возможности позволяют установить все аппараты, находящиеся в конкретном квадрате, даже в выключенном состоянии. При этом важно отметить, что пользование средствами связи в местах лишения свободы запрещено для всех: и для осуждённых, и для сотрудников уголовно-исполнительной системы, и для адвокатов, и для следователей, и для прокуроров. Иными словами, любой сотовый телефон, который излучает сигнал в местах лишения свободы, вне закона. Для понимания скажу, что в прошлом году в местах лишения свободы, в учреждениях УИС было изъято без малого 55 тысяч единиц средств связи, и это лишь капля в море, поскольку этот вид преступления, конечно же, обладает высокой степенью латентности. И на вопрос, сколько в действительности сотовых аппаратов работает сегодня в местах лишения свободы, не ответит никто. Но опять же, исходя из существующего сегодня опыта, скажу: одно оперативно-техническое мероприятие вскрывает сразу до 200 единиц средств сотовой связи, находящихся в конкретно взятой колонии. Алгоритм, который предлагаем мы, повторю, не является панацеей, но станет серьёзным инструментом в борьбе с этим злом, от которого сегодня, к сожалению, не застрахован никто, а в первую очередь жертвами мошенников становятся люди старшего возраста, как наиболее доверчивые. Увы, мошенничество, совершаемое из криминальных колл-центров, далеко не единственная опасность, которая связана с работой сотовых телефонов в местах лишения свободы. Есть множество примеров, когда осуждённые лица, лица, находящиеся под стражей, координировали действия своих сообщников, оставшихся на свободе, оказывали давление на свидетелей, участников уголовного судопроизводства. Есть конкретные примеры, когда из мест лишения свободы организовывались даже заказные убийства, - слава богу, не доведённые до конца. Законопроект разрабатывался долго. Ещё в 2014 году в Государственной Думе мы проводили "круглый стол" по этой проблематике. Потребовалось шесть лет, для того чтобы все заинтересованные ведомства пришли к единому пониманию вопроса. И этот законопроект, конечно же, далеко не единственная инициатива, с которой, полагаю, Государственной Думе следует выступить, чтобы если не полностью уничтожить это зло, то по крайней мере загнать его в какие-то осязаемые, ощутимые рамки. Дополнительных расходов бюджетных средств этот закон не повлечёт за собой. Самое главное, повторю, он не создаёт коррупционноёмких факторов, поскольку с техникой договориться невозможно в отличие от человека. Профильные ведомства и правительство законопроект поддерживают, о позиции профильного комитета расскажет мой коллега и соавтор по данному законопроекту. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Евсеевич. С содокладом выступает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Профильный комитет поддержал эту инициативу. Отмечу, что проблема несанкционированного использования средств мобильной связи осуждёнными, арестованными в местах пребывания, несмотря на принимаемые меры, конечно, остаётся актуальной на сегодняшний день. История тянется с момента появления самих средств мобильной связи, и, как видите, количество случаев нарушения режимных требований, подразумевающих запрет для этой категории граждан иметь у себя средства мобильной связи, продолжает оставаться значительно высоким, поэтому необходимо, конечно, принимать меры, о которых сегодня сказал докладчик, представляя законопроект. Вот свежие цифры за последние шесть месяцев: изъято уже 22 тысячи единиц средств связи, то есть их оборот среди осуждённых не уменьшается, равно как и количество правонарушений, преступлений, совершаемых с использованием средств мобильной связи. Руководство ФСИН России и Минюст России при обсуждении законопроекта поддержали принятие данной инициативы, обозначив, что сегодня она очень актуальна и значима. Помимо тех цифр, которые прозвучали, руководство ФСИН отметило огромное количество способов, методов доставки средств связи в места отбывания наказаний, что само по себе уже является нарушением законодательства. Вы знаете, что в соответствии со статьёй 19.12 Кодекса об административных правонарушениях такая доставка, передача средств связи в места лишения свободы, а также в следственные изоляторы является наказуемой: предусматривается наказание в виде штрафа от 3 до 5 тысяч рублей - конечно, сумма небольшая, она мало кого сдерживает, но это уже другая тема, мы к ней чуть позже вернёмся. Надо отметить, что действующим законодательством уже предусмотрена процедура приостановления и прекращения оказания услуг связи в тех случаях, когда речь идёт о защите безопасности государства, при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий, - статья 64 закона "О связи" и статья 15 закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Поэтому предлагается лишь дополнить перечень оснований прекращения оказания услуг связи новым основанием, таким как - вот сейчас я зачитаю - обнаружение незаконного использования абонентских номеров на территории мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Профильный комитет отмечает, что предлагаемые в законопроекте изменения позволят оперативно пресекать нарушения режимных требований на указанных территориях, что в свою очередь будет способствовать снижению количества преступлений, совершаемых с использованием средств мобильной связи, ну и, соответственно, снизит коррупционную составляющую, которой нередко сопровождается доставка мобильных телефонов в СИЗО и учреждения ФСИН. Правительство Российской Федерации инициативу поддерживает, предлагаемые им замечания не концептуальны и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет-соисполнитель - Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи также поддерживает данный законопроект. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеется. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, прошу поддержать авторов законопроекта, а также решение профильного комитета и проголосовать за данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. У меня вопрос - я не знаю, кто более компетентен, - ну, наверное, к Александру Евсеевичу. Есть сомнения в эффективности предлагаемой системы. Как известно, самый главный канал поступления сим-карт и телефонных аппаратов в колонии - через сотрудников колоний. Если действовать через операторов связи, это растянется на несколько дней наверняка, поэтому система будет, во-первых, неоперативной и, во-вторых, ненадёжной, ведь стопроцентно все телефоны будут нейтрализованы. Не проще, не правильнее ли было бы просто поставить заглушки в бараках, глушители? Тогда 100 процентов телефонов было бы заблокировано, не было бы никаких проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич по карточке Говорина, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Юрий Петрович, не думаю, что я более компетентен, чем Василий Иванович, но, как автор законопроекта, может быть, в какие-то детали был более погружён. Первое. Не соглашусь с тезисом о том, что преимущественно аппараты поставляются, попадают туда благодаря коррумпированным сотрудникам. Есть масса примеров, когда это происходит и при помощи родственников, адвокатов, и путём переброски. Я напомню вам, что год назад мы принимали поправки в закон и возвращали во второе чтение законопроект о беспилотниках именно для того, чтобы наделить ФСИН полномочиями по пресечению несанкционированных полётов беспилотников, потому что даже при помощи беспилотников перебрасываются телефонные аппараты и сим-карты. Второе. Вы говорите об использовании системы шумоподавления, которая уже сегодня применяется службой исполнения наказания. Это вопрос, требующий не законодательного регулирования, а большого финансирования, поскольку жизнь не стоит на месте. Кроме того, это вопрос ещё и сложной технической настройки, поскольку важно, чтобы система шумоподавления работала строго в параметре, очерченном учреждением. У нас много подобных учреждений, тюрем и следственных изоляторов находится в черте города, только в центре Москвы три СИЗО - уверяю вас, что жители соседних домов вряд ли будут испытывать большую радость от полной блокировки связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Александру Евсеевичу, как к литератору, обращающему внимание на криминальную тему. Вы понимаете, что, с одной стороны, есть люди, которые уже осуждены и находятся в местах лишения свободы, с другой же стороны, возьмём СИЗО: вина находящихся там людей ещё не доказана, они судимыми не являются, законодательство устанавливает равенство между обвинением и защитой. Вот здесь вы не видите проблемы? Конечно, обсуждаемая проблема есть, закон надо принять, но всё-таки не видите ли вы необходимости дифференциации относительно данной проблемы тех, кто уже осуждён, и тех, кто не осуждён? Вот, например, человек не был осуждён, его оправдали, он вышел, а его ограничивали долгое время в его прямых правах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Игорь Юрьевич. Отвечу вам, как литератор с юридическим образованием: когда человек выйдет из следственного изолятора - если он будет оправдан, - он возьмёт в руки сотовый телефон и будет общаться по нему, сколько заблагорассудится. Но лицо, находящееся в местах лишения свободы, будучи уже осуждённым, и лицо, находящееся под следствием, одинаково ограничены в своих правах общения с внешним миром. Более того, человек, находящийся в следственном изоляторе, в этом смысле должен быть более строго ограничен от внешнего мира, поскольку идёт следственный процесс, судебное разбирательство и любое вмешательство извне, оказание давления на участников может впрямую повлиять на объективность при установлении истины. Поэтому в следственном изоляторе оборот сотовых телефонов должен быть вдвойне строжайшим образом запрещён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Всё правильно сказано, добавлю лишь, что правила внутреннего распорядка СИЗО и учреждений для отбывания наказания предусматривают как раз ограничение использования средств мобильной связи. Для чего это делается, всем понятно: чтобы заключённые не могли влиять на своих подельников, на соучастников, которые к этому времени ещё могут быть на свободе. Так что вроде бы понятно, почему нельзя иметь в СИЗО мобильный телефон. Это первое. Второе. Эти правила утверждены и приняты Министерством юстиции. Сейчас мы не обсуждаем полноту или недостатки этих правил, мы сегодня говорим о законопроекте, который предусматривает возможность избежать негативных последствий для людей в первую очередь. Как правильно было сказано в докладе, телефоны используют для выполнения коллекторских функций, мошеннические акции проводятся из мест лишения свободы. Здесь мы не говорим ни о чём, кроме как о том, что законопроект сегодня принесёт большую пользу в части обеспечения безопасности наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! У меня вопрос к обоим докладчикам. Как-то всё свалили в одну кучу, и непонятна причинно-следственная связь. Существует коррупционная направленность в действиях сотрудников, это касается посещающих лиц, родственников, адвокатов, тех, кто вхож в систему ФСИН, в пункты содержания, скажем так. И в то же время существует система обеспечения охраны, есть камеры видеонаблюдения, но всё это как-то обходят, обносят - а потом те же самые сотрудники, которые пропустили с телефоном к осуждённому, пронесли, передали, будут декларировать необходимость прекращения его действия. Вот это вызывает определённые опасения: а не будет ли потом злоупотреблений со стороны вот этих должностных лиц при закрытии, так сказать, телефонов, выявлении? Проводят СТМ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Я не могу согласиться с тезисом о том, что свалили всё в кучу. Как раз наоборот: наш законопроект предельно понятен, конкретен и чёток. Мы уже говорили сегодня о том, что, увы, нередко сотрудники ФСИН помогают в проносе незаконных телефонов, но если эти факты вскрываются, сотрудников привлекают к уголовной ответственности за должностные преступления. Предлагаемый нами механизм в первую очередь основывается не на личностном факторе, а на использовании материалов оперативно-технических мероприятий. Раз вы знаете аббревиатуру СТМ, то наверняка представляете себе, как работает эта система специальных технических мероприятий. Эта система позволяет сегодня, просканировав, сразу же установить все номера, находящиеся в конкретно заданном квадрате, безотносительно того, как телефоны туда попали и кем были пронесены. Мы не случайно нашим законопроектом отнесли право направлять мотивированный запрос, который становится обязательным к исполнению оператором связи, именно на уровень не ниже начальника территориального органа ФСИН, начальника краевого, областного, республиканского управления, это сделано для того, чтобы избежать, минимизировать любые коррупционные проявления на уровне самого учреждения, сотрудников этого учреждения. Кроме того, мы понимаем, что как минимум на первичном этапе такая работа будет вестись под контролем центрального аппарата ФСИН, который уже ждёт, когда же у нас эта норма появится и заработает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Иванович, присаживайтесь. Или вы что-то хотели добавить? Включите микрофон на трибуне. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, мы говорим лишь о способе, на мой взгляд, эффективном способе пресечения несанкционированного использования мобильных телефонов в соответствующих местах, мы не говорим сегодня о способах выявления виновных в проносе, это совершенно другая тема. И для работы с сотрудниками ФСИН тоже существует служба безопасности и органы, уполномоченные осуществлять ОРД, не связанные с системой ФСИН. То есть здесь два института: тот, о котором мы сегодня говорим, - это одно направление; а как выявлять, пресекать действия сотрудников, виновных в проносах, - это немножко другая тема. Но, если хотите, давайте вместе поработаем, я согласен, что здесь есть над чем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда ставится на голосование законопроект под пунктом 15 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 13 сек.) Проголосовало за 285 чел.63,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел.36,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.