Заседание № 348
О проекте федерального закона № 875640-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности в связи с введением единого федерального реестра турагентов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Названный законопроект комитет подготовил для рассмотрения в третьем чтении. Замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 35 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 347
О проекте федерального закона № 875640-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности в связи с введением единого федерального реестра турагентов; принят в первом чтении 16 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с введением единого федерального реестра турагентов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения во втором чтении. К нему поступило шесть поправок, они поддержаны...
Я прошу прощения. Пожалуйста, продолжайте доклад по 9-му вопросу. БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Повторю, к законопроекту поступило шесть поправок, все они представлены в таблице поправок, рекомендованных к принятию, и отражают, по сути, предложения и замечания депутатов, сделанные в ходе заседаний комитета и пленарного заседания. Замечаний правового характера не имеется. Просим утвердить таблицу поправок и поддержать законопроект. И в случае поддержки законопроекта, Александр Дмитриевич, просили бы рассмотреть его в третьем чтении завтра, 24 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 30 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование: принять проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 55 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается единогласно. Коллеги, нет возражений, включим законопроект в повестку на завтра? Нет. Включаем.
Заседание № 311
О проекте федерального закона № 875640-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с введением единого федерального реестра турагентов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с введением единого федерального реестра турагентов". Докладывает официальный представитель правительства руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Валерьевна Догузова. Пожалуйста, Зарина Валерьевна. ДОГУЗОВА З. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по туризму. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, всем добрый день! Немножечко волнуюсь: это моё первое выступление в Государственной Думе. Рада вас всех приветствовать! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поддержите, правильно. ДОГУЗОВА З. В. Спасибо большое. Коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с введением единого федерального реестра турагентов". Этот федеральный закон необходим для обеспечения реализации положений другого федерального закона - в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности. Вы знаете, тот законопроект был подготовлен Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, и Государственная Дума приняла его в мае 2020 года в первом чтении. Он на самом деле очень важный, отрасль, все его очень давно ждали, в нём устанавливается обязанность туроператоров по внесению в единый федеральный реестр турагентов сведений о договоре с турагентом. И мы также устанавливаем запрет для турагентов на реализацию туристского продукта без внесения сведений о них в реестр турагентов, то есть, по сути, с этого момента мы будем видеть и отслеживать всю цепочку, весь путь формирования и реализации туристского продукта. В то же время мы понимаем, что отсутствие какой-либо ответственности для туроператоров и турагентов за неисполнение требований, о которых я только что сказала, будет способствовать нарушению законодательства. Поэтому данным законопроектом мы предлагаем дополнить статью 14.51 КоАП следующими нормами. Мы предлагаем установить административную ответственность турагента за деятельность по продвижению, реализации туристского продукта туроператора, с которым у него, по сути, отсутствует действующий договор, а также за осуществление турагентской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре турагентов, то есть по сути турагент обязан иметь договор с туроператором. Это первое. И второй момент. Мы предлагаем установить административную ответственность туроператора за то, что он не вносит сведения о турагентах, которые осуществляют реализацию и продвижение туристского продукта туроператора, в реестр турагентов либо внесение таких сведений произошло с нарушением установленного законодательством порядка. Таким образом, этот законопроект предусматривает санкции в виде административных штрафов. Как нам кажется, их размеры соответствуют общественной опасности правонарушений. Считаем, что предлагаемый законопроект будет способствовать соблюдению требований законодательства об обязательности внесения сведений в реестр турагентов туроператорами и самими турагентами. Ответственность предлагается ввести с 1 июля 2022 года. Однако с учётом того, что данный проект федерального закона формировался ещё до того, как у нас случилась пандемия, а сейчас, вы знаете, в отрасли всё ещё достаточно тяжёлая ситуация, мы планируем обсудить детально эти нормы с участниками рынка и, возможно, ко второму чтению предложить новые сроки вступления в силу основного законопроекта о реестре турагентов. По сути один законопроект полностью зависит от второго, поэтому, возможно, мы какие-то предложения по корректировке будем вносить. Прошу поддержать и благодарю за внимание. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зарина Валерьевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов, заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, внесённого Правительством Российской Федерации, и разделяет позицию разработчиков, что необходимо установить административную ответственность за отдельные правонарушения в связи с созданием единого федерального реестра турагентов. Необходимость и целесообразность этого единого реестра были уже, что называется, нами поддержаны при принятии соответствующего законопроекта в первом чтении, о чём Зарина Валерьевна нам рассказала. Я не буду останавливаться на тех составах правонарушений, которые были названы. Отмечу лишь, что законопроектом предлагается, чтобы протоколы по данным административным правонарушениям составлялись должностными лицами специального уполномоченного органа, на сегодняшний день это Ростуризм, а рассматривать эти дела об административных правонарушениях будут мировые судьи. Комитет обозначил ряд замечаний, они прописаны в нашем заключении. Мы полагаем, до рассмотрения во втором чтении действительно целесообразно устроить обсуждение и основного, базового законопроекта, и законопроекта об административной ответственности, в том числе готовы доработать законопроект ко второму чтению. На что хотелось бы обратить ваше внимание? Во-первых, полагаем, что терминология, используемая в базовом законопроекте о поправках в закон "Об основах туристской деятельности..." и, собственно говоря, в законопроекте об административной ответственности, должна быть идентична. Во-вторых, предлагаем вернуться к вопросу санкций, так как представляется недостаточно обоснованным одинаковый размер административных штрафов как в отношении граждан, так и в отношении должностных лиц. Вся конструкция действующего административного кодекса такова, что ответственность, размеры санкций всё-таки несколько различаются. И на наш взгляд, целесообразно ещё раз посмотреть на соотношение размеров штрафов в части 4 и частях 5-7 статьи 14.51 исходя из степени общественной опасности этих деяний: нам представляется, что во втором случае она всё-таки выше, соответственно, размер штрафов должен быть несколько выше. В-третьих, это одно из ключевых, на наш взгляд, замечаний. Предлагаем вместе с разработчиками доработать тему, которая нам представляется актуальной: немаловажно установление ответственности не только в отношении турагента, действующего на основании собственно агентского договора с туроператором, но и в отношении турагента, действующего на основании субагентского договора. В противном случае, если мы с вами этот вопрос не решим, возникает практическая лазейка, которая позволит недобросовестным туроператорам действовать, нарушая права и законные интересы граждан. Мы с этим хотим бороться и, собственно говоря, ради этого устанавливается административная ответственность. Просим поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Я вижу, вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кривоносов Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Зарина Валерьевна, считаем, что законопроект очень нужен. В пояснительной записке указано, что реализация не потребует средств из федерального бюджета, а мы знаем, что во время пандемии турбизнес сильно пострадал, - скажите, пожалуйста, за чей счёт будет осуществляться создание информационного ресурса? ДОГУЗОВА З. В. Спасибо большое за вопрос. Что касается создания информационной системы, она будет реализовываться за счёт федерального бюджета и за счёт средств, выделенных Ростуризму. Это будет заложено в нашем бюджете, потому что информационную систему под эту историю может создавать и реализовывать только Ростуризм. Ну, у нас изначально была развилка: либо создавать информационную систему с нуля, либо дорабатывать, делать как надстройку к той информационной системе, в которой мы сейчас работаем в рамках федерального реестра туроператоров. Мы в итоге пошли по второму пути и рассчитываем, что это не будет очень обременительно для общего бюджета страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Зарина Валерьевна, ну всё понятно, нужно вводить административную ответственность, если туроператоры работают без внесения в реестр. Естественно, если за нарушение любой нормы нет ответственности, то не гарантировано её выполнение. Но нужно не забывать, для чего мы, собственно говоря, вводим административную ответственность за невнесение в реестр. Я так понимаю, мы тем самым хотим обеспечить соблюдение прав граждан, которые получают этот туристический продукт. Но дело в том, что даже внесённые в реестр компании нарушают права туристов, не возвращают им деньги, в том числе за перелёты. Мы тут принимали решение - разрешили компаниям выдавать им ваучеры. Вот эту, скажем так, проблему как вы собираетесь решать? Дело в том, что было бы правильнее, если бы мы одновременно рассматривали и базовый законопроект, и законопроект об ответственности за его неисполнение. ДОГУЗОВА З. В. Спасибо большое. На самом деле у вас очень объёмный вопрос, на эту тему можно очень долго говорить. Я думаю, что мы можем по этой теме отдельно повстречаться и обсудить её. Вообще, вопрос прозрачности туристического рынка является одним из самых важных и актуальных. И да, вы абсолютно правы, это не единственная норма закона, которую нужно менять, вносить изменения, с тем чтобы системно решить эту проблему. Мы рассчитываем, что все вопросы туристической отрасли - и не только вопросы прозрачности рынка, это, к сожалению, не единственная проблема - будут комплексно и системно решены в рамках написания нового закона о туризме, который мы при поддержке Государственной Думы, собственно, хотим инициировать. Вы знаете, что сейчас туризм действительно рассматривается как стратегическая отрасль экономики, много внимания уделяется. И мы понимаем, что действующий закон о туризме морально устарел, не соответствует духу времени. И для того, чтобы закрепить в нём приоритеты развития внутреннего и въездного туризма, чтобы системно и комплексно решить проблему, связанную с прозрачностью рынка, чтобы системно развивать регионы и создавать у нас курорты мирового уровня, конечно, нам нужен новый закон о туризме, который соответствовал бы лучшим мировым стандартам и духу времени. Поэтому я думаю, что к вот этой большой теме мы неоднократно будем подступать, будем системно решать вопросы в рамках этой большой задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Зарина Валерьевна, вы сейчас упомянули, что будет новый закон о туризме. Я прошу уточнить, сейчас существует или нет норма для туроператоров или турагентств, оказывающих услуги, связанные с рисками, с опасностями, о необходимости извещать поисково-спасательные службы, где они будут находиться, - время, маршруты и прочее? Если нет, то прошу учесть при отработке нового закона. ДОГУЗОВА З. В. На самом деле это очень важная тема - оповещение об угрозе безопасности жизни. Это госуслуга, которую реализует Ростуризм. Но вы абсолютно правы, её нужно совершенствовать, и мы обязательно это учтём. Спасибо большое за ваш комментарий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Зарина Валерьевна, вы правильно сказали, что это стратегическая отрасль, но она стратегическая потому, что мы должны все усилия направить на развитие внутреннего туризма. Внесение или невнесение в реестр - это важно, но данный закон облегчит, поставит на первый план развитие нашего внутреннего туризма, какие-то льготы для него будут предусмотрены, какие-то выгоды он получит или нет? Или так всё: что в Рим слетать, что в город Мышкин?.. Вот такой вопрос. ДОГУЗОВА З. В. Город Мышкин прекрасен - я, кстати, всем рекомендую там обязательно побывать, если здесь есть те, кто там ещё не был. Эта инициатива в первую очередь касается конкретно прозрачности рынка, а прозрачность рынка - это тема, актуальная как для выездного, так и для внутреннего туризма. Понятно, что любые банкротства, обманутые туристы - всё это ассоциируется в первую очередь с выездным туризмом, просто его объёмы исторически всегда были значительно больше, но мы исходим из того, что нам, по мере того как мы будем развивать внутренний туризм, нужно системно заниматься прозрачностью отрасли в целом и тех туроператоров и турагентов, которые реализуют внутренний продукт. Так что да, этот законопроект и про внутренний туризм тоже, но вы абсолютно правы: одним этим законом все проблемы отрасли не решить - требуется системная работа, я про это в предыдущем ответе уже говорила. Что касается выездного туризма... Я всегда говорила и повторю ещё раз: моя задача, как руководителя Ростуризма, - это безусловный приоритет внутреннего и въездного туризма, который генерит большие экономические эффекты для страны. Что касается выездного туризма, моя задача - обеспечить права наших граждан, права потребителей, чтобы они могли безопасно путешествовать, но приоритет, вы абсолютно правы, - это внутренний и въездной туризм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ветлужских Андрей Леонидович. ВЕТЛУЖСКИХ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Зарина Валерьевна, что в этом законопроекте, что в действующей практике не чувствуется разницы между маленькими и огромными туроператорами, да и турагентами, особенно это видно по фингарантиям и по страховкам: для фирмы, где обслуживается три человека, и для фирмы, которая обслуживает тысячу человек, часто платежи практически одинаковые. Это в итоге воспринимается как лоббизм крупного турбизнеса и прямое, ну, давление, что ли, на маленькие турфирмы. Какова здесь ваша позиция и в целом готовы ли вы вот эту дифференциацию рассматривать и в этом, и в других законопроектах на эту тему? ДОГУЗОВА З. В. Давайте пообсуждаем. В целом тема, может быть, даже и правильная. Вы правы, что объёмы фингарантий должны варьироваться в зависимости от объёмов реализованного продукта, но, если сейчас посмотреть фингарантии, которые формируют туроператоры выездного туризма, они зависят от объёмов реализованного турпродукта, поэтому в определённой степени то, о чём вы говорите, уже реализовано. Но, как я уже сказала, законодательство в части регулирования прозрачности рынка, безусловно, требует системной работы, и я думаю, я предвижу даже, предчувствую, что мы с вами ещё неоднократно будем это обсуждать: тут и нашумевшие законопроекты об электронных путёвках, и другие законопроекты. Это комплексная, системная работа - я думаю, что мы эту тему неоднократно будем поднимать. Решает ли этот законопроект все проблемы? Нет, не решает, но он решает одну очень важную проблему. Мы многие годы про это говорим, нам очень важно сделать прозрачной и оцифровать, увидеть всю цепочку создания и реализации турпродукта, и нам в этой цепочке всегда не хватало турагентов. Эти два законопроекта - тот, который, собственно, сегодня вынесен на обсуждение, и предыдущий, который уже вами принят в первом чтении, - решают очень важную задачу по повышению прозрачности рынка в целом за счёт того, что мы с вами, граждане, сможем быть уверенными, что продукт, который мы покупаем у того или иного турагента, реализуется турагентом, заключившим договор с туроператором. Это очень важный шаг, но, повторю, в этом смысле это не какая-то исчерпывающая мера, которая решит все проблемы отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зарина Валерьевна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, и вот почему. Сегодня мы знаем, что очень многие наши граждане, купив туристический продукт, остаются за границей, не могут вернуться, либо здесь не могут отдохнуть во время своего отпуска. Этот законопроект предусматривает, что за нарушение требований о внесении в реестр должна быть ответственность, ведь, как все мы знаем, отсутствие ответственности порождает новые нарушения. Конечно, это не позволит полностью решить проблему, но большая часть вопросов, которые сегодня возникают у граждан, будет решена принятием этого законопроекта, потому что без установления ответственности закон работать просто не будет. Конечно, в первую очередь все турагенты должны быть включены в реестр, это здесь основное. От Ростуризма зависит надлежащий контроль за внесёнными в реестр турагентами - необходимо, чтобы люди были спокойны и уверены в том, что, если они купили турпродукт, они смогут отдохнуть, куда-то съездить без каких-либо проблем. Мы поддерживаем инициативу о внесении нового проекта закона о туризме, потому что все вопросы должны быть решены. Наши граждане должны быть в безопасности, должны иметь возможность полноценно отдохнуть и у нас в стране, и за рубежом, вернуться без каких-либо проблем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и просит проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит этот законопроект, несмотря на то что он сугубо технический и устанавливает дополнительную ответственность. На самом деле порядок в отрасли наводить надо было уже давно. Мы видим - я думаю, всё-таки не из-за пандемии, а благодаря позиции нового руководства - активность Правительства Российской Федерации именно в продвижении внутреннего туризма. Сегодня много было вопросов по поводу того, что же мы хотим сделать из нашей туристической отрасли. Вот у меня из понимания концепции доклада сложилось чёткое впечатление, что речь ни в коем случае, конечно, не идёт о поддержке выездного туризма. Сегодня наша с вами основная задача и задача правительства - помочь сделать так, чтобы люди ездили, и наши, и иностранцы. Я могу сказать, что это задача не только экономическая, - я, конечно, с экономической точки зрения смотрю и дальше в этом плане от себя выскажу предложения, - но, на мой взгляд, политическая составляющая по значению здесь даже опережает тот экономический эффект, который мы можем получить. Первое. Я думаю, где-то на Камчатке, на Сахалине, на Алтае было менее одного процента наших граждан, живущих в России, то есть мы даже не имеем возможности сегодня из-за дороговизны, удалённости посетить эти места. Поэтому решение этой задачи нужно для того, чтобы мы понимали величие нашей страны, уважали, любили её, боролись за свою страну. И второй момент. Особенно, наверное, олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу показали, насколько важно, чтобы люди, которые о нас думают критически, позволяют себе всякие высказывания и устанавливают санкции в наш адрес, побывали здесь, насколько это меняет, насколько мягкая сила, о которой говорят политики, важна для продвижения нашей страны. Возвращаюсь к экономике. Вот кто мог бы сказать, например, мне 20 лет назад, что у нас сельское хозяйство обгонит по экспорту вооружение? Я, наверное, не поверил бы, сегодня же это происходит де-факто. Таким образом, вопрос в том, какие приоритеты расставляет государство для получения эффекта. На мой взгляд, экономический эффект от поддержки туристической отрасли у нас, вообще, колоссальный. Есть международный опыт, мы знаем, что в огромном количестве стран зарабатывают и пополняют бюджет за счёт этой отрасли, - у нас здесь возможности огромные! (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Зарина Валерьевна, может быть, вы слышали, как мы рассматривали предыдущий вопрос? Мы обсуждали, как заставить наш бизнес вкладывать средства в глубокую переработку, речь шла о нефтяниках, газовиках и так далее. Подобный этап у нас с ними пройден. Действительно, я подтверждаю, был этап, когда мы возвратных акцизов нефтяникам дали порядка 11 триллионов, а они вложили около 2,5-3 триллионов, и вот Сазанов, замминистра, как раз нам говорил, что сейчас они идут другим путём. Мне кажется, турсфере тоже нужно брать на вооружение такой метод: сегодня для них и НДС - это проблема, и земельный налог и налог на имущество для наших туристических операторов - это серьёзная нагрузка. Поэтому вы планируйте (когда мы будем принимать закон), что преференции нужно давать обязательно исходя из тех инвестиций, которые туроператоры вкладывают. Этот механизм отработан, в комитете по бюджету мы его рассматривали - приходите к нам тоже на заседание комитета. Если что-то нужно, мы подскажем, но в этом будущее и вашей отрасли, и, я очень надеюсь, будущее нашего бюджета. Мы поддержим ваш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Коллеги, просьба не отвлекать докладчика. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я буду краток: мы поддержим этот законопроект. Единственное, для чего я вышел на трибуну, - сказать, что такого рода законопроекты, которые сопровождают основной законопроект, обеспечивают исполнение основного закона, должны рассматриваться вместе с основным проектом закона. Это было бы правильно. Тогда мы не тратили бы время на обсуждение, скажем так, вспомогательного законопроекта, а обсуждали бы основные проблемы, которые существуют в отрасли. Вот такое предложение. Я думаю, это сэкономило бы кучу времени и нам, и вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Зарина Валерьевна, вы можете выступить с заключительным словом, если в этом есть необходимость. Пожалуйста. ДОГУЗОВА З. В. Я на самом деле очень коротко. Хочу сказать огромное спасибо за тёплый приём, по-другому не скажешь. Спасибо огромное. Туризм - это действительно исключительно важная отрасль, работа которой даёт огромный социальный и экономический эффект уже сейчас и может давать ещё больший эффект для государства. Поэтому мы будем заниматься, развивать... Вот коллега, который выступал до меня, очень правильно сказал, что, конечно же, нам нужно решать системные задачи, нужны преференции бизнесу, нужно создавать для них условия, при которых вкладываться в туризм будет выгодно, нужно повышать рентабельность бизнеса, системно заниматься развитием туризма. Мы сейчас, вы знаете, по поручению президента и председателя правительства готовим новый национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" и, собственно, рассчитываем на вашу поддержку в этом правильном начинании. Туризм и индустрия гостеприимства очень важны для России - нам нужно узнать, открыть для себя свою страну и позволить как можно большему количеству иностранцев, иностранных туристов побывать в нашей прекрасной стране. Туризм - это ещё и важный инструмент мягкой силы. Уверена, что чем больше людей будет к нам ездить, чем больше людей будет узнавать нашу страну... Это будет мягкой силой, это будет лучшим способом экспорта наших идей и смыслов в мир. Ещё раз спасибо огромное. Мы работаем для вас, для людей. Ростуризм на связи. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с введением единого федерального реестра турагентов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 52 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Спасибо. А вас, Зарина Валерьевна, с успешным дебютом! Спасибо.