Заседание № 329
О проекте федерального закона № 875578-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Докладчик - Хор Глеб Яковлевич. Пожалуйста, Глеб Яковлевич. ХОР Г. Я. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 12-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 59 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 328
О проекте федерального закона № 875578-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 11 ноября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова, с места. Включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению к законопроекту поступило 14 поправок: 11 из них предлагаются к принятию и 3 - к отклонению. Все авторы поправок были приглашены на заседание Комитета по бюджету и налогам. Коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что часть поправок связана с началом функционирования публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", которая наделяется бюджетными полномочиями как главный распорядитель бюджетных средств по капитальному строительству. Ей также предоставляется право включать в объекты строительства объекты стоимостью ниже 3 миллиардов рублей, свыше 3 миллиардов рублей - тоже должен нормативный правовой акт правительством приниматься. Если включаются объекты стоимостью свыше 1,5 миллиарда рублей, то эти объекты должны стать предметом обсуждения Федерального Собрания, то есть ставится в известность Федеральное Собрание. Также эта компания наделяется правом вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, но вносить такие изменения, по перераспределению ассигнований, она опять же может только с рекомендации и одобрения комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных средств. Таким образом, по этим двум позициям парламентский контроль за теми бюджетными ассигнованиями, которые будет получать компания "Единый заказчик в сфере строительства", сохраняется. Комитет рекомендует Государственной Думе утвердить таблицы № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия во втором чтении просьба включить его в порядок работы на завтра, 9 декабря, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 15 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 42 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 07 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Если нет возражений, завтра рассмотрим в третьем чтении. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 322
О проекте федерального закона № 875578-7 "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части зачисления штрафов за несоблюдение законодательства о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования федерального значения в Федеральный дорожный фонд).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Дмитрий Станиславович Зверев. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, коллеги! Развитие современной сети скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации предполагает переход от классических, барьерных систем взимания платы, предусматривающих обязательную остановку на пункте взимания платы, к безбарьерным системам с применением современнейшей технологии free flow. Но на данный момент нарушение правил проезда по платным дорогам не регламентировано действующим законодательством и сама технология не предусмотрена. В связи с этим Правительством Российской Федерации внесён в Государственную Думу пакет, содержащий три законопроекта. Первый - о внесении изменений в закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..." - вступил в силу 15 октября; второй - о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; и сегодня представлен на рассмотрение пакетный законопроект "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Законопроект разработан в целях установления уровня бюджета и фонда, в который будут поступать административные штрафы за несоблюдение законодательства о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования федерального значения или платному участку такой автомобильной дороги. Законопроект предусматривает зачисление указанных штрафов в Федеральный дорожный фонд по нормативу 100 процентов. Данный механизм аналогичен механизму отчисления в бюджет средств в виде платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович, присаживайтесь. С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова. С места. Включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, мы с вами внесли поправки в базовые законы - в закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..." и в Кодекс об административных правонарушениях: ввели нормы, которыми устанавливается ответственность пользователей за неисполнение обязанностей по оплате проезда по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог. Эта ответственность определяется в виде штрафов, естественно, что эти денежные средства должны куда-то поступать, поэтому нужно определиться, куда они должны направляться. Законопроектом, который мы сейчас с вами рассматриваем, предлагается 100 процентов этих штрафов направлять в Федеральный дорожный фонд, и это логично, поскольку вот это нарушение касается проезда по платным дорогам и по платным участкам автомобильных дорог действительно федерального значения. Счётная палата поддержала законопроект без замечаний. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, не могли бы проинформировать депутатов, сколько, скажем, за 2019 год собрано по "Платону" и сколько из этих средств в 2020-м направлено на ремонт дорог? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С. Данная информация будет представлена дополнительно. По нормативу, 100 процентов зачисляется в Федеральный дорожный фонд, и 100 процентов этого норматива идёт на реализацию проекта федерального... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗВЕРЕВ Д. С. Данная информация будет дополнительно представлена по месяцам и по федеральным округам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. Дмитрий Станиславович, вот первый вопрос Коломейцев задал - у меня тоже был этот вопрос. Вот в заключении, посмотрела, профильный комитет высказал всё-таки озабоченность тем обстоятельством, что плату за проезд по дорогам, построенным в рамках государственно-частного партнёрства, собирают организации - владельцы дорог, а денежные средства, полученные от штрафов за неоплаченный проезд, будут поступать в Федеральный дорожный фонд. Но всё-таки людей больше интересуют другие вопросы: почему альтернатива платной дороге значительно уступает по качеству, а порой и нет альтернативы? И второй, не менее важный вопрос: как автовладельцы будут защищены от ложных штрафов, которые зачастую поступают? ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. В рамках данного пакета законопроектов также был подготовлен проект постановления правительства, регламентирующий соответствующую систему оплаты и соответственно систему фиксации указанных правонарушений. Более того, в рамках подготовки ко второму чтению соответствующего изменения мы вводим прямой механизм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, механизмы защиты следующие. Во-первых, как уже докладывалось, вводится новация в виде шестидесятидневного срока возможности освобождения от уплаты административного штрафа при оплате стоимости проезда, это во-первых. Во-вторых, чётко формулируются понятия "участок платной автомобильной дороги" и "непрерывная платная автомобильная дорога" - в пределах последней невозможно быть наказанным дважды за одно и то же правонарушение. И в-третьих, та система оплаты, которая позволяет гражданину пользоваться вариативностью, в том числе и транспондером, даёт ему возможность не нарушать, предотвратить нарушение, заключающееся в неоплате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дмитрий Станиславович, ну, идея убрать наконец все эти шлагбаумы и как-то иначе взимать плату интересная, но вот скажите... Вы не знаете, какую сейчас концессионер получает плату - вам задавали вопрос - за платные дороги у нас в России? Хотя бы порядок, если можно, назовите. Ну а в случае если вообще никто не будет платить? Вот все будут нарушать, все будут оштрафованы, и это будет неплохой вариант: все деньги уйдут в дорожный фонд, а концессионеру ничего не удастся получить. Вот это хорошая подсказка, может быть, для такой, скажем, итальянской забастовки водителей против платности наших дорог. ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Именно поэтому был разработан пакет законопроектов, в котором одновременно предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в базовый федеральный закон. Мы разделяем - вы абсолютно правы - административную и гражданско-правовую ответственность, причём административная ответственность гораздо выше. Таким образом, это является побуждающим фактором для соблюдения гражданином, автолюбителем обязанностей, побуждением его к правовой культуре. Безусловно, в концессионных соглашениях закладывается определённый процент нарушений, но мы надеемся - и это предложено в финансовой модели данного законопроекта и в данной модели вообще использования системы сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам - на постепенное снижение. Приведу пример. Даже вот сегодня открывшийся участок пускового комплекса ЦКАД протяжённостью более 105 километров полностью оснащён системой free flow, так вот максимальная стоимость проезда по нему составляет 510 рублей. Повторю, это больше чем 100 километров, участок начинается от трассы М-11 и идёт до М-7, при этом при оплате транспондером сумма составит 255 рублей, а штраф в проектируемом законопроекте предполагается в размере 1,5 тысячи рублей. Таким образом, повторю, основной задачей при разделении видов ответственности было побуждение к правовой культуре. Что касается соблюдения прав частных инвесторов, участвующих в реализации проектов государственно-частного партнёрства либо концессионных соглашениях. При разработке финансовых моделей закладывается обязательная составляющая - так называемый минимальный уровень гарантированного дохода, - которой публичный партнёр в лице государства гарантирует частному партнёру, инвестору, достижение определённых экономических показателей, и в случае их недостижения выплата со стороны Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации возрастает. Таким образом, это второй фактор, подтверждающий обоснованность зачисления в Федеральный дорожный фонд, это всё оправданно, так как возмещать концессионеру за чей-то счёт придётся обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос докладчику. Уважаемый Дмитрий Станиславович, скажите, пожалуйста, всё-таки какой объём денежных средств после принятия закона планируется ежегодно к зачислению в дорожный фонд в среднем? И второй вопрос: что касается частных платных дорог, денежные средства будут идти собственникам или также в Федеральный дорожный фонд? ЗВЕРЕВ Д. С. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. Начну со второй части этого вопроса. Законопроект базовый и законопроекты-спутники имеют предметом федеральные дороги общего пользования. В настоящее время полностью частных дорог, имеющих статус федеральной дороги общего пользования, нет, поэтому мы говорим всё-таки о тех дорогах, которые имеют составляющую часть в виде участия государства либо соинвестора, либо участника публично-правового партнёрства. Если мы говорим о цифрах, то, как я уже сказал, действительно, определённый уровень риска закладывается в финансовые модели соответствующих концессионных соглашений либо соглашений о государственно-частном партнёрстве, и финансовая модель это предусматривает. Мы закладываем, скажем так, процент нарушений на уровне до 15 процентов с постепенным снижением через четыре года до 9 процентов и далее до 2 процентов, не более, по мере достижения всё-таки уровня популяризации платных дорог и по мере достижения информированности о том, что оплатить проезд всё-таки будет дешевле и более правильно, нежели платить штраф. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Дмитрий Станиславович, так или иначе все вопросы, если говорить о данном законопроекте, как-то формируются вокруг технико-экономического обоснования. Вот Николай Васильевич спрашивал, там речь-то не о "Платоне", наверное, идёт... Штраф будет 1,5 тысячи, а вот вы оценивали тот объём средств, который по этим видам дорог в результате этих штрафов попадёт в федеральный бюджет? Вот есть цифра, сколько планируется получить дополнительно в дорожный фонд? ЗВЕРЕВ Д. С. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Расчётная цифра по 2020 году, поскольку система free flow только запускается, небольшая - порядка 80 миллионов рублей. Опять же мы исходим из количества правонарушений и, как вы абсолютно точно выразились, уровня штрафа в размере 1,5 тысячи рублей для легковых автотранспортных средств; для грузовых, безусловно, он будет больше. 2021 и 2022 годы по финансовой модели будут на уровне примерно 1,8 миллиарда, потому что это пиковые периоды, как я сказал, а дальше финансовая модель предполагает снижение количества собранных штрафов ввиду снижения количества правонарушений, то есть порядка 800-850 миллионов рублей, не более. Повторюсь, основная задача была не в том, чтобы собрать дополнительные средства в Федеральный дорожный фонд, хотя и эта задача была тоже, а понудить соблюдать правовую культуру и правила проезда по платным автомобильным дорогам, и, таким образом, не допустить ухода инвестора с данного рынка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Казанков Сергей Иванович, пожалуйста. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. Иван Иванович, я коротко. В советское время всё было бесплатно, вы помните: и дороги, и образование, и лечение. Кроме того, по Конституции у граждан есть право на свободу передвижения, поэтому наша фракция не поддерживает данный законопроект, не будет за него голосовать, и вообще мы против расслоения общества по имущественному признаку. Тем не менее я всё равно посмотрел законопроект и увидел, что его концепция не верна. Вопрос: почему люди едут по платке? Ответ очевиден: потому что альтернатива - это бесплатная федеральная дорога, которая находится в неудовлетворительном состоянии, а если бы она была в идеальном состоянии, люди поехали бы по ней и не было бы платных дорог у нас в стране. Я сам был свидетелем, летом я так же, как и многие россияне, ездил на юг по трассе "Дон": когда стоит выбор - разбитая бесплатная или хорошая платная дорога, человек выбирает третий вариант, то есть почти все люди едут по бесплатной региональной дороге, и бьются уже районные и республиканские дороги. Поэтому у меня такое предложение: если уж брать с людей штрафы и куда-то их зачислять, то гораздо разумнее будет зачислять их именно в региональные дорожные бюджеты - не в федеральные, а именно в региональные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. Микрофон на трибуне включите. КАТАСОНОВ С. М. Так или иначе, но мы уже находимся в том месте, где мы находимся, это наша реальность - платные дороги, и многие из нас по ним ездят, есть плюсы и минусы. Вопрос сегодня стоит о другом, суть законопроекта: куда направлять деньги? Поэтому я и вышел на трибуну - речь о бюджете, средства хотят направить в федеральный бюджет, изменения вносим в Бюджетный кодекс. В чём здесь парадокс и в чём вопрос? Есть концессионер, частник, есть дорога, и если человек по этой дороге проехал и не заплатил, то есть фактически не внёс средства, которые должен получить выгодоприобретатель, мы, получается, эти средства всё-таки хотим передать в федеральный бюджет. Позицию правительства я услышал, Дмитрий Станиславович. Вы говорите, что нам нужно всё-таки сделать так, чтобы контролёром было государство, чтобы задача была не вытащить как можно больше этих средств и не оштрафовать как можно больше этих, скажем так, несчастных водителей, а установить такой элемент понуждения к соблюдению правил. Мы это тоже понимаем, но вместе с тем момент неурегулированности, по нашему мнению, присутствует. Мы считаем, что если в эту дорогу уже вложился инвестор, то всё-таки плата за проезд должна прийти концессионеру. Другое дело, что потом можно как-то расщепить средства и что-то направить в федеральный бюджет, вы же говорите, что там есть и государство, значит, они могут соответственно всё это решать. Поэтому позиция нашей фракции будет определяться теми материалами, которые мы увидим ко второму чтению. Мы хотим всё-таки посмотреть детали, какие цифры. Цифры, которые вы назвали, совсем незначительные, вы нам говорили о 80 миллионах рублей и так далее. Если бы это было так, я не думаю, что это стало бы предметом рассмотрения сегодня, что вносились бы изменения в Бюджетный кодекс. Давайте вот то, о чём спрашивал Николай Васильевич, все эти цифры мы посмотрим и определимся, потому что нам хотелось бы принимать решения, чётко понимая, за что мы голосуем, куда пойдут эти средства и, самое главное, как это отразится на гражданах Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всё, что касается платных дорог, платных стоянок, парковок и всего такого модного, с большой скоростью, с большим усердием наши концессионеры через правительство проводят, вернее, продавливают и говорят, что это благо, это благое намерение. Мы этому не верим, естественно, мы категорически против ускоренного введения всех этих платных новаций, тем более вот этих многочисленных штрафов, когда так называемые письма счастья засыпают наших граждан. Почему? Да потому, что начали не с того, господа в правительстве! Вы сначала зарплаты, вот этот МРОТ пресловутый, который сегодня опять иезуитским способом правительство продавило (не 12 тысяч, а 12 700 будет), - вот это сделайте, как в Европе, как в мире, а потом вводите плату за стоянку, за парковку, за проезд, за простой и так далее. Вот с чего надо начинать, ну, или хотя бы, если хотите раньше стартануть, вводите корреляцию. Вы там говорили про минимальный уровень гарантированных доходов концессионеров, а почему вы забыли сказать про минимальный уровень гарантированных доходов граждан, почему он в ваших формулах расчётов тарифов, штрафов не присутствует? Почему тысячи рублей? Вы тут привели какой-то удачный пример. Вот, пожалуйста, вам пример ЗСД в Петербурге: 1-2 километра - сотни, две-три сотни рублей. Поезжайте до аэропорта по платной дороге - заплатите 400 рублей! Откуда такие тарифы при таких зарплатах, при таком МРОТ? В Европе нет таких тарифов за километр. Значит, просто вам хочется побольше содрать, пожёстче наказать кнутом, штрафом россиян. Дорога, выложенная такими благими намерениями, ведёт к пропасти. И пока все эти концессионерные образования - это сплошные "чёрные дыры". Ещё раз говорю, ЗСД в Петербурге нет альтернативы. Доходов миллионы, расходов миллиарды - откуда покрываются? Из бюджета города, а значит, из кармана каждого налогоплательщика. Разберитесь с этими "чёрными дырами", а потом приходите и дальше здесь продолжайте накручивать счета, штрафы для простых граждан. Категорически против вот этого подхода, да тем более в такое сложное время. Кризис за кризисом идёт, а они только наворачивают, только счётная машинка им шинкует эти прибыли и сверхприбыли. Остановитесь, успокойтесь, не время, товарищи, повышать плату за проезд, за простой, повышать штрафы и так далее! Дайте людям денег, не 12 тысяч, а 20-30 тысяч в виде МРОТ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Дмитрий Станиславович, вы можете выступить с заключительным словом. Нет. Надежда Сергеевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 14 сек.) Проголосовало за 271 чел.60,2 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.