Заседание № 265

01.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 874565-6 "О Конституционном Собрании Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5286 по 5433 из 7155
21-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О Конституционном     
Собрании Российской Федерации". Докладывает Антон Васильевич Романов.           
                                                                                
РОМАНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального             
конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации"       
подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской         
Федерации в целях регулирования порядка созыва Конституционного Собрания,       
подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, разработки и       
принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, а также уточнения      
статуса Конституционного Собрания Российской Федерации и порядка                
осуществления его деятельности. Законопроект определяет порядок внесения        
предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской         
Федерации и порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, а также    
порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия    
новой Конституции.                                                              
                                                                                
Я не буду, уважаемые коллеги, углубляться в содержание законопроекта,           
поскольку по существу он не обсуждался в комитете. Мне члены комитета           
заявили, что они отвергают саму возможность и целесообразность принятия этого   
закона в настоящее время, поскольку сам факт его принятия будет означать        
запуск процедуры пересмотра Конституции, а это в свою очередь может привести    
к дестабилизации социально-политической обстановки в стране. Другими словами,   
даже если бы законопроект был идеальным с правовой точки зрения, его всё        
равно отклонили бы, потому что некие силы просто не считают нужным его          
принимать.                                                                      
                                                                                
Возникает главный вопрос: нужны ли вообще изменения действующей Конституции?    
Мы, как авторы законопроекта, считаем, что они необходимы, поскольку            
Конституция 1993 года была принята в совершенно других исторических условиях,   
отличных от тех, которые сегодня у нас сложились, на волне поражения            
Советского Союза в холодной войне, и она не позволяет восстановить              
государственный, национальный и тем более народный суверенитет России в         
полном объёме, как того требует, на наш взгляд, проводимый Президентом России   
самостоятельный внешнеполитический курс страны, который необходимо подкрепить   
восстановлением национального суверенитета и контролем над развитием            
собственной экономики и государственно-политической сферы. Это невозможно       
сделать, на наш взгляд, без изменения действующей Конституции.                  
                                                                                
Совершенно очевидно, как здесь неоднократно говорилось и при рассмотрении       
предыдущих вопросов, что статья 15 Конституции, провозглашающая приоритет       
международного права над национальным законодательством, не позволяет нам       
восстановить государственный суверенитет в полном объёме, и мы всегда будем     
зависеть от решений международных судов.                                        
                                                                                
Совершенно очевидно, что статья 13 Конституции, запрещающая государственную     
идеологию в России, не позволяет нам сформировать единую гражданскую            
политическую нацию, объединённую общим делом и общей идеологией, а значит, не   
позволяет восстановить национальный суверенитет России. Если нет единой         
государственной идеологии, объединяющей всё общество, значит, в стране          
существует несколько различных, противоположных и взаимно антагонистичных       
идеологий, что неизбежно приведёт и уже приводит страну к расколу по            
идеологическому принципу.                                                       
                                                                                
Совершенно очевидно, что мы не восстановим народный суверенитет Российской      
Федерации, если не изменим и не уточним положение главы 8 Конституции о         
местном самоуправлении, которое сегодня бесправно, не имеет                     
финансово-экономической основы, а теперь его пытаются лишить и                  
конституционно-правовой основы, отменив прямые выборы мэров в столичных         
городах субъектов Федерации.                                                    
                                                                                
Совершенно очевидно, что мы не восстановим управление экономическим развитием   
страны в интересах её населения, если не изменим статью 75 Конституции, не      
национализируем Центральный банк, который сегодня продолжает обслуживать        
интересы иностранного капитала и своими действиями усугубляет негативный        
эффект антироссийских санкций. Интересы Российской Федерации требуют            
стабильного курса рубля - это является прямой задачей Центробанка, - но         
валютный рынок сегодня отдан в управление международным спекулянтам, что        
приводит к резкой волатильности курса рубля.                                    
                                                                                
Кроме того, чрезмерная открытость российского политического,                    
социально-экономического, информационного пространства создаёт благоприятные    
возможности перехвата управления страной и делает невозможным выполнение        
задач, поставленных президентом. Так, президент ставит задачу экономического    
роста темпами 8-9 процентов в год - у нас идёт экономический спад; президент    
ставит задачу создания 25 миллионов новых рабочих мест - у нас растёт           
количество безработных; президент ставит задачу деофшоризации экономики,        
усиления контроля за трансграничным движением капитала - у нас создаются всё    
новые предпосылки для бегства капитала в иностранную юрисдикцию; президент      
ставит задачу сохранения прямых выборов мэров - у нас отменяют 90 процентов     
выборов в областных центрах; президент ставит задачу снижения процентных        
ставок, перехода от внешних к внутренним источникам кредита, снижения           
инфляции - инфляция подскакивает вдвое; президент ставит задачу                 
импортозамещения - у нас вместо этого происходит замена одних импортёров на     
других. Все эти проблемы нельзя, по-моему, решить без изменения действующей     
Конституции, кстати, об этом неоднократно говорил Александр Иванович            
Бастрыкин, а совсем недавно об этом же сказал председатель Конституционного     
Суда Валерий Дмитриевич Зорькин.                                                
                                                                                
Однако сопротивление подобным изменениям очень велико. В стране за эти годы     
сформировалась могущественная сила, так называемая новая олигархическая         
династия, стоящая между народом и президентом, которая противится               
восстановлению государственного национального и народного суверенитета, их      
интересы противоположны интересам развития страны, они жалуются, что мы         
стремимся сокрушить некие базовые демократические ценности, - на самом деле     
они просто боятся потерять богатство и власть, только зря они прячутся за       
Конституцией.                                                                   
                                                                                
Задача восстановления суверенитета России требует, чтобы мы изменили не         
только Конституцию, но и существующий порядок вещей, и мы обязательно это       
сделаем. Прошу поддержать законопроект в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На мой взгляд,     
конечно, нужно оставить за пределами нашего внимания и рассмотрения             
перечисление дискуссионных вопросов и тех проблем, с которыми сталкивается      
наша экономика, и нужно привязывать эти дискуссии и эти проблемы                
непосредственно к тексту Конституции, которая была принята всенародным          
голосованием в декабре 1993 года.                                               
                                                                                
Что касается непосредственно предложения наших коллег, то комитет отмечает      
следующее. Всё-таки законопроект "О Конституционном Собрании Российской         
Федерации", несмотря на то что необходимость его принятия вытекает напрямую     
из текста Конституции, - это очень специфический законодательный акт, который   
регулирует отношения в тех случаях, когда непосредственно начался процесс       
подготовки нового текста российской Конституции. На наш взгляд, за двадцать с   
лишним лет - а мы буквально на днях, очень скоро, менее чем через две недели,   
отметим уже двадцатидвухлетие действия нашей современной Конституции, - за      
эти годы в стране произошло очень много изменений - социальных, политических,   
правовых, - и очень многие из наших коллег, в том числе те, кто присутствует    
сейчас в этом зале, были не только свидетелями, но и непосредственными          
участниками, генераторами этих изменений, и всё это время действующий текст     
российской Конституции позволял проводить изменения, усовершенствования         
действующего законодательства, отношений и в политической системе, и в          
экономической системе, и во многих других сферах без кардинального изменения    
текста Конституции. И мы полагаем, что стабильность Конституции как акта        
высшей юридической силы всё-таки позволяет и развиваться стране, и              
совершенствовать наше законодательство, и в конце концов работать всем нам,     
работать всему государственному механизму, работать механизму публичной         
власти на местах на благо нашей страны, на благо наших граждан. При этом,       
подчеркну, стабильность Конституции всё-таки символизирует стабильность в       
стране, стабильность поступательного развития.                                  
                                                                                
На наш взгляд, сейчас нет необходимости полностью пересматривать текст          
российской Конституции, поэтому мы предлагаем отклонить предложение наших       
коллег, не принимать данный проект федерального конституционного закона. Иное   
означало бы запуск процесса пересмотра Конституции, что, по нашему мнению, я    
ещё раз повторюсь, в настоящий момент нецелесообразно и даже вредно. Поэтому    
предлагаем проект данного федерального конституционного закона отклонить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Давайте прервёмся на голосование, а потом продолжим обсуждение законопроекта.   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5874 по 6243 из 7155
Продолжаем обсуждение 21-го вопроса повестки. Мы заслушали доклад, содоклад.    
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Антон Васильевич, интересное выступление было у вас, в нём вы    
несколько раз сказали, что президент даёт указания, а они не выполняют,         
президент ставит задачи, а они не решают, укрываются. Вот поточнее можно        
сказать, кто же это "они", кто не выполняет задания президента - министры,      
правительство или кто-то ещё?                                                   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Романову включите микрофон.                      
                                                                                
РОМАНОВ А. В. Я в своём выступлении говорил о том, что в стране сложились       
могущественные силы, фактически новые олигархические династии, которые стоят    
между президентом и народом. Страна сегодня теряет управляемость, потому что,   
когда отдаются распоряжения высшей властью, они не исполняются, - значит,       
где-то есть пробуксовки. Об этом мы слышим постоянно здесь, в нашем зале, в     
регионах, и это происходит сплошь и рядом. Говорить о каких-то конкретных       
силах, вернее, о каких-то конкретных людях можно, но мы-то говорим о том, что   
есть заинтересанты и эти заинтересанты заинтересованы в том, чтобы Россия       
никогда не восстановила ни национальный, ни государственный, ни народный        
суверенитет.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос к депутату Вяткину.                                                      
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, обычно вы ссылаетесь, чётко обосновываете, в чём   
проект закона противоречит Конституции, сегодня я так и не ухватил, есть ли в   
предлагаемом законопроекте противоречия Конституции. Отодвигать теоретическую   
возможность, что может потребоваться Конституционное Собрание, явно неверно:    
Россия не может всё время находиться в режиме ручного управления и в            
судорожном поиске ответов на вызовы эпохи, поэтому мне представляется, что      
есть резон в том, чтобы сегодня законопроект принять, а дальше шлифовать.       
Какая у вас точка зрения?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, я полагаю, что за практически       
двадцать два года, как была принята ныне действующая Конституция, Россия        
ответила уже не на один вызов эпохи и не в ручном управлении, а на основании    
как раз действующей Конституции и разработанного и принятого в соответствии с   
ней законодательства, а также с теми органами государственной власти и          
местного самоуправления, которые были сформированы на основании её. Ныне        
действующая Конституция совершенствуется, видоизменяется. В данном случае мой   
аргумент, аргумент комитета и тех, кто поддерживает эту точку зрения,           
заключается в том, что принятие закона "О Конституционном Собрании..."          
фактически запускает процесс изменения Конституции. Вопрос: зачем? При ныне     
действующей Конституции можно и реформы проводить, и совершенствовать           
законодательство, и управление, и аппарат, и систему органов государственной    
власти, и местного самоуправления - всё возможно.                               
                                                                                
Так, сегодня Конституционный Суд признал отдельные положения закона "Об общих   
принципах организации местного самоуправления..." соответствующими              
Конституции в определённой трактовке. Без всякого сомнения, это означает, что   
действующая Конституция позволяет проводить преобразования без изменения        
всего текста. Мы прекрасно знаем, что в текст заложены очень важные             
положения, в том числе и определённые гарантии для граждан в Российской         
Федерации, и мы не хотим, чтобы они были пересмотрены, поэтому запускать этот   
механизм путём принятия федерального конституционного закона, на наш взгляд,    
не только недопустимо, но и вредно.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Ну, Дмитрий Фёдорович, как вы верно заметили, скоро двадцать два года, как      
вместо референдума всенародным голосованием была принята Конституция, и все     
эти двадцать два года, как мы знаем, предложения о поправках и пересмотре       
положений Конституции могут вносить президент, Госдума, правительство,          
законодательные органы субъектов Федерации, а также группа численностью не      
менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Госдумы. И всё это      
время есть норма о том, что, ну, вот захотим мы, допустим, внести               
предложение... и если это предложение тремя пятыми голосов будет поддержано,    
то созванное Конституционное Собрание должно соответствующие действия           
предпринять, - а как их предпринять, если его нет? То есть двадцать два года    
механизма нет, а право декларируется, и вы нам сейчас рассказываете о том,      
что изменять Конституцию вредно и что вы в этом смысла не видите, хотя мы       
Конституцию уже много раз изменяли, правда, не в этих местах, а в других.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Владимирович, как только появится установленный   
законом механизм, то и желающие, как вы понимаете, появятся, а тот механизм,    
о котором я говорил, вреден, он может повредить стабильности, понимаете? То     
есть если появится такая возможность, если мы, так сказать, примем этот         
федеральный конституционный закон, чего мы не хотим делать, то тогда и          
охотники появятся. А зачем?..                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Антону Васильевичу.                              
                                                                                
В 93-м году, когда нас избрали в Государственную Думу и мы приехали, за         
Конституцию уже проголосовали. Кто её написал, было тайной за семью печатями,   
но эта Конституция устраивала новую власть России. Я полностью разделяю всё,    
что вы говорили с трибуны, но, единственное, вопрос: неужели вы верите в то,    
что Конституционное Собрание, которое будет назначено или выбрано, даже если    
выберут кого надо, напишет какую-то другую Конституцию, которая устраивала бы   
всех?! Вот вы верите в это?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Романову Антону Васильевичу включите микрофон.   
                                                                                
РОМАНОВ А. В. Уважаемая Тамара Васильевна, мы стараемся оставаться в правовом   
поле, такая возможность сегодня Конституцией и действующим законодательством    
предусматривается, и надо это использовать. Безусловно, Россия для              
восстановления своего суверенитета рано или поздно реализует своё право на      
самостоятельное существование в качестве независимого государства.              
                                                                                
Дмитрий Фёдорович здесь говорил о том, что на протяжении двадцати двух лет      
Конституция справляется со своей задачей, то есть в рамках Конституции Россия   
развивается, действует и преобразуется. На самом деле она двадцать два года     
платит дань Западу: деньгами (вы все знаете это), людьми, мозгами, ресурсами,   
- и вот только это не меняется сегодня. Рано или поздно это прекратится, и я    
думаю, что это должно прекратиться конституционным путём, я в это верю.         
Конечно, какой-то другой путь нежелателен, потому что приведёт к разным         
тяжким последствиям, поэтому надо использовать те возможности, которые есть.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Антону Васильевичу.                                 
                                                                                
Я два раза смотрел наименование фракции под вашей фамилией - думал, что,        
может быть, показалось, что я слышу от представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"    
то, о чём вы говорили. И если вы на полном серьёзе говорите, а не делаете       
видимость того, что вы осуждаете, что сейчас происходит, то неужели вы          
считаете, что наличие губернаторов от вашей партии в 90 процентах субъектов     
Российской Федерации и абсолютное, подавляющее большинство депутатов во всех    
региональных и местных парламентах не позволяют вам наводить порядок в          
стране, менять жизнь в лучшую сторону, в пользу граждан без изменения           
Конституции?! Какие ещё нужно внести поправки в Конституцию Российской          
Федерации, чтобы на местах и в Государственной Думе принимались правильные и    
нужные законы в соответствии в том числе с указами президента нашей страны?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Романову Антону Васильевичу включите микрофон.   
                                                                                
РОМАНОВ А. В. Вы знаете, ситуация сегодня такова, что сидящие здесь, в зале,    
члены одной и той же фракции расходятся во мнениях по основным вопросам         
государственного строительства и внутренней и внешней политики, ничего в этом   
удивительного нет. Вот мы с Дмитрием Фёдоровичем в одной фракции находимся,     
но тем не менее придерживаемся совершенно разных взглядов. Я думаю, что         
сегодня и здесь, в Государственной Думе, существует группа лиц, которые не      
хотят никаких изменений Конституции, потому что их всё устраивает. А я          
утверждаю, что, не решив общих вопросов, нельзя решить вопросы частные, мы      
всегда будем упираться в эти общие вопросы, которые нам помешают реализовать    
в полном объёме национальный, государственный и народный суверенитет, - я так   
считаю и в этом убеждён! - и надо это изменять.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить?                                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы вам       
напомнить, что примерно полтора с небольшим года назад, в марте прошлого        
года, когда ратифицировался договор о присоединении Крыма к нашей стране,       
Президент России Путин заговорил о пятой колонне, два-три дня это в печати      
цитировалось, потом всё смолкло. Через полгода президент снова заговорил о      
пятой колонне в нашей стране, потом вдруг замолчал - не знаю, что на него       
повлияло, но тем не менее проблема была поставлена. Наша фракция тысячу раз     
говорила о том, что нам сегодня мешают именно те люди, которые практически      
каждый день работают против России, и мы их называем пофамильно, и мы           
говорим, что в первую очередь правительство России должно быть немедленно       
отправлено в отставку - это сегодня, наверное, самое узкое место в мирном       
возрождении России. К сожалению, коллега из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" боится      
поимённо назвать, но я ему благодарен и удивлён, что он внёс такой по сути      
законопроект, о котором уже, наверное, все в стране говорят. Мы же с вами       
сами видим последствия этого - они называют одними словами, а мы говорим -      
правительство.                                                                  
                                                                                
Мы недавно рассматривали бюджет 2014 года - так он ведь полностью провален!     
Вы же сами признали, что ошибка правительства по вывозу капитала - в 3 раза,    
по долгу регионов - в 2,5 раза. Бюджет этого года полностью проваливается: у    
нас стало на три с лишним миллиона больше людей, которые живут на уровне        
нищеты. Завтра мы будем рассматривать поправки к проекту бюджета будущего       
года - так по основным направлениям он тоже минусовый! Если больного не         
лечить, то в конце концов-то он умрёт, а во многом рычаги лечения в наших с     
вами руках!                                                                     
                                                                                
Поэтому, если мы, депутаты, действительно представители России, если мы         
действительно хотим ей блага, если мы хотим блага нашему народу, давайте        
примем этот законопроект и хотя бы во втором чтении наберёмся мужества и        
скажем: кто такие "они", от кого нужно немедленно освобождаться. Если мы        
этого не сделаем, ну, наверное, события могут развиваться как на Украине.       
Нужно это? Если кому-то это удобно, украинские события, ну, тогда можете этот   
законопроект не поддерживать. Я буду за него голосовать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
Сергей Владимирович, три минуты?                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да, я очень коротко.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, для начала хочу рассказать смешной случай. Рабочие в цеху    
получили премию, и бригадир спрашивает: "Что будем делать? Может быть, в        
кабак пойдём?" - "Можно и в кабак". - "Может, в ресторан?" - "Можно и в         
ресторан". - "Может быть, женам отдадим?" - "Можно и женам отдать". - "А        
может, в фонд мира перечислим?" - "Ну, в общем, можно и так..." - "Как будем    
решать?" - "А вот монетку сейчас подбросим: если орёл, то в кабак идём, если    
решка, значит, в ресторан, если на ребро упадёт, то женам отдадим, а если в     
воздухе повиснет, то в фонд мира". Вот данная ситуация, когда три пятых -       
заметьте! - от числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации   
вдруг решат поддержать изменения и будет пересмотрена Конституция, - это и      
есть ситуация, когда монетка в воздухе повисла. Вот в этом случае должно        
сработать положение о Конституционном Собрании, но оно не сработает, потому     
что его нет. И когда я спрашиваю Дмитрия Фёдоровича, почему, собственно, вы     
лишаете права президента, правительство, депутатов, субъектов права в           
регионах, он говорит, что, мол, а зачем? Ведь если мы вдруг, не дай бог,        
примем этот закон, это значит, что мы будем менять Конституцию, а это           
приведёт к ужасным последствиям. Полностью с ним согласен: мы ведь не меняли    
Конституцию, когда Государственной Думе увеличили срок полномочий; когда        
президенту увеличили срок полномочий, мы тоже Конституцию не трогали; когда     
мы убрали арбитражный суд из Конституции, мы тоже не лезли в Конституцию.       
Более того, когда мы в комитете, что-то обсуждая, говорим: дескать, как же      
так, это единственное положение, которое не подкреплено конституционным         
законом, Конституцией, нам отвечают, что, вот когда возникнет потребность,      
когда в обществе созреет запрос, как любит выражаться наш любимый Владимир      
Николаевич Плигин, вот тогда мы этот закон и примем. Между прочим, если бы мы   
такой логикой руководствовались всегда, то мы бы никогда не поменяли состав     
субъектов России, потому что в соответствии со статьёй 137 изменения в          
составе субъектов возможны только при наличии конституционного закона: вот,     
дескать, возникнет необходимость субъектам объединиться, разъединиться или      
войти в состав России, тогда закон и примем. Тогда бы мы с вами и Крым          
никогда не приняли в состав России! Но логика у комитета такая простая, что,    
ещё раз говорю, это всё равно что монетка висит в воздухе. Так что, коллеги,    
к сожалению, Госдума очередной раз говорит о том, что Конституцию мы можем      
менять только тогда, когда мы этого хотим, вернее, не мы, а те, кто сейчас      
находится у власти: вот будет команда, тогда в тот же день три пятых от числа   
депутатов Госдумы подпишут обращение, заявят, что они поддержат пересмотр       
Конституции, завтра это же сделает Совет Федерации, ну а после этого комитет    
тут же будет рекомендовать принять этот закон... хотя наш комитет, учитывая     
скорость работы и правила работы, может вообще никогда не принять данный        
закон, и тогда мы будем лишены этого права. У нас как у Рязанова (Царствие      
Небесное!): что-что, а право-то вы имеете! Но больше у вас, уважаемые           
коллеги, нет ничего!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемый Антон Васильевич, я бы мог подумать, что влияние нового   
губернатора вашего региона уже настолько сильно начало действовать и на         
депутатов Государственной Думы. Мы очень часто сталкиваемся с такой             
ситуацией, когда коллеги из одной и той же фракции партии технического          
большинства в Государственной Думе критикуют те решения, которые принимаются    
на местах, критикуют те плохие, не очень хорошие законы, которые не нравятся    
избирателям, и всё это подталкивает к двоякому состоянию, наводит на мысль:     
то ли вы искренне хотите принять этот закон, для того чтобы в Конституцию       
были внесены изменения, направленные на улучшение жизни граждан, то ли это      
опять имитация бурной деятельности - кто-то очень хочет, чтобы исполнялись      
поручения президента, но кто-то не даёт.                                        
                                                                                
Я начну с депутатов Государственной Думы. Не нужно было вносить поправку в      
Конституцию Российской Федерации о том, чтобы депутаты Государственной Думы     
избирались стопроцентно по партийным спискам, ведь когда прогнозы политологов   
и соцопросы показали, что определённая партия не сможет получить большинства    
на следующих выборах, система выборов снова меняется и мы возвращаемся к        
старой системе - 50 на 50, к одномандатным округам.                             
                                                                                
Идём ниже - субъекты Российской Федерации. Ещё раз приведу пример по            
уважаемой Рязанской области: какие нужно было вносить поправки в Конституцию,   
когда на выборах в областную Думу в 2010 году от нашей партии прошли пять       
депутатов, а в этом году дали как собаке кость по одному мандату                
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и ЛДПР и два мандата - КПРФ?! Вот только я не знаю,       
почему нам со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" дали одинаковое количество мандатов, -     
мы на Болотную площадь не выходили...                                           
                                                                                
Ниже опускаемся. Главы местных отделений партии ЛДПР, как правило,              
возглавляют списки кандидатов в районные Думы, и, как правило, партия           
преодолевает необходимый барьер и они становятся депутатами районных Дум. Не    
нужно было вносить поправки в Конституцию, чтобы выборы на местном уровне...    
я открою вам страшную тайну: они уже давным-давно отменены, на сегодняшний      
день Думы только сельского уровня избираются. Поэтому не нужно было вносить     
поправки в Конституцию.                                                         
                                                                                
Ещё раз хочу попросить: повлияйте, пожалуйста, на ваше большинство в            
регионах, чтобы они начали принимать правильные и нужные законы, чтобы ваши     
губернаторы начали исполнять поручения президента, а не только появлялись в     
СМИ, когда их задерживают сотрудники ФСБ, - и тогда жизнь в стране наладится    
и люди начнут вас хвалить и благодарить не только за ваши попытки изменить      
Конституцию, имея конституционное большинство. Хотя боюсь, что, даже если       
поправки в Конституцию будут внесены, на следующих выборах по этим поправкам    
баллотироваться сможет только та политическая партия, название которой          
состоит из двух слов - начинается на букву "е" и заканчивается словом           
"Россия".                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Я постараюсь коротко изложить          
позицию нашей фракции.                                                          
                                                                                
Конечно, по законопроекту есть целый ряд замечаний, в том числе                 
юридико-технического характера. Я хотел бы обратить внимание коллег на          
заключение правительства, оно в этом плане очень чёткое, юридически             
выверенное, там целый блок замечаний указывается. Кроме того, развернувшаяся    
политическая дискуссия тоже важна, по этому поводу можно поспорить, но я        
дискуссию тоже оставил бы в стороне, хотя многое из того, что предлагается,     
заслуживает не просто внимания, а поддержки и развития.                         
                                                                                
Наша позиция в значительной мере правовая, речь идёт о выполнении статьи 135    
Конституции Российской Федерации, часть 2. О чём там говорится? О том, что      
если предложение о пересмотре соответствующих положений Конституции будет       
поддержано тремя пятыми голосов и так далее, то в соответствии с федеральным    
конституционным законом созывается Конституционное Собрание. То есть у нас      
должен быть федеральный конституционный закон о созыве Конституционного         
Собрания, и авторы законопроекта эту задачу пытаются решить - хорошо ли,        
плохо ли, но они предложили вариант, который имеет право на существование. В    
связи с этим мои коллеги по фракции не согласны с комитетом по                  
конституционному законодательству в том, что этот закон должен приниматься      
только в том случае, если речь пойдёт о необходимости разработки проекта        
новой Конституции Российской Федерации. Нам кажется это не совсем корректным,   
мы полагаем, что такой закон должен быть - в этом ли либо в ином виде, но он    
имеет право на самостоятельное существование, и такой закон рано или поздно     
мы должны принять, поэтому мы проголосуем за данный законопроект, мы его        
поддержим. Если в целом Дума примет его, то будем участвовать в его             
доработке, если Дума не проголосует за этот законопроект, мы готовы             
участвовать в разработке нового законопроекта, поскольку мы полагаем, что не    
надо ждать, когда возникнет политическая воля по изменению Конституции и        
нужно будет бегом, уже слишком быстро и поспешно принимать этот законопроект    
в необходимом виде. Я полагаю, что эту работу можно сделать заранее.            
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Антон Васильевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Дмитрий        
Фёдорович? Тоже нет.                                                            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.13,6 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.85,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.