Заседание № 286

18.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 874397-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части уточнения порядка финансирования политических партий и создания избирательных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4056 по 4348 из 5445
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О политических партиях" и статью 58 Федерального закона "Об основных     
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин.                    
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представляемый    
проект федерального закона направлен на совершенствование порядка               
финансирования политических партий и выборов в целях исключения поступления     
пожертвований от юридических лиц, контролируемых из офшоров, а также            
обеспечения большей прозрачности вносимых пожертвований.                        
                                                                                
В настоящее время в сфере финансирования партий и избирательных кампаний        
сложилась практика, когда жертвователи фактически обходят установленные         
запреты. Так, распространены случаи, когда партия получает пожертвование от     
формально российского юрлица, учредителями которого являются также российские   
юрлица, однако по цепочке учредителей они в конечном счёте контролируются       
офшорными (иностранными) компаниями. Такие цепочки могут быть короткими или     
длинными, но суть при этом одна: жертвователь - это фирма, действия которой     
определяются из офшора. Фирмы-прокладки при этом учреждаются для того, чтобы    
обойти норму о запрете пожертвований от организаций, имеющих долю               
иностранного участия, превышающую 30 процентов.                                 
                                                                                
Вот пример. ООО "Объединённый торговый дом "Привод-АЗТПА", зарегистрированное   
в Москве, в 2014 году внесло пожертвование партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в размере     
15 миллионов рублей. Учредителем этого ООО является АО НПО "Тяжпромарматура"    
(Москва), однако уже его учредители - ЗАО АКБ "АЛЕФ-Банк" (41,68 процента       
акций) и компания "Лесепт Инвестмент ЛТД", зарегистрированная на Кипре (58,32   
процента акций). Таким образом, ООО ТД "Привод-АЗТПА", пожертвовавшее деньги    
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", находится под контролем офшорной компании, но само      
при этом формально является российским юридическим лицом, как и его             
непосредственный учредитель. И этот случай не является единичным, в             
пояснительной записке к законопроекту приведён ещё ряд примеров, о которых я    
сейчас не могу подробно рассказать за неимением времени.                        
                                                                                
Чтобы решить эту задачу, в законопроекте предусмотрен запрет на пожертвования   
партиям, а также кандидатам и избирательным объединениям от российских фирм,    
контролируемых через фирмы, имеющие долю в их уставном капитале, иностранными   
юридическими лицами и (или) иностранными гражданами.                            
                                                                                
Также получила широкое распространение практика внесения пожертвований в        
партии через фонды поддержки. Финансовая отчётность этих фондов, в отличие от   
отчётности партии, не является публичной, что позволяет не раскрывать           
информацию о жертвователях и средствах, при этом для фондов не установлены      
правила проверки финансовой отчётности, применяемые к партиям. Всё это делает   
фонды поддержки партий непрозрачными и создаёт благоприятные условия для        
обхода установленных законодательством запретов на недопустимые                 
пожертвования. В качестве примера стоит упомянуть о многочисленных фондах       
поддержки партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Согласно сводному финансовому отчёту партии   
за 2014 год через фонды в неё поступило 63,7 процента от всех пожертвований     
юридических лиц, или 56,6 процента от всех пожертвований. Столь значительный    
объём пожертвований, поступающий не напрямую в партию, а через созданные ею     
фонды, требует дополнительных механизмов обеспечения прозрачности партийного    
финансирования.                                                                 
                                                                                
В связи с этим законопроектом устанавливается единый для всех партий статус     
фондов их поддержки и вводятся требования к их деятельности, то есть запрет     
недопустимых пожертвований и необходимость регулярного предоставления           
финансовых отчётов, которые подлежат проверке и обнародованию так же, как и     
отчётность самих политических партий.                                           
                                                                                
И последнее. Законопроектом предусмотрено уменьшение предельной суммы           
пожертвований, которые партия может получить в течение года от одного           
физического лица, с нынешних 4,33 миллиона рублей до 500 тысяч рублей. Эта      
мера необходима для того, чтобы исключить финансирование партий через крупные   
пожертвования от небольших групп физических лиц, доходы которых (в отличие от   
юридических лиц) трудно проконтролировать. В настоящее время любой партии       
достаточно найти сто - двести человек - жертвователей, чтобы с их помощью       
совершенно легально обойти установленные законом запреты на недопустимые        
пожертвования. Приведём в пример ту же партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ": в 2014 году из   
146 жертвователей - физических лиц 32 человека внесли пожертвования на сумму    
более 500 тысяч рублей каждый, а общая их сумма составила 75,83 процента от     
всех поступивших за год пожертвований физических лиц.                           
                                                                                
Все предложенные в законопроекте меры необходимы для того, чтобы обеспечить     
прозрачность финансирования политической сферы с учётом высочайшего уровня      
коррупции в нашем государстве и офшоризации его экономики. В условиях кризиса   
это особенно необходимо.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание, рассчитываю на вашу поддержку.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рустам Рифатович Ишмухаметов.                                                   
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный       
законопроект и отмечает следующее. Новый термин "контролируемое юридическое     
лицо" и условия его идентификации, на наш взгляд, обладают признаками           
правовой неопределённости, поскольку невозможно точно определить исходного      
выгодоприобретателя, оказывающего финансовое давление на перечисленные в        
законопроекте юридические лица. Предложенные положения по своему правовому      
смыслу дублируют положения статьи 30 Федерального закона "О политических        
партиях", согласно которым не допускаются пожертвования политической партии и   
её региональным отделениям от организаций, учреждённых российскими              
юридическими лицами с иностранным участием, если доля иностранного участия в    
их уставном капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования      
(для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих     
право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий             
финансовый год), а также от организаций, в уставном капитале которых доля       
таких юридических лиц превышает 30 процентов на день внесения пожертвования.    
                                                                                
Авторы законопроекта предлагают отчислять не менее 85 процентов ежегодных       
поступлений фондов поддержки партий, о которых уже сказал автор, в поддержку    
политических партий и их региональных отделений, установив, что сумма           
пожертвований, внесённых в фонд поддержки политической партии от одного         
юридического лица в течение календарного года, не должна превышать 43           
миллиона 300 тысяч рублей, а сумма пожертвований, внесённых в фонд поддержки    
политической партии от одного физического лица в течение календарного года,     
не должна превышать 500 тысяч рублей. Контроль за финансовой отчётностью        
указанного фонда предполагается возложить на избирательную комиссию             
соответствующего уровня.                                                        
                                                                                
Данную норму мы, конечно, также не поддерживаем, и вместе с тем следует         
отметить, что статьёй 5.66 Кодекса Российской Федерации об административных     
правонарушениях предусматривается административная ответственность за           
перечисление денежных средств и иного имущества физическому или юридическому    
лицу для осуществления им пожертвований политической партии или её              
региональному отделению, либо сбор денежных средств и иного имущества в         
указанных целях, либо оказание содействия такому сбору, а также за              
осуществление пожертвования политической партии или её региональному            
отделению физическим или юридическим лицом, получившим для осуществления        
пожертвования денежные средства и иное имущество от другого лица. Кроме того,   
вопросы создания фондов, контроля за их деятельностью, регулируются нормами и   
статьями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О     
некоммерческих организациях". В целях обеспечения прозрачности финансирования   
политической партии Федеральным законом № 185-ФЗ "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О политических партиях" предусмотрен обязательный аудит      
для тех политических партий, общая сумма пожертвований которой, указанная в     
представленном сводном финансовом отчёте политической партии, составила 60      
миллионов рублей и более.                                                       
                                                                                
Предусмотренная данным законопроектом новая функция избирательных комиссий по   
контролю за финансовой отчётностью указанных фондов создаст, на наш взгляд,     
дополнительную нагрузку на избирательные комиссии соответствующих уровней,      
что не соответствует задачам, возложенным на них в целях организации и          
проведения выборов всех уровней.                                                
                                                                                
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены достаточные          
гарантии в целях исключения возможности поступления прямых и косвенных          
пожертвований от юридических лиц, контролируемых из иностранного государства,   
предоставляющего льготный налоговый режим и не предусматривающего раскрытие и   
предоставление информации при проведении финансовых операций.                   
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе данный            
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы, коллеги, прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Рустам Рифатович, а не считаете ли вы, что это       
неправильная тактика, когда мы только после "болотных" принимаем решения по     
ограничению вмешательства иностранных финансовых агентов в нашу деятельность?   
Если вы посмотрите опыт Украины, то поймёте, что там, кстати говоря, на         
последних выборах, вот перед майданом, в полной мере проявилось активнейшее     
участие в том числе иностранных финансистов.                                    
                                                                                
Второй момент. Почему вы так беспокоитесь за министерство выборов? Если вы      
посмотрите сегодня на вертикаль избирательных комиссий, то увидите, что это     
фактически полноценное министерство, которое даже превосходит многие            
министерства по численности и имеет стабильное бюджетное финансирование. Это    
как раз их задача - совершенствовать избирательную процедуру и прозрачность     
избирательного процесса.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рустам Рифатович Ишмухаметов, пожалуйста.                 
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо за вопрос, уважаемый Николай Васильевич. Я            
постарался убедительно представить все аргументы, которые мы привели на         
заседании комитета. Прежде всего сегодня правовые нормы позволяют избежать      
прямого влияния иностранных государств, и я подтвердил это ссылками на          
действующие нормы федерального законодательства. Ну и конечно, на мой взгляд,   
сегодня финансовая деятельность тех фондов, которые работают, или               
предлагаемых фондов всё равно, безусловно, должна быть прозрачной, мы к этому   
должны стремиться. Ну и по крайней мере вопросы влияния иностранных             
государств сегодня с точки зрения действующего законодательства                 
урегулированы.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С нашей        
точки зрения, вопрос финансирования выборов является одним из ключевых в        
части объективного формирования власти, и на данный момент воздействие          
денежных мешков на избирательный процесс чрезвычайно велико.                    
                                                                                
Ну я думаю, что вам же во фракции давали материалы или вы сами анализировали,   
интересовались, читали, кто и как организовывал Болотную площадь, откуда были   
деньги, как заходили, почему потом вы в спешном порядке и вносили здесь         
законопроекты, как раз в том числе и ваш комитет, чтобы и некоммерческие        
организации ограничить, и иностранное финансирование НКО и так далее. С нашей   
точки зрения, этот законопроект как раз продолжает эту тенденцию в части        
улучшения прозрачности и обеспечения более справедливого и объективного         
формирования избирательных фондов. Безусловно, более правильным было бы даже,   
наверное, предоставлять одинаковую сумму бюджетных денег для проведения         
предвыборной агитации, одинаковое время, одинаковые печатные площади,           
одинаковый доступ к аудиториям, может быть с указанием на строгую               
обязательность этого. Вот мы-то с вами принимали тут закон, а СМИ преподнесли   
таким образом, что все избиратели поняли это как то, что у нас теперь все       
обязаны ходить на дебаты, но на самом деле мы с вами знаем, что в законе как    
раз этого обязательства и нет, и в принципе осталась двойственность. Поэтому    
и с финансированием, понимаете, так: у нас, к сожалению, и государственные      
структуры по своей сути, так называемые госкорпорации, через свои               
фирмы-прокладки, дочерние компании участвуют в финансировании                   
подведомственных им кандидатов; у нас, к сожалению, и коммерческие              
структуры... Здесь Валерий Фёдорович часть из этих структур привёл, но на       
самом деле их список значительно шире, потому что вы помните, как во время      
кризиса на Кипре у нас с вами миллиарды средств, которые были отданы из         
бюджета госкорпорациям, почему-то оказались как раз под дефолтом.               
                                                                                
Мы призываем вас, если вы действительно желаете, чтобы наша страна              
процветала, а власть формировалась более открыто, прозрачно, а результаты       
выборов не вызывали сомнений, поддержать этот законопроект, ко второму чтению   
можно внести поправки. С нашей точки зрения, этот закон как раз даёт такую      
возможность, и нет никаких противоречий, показаний, чтобы его не                
поддерживать.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, поскольку в нём            
предлагается расширить перечень физических и юридических лиц, от которых не     
допускаются пожертвования политической партии и её региональному отделению,     
за счёт включения в этот перечень российских юридических лиц, контролируемых    
иностранными юридическими лицами или иностранными гражданами.                   
                                                                                
Поддерживая позицию профильного комитета, считаем, что термин "контролируемое   
юридическое лицо" как и условия его идентификации обладают признаками           
правовой неопределённости, в связи с чем такой термин не может быть вообще      
включён в закон. Вместе с тем полагаем, что действующим законодательством       
предусмотрены достаточные гарантии в целях исключения поступления прямых и      
косвенных пожертвований от юридических лиц, контролируемых из иностранного      
государства, представляющие льготный налоговый режим или не предусматривающие   
раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, в     
связи с чем предлагаемые изменения представляются фракции недостаточно          
обоснованными, излишними и нецелесообразными.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Фёдорович Рашкин.                                                       
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, в народе правильно говорят: кто платит          
деньги, тот и заказывает музыку. Данный законопроект направлен на то, чтобы     
исключить возможности финансирования избирательной кампании через фонды или     
юридические лица, зарегистрированные в офшорах, ведь там неизвестно кто эти     
деньги платит, а значит, и кто заказывает ту самую музыку, которая будет        
звучать здесь, на пленарных заседаниях Государственной Думы, - а это            
государственная политика!                                                       
                                                                                
К сожалению, Рустам Рифатович просто перечислил действующие формы и параграфы   
закона, а данный законопроект предусматривает изменения этих законов, поэтому   
эти нормы абсолютно вписываются в ту концепцию, которую, кстати, предложил      
Президент Российской Федерации, о том, чтобы исключить возможности              
регулирования и управления политикой в Российской Федерации через офшоры        
другими государствами. Вот я убеждён, что после выборной кампании... Здесь у    
меня в пояснительной записке много примеров - говорили, что нет примеров, но    
их много! Вот указано, что более 50 процентов финансовых поступлений в          
избирательные объединения, на избирательные кампании регулируется из офшора,    
и мы это уже видим. Данный закон поставит заслон против того, чтобы из          
офшоров проплачивались кандидаты, их фонды и избирательные кампании в           
преддверии выборов в Государственную Думу, в преддверии выборов в органы        
местного самоуправления, в преддверии выборов губернаторов и глав субъектов     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Я считаю, что закон просто необходим, и надо сделать так, чтобы потом те же     
самые коллеги и комитет, выступающие против законопроекта, не кусали локти -    
вот якобы мы не предусмотрели... Компартия Российской Федерации, внося этот     
законопроект, как раз всё предусмотрела! Просьба не ошибиться и этот            
законопроект поддержать.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5016 по 5034 из 5445
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О политических партиях" и в статью 58 Федерального закона "Об основных   
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              147 чел.32,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    147 чел.                                          
Не голосовало                 303 чел.67,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 285

16.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 874397-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части уточнения порядка финансирования политических партий и создания избирательных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6138 по 6147 из 6393
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, 17-й пункт сегодняшней повестки дня - это проект   
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических   
партиях"..." - уже в четвёртый раз переносится. Большая просьба учесть его      
при формировании повестки дня на пятницу и рассмотреть первым среди             
законопроектов первого чтения.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                

Заседание № 277

27.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 874397-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части уточнения порядка финансирования политических партий и создания избирательных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1521 по 1524 из 7137
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
По просьбе автора просим вопрос под номером 28 перенести на 16 февраля.         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1642 по 1644 из 7137
Сергей Николаевич Решульский попросил перенести 28-й вопрос на 16 февраля.      
Нет возражений? Нет.