Заседание № 71

16.01.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 87396-6 "О внесении изменений в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил поведения на железнодорожном, воздушном или водном транспорте).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1373 по 2000 из 6770
3-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений    
в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных                 
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Андрей Викторович Руденко, пожалуйста.                                          
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Речь сегодня пойдёт о           
внесённом мною проекте закона "О внесении изменений в статью 11.17 Кодекса      
Российской Федерации об административных правонарушениях". Небольшой            
законопроект, два абзаца всего, - предлагается внести изменения в части 1 и     
3. Настоящим законопроектом предлагается усилить административную               
ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном,       
воздушном или водном транспорте.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, читая заключения правительства и профильного комитета, я     
понял, что данная проблема для нашего правительства и профильного комитета      
неактуальна, концепция законопроекта, сразу хочу сказать, ими не                
поддерживается: думаю, что многие депутаты и наши коллеги в правительстве       
просто не изучают ту информацию, которая поступает из средств массовой          
информации.                                                                     
                                                                                
На что направлен мой законопроект? В первую очередь я хотел бы обратить         
внимание на то, что у нас участились трагические случаи из-за нарушений         
правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, в частности при         
проезде на подножках и крышах железнодорожного транспорта, а также на других    
не приспособленных для проезда пассажиров местах. Данное явление среди          
молодёжи носит название трейнсёрфинг (с американского - самое плохое у нас      
приходит из Америки, как вы знаете). Трейнсёрфинг - это движение на             
движущемся поезде, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или в            
межвагонных буферах пассажирских поездов. Также к нему относится зацепинг и     
руфрайдинг: зацепинг - это способ передвижения, когда человек цепляется         
руками за наружную арматуру вагона трамвая, троллейбуса, метро, электрички      
или поезда; руфрайдинг - езда на крыше различного вида транспорта, в            
частности поездов и электричек. В России руфрайдинг стал экстремальным видом    
развлечения, он распространён прежде всего в молодёжной среде и является        
своеобразным показателем профессионального мастерства зацеперов. Поездка на     
крыше движущегося состава для представителей данной субкультуры не просто       
возможность добраться из пункта А в пункт Б, но и способ получения новых        
впечатлений и эмоций путём притока адреналина в кровь.                          
                                                                                
Сегодня отечественные зацеперы и руфрайдеры объединяются в сообщество,          
используя всемирную Сеть, так называемую паутину, где они выкладывают свои      
фото- и видеоматериалы, хвастаются своими достижениями. Такая популяризация     
зацепинга и руфрайдинга, а также отсутствие должного родительского контроля     
за хобби собственных детей приводят к тому, что армия трейнсёрферов постоянно   
растёт, как и увеличивается количество несчастных случаев с участием            
подростков. Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются потеря       
равновесия и падение с поезда во время движения, столкновение с препятствием    
по ходу движения, например с платформами, со светофорами, со столбами, с        
порталами тоннелей и так далее, а также удар током от контактной сети.          
                                                                                
Несколько примеров, которыми, к сожалению, не располагают наше правительство    
и профильный комитет. Я, кстати, удивляюсь, почему Комитет по транспорту не     
был соисполнителем по данному законопроекту.                                    
                                                                                
31 марта 2012 года в дежурную часть линейного отдела полиции на станции         
Люблино поступило сообщение о том, что доставлен четырнадцатилетний             
подросток, который, занимаясь руфрайдингом, упал с крыши вагона электропоезда   
после удара током, парень получил тяжелейшие ожоги и многочисленные травмы от   
падения с состава.                                                              
                                                                                
В середине сентября шестнадцатилетний петербуржец погиб, сорвавшись с крыши     
электрички в районе станции Ульянка. Вместе со своим девятнадцатилетним         
другом он ехал от станции Ленинский проспект. После падения подросток был       
жив, второй экстремал успел соскочить с поезда и вызвать скорую помощь,         
однако полученные травмы оказались крайне тяжёлыми и юноша умер через час       
после госпитализации.                                                           
                                                                                
Этот случай в Петербурге произошёл через неделю после трагедии, случившейся в   
Подмосковье: пятнадцатилетний мальчик после поездки на грузовом поезде          
остался без ноги, подросток просто пытался зацепиться за вагон по ходу его      
движения. А в середине августа пассажиры наблюдали, как ребёнок катался на      
сцепке электрички сообщения Софрино - Москва; мальчик не удержался и упал под   
поезд, выжить ему не удалось.                                                   
                                                                                
Согласно оперативным данным Главного управления на транспорте МВД России, за    
2012 год выявлено и пресечено 320 случаев зацепинга, совершённых на подвижном   
составе совершеннолетними гражданами, что на 97 случаев, или на 43 процента,    
больше, чем за аналогичный период прошлого года. 16 человек были                
травмированы, а в 5 случаях всё закончилось смертельным исходом. Кроме того,    
в 26 случаях зацеперы умудрились проехать в межвагонном пространстве            
высокоскоростного поезда "Сапсан": в 2011 году было 3 случая, в 2012-м - уже    
23.                                                                             
                                                                                
Если почитать отчёты зацеперов на открытых форумах, можно ужаснуться, с какой   
циничностью они относятся к несчастным случаям, произошедшим с другими          
детьми: ты не профессионал, ты полез не в ту сферу, мы тебя не учили, мы        
скорбим и проведём такую-то акцию... Это безумство!                             
                                                                                
Трейнсёрфинг является нарушением правил проезда пассажиров и                    
административного законодательства. Данный вид подросткового развлечения        
попадает под статью 11.17, куда я предлагаю внести изменения, и наказание за    
него определяется штрафом всего лишь в размере 100 рублей - позвольте, это      
довольно-таки демократичная цена за жизнь молодого человека, а на практике      
именно молодые люди занимаются данным видом так называемого американского       
спорта, в возрасте от четырнадцати до двадцати четырёх лет.                     
                                                                                
Нелегко пережить потерю близкого человека, жизнь которого оборвала серьёзная    
болезнь, но ещё тяжелей, когда здоровый, достаточно крепкий ребёнок попадает    
в такую ситуацию и гибнет под колёсами поезда или от удара током от             
электрички. В связи с этим я предлагаю повысить размер административного        
штрафа, предусмотренного за нарушение правил поведения граждан и ввести так     
называемую превентивную меру, то есть предупредить, что за данное нарушение     
штраф увеличивается до 5 тысяч рублей или применяется административный арест    
на срок до пятнадцати суток. Данная мера активно обсуждалась в правительстве    
и в профильном комитете, и я согласен и с правительством, и с профильным        
комитетом, дело в том, что у меня прошла опечатка в законопроекте - я предлог   
"до" не дописал, и получилось "в размере 5 тысяч", но это всё поправимо,        
можно исправить ко второму чтению.                                              
                                                                                
А что касается административного ареста на пятнадцать суток, то, к сожалению,   
коллеги заблуждаются: дело в том, что не все зацеперы имеют возраст меньше      
восемнадцати лет. Буквально недавно по телевидению по каналу "Москва-24"        
показывали зацепера после очередной трагедии, студента двадцати двух лет,       
который сказал, что это у него уже в крови, это хобби, он будет это             
рекламировать и он не может представить себе другого способа передвижения,      
как только цепляться за вагоны метро, ездить на крышах поездов и так далее.     
Вот с такими ребятами, конечно, должны вести профилактическую работу, к таким   
нужно применять меры административного воздействия, и если кто-то не            
воспринимает меру воздействия в виде штрафа, тогда нужно применять уже          
крайнюю меру административного воздействия - арест.                             
                                                                                
Согласен также, что не предусмотрено внесение изменений в статью 23.1 - о       
том, что судьи такие дела могут рассматривать, но это тоже поправимо ко         
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Хотелось бы отметить, что мною было направлено письмо президенту ОАО "РЖД"      
Якунину с просьбой рассмотреть данный законопроект и дать по нему               
предложения, на что был получен ответ, что "РЖД" полностью поддерживает         
данную законодательную инициативу. И кроме того, они мне привели примеры ещё    
порядка пятнадцати случаев нарушения правил поведения на железнодорожном        
транспорте.                                                                     
                                                                                
Что касается части 3 статьи 11.17 Кодекса об административных                   
правонарушениях, то она устанавливает минимальное административное наказание    
в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 100      
рублей за курение в вагонах - не буду сильно распространяться, потому что это   
связано и с пригородными поездами, и с поездами дальнего следования, и с        
воздушными судами. Что такое штраф 100 рублей? Вы знаете прекрасно, что мы      
сейчас боремся с табаком, принимаем так называемый кодекс поведения, и я        
заранее, ещё в том году, внёс это предложение, потому что вот мне, допустим,    
как некурящему человеку, противно заходить в общественное место, где кто-то     
уже незаконно покурил. Ответственности нет никакой, только предупреждения,      
поэтому я предложил ввести штраф в размере до 1 тысячи рублей, то есть хотя     
бы увеличить его. Это, конечно, не коснётся, допустим, перелётов                
бизнес-классом, когда люди могут покурить себе спокойно, заткнув стаканчиком    
дымоход и бросив сигарету, соответственно, в унитаз, но это может коснуться     
тех же электричек, а вы знаете: в основном этим видом транспорта у нас          
пользуются малоимущие граждане, в том числе дети, которые находятся в тех же    
составах, - и выходишь в тамбур, а там всё прокурено настолько, что туда        
буквально зайти невозможно!                                                     
                                                                                
И в заключение своего выступления я хотел бы отметить, что... Прекрасно зная    
об отрицательных заключениях правительства и комитета, я хотел бы обратиться    
к коллегам, попросить, чтобы вы, прежде чем голосовать, всё-таки почитали,      
внимательно посмотрели этот законопроект. Дело в том, что заключение            
правительства меня немножко расстроило. У нас существует целое Министерство     
транспорта, но, к сожалению, фактам, приведённым мной в пояснительной           
записке, они не смогли найти у себя подтверждения. То есть получается, что      
Министерство транспорта не ведёт такого мониторинга, хотя ОАО "РЖД" и           
транспортная прокуратура в течение буквально двух недель дали ответы на         
поставленные мною вопросы в части правонарушений, допущенных на данном виде     
транспорта, поэтому я очень был удивлён, получив от правительства ответ, что    
они не располагают такими данными.                                              
                                                                                
Что касается заключения профильного комитета. Профильный комитет подошёл к      
оценке законопроекта чисто со стороны внесения изменений в статью 11.17         
Кодекса об административных правонарушениях, но я хотел бы, чтобы в данной      
ситуации... У нас же ведь есть специализированный комитет, Комитет по           
транспорту, и он располагает достаточной информацией, поэтому хотелось бы       
видеть и заключение Комитета по транспорту как соисполнителя.                   
                                                                                
И я хотел бы всё-таки, коллеги, в заключение своего выступления сказать, что    
тема очень актуальная, и мы можем столкнуться просто с тем, что получим         
коллапс на неопределённый срок - вот когда нас поджимает, мы не работаем на     
предупреждение, и получается коллапс. Представьте себе: московское метро,       
такая "акция", проводимая в час пик, и не дай бог, какой-то подросток           
сорвётся - сколько будет задержано пассажиров, сколько там скопиться людей,     
сколько людей опоздает, не приедет на свои рабочие места, какие будут пробки!   
Всё это в итоге попадёт в средства массовой информации, и тогда мы вернёмся к   
этому законопроекту. Поэтому я хотел бы, чтобы перед "часом голосования" вы     
посмотрели внимательно, подумали и проголосовали за, в поддержку данного        
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков.                                                      
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Я благодарю автора за его активную социальную позицию. Я думаю,   
что к этому вопросу мы должны вернуться и проработать его более подробно с      
участием и "РЖД", и Минтранса, и Комитета по транспорту, но тем не менее по     
ряду причин, о которых я скажу ниже, комитет не может поддержать данный         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представлен проект             
федерального закона, в котором предлагается усиление административной           
ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 11.17   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 1      
указанной статьи установлена ответственность за посадку или высадку граждан     
на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не         
приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно за самовольную без       
надобности остановку поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде; частью   
3 - ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах)               
пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного    
или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного          
транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полёта менее трёх     
часов. За действия, предусмотренные частью 1 статьи 11.17, вместо               
установленного в настоящее время административного штрафа для граждан в         
размере 100 рублей предлагается наказание в виде штрафа в размере 5 тысяч       
рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, в части 3        
статьи из санкций исключается предупреждение и предлагается установить штраф    
в размере 1 тысячи рублей.                                                      
                                                                                
Рассмотрев законопроект, комитет его концепцию не поддерживает. Предложение     
об увеличении штрафа до 5 тысяч рублей и о введении альтернативного наказания   
в виде административного ареста за правонарушения, предусмотренные частью 1     
статьи 11.17 кодекса, а также об увеличении размера штрафа до 1 тысячи рублей   
в части 3 данной статьи не может быть поддержано, поскольку оно не учитывает    
необходимости дифференцировать наказание в зависимости от степени               
общественной вредности противоправных действий, а также необходимости           
соотношения его с санкциями за другие правонарушения в соответствующей          
области общественных отношений, в данном случае общественных отношений,         
связанных с соблюдением правил поведения граждан на транспорте. Предлагаемые    
санкции следует сравнивать с наказанием за правонарушения, предусмотренные      
другими частями статьи 11.17 кодекса. Например, представляется, что такие       
противоправные действия, как выбрасывание мусора или иных предметов на          
железнодорожные пути и платформы (часть 2 статьи 11.17) или пользование         
средствами радиосвязи с борта воздушного судна (часть 4 статьи 11.17),          
отличаются не меньшей степенью общественной вредности и при этом наказываются   
предупреждением или административным штрафом в размере 100 рублей. Таким        
образом, предлагаемое повышение штрафов в отдельных частях данной статьи        
приведёт к диспропорции санкций по всей статье.                                 
                                                                                
Также не может быть поддержано предложение об установлении за правонарушения,   
предусмотренные частью 1 указанной статьи, административного ареста. В          
соответствии с частью 2 статьи 3.9 кодекса административный арест               
устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды   
административных правонарушений и не может применяться, в частности, к лицам,   
не достигшим возраста восемнадцати лет, при этом из пояснительной записки к     
законопроекту следует, что правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи      
11.17 кодекса, в основном совершаются несовершеннолетними гражданами. Кроме     
того, в соответствии с частью 1 статьи 3.9 кодекса административный штраф       
назначается судьёй, однако законопроектом не предусмотрено внесение изменений   
в статью 23.1 кодекса, устанавливающую компетенцию судей по рассмотрению дел    
об административных правонарушениях.                                            
                                                                                
Правительством Российской Федерации законопроект также не поддерживается.       
                                                                                
На основании изложенного комитет рекомендует его отклонить.                     
                                                                                
Но от себя добавлю, что готов вернуться к этому вопросу, привлечь для работы    
профильный комитет - Комитет по транспорту, РЖД и Минтранс, серьёзно            
проработать эту проблему. Она существует, действительно пацаны гибнут, и нам    
надо подумать, как наиболее эффективно правовым способом попытаться             
минимизировать потери в результате гибели наших детей на транспорте.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Вячеславу Ивановичу.                                                     
                                                                                
Вячеслав Иванович, и всё же, если концепция - это усиление ответственности,     
то разве нельзя ко второму чтению вот так, с привлечением Минтранса и           
остальных, детально проработать? Я согласен, что, может быть, нет гибкости в    
подходе, но вопрос-то принципиальный. Может быть, это самый полезный ход - ко   
второму чтению подшлифовать детали?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков.                                
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Валентин Степанович, ну я, к сожалению, ничего не могу            
добавить, кроме того что решение комитетом принято.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Вячеслав Иванович, дело в том, что наш Регламент, даже переработанный,          
предполагает, что можно даже дважды во втором чтении рассматривать, и поэтому   
понять не могу вашего упорства. Если вы признаёте проблему, если есть           
положительное заключение ОАО "РЖД", - ну какие трудности, соберите              
парламентские слушания даже после первого чтения. У нас в практике есть         
случай, когда, скажем, Резник вносил совершенно переработанный после первого    
чтения законопроект, и он в целом голосовался.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков.                                
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Коллеги, вам предлагается проголосовать, и я думаю, что итоги     
голосования дадут нам определённые результаты.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич Диденко.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Андрею Викторовичу вопрос.                                        
                                                                                
Понятно, что усиливается ответственность за нарушение правил поведения          
пассажиров, и здесь есть много позитивного. Это касается и правил,              
установленных Воздушным кодексом, другими отраслевыми актами, актами            
Минтранса. Вопрос такой: вот что делать с довольно отличающимися друг от        
друга правилами, которые устанавливают частные перевозчики? В частности, речь   
идёт и об авиатранспорте, и о ЖД. Ну, о ЖД в меньшей степени, но вот у каждой   
авиакомпании есть свои правила, все они отличаются, бывают довольно строгие.    
Вот как вы думаете, ваш законопроект в этом плане позволит всё-таки навести     
порядок и в какой-то степени изменить отношение наших пассажиров к своему       
поведению при участии самих авиакомпаний и других частных перевозчиков?         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Руденко.                                
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Алексей Николаевич, за вопрос. Закон-то у нас            
федеральный, поэтому он распространяется на все авиакомпании, которые           
зарегистрированы на территории Российской Федерации, и авиаперевозчик должен    
его придерживаться. Я уже в своём выступлении обратил ваше внимание на то,      
что у нас, к сожалению, проблемы начинаются с нашего Министерства транспорта,   
которое не мониторит данные ситуации и не может дать соответствующие указания   
даже нашим авиаперевозчикам, потому что, судя по заключению, нет такой          
информации у нашего министерства. Я думаю, что авиаперевозчики будут это        
поддерживать. Но в основном законопроект направлен не на авиаперевозчиков,      
всё-таки - посмотрите внимательно - он касается поездов, пригородных            
электричек. Очень тяжело, конечно, в самолёте покурить, на это немногие         
решаются, а в электричках у нас практически дым столбом стоит, а там много      
людей, и часто ездят дети, которые живут, допустим, в Подмосковье или в         
другом городе, в Обнинске, например, и так далее.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы поддержать инициативу депутата     
Руденко, поскольку он ищет ответ на меняющуюся ситуацию в стране, в том числе   
и в части поведения подростков, но, принципиально одобряя эту попытку и         
высказываясь за то, чтобы принимать в первом чтении и всерьёз интенсивно        
поработать ко второму чтению, хотел бы несколько моментов подчеркнуть.          
                                                                                
Когда размышляешь о поведении молодого поколения, то, естественно, нельзя не    
думать о том, что происходит в рамках всей человеческой цивилизации: темп       
жизни резко возрастает, информационные нагрузки растут, возникают абсолютно     
новые информационные системы вроде Интернета, подростковая среда впитывает      
всё, что творят старшие поколения, - мы это всё видим. Но когда мы говорим о    
судьбе молодёжи в нашей России сегодняшней, нельзя не напомнить, что пришли     
суровые времена, не лучшие для такого института общества, как семья, нет        
уважения к старшему поколению. Ведь сегодня - по некоторым оценкам, это до      
четверти семей - многие дети растут без отца, огромное количество матерей в     
одиночку не справляются. Капитализация общества привела к деформации            
нравственных принципов, к резкому разрастанию того, что называется цинизмом     
поведения, плюс к этому - надрыв от общей атмосферы в обществе. Все             
безобразия, все нарушения социальной справедливости в стране приводят к тому,   
что у части молодых людей сдают нервы, они начинают искать некие радикальные,   
экстремальные способы реализации того, что у них накопилось, наболело и так     
далее.                                                                          
                                                                                
Я повторяю, проект закона технологичен и конкретен, речь идёт в первую          
очередь о железнодорожном и наземном транспорте, но в принципе, когда мы        
каждый раз натыкаемся на такую вот ситуацию, мы должны видеть и глубинные       
корни. Если говорить вообще о капиталистической цивилизации, то разве нас не    
вгоняет в шок раз за разом то, что происходит в Соединённых Штатах Америки      
или даже в очень благополучной Швеции - применение оружия, расстрелы своих      
одноклассников, покушения в семье и так далее?                                  
                                                                                
Повторяю: моё мнение - надо поддерживать принципиальное предложение депутата    
Руденко, но также надо видеть и более крупные проблемы, которые сегодня в       
жизни России есть.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!               
Рассматриваемым законопроектом предлагается ужесточить санкции по двум частям   
статьи 11.17 КоАП Российской Федерации.                                         
                                                                                
Следует подчеркнуть, что усиление ответственности должно быть серьёзно          
обосновано данными правоприменительной практики, указывающими на то, что        
существующие в настоящее время санкции подлежат изменению ввиду их              
неэффективности, однако такие данные в пояснительной записке отсутствуют, из    
чего можно сделать вывод о том, что подобный анализ не проводился.              
                                                                                
Вместе с тем законопроект не учитывает необходимость дифференцировать           
наказание в зависимости от степени общественной вредности противоправных        
действий, а также необходимость соотношения с санкциями за другие               
правонарушения в соответствующей области общественных отношений, в данном       
случае речь идёт о правилах поведения на транспорте. Предлагаемое повышение     
штрафа в отдельных частях статьи 11.17 КоАП приведёт к диспропорции санкций.    
                                                                                
Также инициаторами законопроекта не учтено, что административный арест          
устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды   
административных правонарушений и не может применяться, в частности, к лицам,   
не достигшим возраста восемнадцати лет. При этом из пояснительной записки к     
законопроекту следует, что правонарушение по части 1 статьи 11.17 кодекса в     
основном совершается несовершеннолетними гражданами.                            
                                                                                
На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный         
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, в первую очередь хочется отметить, что я немножко не     
согласен с Андреем Викторовичем в плане концепции подхода к вопросу и           
приведения примера насчёт того, что подростки могут упасть случайно в метро     
на пути. Мне кажется, всё-таки данный законопроект касается не совсем этого     
примера, и смешивать возможный несчастный случай и нарушения на транспорте -    
это всё-таки не очень правильно, не очень корректно.                            
                                                                                
Что касается выступления Вячеслава Ивановича. Вячеслав Иванович, второй день    
мы слышим от вас о согласии с концепцией в целом. Вчера вы согласились с        
концепцией законопроекта в части агрессивного вождения, но тем не менее ваш     
комитет выразил позицию о непринятии законопроекта в первом чтении. Также и     
сегодня мы от вас услышали, что в целом вы согласны с концепцией, вы говорили   
о том, что необходимо уделять достаточное внимание и готовы поработать в этом   
направлении, но тем не менее в первом чтении законопроект предлагаете           
отклонить.                                                                      
                                                                                
Я напомню, что в соответствии со статьёй 3.1 Кодекса об административных        
правонарушениях, где говорится о целях административного наказания,             
административное наказание является установленной государственной мерой         
ответственности за совершение административного правонарушения и применяется    
в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим                
правонарушителем, так и другими лицами. В настоящее время - и докладчик чётко   
это обозначил - административная ответственность за совершение                  
правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 11.17 Кодекса об           
административных правонарушениях, недостаточна для достижения цели              
административного наказания, так как действие её малоэффективно в части         
предупреждения совершения новых правонарушений, включая нарушения со стороны    
несовершеннолетних. Данное обстоятельство очень чётко подтверждается            
статистическими данными, приведёнными в пояснительной записке, о том, что за    
этот год практически в два раза увеличилось количество правонарушений по        
сравнению с 2011 годом. Это достаточно серьёзные статистические данные, и я     
не понимаю, какие, собственно, статистические данные нужны ещё.                 
                                                                                
Следует заметить, что предлагаемое применение административного наказания в     
виде административного ареста сроком до пятнадцати суток за правонарушение,     
предусмотренное частью 1 статьи 11.17 Кодекса об административных               
правонарушениях, является, конечно, чрезмерным, так как правонарушения такого   
характера совершаются большей частью лицами, не достигшими                      
восемнадцатилетнего возраста, и в отношении их данный вид наказания не          
применяется, поэтому достаточно ограничиться в этой части просто повышением     
штрафа.                                                                         
                                                                                
Что касается замечаний, содержащихся в официальном отзыве Правительства         
Российской Федерации, здесь, конечно, возникают некоторые вопросы. Вот          
замечание в части нежелательности установления фиксированного размера штрафа    
и необходимости применения дифференцированного подхода к назначению наказания   
за совершение административных правонарушений вполне может быть учтено при      
подготовке законопроекта ко второму чтению, и я не понимаю, какие,              
собственно, могут быть здесь аннотации помимо этого.                            
                                                                                
Более полные статистические данные, если Правительству Российской Федерации     
потребовались бы таковые, можно абсолютно... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. ...можно было абсолютно без проблем запросить у ОАО "РЖД",    
которое, как я понимаю, обращалось ко всем фракциям с просьбой поддержать       
данный законопроект, и при этом приводились достаточные обоснования в пользу    
усиления административной ответственности в части регулирования данных          
вопросов.                                                                       
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект и обращается ко всем своим           
коллегам с предложением последовать нашему примеру.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Я повторю: фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает инициативу      
Андрея Викторовича. Проблема назрела, в частности, это касается и зацеперов,    
и соблюдения нашими гражданами, пассажирами, и общих этических правил, и        
правил поведения пассажиров на борту самолёта, на железнодорожном транспорте,   
касается и автоперевозчиков. Конечно же, проблема назрела. Масса репортажей в   
СМИ о поведении наших туристов, возвращающихся из ближнего зарубежья после      
прошедших новогодних праздников, когда они, находясь в определённом             
состоянии, своим поведением ставят под угрозу безопасность и жизнь других       
пассажиров. Всё это вызывает кучу вопросов.                                     
                                                                                
Вот мой коллега по фракции ЛДПР Старовойтов сосредоточился на юридических       
моментах, а я бы хотел немножко о другом сказать, затронув и предыдущий         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский сказал, что не проанализирована              
эффективность существующих санкций, то же самое было и в содокладе, и           
Вячеслав Иванович говорил о том, что не повысится эффективность, не будет       
решена проблема, но есть такие вещи, как общеизвестные факты. Не надо быть      
специалистом, чтобы, выйдя на улицу в час пик, увидеть, что проблема с          
пробками не решена, и всё новые факты - их СМИ освещают с такой довольно        
трагичной регулярностью - о происшествиях на электро-, железнодорожном          
транспорте в большей степени, на судах, на воздушных судах, на борту            
самолётов и так далее, они говорят о том, что проблема есть, она не решена.     
                                                                                
О степени массовости можно говорить, об эффективности можно говорить. Мы        
гонимся за эффективностью, за модернизацией и прочее, и прочее, но вот что      
должно стать критерием эффективности закона? Понятно, что, усиливая санкцию,    
вводя санкцию, мы не искореним правонарушения и это явление как таковое.        
                                                                                
Мы можем не ужесточать ответственность за педофилию, за какие-то другие         
страшные преступления, но всё равно наше общество, человечество будет           
порождать этих уродов, которые будут совершать эти бесчеловечные поступки, но   
сделать так, чтобы их было как можно меньше, - это в наших силах: ужесточить    
ответственность, установить новый состав. Критерием принятия закона должна      
стать человеческая жизнь.                                                       
                                                                                
Вот я не могу согласиться ни с Александром Сергеевичем, ни с докладчиком,       
Андреем Викторовичем, который говорил, что вот с электрички подросток           
сорвётся и куча людей не попадёт на работу. Да хоть вся страна наша не          
попадёт один день на работу - ничего страшного, если наш закон, принятый        
сегодня, позволит хотя бы одну человеческую жизнь сохранить! Всё-таки           
критерием принятия закона должна стать человеческая жизнь. Если мы примем сто   
тысяч законов и этим сто тысяч жизней сохраним - это уже будет хорошо, и не     
надо смотреть, есть пробки или нет, - это, конечно, тоже важный критерий, но    
далеко не первоочередной.                                                       
                                                                                
Безусловно, нужно принимать этот закон, и мы будем просить коллег из других     
фракций всё-таки проголосовать за него, можно его доработать, устранить         
недостатки, которые есть, ко второму чтению... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович, вы будете выступать ещё? Микрофон включите Андрею            
Викторовичу Руденко.                                                            
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Хотел выразить огромную благодарность коллегам, поддержавшим      
концепцию моего законопроекта. И с учётом выступлений - всё-таки спасибо        
Регламенту, он помогает немножко сконцентрироваться - хотел сказать о том,      
что не отразил в своём выступлении.                                             
                                                                                
Что касается ОАО "РЖД": это не инициатива "РЖД", это лично моя инициатива, я    
просто обратился в "РЖД" с просьбой предварительно дать заключение, прежде      
чем выносить такой законопроект. Это моя личная инициатива, основанная на       
сообщениях средств массовой информации, на том, что я, буквально как            
избиратель тот же и обыкновенный гражданин Российской Федерации, смотрю по      
телевизору и читаю газеты.                                                      
                                                                                
Второе, то, что касается метро. Речь идёт не просто о несчастных случаях в      
метро - вот выступал представитель фракции ЛДПР, - я не рассматриваю            
несчастные случае в метро, это действительно несчастные случаи, дело в том,     
что зацепинг в метро приобретает... Если вы почитаете прессу, увидите           
достаточно такие интересные вещи: подростки соревнуются уже в том, чтобы не     
просто проехать на каком-то там локомотиве, а зацепившись за уже закрытые       
двери, когда двери закрываются, и уже за закрытыми дверями проехать хотя бы     
одну остановку, - вот это и есть тот самый зацепинг.                            
                                                                                
Что касается жизни. Конечно, жизнь человеческая важна, и в первую очередь       
законопроект, вы все прекрасно поняли, коллеги, направлен на предупреждение     
получения увечий: понимаете, чтобы ребёнок не стал инвалидом, чтобы ему ногу    
не отрезало или он не получил тяжёлые ожоги и так далее, - на это в первую      
очередь направлен законопроект. Я просто привёл пример с коллапсом, потому      
что, вы знаете, вот только когда у нас случился коллапс в Домодедово с          
энергетикой, к этому привлекли внимание, нашли оффшоры и всё остальное и тому   
подобное, и пассажиров успокоили, и приняли какие-то меры. Я привёл этот        
пример, потому что мы эту тему... Вот мой законопроект сейчас не примем:        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет голосовать. Много женщин здесь присутствует,   
и я хотел бы к ним обратиться: вы практически все матери, поэтому посмотрите    
на это с точки зрения безопасности своих детей - не дай бог, если они будут     
втянуты в такие вот авантюры.                                                   
                                                                                
Что касается численности (я в своём выступлении забыл сказать), вы знаете,      
она растёт в арифметической прогрессии. У нас данные нарушения стали            
фиксироваться примерно с 2006 года: тогда порядка пятисот человек зацеперов     
участвовали в этом интернет-сообществе. В настоящий момент только в городе      
Москве - вдумайтесь в эти цифры! - шестнадцать тысяч молодых людей втянуты во   
всё это. Представляете, зацеперы - это целая такая небольшая армия молодых,     
спортивных людей: этим занимаются в основном молодые и спортивные. Это так      
же, как в горы выходят без альпинистского снаряжения, а потом целые             
спасательные операции проводятся: они не думают об опасности. У них есть        
Интернет, они размещают там фото и видео - это как реклама, это уже хобби       
такое. И это отвлекает подростков от полезных дел, они занимаются уже этими     
вещами, не думая о той смертельной опасности, которой подвергают себя, свои     
семьи, своих родителей.                                                         
                                                                                
Мой законопроект в первую очередь носит превентивный характер, предлагаемые     
меры направлены на предупреждение. Ни в коем случае не предусматривается, что   
сейчас всех будут сажать, заставлять платить штраф 5 тысяч и так далее, нет.    
Вы посмотрите, если вы бываете за границей, к примеру, в той же Англии на       
самых видных местах предупреждение: "За распитие спиртных напитков в            
общественном месте штраф 500 фунтов", 25 тысяч на наши деньги, - вы думаете,    
там кто-нибудь пьёт в общественных местах? Нет, дешевле пойти в бар и выпить.   
Тут то же самое: если у нас на РЖД, во всех электричках, везде будет реклама    
дана соответствующая, если Минтранс это сделает - объявит, что, мол, дорогие    
зацеперы... На их же форумах всё это будет выкладываться, те же блогеры         
напишут, что усилилась ответственность - до 5 тысяч штраф, до пятнадцати        
суток. Тогда и транспортная милиция будет работать соответствующим образом, а   
не отмахиваться. Что, она будет гоняться за ними из-за ста рублей этих, чтобы   
себе создать проблемы - протокол составлять и так далее? Конечно же не будет.   
Поэтому мой законопроект прежде всего направлен на превентивные меры, на меры   
предупредительного характера.                                                   
                                                                                
Я благодарен всем коллегам, поддержавшим и понявшим мою концепцию. Я            
благодарен даже профильному комитету за то, что он... всё-таки меня             
приглашали на заседание профильного комитета, но я не смог прийти, а иначе,     
может быть, я там свою концепцию изложил бы более точно. Ещё раз спасибо,       
коллеги. Я всё-таки надеюсь, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" к "часу                
голосования", может, как-то пересмотрит свою позицию и в первом чтении          
законопроект будет принят. Тем более, что в базе АСОЗД комитет разместил        
постановление (Сергей Евгеньевич, обратите внимание), там написано чётко:       
принять в первом чтении законопроект, предложенный депутатом Руденко,           
направить для предложений во втором... и так далее.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков, будете выступать? Нет. Спасибо.                      
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4967 по 4983 из 6770
Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.17        
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.44,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.