Заседание № 260

11.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 872501-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования полномочий учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2370 по 2417 из 6681
Следующий - 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский        
институт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".               
                                                                                
Ахмат Чокаевич Эркенов.                                                         
                                                                                
ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В предлагаемом ко второму      
чтению тексте законопроекта учтены все замечания, которые были высказаны        
Правительством Российской Федерации, Правовым управлением и депутатами.         
Поступило тринадцать поправок в основном технического характера. Комитет        
предлагает принять все поправки, поддержать нашу рекомендацию.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ахмат Чокаевич, рано, подождите, мы ещё должны            
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              248 чел.55,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    248 чел.                                          
Не голосовало                 202 чел.44,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Теперь пожалуйста.                                                              
                                                                                
ЭРКЕНОВ А. Ч. Комитет подготовил все необходимые материалы для принятия         
законопроекта и в третьем чтении, прошу вынести на голосование. Спасибо.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ахмат Чокаевич.                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5467 по 5505 из 6681
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" и        
отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято во втором чтении.                                                       
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Нет.                                           
                                                                                
А вообще, коллеги, меня слышно или Николай Васильевич громче говорит? Или вы    
потише, Николай Васильевич.                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.33,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 254

14.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 872501-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования полномочий учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"; внесён депутатами Государственной Думы В. В. Бурматовым, В. М. Кононовым, Н. И. Макаровым, Н. В. Герасимовой, М. В. Дегтярёвым, С. Е. Нарышкиным, В. А. Черешневым, Н. В. Левичевым, а также Н. И. Булаевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4766 по 4997 из 6643
Следующий, 6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в       
Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский        
институт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".               
                                                                                
Владимир Михайлович Кононов, пожалуйста.                                        
                                                                                
КОНОНОВ В. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Курчатовский      
институт представлять не надо, он известен всему миру. Основанный в 1943        
году, институт является одним из важнейших исторических средоточий              
отечественной науки XX века. Именно здесь разрабатывались первые образцы        
советского ядерного оружия, благодаря чему сегодня границы нашей страны         
надёжно защищены, а сама Россия является крупнейшей ядерной державой, именно    
здесь ставились первые эксперименты по развитию мирного атома. В Курчатовском   
институте были разработаны первый в России циклотрон, первый в Европе атомный   
реактор и первая в мире промышленная атомная электростанция.                    
                                                                                
Сегодня атомная энергетика - один из главных драйверов научно-технического      
прогресса не только в нашей стране, но и в мире. Оставаясь лидером в этой       
сфере, наше государство продолжает последовательно реализовывать стратегию      
эффективного развития отрасли как наиболее наукоёмкой и высокотехнологичной,    
способной обеспечить России мощный инновационный прорыв.                        
                                                                                
С момента создания национального исследовательского центра "Курчатовский        
институт", объединяющего сегодня четыре института, - я напомню: это             
непосредственно Курчатовский институт в Москве, Институт теоретической и        
экспериментальной физики, тоже в Москве, Институт физики высоких энергий в      
Протвино Московской области и Петербургский институт ядерной физики в Гатчине   
Ленинградской области - прошло более пяти лет (напомню, что закон был принят    
в июле 2010 года), за это время он превратился в многоотраслевой национальный   
научный центр, в его работе появились новые перспективные направления: здесь    
проводятся исследования в области ядерной медицины,                             
информационно-коммуникационных систем, нано- и биотехнологий, социальных и      
гуманитарных наук, ну и, конечно, продолжается работа в интересах обороны и     
безопасности России. Сегодня Россия - мировой лидер по экспорту мирного         
атома. Только в этом году заключены контракты с 12 странами на строительство    
30 энергоблоков на сумму, обратите внимание, порядка 300 миллиардов долларов    
и во всей этой работе важнейшим элементом является Курчатовский институт.       
                                                                                
Итак, пятилетний опыт работы национального исследовательского центра, а также   
масштаб тех принципиально новых задач, которые сегодня стоят перед нами в       
научно-исследовательской и инновационной сферах, требуют существенного          
повышения уровня стратегического планирования и более эффективной системы       
управления. Основные предложения, заложенные авторами в рассматриваемом         
законопроекте, связаны, во-первых, с системой управления центром и,             
во-вторых, с его имущественным комплексом.                                      
                                                                                
Об управлении. В соответствии с законопроектом президент национального          
исследовательского центра возглавляет орган стратегического управления и        
контроля - наблюдательный совет. Для эффективного исполнения советом            
указанных функций создаётся бюро наблюдательного совета, возглавляемое          
президентом центра. В результате образуется чётко очерченная вертикаль          
стратегического управления: президент, наблюдательный совет и бюро              
наблюдательного совета, при этом с целью усиления роли государства в            
определении стратегии деятельности национального исследовательского центра      
"Курчатовский институт" президент и члены наблюдательного совета центра         
назначаются Президентом Российской Федерации. Президент НИЦ отчитывается о      
работе центра непосредственно перед главой государства, тем самым повышаются    
статус центра и ответственность президента центра.                              
                                                                                
Ещё одним важным, концептуальным элементом данного законопроекта является       
возможность включения в состав НИЦ предприятий различных                        
организационно-правовых форм - это существенно расширяет возможности центра в   
осуществлении инновационной деятельности, не требуя дополнительных расходов     
федерального бюджета. Тем самым нормы законодательства приводятся в             
соответствие с положениями аналогичного закона о НИЦ "Институт имени            
Жуковского", который мы с вами приняли в октябре прошлого года.                 
                                                                                
Хочу отметить, что законопроект призван не только оптимизировать и              
усовершенствовать функционирование НИЦ "Курчатовский институт", но и серьёзно   
усилить лидирующие позиции нашего государства в сфере атомной науки и, как      
следствие, атомной промышленности.                                              
                                                                                
Законопроект поддержан Комитетом Госдумы по науке и наукоёмким технологиям,     
Комитетом по науке, образованию и культуре Совета Федерации, Правительством     
Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы         
сделало ряд замечаний юридико-технического характера, которые, естественно,     
будут учтены ко второму чтению.                                                 
                                                                                
Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям рекомендует      
Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Михайлович.                             
                                                                                
Коллеги, какие есть вопросы? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Владимир Михайлович, спасибо за доклад. По моему мнению, такую структуру        
управления надо было утвердить уже давно. Вот вы назвали фантастические цифры   
по "мирному атому" и по другому атому - мы понимаем, что в сложившейся          
экономической и внешнеполитической ситуации мы просто обязаны пересмотреть      
структуру управления. Сейчас мы предоставляем это право президенту, в связи с   
чем ответственность членов наблюдательного совета поднимается кратно. На ваш    
взгляд, мы сможем таким образом помочь придать динамику этому центру и          
сделать этот наблюдательный совет рабочим органом, который был бы               
действительно эффективным, действенным, помогал бы развиваться, а не служил     
бы просто статусной площадкой для некоторых лиц?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Михайлович, пожалуйста.                          
                                                                                
КОНОНОВ В. М. Спасибо за вопрос, Михаил Иванович. Все прекрасно понимают, что   
в современном мире научное и технологическое развитие становится практически    
базовым элементом национальной безопасности, и задачи, которые Президент        
России поставил перед НИЦ "Курчатовский институт", конечно, масштабны,          
ответственность колоссальная - в этом плане, я считаю, абсолютно логично, что   
президента и наблюдательный совет центра будет утверждать глава государства и   
что президент центра будет перед ним отчитываться. Ещё добавлю: в последнее     
время, особенно в связи с реформой РАН, было много критики - дескать,           
государство отворачивается от науки, - и вот сейчас перед нами яркий пример     
того, что государство, глава государства поворачиваются к науке, особенно к     
такой, как ядерная физика.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владимир Михайлович, вот у меня данные начиная с       
2005 года: каждый год при принятии бюджета мы отмечаем в этом зале, что по      
уровню финансирования науки мы занимаем 117-е, 118-е, 120-е место в мире, у     
нас на науку идёт 0,47 процента бюджета, в то время как в других странах - 6,   
8, 9 процентов. То есть общий провал. Не случайно полтора миллиона учёных от    
нас убежали - не из-за зарплаты, а за более эффективной работой, когда есть     
на что опираться. А вопрос у меня такой: почему вы поднимаете вопрос не о       
финансировании, а о лучшей работе учредителя и собственника имущества - это     
что, самое узкое место?                                                         
                                                                                
И второй момент: почему только Курчатовский институт? У нас провальные НИИ      
электроники, приборостроения; в Рязани великолепный был институт по герконам,   
все наши телефоны сделаны на заграничных герконах, хотя родина этого изделия    
- Рязань. Почему эти сферы не поддерживаете?                                    
                                                                                
КОНОНОВ В. М. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос.                           
                                                                                
Что касается денег, их, как известно, всегда не хватает, ну и конечно, было     
бы здорово, если бы бюджет был резиновый и денег на науку было больше - кто     
же против? Но бюджет такой, какой он есть. Я хочу вам сказать, что денег на     
науку даётся не меньше - их стали давать более правильно. Я вместе с            
коллегами Чепой, Дегтярёвым и уважаемым Иваном Ивановичем Мельниковым являюсь   
членом попечительского совета Российского научного фонда и могу вам сказать,    
что ведётся жесточайший отбор, фонд работает очень чётко по грантовым делам,    
просто меняется структура финансирования науки.                                 
                                                                                
Что касается Курчатовского института. Я не буду приводить цифры, но два         
главных момента, я уже говорил, - это управленческие изменения и                
имущественные. Вот имущественные изменения направлены на то, чтобы как можно    
меньше брать из бюджета и чтобы была возможность зарабатывать, получать доход   
из внебюджетных источников.                                                     
                                                                                
И второй вопрос, что касается других направлений науки и других институтов. Я   
уже приводил пример по национальному исследовательскому центру "Институт        
имени Жуковского", думаю, что будут и другие, но ядерная физика - об этом я     
тоже говорил - является, может быть, одним из главных, если не главным          
драйвером научно-технического развития сегодня, не говоря уже об                
обороноспособности.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Владимир Михайлович, какой вы видите процедуру отбора Президентом     
Российской Федерации кандидатов в наблюдательный совет? Он сам будет отбирать   
или кто-то, так сказать, ему помогать будет?                                    
                                                                                
И второй вопрос: вас не удивляет, что органом управления центра является не     
президент, которого вы обозначили как главную фигуру, а директор?               
                                                                                
КОНОНОВ В. М. Совершенно верно, в новой структуре директор исполняет текущее    
руководство центром, и это логично, потому что есть стратегическое              
планирование и контроль, а есть текущая деятельность центра, в том числе        
хозяйственная, - эти функции однозначно надо разделять. То же самое мы с вами   
сделали и по Академии наук, когда формировали ФАНО. Много было споров, но       
сейчас я, как человек, который в этой сфере непосредственно находится, могу     
сказать, что как-то я не слышу очень много споров, то есть в принципе очень     
многие считают, что всё сделано правильно.                                      
                                                                                
Что касается качественного состава... (Шум в зале.) Николай Васильевич, я вас   
не перебивал, вы сегодня много выступали.                                       
                                                                                
Значит, что касается качественного состава. Ну, наверное, президент центра      
будет формировать предложения по наблюдательному совету и подавать их выше.     
Не думаю, что он будет делать это один, потому что в государстве есть и         
другие структуры, но, наверное, основные предложения будут его.                 
                                                                                
Я разговаривал с нынешним директором и хочу вам сказать, что он недоволен       
тем, как работает та наблюдательная структура, которая существует: очень        
много формализма. Авторы законопроекта хотят сделать так, чтобы                 
наблюдательный совет не был формальным органом, а бюро наблюдательного совета   
было постоянно действующим, текущим органом управления.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ахмат Чокаевич Эркенов.                                                         
                                                                                
ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Владимир Михайлович, кто может быть избран почётным президентом, на какой       
срок и каковы его функции?                                                      
                                                                                
КОНОНОВ В. М. Институт почётных президентов или вице-президентов не нов, он     
есть в образовательных учреждениях, он есть в научных центрах, он есть в        
академиях наук мира. Речь идёт, конечно, о преемственности, об уважении к тем   
людям, которые сделали колоссальный вклад в науку. Ну, возьмите Евгения         
Павловича Велихова, нынешнего президента НИЦ "Курчатовский институт", - это     
человек, который прошёл путь от младшего научного сотрудника до президента      
исследовательского центра, это же кладезь науки, это человек всемирно           
известный! Вопрос о преемственности, которая, к сожалению, очень часто          
нарушалась и, наверное, всё ещё нарушается у нас, данная концепция              
законопроекта, наоборот, помогает решить, преемственность создаётся. Конечно,   
президентами могут быть выдающиеся руководители в области науки, которые        
компетентны в этой сфере и имеют большой опыт не только научной, но и           
управленческой деятельности.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Михайлович, присаживайтесь.             
                                                                                
Все вопросы заданы. Давайте сделаем паузу, прервёмся на голосование, а потом    
продолжим обсуждение законопроекта. Но прежде чем объявить "час голосования",   
сделаю небольшое объявление: завтра в этом зале, в зале пленарных заседаний     
Государственной Думы, состоится заседание Совета законодателей с участием       
председателей законодательных собраний, региональных парламентов, поэтому       
просьба после голосования убрать карточки для голосования, а также любые        
личные вещи. Спасибо.                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5234 по 5539 из 6643
Продолжаем обсуждение 6-го вопроса повестки. Кто хотел бы выступить? Прошу      
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ахмат Чокаевич Эркенов, пожалуйста.                                             
                                                                                
ЭРКЕНОВ А. Ч. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Этот              
законопроект необходимо принять по следующим мотивам. Мы являемся свидетелями   
реформ, осуществляемых в сфере образования и науки, они касаются и              
объединения институтов, и их финансирования, и кадрового обеспечения,           
большая часть профессионального сообщества и общественность воспринимают их     
не очень позитивно. Так вот, данный законопроект полностью поддерживается не    
только правительством, но и, что очень важно, самими представителями            
национального исследовательского центра "Курчатовский институт". Это первое.    
                                                                                
Второе. В соответствии с этим законом НИЦ "Курчатовский институт" может на      
базе федеральной собственности организовать автономное учреждение. Мы знаем,    
что Курчатовский институт - один из немногих институтов, которые занимаются     
междисциплинарными связями, а в данном случае возможна ещё и реализация         
главной цели: интегрирование науки, образования и производства.                 
                                                                                
Третье. Не каждая власть готова отдать часть своих полномочий, но в данном      
случае Правительство Российской Федерации это делает, и НИЦ "Курчатовский       
институт" вправе привлечь для выполнения своих задач в том числе частный        
бизнес - это мировая практика.                                                  
                                                                                
Ну и последнее. Предлагаются новые механизмы управления, которыми               
обеспечивается преемственность поколений, когда наряду с молодыми учёными       
могут работать выдающиеся учёные, о чём говорил Владимир Михайлович, и я        
считаю, что это тоже очень важно.                                               
                                                                                
Сергей Евгеньевич, в средствах массовой информации говорят о том, что нет       
обратной связи между тем, что мы делаем как законодатели, и тем, как эти        
законы реализуются. Наверное, неплохо было бы на примере этого закона через     
год-два обсудить результаты, а затем уже рекомендовать принятие подобных        
законов и для тех отраслей, вопросы о которых здесь задавались.                 
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я не разделяю пафос докладчика, Владимира       
Михайловича Кононова, относительно ситуации с Курчатовским институтом в наше    
время. Дело в том, что бесспорные фундаментальные достижения этого института    
были достигнуты в то время, когда существовала тесная связь учёных различных    
институтов Российской академии наук, Академии наук Советского Союза, ведущих    
академиков с коллективом института, а сейчас у нас, к сожалению, имя            
директора института Ковальчука связывается с вот этой беспрецедентной атакой    
на Российскую академию наук, которая чуть не закончилась её полным разгромом,   
и финальная точка здесь ещё не поставлена.                                      
                                                                                
Мы считаем, что текст этого законопроекта гораздо слабее состава его, как       
говорится, инициаторов. Но всё-таки хотел бы начать с конструктива. Вот здесь   
говорилось о том, что законопроект поддерживают сами учёные. Это не совсем      
так: администрация, видимо, конечно, поддерживает, однако я связался с          
профсоюзными организациями, и у них есть ряд предложений вообще по изменению,   
так сказать, по наладке этого механизма, который создан в Курчатовском          
институте. Я предлагаю разработчикам встретиться, ведь есть такая структура,    
как координационный комитет, "РКК-Наука", куда все эти институты входят,        
встретьтесь с ними, у них есть конкретные предложения, и вы сможете учесть их   
при доработке законопроекта ко второму чтению, которое, так сказать,            
очевидно, будет иметь место.                                                    
                                                                                
Какие у нас претензии к этому законопроекту? Их две. Первая носит               
концептуальный характер и связана с тем, что у нас начинают путать              
конституционные обязанности президента и правительства. Я вас отсылаю к         
Конституции, где чётко сформулировано, что исполнительную власть осуществляет   
правительство. У нас, к сожалению, правительство осуществляет её так, что       
любой ценой пытаются пристегнуть президента, для того чтобы он решал все        
вопросы. Не в состоянии он это делать! Мы уже путаем функции президента и       
верховного правителя, падишаха. К чему это приводит?                            
                                                                                
Я более существенный, конечно, вопрос хотел прояснить: в организации            
структуры путаница, хотелось бы, чтобы администрация президента как-то          
высказалась. Вот президент в соответствии с Конституцией, в соответствии с      
федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней      
политики. Вот президент принял указы - их несколько, - которые все стараются    
выполнять. В одном написано, что в ближайшее время необходимо обеспечить 200    
процентов от средней зарплаты по региону для научных и педагогических           
работников - абсолютно благородная цель... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
КАШИН Б. С. Почему две? Семь минут.                                             
                                                                                
И в результате...                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КАШИН Б. С. Ну вот, сбивают меня постепенно.                                    
                                                                                
А в другом указе написано, что правительство обязано обеспечить                 
финансирование науки в размере 1,77 процента ВВП в 2015 году. Не выполнило      
это правительство. Кто может отменить эти указы президента? Он сам может, -     
не в судебные же органы обращаться?! - но не отменяет. К чему это приводит? А   
приводит это к тому, что все понимают: единственный способ выполнить указ       
президента - это в 2 раза сократить численность научных работников, такая       
тенденция просматривается. Поэтому мы и должны, как говорится, остановить       
административную чехарду, каждый должен заниматься своим делом! Если            
правительство не в состоянии... В частности, к министру, я думаю, у всех есть   
претензии - так замените министра! Но нет, президент займётся! И вот в          
результате мы получаем то, что у нас есть: у нас законодательство вообще, в     
целом в области науки - это череда административных, управленческих авантюр.    
Посмотрите: что такое "Сколково", что такое "Роснано", что такое реформа        
РАН?! Ну, здесь не такая опасная ситуация, но функции органов власти надо       
различать, а у нас здесь происходят систематические нарушения.                  
                                                                                
И вторая претензия - это личный момент. Конечно, есть ощущение, что закон       
написан под конкретного человека. Недавно мы приняли положение о том, что в     
65 лет директор должен уходить, но уходить ему не хочется, и тогда              
изобретается структура, в которой президент центра назначается                  
непосредственно президентом страны, он не является органом управления, но       
единолично, даже без участия наблюдательного совета, вносит кандидатуру         
директора на утверждение в правительство. Как будет отчитываться коллектив об   
этой работе? Ну как правительство будет проверять институт... (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. ...если его вместе со всем наблюдательным советом назначил          
Президент России? Ну что это с точки зрения, как говорится, теории и практики   
управления? Не очень хорошо, когда под человека пишутся законопроекты!          
                                                                                
Мы, безусловно, за развитие этого коллектива, но мы предлагаем всё-таки         
задуматься о том, кто и как пишет нормативные акты, касающиеся нашей науки.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич.                                 
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк.                                                         
                                                                                
Пока Михаил Иванович идёт к трибуне: Борис Сергеевич, во-первых, спасибо за     
комплимент, а, во-вторых, в отношении вашей рекомендации разработчикам          
законопроекта встретиться с учёными Курчатовского института могу сказать, что   
я вашу рекомендацию выполнил, воспользовался ею - две недели назад встретился   
в Гатчине с учёными Петербургского института ядерной физики, который является   
составной частью НИЦ "Курчатовский институт", и обсудил с ними подходы,         
изложенные в законопроекте. Учёные - я говорил не с директором, а с учёными -   
поддерживают.                                                                   
                                                                                
Михаил Иванович, пожалуйста, вам слово.                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Большое спасибо.                                                   
                                                                                
Ну, отчасти могу согласиться с Борисом Сергеевичем...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Да. А это новый стаканчик мне принесли, Владимир Вольфович         
научил всех. (Оживление в зале.)                                                
                                                                                
...в том, что касается работы правительства, но не соглашусь в другом. Мы       
говорим, что в данном случае мы не получаем механизма контроля, но президент    
же назначает министров? Назначает. А потом Счётная палата проверяет             
министерства, и проверяет достаточно жёстко: я читал последний отчёт Счётной    
палаты, за прошлый год, и там камня на камне не оставили, то есть там без       
оглядки всё пишется и, как говорится, все получают по первое число - дай бог,   
чтобы ещё исправлялись. Я думаю, что этот механизм всё-таки оптимален: видя     
масштаб этой структуры, центра "Курчатовский институт", мы всё-таки понимаем,   
что те сотни миллиардов долларов плюс внешняя политика и та степень             
ответственности, они, ну, вполне сопоставимы.                                   
                                                                                
Приведу простой пример. Мы с делегацией были на 9 Мая в Азербайджане, в         
городе Баку и нас поразила чистота городского парка, и замдиректора парка с     
такой гордостью нам сказал: "Меня назначил на эту должность сам президент!" И   
дело не в том, что президенту нечем больше заняться, он его, может, раз в       
жизни видел, назначил, и всё, но для человека это ответственность,              
колоссальная ответственность. Люди приезжают со всего мира - из Германии, из    
Америки, из Франции, - смотрят и говорят, что такой чистоты не видели. Вот по   
Берлину пройди - там грязь, валяются банки, бутылки из-под пива возле           
мусорки, а вот они не считают чем-то плохим для себя, что президент назначает   
директора парка, и показывают результаты, и вот эта всемирная универсиада, то   
есть, извините, Европейские игры в Баку показали, что там действительно всё     
на должном уровне.                                                              
                                                                                
Что касается центра "Курчатовский институт", моё личное убеждение: управлять    
структурой может мобильный орган. Я абсолютно с вами согласен, мнение           
академического сообщества должно учитываться полностью, скажу больше: даже во   
всех крупнейших инфраструктурных проектах, в которых мы участвуем полным        
рублём, обязательно должно учитываться мнение академиков, мнение Академии       
наук, пусть действительно дают оценку, а не просто так кому-то взбрело в        
голову какую-нибудь дорогу на Марс построить и назавтра все побежали и          
проголосовали, нет. Но здесь-то решение обдуманное, осмысленное, и Сергей       
Евгеньевич подтвердил, что идёт диалог...                                       
                                                                                
Можно мне добавить время?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте две минуты.                          
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Диалог очень непростой, академическое сообщество всегда имеет      
мнение, по любому вопросу, но то, что в этом отношении все открыты и            
направление верное, это совершенно точно.                                       
                                                                                
В завершение я хотел бы всё-таки сказать, что, когда мы имеем в                 
наблюдательном совете одних министров и заместителей министров (замечательные   
люди, отличные руководители, но каждый сам по себе руководитель), он не         
является таким управляющим органом, как в бизнесе, а это всё-таки не просто     
наука, это ведь и бизнес: мы знаем, что атомная энергия - это один из самых     
эффективных и дешёвых энергетических ресурсов в мире. Что бы там нам про        
сланцевую нефть, про ветряки американцы ни рассказывали, это всё хорошо, но     
это будущее, а сегодня, мы это понимаем, именно атомная энергия -               
колоссальный потенциал для страны, и экономический в первую очередь, и          
внешнеполитический. Так что закон надо принимать.                               
                                                                                
А что касается наблюдательного совета, то я приведу простой пример. В           
подавляющем большинстве акционерных обществ во всём мире в состав совета        
директоров по должности входит генеральный директор, и он не является           
каким-то привилегированным лицом, он просто там должен быть, поэтому я не       
стал бы утверждать, что этот закон написан под конкретного человека, - мы       
всегда можем это сказать в отношении любого законопроекта, - в данном случае    
мы получим орган, который будет более, можно сказать, подответственным, он не   
теряет подотчётности, а та степень спроса, которая появится после назначения    
президентом на эту должность и в наблюдательный совет, обязывает к гораздо      
большему, чем если бы это было просто какое-то абстрактное назначение           
правительством, когда имеет место коллективная безответственность. Здесь надо   
говорить открыто: президент, доверяя, в определённой степени разделяет и        
большую ответственность с людьми, которые будут тянуть эту лямку, и это         
достаточно серьёзно.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как мне кажется,   
Владимир Михайлович очень ярко представил Курчатовский институт в своём         
выступлении и нет смысла, наверное, останавливаться на заслугах этого           
научного учреждения и говорить о его вкладе в историю - даже так скажу -        
нашей страны. Однозначно это ведущее научное учреждение, это флагман            
отечественной науки, и даже, наверное, уже не только отечественной - это,       
можно сказать, ведущее научное заведение мира! Именно поэтому очень даже        
логично, что эта инициатива, внесённая рядом депутатов (и, кстати,              
Председатель Думы в числе соавторов - может, кто не заметил), придаёт           
дополнительный статус этому заведению, этому учреждению науки, которое как      
раз должно представлять науку на международной арене. Президент Курчатовского   
института, пользуясь новым статусом, сможет более достойно представлять нашу    
страну, нашу отечественную науку на зарубежной арене, именно поэтому я не       
вижу никаких оснований для критики того, что не правительство назначает         
президента центра. Есть директор института, который назначается                 
правительством, то есть орган исполнительной власти назначает как раз те        
органы управления, которые отвечают за работоспособность Курчатовского          
института, осуществляют как раз все хозяйственные функции, о чём мы говорили.   
Как мне кажется, это абсолютно логичная инициатива, её нужно поддержать.        
                                                                                
Я хотел бы ещё несколько слов сказать вот о чём. Как мне кажется, нужно не      
только поддержать этот закон сегодняшним голосованием, но и подумать,           
наверное, над ещё одной инициативой, для того чтобы устранить                   
несправедливость. Вот сегодня в Налоговом кодексе зафиксировано, что малые      
инновационные предприятия могут получать налоговые льготы в случае, если        
более чем 25 процентов их учредителей являются юридическими лицами, если они    
учреждены в соответствии с законами "О науке и государственной                  
научно-технической политике" и "Об образовании...", но, к сожалению, из         
текста Налогового кодекса у нас почему-то выпал закон о нашем Курчатовском      
институте, это отдельный федеральный закон, и, как мне кажется, есть смысл      
обсудить этот вопрос, может быть, в рамках рабочей группы по инновационной      
политике, которую возглавляет Владимир Михайлович и заседания которой           
постоянно проводит Сергей Евгеньевич Нарышкин. Мне кажется, есть смысл          
подумать над тем, чтобы дать возможность Курчатовскому институту создавать      
малые инновационные предприятия и чтобы они тоже смогли получить такой же       
статус, как и другие учебные или научные заведения. Мне кажется, это было бы    
справедливо.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Владимир Михайлович Кононов, пожалуйста.                                        
                                                                                
КОНОНОВ В. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Спасибо всем,     
кто выступил, в том числе с критикой, особенно с конструктивной. Я так понял,   
что все фракции законопроект поддерживают, и даже Борис Сергеевич сказал, что   
надо готовиться ко второму чтению. У меня большая просьба к коллегам из         
фракции КПРФ поддержать этот законопроект, потому что он выстрадан, он          
правильно написан.                                                              
                                                                                
Мы договорились 9 ноября - если будут желающие, обращайтесь ко мне - посетить   
Курчатовский институт, ознакомиться со всеми достижениями за советский          
период, за российский, поговорить с нынешним директором Михаилом                
Валентиновичем Ковальчуком. Кстати, Борис Сергеевич, насчёт вашей фразы о       
том, что под Ковальчука написан закон. Да нет, не под Ковальчука - под          
ядерную физику, под фундаментальную науку! Хотя никто роли личности в истории   
не отменял - это показывает и руководство нашего государства, и руководство     
нашей Думы, поэтому хорошо, что есть такие лидеры и научные руководители.       
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и благодарю всех за всё то, что сегодня           
высказали. Спасибо, будем готовить законопроект ко второму чтению.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Михайлович.                             
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.82,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.