Заседание № 66

14.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2022 по 2045 из 6111
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных                  
университетов". Докладывает председатель Комитета по образованию Григорий       
Артёмович Балыхин.                                                              
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы    
по образованию подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".       
Законопроект прошёл все необходимые процедуры, правовую и лингвистическую       
экспертизы. К третьему чтению замечаний у Правового управления Аппарата         
Государственной Думы не имеется. Комитет предлагает принять данный              
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вы против или по мотивам, Олег Николаевич? По мотивам, тогда при голосовании    
выступите, я записываю: Смолин от фракции - по мотивам.                         
                                                                                
Присаживайтесь, Григорий Артёмович.                                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2270 по 2391 из 6111
Пункт 9. По мотивам голосования от фракции КПРФ - Смолин. С места.              
                                                                                
Включите микрофон депутату Смолину.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, мы признаём, что идея национальных              
исследовательских университетов может быть продуктивной. Мы признаём, что       
идея федеральных университетов могла бы быть продуктивной, если бы              
реализовывалась на добровольной основе. Более того, мы признаём, что в          
законопроекте делается три шага вперёд, пусть небольших, в отношении единого    
государственного экзамена, по поводу людей, получающих второе высшее            
образование, тех, кто получает высшее образование на базе среднего              
профессионального, и иностранцев. Правда, нам своих людей жальче не меньше,     
чем иностранцев.                                                                
                                                                                
И тем не менее, уважаемые коллеги, когда мы говорим о том законе, который       
принимается сегодня, я призываю всех депутатов, и прежде всего депутатов        
правящей партии, не голосовать за этот закон по следующим причинам. Я считаю,   
что в том виде, в котором мы сегодня его принимаем, закон будет иметь смысл     
антиинновационный, антисоциальный и даже, рискну сказать,                       
антигосударственный. Объясняю по пунктам. Антиинновационный смысл закона        
заключается в том, что он искусственно, через систему ЕГЭ, - которая, кстати,   
не имеет отношения к теме закона, - отрезает возможность получить высшее        
образование для значительной части населения. Многие полагают, что у нас        
сейчас слишком много студентов, и ошибаются. Я напомню, у нас в составе         
работающего населения людей с высшим образованием порядка 21 процента, в        
Соединённых Штатах - 31 процент, в Южной Корее, между прочим, среди тех, кто    
получил школьное образование, 87,5 процента продолжают образование на уровне    
высшего, Япония ставит вопрос о переходе к общедоступному высшему               
образованию. Может быть, поэтому экономика Японии, Южной Кореи и Штатов более   
инновационная, чем наша. Другого пути в XXI веке нет. Это первое.               
                                                                                
Второе. Закон будет иметь антисоциальные последствия, поскольку он не           
допустит к высшему образованию прежде всего людей из семей с низкими            
доходами, людей из села. Уважаемые коллеги, как справедливо отмечено в          
обращении руководства Национального союза негосударственных вузов,              
большинство людей, которые закончили школу до того, как вступил в силу закон    
о ЕГЭ, не смогут сдать экзамены никогда. Кто хочет проверить, попробуйте сами   
сдать экзамен по русскому языку.                                                
                                                                                
И наконец, третье, уважаемые коллеги. В эпоху кризиса, когда люди не смогут     
трудоустроиться, искусственно отсекать их от образования даже на платной        
основе - это значит провоцировать в стране социальное напряжение. Взорвётся     
или не взорвётся, мы не знаем, но этот закон провоцирует социальное             
напряжение, он в интересах не конструктивной оппозиции, которая критикует       
власть, чтобы улучшить ситуацию, а деструктивной оппозиции, которая действует   
по принципу "чем хуже, тем лучше". Похоже, по такому принципу действует в       
России министр образования и науки.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я призываю вас ещё раз подумать над этим законопроектом,     
не увеличивать социальную напряжённость в стране, охваченной кризисом, и не     
поддерживать этот законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шудегов по мотивам голосования от фракции         
"Справедливая Россия".                                                          
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы также вчера на заседании фракции обсуждали данный         
законопроект и также призываем не поддерживать его. Были парламентские          
слушания, на которых я высказал свои замечания, при рассмотрении в первом       
чтении также мною были высказаны замечания, подготовлены соответствующие        
поправки. К сожалению, ни одна поправка не прошла, не была принята. И наши      
возражения прежде всего состоят в том, что действительно нечётко                
сформулировано определение федерального университета. Под это определение       
может подпасть в принципе, я сказал бы, ну очень большое количество             
достаточно хороших наших вузов.                                                 
                                                                                
Ещё раз подчёркиваю: нельзя получить современный авианосец, связав в единую     
конструкцию двадцать - тридцать катеров. Они будут очень неповоротливы, эти     
вузы. Я не отрицаю саму идею, не отрицаю того, что несколько таких              
мегауниверситетов должно быть в стране, но то, как правительство реализует      
это в одном законе, вводит понятия и федеральных университетов, и               
национальных... Поменялась полностью концепция. В то же время мы видим, что     
вводится ограничение по приёму в вузы, когда определённая планка                
устанавливается по результатам сдачи ЕГЭ. Это я считаю абсолютно                
неправильным. Мы сразу же ограничиваем, вернее, ставим клеймо выпускнику        
школы, что он больше никогда не сможет продолжить своё образование, получить    
высшее профессиональное образование. Это, безусловно, неправильно.              
                                                                                
Здесь уже Олег Николаевич очень правильно сказал, что многие страны сегодня     
переходят ко всеобщему высшему образованию. Венский университет принимает       
студентов по заявительному принципу, во многих вузах Финляндии и многих         
других стран поступают точно так же, а мы сейчас пытаемся ограничить наших      
граждан в получении высшего профессионального образования.                      
                                                                                
Хочу также отметить, что, принимая этот закон, мы опять же отходим от           
принципов демократии. В вузах всегда, ну, по крайней мере в годы перестройки,   
уже стало нормой выбирать ректоров. И конечно же, в законе "Об автономных       
учреждениях" говорится, что автономные учреждения создаются только с согласия   
трудовых коллективов. Здесь же мы, создавая вузы федеральные только в форме     
автономных учреждений, не учитываем этого обстоятельства. Я считаю, должно      
быть право выбора у коллектива - или в виде автономного учреждения, или         
остаться бюджетным учреждением.                                                 
                                                                                
Суммируя всё это, резюмируя, я хотел бы ещё раз призвать не поддерживать        
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялись выступления по мотивам     
голосования.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности    
федеральных университетов". Третье чтение.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8%                                     
Проголосовало против           90 чел.20,0%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 64

24.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 810 по 829 из 9912
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю рассмотрение пункта 14 нынешней повестки, где    
речь идёт о деятельности федеральных университетов, перенести на более          
поздний срок, поскольку он предлагается к принятию и во втором, и в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
С удивлением узнаю... Я сегодня только получил этот законопроект и здесь, в     
нашем помещении, где законопроекты раздаются, с удивлением узнал, что сюда      
включили вдруг почему-то ещё и единый государственный экзамен, что нарушает     
полностью концепцию, которая была принята в первом чтении и, соответственно,    
не позволяет нам, депутатам Госдумы, детально вникнуть в те предложения,        
которые здесь записаны.                                                         
                                                                                
Борис Вячеславович, вы понимаете, что по ЕГЭ очень неоднозначная оценка в       
нашем обществе, не только у преподавателей и учителей, но и... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1147 по 1217 из 9912
Решульский Сергей Николаевич предложил не рассматривать сегодня пункт 14. Это   
касается законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов.        
                                                                                
Пожалуйста, Балыхин Григорий Артёмович, прокомментируйте.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы,          
уважаемый Сергей Николаевич! По вашему предложению я хочу отметить следующее.   
Первое - законопроект прошёл все необходимые процедуры при подготовке ко        
второму чтению, и рассмотрение в третьем чтении сегодня не предполагается.      
Второе - предложенные к обсуждению поправки не противоречат концепции данного   
законопроекта. И третье. Хочу сообщить, что 13 ноября, между первым и вторым    
чтениями, Комитет по образованию проводил парламентские слушания по данному     
законопроекту и на парламентских слушаниях он получил поддержку. Поэтому я от   
имени комитета предлагаю оставить в повестке данный законопроект.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я со своей стороны могу подтвердить, что не предполагается пункт 14 выносить    
на третье чтение в случае принятия во втором.                                   
                                                                                
Сергей Николаевич, ну а вопросы, касающиеся содержания, мы, наверное,           
рассмотрим во время обсуждения.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите Решульскому Сергею Николаевичу.                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я с глубоким уважением отношусь к Григорию Артёмовичу и к вам, Борис            
Вячеславович, и готов, как говорится, поверить тому, что сказано, но я задаю    
простой вопрос: к чему такая спешка? Неужели мы, депутаты, я имею в виду        
простых депутатов, не можем хотя бы ознакомиться с текстом, узнать, что там     
написано и что нам предлагается? Наш комитет, в котором я состою, получил       
этот законопроект (я сейчас выяснял) вчера, 23-го, в 11 часов 35 минут, Борис   
Вячеславович. До вечера я не получил этот законопроект, как и все сидящие в     
этом зале, может быть, за исключением членов Комитета по образованию. Я         
сегодня пошёл специально взять этот материал в комнате, где у нас раздают       
материалы, - верю я или не верю, но я должен знать, за что я должен             
голосовать, - вдруг вижу здесь про единый государственный экзамен, как это      
будет всё приниматься, как это... Я даже не успеваю прочитать несколько         
страниц этих поправок, которые сейчас внесли.                                   
                                                                                
Вот из этого я исхожу. Дальше по содержанию, по поправкам мы можем спорить,     
но дайте возможность депутатам, кто заинтересован, хотя бы ознакомиться с       
этим текстом. Я только из этих соображений, Борис Вячеславович, а там как       
решите: оставите - значит, оставите.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.                                         
                                                                                
Ставится на голосование предложение Сергея Николаевича Решульского не           
рассматривать сегодня пункт 14. Кто за? Прошу голосовать.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.22,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    102 чел.                                          
Не голосовало                 348 чел.77,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3159 по 3715 из 9912
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности              
федеральных университетов". Докладывает председатель Комитета по образованию    
Григорий Артёмович Балыхин.                                                     
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию     
для рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "О    
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по     
вопросам деятельности федеральных университетов". Данный законопроект был       
разработан Правительством Российской Федерации во исполнение указа Президента   
России и был принят в первом чтении 17 октября 2008 года. Законопроект          
направлен на законодательное обеспечение системной модернизации высшего         
профессионального образования на основе интеграции науки, образования и         
производства для решения стратегических задач инновационного развития           
экономики. Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации "Об   
образовании" и в федеральные законы "О высшем и послевузовском                  
профессиональном образовании" и "О науке и государственной научно-технической   
политике".                                                                      
                                                                                
Законопроект неоднократно обсуждался с представителями научно-образовательной   
общественности и был поддержан. 13 ноября в Государственной Думе прошли         
парламентские слушания по этому законопроекту. Целый ряд предложений,           
высказанных на парламентских слушаниях, был внесён депутатами в качестве        
поправок в законопроект ко второму чтению.                                      
                                                                                
Уважаемый коллега Решульский Сергей Николаевич обратил внимание сегодня на      
появление в законопроекте упоминания о едином государственном экзамене. Хочу    
подчеркнуть, что законопроект ни в коей мере не касается вопросов сдачи         
единого государственного экзамена. Он решает, напротив, другую очень важную     
для федеральных университетов задачу - задачу организации приёма в высшие       
учебные заведения. Предлагается вне рамок единого государственного экзамена     
осуществлять приём в вузы иностранных студентов, лиц с ограниченными            
возможностями здоровья, лиц, имеющих высшее образование, то есть тех, кто       
хочет получать второе высшее образование, а также лиц, имеющих среднее          
профессиональное образование и желающих продолжить своё профессиональное        
обучение по профильному направлению подготовки. Кроме того, в законопроект      
внесены положения, касающиеся введения категории "национальный                  
исследовательский университет". Эта мера должна гармонично дополнить меры по    
созданию федеральных университетов с целью создания системы модернизации        
высшего профессионального образования.                                          
                                                                                
К законопроекту поступило пятьдесят поправок, тридцать пять из них включено в   
таблицу 1 поправок, которые комитет рекомендует к принятию, а пятнадцать - в    
таблицу 2 поправок, рекомендуемых к отклонению. Комитет предлагает приступить   
к рассмотрению таблиц поправок и рекомендует принять законопроект во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас здесь две таблицы, и есть ещё    
поправки, розданные на отдельном листочке.                                      
                                                                                
Таблица 1 - тридцать пять поправок. Есть ли желание обсуждать эту таблицу?      
Есть. Депутат Смолин, других рук я не вижу.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич.                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу вынести на отдельное      
голосование из таблицы 1 поправки 4 и 24.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 4 и 24, других предложений нет.                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправок 4 и 24.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Олег Николаевич, обосновывайте вашу позицию по поправке 4.                      
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу              
Государственную Думу не принимать поправку 4 по следующим соображениям.         
                                                                                
Позиция первая. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению резко     
изменена его концепция. При всём уважении к Григорию Артёмовичу, который        
действительно справедливо считается в образовательном сообществе человеком      
образования при власти, - это, с моей точки зрения, большой комплимент, - я     
должен согласиться с Сергеем Николаевичем Решульским. Сколько у нас будет       
федеральных университетов? У нас их будет в лучшем случае десяток, может        
быть, чуть больше, максимум двадцать, как говорил когда-то министр              
образования и науки Андрей Фурсенко. Поправки, касающиеся единого               
государственного экзамена, затрагивают тысячи, без преувеличения, вузов и       
средних специальных учебных заведений, а не десяток федеральных                 
университетов. Это изменение концепции.                                         
                                                                                
Позиция вторая. Григорий Артёмович абсолютно прав, законопроект содержит три    
шага вперёд, мы о них потом ещё поговорим, но при этом он содержит и            
гигантский шаг назад, уважаемые коллеги, который, к сожалению, перевешивает     
три шага вперёд. Объясняю, о чём идёт речь. После принятия этого закона         
несколько десятков тысяч выпускников следующего года и, совершенно очевидно,    
несколько сотен тысяч, а может быть, и миллионы молодых людей в дальнейшем      
вообще останутся без права на образование.                                      
                                                                                
Третье. Я обращаю ваше внимание на письмо президента Национального союза        
негосударственных вузов Игоря Михайловича Ильинского и вице-президента Сергея   
Ивановича Плаксия. (Олег Викторович, я вам передам потом это письмо.) Авторы    
этого письма полагают, что закон содержит нарушение Конституции Российской      
Федерации. И действительно, статья 43 Конституции устанавливает, что на         
конкурсной основе студенты имеют право получать бюджетное образование, про      
внебюджетное образование там ничего не говорится. Теперь мы ограничиваем        
право будущих абитуриентов получать внебюджетное образование.                   
                                                                                
Позиция четвёртая. Процитирую короткий отрывок из письма Ильинского и           
Плаксия, о котором уже говорил: резко увеличиваются масштабы и размеры          
взяток, связанных с прохождением ЕГЭ и поступлением в вузы. Ведь ранее взятки   
давали и брали для поступления в некоторые знаменитые вузы, а в другие          
абитуриент мог поступить относительно просто. Введение минимального             
количества баллов ЕГЭ предполагает, что определённая часть выпускников в        
случае его недостижения вообще навсегда лишается возможности поступить в        
любой вуз. Цена хороших показателей единого экзамена приобретает чрезвычайную   
важность для большинства выпускников школ, поэтому стимул к решению вопроса     
через взятки значительно возрастает. Далее нас просят исключить из              
законопроекта всё, что касается ЕГЭ.                                            
                                                                                
Прошу не принимать поправку 4. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович.                           
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый Олег      
Николаевич! Я хочу в самом начале сказать о том, что Комитет по образованию     
очень внимательно рассматривал все поправки, которые поступили ко второму       
чтению, в том числе и поправку, автором которой является Олег Николаевич. И     
кстати, я хочу сказать, что Олег Николаевич у нас активный член комитета, и     
не только член комитета, но и заместитель председателя Комитета по              
образованию. И мы очень внимательно относимся к тем предложениям, которые       
поступают от него, как от одного из самых опытных наших работников системы      
образования и нашего депутатского корпуса.                                      
                                                                                
Но что я хочу сказать, Олег Викторович, по существу. Первый тезис Олега         
Николаевича связан с тем, что норма, которая вносится этими поправками,         
касается не только создаваемых федеральных университетов. Но ведь есть и        
другие нормы, которые вносятся этим законопроектом, они касаются и других       
высших учебных заведений, мы их вносим. И нам очень важно сейчас, создавая      
федеральные университеты (а два таких университета уже созданы, это Сибирский   
федеральный университет в Красноярске и Южный федеральный университет в         
Ростове-на-Дону), прежде всего обеспечить качественный приём в федеральные      
университеты, которых будет, как совершенно справедливо отметил Олег            
Николаевич, совсем немного, может быть один десяток. Действительно, эта         
норма, о которой говорил Олег Николаевич, препятствует поступлению в высшие     
учебные заведения тех, кто получит, если пользоваться баллами по старой         
системе, двойку. У нас и раньше те, кто не проходил итоговую аттестацию, имел   
двойки, без пересдачи итоговой аттестации, без прохождения повторной итоговой   
аттестации, не имели возможности и права поступать в высшие учебные             
заведения. Мы эту норму восстанавливаем.                                        
                                                                                
Здесь ещё один нюанс я хочу отметить. Он связан с тем, что в ходе               
эксперимента по единому государственному экзамену у нас существовало правило,   
которое регулировалось Положением о проведении единого государственного         
экзамена, - это плюс один балл. Многие из вас об этом слышали. Вот если в       
этом году выпускник 11-го класса получал "двойку" после перевода баллов с       
ЕГЭ, то ему... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время для обоснования, да? Добавьте время для     
завершения обоснования.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Артёмович.                                                 
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Так вот, в 2009 году, когда закон вступает в полную, как          
говорится, силу, эта норма отменяется. И для того, чтобы создать вот этот       
барьер, и устанавливается минимальное количество баллов. Если абитуриент или    
тот, кто аттестуется, проходит итоговую аттестацию, не набирает минимальное     
количество баллов, то он лишается права поступления в высшее учебное            
заведение. Но мы прежде всего говорим о федеральном университете, об            
университете совершенно новой формы, на который мы возлагаем огромные задачи    
по интеграции, как я уже сказал, и науки, и образования, и производства, что    
даст возможность развивать нашу инновационную экономику.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 4 из таблицы принятых.     
Депутат Смолин просил её отклонить, комитет настаивает на её принятии.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против           79 чел.17,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка остаётся в таблице принятых.                                           
                                                                                
Поправка 24. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин.                                
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, для симметрии: просьба, если не         
хватит времени, тоже добавить.                                                  
                                                                                
Я начну с того, уважаемые коллеги, что законопроект, как я уже говорил, а       
также говорил Григорий Артёмович, действительно содержит три шага вперёд.       
Законопроект позволяет вне системы ЕГЭ поступать в вузы тем, кто получает       
второе высшее образование, тем, кто получает высшее образование на базе         
среднего профессионального образования по сокращённым программам, и, наконец,   
иностранным абитуриентам. Это правильно, коллеги.                               
                                                                                
Тем не менее хочу сказать, что речь идёт отнюдь не о двоечниках.                
Законопроектом запрещается поступать в вузы на основе обычных экзаменов всем,   
кто окончил школу до того, как закон вступил в силу, и при этом никогда не      
готовился к ЕГЭ. Коллеги, представьте себя на месте студента, которому          
предстоит сдавать экзамен в форме ЕГЭ, если вы к ЕГЭ никогда не готовились.     
Хотите попробовать? Уверен, что у большинства из нас, несмотря на высшее        
образование, это не получится. Действительно, фактически речь идёт о лишении    
человека права на высшее образование навсегда.                                  
                                                                                
Теперь, Олег Викторович, поскольку, к сожалению, юридические аргументы и        
аргументы социальные не очень воспринимаются, я попытаюсь прибегнуть к          
аргументам политическим и просил бы вас внимательно послушать. Я понимаю, что   
скорее всего сейчас всё будет принято, но я очень просил бы вас внимательно     
посмотреть этот законопроект на совете фракции или на политсовете партии.       
Дело в том, что этот законопроект, безусловно, усилит в России социальное       
напряжение в условиях кризиса. Мы как минимум несколько десятков, а на самом    
деле несколько сотен тысяч молодых людей в условиях, когда они не могут         
трудоустроиться, лишаем права продолжить образование. Коллеги, сейчас уже       
возникла напряжённость на Дальнем Востоке, напряжённость в армии из-за          
военной реформы, бюджетники в состоянии волнений, поскольку во многих           
регионах вместо новой системы оплаты предлагают систему оплаты без заработной   
платы.                                                                          
                                                                                
Когда-то говорили, грустная была такая шутка, что царю Николаю надо было        
вручить орден Октябрьской революции за создание революционной ситуации в        
России. Я напомню, что, когда мы в комитете обсуждали этот законопроект, я      
спрашивал коллег из Министерства образования и науки: а зачем нам               
искусственно подливать масло в огонь? Мне ответили, что Андрей Александрович    
Фурсенко не считает социальную функцию образования значимой, он считает         
значимым только повышение качества образования. Тогда мне пришлось жёстко       
возразить, сказать, что скоро мы проверим, кто был прав - Андрей Фурсенко или   
Франклин Рузвельт. Я напомню, что во всех странах в такой ситуации расширяли    
возможности получения высшего образования. Помните, как депутат Воронин         
предлагал здесь Михаилу Зурабову застрелиться после принятия закона о           
монетизации? Не получится ли так, что кто-нибудь будет предлагать что-нибудь    
подобное Андрею Александровичу Фурсенко? Я прошу не подбрасывать вязанки в      
костёр надвигающегося социального кризиса и не принимать это предложение.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович.                           
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Олег Николаевич прав. Это по существу симметричная поправка,      
поскольку поправки вносятся и в Закон Российской Федерации "Об образовании",    
и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном               
образовании". Поэтому мои аргументы по данной поправке в принципе, так          
сказать, синхронизируются с тем, что я говорил по поправке 4. Я хочу            
подчеркнуть, и Олег Николаевич тоже об этом сказал, что этот законопроект       
впервые за многие годы эксперимента по единому государственному экзамену даёт   
право трём категориям граждан поступать не по результатам единого               
государственного экзамена. И, Олег Николаевич, это наша с вами совместная       
работа. Действительно, эти предложения были услышаны Министерством              
образования и науки, Андреем Александровичем Фурсенко, поэтому процесс, как     
говорится, пошёл. Давайте будем дальше методично решать эти вопросы в           
интересах наших граждан.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 24. Комитет предлагает   
её поддержать.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против           79 чел.17,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование... А, таблицу 1 мы проголосовали, и эти две поправки    
остались в этой таблице.                                                        
                                                                                
Переходим к таблице 2. Здесь пятнадцать поправок, которые комитет рекомендует   
к отклонению.                                                                   
                                                                                
Депутат Смолин. Пожалуйста, Олег Николаевич.                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу вынести на   
отдельное голосование из таблицы отклонённых поправку 5.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправки 5.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич, обоснование по поправке 5.                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я продолжаю          
помогать правящей партии улучшать законопроект, с тем чтобы он вызвал           
позитивные, а не отрицательные последствия. Дело в том, что сама идея           
федеральных университетов заслуживает поддержки. Более того, я считаю, что      
можно было бы поддержать и идею национальных исследовательских университетов,   
которая включена в этот законопроект, но тоже с неполным соблюдением чистоты    
первоначально принятой концепции. Но, что называется, бог с ними.               
                                                                                
Проблема заключается в следующем, коллеги. В образовании, как в жизни: всё,     
что по любви, хорошо, всё, что по насилию, скверно. И хорошая идея создания     
федеральных университетов в некоторых случаях вызывает социальное напряжение    
в обществе. Я вам напомню, что, когда в первом варианте попытались её           
реализовать в Красноярске, шесть тысяч студентов были вынуждены выйти на        
улицы, губернатор к ним пришёл и сказал: без вас решение приниматься не         
будет. После этого нашли нормальный вариант. Я вам напомню, уважаемые           
коллеги, что сейчас в Воронеже уже собрано более тысячи подписей студентов и    
создан специальный студенческий комитет против принудительного объединения      
воронежских вузов. Я вам напомню, как здесь, в Государственной Думе, на         
заседании "круглого стола" по педагогическому образованию ректор ярославского   
педуниверситета рассказывал, как Борис Николаевич вдруг подмахнул указ об       
объединении всех вузов в Ярославле и как пришлось долго-долго этот указ         
оспаривать.                                                                     
                                                                                
Короче говоря, ситуация достаточно понятная. Мы предлагаем простую вещь: если   
вы решили создавать федеральные университеты в форме автономных учреждений      
(АУ), мы предлагаем, чтобы закон об АУ в части добровольности участия в них     
распространялся и на федеральные университеты. Мы просим поддержать поправку    
5, которая сделает федеральные университеты добровольными, участие в них.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета.                                  
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Олег Николаевич,    
я хочу сразу парировать ваши доводы и сказать о том, что ваша поправка          
нарушает концепцию законопроекта, который был принят в первом чтении с этой     
нормой. Это первое.                                                             
                                                                                
Второе. Вы сослались на опыт создания Сибирского федерального университета в    
Красноярске (я об этом тоже говорил), я хочу сослаться на опыт создания         
Южного федерального университета, когда коллектив Донского государственного     
технического университета при организации Южного федерального университета не   
согласился войти в состав федерального университета, может быть, и по причине   
того, что там предполагалась в будущем организационно-правовая форма            
автономного учреждения. Поэтому, Олег Николаевич, опасения беспочвенны, и я     
хочу на это обратить ваше внимание.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы             
отклонённых. Депутат Смолин предлагает её принять, комитет предлагает           
оставить её в таблице отклонённых.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, у нас есть четыре поправки, которые розданы на отдельном    
листочке. Я просил бы Григория Артёмовича сначала сказать, рассматривал ли      
комитет эти поправки.                                                           
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, комитет не рассматривал эти            
поправки, поэтому мы предлагаем вернуться к этому вопросу через некоторое       
время, после принятия этого закона. Мы с Олегом Николаевичем эту тему           
обсуждали...                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, секундочку, я дам слово Смолину, потом            
определимся голосованием.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич. Вы настаиваете на обсуждении?                      
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, я ценю предложение Григория             
Артёмовича вернуться к этому вопросу потом. Но я хотел бы заметить, что я не    
мог, к сожалению, подать поправки вовремя по одной простой причине: коллеги,    
никто не мог предположить, что в законе о федеральных университетах             
возникнет, причём едва ли не как основной, сюжет единого государственного       
экзамена. Когда это обнаружилось, мы вынуждены были раздавать эти поправки      
задним числом. Хочу сказать, что поправки, на мой взгляд, тоже заслуживают      
внимания, их четыре, но можно было бы объединить по парам. Обе пары поправок    
заслуживают внимания и, может быть, даже найдут поддержку со стороны            
министерства со временем.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, тем не менее я уточняю свой вопрос: вы   
настаиваете на обсуждении этих поправок или всё-таки мы сейчас не будем их      
обсуждать и обсудим тогда, когда вы проведёте соответствующую дискуссию в       
комитете и с министерством?                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Смолину ещё раз микрофон включите.                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Я считаю, что обсуждение этих поправок было бы весьма              
целесообразно хотя бы потому, что депутаты услышат, о каких проблемах идёт      
речь, и, может быть, их легче будет обсуждать в следующий раз, если они не      
будут приняты сегодня.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как поступим? Я тогда вынужден поставить на      
голосование. Комитет предлагает не рассматривать поправки. Обычно мы            
рассматриваем поправки, розданные в зале, если у нас есть согласие автора и     
комитет не возражает. В данном случае комитет считает, что сейчас эти           
поправки рассматривать нецелесообразно, учитывая, что комитет их не             
рассматривал и не может выразить позицию по ним.                                
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Смолина рассмотреть поправки         
сейчас.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6%                                     
Проголосовало против          292 чел.64,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не рассматриваем.                                                               
                                                                                
Но я прошу комитет, представителя правительства Сентюрина Юрия Петровича - я    
вижу его в зале, - поскольку большая работа проделана Олегом Николаевичем,      
обратить внимание на эту позицию и, возможно, учесть её при внесении            
дополнений и изменений. От правительства хотели бы как-то прокомментировать     
эту точку зрения?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович Сентюрин.                                             
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое, Олег Викторович.                                               
                                                                                
Действительно, мы получили поправки и знакомимся с ними. В настоящий момент     
хочу сказать, что в правительстве сейчас идёт работа над законопроектом,        
который предполагает равные возможности для граждан при поступлении в           
образовательные учреждения Российской Федерации. Думается, что, поскольку       
поправки направлены в том числе и на это, как прозвучало в заявлении автора     
поправок, можно было бы в контексте подготовки названного законопроекта         
посмотреть и этот правовой материал.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Коломейцев, по ведению. И будем голосовать.                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Давайте хотя бы в рамках одного   
заседания будем следовать одной логике. Смотрите, когда правительство 28-ю      
поправку внесло, почему-то её без согласия комитета рассматривали. Другие       
законы, вот здесь раздавали писульки...                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минутку, не с вами же разговариваю!                            
                                                                                
Другие поправочки раздавали и опять же рассматривали. Здесь по делу поправка!   
Причём, подчёркиваю, комитетом в нарушение Регламента во втором чтении          
нарушена концепция внесённого законопроекта - о ЕГЭ в первом чтении вообще ни   
слова не было, вот в чём проблема! И я не понимаю, почему мы не рассматриваем   
поправки...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я дам пояснения. По первому пункту. Николай      
Васильевич, вы абсолютно неправы: правительство ничего не вносило,              
правительство предложило уже рассмотренную комитетом поправку отклонить, вот    
что предложило правительство. Ничего при этом не раздавалось, а раздавался      
только законопроект в третьем чтении, где эта поправка была изъята, поскольку   
так проголосовала палата.                                                       
                                                                                
Что касается второго пункта вашего замечания. Как правило, мы рассматриваем     
поправки, розданные в зале, тогда, когда по ним есть позиция профильного        
комитета, хоть какая-то, есть позиция правительства. Нам сегодня говорят, что   
ни комитет, ни правительство не в состоянии по этим поправкам сейчас как-то     
высказаться, возможно, их надо поддержать, но их никто внимательно не           
рассматривал. Поэтому комитет и предложил такую форму, и она очень              
комплементарна для текста, предложенного Олегом Николаевичем, поскольку         
правительство берётся эти поправки так или иначе учесть и рассмотреть.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я считаю, что, поскольку по ведению по одному вопросу по    
Регламенту я имею право предоставлять слово только один раз, депутату           
Коломейцеву я это слово предоставил, поэтому я предлагаю эту тему дальше не     
обсуждать.                                                                      
                                                                                
Ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении   
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам     
деятельности федеральных университетов".                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0%                                     
Проголосовало против           86 чел.19,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Пункт 15, проект федерального закона...                                         
                                                                                
По ведению - депутат Локоть.                                                    
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я считаю, что вопрос принципиальный и мы должны глубоко разобраться всё-таки    
в ситуации, имеет ли право депутат в ходе заседания подать поправки. В          
соответствии с Регламентом это делается, не бывает так, что мы "как правило"    
действуем. Олег Викторович, вы же хорошо понимаете, о чём идёт речь, это        
принципиальный вопрос, и нельзя в одном случае поступать так, а в другом        
случае эдак.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, ну, вы тоже уже опытный депутат, я   
ещё раз вам разъясняю свою позицию. У меня нет никакого предвзятого             
отношения, ну, уж извините, к Олегу Николаевичу, с которым мы давние партнёры   
по Государственной Думе. Я поставил этот вопрос на голосование только в связи   
с тем, что комитет выразил сомнение в том, что он готов дать какой-то           
комментарий по поводу этих поправок. То же самое сделало правительство. Как     
определяться депутатам, как голосовать, даже если эти поправки содержат         
совершенно разумную позицию? Обычно мы розданные в зале поправки обсуждаем      
тогда, когда либо у комитета есть какая-то позиция, либо комитет не             
возражает. В данном случае было возражение. Мы выполнили все регламентные       
процедуры. Я предлагаю больше эту тему не обсуждать.                            
                                                                                

Заседание № 48

17.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7409 по 7806 из 9099
Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности              
федеральных университетов". Докладывает официальный представитель               
Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра       
образования и науки Российской Федерации Юрий Петрович Сентюрин.                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных                  
университетов". Названный законопроект разработан в соответствии с Указом       
Президента России от 7 мая текущего года № 716 "О федеральных университетах".   
                                                                                
Опыт реализации модели федерального университета в рамках приоритетного         
национального проекта в сфере образования по созданию Сибирского и Южного       
федеральных университетов показал, что без внесения изменений в действующее     
законодательство в области образования затруднено решение целого ряда           
вопросов деятельности образовательных учреждений этого типа. Законопроектом     
предлагается внести изменения в три закона - "Об образовании", "О высшем и      
послевузовском профессиональном образовании" (в части введения в системе        
российского образования наряду с университетами, академиями и институтами       
нового вида высшего образовательного учреждения - федерального университета)    
и "О науке и государственной научно-технической политике" (в части              
урегулирования вопросов сотрудничества и координации деятельности научных       
организаций с образовательными учреждениями высшего профессионального           
образования).                                                                   
                                                                                
Федеральный университет (это следует из определения, изложенного в              
законопроекте) призван с целью системной модернизации высшего                   
профессионального образования обеспечивать реализацию инновационных             
образовательных программ высшего и послевузовского профессионального            
образования, интеграцию науки, образования и производства, в том числе путём    
доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического            
применения, а также формирование кадрового и научного потенциала для            
комплексного социально-экономического развития отдельных российских регионов.   
                                                                                
Законопроект предусматривает, что федеральный университет создаётся             
Правительством Российской Федерации на основании решения Президента России в    
форме автономного учреждения. При этом решение Правительством России            
принимается с учётом предложений законодательной и исполнительной власти        
субъектов Российской Федерации, которые подготовлены на основании               
региональных программ социально-экономического развития. Такая норма, по        
замыслу, должна способствовать глубокой интеграции федерального университета    
в социально-экономический комплекс соответствующего региона страны. При таком   
подходе федеральный университет становится ещё одной движущей силой             
комплексного развития научного и кадрового потенциала региона. Федеральные      
университеты должны занять особое место в формировании современной системы      
высшего профессионального образования благодаря тесной увязке их деятельности   
с реализацией двух стратегических задач: интенсивного наращивания               
исследовательского потенциала в сфере высшего образования и обеспечения         
перехода к образованию, отвечающему требованиям инновационной экономики.        
                                                                                
Законопроект предусматривает отличие структуры управления федеральными          
университетами от структуры управления образовательными учреждениями высшего    
профессионального образования других видов (я их перечислил: академии,          
институты и университеты), а также высокую степень академических свобод и       
ответственности перед обществом и высшими органами государственной власти в     
стране.                                                                         
                                                                                
К особенностям управления федеральными университетами относятся: назначение     
ректора правительством страны на срок до пяти лет, обязательное формирование    
попечительских советов и должность президента федерального университета. В      
соответствии с законопроектом федеральным университетам предоставляется право   
реализации образовательных программ на основе собственных стандартов и          
требований.                                                                     
                                                                                
Центральное место в деятельности федеральных университетов должны занять их     
программы развития, которые проходят процедуру одобрения правительством и       
исходя из которых основной миссией высшего учебного заведения нового вида       
станет усиление научно-инновационного развития региона, проведение научных      
исследований по приоритетным стратегическим направлениям и по                   
социально-экономическому развитию региона, а также решение вопросов,            
связанных с подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой кадров для   
региона. Названные программы федеральных университетов, как я уже сказал,       
проходят процедуру одобрения Правительством Российской Федерации и являются     
основой для развития системы непрерывного образования в регионе, а              
федеральный университет становится ведущим научным и методическим центром.      
Эффективность деятельности федеральных университетов предполагается оценивать   
в соответствии с показателями, которые устанавливаются федеральным органом      
исполнительной власти по выработке государственной политики и                   
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.                         
                                                                                
Широкие академические свободы в формировании образовательных программ и         
высокая ответственность за реализацию программ развития будут положены в        
основу механизмов лицензирования и государственной аккредитации федеральных     
университетов.                                                                  
                                                                                
Принятие данного закона позволит создать реальный механизм повышения качества   
образования, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации       
общества, социально-экономического и научно-технического развития,              
формирования новой отечественной экономики, построенной на знаниях, и           
обеспечения конкурентоспособности России в мире. Принятие закона не повлечёт    
дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансовое обеспечение         
создания федерального университета будет являться следствием принятия           
соответствующего решения президентом страны и акта Правительства Российской     
Федерации по каждому создаваемому федеральному университету.                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, с содокладом выступит председатель    
Комитета по образованию Григорий Артёмович Балыхин.                             
                                                                                
А Юрий Петрович пока может присесть.                                            
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый        
вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности              
федеральных университетов" внесён Правительством Российской Федерации, и Юрий   
Петрович Сентюрин - официальный представитель правительства - в своём докладе   
достаточно подробно изложил его содержание, но тем не менее я остановлюсь,      
особо не повторяясь, на отдельных, ключевых моментах.                           
                                                                                
Законопроект направлен на законодательное обеспечение формирования сети         
федеральных университетов в целях содействия системной модернизации высшего     
профессионального образования на основе интеграции науки, образования и         
производства для решения стратегических задач инновационного развития           
экономики.                                                                      
                                                                                
В законопроекте предлагается закрепить и концептуально новый подход к роли      
высшего учебного заведения в комплексном социально-экономическом развитии       
страны. Федеральные университеты должны быть также ориентированы на решение     
стратегических задач инновационного развития экономики регионов.                
                                                                                
С учётом этой особой роли этих университетов и, соответственно, материальных    
ресурсов, которыми они будут располагать, в законопроекте предлагается          
закрепить особые условия создания и деятельности таких образовательных          
учреждений. Важно подчеркнуть, что федеральные университеты должны будут        
создаваться Правительством Российской Федерации по решению Президента           
Российской Федерации с учётом предложений органов законодательной и             
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на основании программ    
социально-экономического развития регионов.                                     
                                                                                
Для достижения экономической самостоятельности эти образовательные учреждения   
должны создаваться в форме государственных автономных учреждений.               
Законодательно закрепляются назначение ректора такого вуза Правительством       
Российской Федерации сроком на пять лет, обязательное наличие должности         
президента федерального университета и обязательное формирование                
попечительского совета. Кроме того, предусматривается, что федеральные          
университеты будут самостоятельно разрабатывать государственные                 
образовательные стандарты.                                                      
                                                                                
Центральное место в деятельности федеральных университетов должны занять их     
программы развития, которые призваны стать основой роста                        
научно-инновационного развития и должны быть направлены на проведение научных   
исследований по приоритетным стратегическим направлениям                        
социально-экономического развития, а также на подготовку, повышение             
квалификации и переподготовку кадров. Эти программы будут проходить процедуру   
одобрения Правительством Российской Федерации и должны будут не только лечь в   
основу развития системы непрерывного образования в регионе, но и сделать        
федеральный университет его ведущим научным и методическим центром,             
интегрированным комплексом образования, науки и бизнеса.                        
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению должны быть учтены замечания     
Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также рассмотрены         
замечания и предложения, высказанные при обсуждении данного законопроекта. По   
состоянию на сегодняшний день из субъектов Российской Федерации поступило       
семьдесят два отзыва, и во всех отзывах говорится о поддержке законопроекта.    
                                                                                
Хочу обратить внимание депутатов на то, что два федеральных университета,       
Сибирский и Южный, уже созданы в рамках приоритетного национального проекта     
"Образование", а с принятием этого законопроекта будет создана целая сеть       
федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. На    
13 ноября запланированы парламентские слушания на тему "О создании и развитии   
федеральных университетов: правовое обеспечение", где данная проблема будет     
всесторонне обсуждаться.                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел      
данный законопроект и предлагает вам принять проект федерального закона "О      
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по     
вопросам деятельности федеральных университетов" в первом чтении. Прошу         
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Я      
вижу: вопросы у Когана и Гостева. Всё, да?.. А, это Зубарев. Прошу прощения,    
я отсюда просто не разглядел, извините. Зубарев и Гостев.                       
                                                                                
Пожалуйста, Руслан Георгиевич, ваш вопрос.                                      
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Григорий Артёмович, вопрос, наверное, вам или заместителю министра, это не      
так важно.                                                                      
                                                                                
Во-первых, сегодня прогнозируется количество федеральных университетов,         
которые будут созданы?                                                          
                                                                                
И ещё один момент в связи с этим. Ведь для того, чтобы создавать, нужны         
критерии, а у каждого губернатора свои критерии, свой подход. Распространено    
мнение, что якобы федеральные университеты будут значительно лучше              
финансироваться из казны государства, и поэтому они стремятся объединить все    
вузы и сказать: вот вам федеральный университет. Я не думаю, что это            
правильный путь создания университетов в том или ином регионе.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Юрий Петрович, я начну или вы?                                                  
                                                                                
По первой части вашего вопроса. Сегодня речь идёт о создании - и это было       
прописано в указе Президента Российской Федерации - Дальневосточного            
федерального университета. Также сейчас уже рассматриваются вопросы о           
создании университета в Уральском регионе, Приволжском регионе, а также в       
Калининграде.                                                                   
                                                                                
Что касается критериев создания университета, то законопроектом                 
предусматривается разработка положения об общих подходах и критериях создания   
таких федеральных университетов в обязательном порядке, но главное условие -    
чтобы была поддержка субъектов Российской Федерации с учётом их программ        
социально-экономического и инновационного развития.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубарев Виктор Владиславович, пожалуйста.                 
                                                                                
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Петровичу.                                                 
                                                                                
Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, вот в Красноярском крае уже не первый год   
работает Сибирский федеральный университет, и по договорённостям в бюджете      
Красноярского края закладывается 1 миллиард рублей как раз на то, о чём         
сказал Григорий Артёмович, но законодательно это не закреплено в Бюджетном      
кодексе, и мы каждый раз ищем способы, чтобы эти деньги поступили в Сибирский   
федеральный университет. В этой части приняты решения? И какие?                 
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Считаю, что он очень правильный.              
                                                                                
Как раз опыт функционирования, создания и функционирования двух федеральных     
университетов - упомянутого Сибирского и Южного - привёл к осознанию, что       
необходимо вносить изменения в действующее законодательство. И предложенная     
форма существования федеральных университетов - а именно: автономное            
учреждение, и только - позволяет вопрос привлечения средств не только из        
бюджетной системы федерального уровня, но и из бюджетных систем другого         
уровня сделать вполне легитимным. Поэтому, на наш взгляд, эта норма позволяет   
решить те проблемы, о которых вы упоминали в привязке к Сибирскому              
(Красноярскому) федеральному университету.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович.                                 
                                                                                
Состоялось обсуждение. Был один желающий выступить... двое: Гостев и Шудегов.   
Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Вы знаете, мы рассматриваем очень серьёзную проблему, и постановка вопроса о    
необходимости создания федеральных университетов, конечно, не бесспорная, но    
её можно принимать. Но вместе с тем, если мы будем отдавать всё на места - а    
там, я подчёркиваю, далеко не всегда квалифицированно подходят к решению этой   
проблемы, - то мы можем получить весьма странное объединение, и, более того,    
федеральные университеты могут стать тем средством, при помощи которого могут   
быть уничтожены те или иные направления высшего образования в этих регионах.    
                                                                                
О чём я говорю? Скажем, объединение в федеральном университете нескольких       
вузов, в том числе педагогических, будет означать, что педагогическое           
образование будет ликвидировано. Практика советской власти: попытки             
объединения в классических университетах нескольких специальностей, даже        
некоторых факультетов, приводили к тому, что через три-четыре года поднимался   
крик, шум, исчезали учителя и приходилось снова воссоздавать в педагогических   
вузах те или иные факультеты по тем или иным специальностям.                    
                                                                                
Мне представляется, что даже если мы сейчас создадим необходимую                
нормативно-правовую базу, то это ещё не означает, что мы предотвратили те       
ошибки, которые могут быть допущены, если не будет определённого жёсткого       
контроля из центра по отношению к тем или иным идеям, которые будут             
выдвигаться на местах при создании... высказывании просьб о создании            
федеральных университетов.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Евграфович Шудегов.                                          
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Тоже постараюсь выступить         
покороче, несколько замечаний по данному законопроекту.                         
                                                                                
Коллеги, начнём с названия. А что значит "федеральный университет"? Конечно,    
определение в законопроекте дано, но очень, я бы сказал, сырое. Ведь у нас      
большинство вузов - только в Министерстве образования и науки более шестисот    
федеральных вузов, - все они являются федеральными. А теперь посмотрите,        
какое получается название у этого учебного заведения: федеральное               
государственное образовательное учреждение федеральный университет.             
Безусловно, это лингвистическая нелепица.                                       
                                                                                
Более того, вуз нацелен на обеспечение кадрами конкретного региона - таким      
образом, по своей сути он не федеральный, а региональный университет. Вполне    
возможно, что его можно было бы назвать президентским университетом или         
использовать ещё какое-то другое название, но я думаю, что в процессе           
доработки и когда будут парламентские слушания мы ещё поговорим об этом.        
                                                                                
Далее говорится о том, что федеральный университет может иметь только одну      
организационно-правовую форму - в виде автономного учреждения. Вы помните,      
как тяжело проходил закон "Об автономных учреждениях". В Совете Федерации,      
где я был тогда председателем профильного комитета, мы стояли, я бы сказал,     
буквально насмерть, и только заверения правительства и президента в том, что    
они обязательно учтут наши поправки в части, касающейся (я только назову одну   
поправку)... Ведь государство снимает с себя субсидиарную ответственность за    
финансово-хозяйственную деятельность автономных учреждений. То есть тем самым   
мы подводим под банкротство огромное количество образовательных учреждений.     
Поправка, кстати, мной была... поправки были внесены от Совета Федерации, до    
сих пор они лежат, никто их и не рассматривал. Здесь также надо дать            
возможность... Если уж мы хотим создать элитный вуз, пусть будут разные         
варианты организационно-правовой формы.                                         
                                                                                
Далее. Я хотел бы также отметить огромную коррупционную составляющую, ведь по   
концепции закона решение вопроса о возможности подтверждать каждые пять лет     
статус федерального университета передаётся исключительно в руки чиновнику, и   
именно от его взгляда, настроения или желания будет признано или не признано    
соответствие вуза требованиям федерального университета. Я считаю, что эти      
вопросы надо очень чётко прописать в законе. И то, что ректор федерального      
университета только назначается, - коллеги, это опять отход от                  
демократических принципов, которые у нас уже сложились в вузовской системе, и   
ректорский корпус, безусловно, с этим не согласится.                            
                                                                                
Кроме того, у федерального университета в форме автономного учреждения          
ситуация хуже по сравнению с другими автономными учреждениями, поскольку для    
того, чтобы перевести образовательное учреждение бюджетной формы в автономное   
учреждение, нужно согласие коллектива, здесь никакого согласия коллектива не    
требуется.                                                                      
                                                                                
Коллеги, конечно, можно было бы ещё продолжить ряд замечаний, но впереди        
будут парламентские слушания, и мы, я думаю, досконально обсудим всё это. А     
замечания, безусловно, нужно учесть.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Настаивают ли докладчик и            
содокладчик на заключительном слове?                                            
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Ну, во-первых, я хотел бы поблагодарить всех за те вопросы, которые были        
заданы, и за те выступления, которые прозвучали только что. Наряду с            
благодарностью я хотел бы дать два коротких комментария по прозвучавшим         
вопросам, которые мне показались наиболее важными.                              
                                                                                
По поводу того, что в ходе процедуры создания федеральных университетов всё     
отдаётся на места, - это не так. Здесь основное принципиальное решение за       
президентом. Сам университет создаётся актом правительства, а решение           
президентом вырабатывается с учётом предложений, поступающих с мест от          
органов законодательной, исполнительной власти, от академического сообщества.   
Поэтому в процедуре принятия решения участвует, на мой взгляд, максимально      
широкий круг лиц, и при этом учитываются интересы всех и вся. А гарантом        
принятия правильного, взвешенного решения выступает президент страны. Мне       
кажется, это самый высокий из возможных уровней.                                
                                                                                
И второй момент, который мне хотелось бы подчеркнуть особо. Был сделан акцент   
на то, что предстоит процедура объединения. Нет, в законопроекте                
закладывается норма, согласно которой федеральный университет может             
образовываться в том числе на базе образовательных учреждений, научных          
организаций и так далее. Это не предполагает автоматически процедуру            
объединения.                                                                    
                                                                                
И последний нюанс, менее важный, по поводу автономного учреждения. Чтобы        
создать действительно стимул и движущую силу для развития региона, необходимо   
объединение ресурсов. Форма автономного учреждения позволит достичь, добиться   
такого объединения, такой аккумуляции ресурсов, что даст необходимый эффект.    
                                                                                
Остальные вопросы, которые поднимались выступающими, я думаю, могут быть        
учтены в режиме подготовки законопроекта ко второму чтению.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Артёмович, не настаиваете на заключительном      
слове? Нет.                                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности    
федеральных университетов".                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.