Заседание № 65
О проекте федерального закона № 87124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Натальи Афанасьевны Ермаковой. ЕРМАКОВА Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона № 87124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия" прошёл правовую, юридическую, техническую и лингвистическую экспертизы. Замечаний не имеется. Прошу принять указанный федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Выносим на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 40 сек. ) Проголосовало за 329 чел.73,1% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 87124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я всё-таки предлагаю прекратить практику раздачи очень важных налоговых законопроектов перед заседанием, потому что нет возможности ознакомиться с серьёзнейшими документами. В связи с этим предлагаю снять законопроекты, обозначенные в пунктах 7, 11, 15, 22, 30 и 31, как внесённые с нарушением Регламента Государственной Думы.
Коломейцев Николай Васильевич предложил сегодня не рассматривать пункты 7, 11, 15, 22 и 31 в связи с поздней раздачей документов. Нужно ли нам обсуждать каждый вопрос отдельно, уважаемые коллеги? Тогда ещё раз мы включим микрофон Коломейцеву Николаю Васильевичу, потом послушаем коллегу из комитета по Регламенту. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наш Регламент предусматривает, что не могут рассматриваться законопроекты, которые розданы депутатам меньше чем за три дня до их рассмотрения. Здесь же предлагается целая группа законопроектов, которыми вводится доверительное управление средствами Резервного фонда, которыми вводятся резервные фонды при наличии там таких... уже давно даны им, главам администраций субъектов Федерации... Этими законопроектами предлагаются изменения Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, масса других вопросов, касающихся колоссальных финансовых ресурсов. С нашей точки зрения, эта гонка непонятная связана прежде всего с тем, что теневая группа определённых людей пытается провести коррупционные законы, которые позволят им незаконно расхищать государственные ресурсы. Мы настаиваем на том, чтобы законы, особенно касающиеся бюджета и налогов, обязательно рассматривались только при условии раздачи текстов минимум за три дня. В противном случае у нас получается следующее. Вот я год ставил вопрос об эффективности использования золотовалютных резервов - наконец-то и до ваших депутатов это дошло в вашем внутреннем клубе, и они возмущены. Год ставил вопрос о том, чтобы всё-таки разобрались, эффективно ли используются вложенные в "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" средства, тоже не принимали протокольные поручения - сегодня опять же дошло. Для того чтобы не было недоразумений в будущем, я предлагаю снять незаконно внесённые сегодня в повестку дня законопроекты, прочитать их внимательно и в пятницу внести и рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович. АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данные законопроекты прошли Совет Государственной Думы, и было принято решение рассматривать их сегодня. Депутат считает, что нарушены какие-то статьи Регламента. Моё мнение, что ничего не нарушено. Но решение можно принять голосованием. Я прошу проголосовать этот вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича не рассматривать сегодня пункты 7, 11, 15, 22 и 31 повестки дня. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 06 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9% Результат: не принято Не принято.
Приглашаю на трибуну депутата Звагельского. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Пожалуйста, Виктор Фридрихович. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона № 87124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении 3 сентября 2008 года. При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания Правового управления и ГПУ Президента Российской Федерации. По сути законопроекта необходимо отметить следующее. Законопроектом предполагается внесение изменений в разные законодательные акты, но с одной-единственной целью: обеспечить возможность замены обязательной сертификации там, где это необходимо, декларированием соответствия. Статьёй 46 Федерального закона "О техническом регулировании" определён переходный период, в течение которого сохраняют своё действие нормативные правовые акты, принятые ранее. В ряде таких актов в качестве единственной процедуры подтверждения соответствия предусмотрена только обязательная сертификация. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Но когда встаёт вопрос о том, что для какой-то продукции целесообразно применять процедуру декларирования, в качестве сдерживающего фактора выступает законодательный акт, где прописана именно обязательная сертификация как форма подтверждения соответствия. Законопроект даёт возможность применять и сертификацию, и декларирование. Также следует отметить, что законопроектом не предполагается автоматическая замена сертификации на декларирование. Это была принципиальная позиция, которая оговаривалась при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Речь идёт только о том, чтобы предоставить возможность использования декларирования соответствия. В дальнейшем, когда правительство будет само определять, насколько продукция опасна, насколько в отношении неё нужно применять сертификацию, будет возможность принимать решение или оставлять сертификацию, или разрешать декларирование. То есть впрямую замены сертификации на декларирование в законопроекте нет. Законопроект посвящён только этому вопросу, то есть делаются точечные изменения законодательных актов. К данному законопроекту поступило тридцать четыре поправки, из которых двадцать семь рекомендуется к принятию и семь - к отклонению. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, две таблицы. Таблица 1, двадцать семь поправок, которые комитет рекомендует принять. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 27 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7% Результат: принято Таблица принимается. Вторая таблица. Семь поправок, которые комитет отклонил. Нет замечаний. Включите режим голосования по второй таблице. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 00 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7% Результат: принято Принято решение по таблице. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 31 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 37
О проекте федерального закона № 87124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимира Юрьевича Саламатова. Пожалуйста, на трибуну, Владимир Юрьевич. САЛАМАТОВ В. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется подготовленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Законопроект разработан с целью создания дополнительных правовых условий для реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" в части необходимости соответствующей замены обязательной сертификации продукции декларированием соответствия. Следует отметить, что действующий в настоящее время Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает две возможные формы обязательного подтверждения соответствия продукции - это обязательная сертификация и декларирование соответствия. Правительство Российской Федерации проводит работу по переводу продукции на более рыночную форму обязательного подтверждения соответствия - на декларирование соответствия. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, постепенно уменьшается, следовательно, перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, увеличивается. Для перевода продукции из объектов обязательной сертификации на декларирование соответствия необходимо изменить ряд норм действующих федеральных законов, в которых для определённых видов продукции установлена лишь единственная форма - обязательная сертификация. Законопроектом предусматривается внесение изменений в девятнадцать федеральных законов, в которых используется термин "обязательная сертификация". Суть вносимых изменений заключается в возможности выбора между двумя указанными формами. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, будет определяться требованиями технических регламентов, а до вступления в силу технических регламентов в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" - решениями, постановлениями правительства Российской Федерации. Кроме того, законопроект приводит в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании" отдельные положения законодательных актов, исключая из них обязательную сертификацию работ и услуг, что не предусматривается сегодня действующим Федеральным законом "О техническом регулировании". Следует отметить, что общая концепция девятнадцати изменяемых законов не меняется. В то же время вносимые изменения будут способствовать повышению эффективности реализации указанных законов за счёт снижения административного давления на бизнес. Введение в действие данного закона позволит повысить эффективность технического регулирования за счёт снижения указанных барьеров. Кроме того, законопроект полностью, и по духу, и по букве, соответствует Указу Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Прошу поддержать данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, пока присаживайтесь. Содоклад делает председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел указанный проект федерального закона. Концепция проекта закона поддерживается. По мнению комитета, законопроект является очередным шагом на пути снятия излишних административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, что особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса. При этом следует отметить, что законопроект не предусматривает механической замены сертификации на декларирование соответствия. Предлагаемое изменение открывает возможность использования и сертификации, и декларирования. Уже в каждом конкретном случае можно будет определять, какая форма наиболее эффективна и безопасна. Постепенно складывается понимание того, что в целях обеспечения безопасности продукции необходимо усиливать ответственность производителя. Поэтому, снижая административные барьеры, необходимо добиваться таких форм государственного контроля, которые бы приводили не к формальному исполнению норм в виде получения разного рода бумаг, а к реальному выполнению в виде повышения качества выпускаемой в обращение продукции. Мы получили много замечаний, проанализировали их и считаем, что они могут быть учтены в рамках второго чтения. Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Первое чтение, напоминаю. Есть ли вопросы, уважаемые депутаты? Есть вопросы. Депутаты Николай Васильевич Коломейцев и Светлана Петровна Горячева. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые докладчики, ну к чему этот пафос об административных барьерах, когда здесь одни три слова заменяются тремя другими, но требуется семнадцать законопроектов перепечатать? Это уже издержки финансовые. Поэтому пафос надо исключить, и надо вообще упростить название закона, написать: о внесении изменений в связи с принятием закона "О техническом регулировании", и всё. А не надо вот это: административные барьеры... Никакие административные барьеры тут не снимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это больше выступление, но можете прокомментировать. Евгений Алексеевич, пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. На самом деле посредством этого небольшого количества слов в законопроекте отражается радикальнейшее изменение политики государства относительно бизнеса малого, среднего и бизнеса вообще. Это не просто так. Одно дело - собирать большое количество справок, иногда месяцами и годами, прежде чем открыть своё дело, при этом держать персонал, при этом держать офисы, при этом держать оборудование, которое простаивает. Другое дело - принять декларацию, направить её в органы власти и завтра же открыть, начать свой бизнес. Это принципиально разные подходы. Просто повнимательнее прочитайте текст законопроекта, и вы увидите, насколько радикально он меняет направление экономической политики в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна Горячева, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо. У меня тоже вопрос к председателю комитета Евгению Алексеевичу Фёдорову. Скажите, пожалуйста, вот этот уведомительный, упрощённый порядок подтверждения соответствия декларируемой продукции стандартам будет распространяться на продовольственную продукцию? Не получится ли у нас так, что мы таким образом искусственно снизим и без того низкое качество выпускаемой продовольственной продукции? Потому что уведомительный порядок предполагает: что хочу, то и пишу. Вот каким образом мы ограждаем нашего потребителя от некачественной продукции, именно продовольственной продукции? ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое за вопрос, Светлана Петровна. Законопроект прямо не заменяет один метод государственного контроля другим. Он, по нашим расчётам, повлияет приблизительно на половину предприятий, услуг, товаров и так далее. Действует ли один метод контроля или другой, решает непосредственно правительство в каждом конкретном случае. Разумеется, вопросы, связанные с продовольствием, безопасностью граждан, их здоровьем, будут подлежать особому анализу в этой ситуации, и совершенно необязательно, что там будет введён вот этот порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Алексеевич. Процедура первого чтения. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. Одна рука, подводим черту. А, две руки, ещё депутат Горячева. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, вот этот закон, как и 122-й закон, это закон-суррогат. Когда в одном законе упоминаются и Закон "О ветеринарии", и Закон "О космической деятельности", это уже говорит о ненормальности законотворчества, потому как нельзя одним законом регламентировать деятельность космическую и ветеринарную. Я считаю, что упрощённый подход к законотворческой деятельности в конечном итоге приводит к отрицательной реализации закона в жизни. С моей точки зрения, вообще нашим комитетам надо более предметно подходить к исправлению законов в связи с принятием новых. Вот 122-й закон открыл такой шлюз: мы взяли и сто восемьдесят законов одним законом одновременно изменили и теперь чихаем всё время от него. С моей точки зрения, чиханье вот от этих законов будет более сильным. Почему? Потому, что продукты питания и технику нельзя регламентировать одним законом, потому, что трудно будет найти положения законов, ведь здесь семнадцать законов упоминается. Я думаю, что это в корне неправильно и противоречит самому духу законотворчества. Я предлагаю не поддерживать этот законопроект и, вообще-то, Совету Думы более предметно рассматривать такие законопроекты на заседании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Вот я не случайно задавала вопрос о том, как всё же коснётся этот законопроект продовольственной безопасности, и фактически мы услышали ответ из уст председателя комитета. На самом деле вместо того, чтобы отрегулировать более жёстко самим законом разные сферы деятельности, просто-напросто будет даваться правительством преференция, в каждом конкретном случае, или по отдельным отраслям, или видам продукции правительство будет принимать подзаконные правовые акты. Не кажется ли вам, что вот эти отсылочные нормы как раз и сведут всё к тому, что потом на уровне правительства с учётом разного лоббизма будет... Это может привести только к тому, что от хорошей идеи, которая звучала много раз, и в том числе из уст президента, получится как раз обратный результат. Вот это, мне кажется, то, что нам надо обязательно уяснить хотя бы ко второму чтению, если сегодня законопроект будет принят в первом чтении. Вообще, на мой взгляд, вот эта практика передачи многих регулирующих правовых функций правительству не всегда оправданна. Мы много напринимали таких законов, а потом видим, что либо вообще не появляется постановление правительства, либо появляется в очень узком варианте, либо такое, что правительство вызывает просто непонимание наших граждан. На мой взгляд, именно в этом изъян законопроекта. Мы будем голосовать против, наша фракция. Но если он будет принят в первом чтении, то, мне кажется, ко второму чтению нужно вот эти все моменты нам очень хорошо отрегулировать. Всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотели бы выступить представители правительства или президента? Нет. Заключительное слово - депутат Фёдоров. Пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемая Светлана Петровна, я хотел бы сказать, что сейчас это регулируется огромным количеством ведомственных нормативных актов, даже не только правительственными, но и отраслевыми, и большим количеством других актов. Закон в сфере, где будет введён порядок предварительного декларирования, заменит всё это регулирование предварительным декларированием предпринимателя. Соответственно, резко снизится административное воздействие. Вот на этот элемент закона я попросил бы обратить внимание. Резко, на порядок снижается административное воздействие на бизнес. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Состоялось обсуждение. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0% Проголосовало против 85 чел.18,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принимается.