Заседание № 282
24.02.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 870409-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления дополнительного дня отдыха, одного дня, свободного от посещения учебных занятий, избирателям, проголосовавшим в день выборов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4071 по 4333 из 6897
17-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления дополнительного дня отдыха, одного дня свободного от посещения учебных занятий избирателям, проголосовавшим в день выборов". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данная законодательная инициатива, внесённая фракцией ЛДПР, направлена на то, чтобы стимулировать явку на выборах. Сегодня тем, кто находится у власти, крайне выгодно, чтобы явка была низкой, у политтехнологов даже есть такие термины, как "сушить явку", "задействовать административный ресурс" и "вводить сетки", - это позволяет получать нужные результаты. Прошедшие в сентябре прошлого года выборные кампании показали, что губернатора можно избрать, как в Архангельской области, даже когда на избирательные участки придёт 20 процентов граждан, хотя это крайне низкая явка. До этого были выборы мэра Калининграда - то же самое, явка была порядка 20 процентов. И мы видим, что у людей вообще теряется доверие к институту выборов. Это целенаправленная, давно запланированная и запущенная программа, когда просто вдалбливают в подсознание граждан такой посыл, что на выборы ходить не надо, что от них ничего не зависит и всё уже распределено, решено и определено, поэтому когда спрашиваешь людей, за кого они голосовали, они говорят: "А мы вообще не ходили на выборы и не пойдём, потому что от нас ничего не зависит". Это очень выгодно тем, кто находится у власти, и мы считаем, что такой стереотип нужно разбивать, такая модель неприемлема, если мы хотим повысить уровень доверия к избираемым должностным лицам. Мы считаем, что стимулировать можно через предоставление отгула или возможности непосещения занятий в учебном заведении, которая будет являться основанием для того, чтобы не засчитывать прогул, если студент высшего учебного заведения или среднего специального учебного заведения будет отсутствовать на занятиях. Мы считаем, что, с одной стороны, такая мера будет повышать явку, а с другой стороны, возможность получения документального подтверждения того, что ты пришёл на избирательный участок и проголосовал, будет также и определённым контрольным механизмом для придания процессу выборов прозрачности и открытости. Мы считаем, что явку надо поднимать: 20 процентов - это позорище, а не явка! Явку надо стимулировать, разбивая тот стереотип, который много лет формировали в головах, в сознании наших граждан, особенно молодёжи, которая считает, что от неё ничего не зависит, что те результаты, которые нужны, и так будут достигнуты. Ну а политтехнологи на этом просто зарабатывают: уже работают целые сетевые маркетинговые компании, которые просто приходят и приводят с собой определённую "сетку" - за деньги люди голосуют так, как было оговорено. Ну и явка "сушится" разными способами - замалчиванием, дезориентацией с определением избирательного участка, минимальной рекламой на телевидении, на радио, в прессе и так далее, а цель одна - удержаться у власти. Вот мы считаем, что эту монополию надо разбивать путём стимулирования явки. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Рустама Рифатовича Ишмухаметова. Пожалуйста. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл рассылку в соответствии с Регламентом Государственной Думы, имеется официальный отзыв Правительства Российской Федерации, которое данный законопроект не поддерживает, и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет отмечает следующее. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно пункту 3 статьи 3 федерального закона № 67-ФЗ участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдумах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдумах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. При этом задачей избирательного законодательства является формирование активной гражданской позиции граждан. Согласно законопроекту дополнительный день отдыха должен предоставляться отдельным категориям граждан - избирателям, проголосовавшим на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, - что нарушит принцип всеобщего равного избирательного права, так как указанный день не предоставляется избирателям, проголосовавшим досрочно, избирателям, проголосовавшим по почте, избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 46 федерального закона № 79-ФЗ в части предоставления дополнительного дня отдыха только государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, проголосовавшим на выборах в органы государственной власти субъекта, в органы местного самоуправления, не согласуются с нормами федерального закона № 79-ФЗ, в соответствии с которыми одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Комитет также отмечает, что предоставление дополнительного дня отдыха или отпуска в российском законодательстве полагается работникам, здоровье которых подвергается большой нагрузке и которым необходимо его восстановление. Например, работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов (это, вы знаете, Трудовой кодекс), спортсменам, тренерам, отдельным категориям медицинских работников и так далее, также один дополнительный день отдыха, оплачиваемый в размере среднего заработка, предоставляется работникам в связи со сдачей крови - и возможность получения дополнительного дня отдыха для перечисленных категорий работников вполне обоснованна. Авторами законопроекта предлагается введение аналогичной правовой нормы о предоставлении дополнительного дня отпуска работнику как участнику избирательного процесса. Комитет полагает, что такие меры привлечения граждан для участия в выборном процессе необоснованны и не корреспондируются со статьёй 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равенство граждан на труд и отдых в соответствии с федеральным законодательством. Учитывая изложенное, комитет рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцеву включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, вот в ряде стран, в том числе Западной Европы, есть другая норма: если вы не пришли на выборы, то вы не имеете права до следующих выборов никому из руководителей задавать вопросы, - может, это правильней, чем так стимулировать? В общем-то, умножьте 108 миллионов избирателей на среднюю зарплату - сколько получится убыток?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Николай Васильевич, ну, с моральной точки зрения, наверное, можно согласиться с вашей логикой: если за ту или иную партию или за того или иного кандидата избиратель не голосовал, то, по большому счёту, претензии надо предъявлять тогда не к той партии, к которой он обращается, и не к тому кандидату, который был избран, но мы говорим немножко о других вещах. Речь идёт о том, что много лет целенаправленно формировали такой посыл в сознании граждан, что от их голосов ничего не зависит, и именно поэтому у нас с каждым годом явка всё меньше и меньше - люди публично говорят о том, что они не видят смысла в том, чтобы идти на выборы, тем самым демонстрируя некий протест. На самом же деле неучастие в выборах, наоборот, приводит к несменяемости одной и той же партии, одних и тех же кандидатов, то есть имеет место монополия власти, нет сменяемости, нет обновления. И при этом агрессия и негатив граждан только усиливаются, потому что одни и те же лица по десять, по двадцать лет сидят в одних и тех же кабинетах, меняются только портреты руководителей страны, меняются партбилеты, а стиль управления не меняется. В связи с этим мы и говорим: давайте будем разбивать такую модель отношения к выборам, давайте простимулируем явку граждан. И кстати, от этого выигрывают все оппозиционные партии, в том числе и КПРФ: чем выше явка, тем больше процентов получают оппозиционные партии, что невыгодно тем, кто находится у власти. Поэтому я повторю ещё раз, что использование технологии "сушки" явки, задействование административного ресурса, задействование "сеток" и прочее - это технологии, которые позволяют добиваться поставленной цели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в принципе, как заметил Николай Васильевич, конечно, это довольно дорого, но если посмотреть... Мы с вами сейчас назначили пять членов избирательной комиссии, ещё пять будет назначать Совет Федерации и пять - президент, то есть всего пятнадцать, - а сколько, вы думаете, стоят выборы?! Вот сколько стоит провести выборы в Госдуму? Никто не помнит, а я вам напомню: здесь вот Чуров выступал и рассказывал, что выборы, на которые в бюджете заложены деньги, стоят 15 миллиардов. А может, нам вообще тогда пойти по простому пути: политические партии, участвующие в выборах, назначают в избирательные комиссии своих представителей, которые работают на этих выборах бесплатно, потому что они - члены партии, а вот эти 15 миллиардов взять и раздать людям? 150 рублей на человека получится: пришла семья на выборы, получила 450 рублей или шестьсот - всё честно, всё нормально. Так по крайней мере мы людям, во-первых, добро сделаем, а во-вторых, не будем прибегать ни к каким мерам репрессивного характера. В некоторых странах штрафуют за то, что не пришёл на выборы, и вычитают сумму, которая потрачена на организацию и проведение этого мероприятия, - административное наказание, - в некоторых могут чуть ли не в тюрьму посадить, но ЛДПР-то не для этого существует, мы, наоборот, хотим, чтобы у людей было хорошее настроение, чтобы они что-то получили, а не были наказаны, вот в чём дело! И не в том дело, что оппозиционная партия должна больше получить: поверьте, если люди будут жить лучше, нам без разницы, кто это предложил, пусть даже это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", главное, чтобы что-то поменялось! Мы это предлагаем ввести для того, чтобы люди просто-напросто научились отвечать за свой выбор, а то получается замкнутый круг: сначала вы всё делаете для того, чтобы они на выборы не ходили, - за вас, мол, всё решено, всё бессмысленно и так далее, и тому подобное - люди и не ходят, потом те, кто к власти приходит, злоупотребляют ею, потом люди этим возмущаются, начинается вооружённое противостояние, после этого перестрелка и так далее, и тому подобное, и всё пошло по новой. Зачем доводить до этого?! Давайте сделаем, чтобы всё было честно и прозрачно, чтобы каждый человек знал: да, я отвечаю за результат, потому что я ходил на выборы и свой выбор сделал, - тогда всё будет понятно. Ещё раз говорю: давайте попробуем хотя бы такой вариант! Но вы, видимо, решили ещё раз наступить на те же самые грабли - побойтесь бога, не надо это делать: Гражданская война в России унесла больше 5 миллионов жизней - зачем доводить страну до этого?! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. Три минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, можно согласиться с посылом и желанием авторов законопроекта увеличить явку избирателей, но я всё-таки настаиваю, что это тот же скрытый подкуп и это не даст результата. Вот если вы дадите человеку мотив: если он не пришёл, он за это отвечает... Я повторю, что в законодательстве Нидерландов и ряда других стран есть требование: если вы не пришли на выборы, то до следующих выборов вы не имеете права официально задавать вопросы ни одному органу власти - вот это, с моей точки зрения, и денег не стоит, и мотивирует человека прийти на выборы. Это первое. Второе. Напомню, что у нас, к сожалению, ни одни выборы, кроме президентских, не ограничены даже явкой: один человек пришёл - выборы состоялись, то есть вопрос этот комплексный. Я разделяю вашу озабоченность низкой явкой: действительно, в миллионниках явка более 15 процентов не бывает, всё остальное - рисование, но этот вопрос не решается предоставлением отгула. У вас же куча бывших коммерсантов - спросите у них, готовы они дать отгул и оплатить? Ведь что такое отгул? Это оплаченное нерабочее время, понимаете? Здесь затрагивается ряд вопросов, которые можно сформулировать совершенно по-другому. Мы согласны, что надо изменять подходы к явке на выборы. С нашей точки зрения, явку можно было бы увеличить, ограничив воздействие денежного мешка на избирательный процесс: надо за бюджетные деньги, не считаясь с ресурсами, давать одинаковое время в эфире всем участникам выборов, всем кандидатам, должен быть одинаковый доступ к аудитории. Ну и самое главное. В ряде стран есть то, о чём вы говорите: избирательные комиссии формируются именно за счёт участников процесса, причём равномерно, независимо от их присутствия в парламенте. Это тоже заслуживает внимания, но, к сожалению, в данном законопроекте этого нет - наверное, это тоже стоит внести на рассмотрение. Мы часто поддерживаем инициативы, но мы не считаем, что эта инициатива повлияет на явку, и в этот раз не поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста. С места. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается в целях повышения явки избирателей на региональные и муниципальные выборы установить дополнительный день отдыха для работников, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и один день, свободный от посещения учебных занятий, для лиц, обучающихся по очной форме обучения, принявших участие в голосовании в день выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдумах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдумах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению, при этом задачей избирательного законодательства является формирование активной гражданской позиции населения. В связи с этим, как я уже сказал, считаем данную инициативу необоснованной и нецелесообразной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, автор, комитет? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6029 по 6047 из 6897
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления дополнительного дня отдыха, одного дня, свободного от посещения учебных занятий, избирателям, проголосовавшим в день выборов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 27 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.