Заседание № 299
О проекте федерального закона № 868839-7 "О внесении изменений в статьи 71-1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся целевого обучения по образовательным программам высшего образования; принят в первом чтении 19 марта 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статью 71-1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к блоку "Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении". 4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 71-1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения особенностей приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования), второе чтение. Пожалуйста, Татьяна Викторовна Касаева. КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был принят в первом чтении 19 марта 2020 года. Ко второму чтению к законопроекту поступило семь поправок, в основном юридико-технического характера, все они включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Единственная смысловая поправка - это поправка 6, она касается дистанционного, с помощью применения дистанционных технологий, принятия экзаменов. Комитет также предлагает её поддержать. Просим проголосовать и поддержать законопроект во втором чтении и в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 06 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 1. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 71-1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 4-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 41 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАСАЕВА Т. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет считает, что законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении и просит рассмотреть его сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Тогда, коллеги, переходим к рассмотрению данного законопроекта в третьем чтении. В рамках процедуры третьего чтения по мотивам голосования есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 71-1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 4-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 46 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 290
О проекте федерального закона № 868839-7 "О внесении изменений в статью 71-1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся целевого обучения по образовательным программам высшего образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 71-1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Марина Борисовна Лукашевич. ЛУКАШЕВИЧ М. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71-1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" подготовлен по итогам правоприменительной практики целевого обучения в 2018/19 учебном году. В целях урегулирования возникших в этот период коллизий в законопроекте предлагается исключить дублирующее полномочие правительства по утверждению перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение за счёт средств любых бюджетов, и обязать организацию, осуществляющую образовательную деятельность и являющуюся одновременно заказчиком целевого обучения, в случае нарушения ею обязательств по трудоустройству гражданина возместить расходы бюджета, затраченные на его обучение, в доход соответствующего бюджета. Установление срока возмещения, порядка определения размера, порядка и оснований освобождения от такого возмещения закрепляются за правительством, регионом или органом местного самоуправления в зависимости от средств бюджета, за счёт которого велось обучение. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Борисовна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Ольга Васильевна Пилипенко. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 71-1 Федерального закона "Об образовании..." (в части уточнения особенностей приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования). К аргументированному докладу Марины Борисовны хотелось бы добавить, что принятие рассматриваемого законопроекта соответствует поручениям Президента Российской Федерации об обеспечении субъектов специалистами социально значимых профессий и специальностей, наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельностью в определении перечня профессий, по которым будет вестись целевой приём, для установления квот в данных направлениях, кроме того, законопроектом вводится ответственность организации, которая ведёт образовательную деятельность, при нарушении ею обязательства по трудоустройству обучавшегося в ней гражданина, если она была заказчиком целевого обучения. Уважаемые коллеги, мы получили от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно 46 отзывов и 54 отзыва, все отзывы положительные, 35 субъектов Российской Федерации законопроект поддержали. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении рассматриваемый законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Васильевна. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. В настоящее время муниципалитеты озабочены как состоянием рынка труда, так и отсутствием квалифицированных кадров. Предусмотрены ли сейчас какие-то механизмы заключения органами местного самоуправления договоров о целевом приёме и о целевом обучении в интересах организации, в уставном капитале которой нет доли органа муниципального образования, на условиях трудоустройства и работы целевого специалиста в данной организации? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопрос, Игорь Вячеславович. Действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора о целевом обучении с уже поступившим на обучение гражданином либо с гражданином в период его поступления для данной категории организаций, о которых вы говорили. В рамках именно целевого приёма, где, скажем так, более льготный режим поступления, такие организации в статье 71-1 в настоящее время не предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Марина Борисовна, ну вы в курсе, что сегодня в большинстве регионов нехватка большого количества как медиков, так и учителей, при этом президент поставил задачу в медицине довести численность целевиков до 70 процентов, да? Есть ли у вас статистика, сколько целевиков, которые получили это образование, не получают работу? Это первый вопрос. И планируете ли вы увеличивать долю целевиков для субъектов - как по медикам, так и по педагогам? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопросы, Сергей Алексеевич. В настоящее время ведётся мониторинг целевого обучения. Поскольку новый порядок был введён только в 2018 году, с учётом периода обучения говорить о том, что студенты-выпускники не обеспечены работой, пока не приходится. Тем не менее в этом году увеличена квота для приёма по целевому обучению в ординатуру и по отдельным специальностям медицины в рамках исполнения положений послания президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Марина Борисовна, если у министерства есть данные, поделитесь, пожалуйста: какую долю сейчас составляют целевики в общем количестве студентов в Российской Федерации и каких случаев прежде всего коснётся законопроект? Я подозреваю, что не все депутаты поняли, для чего он принимается. ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопросы, Олег Николаевич. Я напомню, что у нас без учёта аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки сейчас по программам высшего образования вне зависимости от формы обучения обучается чуть больше 4 миллионов студентов. Из них целевым образом обучается около 200 тысяч, включая уже аспирантуру, ординатуру, а в категорию студентов, о которой идёт речь в данном законопроекте, попадает в настоящее время 346 человек, которые заключили целевой договор непосредственно с образовательной организацией, в которой они обучаются. Как правило, это касается медицинских вузов, в которых есть клинические структуры, и педагогических вузов, в которых есть в качестве структурных подразделений школы, где требуются педработники. Также в прошлом году был заключён большой объём договоров в рамках целевого обучения в аспирантуре. Это была целевая аудитория. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к представителю Правительства России, и вопрос также касается целевого обучения. Уважаемая Марина Борисовна, согласно законопроекту образовательная организация - заказчик целевого обучения обязана возместить расходы, если нарушила принятые на себя обязательства по трудоустройству после обучения. Скажите, а какими, на ваш взгляд, могут быть основания для освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, которые вы предполагаете предусмотреть в соответствующем постановлении Правительства России? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. Есть постановление правительства № 302, принятое в прошлом году, которым уже установлен определённый набор оснований для снятия ответственности с организации, не обеспечившей трудоустройство. Как правило, это связано с медицинскими показаниями (инвалидность), также это касается отсрочек, если, допустим, человек пошёл на контрактную службу, также предусмотрены меры на случай ситуации с попечительством относительно членов семьи данного гражданина, из-за чего он не может, например, переехать в другой регион, если это было предусмотрено, и вещи, связанные с беременностью и родами. То есть такие основания уже предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос представителю правительства. Уважаемая Марина Борисовна, в развитие вопроса, который задал Олег Николаевич Смолин, но чуть шире: скажите, пожалуйста, какова в целом динамика количества бюджетных мест в вузах, ну, скажем, за год-два, в том числе по целевому набору? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Николай Иванович, спасибо за вопрос. По количеству бюджетных мест сохраняется динамика в рамках 57 процентов выпускников школ, мы её не снижаем. Эта динамика чуть выше гарантии, которая предусмотрена в действующем законе, - 800 человек на 10 тысяч населения определённого возраста. Что касается целевого обучения, динамику мы увидим немножко позже, по итогам приёмной кампании этого года, это будет осенью этого года, поскольку первый приём был в 2018 году с изменившимися условиями, в этом году мы уже только осенью увидим эти цифры и сможем оценить динамику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. На рабочем месте включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Первое, что я хочу сказать: я думаю, законопроект нужно поддержать, сомнений это не вызывает. Речь идёт о повышении ответственности сторон за трудоустройство в рамках целевого обучения. Напомню, речь идёт о тех случаях, когда вузы сами для себя заказывают специалистов. У них должны быть те же обязательства, что и у других заказчиков. Пользуясь случаем, хочу прокомментировать общий ход дискуссии. Коллеги, что касается динамики количества студентов, я напомню, что в советский период их было 220 на 10 тысяч населения. Сейчас, после того как в закон внесли новую форму, якобы красивую - 800 бюджетных мест на 10 тысяч молодых людей, - на самом деле количество студентов на 10 тысяч населения сократилось менее чем до 130 по сравнению с советскими временами. Во всём мире, кстати, число студентов считается не от количества молодёжи, а от количества населения. Что касается целевого обучения. Мы поддерживаем этот законопроект, при этом хотим подчеркнуть, что и советская система распределения была не только кнутом, она была сочетанием кнута и пряника: выпускника не просто отправляли в определённое место, а создавали ему условия для работы - если это сельский учитель, то обязательно предоставлялось жильё, коммунальные услуги, надбавка в 25 процентов к заработной плате, поэтому и целевое обучение, по нашему глубокому убеждению, должно быть сочетанием кнута и пряника с упором на пряник. Именно потому оно сейчас охватывает менее 5 процентов общего количества студентов, что далеко не все заказчики находят деньги на этот самый пряник. Значит, мы должны эти средства увеличить. Напомню, что Президент Российской Федерации выступил с инициативой - проектом "Земский учитель", но, когда мы смотрели бюджеты на 2020 год разных регионов, мы видели, что в регионах на это выделено 720 тысяч рублей, 600 с чем-то тысяч и так далее, тогда как на одного специалиста положено по 1 миллиону, - получается, как в известной истории, два землекопа и две трети. Но даже если считать, что регион софинансирует выплаты этим выпускникам, то разве один выпускник программы "Земский учитель" может обеспечить необходимое количество учителей в наших школах? Вопрос упирается, как всегда, как часто бывает, в финансовые ресурсы. Поэтому, поддерживая законопроект, мы хотели бы обратить внимание на то, что финансирование целевого обучения должно быть увеличено. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А. Я также поддерживаю законопроект. Однозначно, ответственность должна быть, тогда и больше порядка будет. Но в качестве пожелания. Марина Борисовна, вот мы говорим, что у нас бесплатное высшее образование, но на самом-то деле это не так, ведь, по сути, это образование оплатили наши налогоплательщики, они специалистов оплатили, а специалисты к ним не приехали. Может быть, систему распределения вот этих бюджетников не вводить только тогда, когда у нас уже специалистов хватит везде? И не поедет сегодня специалист-москвич даже за миллион в Тынду, например, поэтому нужно больше и чётче работать по контрольным цифрам с регионами, с губернаторами, чтобы они тоже ответственность несли. И может быть, добавить в критерии оценки деятельности губернаторов то, сколько они специалистов заказывают, сколько трудоустраивают. Кроме того, вы же знаете, что есть ещё одна проблема: на сегодня фактически все врачи и учителя являются совместителями, они работают на 1,8 ставки, чтобы получать среднюю зарплату по региону, как президент установил. Нужно здесь тоже порядок наводить: выравнивать, увеличивать окладную составляющую - вот у медиков президент вообще определил 70 процентов бюджета фонда, - тогда по регионам не будет такой разницы. Конечно, если в Москве учителю платят 150 тысяч, а где-нибудь в Забайкалье - 15-20 тысяч, то кто туда поедет, за какими деньгами? В целом министерству нужно подумать о целевиках, о молодых специалистах, которые получили бесплатное образование (ну, не бесплатное, я ещё раз говорю, это услуга, которую оплатили граждане, и они имеют право на этого специалиста), может быть, ввести квотирование: для такого-то региона - столько-то. А губернаторы, которые определяют контрольные цифры по этим специалистам, заказывают, пусть отвечают за это, тогда и ответственность будет: заказал - устрой или уйди в отставку. Минобру нужно не точечно эти проблемы решать, потому что 10 процентов целевиков сейчас ничего не закроют, да и их не устраивают, как вы говорите, значит, не работает система, нужно какой-то новый метод придумывать, чтобы всё-таки люди, получившие образование, доезжали до тех регионов, где они нужны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марина Борисовна, вы можете выступить с заключительным словом. Нет необходимости. Ольга Васильевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71-1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 31 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.