Заседание № 88

18.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86866-4 "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2575 по 3829 из 4410
Коллеги, мы переходим к рассмотрению пункта 4, проекта федерального закона      
"Об исполнении федерального бюджета за 2003 год". Слово для доклада             
предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации   
министру финансов Российской Федерации Кудрину Алексею Леонидовичу.             
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Леонидович.                                                 
                                                                                
КУДРИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
министр финансов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Сегодня я представляю за свой срок       
министерства пятый отчет об исполнении бюджета. До 2000 года не                 
представлялись и не утверждались отчеты об исполнении бюджета. Я считаю, что    
это теперь очень верная практика, которая повышает открытость, подотчетность    
бюджетной системы, повышает возможность исходя из исполнения бюджета за         
предыдущие годы делать верные выводы для планирования и совершенствования       
бюджетного процесса на будущее, повышает эффективность бюджетных расходов.      
                                                                                
2003 год был годом позитивным, прежде всего это выразилось в ускорении          
экономического роста. Напомню, что в 2003 году экономический рост составил      
7,3 процента, в то время как годом раньше он составил 4,7 процента.             
Продолжала снижаться инфляция, она составила 12 процентов, что было на 3,1      
процента больше... Золотовалютные резервы Центрального банка составили 29       
миллиардов долларов.                                                            
                                                                                
Должен сказать, несмотря на то что высокая цена на нефть, которая сохранялась   
в эти годы и даже была в 2003 году очень высокой, могла вызвать увеличение      
инфляции, но благодаря проведению финансовой политики, которая в том числе      
уже в 2003 году позволяла накапливать так называемый финансовый резерв, мы      
сдерживали инфляцию и снижали инфляцию последовательно. Запланированная         
инфляция в 12 процентов на год была достигнута и составила ровно 12             
процентов. Этот год характеризовался созданием инструментов управления          
денежной массой и контроля за процессом снижения инфляции.                      
                                                                                
Доходы консолидированного бюджета России составили 4 триллиона 135 миллиардов   
рублей, или 31,3 процента ВВП. В рамках снижения налогового бремени мы          
снижали налоги и изъятие средств из экономики, тем самым сохраняя средства у    
предприятий, позволяя им наращивать темпы экономического роста. В этой связи    
в 2003 году по сравнению с 2002 годом общая нагрузка на экономику сократилась   
на 1,2 процентных пункта, как мы и планировали. В связи с этим доходы           
федерального бюджета составили 2 триллиона 586 миллиардов, или 19,6 процента    
ВВП. При этом налоговые доходы также сокращались в связи со снижением ставок    
налогов. Среди ключевых вопросов, которые мы решали, были также вопросы         
совершенствования налоговой системы. Должен сказать, что завершилась к этому    
году отмена оборотных налогов. Существенно улучшилась собираемость по налогу    
на прибыль организаций в рамках утвержденной главы 25 Налогового кодекса.       
Наше налоговое законодательство было существенно приближено к международным     
стандартам. В 2003 году мы приняли закон о снижении ставки НДС до 18            
процентов, который вступил в действие с 1 января 2004 года.                     
                                                                                
Среди ключевых расходов могу отметить увеличение расходов прежде всего на       
финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации, которые              
увеличились на 21 процент в реальном выражении за вычетом инфляции, расходы     
на правоохранительную деятельность в реальном выражении выросли на 16,2         
процента, расходы на национальную оборону - на 7,5 процента в реальном          
выражении.                                                                      
                                                                                
Мы в 2003 году повысили минимальный размер оплаты труда до 600 рублей, тем      
самым заработная плата бюджетников возросла на 33 процента. И мы параллельно    
существенно сокращали задержки по выплате заработной платы и довели их в 2003   
году до минимального за все последние тринадцать лет российской истории         
уровня невыплат по заработной плате бюджетникам. Базовая часть трудовой         
пенсии также выросла - на 6 процентов, страховая - на 8. Были повышены          
стипендии студентам - до 400 рублей. Преподавателям, напомню, в 2003 году мы    
повысили специальные выплаты за ученую степень с 300 до 900 рублей, докторам    
наук - с 500 рублей до полутора тысяч.                                          
                                                                                
Прежде всего мы сокращали и стоимость обслуживания государственного долга,      
платежи сократились до 9,4 процента с 10,9 процента в расходах федерального     
бюджета. Государственный внешний долг составил на конец 2003 года 119,1         
миллиарда долларов, или 26,5 процента ВВП. Напомню: 2003 год был критическим    
годом, это был год пика платежей по внешнему долгу. Мы серьезно к этому году    
готовились и прошли спокойно этот период. После этого Россия в 2003 году        
впервые от одного из ведущих рейтинговых агентств получила инвестиционный       
рейтинг. Сегодня можно сказать, что проводимая политика позволила за            
последние два года получить инвестиционный рейтинг всех трех ведущих            
рейтинговых агентств, тем самым существенно снизить стоимость заимствований     
для наших и государственного, и частного секторов.                              
                                                                                
Проводимая политика в области внутреннего долга позволила снизить доходность    
государственных облигаций с 15,1 процента до 8,7 процента годовых в 2003        
году, то есть снижение инфляции, усиление стабильности и продуманная долговая   
политика позволили сократить процентные ставки по государственным               
заимствованиям почти на 6,5 процента. Увеличилась ликвидность рынка             
государственных ценных бумаг в связи с этим, и объем торгуемого рынка вырос     
со 179 миллиардов до 298 миллиардов рублей. Профицит федерального бюджета       
тоже в этом году вырос - до 1,7 процента ВВП, то есть на 0,3 в течение года.    
Проводимая политика позволила не только выполнить в полном объеме               
обязательства бюджета, но и создать запас прочности для государственных         
финансов на ближайшее будущее.                                                  
                                                                                
В 2003 году был сформирован Стабилизационный фонд, и в виде остатков средств    
по результатам 2003 года в Стабилизационный фонд на 1 января 2004 года было     
перечислено 106 миллиардов рублей. По сути, мы снизили существенно              
зависимость экономики Российской Федерации и федерального бюджета от            
нестабильных и труднопрогнозируемых внешних рынков и заложили основу для        
устойчивого экономического развития страны. 2003 год был в этом плане важным,   
решающим годом, и в настоящее время мы наращиваем... закрепляем те яркие и      
явные успехи, которых мы достигли в 2003 году.                                  
                                                                                
Я бы отметил и то, что среди основных замечаний Счетной палаты есть и           
вопросы, связанные с совершенствованием налогового законодательства,            
эффективного использования средств федерального бюджета. Надеюсь, после         
выступления руководителя Счетной палаты в своих ответах на вопросы я смогу      
ответить и на эти вопросы в том числе.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Леонидович, присаживайтесь. Мы           
вопросы, наверное, будем задавать потом всем корпусом.                          
                                                                                
Сейчас слово для доклада предоставляется Председателю Счетной палаты            
Российской Федерации Степашину Сергею Вадимовичу. Пожалуйста, Сергей            
Вадимович.                                                                      
                                                                                
СТЕПАШИН С. В., Председатель Счетной палаты Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы сказать об основном выводе             
проведенных Счетной палатой проверок: Счетная палата подтверждает отчет         
правительства об исполнении федерального бюджета за 2003 год.                   
                                                                                
Хотелось бы отметить положительные моменты в работе правительства (о них        
частично докладывал Алексей Леонидович). Был разработан перспективный           
финансовый план, содержащий структуру расходов федерального бюджета на три      
предстоящих года, заблаговременно были приняты решения о предельном уровне      
тарифов на продукцию естественных монополий, было продолжено                    
совершенствование казначейских технологий.                                      
                                                                                
Следует особо отметить повышение конструктивности взаимодействия                
правительства и Счетной палаты при осуществлении последующего контроля за       
исполнением федерального бюджета. Впервые, кстати, за пятилетнюю историю        
проведения подобных проверок Министерство финансов России учло выявленные       
Счетной палатой в отчете правительства несоответствия по расходам бюджета и     
внесло необходимые исправительные записи в отчеты следующего уже, 2004 года.    
В целях устранения выявленных нарушений Минфин России специально издал          
приказ, в котором учтено большинство предложений Счетной палаты по итогам       
данной проверки.                                                                
                                                                                
В отличие от прошлых лет в 2003 году в федеральный бюджет в конце года были     
внесены существенные изменения, были полностью уточнены доходы и расходы        
федерального бюджета. Мы сделали еще один шаг к тому, чтобы исполнять бюджет    
строго в соответствии с законом. Но, к сожалению, полностью решить данные       
проблемы не позволяет несовершенство действующего Бюджетного кодекса, его       
несоответствие сложившейся практике и нормам других законов. И неудивительно,   
что Счетная палата в ходе проверки исполнения бюджета 2003 года установила      
факты нарушения норм тридцати статей Бюджетного кодекса, норм Гражданского,     
Налогового кодексов, а также многих федеральных законов. Аналогичным образом    
складывается ситуация и в 2004 году. В данный момент идет активная работа, в    
том числе в Государственной Думе и Совете Федерации, над новой редакцией        
Бюджетного кодекса, и нам представляется, что при рассмотрении бюджета 2006     
года все эти вопросы должны быть учтены.                                        
                                                                                
Хотелось бы особо подчеркнуть, что работа по совершенствованию бюджетного       
законодательства должна проводиться одновременно с разработкой конкретных,      
предельно четких мер ответственности за его неисполнение. В связи с этим        
совершенствование бюджетно-финансового законодательства должно, на наш          
взгляд, вестись одновременно с работой по дальнейшему развитию                  
законодательной базы в сфере борьбы с финансовой преступностью и коррупцией.    
                                                                                
За последние годы законодателями сделано немало для повышения                   
бюджетно-финансовой дисциплины в стране. В частности, за нецелевое              
использование средств в размере более 1,5 миллиона рублей предусмотрена         
теперь уголовная ответственность. Однако нам пока рано почивать на лаврах.      
Только в ходе нашей проверки исполнения федерального бюджета 2003 года было     
выявлено двести тридцать четыре факта нецелевого использования средств в        
размере 617 миллионов рублей, допущенных двадцатью семью главными               
распорядителями, пятнадцатью регионами и одним ЗАТО. В течение 2003 года        
Счетной палатой было направлено в Генеральную прокуратуру пять представлений    
по фактам нецелевого использования средств в Чеченской Республике,              
управлением МНС по Республике Башкортостан, ООО "Всероссийский выставочный      
центр", а также по фактам нецелевого использования средств получателями         
гуманитарной помощи Северо-Западного федерального округа. По итогам 2003 года   
Счетной палатой было выявлено нецелевое использование средств на общую сумму    
1,48 миллиарда рублей. Характерно, что в 2004 году наблюдается существенный     
рост этого показателя - 2,3.                                                    
                                                                                
Следует подчеркнуть, что у Счетной палаты уже есть весьма позитивный опыт       
взаимодействия с палатами Федерального Собрания и правительством в работе над   
совершенствованием законодательства, и в том числе в сфере налогового           
регулирования. Благодаря нашим совместным усилиям с 2004 года были              
ликвидированы так называемые внутренние налоговые оффшоры. Между тем еще в      
2003 году данная проблема была весьма острой. Как показала наша проверка, в     
соответствии с действовавшим на тот момент законодательством вследствие         
налоговых преференций в бюджетную систему страны недопоступило доходов на       
сумму 392 миллиарда рублей. Насколько известно, и в правительстве, и в          
Государственной Думе позитивно отнеслись к нашим предложениям и по изменению    
порядка взимания акцизов на алкогольную продукцию и переносе всей суммы         
акцизов на спирт. Сейчас уделяется большое внимание, я знаю,                    
совершенствованию системы взимания акцизов и на табачные изделия.               
                                                                                
Было бы целесообразно активизировать работу по внесению поправок в Налоговый    
кодекс, касающихся контроля налоговых органов за правильностью применения цен   
и разработки критериев выявления аффилированных лиц. Чрезвычайно острая         
ситуация вокруг мошеннических сделок по возмещению НДС делает актуальным        
вопрос о дальнейшем совершенствовании порядка администрирования и данного       
налога. Наша проверка выявила наличие больших резервов в совершенствовании      
всей системы налогового администрирования. Так, например, по состоянию на 1     
января 2004 года уклонялись от постановки на налоговый учет более шести тысяч   
юридических лиц, почти 1,6 миллиона хозяйствующих субъектов. В то же время во   
всем нужно соблюдать меру, мы не должны забывать, что налоговую систему         
необходимо использовать не только для пополнения государственной казны, но и    
для стимулирования развития экономики. Поэтому, говоря о совершенствовании      
налогового администрирования и всей налоговой системы в целом, мы должны        
иметь в виду также необходимость снижения административного давления на         
экономику.                                                                      
                                                                                
Другой важной проблемой, которая имеет как фискальный, так и глобальный         
макроэкономический аспект, является необходимость повышения эффективности       
использования и управления федеральной государственной собственностью. К        
сожалению, по настоящее время не сформирован в полном объеме реестр             
федерального имущества. В 2003 году дивиденды по акциям, принадлежащим          
государству, перечислили лишь 15 процентов из почти четырех тысяч акционерных   
обществ.                                                                        
                                                                                
Крайне недостаточен контроль за поступлением доходов от федеральных             
государственных унитарных предприятий. Из пяти с половиной тысяч ФГУП,          
получивших чистую прибыль в 2002 году, только 35 процентов перечислили в        
бюджет часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов.                          
                                                                                
В то же время нельзя сказать, что органы исполнительной власти не               
предпринимают никаких мер по повышению эффективности управления федеральной     
собственностью. Как вы знаете, данная тема обсуждалась на вчерашнем заседании   
правительства, в том числе и в контексте тех проблем, о которых из года в год   
говорит Счетная палата. Это создание единого реестра федерального имущества,    
оптимизация системы государственного управления ФГУП, вовлечение в оборот       
объектов культурного наследия, совершенствование дивидендной политики.          
                                                                                
Однако наиболее злободневной проблемой в бюджетной сфере - это было и в 2003    
году - остаются сохраняющиеся диспропорции в системе межбюджетных отношений.    
Если в 2003 году число высокодотационных субъектов Федерации сократилось в      
сравнении с 2002 годом с тридцати одного до двадцати девяти, то в 2004 году     
данный показатель вновь увеличился до исходного уровня. Несмотря на             
принимаемые меры, задолженность по выплате заработной платы с начислениями на   
1 января 2004 года составила 11,3 миллиарда рублей, задолженность по пособию    
граждан, имеющих детей, - 5,7 миллиарда, задолженность по бюджетным ссудам,     
предоставленным субъектам Федерации из федерального бюджета, - 44,9             
миллиарда. Таким образом, проблема сбалансированности бюджетов регионов и       
всей бюджетной системы в целом, особенно сейчас, в условиях монетизации         
льгот, остается крайне напряженной и актуальной. Кстати, что касается           
вопросов, связанных с монетизацией льгот. Как вы знаете, такую работу сегодня   
ведет Счетная палата, и в ближайшее время здесь во время "правительственного    
часа" мы готовы будем вам доложить этот вопрос.                                 
                                                                                
Подводя итог работы Счетной палаты по исполнению бюджета 2003 года, я в         
заключение хотел бы еще раз, дорогие друзья, обратиться к старой теме,          
которая определяет повторяемость из года в год наших проблем, - к               
необходимости совершенствования бюджетного законодательства. Очень бы           
хотелось, чтобы в этом году - я знаю, что Министерство финансов и               
правительство к этому готовы, - мы могли бы окончательно расставить все         
акценты в Бюджетном кодексе и, таким образом, решить вопросы исполнения         
бюджета в строгом соответствии с существующим законодательством.                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вадимович. Присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Васильевича   
Устинова. Пожалуйста, Владимир Васильевич.                                      
                                                                                
УСТИНОВ В. В., Генеральный прокурор Российской Федерации.                       
                                                                                
Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Мое сообщение основывается на материалах прокурорского    
надзора, а из них следуют неутешительные выводы. Правовая дисциплина в          
бюджетной сфере пока не становится лучше, в частности, в 2003 году, точно так   
же, как и в 2002 и 2001 годах, нарушения допускались практически по всем        
вопросам, связанным с бюджетными правоотношениями. В течение года прокуратура   
выявила тридцать три тысячи различных нарушений бюджетного законодательства,    
в том числе шесть с половиной тысяч незаконных правовых актов. Если к ним       
добавить еще шестьдесят шесть тысяч нарушений законодательства о налогах,       
которое, как вы понимаете, завязано на бюджетную сферу, то легко составить      
представление об угрозе бюджетной дисциплине.                                   
                                                                                
Забегая вперед, скажу, что данных 2004 года о выявленных нарушениях по          
каждому направлению почти в два раза больше. Самыми живучими нарушениями        
являются нецелевое расходование и хищение бюджетных средств, неэффективное      
использование материальных и финансовых ресурсов во многих регионах. Органами   
местного самоуправления не были приняты нормативные и правовые акты,            
регулирующие бюджетный процесс на местном уровне. В ходу до сих пор акты,       
которые идут вразрез с положениями федерального законодательства. К примеру,    
такие факты есть в республиках Дагестан, Ингушетия, Хакасия, Иркутской,         
Курской, Московской, Мурманской, Пензенской областях. Органы государственной    
власти и местного самоуправления в поисках дополнительных источников доходов    
установили не предусмотренные законом налоги и сборы. Почти в каждом регионе    
имелись примеры обратного, когда в ущерб бюджету предоставлялись незаконные     
льготы, оказывалась финансовая помощь коммерческим структурам, деньги           
отвлекались на непредусмотренные цели. В Башкортостане, Ингушетии, Карелии,     
Астраханской, Брянской, Волгоградской, Кировской, Псковской и других областях   
были установлены нарушения требований статьи 72 Бюджетного кодекса о порядке    
оформления закупки товаров, работ или услуг для государственных нужд. Нередко   
такие закупки проводились без заключения контрактов, без проведения             
обязательных конкурсов. В итоге всё оборачивалось накручиванием цен и           
необоснованными расходами бюджета.                                              
                                                                                
При предоставлении кредита часто не соблюдались требования статьи 76 кодекса.   
Финансовое положение получателей кредита не проверилось, ликвидность их         
залогового имущества не оценивалась. Случалось, что кредиты выдавались вообще   
без обеспечения обязательств по их возврату, то есть не было банковских         
гарантий, поручительств либо залога на имущество, не уплачивались и             
обязательные проценты за использование кредита. В Дагестане, например, сроки    
возвращения кредитов коммерческим структурам продлевались, что называется, до   
бесконечности. В результате такой необоснованной практики размер непогашенной   
с 2000 года задолженности бюджетных средств на начало 2004 года превысил 110    
миллионов рублей.                                                               
                                                                                
Практикой кредитования коммерсантов грешат многие руководители субъектов        
Федерации, в то время как сами систематически пользуются бюджетной помощью      
федерального центра. Приведу в качестве примера Тверскую область. В 2003 году   
там представлены десятки налоговых кредитов, а затем отсрочек и рассрочек по    
их уплате. Аудиторы Счетной палаты насчитали в Тверской области таких льгот     
на 20 миллионов рублей, при этом областной бюджет должен федеральному бюджету   
более 180 миллионов.                                                            
                                                                                
Отдельно следует обратить внимание на обращение с бюджетными средствами,        
выделенными на жилищно-коммунальное хозяйство в регионах с суровыми             
климатическими условиями. Я имею в виду Крайний Север, Сибирь, Дальний          
Восток. В некоторых из них люди годами вынуждены приспосабливаться к жизни      
без тепла, воды и необходимого ремонта, а по сути - выживать. Полагаю, что      
депутаты помнят критическую ситуацию, в которую из-за злоупотреблений с         
бюджетными средствами главы исполнительной власти Голенищева в 2003 году        
попали жители города Петропавловска-Камчатского. Он привлечен к                 
ответственности в настоящее время, и дело его рассматривается в суде. Всего в   
2003 году прокуратурой за аналогичные факты расследовано более двух десятков    
уголовных дел, но зима 2004 года показала, что чиновники, как говорится,        
ничего не забыли и ничему не научились. На днях состоялся приговор в            
отношении бывшего вице-губернатора в Корякском автономном округе                
Соколовского. Зачем он пошел во власть, все могли видеть на экранах             
телевизоров. Прокуратурой в настоящее время также расследуется четыре           
уголовных дела в этом округе в отношении руководителей жилищно-коммунального    
хозяйства четырех поселков, где этой зимой сложилась кризисная ситуация с       
топливом. Эти дела касаются хищений, нецелевого использования бюджетных         
средств.                                                                        
                                                                                
Должен сказать, что за зиму 2004 года прокуроры возбудили семнадцать            
уголовных дел по фактам нецелевого использования главами местных                
администраций бюджетных денег. Общая сумма ущерба составляет 300 миллионов      
рублей.                                                                         
                                                                                
Несколько слов о незаконности использования государственных средств в           
Вооруженных Силах. Бюджетные ассигнования на нужды национальной обороны и       
безопасности увеличиваются каждый год, но на деле получается, что чем больше    
денег выделяется, тем больше желающих ими поживиться. Только в прошлом году     
за хищения привлечены к уголовной ответственности почти четыре сотни            
материально-ответственных лиц, причем не рядовые, мелкие сошки, а начальники    
с большими звездами на погонах. Если сложить всё, что наворовали и              
разбазарили за последние два года, то получается более 1,7 миллиарда рублей.    
                                                                                
Еще большие безобразия творятся вокруг жилья для военнослужащих. Стоило чуть    
копнуть ход реализации федеральной программы "Государственные жилищные          
сертификаты", обнаружился целый пласт махинаций. Поэтому было принято решение   
проверить все выданные сертификаты. Под проверку попали более шестидесяти       
тысяч сертификатов, оказалось, что с отступлением от требований закона был      
выдан каждый шестой сертификат. По требованию прокуратуры освобождены тысяча    
девяносто две незаконно полученные квартиры. В отношении еще одной тысячи       
квартир в суды направлены исковые заявления. Против правонарушителей - а        
среди них шестнадцать старших офицеров - возбуждены уголовные дела, а           
некоторые из них уже находятся в суде.                                          
                                                                                
Осуществляется надзор за исполнением бюджетных средств. Прокуратурой в 2003     
году внесено свыше восьми тысяч представлений, направлено 5,5 тысячи            
протестов по незаконным правовым актам органов власти всех уровней. В суды      
ушли две тысячи шестьсот исков в защиту публичных интересов. Почти девятьсот    
должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона, а тысяча      
семьсот четыре должностных лица наказаны в дисциплинарном и административном    
порядке. Что касается преступлений в бюджетной сфере, то их за 2003 год         
выявлено свыше сорока тысяч. Материальный ущерб от хищений, мошенничества,      
растрат и незаконного использования бюджетных средств по оконченным делам       
составил 1,9 миллиарда рублей.                                                  
                                                                                
Нет нужды доказывать, что эффективное управление не бывает без эффективного     
контроля, а контроль (надзор) пока неважно справляется со своей задачей. В      
частности, и к прокуратуре мы можем предъявить претензии по поводу, например,   
несвоевременного вмешательства в те или иные вопросы по этой категории дел.     
                                                                                
Также хотелось бы обратить внимание и на низкое качество работы других          
контрольных органов. В частности, это касается КПД Контрольно-ревизионного      
управления Минфина. Им редко ставится вопрос о привлечении к ответственности    
лиц, допустивших нарушение закона, не всегда выполняются требования указа       
президента № 1095 от 1996 года о необходимости в организациях, использующих     
средства федерального бюджета, проводить не реже одного раза в год              
комплексные ревизии и тематические проверки. Часто не соблюдаются положения     
другого указа № 224 от 1998 года - о незамедлительном направлении в органы      
прокуратуры информации о нарушениях в бюджетной сфере. Без укрепления           
правовой дисциплины в этой сфере, без усиления финансового контроля нам         
вперед не уйти.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Васильевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам         
Максимова Надежда Сергеевна.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесенный            
Правительством Российской Федерации проект федерального закона "Об исполнении   
федерального бюджета за 2003 год" и с учетом заключения Счетной палаты на       
этот проект, заключений комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета      
Федерации отмечает: отчет представлен в полном объеме, хорошего качества, с     
достаточно полной информацией и наглядными материалами. Комитет считает         
необходимым отметить также и высокое качество работы Счетной палаты, которая    
также представила в полном объеме заключение и наглядные материалы, которые в   
сжатой форме по основным направлениям характеризуют суть вопроса.               
                                                                                
Депутаты отметили, что в 2003 году были преодолены тенденции замедления         
темпов экономического роста, что позволило увеличить объем валового             
внутреннего продукта России по сравнению с 2002 годом на 107,3 процента и       
вывести его на уровень 13 триллионов 285 миллиардов рублей.                     
                                                                                
Исполнению основных показателей федерального бюджета в 2003 году                
способствовала и благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей,    
а также высокие темпы роста в ряде отраслей, ориентированных на внутренний      
рынок.                                                                          
                                                                                
Правительством была успешно реализована одна из концептуальных особенностей     
бюджета 2003 года, который являлся пиковым в части платежей по погашению и      
обслуживанию внешнего долга. В результате объем государственного внешнего       
долга уменьшился на 1 января 2004 года по сравнению с предыдущим годом на 356   
миллиардов рублей, годовые назначения были превышены.                           
                                                                                
В 2003 году были превышены бюджетные назначения по доходам: к утвержденным      
показателям бюджета - на 7 процентов и к уточненным - на 0,9 процента.          
                                                                                
Вместе с тем, оценивая прошлое, мы должны с вами думать о будущем. И вот        
поэтому наряду с положительной оценкой исполнения федерального бюджета за       
2003 год и Счетная палата, и депутаты отмечали и недостатки в составлении и     
исполнении бюджета, о которых можно уже говорить как о хронических. Я не буду   
останавливаться на тех недостатках, о которых здесь уже было сказано            
предыдущими докладчиками, остановлюсь только на некоторых.                      
                                                                                
Так, ежегодно Государственная Дума отмечает - и 2003 год, к сожалению, не был   
исключением, - что, мягко говоря, имеют место неточности в прогнозировании      
макроэкономических показателей и основных показателей бюджета: это и            
занижение размеров валового внутреннего продукта страны, это и ошибки в         
прогнозе мировых цен на нефть и нефтепродукты, что приводит к неучтенным        
дополнительным поступлениям доходов в федеральный бюджет и влияет на размеры    
резервного, а впоследствии Стабилизационного фонда Российской Федерации.        
                                                                                
Отмечалось, что хотя доходы федерального бюджета в целом перевыполнены,         
однако платежи от уплаты налога на добавленную стоимость по товарам,            
производимым на территории Российской Федерации, определились в сумме 619       
миллиардов рублей, на 71 миллиард, или на 10 с лишним процентов, меньше по      
отношению к утвержденным показателям, и на 3,5 миллиарда рублей меньше          
уточненных назначений. И это при том, что значительно вырос по сравнению с      
планируемым валовой внутренний продукт, на 1,8 процента. То есть здесь можно    
говорить о том, что действительно администрирование этого налога                
осуществлялось недостаточно. Аналогично 2002 году в отчетном году не были       
обеспечены в первоначально запланированных объемах и доходы от налога на        
прибыль, что, конечно, в меньшей степени сказалось на федеральном бюджете и в   
значительно большей степени повлияло на сбалансированность бюджетов субъектов   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Вообще, тема построения межбюджетных отношений в период формирования            
федерального бюджета и его исполнения звучала особенно остро. В расчетах к      
федеральному бюджету на 2003 год прогнозировался профицит консолидированных     
бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 46 миллиардов рублей, а по    
исполнении получили дефицит 115,7 миллиарда рублей. И только дополнительная     
финансовая помощь при исполнении федерального бюджета помогла свести этот       
дефицит до 53,8 миллиарда рублей, тогда как, напротив, профицит федерального    
бюджета первоначально в законе был сформирован в объеме 72 миллиардов рублей,   
уточнялся до 148 миллиардов рублей, а по факту исполнения составил 227,6        
миллиарда рублей.                                                               
                                                                                
К такой диспропорции в межбюджетных отношениях в последние годы приводит        
тенденция перераспределения налогового дохода в пользу федерального бюджета.    
В прогнозах бюджета 2003 года правительство оценивало распределение налоговых   
поступлений в соотношении: 52 процента - в федеральный бюджет, 48 процентов -   
в региональные. А по факту на федеральный уровень ушло 64 процента налогов и    
только 36 процентов поступило в региональные бюджеты, что, естественно,         
явилось одной из важных причин несбалансированности и дефицитности бюджетов     
субъектов Федерации.                                                            
                                                                                
Мы обращаем сегодня особое внимание на эту позицию, потому что правительство    
уже приступает к формированию федерального бюджета на 2006 год, в котором       
стране предстоит жить в новых условиях - в условиях действия 122-го             
социального закона о монетизации льгот, нового Жилищного кодекса, в условиях    
полного разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями власти и   
бюджетов в соответствии со 131-м федеральным законом. И поэтому, конечно,       
очень важно правильно выстроить взаимоотношения федерального центра и           
регионов - под те полномочия, которые им предстоит и муниципальным              
образованиям обеспечивать. И поэтому нужно не только учесть уроки 2003 года,    
но и провести анализ исполнения бюджета за 2004 год и истекший период 2005      
года.                                                                           
                                                                                
В своих заключениях Счетная палата, комитеты Госдумы отмечают                   
недофинансирование отдельных расходных статей даже уточненного закона о         
бюджете, при том, что доходы были перевыполнены. Озабоченность депутатов (это   
также отмечено Счетной палатой) вызывает рост дебиторской задолженности (он     
достиг 76 миллиардов рублей, особенно в Минобороны и Минсельхозе) и             
кредиторской задолженности (46,4 миллиарда рублей).                             
                                                                                
Одной из причин роста задолженности явилось перечисление бюджетных              
ассигнований главным распорядителям средств федерального бюджета в конце        
финансового года, когда воспользоваться этими ресурсами уже невозможно и они    
возвращаются на остатки по счетам федерального бюджета. Только по этой          
причине остатки на счетах Федерального казначейства возросли на 1 января 2004   
года на 22,8 миллиарда рублей. В целом же они возросли на 41,4 миллиарда        
рублей, и эти средства уже были использованы в 2004 году. Это еще один минус,   
который был отмечен депутатами при рассмотрении отчета за 2003 год.             
Правительством пять раз вносились изменения в утвержденный закон о              
федеральном бюджете, при этом в последний раз изменение было внесено законом    
от 11 ноября 2003 года. В этом законе были уточнены основные параметры          
федерального бюджета, которые тем не менее при исполнении были в основном       
перевыполнены. То есть еще раз возвращаемся к теме о точности прогнозируемых    
показателей бюджета.                                                            
                                                                                
Почему эта позиция вызывает особое беспокойство в этом году? Да потому, что     
бюджет 2006 года, мы с вами знаем, будет формироваться уже в условиях           
принятой правительством новой концепции реформирования бюджетного процесса -    
составления на год и среднесрочную перспективу.                                 
                                                                                
В целом же Комитет по бюджету и налогам отмечает представление качественного    
отчета об исполнении федерального бюджета за 2003 год и, с учетом заключения    
Счетной палаты, выводов и предложений бюджетного комитета, комитетов и          
комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, подтверждает кассовое         
исполнение федерального бюджета за 2003 год и рекомендует Государственной       
Думе принять проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета     
за 2003 год".                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к выступающим? Есть. Прошу вас записаться.   
                                                                                
Покажите список записавшихся. Четырнадцать депутатов.                           
                                                                                
Штогрин Сергей Иванович, ваш вопрос. Адресуйте сразу, к кому.                   
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Мой вопрос адресован Алексею Леонидовичу.                                       
                                                                                
Алексей Леонидович, вот Счетная палата отмечала низкое кассовое исполнение      
особенно двух программ: Государственная граница Российской Федерации - всего    
33,9 процента; Дальний Восток и Забайкалье - 86,2 процента. В чем причина вот   
такого исполнения этих двух программ? Я считаю, они самые важные, особенно в    
отношении Дальнего Востока. И как этот негатив можно будет преодолеть?          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что в 2003 году у нас         
сменилось руководство пограничных войск и, кроме того, еще не была              
окончательно готова и утверждена программа по государственной границе. Она      
оставалась неутвержденной в течение 2003 года. В этой связи направление         
средств без программы, без проектно-сметной документации мы считали             
преждевременным. И мы договорились с нынешним руководителем пограничных войск   
Проничевым Владимиром Егоровичем, что эти средства мы перенесем на 2004 год и   
полностью используем. Поэтому мы тогда предложили перенести их в проект         
бюджета 2004 года. Эта поправка была вами принята: о том, что эти средства не   
исчезают, а переходят как связанные остатки на 2004 год. И сегодня они          
использованы.                                                                   
                                                                                
Таким образом, мы просто не стали исполнять то, что было заложено, но не было   
подтверждено программой и соответствующей документацией. Это мы сделали         
совместно с пограничными войсками в целях более эффективного использования      
средств. Сегодня эти все средства реализуются уже в рамках программы более      
эффективного их использования.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Алексей Леонидович, мы рассматриваем цифры 2003 года. Понятно, что    
ничего уже изменить невозможно, остается только, анализируя то, что было,       
делать выводы на будущее. Вот в этой связи такой вопрос. Президент              
неоднократно говорил, что острейшей национальной проблемой является вымирание   
нации, вчера он сказал об этом, затрагивая разрез миграционной политики. И      
вот, глядя на цифры 2003 года, я задаю себе вопрос, может быть наивный.         
Федеральный бюджет имеет возможности примерно вдвое большие, чем в сумме        
бюджеты региональные, и вот построчно... Вымирает нация. На здравоохранение     
мы тогда из федерального бюджета дали 31 миллиард, на вопросы молодежной        
политики - ноль, на государственную поддержку граждан, имеющих детей, - ноль.   
То есть эти две-три ключевые позиции мы... (Микрофон отключен.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович, ответьте.                 
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые друзья, я не понял вопрос. Может, зададите вопрос?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я предупреждаю: одна минута на вопрос.           
                                                                                
Валентин Степанович, пятнадцать секунд добавляю вам.                            
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Какова оценка итогов бюджета 2003 года в этой части? Насколько    
бюджет способствовал сокращению вымирания нации и, наоборот, росту числа        
детей? То есть забота о будущем нашего государства - как... (Микрофон           
отключен.)                                                                      
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, дело в том, что в 2003 году у нас по всем       
основным статьям расходов бюджета - по здравоохранению, образованию,            
социальной поддержке - расходы выросли, причем выросли опережающими инфляцию    
темпами. Хочу напомнить, что все 90-е годы, в том числе и когда коммунисты      
были большинством в парламенте, у нас не только падали темпы экономического     
роста, у нас падали расходы на все эти отрасли и пенсии и зарплаты не           
выплачивались вовремя в массовом порядке. Хочу напомнить 96-й, 97-й годы,       
когда до года доходили задержки. Так вот, в 2003 году не только повышались      
все эти выплаты, они выплачивались строго вовремя. Очень важно, что мы          
продолжили позитивную динамику 2003 года. Нельзя в один год решить все          
проблемы, накопленные за предыдущие десять, за 90-е годы, но мы в 2003 году,    
кстати сказать, по всем выплатам, в том числе по заработной плате вышли в       
реальном весе на докризисный 97-й год, то есть мы восстановили в 2003 году      
окончательно реальный вес заработной платы, выражаемый в количестве             
покупаемых человеком - учителем, пенсионером - продуктов, услуг, и пошли        
дальше. В 2004-2005 годах также будем наращивать. Сейчас у нас позитивная       
динамика. Вот эту динамику важно сохранить. Тогда уже в 2008 году мы повысим    
реальный уровень, реальную заработную плату бюджетников на 50 процентов, а в    
номинальном выражении в два раза зарплата вырастет. Сегодня мы создали те       
предпосылки в экономике, которые позволяют эту динамику позитивную              
наращивать. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов...                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Мы нарушили Регламент? Иванов Юрий            
Павлович, по ведению.                                                           
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Швец по карточке Иванова.                                                       
                                                                                
Нет, почему? Нарушил его министр финансов. Он не должен выступать так           
политизированно. Он отвечает сегодня на вопросы, связанные с бюджетом 2003      
года, и должен вести себя соответственно, не думать о коммунистах, а думать о   
Родине. Мы не нуждаемся в его...                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, пожалуйста, ваш          
вопрос. Митрофанов Алексей Валентинович.                                        
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Митрофанов по карточке Шайхутдинова.                           
                                                                                
Думать надо не только о коммунистах и "Родине", об ЛДПР тоже, Алексей           
Леонидович, надо думать.                                                        
                                                                                
Вопрос мой к Генеральному прокурору Владимиру Васильевичу Устинову. Владимир    
Васильевич, вчера произошло покушение на Чубайса. Какое ваше первое             
впечатление? Не может ли это быть связано с большой игрой на рынке акций РАО    
"ЕЭС..."?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, это вопрос не по теме.              
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Это прямо связано, потому что это связано с доходами от        
крупнейшей монополии, так сказать, в бюджет федеральный за 2003 год.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если Владимир Васильевич сочтет нужным, он может и        
ответить. Но я считаю, что это вопрос не по теме, он может на него не           
отвечать. Решать Владимиру Васильевичу Устинову.                                
                                                                                
УСТИНОВ В. В. Пускай Любовь Константиновна решит, отвечать мне или нет.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что это не по теме, Владимир Васильевич.         
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, ваш вопрос.                                            
                                                                                
КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
У меня к Алексею Леонидовичу вопрос.                                            
                                                                                
Алексей Леонидович, безусловно, национальная безопасность любой страны - это    
оборонная безопасность, продовольственная безопасность. Мы смотрим сегодня на   
показатели по силовым структурам и видим, что дебиторская задолженность         
выросла по всем составляющим этого блока от 11 до 50 процентов, в том числе     
по таким важным вопросам, как заработная плата (невыплата), вещевое             
обеспечение. Мы видим также, что и в сельском хозяйстве, если брать в           
комплексе, две федеральные программы, социального развития села и возрождения   
плодородия России, просто провалены за эти годы. Я имею в виду вообще и         
федеральную составляющую, и субъектов Российской Федерации. Скажите, что вы     
думаете по этому поводу и как собираетесь исправлять ситуацию?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович.                           
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, на оборонную и правоохранительную               
деятельность именно с 2000 года расходы растут. В 2003 году расходы были        
исполнены в полном объеме в соответствии с утвержденным парламентом законом о   
бюджете. В этом смысле исполнительная власть полностью выполнила ваши           
решения, утвержденные законом о бюджете. Это было и по правоохранительной       
деятельности, и по обороне, и по сельскому хозяйству.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гостев Руслан Георгиевич, по ведению.                                           
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Я очень огорчен министром финансов, у которого, к сожалению, очевидно, с        
простой арифметикой не в порядке. Я ему хочу напомнить, что большинство - это   
тогда, когда хотя бы на одного человека больше половины, если о                 
Государственной Думе говорить, в Государственной Думе никогда большинства       
коммунистов не было. Я вас прошу, изучите арифметику по учебнику Киселёва,      
вам это полезно, господин министр.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос.                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Алексей Леонидович, вот вы всё время говорили об эффективном использовании      
расходных средств бюджета, а ничего не сказали о собственных доходах            
регионов. У вас есть динамика роста собственных доходов регионов? Становится    
выгодным не работать, вот они берут средства на строительство, и всё это        
воруется.                                                                       
                                                                                
И следующий вопрос у меня - к Устинову Владимиру Васильевичу. Вы правильно      
сказали о том, что воруется там, в местном самоуправлении, но мы пишем запрос   
вам. У вас действительно такой порядок: запрос пишем, вы спускаете этот         
запрос на уровень районного прокурора, районный прокурор действует... К         
примеру говорю, я сам из села, и там районная поликлиника, балансовая           
стоимость которой 400 тысяч, а в ремонт ее уже всадили 19 миллионов. Я пишу     
вам запрос, вы спускаете этот запрос на уровень районного прокурора, районный   
прокурор поручает той фирме, которая там ремонт делает и ворует, - отвечают:    
всё в порядке. У вас такой порядок? Давайте чуть-чуть изменим этот порядок и    
будем чуть-чуть посерьезнее... (Микрофон отключен.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Александрович.                              
                                                                                
Первая часть вопроса - Алексею Леонидовичу. Пожалуйста.                         
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, я еще дам справку, я уточню свою информацию:    
все 90-е годы фракция КПРФ голосовала за бюджет, страна в это время жила в      
гиперинфляции, с падением производства, с невыплатой заработной платы.          
Уточняю: голосовала за бюджет все годы.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУДРИН А. Л. Все 2000-е годы не голосует за бюджет - у нас экономический        
рост, снижение инфляции, повышение заработной платы.                            
                                                                                
Возвращаясь к вопросу по субъектам Российской Федерации, сообщу, что в 2003     
году доходы бюджетов субъектов Российской Федерации выросли примерно на 20-25   
процентов, практически на четверть в 2003 году доходы субъектов Российской      
Федерации выросли, то есть с опережением инфляции. И даже те меры, которые мы   
связывали с централизацией доходов, отменой ряда налогов, например оборотных    
налогов, не сказались. Буквально два-три региона получили доходов меньше, чем   
в предшествующем году, все остальные регионы даже с учетом централизации        
налогов и отмены налогов получили доходов больше. То есть экономика сработала   
на рост и тем самым восполнила снижение налогов, или централизацию, для всех    
субъектов Российской Федерации. А с учетом того, что именно в 2003 году мы      
нарастили трансферты субъектам Российской Федерации, то есть за счет            
централизации увеличили помощь дотационным регионам, и у дотационных регионов   
также лучше были сбалансированы бюджеты в 2003 году. Эта динамика была          
позитивной в 2003 году.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Васильевич, пожалуйста. Вторая часть вопроса депутата Малышкина была   
адресована вам.                                                                 
                                                                                
УСТИНОВ В. В. Мы записали вопрос конкретный и дадим вам полностью               
исчерпывающий ответ. Если действительно такие факты есть, это безобразие.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос.             
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Владимиру Васильевичу. Владимир            
Васильевич, в отчете Счетной палаты указано на многочисленные нарушения         
законодательства: это нецелевое расходование средств, это расходование          
средств, вообще не предусмотренных бюджетом. Это все измеряется 2,3 миллиарда   
рублей, что существенно превысило показатель предшествующего года. Скажите,     
пожалуйста, какие возбуждены уголовные дела по этому поводу и каково их         
состояние?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Васильевич.                          
                                                                                
УСТИНОВ В. В. Я в своем вступлении отразил, что было возбуждено тридцать три    
тысячи уголовных дел этой категории. Конкретно, если говорить со ссылкой на     
Счетную палату, то (Сергей Вадимович мне сзади как раз подсказывает) двести     
сорок уголовных дел было по их обращениям к нам возбуждено. И часть из них      
уже в суде, часть расследуется. Поэтому меры принимаются, информация нигде не   
пропадает.                                                                      
                                                                                
Другое дело, мы согласны с тем, что надо не бить по хвостам, а заниматься       
профилактикой, но это немножко другой вопрос. Проблема есть, и мы над ней       
работаем. А что касается того, что безнаказанно кто-то от нас уходит, то,       
если такие у вас факты есть, давайте конкретно будем проверять и будем          
привлекать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович, ваш вопрос.                    
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Алексей Леонидович, начиная, наверное, с 2003 года, а может быть, и   
раньше, федеральный бюджет является профицитным. В настоящее время есть все     
возможности для выплаты государственного долга, и не только внешнего, который   
выплачивается с опережением, но и внутреннего, и прежде всего по выплате        
дореформенных вкладов. Как известно, в 1995 году эти вклады признаны            
внутренним государственным долгом. Планирует ли правительство начать выплаты    
по дореформенным вкладам в соответствии с концепцией закона от 95-го года? А    
также скажите, что планирует правительство сделать с внесенным им в 2001 году   
законом о выплате дореформенных вкладов в полном объеме, но без учета уровня    
инфляции? Или же планирует продолжить выплачивать предварительные компенсации   
до тех пор, пока вкладчики не забудут о своих сбережениях?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович.                           
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, действительно правительство выплачивает         
обязательства по долгам, в том числе также перед вкладчиками и Сбербанка, и     
Росгосстраха. Дело в том, что на 2005 год мы предусмотрели в очередной раз      
больше 30 миллиардов рублей в бюджете, которые в этом году пойдут вкладчикам,   
в том числе есть люди категорий возрастов, которым будут идти повторно          
выплаты. В этом году также мы оцениваем возможность дополнительных выплат по    
вкладам участникам Великой Отечественной войны. Это больше миллиарда            
долларов, которые пойдут населению, вот за старые долги. Мы платим по этим      
долгам и будем платить, из год в год наращивая эту сумму. Поэтому государство   
собирается выполнять эти обязательства.                                         
                                                                                
В части совершенствования законодательства, что касается ответа на вопрос,      
который вы задали, соответствующий пакет законопроектов, инициированных         
правительством, находится в Государственной Думе. Давайте по нему разберемся.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
У меня вопрос министру финансов. Скажите, пожалуйста, Алексей Леонидович,       
каков принцип формирования адресной инвестиционной программы? Мы знаем, что     
все эти годы отдельные области получают очень большие федеральные дотации,      
вернее, не дотации, а, как это сказать, выплаты на строительство, на ремонт и   
так далее, а некоторые области ничего не получают. Как формируется эта          
программа: или по принципу "кто сколько налогов платит", или по принципу "кто   
ближе к телу", допустим, министра финансов и министра экономики? Судя по        
вашему сегодняшнему выступлению, второе, наверное, ближе.                       
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, принципы формирования адресной инвестиционной   
программы известны. Прежде всего адресная инвестиционная программа              
формируется из объектов, попавших в федеральные целевые программы.              
Федеральные целевые программы есть отраслевые, а есть региональные,             
региональных федеральных целевых программ у нас сейчас шесть. В отношении       
всех территорий Российской Федерации поддержка здравоохранения, образования,    
культуры, транспортной инфраструктуры происходит по отраслевым программам, то   
есть строятся там объекты, где больше всего очаги заболевания, низкий уровень   
сети и услуг на душу населения. В части региональных программ это прежде        
всего федеральные целевые программы развития Юга России, Дальнего Востока и     
Забайкалья, затем Камчатки, Калининградской области и других регионов. Вот      
эти регионы признаны правительством нуждающимися больше, чем другие регионы,    
и в эти регионы кроме средств на отраслевые программы идут также                
дополнительные средства. Возьмите бюджет и сразу увидите, что дополнительные    
средства, больше всего средств идет на региональные федеральные целевые         
программы, Юг России получает сегодня больше всего.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович, ваш вопрос.                    
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Вадимовичу.                                              
                                                                                
Уважаемый Сергей Вадимович, в заключении Счетной палаты, которое роздано в      
виде такой красивой книжки, в основных положениях, в пункте 8.1.3, написано,    
что проверками Счетной палаты установлены факты использования организациями     
льгот по уплате федеральных налогов, не предусмотренных законодательством       
Российской Федерации, в сумме 1,3 миллиона рублей. В то же время мы знаем,      
что налоговыми органами предъявлены претензии за 2003 год к некоторым           
организациям, включая компанию "ЮКОС", на несколько миллиардов долларов, то     
есть на десятки миллиардов рублей, и тогда возникают вопросы: что,              
собственно, мы будем в этом отчете утверждать и где фигурируют эти суммы? И     
насколько тогда достоверен отчет, который сегодня мы рассматриваем?             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович.                             
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. В отчете указана та сумма, которая была выявлена в ходе          
проверок, проведенных Счетной палатой. Они, естественно, не исчерпывающие.      
Есть КРУ Минфина, есть Генеральная прокуратура, поэтому все эти суммы,          
естественно, должны быть обобщены. Еще раз хочу подчеркнуть, мы указали ту      
сумму, которая была выявлена только в ходе проверок, проведенных Счетной        
палатой.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антуфьев Сергей Владимирович, ваш вопрос.                                       
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Леонидовичу. Андрей Леонидович...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Леонидович у нас министра зовут.                  
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В. Извините.                                                        
                                                                                
В свое время Государственная Дума поддержала правительство в вопросе введения   
плоской шкалы подоходного налога - 13 процентов. Я бы хотел, чтобы вы           
пояснили, каков эффект от этого шага, потому что сегодня опять идет много       
дискуссий по поводу прогрессивной шкалы.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, использование плоской шкалы уже в первый год    
после ее введения дало прирост подоходного налога в нашей стране на 50          
процентов. Конечно, нужно учитывать и то, что общий фонд заработной платы       
вырос на 25 процентов в этот год, но весь остальной прирост в основном был      
связан с улучшением собираемости. Многие предприниматели в стране, которые      
избегали прогрессивной шкалы, наоборот, дождались итогов этого года, учли все   
свои покупки, легализовали часть бизнеса, легализовали свои доходы. Именно с    
введением плоской шкалы многие стали декларировать полностью свои доходы, и     
именно в 2000 году мы узнали о богатых людях в нашей стране, до этого они       
скрывали доходы и не платили налогов с них. Теперь они стараются легализовать   
доходы и платить с них налоги. Слава богу, будем зарабатывать с богатых людей   
больше.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Поскольку у министра финансов очень большая политическая избирательность, у     
меня вопрос к генеральному прокурору.                                           
                                                                                
Владимир Васильевич, вы назвали очень много фактов, примеров, кто и как         
наказан по результатам этого отчетного года. Тем не менее в основном, как       
следует из доклада, из выступлений, считается, что все нарушения идут снизу.    
Позвольте не согласиться с этим и привести вам конкретный пример, как вы        
просили. Я сегодня его озвучивал утром в палате - это Корякский автономный      
округ. Заместитель главы Корякского автономного округа сидит за срыв поставок   
горюче-смазочных материалов, за воровство, снят с должности глава               
администрации, а солярку как возили в 2003 году вертолетами, так и сейчас       
возят туда. Во что эта солярка обойдется? По каким тарифам 90 процентов         
граждан должны там платить? Вот конкретный пример.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте.                                     
                                                                                
УСТИНОВ В. В. Я понял вопрос. Абсолютно правильные претензии. Этот вопрос я     
ставил летом, когда мы возбудили уголовное дело по Корякскому округу. Мы        
тогда видели, что в Корякский автономный округ не завезено нужное количество    
топлива и прекрасно понимали, чем это обернется. Этот вопрос ставился, и        
вносилось представление по поводу расследования, однако, солярку начали         
возить - абсолютно правильно вы сказали - только сейчас. Почему? Ведь этим же   
можно было заниматься летом.                                                    
                                                                                
Я всё время говорю, что мы должны опережать события. Я говорил и с министром    
по чрезвычайным ситуациям в тот период. Хватит нам в горящую избу входить и     
коня на скаку останавливать. Эти факты были летом, мы прекрасно понимали, что   
топливо-то не появится всё равно, почему же мы дотянули до января, до декабря   
и начали завозить только сегодня? И вы абсолютно правильно говорите: оно        
золотое, это топливо, у нас. Я абсолютно согласен с вами и с вашими             
претензиями, и с теми посылами, о которых вы говорите. И сегодняшнее            
расследование еще ряда уголовных дел в этом округе - подтверждение тому, что    
только после того, как президент был вынужден снять руководителя, началось      
это движение. Я абсолютно с вами согласен и считаю, что и со стороны            
Дальневосточного федерального округа, когда полпред говорит, что они сейчас     
выявили... А летом же все прекрасно видели, что емкости пустые... Зачем         
ждать, пока все замерзнут? Согласен с вами и претензии принимаю полностью.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Васильевич. Неплохо было бы и           
полпреду президента в этом округе обращать внимание на пустые емкости, а не     
впопыхах спохватываться, когда, действительно, уже президент этот вопрос        
обозначил для всего региона.                                                    
                                                                                
Насташевский Святослав Анатольевич, ваш вопрос.                                 
                                                                                
НАСТАШЕВСКИЙ С. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском    
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо, вопрос снимается.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается.                                                
                                                                                
Махмудов Махмуд Гаджулаевич, ваш вопрос.                                        
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Алексей Леонидович, говоря об эффективности использования бюджетных   
средств, хотелось бы отметить, что по итогам исполнения бюджета 2003 года на    
1 января 2004 года большая сумма осталась на счетах организаций. Называлась     
цифра 106 миллиардов, вот сегодня вы назвали 41 миллиард... Все-таки цифра      
большая! Говорит ли это о том, что излишние средства, или о том, что не туда    
вложены, или же, может, какие-то другие причины?                                
                                                                                
И второе. Также отмечалась солидная экономия по жилищной переселенческой        
программе. Я знаю, что в Республике Дагестан есть такая программа по            
переселению Новолакского района и там по 2003 году было довольно солидное       
недофинансирование, - что, тоже, может, какая-то причина есть, вы, может        
быть, разъясните?                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович.                           
                                                                                
КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, безусловно, правильный вопрос. Здесь нужно      
сказать, что, по оценке Счетной палаты и по нашим оценкам, сумма                
неиспользованных средств, запланированных, но неиспользованных средств на 1-е   
число составила 41,5 миллиарда. 22,8 миллиарда из этой суммы - это средства,    
которые планировались как переходящие на 2004 год, их использование должно      
было быть продолжено в 2004 году. 6 миллиардов - это досрочное погашение ссуд   
субъектами Российской Федерации. Те субъекты, у которых было благополучное      
положение дел, досрочно погасили ссуды на 6 миллиардов рублей. Таким образом,   
чисто недоиспользованных предприятиями и учреждениями средств - 12,5            
миллиарда рублей, они были сэкономлены: то ли не были подготовлены объекты к    
строительству, то ли не были освоены соответствующие средства или объемы        
работ или по другим причинам эти средства оказались неиспользованными. Часть    
таких средств, например, осталась неиспользованной в Министерстве обороны -     
просто недовыполнены, недоплачены определенные средства по заказам и другое.    
То есть вот по этим 12,5 миллиарда и нужно разбираться с соответствующими       
распорядителями бюджетных средств, выяснять, почему они это допустили.          
                                                                                
В этой связи по итогам 2003 года мы провели работу и в 2004 году существенно    
подготовились, все министерства и ведомства существенно снизили объем           
недоиспользованных средств. Я думаю, что мы в следующем отчете об этом          
скажем. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть. Три человека, я вижу     
три руки: Штогрин, Никитин и Митрофанов. По сколько минут отведем на            
выступление? По три минуты. Не возражает никто?                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По тридцать? Сейчас проголосуем. А что, нам сегодня       
делать-то нечего, у нас же всё уже. Коллеги, по сколько: по пять минут или по   
три минуты? По три. Нет возражений? Нет.                                        
                                                                                
Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Конечно, три минуты маловато, мы обсуждаем очень серьезный вопрос - отчет       
правительства об исполнении бюджета 2003 года.                                  
                                                                                
Я бы хотел сказать, что вот те недостатки, о которых сегодня говорили           
докладчики, выступающие и которые звучали в вопросах, они, на мой взгляд,       
были заложены еще на стадии разработки, внесения и рассмотрения бюджета в       
Государственной Думе. Вот если мы обратимся к основным прогнозным               
макроэкономическим показателям, которые предлагало правительство, внося         
законопроект о бюджете 26 августа, то увидим, что из двадцати девяти            
показателей двадцать пять себя не оправдали, то есть были или занижены, или     
завышены. Это, на мой взгляд, говорит о том, что в период рассмотрения          
бюджета в первом чтении просто-напросто правительство не прислушивалось к       
мнениям других, а оппозиция, в частности, высказывала свои предложения и по     
объему внутреннего валового продукта, и по курсу доллара, и по профициту, и     
по другим вопросам. А теперь оказывается, что они все-таки были правы, когда    
высказывали свои соображения. Ведь посмотрите: действительно, внутренний        
валовый продукт превысил планируемый на 230 миллиардов рублей, профицит         
вместо 72 миллиардов составил 227 - почти в три раза больше. Это не ошибки      
счета, которые бывают, например, полтора процента, полпроцента, это             
систематическая ошибка, которая была заложена уже концептуально, так сказать.   
Поэтому правительство и вносило в Государственную Думу законопроект об          
изменениях в бюджет в ноябре, закон номер 150. И я хочу напомнить коллегам,     
что мы решили тогда принять его сразу в трех чтениях, мы его принимали в        
целом, потому что обсуждать уже было некогда. Если бы мы его обсуждали в трех   
чтениях, как положено, то год бы закончился и субъекты Федерации и многие       
министерства и ведомства деньги бы не получили. Вообще у нас в этой части       
практика неправильная, я считаю. Надо рассматривать изменения в закон о         
бюджете, если такие возможности есть, хотя бы в первом полугодии с целью        
принять меры, чтобы деньги дошли до потребителей и не было вот таких            
программ, как дальневосточная, которая не исполняется.                          
                                                                                
Я думаю, что особая забота должна быть об основных доходных источниках, коими   
являются налоговые. Вообще, на мой взгляд, ситуация с налогом на добавленную    
стоимость складывается в России очень такая интересная. Ведь посмотрите:        
недовыполнение произошло по НДС очень значительное, от первоначального          
назначения - 72,5 процента, при том, что ВВП увеличился на 230 миллиардов. Не   
вернули почти 80 миллиардов экспортерам: запланировано было 290, а отдали       
210. Тогда возникает вопрос: как администрирует у нас налоговая служба этот     
налог? Почему денег нет? Вторая проблема - по налогу на прибыль. То же самое.   
Я понимаю, если бы мы ошиблись и собрали меньше, если бы ВВП не был выполнен,   
а если он перевыполняется и не выполняется налог на прибыль (поступления), то   
тогда надо искать уже эти причины, наверное... (Микрофон отключен.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Я думаю, что здесь, наверное,   
будет и у Владимира Васильевича интерес к тому, как это считают, и он обратит   
внимание на ваши претензии к Минфину. Спасибо.                                  
                                                                                
Депутат Митрофанов Алексей Валентинович.                                        
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, уважаемые... Что-то у меня всё время с     
электронной системой непонятное.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волнуетесь много, вот на микрофон влияет ваше волнение.   
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Да нет, это электронная группа наша так работает.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемые руководители правительства, представители         
правительства и уважаемый генеральный прокурор! Прежде всего, я хотел бы как    
депутат Госдумы с 93-го года все-таки ответить Алексею Леонидовичу. Да,         
действительно, бюджеты 96, 97-го годов были дефицитные бюджеты,                 
действительно, были задержки с выплатами зарплаты, было много причин разных,    
но тогда и баррель нефти стоил 12 долларов, и уголь стоил по-другому, и газ     
стоил по-другому, и металлы стоили по-другому. Сейчас повышение цен в три -     
четыре раза, и здесь заслуги Правительства Российской Федерации нет, это        
заслуга уважаемого Джорджа Буша и Саддама Хусейна, вот этих господ нам надо     
благодарить. Ну, и фракцию ЛДПР, которая работала активно в Ираке, чувствуя,    
где тот нерв, который, так сказать, качает всю мировую экономику. Мы всегда     
были в эпицентре и внутренних событий, и мировых, мы еще десять лет назад       
поняли, где будет решаться судьба мира, а правительство, так сказать, как бы    
следует в фарватере этой ситуации.                                              
                                                                                
По тем доходам, которые мы сейчас имеем как государство, и в том числе за       
2003 год, мы должны, в общем-то, серьезно платить пенсионерам. Я думаю, что     
где-то тысяч десять рублей, не меньше, мы должны платить пенсионерам нашим. И   
серьезно поднять зарплату военным, правоохранителям. И здесь наше               
правительство продолжает вести такую же политику собаки на сене, так сказать.   
Растут наши золотовалютные резервы, уже 127 миллиардов, и будут расти. Мы       
выходим уже на элитные места в мире, обогнали американцев по золотовалютным     
резервам. Зачем, зачем мы это делаем? Зачем нам профицит бюджета? Почему мы     
не инвестируем?.. Может ли правительство назвать, какие серьезные               
инвестиционные проекты были реализованы за последние четыре-пять лет? Что,      
Штокмановское месторождение мы разработали? Что, мы построили крупнейший        
какой-то металлургический завод или запустили несколько новых атомных           
подводных лодок, отчего американцы сошли бы с ума? Что мы сделали за            
последние пять лет? Зачем мы накопили эти резервы?.. (Микрофон отключен.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Владимир Петрович Никитин, пожалуйста.                                          
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я хочу от фракции "Родина" сказать, что мы не будем голосовать за этот проект   
закона, утверждающий отчет за 2003 год, по многим основаниям. Если депутаты     
внимательно прочитают заключение Счетной палаты, они поймут, что, в общем-то,   
так и надо поступать в данной ситуации. Но я хотел остановиться только на       
двух моментах, которые, на мой взгляд, являются ключевыми.                      
                                                                                
Во-первых, мы считаем, что сами отчеты по исполнению бюджета за                 
соответствующий год вот в нынешней ситуации потеряли тот смысл, который имели   
раньше. Потеряли потому, что после введения таких категорий, как "финансовый    
резерв", "Стабилизационный фонд", во многом это стало игрой, так сказать, в     
одни ворота и чисто технической процедурой. Бюджет правится в условиях          
заранее не предусмотренных доходов (здесь уже говорили депутаты, мы говорили    
о необходимости их включения) несколько раз, иногда, вот как сейчас, пять раз   
(то, что мы рассматриваем), подгоняется по факту, то есть в условиях огромных   
незапланированных доходов, часть уходит в финансовый резерв, часть              
расходуется на различные статьи достаточно произвольно, потом подгоняется по    
сложившимся фактам к тому, что получается в конце года, Счетная палата это      
проверяет и говорит, что в принципе всё правильно. С этой точки зрения мы       
считаем, что подобного рода практика не делает более прозрачным бюджетный       
процесс, а она его затуманивает и окончательно запутывает, потому что наряду    
с огромными дополнительными доходами есть еще и куча невыполненных              
обязательств нашего государства, нашего бюджета перед многими категориями       
населения.                                                                      
                                                                                
И второе. Одним из достоинств этого бюджета, 2003 года, преподносится то, что   
удалось развязать долговую проблему 2003 года в части внешнего долга. Ее уже    
не было к тому времени, потому что правительство избрало уже годом раньше       
порочную практику досрочного погашения внешних долгов, кстати, объем которых    
целиком Счетная палата ведь даже в этом отчете, который представлен, не         
подтверждает. Причем многие депутаты предыдущих созывов помнят, речь не         
только об одной строке, в части коммерческой задолженности. Весь долг           
Парижскому клубу - это, по сути дела, недостоверный и во многом фиктивный       
политический долг конца 80-х - начала 90-х годов, и попытка еще и досрочного    
его погашения в условиях, когда многие категории населения у нас находятся в    
нищете, те же дети, те же ветераны, - я считаю, что это абсолютно               
неправильная, более того, циничная политика.                                    
                                                                                
Поэтому мы будем голосовать против. Спасибо.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все желающие выступили, коллеги. По Регламенту есть возможность высказаться     
докладчикам и содокладчикам. Кто хотел бы выступить? Алексей Леонидович         
Кудрин, пожалуйста.                                                             
                                                                                
КУДРИН А. Л. Прежде всего я хочу поблагодарить бюджетный комитет и Счетную      
палату за серьезное и профессиональное рассмотрение отчета. Все замечания,      
которые были высказаны, являются всегда для нас основанием для                  
совершенствования нашей работы на очередной год.                                
                                                                                
Что касается замечаний, которые прозвучали от депутата Митрофанова, я хочу      
привести справку. Действительно, в 98-м году цена упала до 12 долларов за       
баррель. И страна, бюджетная система не справилась с таким снижением цены. Но   
в предыдущий год цена была 18 долларов, а в 96-м году - 20. То есть снижение    
цены на нефть всего на 7-8 долларов за баррель привело к кризису, вызвавшему    
дефолт и девальвацию, уменьшившему платежеспособность населения и снизившему    
жизненный уровень в два раза в течение одного года. Это, конечно, катастрофа,   
и к таким ситуациям нужно быть всегда готовым.                                  
                                                                                
Приведу другой пример. Снижение цены на нефть в 90-91-м годах с 22 до 19        
долларов за баррель показало неспособность прежней советской системы            
управлять государством, и та система экономики привела не только к кризису и    
снижению в реальном выражении жизненного уровня, но и к деструктивным           
процессам на всей территории СССР. Для нашей страны такие ситуации, как         
снижение цены на нефть, - это не только технические проблемы, не только         
проблемы бюджета, а и проблемы политического характера и жизненного уровня      
населения. Хочу сказать, что на протяжении последних сорока лет уровень,        
реальный уровень заработной платы в стране менялся и прямо коррелировался с     
ценой на нефть, потому что наша страна, к сожалению, зависит от этих цен.       
Самая высокая цена на нефть за последние сорок пять лет была в 2004 году, еще   
раз такая цена была в 80-м, в год Олимпийских игр, по сути, во время            
торжества застоя, но в последующие годы она уже покатилась, и в 91-м году       
прикатилась, так сказать, к развалу СССР.                                       
                                                                                
Цена на нефть у нас является существенным фактором. В этой связи для нас        
чрезвычайно важно иметь тот Стабилизационный фонд, который страхует всю         
страну и нашу экономику от этих рисков. Мы не можем его деньги использовать     
внутри страны, чтобы не вызвать инфляцию. Я также забочусь и о каждом           
пенсионере, когда... мы в правительстве понимаем, что любой дополнительный      
вброс такого рода средств, имеющих инфляционный характер, ударит прежде всего   
по зарплатам и, соответственно, по пенсиям.                                     
                                                                                
С другой стороны, здесь депутат Никитин говорил о досрочном погашении           
внешнего долга, долга, который нецелесообразно гасить. Сегодняшний долг         
Парижскому клубу, который мы постепенно гасим, - это долг, накопленный          
Советским Союзом в конце 80-х годов, примерно в размере 90 миллиардов,          
перешедший Российской Федерации в наследство, это средства, которые снижали     
риски конца 80-х годов, за которые мы сегодня расплачиваемся. Кстати сказать,   
в 2005 году погашение внешнего долга составляет 17 миллиардов долларов, из      
них 10 миллиардов - основной долг, а 7 миллиардов - проценты. Что такое 7       
миллиардов в рублевом выражении? Это полное финансирование всего образования,   
в том числе высшей школы, и культуры из федерального бюджета, то есть           
финансирование по этим двум статьям, вместе взятым, равняется процентным        
платежам. И в ближайшие годы нам нужно также платить по 6-7 миллиардов          
долларов по процентам. Так вот, направление этих средств, которые мы не можем   
тратить на внутреннем рынке, на погашение внешнего долга, например 15           
миллиардов долларов, сэкономит в год до миллиарда долларов, а в течение пяти    
лет - 5 миллиардов долларов экономии на процентах при досрочном погашении       
15-миллиардного долга. Это простая арифметика, простая экономика: нам нельзя    
платить проценты, всё отдавать в виде процентов, нужно быстрее вернуть          
основной долг и сэкономить средства для образования, здравоохранения, пособий   
и пенсий.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у Сергея Вадимовича Степашина   
и Владимира Васильевича Устинова? Нет. У Надежды Сергеевны Максимовой? Тоже     
нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги, в соответствии со статьей 279 Бюджетного кодекса Российской            
Федерации мы должны принять решение по отчету об исполнении федерального        
бюджета за 2003 год. Комитет предлагает утвердить данный отчет. Прошу вас       
проголосовать за данный законопроект.                                           
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8%                                     
Проголосовало против           85 чел.18,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Спасибо всем участникам и докладчикам за рассмотрение вопроса.