Заседание № 67

08.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86864-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1172 по 1192 из 5256
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения. Проект        
федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского    
страхования на 2005 год". Доклад председателя Комитета по охране здоровья       
Татьяны Владимировны Яковлевой.                                                 
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране            
здоровья, фракция "Единая Россия".                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда     
обязательного медицинского страхования на 2005 год" принят Государственной      
Думой во втором чтении 1 декабря 2004 года. Законопроект подготовлен к          
третьему чтению. В заключении Правового управления Аппарата Государственной     
Думы отмечено, что замечаний правового, юридико-технического и                  
лингво-стилистического характера по данному законопроекту не имеется.           
                                                                                
Этот закон очень важен, его ждут в субъектах Российской Федерации. Прошу        
проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Переносим на "час                
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1261 по 1276 из 5256
Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О бюджете         
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" в        
третьем чтении? Прошу проголосовать.                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    425 чел.                                          
Не голосовало                  25 чел.5,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 64

01.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86864-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 721 по 864 из 7047
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 3, о проекте       
федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского    
страхования на 2005 год". Доклад председателя Комитета по охране здоровья       
Татьяны Владимировны Яковлевой. Пожалуйста.                                     
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Т. В. Уважаемые коллеги, законопроект "О бюджете Федерального фонда    
обязательного медицинского страхования на 2005 год" принят Государственной      
Думой в первом чтении 15 октября 2004 года. В соответствии с постановлением о   
принятии указанного законопроекта срок подачи поправок по нему закончился 15    
ноября. Какие поправки мы получили? По законопроекту мы получили поправки       
Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов             
Государственной Думы. Самое главное, ни один субъект Российской Федерации не    
представил нам свои поправки по указанному законопроекту. Ко второму чтению     
мы получили двадцать заключений от субъектов Федерации, в которых отмечается,   
что замечаний по законопроекту у них нет.                                       
                                                                                
Среди наиболее важных поправок - поправки, связанные с охраной материнства и    
детства. В последние годы за счет средств фонда расходы на эти цели с учетом    
финансирования региональных программ охраны материнства и детства превышали 1   
миллиард рублей. В бюджете 2005 года на охрану материнства выделено всего 340   
миллионов рублей, да и то с определенными оговорками: если будут собраны        
долги прошлых лет. Есть даже поправки, направленные на сокращение указанных     
расходов до 100 миллионов рублей. Депутаты нашего комитета и члены Совета       
Федерации несколько раз уточняли поправку к статье 9 законопроекта. Последнюю   
редакцию этой поправки мы распространили в зале. Мы предлагаем не связывать     
размер расходов фонда на охрану материнства и детства со сбором                 
задолженностей в фонд, а профинансировать эти расходы за счет общей суммы       
расходов, кроме того, решили не распылять указанные средства, а четко           
указать, что они пойдут на приобретение лекарственных средств детям с           
онкологическими и гематологическими заболеваниями.                              
                                                                                
В законопроекте учтена поправка Президента Российской Федерации,                
ограничивающая право фонда перераспределять средства между разделами,           
подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной                
классификации расходов в пределах 10 процентов объема средств (это статья 4     
законопроекта). Перераспределять средства, направленные на реализацию мер       
социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению                 
лекарственными средствами, субсидии на обязательное медицинское страхование     
неработающего населения, на нормированный страховой запас Федерального фонда    
ОМС, на дотации, на выполнение территориальных программ обязательного           
медицинского страхования, фонду мы запретили.                                   
                                                                                
Статья 5 законопроекта дополнена частью второй, в которой мы разрешили фонду    
устанавливать порядок направления территориальным фондам субсидий,              
перечисляемых из федерального бюджета на обязательное медицинское страхование   
неработающего населения, теперь фонд это может сделать оперативно.              
                                                                                
Остальные поправки носят редакционный характер. В связи с тем что параллельно   
с указанным законопроектом Государственная Дума работала над законопроектами    
о бюджетной классификации Российской Федерации и о федеральном бюджете на       
2005 год, мы внесли в законопроект те изменения, которые касались кодов         
бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к бюджету             
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, уточнили             
наименования доходов.                                                           
                                                                                
В приложении 4 "Распределение дотаций и субсидий из Федерального фонда          
обязательного медицинского страхования, направляемых в территориальные          
фонды..." средства округлили до одной цифры после запятой. Суммы этих средств   
в тексте закона были указаны с такой точностью, поэтому в таком же виде они     
должны быть и в приложениях к законопроекту распределены по территориям.        
                                                                                
В зале распространены еще две поправки, которые мы предлагаем принять. На       
содержании одной поправки я уже останавливалась в своем выступлении, в ней      
уточняется источник средств на расходы по охране материнства и детства. И во    
второй - к статье 5 - уточняется, что речь идет о расходах фонда именно на      
2005 год.                                                                       
                                                                                
Прошу проголосовать за таблицу принятых поправок.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица поправок, рекомендованных к    
принятию, включает в себя двадцать одну поправку. Есть ли необходимость         
выносить какую-либо из этих поправок на отдельное голосование? Нет. Ставится    
на голосование таблица поправок, рекомендованных к принятию. Кто за? Прошу      
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Теперь по таблице поправок, рекомендованных к отклонению. Здесь восемь          
поправок. Есть ли необходимость какую-либо поправку ставить на отдельное        
голосование? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных     
комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
И две поправки из таблицы дополнительных поправок. Уважаемые коллеги, есть ли   
необходимость какую-либо из этих поправок ставить на отдельное голосование?     
Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу дополнительных поправок,                  
рекомендованных комитетом к принятию? Прошу голосовать.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.33,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Нам необходимо теперь проголосовать по данному законопроекту во втором          
чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3%                                     
Проголосовало против           33 чел.7,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 52

15.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86864-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5196 по 5219 из 6220
ОСЬКИНА В. Е. Уважаемые коллеги, до рассмотрения бюджета во втором чтении нам   
необходимо рассмотреть также сегодня 11-й вопрос, о проекте федерального        
закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования     
на 2005 год". Я прошу поддержать мое предложение. Спасибо.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение    
о том, чтобы мы рассмотрели пункт 11. Но там два вопроса: об исполнении         
бюджета за 2003 год и о бюджете на 2005 год. Кто за то, чтобы рассмотреть       
пункт 11?                                                                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              220 чел.48,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    220 чел.                                          
Не голосовало                 230 чел.51,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5241 по 5282 из 6220
И тогда пункт 11, поскольку мы не проголосовали за его рассмотрение, тоже на    
среду. Вы будете готовы в любой день, я так понимаю. Ну тогда давайте тоже,     
если мы не проголосуем, запишем на среду.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну так вы предложите еще раз проголосовать. (Шум в        
зале, выкрики.) Ну вы предложите! Ну предложите, если вы уж никуда не уехали,   
пятница, остались, ну предложите кто-нибудь!                                    
                                                                                
Пожалуйста, Герасименко Николай Фёдорович.                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы должны принять его на этой неделе, потому что иначе       
сорвется принятие. На той неделе ни одного докладчика не будет, ни меня, ни     
Яковлевой...                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не аргумент.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть предложение через пятнадцать минут, после выступления   
уважаемых коллег по пять минут, рассмотреть проект бюджета фонда                
обязательного медицинского страхования на 2005 год. Кто за то, чтобы такое      
решение принять? Нет так нет, да так да. (Выкрики из зала.) В среду будут       
докладчики. Надо, никуда вы не денетесь.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              254 чел.56,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    256 чел.                                          
Не голосовало                 194 чел.43,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продлевается работа.                                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5642 по 6029 из 6220
Уважаемые коллеги, давайте продолжим нашу работу, как мы договорились. Пункт    
11, о проекте федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного   
медицинского страхования на 2005 год". Выступит официальный представитель       
Правительства Российской Федерации директор Федерального фонда обязательного    
медицинского страхования Андрей Михайлович Таранов. Подготовиться Герасименко   
и Гальченко.                                                                    
                                                                                
ТАРАНОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования.             
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!            
Разрешите вас поблагодарить за предоставленную возможность доложить             
законопроект и за то, что вы продлили работу Государственной Думы. Тем более    
законопроект "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского           
страхования на 2005 год" - это очень важный документ, кардинальным образом      
отличающийся от всех предыдущих бюджетов, которые утверждались на протяжении    
последних десяти лет. В нем нашли отражение все те изменения, те законы,        
которые были приняты за последнее время, прежде всего изменения в Налоговом     
кодексе, в частности, в бюджете федерального фонда отчисления единого           
социального налога увеличились с 0,2 до 0,8 процента.                           
                                                                                
Второе. Появились впервые средства у федерального бюджета, в частности 3        
миллиарда рублей, которые передаются из федерального бюджета в качестве         
компенсации выпадающих доходов при снижении ставки единого социального          
налога. И второй немаловажный момент - в федеральном фонде появляются           
средства федерального бюджета, связанные с реализацией 122-го федерального      
закона. Эти средства передаются из федерального бюджета с конкретным            
назначением на выполнение мер по реализации лекарственной поддержки отдельных   
категорий граждан. В связи с этим доходы федерального фонда, если сравнивать    
с нынешним годом, возросли до 88,9 миллиарда рублей, из них средства,           
связанные с обеспечением деятельности системы обязательного медицинского        
страхования, в частности поступления единого социального налога, составляют     
34,5 миллиарда рублей и, как я сказал, 3 миллиарда рублей - это средства        
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Расходы также кардинальным образом отличаются от расходов всех предыдущих       
лет. Основной объем средств - это 50,8 миллиарда рублей, передаваемые из        
федерального бюджета, которые транзитом идут из федерального фонда в            
территориальные фонды на лекарственное обеспечение отдельных категорий          
граждан. Впервые средства, которые передаются в качестве дотаций и              
компенсаций выпадающих расходов территориальных фондов на выполнение            
территориальных программ обязательного медицинского страхования, отражены у     
вас в виде приложений, и теперь уже в начале года можно посмотреть, какой       
объем средств получит регион в течение текущего года. Это и есть основная       
работа федерального фонда. Кроме того, формируется резервный фонд - 4           
миллиарда рублей - на компенсацию всех тех проблем, которые могут возникнуть    
в течение года и часто возникают. Хотел бы отметить, что эти средства не        
носят переходящего характера и все 4 миллиарда рублей, которые будут            
поступать в этот фонд в течение года, также будут расходиться по регионам, и    
на конец года резервный фонд обнулится.                                         
                                                                                
И последнее. Небольшой объем средств - это средства, связанные с мобилизацией   
просроченной задолженности. Нам запланировали цифру в 340 миллионов, это        
небольшой объем средств, надеемся, они все-таки поступят, и эти средства        
пойдут на поддержку охраны материнства и детства. Это та работа, которая        
проводилась фондом и в предыдущие годы. Других средств, к сожалению, не         
нашлось.                                                                        
                                                                                
Все остальные расходы, связанные с обеспечением деятельности системы            
обязательного медицинского страхования, а также с содержанием фонда,            
сохранились в том же размере, что и в предыдущие годы, несмотря на увеличение   
объема работы, но предусмотрено небольшое увеличение заработной платы           
сотрудников, которое не состоялось в этом году из-за отсутствия средств.        
                                                                                
Спасибо. Очень просил бы поддержать данный законопроект.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по охране здоровья. Пожалуйста.      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемые коллеги, Андрей Михайлович довольно подробно        
остановился на законопроекте, поэтому я не буду полностью зачитывать            
заключение комитета, а остановлюсь только на проблемных вопросах.               
                                                                                
В связи с тем что по-новому формируется бюджет и фонд медицинского              
страхования будет отвечать за лекарственное обеспечение всех льготников, а в    
уставе правления фонда такая функция не предусмотрена, ко второму чтению        
необходимо изменить устав правления, иначе Счетная палата просто будет          
считать это нецелевым использованием средств. Затем, приложение о дотациях и    
субсидиях по каждому территориальному фонду делает, в общем-то, бюджет фонда    
более прозрачным.                                                               
                                                                                
Следующее замечание. Комитет отмечает, что снижение единого социального         
налога с 3,4 процента до 2 процентов и последовавшее за этим сокращение         
поступления денежных средств, по расчетам, приведут к дефициту в выполнении     
базовой программы государственных гарантий примерно в 103 миллиарда рублей.     
Федеральный фонд, исходя из средств, которыми он располагает, сможет            
компенсировать территориям путем дотаций и субсидий примерно 33 миллиарда       
рублей. Таким образом, дефицит базовой программы ОМС на 2005 год составит 70    
миллиардов рублей. Эта проблема будет поставлена также, когда мы будем          
обсуждать федеральный бюджет.                                                   
                                                                                
В материалах законопроекта не представлен перечень актов федерального           
законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,       
изменению и дополнению в связи с проектом этого федерального закона, поэтому    
такие материалы также необходимо представить. Следует отметить, что в системе   
обязательного медицинского страхования не компенсированы выпадающие доходы в    
связи со снижением ставки единого социального налога, хотя такие обещания нам   
правительством давались.                                                        
                                                                                
Законопроект был разослан во все законодательные органы, органы                 
исполнительной власти субъектов Федерации для внесения замечаний и              
предложений. Комитет Государственной Думы по охране здоровья рекомендует        
одобрить концепцию законопроекта и принять его в первом чтении. Все остальные   
замечания и предложения во втором чтении необходимо обсудить и учесть.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по бюджету и налогам         
Валерию Владимировичу Гальченко. По карточке Леонтьева. Пожалуйста, с места.    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГАЛЬЧЕНКО В. В. Артур Николаевич, коллеги, всё в принципе изложено в            
заключении комитета, я только буквально два слова скажу. Я хочу обратить ваше   
внимание на то, что существенно изменилась структура доходной части бюджета     
фонда: менее 40 процентов средств фонда покрывается за счет собственных         
доходов, а более 60 процентов поступает из федерального бюджета. Это первое.    
                                                                                
И второе - расходы. Мы обращаем внимание на то, что происходит значительный     
рост расходов на содержание аппарата фонда - 176 процентов к утвержденному      
уровню 2004 года и на переподготовку и повышение квалификации - 250. Комитет    
считает необходимым представление расчетов с обоснованием такого увеличения     
при подготовке законопроекта ко второму чтению.                                 
                                                                                
Кроме того, мы отмечаем, что, передавая фонду реализацию мер социальной         
поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными             
средствами, федеральный бюджет не передает средства на осуществление этой       
функции, что может привести к отвлечению на эти цели страховых средств и к      
нецелевому их использованию.                                                    
                                                                                
С учетом всех замечаний и рекомендаций, изложенных в заключении комитета, мы    
считаем возможным принять проект закона в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы? Так, два, три, четыре - всё. В записи нет      
необходимости.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Оськина.                                                            
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Артур Николаевич.                                        
                                                                                
Александр Михайлович, у меня вопрос к вам. Региональные фонды обязательного     
медицинского страхования испытывали дефицит финансовых ресурсов в предыдущие    
годы. Вот тут говорилось, что эти долги не погашены, а вот как... Во-первых,    
как вы собираетесь гасить долги, выстраивать финансовую схему региональных      
фондов? И во-вторых, какая в 2005 году планируется работа с региональными       
фондами обязательного медицинского страхования? Потому что практически все      
наши пожелания по гарантированному медицинскому обслуживанию населения          
остаются, таким образом, невыполненными, неисполненными для большинства         
населения. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.                            
                                                                                
ТАРАНОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
В предыдущие годы действительно из года в год формировались дефицитные          
бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, однако   
эти дефициты были обусловлены во многом неисполнением законодательства об       
уплате взносов за неработающее население. Это первая и самая главная,           
основная причина.                                                               
                                                                                
Что касается единого социального налога и объемов его поступления, то в         
последние годы происходит постоянное превышение плановых показателей, а         
причина дефицита кроется в неисполнении как раз законодательства об уплате      
взносов за неработающее население. Я напомню, что неработающее население в      
среднем по стране по отдельным регионам колеблется от 60 до 70 процентов,       
поэтому неуплата и формирует основные дефициты.                                 
                                                                                
Что произошло в этом году? Вы видите, какое идет распределение, - это не        
только компенсация выпадающих доходов, это прежде всего выравнивание.           
Распределение, мы считаем, справедливое. За счет него, скажем так,              
недополучили средства те территории, которые не исполняли законодательство об   
уплате взносов за неработающее население, хотя и имели такую возможность, -     
это бюджетообеспеченные регионы. Получили дополнительные средства и             
практически полностью скомпенсировали свои дефициты пятьдесят регионов. Вот     
что дало перераспределение, оно наглядно представлено на этой таблице. В ней    
учтены все основные показатели - это и численность населения, и соотношение     
численности работающего и неработающего населения, и уровень бюджетной          
обеспеченности конкретного региона, его поясной коэффициент, стоимость          
территориальной программы, ее дефицитность и прочее, и прочее, и прочее.        
                                                                                
Что касается планов. Сейчас готовится законодательство по обязательному         
медицинскому страхованию, где предусматривается важнейшая, на наш взгляд,       
статья, связанная с выстраиванием вертикали. Планируется, что территориальные   
фонды станут подразделениями более самостоятельными, чем подразделения          
Пенсионного фонда или Фонда социального страхования. И нам кажется, эта мера    
во многом позволит решить задачи, сократить дефициты за счет исполнения         
закона. В нынешней ситуации территориальные фонды не могут применять меры к     
своим властям за неисполнение обязательств по уплате взносов за неработающее    
население. Как показывает практика, жалоба в суд на своего руководителя - это   
практически большая редкость.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Андрею Михайловичу. Этот вопрос в какой-то     
степени затронул содокладчик Валерий Владимирович, но я так и не получил        
вразумительного ответа.                                                         
                                                                                
Андрей Михайлович, как вы, руководитель фонда, оцениваете то, что фонду         
навязали свыше 60 процентов своих расходов - а это более 50 миллиардов из 88    
миллиардов рублей - направлять на реализацию мер социальной поддержки           
отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами? Это       
статья 6. На наш взгляд, это просто перекладывание ответственности              
правительства, которое пошло на так называемую монетизацию социальных льгот,    
на плечи фонда. И что тогда остается... (Микрофон отключен.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос?                                           
                                                                                
ТАРАНОВ А. М. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Можно, конечно, оценивать и таким образом, что это перекладывание               
ответственности, но я придерживаюсь той логики, которой руководствовались как   
бы при заведении средств из федерального бюджета в Федеральный фонд             
обязательного медицинского страхования. Прежде всего территориальные            
программы и базовые программы обязательного медицинского страхования включают   
в себя лекарственную помощь. Вы знаете, лекарственную помощь у нас оказывают    
как в стационарах - бесплатно уже априори, - так и в поликлиниках, но в         
поликлиниках лекарственную помощь (а лекарственная помощь - это один из видов   
лечения) оказывают в виде выписки рецепта, и пациент идет покупает лекарство.   
Как раз реализация льгот заключается в следующем: это должно стройно войти в    
территориальную программу обязательного медицинского страхования, и для         
отдельных категорий граждан, которые поименованы в 122-м федеральном законе,    
эта помощь, лекарственная помощь, должна оказываться не только в стационаре,    
но и на амбулаторном этапе, когда выписка рецепта сопровождается                
предоставлением бесплатных рецептов. Вот, собственно, в чем была логика         
передачи средств в систему обязательного медицинского страхования.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазьев Сергей Юрьевич, пожалуйста. И потом Рязанский,    
так я понимаю, всё. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Михайловичу. Андрей Михайлович, в материалах,            
представленных к законопроекту, в расчетах, фигурирует расчетный минимальный    
подушевой норматив затрат по базовой программе обязательного медицинского       
страхования, единый для всех субъектов, величина которого составляет 1507       
рублей. Вот у меня вопрос: как этот норматив подсчитан? И считаете ли вы, что   
этой суммы, которой хватает примерно на двадцать пачек аспирина, хватит для     
медицинского обеспечения граждан? И сколько денег из сумм, которые выделяются   
на обязательное медицинское страхование, оставляют себе страховые компании,     
выступающие в роли посредников по проведению этих бюджетных денег до            
медицинских учреждений?                                                         
                                                                                
ТАРАНОВ А. М. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Впервые, наверное, вы услышите цифры. Каким образом подсчитан? Ну здесь я       
должен сейчас на пальцах вам объяснять, но вы всё поймете. Расчеты с приходом   
медицинского страхования стали производить не по койкам, не по объемам, а по    
факту оказания медицинской помощи. Но это планируется, планируются три          
главных показателя: число посещений амбулаторий по стране, второе -             
количество койкодней, третье - дневной стационар. Четвертое - это скорая        
медицинская помощь, которая не входит в систему обязательного медицинского      
страхования, но входит в программу государственных гарантий.                    
                                                                                
Так вот, подсчитаны минимальные показатели стоимости одного посещения в         
масштабах страны, я назову эту цифру: 70 рублей - стоимость одного посещения.   
Известно и среднее число посещений пациентом амбулаторий - восемь. Можете уже   
умножать. Следующий показатель: стоимость койкодня - 423 рубля. Обращаю сразу   
внимание, что подсчитано без амортизации, мы оплачиваем расходы только по       
пяти статьям: заработная плата медицинского работника, начисления,              
медикаменты, питание, мягкий инвентарь. Далее, дневной стационар: на одного     
гражданина, или одного застрахованного, закладывается меньше двух койкодней в   
масштабах года. Всё это перемножается, и мы получаем тот минимальный            
показатель - 1 500 рублей, - к которому, казалось бы, мы должны стремиться.     
Но в действительности мы его еще не достигаем в силу целого ряда причин:        
прежде всего, низкой ставки единого социального налога и, второе, неуплаты в    
полном объеме взносов за неработающее население, поэтому по факту мы получаем   
сумму меньшую.                                                                  
                                                                                
Здесь я не хочу пугать, потому что у нас бюджетно-страховая модель, имеется     
как бы второй источник поддержки. Лечебно-профилактические учреждения сегодня   
финансируются - в этом и беда, но в этом и спасение - из двух источников.       
Заработная плата и пять статей, о которых я сказал (это то, что связано         
непосредственно с оказанием лечебной помощи конкретному пациенту),              
финансируются по системе ОМС, а по статьям, касающимся собственника (это        
коммуналка, это содержание, это прочие расходы, не связанные непосредственно    
с пациентом), платят бюджеты в зависимости от собственности: либо               
муниципальный бюджет, либо областной бюджет, если областная больница. Таким     
образом, несмотря на то что - вы правильно обратили внимание - действительно    
показатель как бы нереализуем, если мы оба источника складываем, мы выходим     
на эту цифру.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет вопросов больше? Желающие есть? Рязанский, вы хотите задать вопрос?         
Пожалуйста. Кто-то за вас говорит, что вы не хотите. Пожалуйста, вопрос.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На другую тему? Ну давайте мы закончим с этой темой.      
                                                                                
Уважаемые коллеги-депутаты, я понимаю, вы устали, некоторые из нас. Есть ли     
желающие выступить? Есть. Глазьев Сергей Юрьевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо, Артур Николаевич.                                        
                                                                                
Я обязан довести до вас, уважаемые коллеги, мнение фракции. И должен сказать,   
что, наверное, мы впервые рассматриваем финансовый документ, в котором          
дефицит средств превышает объем средств, выделяемых на соответствующие цели.    
Правильно было сказано, что это важнейший документ. Объем его, правда,          
составляет всего четыре страницы, этого важнейшего документа.                   
                                                                                
Я из ответа Андрея Михайловича так и не понял, сколько денег присваивают себе   
частные страховые компании, работающие в качестве посредников между бюджетом    
и медицинскими учреждениями, которые государству же и принадлежат, но самый     
удивительный момент заключается в том, что деньги, выделяемые по статье         
медицинского страхования, составляют 35 миллиардов рублей, а дефицит - в два    
раза больше, 70 миллиардов рублей, они не покрыты. Таким образом, у нас дыра    
в этом фонде в два раза больше, чем сам фонд. Может показаться, что             
правительство улучшает как-то ситуацию, - ан нет, после того как был сокращен   
единый социальный налог, мы видим, что некомпенсируемые, выпадающие расходы     
фонда составляют, по разным оценкам, от 16 до 29 миллиардов рублей, то есть     
ситуация на самом деле ухудшается. Добавляется 50 миллиардов рублей на другие   
цели, на монетизацию, так сказать, льгот. Но при этом порядок, как эти деньги   
будут расходоваться, нам до сих пор неизвестен, сколько денег дойдет до         
потребителей, мы не знаем. Наконец, говорится о том, что якобы выравнивается    
ситуация по регионам. Мы получаем справки из регионов, даны таблицы, которые    
показывают, что уровень обеспеченности средствами на медицинское страхование    
по территориям не выравнивается, а колеблется от 35 процентов до 118.           
                                                                                
Это самые удивительные вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Замечу, что   
это официальные документы: это заключение Счетной палаты, которое я приводил,   
это заключение комитета профильного. Таким образом, фактически мы с вами        
принимаем документ, в котором ассигнования, выделяемые на важнейшее             
направление социальной политики государства - на здравоохранение... - дыра в    
два раза больше.                                                                
                                                                                
Я уж не говорю о других, менее фундаментальных вопросах, щадя время. Хотел бы   
обратить ваше внимание на то, что мы имеем дефицит здесь фактически 70          
миллиардов рублей, в то время как в Стабилизационном фонде у нас 700            
миллиардов рублей. Так вот, следовало бы, наверное, подумать и, если мы         
всерьез печемся о здоровье людей, 10 процентов Стабилизационного фонда можно    
было бы выделить для того, чтобы закрыть дефицит по базовой программе           
обязательного медицинского страхования, так же как это мы пытаемся сделать по   
Пенсионному фонду. По-моему, это совершенно очевидно, и странно, что ни         
правительство, ни думское большинство на это не обращают никакого внимания.     
                                                                                
Мы считаем, что голосовать за такого рода бюджет фонда - это профанация, это    
безответственность, когда дефицит в два раза больше ассигнований, и призываем   
вас пересмотреть эту проектировку с учетом того, что у нас еще есть шанс        
поправить ситуацию в бюджете через Стабилизационный фонд.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Михайлович, заключительное    
слово, и мы голосуем.                                                           
                                                                                
ТАРАНОВ А. М. Небольшое пояснение. Большое спасибо за выступление, но оно       
немножечко некорректно в том плане, что сегодня рассматривается бюджет          
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а не бюджет          
системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Бюджет     
системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации состоит     
из бюджетов девяноста фондов, не восьмидесяти девяти, а девяноста фондов,       
которые складываются из особых поступлений туда единого социального налога      
плюс взносы за неработающее население. А что касается бюджета федерального      
фонда, у него одна лишь единственная функция - выравнять условия                
деятельности, минимально сократить дефицит, который возникает в                 
территориальных фондах. Если говорить в целом о бюджете системы обязательного   
медицинского страхования, то его рассмотрение возможно будет, но через год,     
когда будет принят закон и когда система станет вертикальной, такой же, как     
пенсионная система и система социального страхования. Пока бюджеты всех         
остальных фондов рассматриваются местными законодательствами. Цифры общие мы    
имеем, сводим их, передаем в правительство и в порядке информации передадим     
во фракцию.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный     
законопроект в первом чтении?                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 50 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.