Заседание № 70
17.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 86862-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1377 по 1767 из 5312
Мы с вами поменяли порядок рассмотрения пунктов 5 и 6. Рассматриваем проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Олега Витальевича Еремеева. ЕРЕМЕЕВ О. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике в установленном порядке подготовил законопроект "О бюджете Фонда обязательного социального страхования на 2005 год" ко второму чтению. К законопроекту "О бюджете Фонда...", который был одобрен в первом чтении 15 октября 2004 года, поступило пятьдесят восемь поправок от субъектов права законодательной инициативы. Комитет предлагает девятнадцать поправок принять. В частности, предлагается принять поправки, увеличивающие доходную часть на 4 миллиарда 653 миллиона и расходную часть - на 6 миллиардов 963 миллиона. Они уточняют объемы остатков средств фонда на покрытие дефицита бюджета по обязательному социальному страхованию, на улучшение финансирования детского отдыха, на увеличение размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в случае смерти застрахованного, а также направлены на уточнение кодов бюджетной классификации. К отклонению комитетом предлагается тридцать девять поправок, значительная часть которых относится к части первой статьи 8, устанавливающей новый порядок выплат пособий по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также к отклонению предлагаются поправки, направленные на увеличение расходов фонда, без должного финансового обеспечения. На заседании комитета достаточно бурные дебаты происходили при обсуждении первой части статьи 8. И я сразу хочу информировать коллег о том, что решение в поддержку положения о финансировании пособий по временной нетрудоспособности в первые два дня за счет средств работодателя были приняты голосованием с перевесом всего лишь в один голос. Хотя комитет эту норму поддержал, но вместе с тем комитет принял также решение принять развернутое постановление Государственной Думы, которое находится в материалах, розданных ко второму чтению, где предлагается осуществить ряд мер, для того чтобы норма о финансировании за счет работодателя двух дней действовала только в 2005 году. Прошу рассмотреть предложения комитета по таблицам поправок и по проекту постановления Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Нет. Прошу проголосовать за таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 13 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7% Результат: принято Принято. По ведению - депутат Лахова. ЛАХОВА Е. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, я хотела бы обратиться к правительству. Поскольку мы приняли данную таблицу и там у нас выделено 9 миллиардов 240 миллионов на увеличение пособий по рождению ребенка, нам бы очень хотелось, чтобы правительство ускорило вынесение заключения по закону о государственных пособиях, иначе с 1 января фонды не смогут просто выплачивать данное пособие. Поэтому у нас просьба: в размере 6 тысяч... Я очень прошу решить этот вопрос на той неделе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галине Николаевне Кареловой включите микрофон в ложе правительства. КАРЕЛОВА Г. Н., председатель Фонда социального страхования Российской Федерации. Уважаемая Екатерина Филипповна, увеличение, которое в данном случае предлагается, с 4,5 до 6 тысяч... Общая сумма на увеличение - 2,3 миллиарда. Заключение такое правительство готовит. Я думаю, что всё будет в порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли предложения по таблице 2 поправок? Есть. Депутат Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. Какую поправку вы хотите вынести на отдельное голосование? КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия". Поправку 11 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть предложения у депутатов? Депутат Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Поправки 9, 17, 34, 35 и 36. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Поправка 4 по статье 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли еще у кого-то замечания по таблице? Нет. Прошу проголосовать таблицу отклоненных поправок, за исключением поправок 11, 9, 17, 34, 35, 36 и 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 46 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Принято. Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста, обоснуйте поправку 11. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, если мы отклоним эту поправку, я хочу всех предупредить, что ждет наших налогоплательщиков и субъекты наши в следующем году. При отклонении этой поправки увеличиваются расходы по малому бизнесу, потому что они платят единый налог и у них увеличатся расходы на оплату двух дней по больничным листам. У бюджетных учреждений всех уровней, в частности краевых, областных и муниципальных, увеличивается фонд оплаты труда, растут расходы бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов. Уменьшается налогооблагаемая база в субъектах по налогу на прибыль. Вот три основных фактора, которые повлекут за собой уменьшение доходной базы и увеличение расходных обязательств бюджетов субъектов. Правительство на заседании рабочей группы не смогло ответить, как они будут возмещать эти расходы и как они будут возмещать выпадающие доходы. Вот в таком виде нельзя принимать, однобоко. Если мы сейчас примем в бюджете Фонда социального страхования эту норму, то что делать тогда с доходной и расходной частями бюджетов субъектов Российской Федерации? И что мы будем делать с малым бизнесом? Им вменен налог, и, кроме того, они должны еще оплачивать два дня по больничным листам. Вот пусть ответит правительство, как они будут возмещать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от правительства прокомментирует? Галина Николаевна Карелова, пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемые коллеги, я хотела бы ответить депутату на те вопросы, которые были поставлены. Хотя мы на заседании комитета и рабочей группы пытались убедить, но, видимо, не совсем убедили депутатов. Что касается малого бизнеса. Да, действительно, вопросы, касающиеся выплаты пособия по временной нетрудоспособности, для предприятий малого бизнеса регулируются отдельно - 190-м федеральным законом. В соответствии с этим законом пособие по больничному листу выплачивается следующим образом: часть, в размере минимальной заработной платы, выплачивается Фондом социального страхования, остальное доплачивает сам работодатель. Стоимость одного дня оплаты в этом случае составляет 34 рубля. Соответственно, за два дня - 68 рублей. Однако, как вы понимаете, снижение налога, в частности ЕСН, на 10 процентов, естественно, покрывает ту часть, о которой говорит уважаемый депутат. Второе. Что касается бюджетных организаций, то эта позиция закладывается в бюджетах. Кроме того, налог на прибыль, который должен выплачиваться из фонда оплаты труда, в данном случае ЕСН, уменьшает эту часть, и в итоге получается, что потерь в данном случае нет. А что касается, как вы говорите, потерь местных бюджетов по налогу на прибыль, то я бы просила, Любовь Константиновна, предоставить возможность дать пояснение Шаталову Сергею Дмитриевичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, в отношении налога на прибыль никакого снижения налоговой базы по сравнению с сегодняшними условиями не произойдет. Дело в том, что сегодня единый социальный налог значительно выше, чем тот, который будет в следующем году, и он в полном размере относится на затраты. Соответственно, налоговая база снижается значительно больше сегодня, чем будет снижена в новых условиях, когда будет реализована эта конструкция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я ставлю на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, у нас в зале не кричат. Подойдете и в рабочем порядке выясните. Раиса Васильевна, присядьте. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 11? Мнение комитета и представителя правительства - отклонить. Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 53 сек.) Проголосовало за 51 чел.11,3% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0% Результат: не принято Поправка не принимается. Иванов Анатолий Семёнович, поправка 9. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, я недолго буду занимать ваше внимание, потому что все мои поправки взаимосвязаны. В поправке 9 я предлагаю, чтобы работодатель выплачивал работнику пособие по временной нетрудоспособности не за два дня заболевания, а за три. Если мы установим в законе норму о двух днях, то логично будет принять и три. В результате этого в бюджете фонда высвободится более 7 миллиардов рублей, и эти средства я предлагаю направить на увеличение пособий при рождении ребенка (это поправка 35) или же на санаторно-курортное лечение работников (поправка 36). В этом случае пособие при рождении ребенка увеличится более чем в два раза, а с учетом того, что средства уже были увеличены при подготовке законопроекта ко второму чтению, более чем в два с половиной раза или же работники смогут получить средства на оздоровление в почти достаточных объемах. Как мне представляется, нет большой разницы, какой-либо опасности для работников в том, будет ли два или три дня оплачивать не фонд, а работодатель, как представитель интересов наемных работников в Государственной Думе, я не вижу в этом опасности. Пособия будут выплачиваться из фонда заработной платы, средства на выплату пособий будут планироваться в фонде заработной платы и отражаться в себестоимости продукции. Уверен, моя поправка направлена на защиту интересов работников, так как высвобождаемые средства будут использоваться на санаторно-курортное лечение или на защиту интересов семьи в случае использования для увеличения пособий при рождении ребенка. Принять данную поправку необходимо сейчас, так как в проекте бюджета фонда на 2006 год оплата трех дней работодателем уже предусмотрена и вряд ли будет значительное увеличение пособий при рождении ребенка, сейчас же есть возможность пособие резко увеличить. Если всё же с 2006 года по каким-то причинам эта обязанность работодателя будет отменена, то размер детского пособия уже точно не снизится. Прошу поправку 8 принять, и в случае ее принятия необходимо будет рассмотреть оставшиеся заявленные мною поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 8-ю или 9-ю? 9-ю. ИВАНОВ А. С. Сейчас 9-я, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто прокомментирует? Галина Николаевна, вы? Пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемые депутаты, действительно в 2000 году был внесен правительством законопроект о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности. В этом законопроекте была предложена солидарная ответственность работодателя и государства по оплате листов временной нетрудоспособности, и там предлагалась эта норма: три дня. Однако, внося закон "О бюджете Фонда социального страхования... на 2005 год", мы предложили ограничить это количество дней двумя, потому что возможности Фонда социального страхования позволяют пойти на это. И в этой связи нам представляется, что увеличение сейчас с двух до трех дней нецелесообразно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 9? Правительство против данной поправки. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4% Результат: не принято Не принято. Поправки 17, 34, 35 и 36, Анатолий Семёнович, будете обосновывать? Включите микрофон депутату Иванову. ИВАНОВ А. С. Уже необходимости нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы их оставляете в таблице отклоненных поправок? ИВАНОВ А. С. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пивненко Валентина Николаевна, поправка 4. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо. Группой депутатов и комитетом предлагается дополнить статью 7 отдельным абзацем об установлении районного коэффициента к выплатам из Фонда обязательного социального страхования при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Необходимость принятия этой поправки мотивируем тем, что если в статье 8 по максимальным размерам этих выплат предусматривается установление районного коэффициента, то что касается выплат, размер которых не превышает максимальный, по сути, в этом законе такая выплата не предусмотрена. Получается несоответствие в законодательстве, и идет прямое ущемление интересов людей, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющих небольшую заработную плату. Поэтому непонятны мотивы отклонения этой поправки, и непонятно, почему в отношении именно этой категории людей такое текстовое предложение не поддерживается. Аналогичная поправка есть у депутата Асеева, это поправка 16, там только несколько иная редакция, но содержание то же самое. Я бы попросила прежде всего представителей правительства прокомментировать, почему такие правила предлагаются в этом законе, и хотела бы, чтобы всё же на это было обращено внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комментарий Галины Николаевны Кареловой. КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемая Валентина Николаевна, что касается этой проблемы, мы разделяем вашу озабоченность. Мы еще раз очень внимательно посмотрели вместе с представителями северян, и сегодня я могу ответить: наш совместный анализ показывает, что по всем видам, ну, по крайней мере, по двум основным видам социального страхования - и по временной нетрудоспособности, и по несчастным случаям - районный коэффициент учитывается. Если мы сейчас запишем норму о том, что нужно прописать еще какое-то другое правило постановлением правительства, мы на это время окажемся в правовом вакууме. Мы, наоборот, ухудшим положение работающих граждан или граждан, пострадавших на производстве, но ситуация не изменится. Мы готовы еще раз пояснить, такое объяснение мы в комитете давали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 4? Мнение правительства - отклонить. Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 34 сек.) Проголосовало за 11 чел.2,4% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 17 чел. Не голосовало 433 чел.96,2% Результат: не принято Не принято. Коллеги, мы рассмотрели все таблицы, и я прошу проголосовать за законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 09 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято. Коллеги, имеется проект постановления о принятии законопроекта в третьем чтении. Есть ли возражения у представителей депутатских объединений, представителей президента и правительства? Нет. В рамках "часа голосования" прошу вас проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет выступлений по мотивам, все мотивы - при первом и втором чтениях. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 51 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 52
15.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 86862-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3509 по 4610 из 6220
Пункт 8, о проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год". Доклад официального представителя правительства председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Галины Николаевны Кареловой. Пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Я еще раз приношу извинения за это досадное недоразумение, но я думаю, что от перемены мест слагаемых, так сказать, содержание не изменится. Итак, уважаемые депутаты, проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" сформирован исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2007 года, а также с учетом динамики основных показателей по формированию и расходованию средств фонда, данных по исполнению бюджета фонда за 2003 год и ожидаемому исполнению бюджета фонда за 2004 год. Формирование проекта бюджета фонда осуществлялось в условиях продолжающихся преобразований в налоговой сфере, и, как вы знаете, суть их - это снижение налоговой нагрузки на работодателя с целью активизации экономики и совершенствования бюджетной политики. Я хотела бы сразу отметить, что при формировании проекта бюджета фонда был учтен и технический вопрос - введение новой бюджетной классификации. Итак, Федеральным законом от 20 июля 2004 года "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" предусмотрены изменения ставок единого социального налога. В том числе касательно Фонда социального страхования с 4 процентов до 3,2 процента снижена предельная ставка единого социального налога, зачисляемого в фонд. Естественно, это приведет в 2005 году к снижению дохода фонда по единому социальному налогу по сравнению с 2004 годом на 16,7 миллиарда рублей. Таким образом, по проекту бюджета фонда на 2005 год доходы фонда без учета входного остатка предусмотрены в сумме 180,9 миллиарда рублей, в том числе 135,7 миллиарда рублей на обязательное социальное страхование и 35,5 миллиарда рублей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более того, в доходной части бюджета предусмотрены средства, которые выделяются нам из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, по санаторно-курортному лечению и на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Расходы по проекту бюджета фонда предусмотрены в сумме 183,8 миллиарда рублей, в том числе если брать два вида страхования, то на первое, на обязательное социальное страхование, - 139 миллиардов рублей и на второй вид страхования, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - 35,1 миллиарда. 9,72 миллиарда - это расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению и выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации, которые формируются, или финансируются, также за счет средств федерального бюджета. Эти две функции делегированы Фонду социального страхования на новый, 2005 год. Для сбалансированности бюджета фонда на 2005 год предусмотрено по обязательному социальному страхованию в качестве источника финансирования дефицита бюджета фонда привлечь средства в размере 3,3 миллиарда рублей из входного остатка средств на 1 января 2005 года, а также предусмотрено сокращение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 14,58 миллиарда рублей в связи с оплатой пособий за счет средств фонда с третьего дня наступления заболевания. Предполагается - и сегодня, внося проект бюджета Фонда социального страхования, я хотела бы еще раз на эту позицию обратить внимание, - что первые два дня по больничному, или дни по временной нетрудоспособности, оплачиваются работодателем. Был внесен еще несколько лет назад и одобрен в первом чтении Государственной Думой соответствующий законопроект, в соответствии с которым было предусмотрено осуществление этой меры, а именно оплаты трех дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. Фонд социального страхования сделал всё возможное для того, чтобы унифицировать, сделать более эффективной систему выдачи листков временной нетрудоспособности, установить контроль за их прохождением. Таким образом, фонд имеет возможность сегодня предложить депутатам Государственной Думы оплату больничного листка за счет средств работодателя в течение не трех дней, а в течение двух дней. Таким образом, средства на эти цели заложены в проекте бюджета, о котором я вам докладываю: с третьего дня - за счет Фонда социального страхования. В целом планируемые доходы бюджета фонда с учетом сказанных мною положений, а именно двух: уменьшения входного остатка на 1 января 2005 года и введения той нормы, о которой я выше сказала, если она будет вами одобрена, позволят сбалансировать доходную и расходную части бюджета. Отдельно хотелось бы несколько позиций обозначить по структуре расходных обязательств фонда. Прежде всего, расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на 2005 год предусмотрены в сумме более 120 миллиардов рублей, это 86 процентов от расходов по обязательному социальному страхованию. Уважаемые депутаты, я хочу обратить внимание на эту цифру - 86 процентов, потому что, когда рассматривался проект бюджета в комитетах, на эту позицию депутаты обращали особое внимание: сохранение страховой природы расходов Фонда социального страхования. Более того, в расходной части бюджета предполагается введение, как и было ранее, определенных сумм на долечивание граждан, и эта сумма заложена в размере 1,5 миллиарда. Отдельно хотела бы выделить позицию по расчету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, то есть так называемых больничных. В этой связи есть новое, о чем я хотела бы вам сказать, а именно увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц. В частности, эта сумма увеличивается с 11 тысяч 700 рублей до 12 тысяч 480 рублей, что соответствует максимальной годовой сумме единого социального налога, подлежащей уплате страхователем в фонд заработка, превышающего 600 тысяч рублей в год. То есть это в строгом соответствии с налоговым законодательством. Я хотела бы отметить - и вопросы по этой позиции тоже возникали в нескольких комитетах при рассмотрении проекта бюджета, - какое предусматривается финансирование расходов на летнее оздоровление детей. Эта сумма увеличена по сравнению с 2004 годом на 1 миллиард и составляет в расходной части бюджета 12,6 миллиарда рублей. В этом году нам удастся оздоровить около 5,5 миллиона человек, в следующем году, мы полагаем, с учетом инфляции 5,2 миллиона человек можно будет оздоровить на эту сумму, если она, уважаемые депутаты, будет вами одобрена. И несколько слов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Расходы на единовременные и ежемесячные выплаты пострадавшим по проекту бюджета фонда составят 24,6 миллиарда рублей, это 70 процентов от всех расходов на этот вид страхования. При расчете расходов размер ежемесячных страховых выплат проиндексирован на 9,4 процента и, естественно, кроме этого проиндексирована сумма, из которой исчисляются единовременные страховые выплаты, до 33 тысяч рублей, максимальный размер ежемесячных выплат - также до 33 тысяч рублей. Я напомню, что действующая величина была 30 тысяч рублей. В проекте бюджета на эти цели предусмотрены дополнительные расходы в сумме 2 миллиардов рублей. Средства обязательного социального страхования от несчастных случаев также предусматривают расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, в сумме это 2,3 миллиарда рублей с учетом индекса 9,4 процента. Таким образом, уважаемые депутаты, те предложения, которые я сегодня озвучила перед вами, позволяют сбалансировать доходы и расходы Фонда социального страхования. И я прошу принять наши предложения, принять проект бюджета Фонда социального страхования в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Николаевна. Теперь содоклады. Заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Олег Витальевич Еремеев. Пожалуйста. ЕРЕМЕЕВ О. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги-депутаты! В целях экономии времени позвольте мне не повторять прозвучавшие здесь из уст Галины Николаевны Кареловой планируемые показатели бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год. Я хотел бы остановиться на наиболее существенных замечаниях, которые сделал при рассмотрении этого законопроекта Комитет по труду и социальной политике. Проектом закона всё финансирование деятельности органов фонда в части управления средствами федерального бюджета предлагается осуществлять за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Поскольку в этом случае фондом выполняются государственные функции, то, по мнению комитета, целесообразно предусмотреть выделение фонду средств из федерального бюджета на выполнение этих функций. Статьей 11 проекта предлагается направить на оздоровление детей дополнительные доходы, получаемые за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2005 года, а также поступления в бюджет фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх норм, установленных статьей 2 законопроекта, или снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию, установленных статьей 5 законопроекта. То есть фактически предлагается перераспределение страховых средств в пользу нестраховых выплат, что противоречит законодательству и страховым принципам фонда. Частью первой статьи 8 законопроекта предлагается за первые два дня болезни вместо пособия по временной нетрудоспособности - на это представители фонда тоже уже обратили внимание, - за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, выплачивать работнику его средний заработок за счет средств работодателя. При анализе этого положения комитет пришел к выводу, что это не согласуется со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, а не средний заработок. Отсутствие законодательного порядка исчисления среднего заработка для указанных случаев не позволит реализовать данное положение. Кроме того, введение данной нормы требует внесения изменений в налоговое законодательство, так как возникает неопределенность при налогообложении данных выплат, которые будет осуществлять работодатель в течение первых двух дней с момента наступления нетрудоспособности работника. Указанная норма нарушает права застрахованных работников, установленные федеральными законами, и не является предметом регулирования закона о бюджете фонда на соответствующий год, то есть на 2005 год. Вместе с тем статьей 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" установлены государственные гарантии устойчивости системы обязательного социального страхования. В частности, в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования средств для обеспечения установленных законодательством расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год должно предусматривать дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить соответствующие выплаты. Статьей 13 законопроекта предлагается установить максимальный размер единовременных страховых выплат на 2005 год в сумме 33 тысяч рублей. При этом действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым размер указанной страховой выплаты определяется исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, предлагается приостановить на будущий, 2005 год. Указанные положения законопроекта могут повлечь изменения прав застрахованных лиц на получение более высокой страховой выплаты. В соответствии с пунктом 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того закона, которым они были установлены. Исходя из этого комитет считает, что должны быть внесены изменения непосредственно в федеральный закон номер 125 от 24 июля 1998 года. В заключении комитета по данному законопроекту также отмечено, что, рассматривая проект бюджета фонда в целом, можно сказать, что имеются достаточные возможности по увеличению доходной части за счет улучшения администрирования поступления налогов и страховых взносов, увеличения фонда оплаты труда за счет дальнейшей его легализации, а также иные резервы. С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике рекомендует проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" к принятию в первом чтении. При подготовке законопроекта ко второму чтению, как считает комитет, необходимо учесть следующее, а именно: в целях прозрачности исполнения бюджета уточнить бюджетную классификацию доходов и расходов фонда; предусмотреть выделение средств из федерального бюджета в размере 18 миллиардов 742 миллионов рублей на покрытие дефицита бюджета в связи со снижением ставки единого социального налога, в том числе на оплату двухсот четырнадцати тысяч путевок в детские санаторные учреждения круглогодичного действия, в детские оздоровительные лагеря и для детей работающих граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в общей сумме 1 миллиард 482 миллиона рублей, также на оплату двух дней нетрудоспособности в размере 14 миллиардов 580 миллионов рублей. Необходимо также предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на выполнение фондом государственных функций в размере 370 миллионов рублей; выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере 6 тысяч рублей, которые в сумме составят 2 миллиарда 310 миллионов рублей; внести в законопроект изменения, определяющие порядок выплаты по обязательному социальному страхованию с учетом единого районного коэффициента. Также комитет рекомендует Правительству Российской Федерации до рассмотрения законопроекта во втором чтении представить расчеты, обосновывающие затраты в сумме 9 миллиардов 569 миллионов рублей на оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, а также стоимости проезда к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки; нормативные правовые акты о возложении на фонд функций по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, а также уточнить налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН и страховых взносов, коэффициент сбора и имеющиеся остатки средств бюджета фонда. Более подробную информацию о рассмотрении комитетом этого законопроекта можно получить из текста заключения комитета, который находится у вас на руках. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Витальевич. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Валерия Владимировича Гальченко. ГАЛЬЧЕНКО В. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год сформирован и представлен в Государственной Думу в соответствии с положениями законодательства в области социального страхования, действующего налогового, бюджетного законодательства и нормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года, а также проектом новой бюджетной классификации Российской Федерации. В связи с этим комитет отмечает, что новая бюджетная классификация не предусматривает отражения остатков бюджетов фонда на начало и конец финансового года, а только их уменьшение или увеличение за год. Наименование кода классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов "Остатки средств бюджетов" фактически не отражает сущности произведенных изменений остатков средств бюджетов за год. В целях сохранения прозрачности бюджета фонда и наиболее полного контроля за его исполнением комитет считает целесообразным сохранение кодов классификации источников внутреннего финансирования дефицитов, по которым отражаются остатки средств бюджета на начало и конец года. В связи со снижением ставки единого социального налога и в целях сбалансированности бюджета фонда статьей 8 законопроекта предусматривается, что за первые два дня нетрудоспособности за работником сохраняется средний заработок за счет работодателя. Эта мера призвана перераспределить около 18 миллиардов рублей. Признавая тот факт, что данная мера должна оптимизировать расходы фонда, комитет отмечает, что она не имеет под собой нормативно-законодательной базы. Кроме того что закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" формально не является документом, обязательным к исполнению для работодателей, и не устанавливает ответственность работодателей за неисполнение его положений, остается открытым вопрос о правомерности отнесения оплаты двух первых дней нетрудоспособности к фонду оплаты труда, то есть к издержкам работодателя. Не урегулированы также вопросы бухгалтерского учета и налогообложения указанных сумм. В связи с изложенным комитет считает, что необходимо ускорить принятие законодательного решения по оплате первых двух дней нетрудоспособности за счет средств работодателя. В случае невступления в силу с 1 января 2005 года федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" комитет считает возможным рассмотрение вопроса о выделении средств из федерального бюджета на покрытие возникающего дефицита фонда. Кроме того, примененная при расчете расходов фонда бюджетная классификация не позволяет разделить расходы по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что не способствует прозрачности бюджета фонда и затрудняет процесс контроля за доходами и расходами внутри каждой системы обязательного социального страхования. По мнению комитета, в бюджетную классификацию расходов фонда должны быть внесены соответствующие изменения. Рассматривая бюджет фонда в целом, комитет отмечает, что бюджет имеет достаточные возможности по увеличению доходной части за счет усиления администрирования поступления налогов и страховых взносов, увеличения фонда оплаты труда за счет дальнейшей его легализации и иных резервов. С учетом вышеизложенного комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович. Первое чтение. Вопросы к докладчикам. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Записались девять человек. Чуев, пожалуйста. Включите микрофон депутату Чуеву. Александр Викторович, к кому вопрос? ЧУЕВ А. В., фракция "Родина". У меня вопрос к Галине Николаевне Кареловой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЧУЕВ А. В. Галина Николаевна, вот я хочу выяснить, что стоит за двумя статьями бюджета: первое - это пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет - 6,2 миллиарда и второе - пособия при рождении ребенка - 6,9 миллиарда рублей. Я хотел бы понять все-таки, о каких детях идет речь, какое количество рождений прогнозируется и в связи с законом, который мы приняли, о монетизации льгот, что осталось за фондом на сегодняшний день? Что за этими цифрами? Какие это дети? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо за вопрос. Прежде всего, что касается пособия при рождении ребенка. Размер его вы знаете - это 4,5 тысячи рублей. Оно выплачивается работающим гражданам, а в Чечне и неработающим гражданам (было принято отдельное решение). Что касается пособия по уходу за ребенком в течение полутора лет, размер этого пособия составляет 500 рублей. Речь идет о работающей матери или о работающем отце, если не работает мать, потому что, вы знаете, мы с вами принимали соответствующий закон о равных семейных правах и равных обязанностях граждан. Таким образом, есть расчеты по количеству детей, мы готовы вам показать. Динамика рождения детей сейчас положительная. Если нужно, сейчас мы найдем все эти цифры. Во всех комитетах имеются полные данные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Депутат Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста. Кому вопрос? ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопросы есть к Олегу Витальевичу и к Галине Николаевне. Первый вопрос - к Олегу Витальевичу. Вы сказали о том, что возникает в связи с двумя днями дефицит 18 миллиардов рублей, комитет решил не поддерживать решение платить за счет работодателя. Вчера комитет по бюджету уже во втором чтении поддержал законопроект "О федеральном бюджете на 2005 год", там никаких поправок вашего комитета и ваших личных по этой части не было. Как вы собираетесь тогда осуществить, реализовать то, о чем вы нам сейчас говорили, исходя из того, что уже в следующую среду будет рассматриваться бюджет федеральный на 2005 год? А к Галине Николаевне у меня такой вопрос. Вот мы принимаем эту норму о двух днях, но у нас есть три специальных налоговых режима: это единый сельхозналог, упрощенная система и вмененный налог, там взносы на социальное страхование внутри общего налога находятся. И получается, что два дня бюллетеня, которые надо будет оплачивать за счет работодателя, на них дополнительно... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, понятно, вопрос понятен. Пожалуйста, Олег Витальевич. Включите, пожалуйста, микрофон Еремееву. ЕРЕМЕЕВ О. В. Сергей Иванович, это очень интересный вопрос, и я тоже им задавался и присутствовал на заседании и подкомитета бюджетного комитета, который занимается вопросами фондов внебюджетных, и на заседании комитета бюджетного. Наши предложения, которые будут сформулированы в заключении Комитета по труду и социальной политике, мы выдвигали, их заслушали, но они вызвали отрицательную реакцию правительства. На мой вопрос, откуда и как правительство собирается средства изыскивать и направлять в Фонд социального страхования, ответ госпожи Голиковой дословно был такой: правительство не намерено изыскивать эти средства. Но тут возникает достаточно интересная коллизия. Бюджетный комитет предложил фактически исключить эту статью 8 из законопроекта о бюджете фонда и направить все усилия на скорейшее принятие проекта закона о социальном страховании, который был принят в первом чтении в январе 2000 года. В случае если этот закон не вступит в действие с 1 января 2005 года, возникнет ситуация, когда правительство вынуждено будет снова изыскивать средства в бюджете и каким-то образом направлять их в фонд соцстраха. Вот я только так могу на ваш вопрос ответить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Галина Николаевна, пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо. Буквально несколько слов. Снижение налоговой нагрузки за счет снижения ставки единого социального налога в целом с 35,6 процента до 26 процентов составляет, по нашим расчетам (и эти расчеты совпадают с расчетами Минфина и, как я поняла, с депутатскими расчетами), 281 миллиард рублей. Потери, если можно их так назвать, дополнительные расходы работодателя составляют 18,7 миллиарда рублей. В мире эта практика является - и Олег Витальевич лучше меня это знает - достаточно распространенной. Если мы говорим о социально ответственном бизнесе, то это тоже вписывается в эту концепцию. Более того, по оплате больничных листов мы приняли решение - депутат Гальченко в своем содокладе говорил - о том, чтобы внести поправки ко второму чтению о выплате работодателем не средней заработной платы, а пособия, как это и делается сейчас. В этом случае дополнительные расходы работодателя уже снизятся на 4 миллиарда и составят 14 миллиардов. Вы задаете вопрос действительно по больной теме, она нас тоже беспокоит, но мы полагаем, что эта проблема может быть решена в рамках общей концепции, общего подхода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Екатерина Филипповна, ваш вопрос. Лаховой включите микрофон. ЛАХОВА Е. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция "Единая Россия". Галина Николаевна, на Фонд социального страхования возложена очень важная государственная функция: вы выделяете средства на стимуляцию воспроизводства населения и на поддержку охраны материнства и детства. Действительно, девятьсот тысяч получают пособие единовременное на рождение и один миллион четыреста тысяч получают пособие по уходу за ребенком. 70 процентов детей у нас рождается в молодых семьях, и в первую очередь эти средства уходят в молодые семьи. Три года назад было проведено повышение данных видов пособий. Вы мне скажите, вот как сегодня ваш фонд вместе с правительством будет выполнять эту функцию? Каким образом будет идти повышение четырех видов государственных пособий, которые идут из Фонда социального страхования? КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо за вопрос, Екатерина Филипповна. Прежде всего я с помощью своих коллег озвучу более точные цифры, касающиеся и вопроса депутата Чуева, ответ на который я не довела до конца: при рождении ребенка это один миллион четыреста тысяч и по уходу за ребенком до полутора лет у нас получается порядка одиннадцати миллионов выплат. Что касается проблемы, абсолютно правильно поднятой Екатериной Филипповной, то увеличение размера пособия - это не компетенция Фонда социального страхования. В данном случае если это решение будет принято в рамках соответствующего закона о пособиях гражданам, имеющим детей, то и в бюджете Фонда социального страхования эта позиция может найти отражение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Иванов Анатолий Семёнович, ваш вопрос, пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Спасибо. Мой вопрос к Галине Николаевне, он касается оплаты первых двух дней нетрудоспособности работодателями. Галина Николаевна, не приведет ли это к ущемлению положения женщин, ведь они, наверное, прежде всего будут оформлять эти дни нетрудоспособности в связи с болезнью их малых детей? Если такого опасения нет, то тогда, может быть, взять за основу не два, а три дня, как планировалось первоначально, а высвобождаемые деньги направить на увеличение пособий на детей или на отдых детей? Спасибо. КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо. Это самый, как говорится, хороший вопрос в том плане, что, работая с депутатами в комитетах, мы действительно увидели, что эта проблема существует, она и ранее нами тоже рассматривалась, и нам удалось предусмотреть для этой группы женщин оплату больничного за счет средств Фонда социального страхования с первого дня, поэтому ту меру, которую вы предлагаете, нет надобности вводить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вера Егоровна Оськина, ваш вопрос. Кому? ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Галине Николаевне Кареловой. Галина Николаевна, я поддерживаю тот вопрос, который задавала Екатерина Филипповна, но я бы его даже углубила, потому что в первые месяцы, когда мама родила ребенка, нуждаются еще в оздоровлении и мама, и ребенок. Мы знаем, сколько у нас рождается больных детей. Вот в этом плане, конечно, нужно рассматривать вопрос об увеличении пособия при рождении ребенка, или выплаты при рождении. Это первое. Но вы уже ответили на этот вопрос. Я бы хотела задать еще один вопрос - по погребению, потому что та сумма, та выплата, которая планируется на погребение сегодня, конечно, никуда не годится. Вот прокомментируйте, пожалуйста, как вы собираетесь решать эти проблемы? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н. Я, конечно, понимаю, что размер этого пособия, пособия на погребение, мал, но в данном случае я еще раз хотела бы уточнить, как бы вам ни не понравился ответ: компетенция Фонда социального страхования - это исполнение тех законодательных норм, которые в этой части приняты. Размер пособия установлен таковым по всем категориям, не только по той категории, по которой несет расходы Фонд социального страхования, поэтому мы могли пользоваться только этой нормой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллега Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста, ваш вопрос. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "Единая Россия". Галина Николаевна, вот в текущем году вы финансировали детские спортивные школы, ну, знаете, части профсоюзов, предприятий. Я знаю, что они должны были быть переданы на финансирование в исполнительные органы субъектов. Это выполнено или не выполнено, то есть осталось ли у вас это финансирование? Есть такая информация? КАРЕЛОВА Г. Н. Да, есть такая информация. Вы знаете, что до 31 августа был дан срок, до которого мы должны были выполнить эту задачу. Я хочу сказать, что сегодня в основном мы с этим справились, и, конечно, благодаря огромной работе субъектов Российской Федерации. Осталась одна проблема - это проблема по городу Москве. Буквально два дня назад мы провели переговоры, составили соответствующий протокол, и я уверена, что в течение пары недель мы завершим решение этой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста, ваш вопрос. ДМИТРИЕВА О. Г. Я записывалась на выступление, у меня нет вопросов, я хочу выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Галина Николаевна, хотелось бы знать, каким образом в законопроекте учитываются особенности выплат с учетом районных коэффициентов? Это первая часть вопроса. И вторая. Есть ли какие-то дополнительные возможности у федерального фонда для поддержки региональных фондов тех регионов, которые оказались в неблагоприятных, в худших социально-экономических условиях, с учетом задачи, поставленной президентом, о сокращении бедности в нашей стране? В одних регионах слишком много бедных, а в других регионах слишком много олигархов. Спасибо. КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо. Что касается районных коэффициентов, они полностью учтены. Нам такое замечание тоже было высказано депутатами при рассмотрении этого вопроса в ряде комитетов. Мы еще раз проверили, с руководителями региональных отделений фонда недавно в Ростовской области провели совещание, и они провели полную сверку. То есть сегодня я хочу депутатам сказать, что эта задача выполнена. Что касается второй проблемы, того, как Фонд социального страхования помогает регионам, где самостоятельно не формируется доходная часть фонда на уровне региона. Мы этот процесс перераспределения ведем постоянно и готовы ознакомить депутатов с этой методологией. То есть она известная, она понятная, я хочу сказать, что она прозрачная, и поэтому, если это необходимо, мы проведем хоть по фракциям, хоть по комитетам рассмотрение этой темы. И что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. КАРЕЛОВА Г. Н. Я прошу прощения, Артур Николаевич, одну минуту, очень быстро. Что касается того, что было сказано в содокладах депутатов Гальченко и Еремеева Олега Витальевича по поводу суммы по льготным категориям граждан, она посчитана вы знаете как. 40 рублей идет на санаторно-курортное лечение. Работа идет сегодня во всех регионах активно, мы готовы показать по каждому региону проведение этой работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот 40 рублей - очень интересная эта цифра. КАРЕЛОВА Г. Н. По 40 рублей на санаторно-курортное лечение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Артур Николаевич. Галина Николаевна, я полностью с вами согласна, что работодатель и за два-то дня не хочет платить, не то что за три, поэтому приветствую (это как реплика) решение фонда хотя бы женщинам по уходу за ребенком платить из фонда соцстраха. А вопрос мой такой. Вот снижение ставки социального налога, отчисляемого в Фонд социального страхования (мне кажется, в этом самый главный корень зла), с 4 процентов до 3,2... Скажите, пожалуйста, в чем причина, почему эта ставка была снижена? Работает ли руководство фонда с правительством по этому вопросу? Тогда это позволило бы какие-то программы социальные увеличить. А мы с больной головы как бы на здоровую валим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, готовы вы, да? КАРЕЛОВА Г. Н. Да, готова. Спасибо. Вы знаете, в данном случае есть все нормативные документы, которые определяют компетенцию фонда. И налоговая политика определяется на уровне документа, который имеет статус закона. В данном случае мы исполняем законодательные нормы, и поэтому выполнять другую функцию - это не задача фонда. Мы пытаемся... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАРЕЛОВА Г. Н. Всё, что надо, мы просим, и делаем это, я думаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, потом подойдете и поговорите с Галиной Николаевной. Уважаемые коллеги, вопросы все. Я не объявляю запись на выступления, но есть двое желающих. Оксане Генриховне, пожалуйста, включите микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень много?.. Ну тогда включите режим записи. Я хочу всех предупредить, уважаемые коллеги, что в 17.30, после рассмотрения повестки, у нас будут выступления. Записались четыре представителя фракций. Мы в 17.30 закончим обсуждение законопроектов. Итак, записались шесть человек. Я объявил Оксану Генриховну. Потом по ведению я дам слово Гайнуллиной. Пожалуйста, Оксана Генриховна. Дмитриевой включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Уважаемые коллеги, все знают, что социальный налог был снижен с 35,6 до 26 процентов. Естественно, это привело к выпадению доходов у трех фондов - Пенсионного, Фонда социального страхования и фонда медицинского страхования. При этом все фонды осуществляют прямые социальные выплаты, поэтому сокращение доходов этих фондов неизбежно привело к сокращению тарифов, сокращению доходов и сокращению социальных выплат. Кто должен заплатить за снижение тарифа? На мой взгляд, если снижается тариф, снижается нагрузка на работодателя, то из федерального бюджета за счет других доходов надо заплатить за это снижение налоговой нагрузки таким образом, чтобы социальные выплаты не были снижены. Если у Фонда социального страхования сокращение доходов от снижения единого социального налога произошло на 16 миллиардов рублей, то надо из федерального бюджета за счет других доходов, которых у него более чем достаточно, профинансировать это падение доходов так, чтобы не сокращать социальные выплаты. Если, как предложено, дефицит, образовавшийся у Фонда социального страхования, покрывать за счет оплаты работодателем двух первых дней по больничному листку, то получается следующее: с одной стороны, мы объявили о том, что мы сокращаем налоговую нагрузку, а с другой стороны, по Фонду социального страхования мы в том же объеме эту налоговую нагрузку на работодателя увеличили. Поэтому смысла здесь нет никакого. Либо мы снижаем налоговую нагрузку, либо мы ее не снижаем. При этом повышение нагрузки на работодателя будет неравномерным. На то и Фонд социального страхования, чтобы страховать не только работника, но и работодателя от необходимости выплаты по больничному листку, если, допустим, на его предприятии болеют больше, чем на соседнем, или в его отрасли болеют больше, чем в другой. Поэтому я считаю, что это неразумно и с точки зрения снижения налоговой нагрузки, и с точки зрения самого принципа социального страхования. Тезис "пусть Фонд социального страхования найдет у себя средства на то, чтобы покрыть эти два дня по больничному листку", тоже не выдерживает критики. За счет каких резервов он будет находить? За счет сокращения других статей расходов, которые тоже имеют социальный характер: детский отдых либо пособие при рождении ребенка и так далее. Теперь по поводу внутренних резервов. Вы знаете, в этом бюджете Фонд социального страхования уже сокращает свои остатки в этом году на 4 миллиарда рублей. Это означает, что в следующем году, если мы не предложим ничего кардинального, ситуация в Фонде социального страхования будет еще хуже. Поэтому мое предложение: безусловно, не принимать позицию о том, чтобы два дня оплачивать за счет работодателя, и все-таки предложить при рассмотрении федерального бюджета (можно это сделать и во втором, и в третьем чтениях в рамках текстовой статьи) в случае недостатка средств у фонда именно на выплату пособий по временной нетрудоспособности, чтобы не затрагивать никакие другие статьи, из федерального бюджета компенсировать этот недостаток средств Фонда социального страхования. Доходов у федерального бюджета ну более чем достаточно. Стабилизационный фонд уже на конец года будет составлять 570 миллиардов рублей, и еще в него будет поступление 380 миллиардов в будущем году, а по факту будет еще больше. Поэтому в этих условиях говорить: "А вот теперь, работодатели, найдите у себя еще 16 миллиардов рублей" - или предлагать фонду соцстраха сокращать другие статьи расходов и найти средства на компенсацию временной нетрудоспособности, на мой взгляд, нелогично. Поэтому мое предложение (я считаю, оно должно быть рассмотрено самым серьезным образом): компенсировать за счет федерального бюджета и при этом никоим образом не заставлять работодателя оплачивать два дня по больничным листкам, поскольку нельзя говорить, что мы снижаем налоговый пресс, и через два месяца другим законом этот же налоговый пресс повышать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Исаев. В микрофон, пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, действительно, мы впервые рассматриваем фактически дефицитный бюджет Фонда социального страхования. Возможно, что в дальнейшем снижение единого социального налога, который я не поддерживал, приведет к эффекту роста налогооблагаемой базы и выправит эту ситуацию, но в ближайшие два-три года проблема дефицита бюджета Фонда социального страхования перед нами будет стоять. Правительство предложило выход, который мы сегодня обсуждаем как центральный и наиболее болезненный вопрос, - это оплата двух дней больничного листа за счет работодателя. Я не хотел бы сейчас оспаривать в принципе такой подход, он существует в ряде европейских стран, но, с точки зрения комитета, на сегодняшний день введение этого с 2005 года не подготовлено. Нам предлагается ввести этот принцип через бюджет Фонда социального страхования, но вряд ли работодателями это будет восприниматься как руководство к действию. Это приведет к тому, что значительное количество работодателей откажется оплачивать эти два дня больничного листа и тем самым поставит работников в крайне сложную ситуацию. Для того чтобы осуществить подобный подход, нам надо было внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, принять отдельный закон об оплате больничного листа, то есть пособия по временной нетрудоспособности. Нам необходимо, в конце концов, урегулировать и налоговый вопрос, с этим связанный. Вот сейчас здесь Галина Ивановна заявила о том, что готовы пойти навстречу работодателям, чтобы не средний заработок выплачивать, а размер пособия определять. Ну тогда, уж если идти навстречу, то надо идти навстречу до конца, потому что очевидно, что средства за два дня нетрудоспособности, выплачиваемые за счет работодателя, должны быть освобождены от единого социального налога, потому что эти средства будут направляться на те же цели, на которые раньше расходовался единый социальный налог. Но для этого необходимо вносить поправки в Налоговый кодекс, которые мы не можем внести через бюджет Фонда социального страхования. Одним словом, на сегодняшний день здесь больше вопросов, чем ответов. Безусловно, нам необходимо искать выход из острейшей, кризисной ситуации, которая сложилась с бюджетом Фонда социального страхования, и не надо делать вид, что всё нормально и всё хорошо. На самом деле наиболее оптимальным выходом из ситуации, такова позиция комитета, были бы прямые дотации из федерального бюджета Фонду социального страхования. Если и такое предложение принято не будет - а пока бюджетный комитет не поддерживает нас в этом вопросе, - в любом случае необходимо принимать решение о том, что нужно сделать, для того чтобы обезопасить работника от невыплаты и снять возможные правовые коллизии. Сегодня, принимая этот бюджет в первом чтении, мы предлагаем одновременно, это записано в проекте постановления, создать рабочую группу. И я хотел бы, чтобы работа там представителей правительства не была формальностью. Нам надо договориться и ко второму чтению выйти с согласованной позицией, которая бы сняла все возможные опасения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бадалов Рубен Михайлович, пожалуйста. БАДАЛОВ Р. М., фракция "Родина". Уважаемые депутаты, в проекте закона о бюджете Фонда социального страхования не предусматривается компенсации так называемых выпадающих доходов в связи со снижением ставки единого социального налога, об этом много сегодня говорилось, приводились примеры. Я хотел бы акцентировать ваше внимание еще на некоторых вопросах. Образовавшийся дефицит средств предлагается покрывать за счет так называемой оптимизации расходов по ряду статей, в том числе предусматривается производить оплату первых двух дней нетрудоспособности работодателем, что является фактически косвенным дополнительным налогом на фонд оплаты труда. Предлагается сохранить временно введенный на 2004 год порядок оплаты пособий на уровне минимального размера оплаты труда, о котором сегодня очень много говорили, для проработавших не менее трех месяцев из двенадцати предшествующих. Обращаю внимание, что это предлагается в условиях слабой занятости и стоящих, неработающих наших предприятий! Предлагается ограничить выплаты пособий по нетрудоспособности предельными суммами на уровне 12 480 рублей. Фактически сокращается более чем на двести тысяч количество детей, которых планируется оздоровить в 2005 году, несмотря на то что некоторое увеличение денежных средств предусматривается по этому направлению. И есть еще ряд других "новшеств". Но раз мы так плохо живем, что отнимаем средства у больных и детей, может быть, стоит поискать деньги в других статьях? Так, например, Фонд социального страхования осуществляет оперативное управление одиннадцатью санаторно-курортными учреждениями, разбросанными по всей стране и находящимися в федеральной собственности. В законе о бюджете в течение десяти лет выделяется отдельная строка расходов, связанная с капитальными вложениями в указанные санаторно-курортные учреждения. При этом источники финансирования этих расходов меняются, поскольку до введения единого социального налога расходы финансировались за счет страховых взносов по социальному страхованию, а после введения - за счет страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Соответственно менялись и названия статей бюджета: вначале статья называлась о капитальных вложениях на развитие санаторно-курортных учреждений фонда, затем - о развитии санаторно-курортных учреждений фонда, в том числе на их базе отделений (центров) реабилитации и так далее, а в бюджете на 2003-2004 год это называлось так: о государственных капитальных вложениях на развитие центров реабилитации, при этом объекты вложения оставались прежними. Капитальные вложения на развитие одиннадцати санаторно-курортных учреждений, находящихся в оперативном управлении фонда, за последние семь лет... (Шум в зале.) Пожалуйста, внимание, товарищи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы слушаем, слушаем вас. Пожалуйста. БАДАЛОВ Р. М. ...составили более 3 миллиардов рублей, или в среднем 10,5 миллиона долларов на каждое учреждение. Может сложиться впечатление, что на указанные деньги в указанные сроки были построены новые здравницы на пустом месте, с нуля, однако за эти годы достроено только два новых объекта - санаторий "Кристалл" в Анапе и санаторий "Ключи" в Томской области, остальные девять объектов были переданы фонду как действующие здравницы. Необходимо учитывать, что фонд, являясь крупнейшим оптовым покупателем санаторно-курортных путевок в стране, закупал путевки в том числе у своих собственных здравниц без проведения соответствующих конкурсов и обеспечивал им круглогодичную стопроцентную загрузку. Все здравницы рентабельны и могут, как и другие, работающие в условиях рынка, развиваться самостоятельно, однако, несмотря на наличие многолетних централизованных финансовых потоков, фонд не предпринял никаких действий по переводу указанных санаторно-курортных учреждений на сметное финансирование. Они до сих пор по одинаковой цене продают путевки как самому фонду, так и другим лицам, оказывают платные услуги населению, разливают и реализуют минеральную воду и так далее, и тому подобное, то есть самостоятельно ведут нормальную финансово-хозяйственную деятельность, а фонд при этом еще обеспечивает капитальные вложения. Поэтому проектом бюджета фонда на 2005 год, как и в прошлые годы, предусматриваются расходы в размере 454,7 миллиона рублей на развитие центров реабилитации фонда, строительство, реконструкцию, модернизацию, приобретение оборудования. Предлагается сумму 454,7 миллиона рублей, предусмотренную по виду расходов Фонда социального страхования "Мероприятия в области социальной политики", направленную на развитие центров реабилитации, перенаправить на компенсации по больничным листкам и на оздоровление детей. В случае необходимости осуществления капитального строительства, переоборудования, реконструкции или модернизации федеральных санаторно-курортных учреждений предусмотреть необходимые суммы и средства в федеральном бюджете, тем более что эти санатории подлежат в ближайшие годы приватизации и в случае вложения в них средств из Фонда социального страхования эти средства фактически перейдут в федеральный бюджет. И это так долго я говорил только об одном направлении. Исходя из вышеизложенного - при отсутствии определения источников компенсации выпадающих доходов Фонда социального страхования и с целью недопущения падения уровня социальных гарантий, обеспечиваемых Фондом социального страхования, - принимать предлагаемый законопроект в первом чтении нельзя. Фракция "Родина" будет голосовать против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Екатерина Филипповна Лахова. ЛАХОВА Е. Ф. Уважаемые коллеги, несмотря на то, что ситуация с бюджетом фонда все-таки непростая, это не может и не должно снизить уровень социальной защиты застрахованных. Мало того, мы должны найти средства для решения такой важнейшей задачи, как поддержка материнства. К сожалению, мы четкости в понимании этого вопроса со стороны правительства пока не видим, а это одна из мер стимулирования рождаемости и влияния на демографическую ситуацию. Именно такая задача была поставлена президентом в Послании Федеральному Собранию. При низком уровне жизни населения это будет стимулом к увеличению рождаемости, конечно, поддержкой молодой семье. Размер нынешнего пособия при рождении ребенка последний раз мы повышали три года назад. Цены за это время выросли на треть, а 500 рублей в месяц, которые получает мать, ухаживая за ребенком, меньше минимального размера оплаты труда и на 80 процентов меньше ее прожиточного минимума. Мы подсчитали, что, если пособие при рождении ребенка увеличить до 6 тысяч, потребуется чуть больше 2 миллиардов рублей. Если пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет довести до размера минимальной заработной платы будущего года - мы сегодня ее обсуждали, 720 рублей, то есть увеличить на 220 рублей, - надо будет 2,8 миллиарда рублей. Вот Михаил Юрьевич Зурабов назвал 2005 год "годом тонкой настройки финансовых механизмов социальной поддержки населения". Михаил Юрьевич, я специально цитирую ваши слова, мы конспектируем. Так вот, я хочу, чтобы эти тонкие механизмы начались именно с решения этой актуальнейшей проблемы, которая в последующем определит будущее России. Всем известно о немалых дополнительных доходах бюджета этого года. Давайте воспользуемся этим благоприятным моментом и инвестируем эти средства в воспроизводство населения, соответствующие поправки комитетом уже подготовлены. Кроме того, средства можно найти и в самом Фонде социального страхования, это подтверждает и заключение комитета по бюджету. Наш комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении, но записать протокольно: при доработке ко второму чтению предусмотреть выделение средств в объеме 2,3 миллиарда рублей на повышение размера пособия при рождении ребенка и 2,8 миллиарда рублей - на повышение размера пособия по уходу за ребенком. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович, вы вопрос задавали. Вы еще хотите выступить, да? Пожалуйста, Штогрину включите микрофон. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, дискуссия, которая развернулась у нас по обсуждению проекта бюджета Фонда социального страхования на 2005 год, по-моему, со всей очевидностью показывает, что не подготовлено должным образом рассмотрение этого проекта закона в первом чтении. Действительно, у нас сегодня вопросов больше, чем ответов. Это не только проблема перенесения на работодателя расходов по оплате двух первых дней по больничным листкам, это и проблема оказания помощи молодым семьям, это и проблемы материнства и детства, это и санаторно-курортное лечение, и детский отдых и так далее, и так далее. Почему так произошло? Проблема вот в чем. Когда мы рассматривали весной снижение единого социального налога, то мы принимали это при определенных условиях. Например, по Пенсионному фонду сразу было сказано: да, мы снижаем, будет дефицит, это будет заложено в федеральном бюджете, и действительно, по-моему, 76,4 миллиарда рублей заложено, дефицита не будет. Когда мы принимали такое решение, то в отношении фонда обязательного медицинского страхования тоже было принято решение: 0,8 процента перенести в федеральный фонд, их консолидировать и распределить в виде помощи через бюджет фонда тем субъектам Федерации, которым их будет не хватать на то, чтобы стандартным образом оздоравливалось, лечилось неработающее население. По Фонду социального страхования как бы голову спрятали в песок, будто бы проблемы нет. Единственное, где задавался вопрос об этих двух днях и о том, что будет с бюджетом фонда, это на заседании подкомитета, когда мы рассматривали бюджет фонда на заседании подкомитета комитета по бюджету. Ни в комитете бюджетном, ни на заседании палаты, когда принимался 122-й закон, никто никаких вопросов не поднимал, всё было тихо, гладко, всё было нормально - и вдруг нам эту тему выкатывают. Я полностью согласен с коллегами в том, что нужно идти навстречу работодателю, но я бы сказал, что, вообще, надо еще больше идти навстречу наемному работнику, положение которого сегодня, мягко говоря, аховое. И вы себе представьте ситуацию, когда продавщица Танечка приходит к своему нанимателю, индивидуальному предпринимателю, и говорит: Василий Петрович, будь любезен, вот радикулит меня разбил, ты мне два дня, пожалуйста, из своего кармана проплати. И что он скажет этой Танечке? И получит она вообще когда-нибудь эти деньги или расстанется со своей работой? И, может быть, хотя бы какое-то есть тут, ну, моральное такое право говорить крупным предприятиям, организациям: мы вам снизили почти на 10 процентов единый социальный налог, вы поделитесь и заплатите за два дня. Но у нас же есть специальные налоговые режимы - единый сельхозналог, упрощенная система и налог на вмененный доход, - которые, вообще-то, получают дополнительно, и платить надо из своего кармана работодателю, из своих денег. Никак эти вещи не урегулированы. И я просто говорю, что мы, вообще, принимая такое решение, заведомо ставим в еще более унизительное положение всех, кто работает по найму. Это надо прямо сказать, что вообще никто ничего получать не будет, если реально посмотреть на жизнь - не на московский асфальт, а на жизнь в глубинке, то я знаю, как будет вести себя большинство работодателей в моем избирательном округе в Биробиджане. Поэтому я считаю, что вообще надо либо сегодня перенести рассмотрение этого законопроекта, либо не принимать его в первом чтении, чтобы правительство поняло, насколько сложна задача, насколько она актуальна. Если мы решили эти проблемы по фонду медицинского страхования и по Пенсионному, то надо сначала решить вопрос, как будет возмещаться дефицит бюджета, принять необходимые законопроекты, если нужно, - налоговые, социальные, трудовые и так далее, а потом рассматривать бюджет фонда. Поэтому наша фракция, фракция Компартии Российской Федерации, не будет поддерживать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста, ваше выступление. ЗАДОРНОВ М. М. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, я не буду тратить слишком много времени на вот эту ключевую проблему, о которой говорили и Штогрин, и Исаев в своих выступлениях, - о двух первых днях по больничному листку, оплачиваемых за счет работодателя. Надо признать, что сегодня, в середине октября, мы фактически сделали решение этой проблемы так, как предлагает правительство в бюджете Фонда соцстраха, невозможным с 1 января 2005 года. Дело в том, что даже в проекте постановления предлагается отвести на поправки тридцать дней, то есть если даже мы пытаемся решить вот этим законом проблему возложения на работодателя оплаты первых двух дней больничного листка, то этот закон у нас, судя по всему, появится на свет где-то в середине декабря. При всех тех проблемах, которые возникают в отношениях между работодателем, наемным работником и Фондом соцстраха на местах, очевидно, что к 1 января никто не будет готов к тому, чтобы понимать, как в каждом конкретном случае эта задача решается. Я уж не говорю о поправках, которые необходимо внести в трудовое законодательство (на него смотрит работодатель, да и работник, кстати говоря, тоже), и тех поправках, которые необходимы в другие, связанные с этим законы. По существу, сейчас мы можем принимать решение только о 1 января 2006 года, если не хотим в и без того сложном начале 2005 года создать огромные проблемы в стране, в регионах еще и по этому направлению, которое называется "оплата первых дней нетрудоспособности". Второе замечание. На самом деле внутри самого Фонда соцстраха есть несколько непростых моментов, часть их отражена в заключении бюджетного комитета, часть нет. У нас есть резерв в Фонде соцстраха, который создан на случай вот тех травм на производстве и профзаболеваний. Этот резерв был создан два года назад, кстати говоря, он уже сейчас достиг примерно 5,5 - 6 миллиардов рублей. Да, этот резерв по закону был неприкосновенным. Но, кстати говоря, по закону он должен был быть размещен, как Стабфонд сейчас, в ценные бумаги правительственные, чего не было сделано, как следует из отчета фонда. И кстати говоря, доходы от размещения этого резерва должны, во-первых, получить отражение в бюджете фонда (а в проекте они не отражены) и, во-вторых, с моей точки зрения, поскольку резерв этот копится, не используется в течение года, вполне можно внутри года позволить временные заимствования самому фонду из этого резерва для закрытия временных разрывов в использовании средств соцстраха. Ну, кроме того, доходы фонда, очевидно, будут больше, чем они сейчас запланированы, и я думаю, что это один из источников, который возможно использовать для сбалансирования средств фонда. Средства бюджета - то, что предлагал здесь целый ряд коллег... Мы-то уже во втором чтении федеральный бюджет в комитете рассмотрели, 20-го рассмотрим во втором чтении, очевидно, что эти средства там не заложены, поэтому мне не совсем понятно, что изменится, собственно, до 20 октября. То есть еще раз мы просто должны посмотреть бюджет фонда более внимательно во втором чтении. А решать вопрос временной нетрудоспособности этим законом с 2005 года - это только прятать голову в песок от той проблемы, которая реально возникнет 1 января. Мне кажется, что здесь правительство само должно посмотреть правде в глаза и не настаивать на этой норме. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы обсуждение законопроекта закончили. Слово попросил министр здравоохранения и социального развития Зурабов Михаил Юрьевич. Пожалуйста. ЗУРАБОВ М. Ю. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, конечно, у меня нет желания принижать значение той проблемы, которую в последних выступлениях затронули депутаты, включая Сергея Ивановича Штогрина и Михаила Михайловича Задорнова, вместе с тем, как я ни пытаюсь избежать неточностей в формулировках, мне хотелось бы все-таки привлечь ваше внимание к тому, что проблема коллегами не была изучена достаточно полно. Я хочу напомнить вам о так называемом специальном режиме налогообложения, Сергей Иванович. Вы, вероятно, знаете о том, что по 190-му федеральному закону, который вводит специальный режим налогообложения, по всем страхователям, которые работают в рамках специального режима налогообложения (вслушайтесь!), Фонд социального страхования компенсирует работодателю пособие по временной нетрудоспособности только в пределах МРОТ. И вот тот случай, о котором вы рассказали, о барышне Маше, которая пришла к частному предпринимателю, или Тане... Так вот эта Таня сегодня и все последние годы живет именно так: она приходит к работодателю и работодатель при радикулите платит ей 600 рублей. И поэтому говорить о том, что мы этими предложениями пытаемся ухудшить положение тех, кто сейчас у нас занят в малом бизнесе или на предприятиях со специальным налогообложением, ну, по меньшей мере, не вполне точно. Теперь второе, на что мы хотим обратить ваше внимание. Мы предлагаем сейчас, когда ведем разговор о тех самых двух днях, не выплачивать заработную плату за счет средств работодателей с налогообложением этих выплат суммами единого соцналога, а предлагаем точно так же ввести выплату за счет средств работодателей пособия по временной нетрудоспособности, которая от налогообложения единым социальным налогом будет освобождена. Давайте взглянем правде в глаза, уважаемые коллеги. На сегодняшний день Фонд социального страхования уже должен работодателям по переплаченным суммам единого соцналога и по тем суммам, на которые работодатель уже выплатил пособие по временной нетрудоспособности и которые не компенсированы Фондом социального страхования, 8,4 миллиарда рублей! Я абсолютно не возражаю против того, чтобы все эти цифры и подходы были изучены ко второму чтению. Мой призыв к вам, уважаемые коллеги, сводится только к одному - вопросы тонкие, и в этом смысле тонкая настройка здесь уместна, и обсуждать их надо, подготовившись, и достаточно тщательно. И здесь, мне казалось бы, призывы, которые прежде всего ориентированы на то, чтобы они были понятны работнику, призывы тех, кто что-то хочет сделать в интересах людей (против чего в целом я не возражаю), были бы не совсем к месту. Еще раз призываю вас: давайте мы всё это посмотрим, это не такое простое решение и не так очевидно нелепы наши предложения, как может показаться на первый взгляд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо, Михаил Юрьевич. Но я думаю, понимание с обеих сторон должно быть. Галина Николаевна, вы хотите выступить? КАРЕЛОВА Г. Н. Спасибо, Артур Николаевич. Спасибо за те вопросы и ответы, которые прозвучали. Мы действительно поработали в комитетах, видимо, еще надо работать, и мы готовы к этому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно. КАРЕЛОВА Г. Н. И я думаю, все увидели, что мы работаем здесь, действительно взвешивая каждый шаг, и готовы к созданию той комиссии, о которой говорил Андрей Константинович. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства, президента? Нет. Уважаемые коллеги... А, вы хотите выступить как содокладчик? Ну, пожалуйста. Включите Олегу Витальевичу Еремееву микрофон. ЕРЕМЕЕВ О. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, мне ни в коей степени, ни в коей мере не хотелось бы сейчас влезать в какую-либо полемику, но для чистоты как бы нашего эксперимента и обсуждения я хотел бы все-таки уточнить следующий вопрос. Тема, которая сегодня являлась центральной, - оплата двух дней временной нетрудоспособности - звучала сегодня абсолютно из всех уст, и этот факт показывал остроту этой проблемы. Российская трехсторонняя комиссия привлекала внимание к этой теме еще два месяца назад на своем заседании, где обсуждался вопрос о бюджете Фонда социального страхования, и две стороны социального партнерства - профсоюзы и работодатели - не поддержали этот законопроект именно по причине включения этой статьи 8 в бюджет. Далеко не всё так просто, как сейчас говорили представители правительства, и я хотел бы уточнить факты. Вот Михаил Юрьевич Зурабов убеждал нас, что у нас не возникает никаких налоговых проблем и что работодателю предлагается выплачивать именно пособие. Я просто открываю статью 8, и все вы можете это сделать и прочитать, что за первые два дня нетрудоспособности работнику выплачивается средний заработок за счет средств работодателя. Отсюда вытекают все проблемы и с налогообложением, и со всем остальным. Я не буду дальше вдаваться в эту проблему, хочу повторить еще раз наше предложение: мы считаем, что в 2005 году меры, предлагаемые правительством, неприемлемы ни для работодателя, ни для трудящихся, предлагаем меры по реформированию системы социального страхования в общем рассмотреть на ближайших сессиях и к 2006 году выйти с новой системой, с предложениями по реформированию системы, а работу проводить в рамках той рабочей группы, которую мы предлагаем создать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо, Олег Витальевич. Уважаемые коллеги, прошу определиться. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 01 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 84 чел.18,7% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято В первом чтении принят.