Заседание № 70
17.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 86861-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1141 по 1376 из 5312
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 4, о проекте федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2005 год. Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике в установленном порядке подготовил к принятию во втором чтении проект закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год". Прежде чем приступить к рассмотрению поправок, расскажу очень коротко о той, на наш взгляд, достаточно сложной работе, которую провел комитет во взаимодействии с вами, уважаемые коллеги, с правительством и с Пенсионным фондом Российской Федерации для улучшения прозрачности проекта закона, ряда положений. Первое. Приняты поправки, предусматривающие возможность дополнительного увеличения (по сравнению с предусмотренным проектом) базовой части и страховой части трудовой пенсии. Учитывая, что 2005 год - год празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, изыскано дополнительно за счет перераспределения средств 1 миллиард рублей на реализацию социальных программ, в том числе на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания ветеранов и на оказание адресной помощи. Впервые за последние годы, что тоже важно, по мнению Комитета по труду и социальной политике, предусмотрено 150 миллионов рублей для разрешения проблем северян, для обеспечения компенсации проезда к месту отдыха и обратно. Далее. Конечно же, некоторые сложности испытывал комитет при рассмотрении законопроекта, поскольку впервые в этом году на Пенсионный фонд возложено обеспечение единовременной денежной выплаты в связи с монетизацией льгот. Поэтому законопроект предлагает механизм реализации обеспечения единовременных денежных выплат, в частности, героям (коротко говорю), силовикам и другим категориям граждан, имеющим право на единовременные денежные выплаты. С учетом изложенного комитет предлагает рассмотреть обобщенные таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению. Первая таблица у нас, к сожалению, с некоторыми дополнениями в силу сложности рассмотрения и принятия в этом году бюджета Пенсионного фонда. Прошу принять законопроект во втором чтении. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к принятию? Включите микрофон Фариде Исмагиловне. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я уже говорила о некоторых сложностях. Согласование шло до последнего дня, поэтому в отличие от ранее принятого комитетом решения я предлагаю из таблицы поправок, рекомендуемых к принятию, исключить поправки 3, 9 и 11. Предлагаю их рассмотреть в новой редакции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 3, 9, 11. У кого еще есть замечания по таблице поправок, рекомендованных к принятию? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу 1, за исключением поправок 3, 9, 11? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 38 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна, по этим поправкам ваши комментарии. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, предлагается рассмотреть поправку 3 взамен ранее розданной, это поправка депутата Пивненко. Эта поправка уточняет редакцию, за счет чего формируются доходы бюджета фонда на 2005 год: из средств федерального бюджета на компенсацию оплаты стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости, северянам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы и возражения по этой поправке, коллеги? Кто за то, чтобы принять эту поправку? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 53 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна, еще две поправки. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Поправка 9 депутата Гайнуллиной - это то, о чем я вам говорила: предполагается направление 1 миллиарда рублей на социальные программы, включая укрепление материально-технической базы учреждений, социальное обслуживание и на оказание адресной помощи. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Кто за то, чтобы согласиться и принять данную поправку? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 49 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4% Результат: принято Принято. Фарида Исмагиловна, пожалуйста, следующая поправка. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Поправка 11. Автор поправки тоже депутат Гайнуллина. Уважаемые коллеги, эта статья вводится дополнительно и снимает все те вопросы, которые могут у вас возникнуть в связи с обеспечением единовременной денежной выплаты силовикам. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли возражения по поправке? Нет. Кто за то, чтобы принять поправку? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 38 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0% Результат: принято Принято. Коллеги, еще есть таблица поправок, которая вам сегодня роздана в зале. Есть ли у депутатов замечания по этой таблице поправок, состоящей из трех поправок? Нет. Да, пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Поправки 1 и 2, автор тоже депутат Гайнуллина. Уважаемые коллеги, это связано с уточнением бюджетной классификации, поскольку мы закон 8 декабря приняли. Но есть одна новая статья - я на нее хотела бы обратить внимание коллег Шевелёва и Савицкой, - которая касается разрешения проблем, связанных с обеспечением выплаты льгот для героев. Поэтому я прошу поддержать эти поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы будем голосовать сразу по таблице, да? Никто не выносит на отдельное голосование? Нет. Кто за то, чтобы принять дополнительно розданную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 11 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2% Результат: принято Принято. Коллеги, таблица отклоненных поправок. Есть ли по ней замечания? Кто хотел бы вынести на отдельное голосование какую-то поправку? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу поправок, рекомендованных к отклонению? Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 53 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять закон во втором чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 23 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Принято. Коллеги, есть постановление о принятии данного закона в третьем чтении. Есть ли возражения у представителя президента, представителя правительства и представителей депутатских объединений? Нет. В рамках "часа голосования" прошу проголосовать за проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 10 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 52
15.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 86861-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4626 по 5157 из 6220
Пункт 9, "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год". Доклад председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Геннадия Николаевича Батанова. Ну, я прошу сделать соответствующие коррективы в отношении времени и коллег выступающих, и всех, потому что я в принципе должен буду объявить, если будут здесь депутаты, "час заявлений". ИЗ ЗАЛА. По ведению по предыдущему вопросу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну я дал уже слово. БАТАНОВ Г. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год". Основные показатели бюджета. Доходы бюджетов фонда сформированы в объеме 1 триллион 177,4 миллиарда рублей. Расходы определены в сумме 1 триллион 176,1 миллиарда рублей. Текущий дефицит бюджета, о котором сегодня много говорили, по распределительной составляющей расчетно составит 157,5 миллиарда рублей, в том числе на выплату базовой части трудовой пенсии - 74,7 миллиарда в связи с принятием закона о снижении базовой ставки единого социального налога с 14 до 6 процентов. На покрытие дефицита по базовой части трудовой пенсии будут направлены средства Стабилизационного фонда. На покрытие дефицита по страховой части трудовой пенсии будет направлен остаток средств бюджета, который оценивается по состоянию на 1 января 2005 года в объеме 97,1 миллиарда рублей, в результате чего остаток средств по состоянию на 1 января 2006 года составит только 14,3 миллиарда рублей. Второе. В рамках представленного проекта бюджета Пенсионный фонд в 2005 году продолжит реализацию социальной политики, направленной на поддержание размера трудовой пенсии на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера. Согласно нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" запланированы дополнительные расходы на увеличение пенсий в объеме около 57 миллиардов рублей. Исходя из этого с 1 апреля размер базовой части трудовой пенсии увеличится с 660 до 695 рублей, дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии по индексу роста доходов фонда по итогам 2004 года составит 4,8 процента. С 1 августа базовая часть возрастет до 719 рублей, страховая часть трудовой пенсии будет проиндексирована с учетом роста цен за первое полугодие на 6 процентов. Кроме того, с 1 июля будет осуществлен перерасчет пенсий работающих граждан, то есть корректировка размеров пенсий. В результате средний размер трудовой пенсии в 2005 году увеличится на 233 рубля, или на 11,5 процента, и составит 2 302 рубля, опережая индекс роста цен (инфляцию) на 3 процентных пункта. Расходы на пенсионное обеспечение составят в 2005 году 1 триллион 22,2 миллиарда рублей. Третье. В бюджет фонда на 2005 год включены расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан без учета социального пакета в сумме 99,9 миллиарда рублей. Четвертое. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде фонд имеет право принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. В связи с этим в бюджете учтены расходы на социальную помощь в сумме 11,5 миллиарда рублей. Источник суммы - недоимки, пени и штрафы по взносам в фонд, образовавшиеся на 1 января 2001 года. Пятое. Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда, его территориальных органов запланированы в сумме 33,86 миллиарда рублей, это 2,9 процента от расходов бюджета, то есть эти расходы сохранены на уровне 2004 года. И последнее. Доходы по накопительной составляющей бюджета - 88,9 миллиарда рублей, расходы - 4,8 миллиарда рублей, объем пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2005 года определяется в сумме 163,65 миллиарда рублей, по состоянию на 1 января 2006 года ожидается сумма 247,75 миллиарда рублей. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Николаевич. По-военному. Пожалуйста, содоклад. Фарида Гайнуллина, коллега, пожалуйста. Подготовиться Валерию Владимировичу Гальченко. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! С учетом прозвучавшего сообщения, доклада официального представителя правительства председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации господина Батанова, с учетом заключений соответствующих комитетов, с которыми, я надеюсь, все уважаемые мои коллеги знакомы, я постараюсь очень коротко обратить ваше внимание лишь на ряд тех проблем, которые требуют разрешения при рассмотрении проекта бюджета фонда во втором чтении и при рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении. Первое, на что обращает внимание Комитет по труду и социальной политике, - это то, что по принятии бюджета Пенсионного фонда в предложенной редакции мы с вами будем наблюдать снижение пенсионного обеспечения в стране и в абсолютных величинах, и в относительных, ибо в 2004 году мы с вами повысим пенсионное обеспечение на 269 рублей в среднем, а если мы согласимся с ныне предложенным бюджетом Пенсионного фонда, то мы получим в 2005 году лишь 232 рубля. Второе, что вызывает озабоченность и тревогу у членов Комитета по труду и социальной политике, - это неустойчивость Пенсионного фонда. Понятно, что мы работаем в условиях, заданных для Пенсионного фонда в связи со снижением единого социального налога. Я просто хочу уточнить еще раз для коллег: дефицит бюджета Пенсионного фонда - 284 миллиарда рублей. Если кого-то тешат 74 миллиарда, которые направляются сюда из Пенсионного фонда, и 97 миллиардов, которые мобилизует Пенсионный фонд из собственных резервов, то хочу вам сказать, что мы тем не менее выходим с дефицитом бюджета Пенсионного фонда. Более того, остаток оборотных средств составит на конец года лишь 14 с небольшим миллиардов рублей при нормативе 48 миллиардов рублей. Поэтому Комитет по труду и социальной политике делает соответствующую запись и просит вас поддержать при принятии федерального бюджета на 2005 год соответствующие поправки, которые мы должным образом оформили для того, чтобы обеспечивать устойчивость пенсионной системы. Третий фрагмент, или третья проблема. Как известно из сообщения официального представителя правительства, на Пенсионный фонд возложен ряд несвойственных ему государственных функций, и это не только ведение реестра по выплате единовременных денежных выплат (извините за тавтологию), но и осуществление этих выплат. К сожалению, все расходы возложены на сам Пенсионный фонд. Федеральный бюджет никоим образом не участвует в восполнении, возмещении этих затрат. Суммы тоже обозначены, и соответствующая запись решения комитета сделана, и поправки к проекту федерального бюджета оформлены, то есть необходимо софинансирование. Более того, в проекте бюджета Пенсионного фонда обозначены 99,9 миллиарда для этих целей, для осуществления единовременных денежных выплат, но нет расчетов, свидетельствующих, достаточно этих средств или нет. Изначально предполагалось, что количество людей, получающих выплаты, будет 12,5 миллиона человек, сейчас уже, по оперативным данным, 15-17 миллионов человек. Поэтому мы просили бы, конечно, ко второму чтению уточнить эти параметры бюджета и представить подробный расчет этих объемов. И последнее. В условиях дефицита бюджета Пенсионного фонда Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, наши коллеги из профильных комитетов, члены Совета Федерации отмечают нецелесообразность использования пусть даже 10 миллиардов рублей на цели, не обозначенные как целевые для Пенсионного фонда, речь идет о направлении этих средств на лекарственное обеспечение. Исходя из изложенного, Комитет по труду и социальной политике тем не менее предлагает вам принять проект закона в первом чтении и учесть замечания и предложения, которые будут высказаны в ходе подготовки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Член Комитета по бюджету и налогам Валерий Владимирович Гальченко. Пожалуйста, содоклад. ГАЛЬЧЕНКО В. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Сложился телеграфный стиль при рассмотрении бюджета Пенсионного фонда, поэтому я тоже не буду останавливаться подробно на заключении бюджетного комитета, буквально несколько слов - некоторые акценты. Хочу обратить ваше внимание на то, что до сих пор в нарушение статьи 143 Бюджетного кодекса не принят закон о Пенсионном фонде, и, в общем-то, фонд действует вне правового поля. Это первое. Второе. Комитет считает необходимым отметить, что не в полной мере использована возможность увеличения доходной части бюджета за счет усиления администрирования единого социального налога и страховых взносов, а также взыскания имеющейся задолженности. Кроме того, мы обращаем внимание на то, что с каждым годом, особенно в последние годы, в соответствии с оценками падают темпы роста трудовой пенсии, по сравнению с предыдущими годами они замедляются и соотношение среднегодового размера трудовой пенсии и среднемесячной заработной платы также уменьшается. Мы просим представить ряд расшифровок, я сейчас не буду называть сумму, речь идет в том числе о материально-техническом обеспечении фонда. Кроме того, мы обращаем внимание на то, что мы приняли закон об аудиторской деятельности в нашей стране, и там есть статья 7, которая вводит понятие обязательного аудита. Под действие этой статьи подпадает и фонд, его годовая финансовая отчетность, как и любых других организаций, должна быть подвержена аудиту. Я думаю, что с 2006 года это должно происходить. Вот, пожалуй, все акценты, которые я хотел поставить. И с учетом изложенного комитет предлагает принять в первом чтении проект закона о бюджете Пенсионного фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович, но только это не телеграфный, а нормальный стиль. По ведению - депутат Бугера. Я хотел бы еще сказать для стенограммы, что депутат Боос голосовал за пункт 8, за бюджет Фонда социального страхования. Пожалуйста, Бугера, по ведению. БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон рядом с вами... БУГЕРА М. Е. По карточке депутата Гартунга... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рядом с вами микрофон включен. БУГЕРА М. Е. Всё нормально, Артур Николаевич. Депутат Гартунг голосовал... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рядом, я вам пять раз говорю. БУГЕРА М. Е. Артур Николаевич, но я нажимал "по ведению" по карточке депутата Гартунга. Дело в том, что произошла ошибка: по восьмому вопросу - о бюджете Фонда социального страхования - депутат Гартунг голосовал против, но в распечатке почему-то отразилось "за". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Вопросы к докладчикам есть? Один есть. Пожалуйста, депутат Глотов. Глотову включите микрофон. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемый Геннадий Николаевич! У меня вопрос к Фариде Исмагиловне. Вы здесь открытым текстом, телеграфным, как сейчас стало модно говорить, отмечаете, что пенсионное обеспечение граждан в следующем году ухудшится и фактически этому во многом будет виной не сам Пенсионный фонд, а законодатели, которые соответствующую нормативную базу для него создали. Как же вы тогда призываете нас голосовать за этот документ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гайнуллиной включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Действительно, Комитет по труду и социальной политике отмечает, что в 2005 году при принятии бюджета в такой редакции мы с вами будем иметь снижение пенсионного обеспечения в стране. Но в порядке не оправдания, а объяснения хочу сказать следующее. Да, действительно, Пенсионный фонд действует в рамках действующего законодательства. Приняв решение о снижении единого социального налога, мы, таким образом, все внебюджетные фонды (вы присутствовали, я думаю, при обсуждении и Фонда социального страхования, и будет еще обсуждение фонда медицинского страхования) ставим в достаточно напряженное положение, в том числе и Пенсионный фонд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть еще вопросы? (Выкрики из зала.) Да, я понимаю. Сейчас. Пожалуйста, депутат Махмудов Махмуд Гаджулаевич. Включите микрофон депутату Махмудову. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, вопрос к вам. Как используются, куда размещаются и с каким гарантийным эффектом свободные средства Пенсионного фонда, если они появляются? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г. Н. Уважаемый Махмуд Гаджулаевич, свободные средства Пенсионного фонда Российской Федерации (я вам говорил, что у нас на 1 января 2005 года они ожидаются в размере 97 миллиардов рублей, и они пойдут на покрытие в 2005 году дефицита страховой части трудовой пенсии) размещаются в ценных бумагах. На сегодняшний день порядка 50 миллиардов размещены в ценных бумагах, которые работают на фондовом рынке и приносят нам доход, и 30 миллиардов в деньгах размещаются на счетах Центробанка, которые используются в случае возникновения (даже в этом году) дефицита страховой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов больше? Кто хочет выступить? Запишитесь на выступления. Включите режим записи. Покажите список записавшихся, пожалуйста. Выступает Дмитриева Оксана Генриховна. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, первое. Еще раз хочу обратить ваше внимание: до начала реформы уровень пенсии составлял 33 процента от средней заработной платы. В этом зале были приняты все решения по пенсионной реформе, затем было принято решение о снижении единого социального налога, и на 2005 год у нас уже средняя пенсия составляет 25 процентов от средней заработной платы. Мы тут часто ссылались на весь остальной мир - так во всем остальном мире пенсию сравнивают не с неким мифическим прожиточным минимумом пенсионера, а со средней заработной платой. Это называется коэффициентом замещения. Так вот коэффициент замещения, который принят во всех странах, рекомендованный коэффициент замещения - 60 процентов, фактически в большинстве стран реализовано 50 процентов, а мы снизились с 30 до 25 процентов: раньше треть давали на пенсию, сейчас уже четверть. Это как бы результат реформы. Теперь о том, какой дефицит у Пенсионного фонда и как он покрывается. Я вам скажу, что если бы мы пытались сохранить по пенсиям уровень 2003 года - вот только сохранить уровень 2003 года, - то мы должны были бы среднюю пенсию обеспечить на уровне 2,5 тысячи рублей, а она планируется на 2005 год в размере 2149 рублей. Так вот, если бы мы хотели сохранить уровень 2003 года, мы должны были бы Пенсионному фонду дополнительно к тому, что у него сейчас есть, дать еще 170 миллиардов рублей. Теперь о том, насколько вот этот дефицит, реальный для сохранения хотя бы того уровня, который уже был достигнут, объясняется снижением социального налога, а насколько - всякими экспериментами по переходу к накопительной пенсионной системе. Так вот, я сказала, дефицит - 170 миллиардов рублей, при этом дополнительно в этом году на накопительную часть пенсии отчисляется 84 миллиарда. То есть мы недоплачиваем нынешним пенсионерам, снижаем социальный налог плюс тратим на всякие затеи, которые всё равно провалятся, как уже провалилось по средней возрастной группе, да еще из средств Пенсионного фонда отвлекаем 84 миллиарда рублей. На следующий год дефицит Пенсионного фонда будет еще больше, потому что в этом году частично дефицит Пенсионного фонда покрывался теми резервами, которые были накоплены в Пенсионном фонде до проведения этой вот пенсионной реформы, - 82 миллиарда из резервов Пенсионного фонда, - а на следующий год этих резервов уже не будет. Таким образом, на следующий год ситуация будет еще хуже, чем в этом году, поэтому и не случайно министерство экономики к 2006 году, 2007 году прогнозирует еще большее снижение размера пенсии. Рассмотрение бюджета Пенсионного фонда хорошо тем, что всё видно. Помните, когда обсуждалась пенсионная реформа, были разные декларации, были разные заявления с этой трибуны. Вот нам представлен бюджет. По нему всё прекрасно видно, что есть и что будет. Поэтому мне представляется, что сейчас не следует голосовать за такой бюджет Пенсионного фонда, следует немедленно ставить вопрос о пересмотре всех решений в области пенсионной реформы и немедленно выходить из положения. Это что касается принципиального вопроса. А по более частным вопросам я хотела бы обратить внимание депутатов на то, каким образом предусмотрена индексация пенсий на следующий год, потому что к каждому депутату, который встречается с избирателями, сразу после об объявлении об индексации пойдет массовый поток людей. Так вот с 1 апреля предполагается индексация базовой части пенсии на 5,3 процента, а страховой части пенсии - на 3,5 процента. С 1 августа обратная ситуация: базовая часть пенсии повышается на 4,8 процента, а страховая - на 6,0. И в целом даже базовую и страховую части пенсии индексируют по-разному, в разном порядке и в разном размере, при этом разница на доли процента. То есть это будет воспринято как вообще массовое издевательство над пенсионером, который должен еще высчитать эти доли процента по отношению к разным частям пенсии. Вот это уже точно нужно обязательно изменить и индексировать в одном и том же размере. И в общем ситуация очень и очень серьезная. Тем более, я еще раз обращаю внимание, что каждый раз пенсионер слышит декларации по поводу исключительно благоприятной экономической ситуации, по поводу потрясающих размеров доходов, которые правительство делит и не знает куда направить, а относительный уровень жизни пенсионера снижается очень резко. И ситуация совершенно убедительно подтверждена прогнозом, не моим, а министерства экономики, и документами, которые представлены одновременно с проектом бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хинштейн Александр Евсеевич. Пожалуйста. Пять минут у нас по регламенту. Я прошу регламентную группу это соблюдать. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! Я пытался, правда, задать вопрос Геннадию Николаевичу Батанову, но, очевидно, из-за скромности своих габаритов не был председательствующим замечен. У меня вопрос следующего порядка. Мое удивление вызывает тот факт, что в проекте бюджета... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вас невозможно не заметить. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Артур Николаевич. Мое удивление вызывает тот факт, что в проекте бюджета Пенсионного фонда на 2005 год отсутствует строчка о тех социальных программах, которые до последнего времени, до года текущего проводились Пенсионным фондом. Я имею в виду средства, которые через Пенсионный фонд из федерального бюджета выделялись в регионы для объектов Пенсионного фонда на закупку инвентаря, на реконструкцию, ремонт сооружений, зданий, домов престарелых, то есть того, что подведомственно Пенсионному фонду. И мне, как депутату-одномандатнику, да, наверное, и большинству из числа коллег-одномандатников эта проблема кажется особенно актуальной, особенно острой, потому что получается, что в 2005 году Пенсионный фонд перестанет направлять в регионы средства на эти нужды, а сами регионы зачастую справиться с ними не могут. Я хочу заметить, что на сегодняшний день в бюджете 2004 года, текущего года, на эти нужды отведено 8 миллиардов рублей. Геннадий Николаевич, хотелось бы узнать вашу позицию по этому вопросу. Как вы на это смотрите? Почему это стало возможным? И есть ли какие-то выходы из этой ситуации, с тем чтобы в бюджет 2005 года все-таки была эта строчка включена? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г. Н. Уважаемый Александр Евсеевич, действительно, в последние годы Пенсионный фонд, осуществляя социальные программы, адресную социальную помощь, оказывал помощь домам престарелых, домам-интернатам, но это не наши объекты, это объекты социальной защиты субъектов Федерации. Мы оказывали помощь в приобретении инвентаря, в реконструкции, капитальном ремонте этих домов. Я вот сейчас очень много ездил по Российской Федерации и хочу сказать, что в отдельных регионах уже многие дома-интернаты, дома престарелых приведены, если можно так сказать, в великолепное состояние, достойно во многих домах сегодня проживает наше старшее поколение. Что произошло сейчас? Вы знаете, вы утверждали здесь, в Государственной Думе, расходы Пенсионного фонда на дополнительное обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров. Сейчас уже тридцать шесть субъектов Российской Федерации заключили соглашения с Пенсионным фондом Российской Федерации. Мы этим самым подняли платежи неработающему населению в этих субъектах Федерации, в некоторых - до тысячи рублей. Пенсионный фонд участвует в этом в размере 580 рублей. В целом обязательное медицинское страхование в этих субъектах поднято на довольно высокий уровень. Обязательства Пенсионного фонда сегодня довольно большие. На следующий год 10 миллиардов из этих средств предполагалось направить на социальные программы, и 1,5 миллиарда мы направляем на подготовку к празднованию 60-летия великой Победы. Так случилось, что этих средств нет. Какое можно было бы внести предложение? Недоимки, пени, штрафы на 1 января 2001 года составляют до сих пор примерно 300 миллиардов рублей. Надо, чтобы налоговая служба России сработала так, чтобы собрали не 11,5 миллиарда рублей, а, скажем, хотя бы 13 (мы обычно направляли на дома-интернаты и дома престарелых примерно 1,5 миллиарда в год). Если они так сработают, возьмут эти деньги, соберут эти недоимки и штрафы, мы, Пенсионный фонд, готовы профинансировать эту программу в этой части. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Оськина. Подготовиться Савостьяновой. Регламент - пять минут. ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, Фарида Исмагиловна уже сказала, что функции по исполнению федерального закона номер 122 возложены на Пенсионный фонд. Я бы хотела просто обратить внимание всех присутствующих здесь на то, что эти выплаты, денежные компенсации за льготы, должны будут проходить уже с первых чисел января. У Пенсионного фонда, мы слышали, таких денег нет, поэтому при очередной корректировке федерального бюджета мы должны внести изменения и направить в Пенсионный фонд необходимую сумму уже в январе. Вот и всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда в декабре. ОСЬКИНА В. Е. Вернее, в декабре. Да, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Борисовна Савостьянова. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемые депутаты, законопроект, который мы сейчас с вами рассматриваем, - это дальнейшая жизнь наших родителей и людей, у которых в большинстве случаев пенсия - единственный источник средств к существованию, а на эту пенсию достойно жить нельзя, выживать какое-то время можно. И не только правительство, но и мы с вами, законодатели, сами завели пенсионную систему в тупик, снизив единый социальный налог, отобрав остатки веры у людей в действия и правительства, и наши, исключив накопительную часть пенсии для лиц 1953-1966 годов рождения. А дальше что? В среднесрочной перспективе дефицит средств Пенсионного фонда оценивается в размере 15 процентов поступающих доходов. Коэффициент замещения зарплаты пенсией будет сокращаться, если сейчас он составляет примерно 28 процентов, то в скором времени пенсия будет составлять 20 процентов от заработной платы, а по международным стандартам должно быть не менее 40. Надо вернуть пенсии ее страховые принципы. Еще при переходе с распределительной пенсионной системы к накопительной говорила, что не может накопительная система работать эффективно, если, первое, у всего населения, а не только в сырьевых отраслях не будет постоянно расти заработная плата. А мы с вами сегодня опять-таки отложили на неопределенное время законопроект об увеличении минимальной зарплаты до прожиточного минимума. Второе. У нас слабо развит фондовый рынок. Где этим деньгам прирастать? Третье. Идет снижение инфляции, но люди каждый день, приходя в магазин, видят рост цен на товары первой необходимости. Растут и тарифы ЖКХ. На самом деле инфляция значительно выше, чем по данным статистики. Около трех лет мы в комитете требуем от правительства новую потребительскую корзину, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум. Ее нет до сих пор. А почему? Если сегодня 40 процентов пенсионеров находятся за чертой бедности, не имеют скудного прожиточного минимума, то при пересмотре корзины их будет, думаю, под 80 процентов. Что я предлагаю и фракция "Родина"? Из общей проблемы крайне низкого уровня пенсионного обеспечения вычленить особо острую проблему, затрагивающую уровень жизни многих пенсионеров и инвалидов, у которых нет возможности работать и, соответственно, пересчитывать страховой размер пенсии, поэтому основная нагрузка у них падает именно на базовую часть пенсии как на источник, формирующий их уровень жизни. Периодически проводимая индексация не восполняет реальную стоимость жизни с учетом действительной, а не планируемой инфляции. Депутаты фракции "Родина" считают, что необходимо начать поэтапно поднимать базовую часть пенсии до прожиточного минимума пенсионера. С момента действия нового пенсионного закона базовая часть не повышалась, только индексировалась. В 2005 году правительство планирует прожиточный минимум пенсионера на уровне 2040 рублей. Считаем, что для вышеуказанных граждан необходимо определить базовую часть пенсий не менее 1020 рублей. Второе. Перейти от принципа индивидуального страхования, от индивидуальной пенсионной системы к коллективной. Только система коллективного страхования позволяет производить страхование на основе дифференцированного подхода к страхованию с учетом социально значимых факторов, таких, как возраст застрахованного, пол (выполнение женщиной функции материнства), размер заработка и другие. При индивидуальной системе это невозможно сделать. Именно в системе коллективного социального страхования возможна наиболее ясная реализация зависимости размера пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа, то есть срока уплаты страховых платежей, и уровня заработка, с которого взимаются страховые платежи, а это в ныне действующей реформированной пенсионной системе полностью отсутствует. Накопительная часть пенсий должна быть добровольной и дополнительной к страховой системе. И в заключение хочу сказать, что правительство при снижении единого социального налога и в проекте бюджета... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд. Пожалуйста, заканчивайте. Уже время закончилось. Пожалуйста, Валентина Борисовна. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Правительство при снижении единого налога обещало возместить выпадающие поступления в Пенсионный фонд, а это более 200 миллиардов рублей, поэтому помощь из федерального бюджета Пенсионному фонду недостаточна и должна предусматриваться в большем размере. А лучше признать ошибку и отменить, пока не поздно, закон об уменьшении единого социального налога. Фракция "Родина" за этот законопроект голосовать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Харитонов Алексей Николаевич. Пожалуйста. И Басыгысов, я ему не дал слова, он уже ушел, да. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, по просьбе представителя Иркутской области и представителя Совета Федерации от Читинской области прошу перенести 21-й вопрос на 12 ноября, а 23-й вопрос - на 27 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ушел коллега Басыгысов, да? Обиделся... Есть ли у представителя правительства, у представителя президента, у докладчиков желание выступить с заключительным словом? Геннадий Николаевич, пожалуйста. БАТАНОВ Г. Н. Уважаемые депутаты, спасибо за обсуждение. Мы в правительстве, как и вы, очень серьезно обсуждали этот проект закона, вопрос финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. Мы понимаем, насколько это значимо. Я думаю, убежден в этом как руководитель фонда: 2005 год мы сработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас стенограмма ведется, всё тут. (Оживление в зале.) БАТАНОВ Г. Н. Сработаем. Тем более, если вы помните, в статье 3 федерального бюджета, проекта федерального бюджета, есть запись: установить, что средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы, первое, на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения. Это запись, которую вы, я думаю, утвердите во всех чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный проект федерального закона в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9% Проголосовало против 74 чел.16,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Принят.