Заседание № 44
19.05.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 86771-8 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1372 по 1544 из 5071
6-й вопрос повестки - блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации", - проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Юрьевича Руденко. Пожалуйста, Андрей Юрьевич. Подготовиться Тайсаеву. РУДЕНКО А. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Выносим сегодня на ваше рассмотрение законопроект "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства". Это соглашение было подписано в Цхинвале 20 сентября прошлого года. Данное соглашение нацелено на урегулирование правового статуса граждан, имеющих двойное гражданство, без отказа от имеющегося гражданства. В нашей международно-правовой практике такие прецеденты уже имеются, в частности это соглашение с Таджикистаном. Ратификация этого соглашения стала бы важным и своевременным шагом в укреплении двусторонних отношений. В условиях нынешней геополитической напряжённости и президентских выборов, которые недавно состоялись в Южной Осетии, это позволило бы продемонстрировать неизменность линии России на поддержку страны, являющейся нашим ближайшим союзником, где, кстати, более 85 процентов граждан имеют одновременно и российское гражданство. В контексте событий вокруг Украины хотелось бы также отметить искреннюю и всестороннюю поддержку Цхинвалом российской специальной военной операции по защите Донбасса. Несмотря на ограниченные ресурсы, югоосетинская сторона приняла у себя группу беженцев, собрала и направила в Донецк и в Луганск гуманитарную помощь, а президент Бибилов посетил Донецкую Народную Республику в начале апреля. Отличительной чертой соглашения с Южной Осетией является введение в одностороннем порядке для её граждан упрощённого порядка приёма в российское гражданство, что вытекает из наших обязательств по договору о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года. Параметры такого порядка будут установлены Президентом России путём принятия соответствующего указа после вступления соглашения в силу. Ввиду того что соглашение содержит правила иные, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации, а его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина, оно подлежит ратификации, это также обговорено в его статье 11. Соглашение соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации. Его реализация не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета и не потребует изменения действующих ныне законов или принятия новых. Югоосетинская сторона уже завершила необходимые для вступления соглашения в силу внутригосударственные процедуры и выразила готовность к обмену ратификационными грамотами. Учитывая важность реализации соглашения для дальнейшего выстраивания двусторонних отношений с Цхинвалом, прошу поддержать предложение о его ратификации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. Содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева, первого заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Пожалуйста, Казбек Куцукович. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства предусматривает право граждан одной стороны приобрести гражданство другой стороны без отказа от имеющегося у него гражданства. Российская Федерация предоставляет право обращаться с заявлением о приёме в гражданство нашей страны в упрощённом порядке гражданам Южной Осетии, достигшим совершеннолетия на момент признания республики Российской Федерацией 26 августа 2008 года. Состоящим в гражданстве обеих сторон предоставляются права на социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание в соответствии с законодательством той стороны, на территории которой они постоянно проживают, при этом любая сторона имеет право предоставлять таким лицам права и льготы независимо от того, на территории какой стороны они проживают. Законопроект не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства. Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта о ратификации данного соглашения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не имеет. Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику есть? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Соболев Виктор Иванович. Подготовиться Смолину. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к заместителю министра. Я хорошо помню 2008 год, когда наши войска освободили Южную Осетию тоже от таких фашиствующих элементов, только грузинских, и руководитель освобождённой республики заявил: мы, конечно, присоединимся к Северной Осетии и войдём в состав России. Но в то время там Саркози был и партнёры наши западные как-то не позволяли этого делать, и мы согласились с этим. Что мешает сейчас принять Южную Осетию в состав России? РУДЕНКО А. Ю. Спасибо большое за вопрос. Как вы знаете, эта тема уже поднималась неоднократно, в том числе бывшим президентом Бибиловым, который на нынешних выборах потерпел поражение. В частности, когда его избрали, он этот вопрос обозначал в качестве приоритетного, но ничего не было сделано. В контексте последних президентских выборов, которые состоялись в Южной Осетии (второй тур состоялся 8 мая), в контексте президентской кампании Бибилов вновь поставил вопрос о необходимости проведения такого референдума, и Центральная избирательная комиссия обозначила дату такого референдума - 17 июля. Мы будем следить за тем, как будет проходить этот процесс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Юрьевич, у меня фактически продолжение того же вопроса. Мы предполагаем, в общем, результаты референдума 17 июля. Означает ли принятие законопроекта сегодня, что независимо от этих результатов вопрос о воссоединении пока откладывается? РУДЕНКО А. Ю. Ну, вопрос об объединении, как это было подчёркнуто в решении Центральной избирательной комиссии, требует, конечно, участия двух сторон, это улица с двусторонним движением. Мы сначала будем смотреть на то, как проголосуют, когда состоится этот референдум, югоосетинские граждане, и будем ожидать реакции со стороны Российской Федерации. Но здесь нужно принимать во внимание всю совокупность факторов, в том числе и нынешнюю геополитическую ситуацию, и вопрос о своевременности и целесообразности принятия решения именно сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы высказаться, выступить? Нет желающих? Нет. Пожалуйста, полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово - докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 44 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.