Заседание № 28
О проекте федерального закона № 865550-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части, касающейся сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен законопроект, который вносит изменения и дополнения в закон "О прокуратуре Российской Федерации". Речь идёт о совершенствовании порядка организации и проведения прокурорами соответствующих проверок. Коллеги, законопроект согласован со всеми министерствами и ведомствами, прошёл юридико-техническую, лингвостилистическую экспертизы, замечаний не имеется, полностью подготовлен для принятия в третьем чтении. Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и просит вас, уважаемые депутаты, также его поддержать и принять в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Юрий Петрович Синельщиков. Ещё кто-то есть? Есть, я дам слово. Депутату Синельщикову включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, изначально целью подготовки законопроекта считалась реализация соответствующего постановления Конституционного Суда, которым законодателю предписано внести в закон "О прокуратуре..." изменения, направленные на установление, во-первых, сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а во-вторых, сроков исполнения проверяемыми органами требований прокурора о представлении необходимых документов. Однако представленный правительством законопроект в первом чтении содержал аж несколько страниц текста и выходил далеко за рамки поставленной цели. Тогда фракции КПРФ и ЛДПР не поддержали законопроект, так как он содержал избыточное регулирование правоотношений в сфере так называемого общего надзора прокуратуры. После внесения в него 15 февраля этого года во втором чтении семнадцати поправок законопроект стал ещё более утяжелённым, что может существенно усложнить применение его на практике. Приведу один пример. В пункте 2 статьи 6 закона предлагается установить два срока исполнения проверяемым органом требования прокурора о представлении материалов в зависимости от ситуации - пять и два дня. Однако сроки эти фактически необязательные, так как, во-первых, прокурор может установить более длительный срок, а во-вторых, если проверяемый орган заявит письменное возражение по поводу срока исполнения, то прокурор может принять решение об установлении нового срока. Иначе говоря, изобретена необязательная норма, которая лишь увеличивает документооборот. По смыслу законопроекта нормальной будет ситуация, при которой с момента поступления в прокуратуру депутатского запроса и до момента окончания прокурорской проверки пройдёт пятнадцать месяцев, ибо срок прокурорской проверки теперь может быть продлён до трёх месяцев и ещё на двенадцать месяцев проверка может быть приостановлена. Авторы законопроекта, пытаясь создать процессуальный кодекс общенадзорной деятельности прокурора, привносят в эту деятельность путаницу, неопределённость и ненужные нагромождения. Это, конечно же, облегчит жизнь тем руководителям предприятий и учреждений, которые не дружат с законом, а усиление формального подхода при осуществлении прокуратурой общего надзора лишит этот надзор гибкости и нанесёт урон государству. Напомню в связи с этим изречение Вольтера: "Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия". Фракция не будет поддерживать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто ещё хотел бы выступить? Эрнест Абдулович Валеев. Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами в последние годы приняли ряд мер для снижения административного давления на бизнес: был принят закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, создан реестр проверок, и сегодня внеплановые проверки возможны только с санкции прокурора, но в то же время сложилась такая ситуация, что проверки, которые проводили прокуроры, не были никак регламентированы, и на это вполне обоснованно обратил внимание Конституционный Суд. Законопроект был создан во исполнение решения Конституционного Суда, мы полностью регламентировали процесс проведения проверок, тем самым устранив возможность произвола, - регламентация всех действий и полномочий никогда ещё никому не вредила. Что же касается тех замечаний, которые были высказаны, мы чётко определили основания для проведения проверок, сроки проведения проверок, возможность приостановления, при этом никоим образом не уменьшив полномочия прокуратуры по выявлению нарушений и реагированию на них, поэтому есть все основания поддержать законопроект и проголосовать за него в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все желающие от фракций выступили? Все. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 35 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 865550-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части, касающейся сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! При подготовке ко второму чтению комитет видел свою задачу в том, чтобы максимально снизить возможность административного давления на бизнес прокурорами и в то же время сохранить правовые средства, полномочия прокуроров, которые позволяли бы эффективно осуществлять надзор за исполнением законов. Всего было внесено семнадцать поправок, которые комитет рекомендует принять, они включены в таблицу № 1. Предлагаю утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 30 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 55 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 865550-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части, касающейся сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра юстиции. АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Доброе утро, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда от 17 февраля текущего года № 2-П, которым отдельные положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. В целях приведения норм законодательства в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в данном постановлении, законопроектом предлагается установить сроки представления органами (организациями) информации, документов по запросу прокурора. По общему правилу предлагается десятидневный срок представления информации с момента поступления требования руководителю организации, однако в ходе проверок исполнения законов срок сокращается до пяти рабочих дней, а в случаях, требующих незамедлительного реагирования органов прокуратуры, до суток. Также законопроектом урегулирован порядок проведения органами прокуратуры проверок исполнения законов. В частности, предлагается урегулировать предельную продолжительность прокурорской проверки до 90 календарных дней, определить основания её продления, основания приостановления прокурорской проверки, предельные сроки такого приостановления, порядок уведомления проверяемого органа или организации о назначении проверки, её продлении, приостановлении и возобновлении, общие условия привлечения к проверке представителей иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций и других. Несмотря на то что в указанном постановлении Конституционного Суда речь идёт только о прокурорском надзоре за исполнением законов, мы полагаем, что выработанная судом правовая позиция имеет существенное значение и для такого вида прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим предусмотрено распространение предлагаемого порядка проведения прокурорских проверок также и на прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Принятие законопроекта позволит укрепить режим конституционной законности при осуществлении органами прокуратуры своих надзорных функций и создать комплексную систему гарантий прав и законных интересов проверяемых органов и организаций. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел законопроект, и мы предлагаем его поддержать. В ходе обсуждения был высказан ряд замечаний, они не носят концептуального характера и могут быть учтены при принятии законопроекта во втором чтении, поэтому комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Наша фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает законопроект. Мы считаем, что принятие этого закона будет способствовать повышенной защите прав хозяйствующих субъектов и граждан при проведении прокурорских проверок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Вопрос Дмитрию Васильевичу. Безусловно, это положительная законодательная инициатива, которая сократит сроки рассмотрения прокурорских проверок, и я бы хотел обратить внимание на то, что представления прокуроров не исполняются, тысячами лежат, в частности, в муниципальных органах власти. В связи с этим не намерены ли вы поднять вопрос об усилении контроля исполнения прокурорских представлений, а также ужесточения ответственности за их невыполнение? АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Ян Викторович, за вопрос. Представление прокурора по результатам проверок - это уже реагирование на соответствующие результаты проверок. За невыполнение требований прокурора установлена сейчас административная ответственность, порядок контроля за исполнением требований прокурора также установлен правовыми актами Генерального прокурора Российской Федерации. Что касается вопроса об усилении ответственности, он требует дополнительной проработки с Генеральной прокуратурой и иными госорганами. Мы готовы эту работу провести и дополнительно после этого обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли ещё вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, сроки проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроки исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора необходимо устанавливать законодательно, и данный законопроект действительно направлен на установление этих сроков. В общем-то, докладчик и содокладчик выступили, но хотелось бы отметить, что всё-таки Эрнест Абдулович не изложил полностью замечания, которые комитет указал в своём заключении, и я хотел бы привести сейчас некоторые из них, потому что они, на мой взгляд и на взгляд фракции ЛДПР, являются важными. Во-первых, замечание о необходимости исключения из пункта 2 законопроекта словосочетания "предельный срок проведения проверки", поскольку данный термин не используется и не раскрывается в Федеральном законе "О прокуратуре...", ну и в законопроекте его определения тоже нет. И направление проверяемым органом (организацией) копий официально опубликованных документов или иных материалов, указанных в абзацах восьмом и девятом пункта 1 законопроекта, прокурору представляется излишним. Кроме того, хотелось бы обратить внимание коллег ещё на одно замечание, указанное комитетом: положение абзаца девятого пункта 2 законопроекта (в новой редакции пункта 2 статьи 21 закона), предусматривающее в качестве оснований для отмены запрета на проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведённой проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, только наличие новых или вновь открывшихся обстоятельств, необходимо согласовать с Конституционным Судом, позиция которого выражена в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П, согласно которому проведение в разумный срок после первоначальной прокурорской проверки, по итогам которой в деятельности организации были выявлены нарушения законов, проверки их устранения представляется обоснованным, поскольку при ином подходе, предполагающем оставление вопроса о выполнении организацией мер по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства на усмотрение самой организации, ставилась бы под сомнение эффективность прокурорского надзора как такового, а также, как следует из постановления Конституционного Суда от 17 марта 2009 года № 5-П, исключалась бы возможность контроля за деятельностью органа прокуратуры, проводившего первоначальную проверку, вышестоящим органом прокуратуры. Мы с огромным уважением относимся к постановлениям Конституционного Суда, и то, что указано в этих замечаниях, на наш взгляд, необходимо учесть ко второму чтению. В целом фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Васильевич, будете ещё раз выступать? Нет. Эрнест Абдулович? Нет. Выносим на "час голосования".
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 29 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.