Заседание № 303
О проекте федерального закона № 864360-7 "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в целях обеспечения взаимодействия администрации учреждения, исполняющего наказание, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемого осуждённого, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Николай Гаврилович Брыкин, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона нами был принят 23 июня текущего года, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет просит поддержать и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 55 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 302
О проекте федерального закона № 864360-7 "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в целях обеспечения взаимодействия администрации учреждения, исполняющего наказание, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемого осуждённого, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При работе над проектом федерального закона в комитет поступила всего одна поправка, которая носит юридико-технический характер и рекомендуется к принятию. Проект федерального закона готов к принятию во втором чтении. Прошу проголосовать по таблице поправок и поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Одна поправка там. Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 34 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 57 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо.
Заседание № 280
О проекте федерального закона № 864360-7 "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в целях обеспечения взаимодействия администрации учреждения, исполняющего наказание, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемого осуждённого, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Вадима Витальевича Фёдорова. Пожалуйста, Вадим Витальевич. ФЁДОРОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Данный проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения информационного взаимодействия администрации учреждения, исполняющего наказание, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемых осуждённых, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. В законопроекте предлагается возложить на администрацию учреждения, исполняющего наказание, обязанность передавать информацию в отношении освобождаемого осуждённого, страдающего заболеванием из числа заболеваний, представляющих опасность для окружающих, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному осуждённым месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи. Предусматривается утверждение отдельного перечня заболеваний из числа заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Также предлагается установить полномочие Правительства Российской Федерации по определению перечня передаваемой информации, порядка её передачи и обмена информацией в случае неприбытия осуждённого на избранное им место жительства. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Байгускаров Зариф Закирович - содоклад. Мы с вами приняли решение о замене содокладчика. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я назову буквально несколько цифр. У нас в местах лишения свободы на 1 октября 2019 года находилось больных открытой формой туберкулёза почти 14 тысяч осуждённых, больных ВИЧ-инфекцией - почти 51 тысяча, больных гепатитами В и С - почти 54 тысячи человек. Ежегодно из мест лишения свободы освобождается больных туберкулёзом открытой формы 7-8 тысяч человек. Они с нами ездят в метро, в автобусах, стоят в очередях, мы с ними общаемся, и они, конечно, заражают. В этом законопроекте предлагается внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс и обязать информировать об освобождении орган здравоохранения субъекта Российской Федерации, для того чтобы освободившихся взяли на учёт и занимались их лечением. Сегодня никто не знает, кто освободился, где они находятся, что они делают, проходят лечение или не проходят лечение, этой информации, к сожалению, нет, поэтому принятие законопроекта, я считаю, необходимо. В законопроекте также предусматривается принятие постановления Правительством Российской Федерации для определения перечня заболеваний. Органы уголовно-исполнительной инспекции должны сообщать органу здравоохранения субъекта Российской Федерации об освобождении такого осуждённого. Законопроект необходим, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь на трибуне. Вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. Говорите сразу, кому вопрос. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вадиму Витальевичу. Вадим Витальевич, вот одна из существующих претензий к учреждениям уголовно-исполнительной системы - это отсутствие лекарственных средств и квалифицированной медицинской помощи, эта информация подтверждается и прокурорами, и правозащитниками. Скажите, пожалуйста, что предпринимается государством для оказания надлежащей врачебной помощи осуждённым? Это первое. И второе. Как вы относитесь к идее, к инициативе страховать заключённых от риска травм и инвалидности, заболеваний, каково ваше мнение? И почему, на ваш взгляд, рынок, то есть основные крупные компании, не предлагают на сегодняшний день вразумительной страховой защиты заключённым? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. По первой части хотелось бы отметить, что в части медицинского обеспечения у нас в уголовно-исполнительной системе существуют отдельные медсанчасти по территориальному признаку, назначение и предоставление всех лекарственных препаратов осуществляется через указанные медсанчасти. Как докладывают наши коллеги из ФСИН, в настоящий момент они полностью обеспечены лекарственными препаратами, и это даёт определённые результаты: сейчас по туберкулёзу в местах лишения свободы практически на 30 процентов увеличилось выздоровление больных, которые поступают в места лишения свободы; по ВИЧ у нас тоже в относительных величинах наметилась определённая положительная тенденция, вернее, в абсолютных величинах положительная тенденция, а относительная величина находится на стабильном уровне. Поэтому я не могу сказать, что в УИС сейчас существует какая-то большая проблема, которая не решается, с обеспечением лекарственными препаратами. По второй части - я так понимаю, по страхованию второй вопрос был? Да, по страхованию. Общая система страхования, как и в гражданском здравоохранении, на осуждённых распространяется в полной мере, и те стандарты лечения, которые установлены в гражданском законодательстве, в полной мере используются в медсанчастях уголовно-исполнительной системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БАЙГУСКАРОВ З. З. Я хотел бы добавить, что на самом деле эффективно проходит лечение в местах лишения свободы, об этом говорит статистика: каждый год ВИЧ-инфицированных и туберкулёзных больных становится примерно на тысячу меньше по сравнению с предыдущим годом, это говорит о том, что лечение идёт эффективно. Это первое. Второе. Если же, например, нет какого-нибудь лекарства, у нас предусмотрено законом, что родные могут без какого-либо ограничения передавать лекарства, здесь нет какого-то временного ограничения, это тоже будет способствовать лечению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич, пожалуйста. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович. Безусловно, законодательная инициатива важная, необходимо помочь как лицам, которые отбыли заключение, так и нашему обществу, защитить наше общество. Уважаемый Вадим Витальевич, вопрос следующий. В моём родном Иркутске, в микрорайоне Синюшина гора, действует исправительная колония № 6, и на территории заселённого микрорайона действует лечебное учреждение, куда свозят больных заключённых со всей Иркутской области. Скажите, пожалуйста, есть ли в Минюсте программа, которая направлена на выведение вот таких исправительных учреждений из районов, которые заселены людьми? У нас много таких исправительных учреждений на территории городов, посёлков в Российской Федерации. Выделяете ли вы отдельно такие учреждения и есть ли такая программа? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Я хотел бы на два блока этот вопрос разделить. Программа Федеральной службы исполнения наказаний в настоящий момент есть. Как вы знаете, уголовная политика, Уголовно-исполнительный кодекс с теми новеллами, которые были внесены, способствуют тому, что буквально за последние пять - восемь лет на 40 процентов сократилось количество лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Соответственно, высвобождаются определённые учреждения, и у ФСИН существует программа ликвидации ветхих учреждений, ликвидации тех исправительных учреждений, в том числе и, как вы сказали, ЛИУ, ЛПУ, которые в настоящий момент уже не выполняют возложенные на них задачи, в том числе в плане эффективности. Такая программа есть. Буквально за последний год (я не беру именно лечебные учреждения) было сокращено порядка 20 таких исправительных учреждений. Что касается второй части вопроса. Так исторически сложилось, что вот это ЛИУ, как вы сказали, если не ошибаюсь, находится внутри населённого пункта. Но наверное, если мы поднимем сейчас статистику, то увидим, что в этом лечебно-исправительном учреждении в большинстве своём отбывают наказание и в том числе проходят лечение жители Иркутской области. И если мы посмотрим на размещение лечебных учреждений, в том числе имеющих определённую специализацию, ну, туберкулёзные диспансеры, иные виды, то увидим, что они тоже находятся в пределах населённых пунктов. Вопрос, как я сказал, решается - те учреждения, которые уже сейчас, в настоящее время в полном объёме не выполняют возложенные на них функций, ликвидируются. План ликвидации таких учреждений в Федеральной службе исполнения наказаний присутствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вадим Витальевич, инициатива актуальная, и даже несколько запоздалая, вместе с тем сегодня недостаточно просто сообщить и быть уверенным, что данный гражданин проходит лечение. Он может прийти в учреждение здравоохранения и, не пройдя лечение, уйти из него и больше не вернуться туда. Планируется ли со стороны Минюста дополнить данную инициативу, с тем чтобы всё-таки помимо сообщений ещё был какой-то постоянный контроль за дальнейшим прохождением лечения? Это вот в части больных туберкулёзом. И второй вопрос: у нас нет принудительного лечения для ВИЧ-инфицированных, и в этой части это сообщение какую будет выполнять функцию - просто информирования? Предполагается ли всё-таки в последующем принудительное лечение для отдельных категорий? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Прежде всего хотел бы обратить внимание, что граждане, освобождающиеся из мест лишения свободы, в подавляющем большинстве случаев возвращаются в те субъекты Российской Федерации, где они проживали до осуждения. То есть это наши граждане, соответственно, уже после освобождения... При наличии определённого перечня, который будет утверждён Правительством Российской Федерации, вопросы информирования будут отработаны с органами здравоохранения указанных субъектов. В дальнейшем вопросы их лечения будут обеспечены, решены в рамках того объёма полномочий, который распространяется на всех граждан данного субъекта Российской Федерации. То есть, если это касается туберкулёза, есть не только определённые элементы контроля, но и возможности, как вы знаете, по линии гражданского здравоохранения для обращения руководителя данного лечебного учреждения с целью обязать прохождение лечебных процедур. То есть весь объём услуг, предоставляемых гражданам данного субъекта в сфере здравоохранения, в том числе лечения от болезней, представляющих опасность для окружающих, будет распространён и на эту категорию лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон. БАЙГУСКАРОВ З. З. Хотел добавить, что как раз этим законопроектом предусматривается утверждение правил взаимодействия между органами уголовно-исполнительных инспекций и субъектов. И в этом случае там как раз и есть норма о том, как должны действовать в случаях, когда осуждённый не прибыл по месту его постоянного жительства; кстати, там предусмотрена также и ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Вадим Витальевич, вот здесь, в законопроекте, формулировка: "в случае... освобождения". А с точки зрения правоприменения это в какой момент - это до момента освобождения, после, либо в какой-то временной промежуток, либо всё это мы отдаём на откуп Правительству Российской Федерации? Потому что мне кажется, что это достаточно важный вопрос, - важно, чтобы не получилось так, что придётся потом в отношении тех людей, которых мы уже освободили, а они куда-то не прибыли, подавать в розыск. Мы же говорим сейчас о достаточно опасных болезнях. То есть это будет каким-то образом уже предусмотрено в порядке передачи информации либо каким-то другим способом? ФЁДОРОВ В. В. Я думаю, что этот вопрос будет отражён именно, как вы правильно отметили, в порядке, потому что у нас освобождаются, как вы понимаете, различные категории осуждённых: осуждённые в местах лишения свободы, у которых истёк срок их там нахождения; осуждённые, освобождённые по УДО, и тут решение принимается судом, оно может быть как положительным, так и отрицательным, поэтому сотрудники учреждения, исполняющего наказание, заранее не смогут предусмотреть время, это будет зависеть от того, какое решение будет принято судом, но передача информации осуществляться будет незамедлительно. И потом, есть третья категория лиц - те, кто отбывает наказание, не связанное с лишением свободы, и я считаю, что для этой категории тоже будет предусмотрен определённый порядок в данном постановлении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БАЙГУСКАРОВ З. З. Хотел бы уточнить, что в статье 180 Уголовно-исполнительного кодекса чётко прописано, что до истечения шести месяцев до окончания отбывания наказания в виде лишения свободы орган уголовно-исполнительной инспекции обязан сообщить органам местного самоуправления об освобождении человека из мест лишения свободы, чтобы они поставили его на учёт по месту его работы либо чтобы он получал какое-то пособие, и как раз этот же срок будет установлен для того, чтобы сообщать в органы здравоохранения об освобождении осуждённого с такими вот заболеваниями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уже получил ответ на свой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Вадим Витальевич, хотел бы вернуться к основному вопросу. Всё-таки для большей ясности скажите, какая основная причина, почему таким осуждённым, которые имеют заболевание, представляющее опасность для окружающих, не оказывают надлежащую медицинскую помощь ещё до их освобождения? И не приведёт ли реализация данного проекта федерального закона к попытке таким образом не решить саму проблему, а переложить ответственность с одного органа власти на плечи другого органа власти? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, я не совсем согласен, что не оказывается необходимая медицинская помощь в части лечения общественно опасных заболеваний. Я ещё хотел бы обратить внимание, что в уголовно-исполнительной системе за последние годы на 30 процентов выросла эффективность лечения туберкулёза. Причём, как вы понимаете, вопрос связан не только с обеспечением лекарственными препаратами, но и с методиками лечения, а от методик лечения очень много зависит. Если в гражданском здравоохранении больной активной формой туберкулёза, ну, или неактивной формой туберкулёза должен посещать соответствующий диспансер, и он может посещать, а может, если он несознательный, посещать нерегулярно, то в местах лишения свободы такой альтернативы нет. Если выявлена эта болезнь... Причём она выявляется при поступлении в следственный изолятор - у нас в уголовно-исполнительной системе сейчас стопроцентное медицинское освидетельствование при поступлении в следственный изолятор, и большинство болезней наши граждане, которые по тем или иным причинам оказываются в местах лишения свободы, для себя диагностируют, только уже попадая, как это ни прискорбно, в следственные изоляторы либо при не связанных с лишением свободы видами наказания в исправцентры. Таким образом, идёт стопроцентный охват медицинским освидетельствованием, и подавляющее большинство как раз социально опасных болезней выявляется на этапе поступления в уголовно-исполнительную систему. Охват ВИЧ-терапией (тоже хочу сказать для информации) абсолютно соответствует тем стандартам, которые установлены в сфере гражданского здравоохранения. Эффективность лечения туберкулёза во всяком случае не ниже, а иногда и выше в местах лишения свободы, поэтому в отношении того, что оказывается недостаточная или даже определяемая в ещё более жёстких выражениях медицинская помощь в местах лишения свободы, я с вами не согласился бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Вадим Витальевич, я уверен, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но на самом деле я считаю, что это, скажем так, полумера. Учитывая то количество заболеваний, которыми, как правило, болеют такие люди, некоторые называют это социальными заболеваниями: туберкулёз, все виды гепатитов, туберкулёз, как правило, в открытой форме... Конечно, такого человека, как правило, не ждут по месту, где он проживал, поэтому очень сложно, не факт, что он прибудет туда, и, как говорится, писанины добавится, а результата может и не быть. Но между тем в материалах к законопроекту написано, что финансирование не предусмотрено. Хотелось бы услышать, какая информация всё-таки в этом сообщении будет содержаться, на ваш взгляд, должна содержаться, и в какой форме это будет сообщение - в электронной либо бумажной. Потому что конверт всё-таки стоит денег, а написано, что дополнительного финансирования не предусматривается. ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Как я уже указывал, именно решение этой проблемы в деталях будет расписано в постановлении правительства, которое предоставит соответствующие полномочия и где будет детализировано, что должно указываться. По вопросу, будет это бумажное либо электронное взаимодействие, необходимо будет определиться с точки зрения каналов взаимодействия. У нас сейчас медсанчасти уголовно-исполнительной системы в том числе имеют взаимодействие с гражданским здравоохранением в электронном виде. Вот сейчас я конкретно не могу сказать, будет ли это письмо, будет ли это электронное взаимодействие, в том числе с сохранением персональных данных для исключения доступа третьих лиц, но всё это найдёт отражение в том подзаконном акте, в котором нам, Министерству юстиции, и Минздраву будут, я думаю, предоставлены определённые полномочия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БАЙГУСКАРОВ З. З. Я хотел бы добавить, Иван Константинович, что сегодня у нас 80-й статьёй предусмотрено взаимодействие, оно идёт. Оно идёт в письменном виде, потому что вести в электронном виде учреждения пока не готовы. Какое будет сообщение? В сообщении будет содержаться сам эпикриз, врачебная информация, какое лечение он проходил, с какого времени страдает заболеванием и какое лечение необходимо продолжить. Поэтому, я думаю, если мы это сегодня примем, это будет, конечно, большой шаг, для того чтобы навести здесь порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Вадим Витальевич, следуя замыслу законопроекта, колония перед освобождением лица должна провести его полную комиссионно-медицинскую экспертизу с привлечением компетентных врачей, и для освидетельствования потребуются узкие специалисты, а наше здравоохранение сейчас испытывает острый кадровый голод, особенно в части действительно узких специалистов. Скажите, пожалуйста, как планируется решать этот вопрос в рамках данного законопроекта? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Как я уже говорил, при поступлении в исправительное учреждение либо в следственный изолятор уголовно-исполнительной системы в случае выявления каких-либо болезней заводится соответствующая история болезни, скажем так, или определённые выписки в личном деле вначале подозреваемого, обвиняемого, а потом, в случае принятия соответствующего решения судом, уже осуждённого. Личное дело полностью на всех этапах, даже в случае перемещения между различными исправительными учреждениями, между исправительными учреждениями и лечебными учреждениями, сопровождает осуждённого, и в нём присутствует вся информация о том лечении, которое ему назначалось, о тех болезнях, которые у него были диагностированы, и в том числе какое лечение назначалось и какой был результат от этого лечения в процессе нахождения в исправительном учреждении. Ещё хочу обратить внимание, вот было сказано в отношении активной формы туберкулёза в тот период времени, пока осуждённый находится в исправительном учреждении, и уже при освобождении: насколько я знаю, у нас отсутствует практика освобождения с открытой формой туберкулёза. То есть вся информация присутствует, она есть в личном деле; никто не будет ожидать его освобождения, чтобы делать освидетельствование, это происходит по мере необходимости при получении той или иной помощи. Что касается отсутствия, как вы сказали, определённых узких специалистов, сейчас в законодательстве данный вопрос урегулирован - медсанчасти исправительных учреждений имеют полномочие приглашать узких специалистов. То есть данная информация фиксируется не только к моменту освобождения, а на протяжении всего периода нахождения осуждённого в исправительном учреждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вадим Витальевич, конечно, цифры, приведённые Зарифом Закировичем, пугают: фактически одна пятая часть людей, которые отбывают наказание, болеют страшными болезнями. У меня вопрос: а как сегодня эти граждане содержатся, они содержатся все вместе - больные ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом, гепатитом и здоровые осуждённые, - в одном помещении или в разных? Если вместе, то есть ли статистика, сколько процентов здоровых осуждённых получают во время отбывания наказания заболевания? И ещё один вопрос. Как сегодня обстоят дела с данной категорией граждан? Раньше, когда человек освобождался, участковый брал его на контроль, работал со службами занятости, со здравоохранением, если это было нужно. Сегодня вы и органы МВД как-то сопровождаете данных граждан, когда они освобождаются? Вы работаете со службами занятости в регионах, с Министерством здравоохранения или до принятия этого закона никаких контактов по сопровождению данных граждан не было? Ведь лечение этих заболеваний дорогостоящее, и если наши граждане будут получать это дорогостоящее лечение, то... (Микрофон отключён.) ФЁДОРОВ В. В. Большое спасибо за вопрос. В соответствии с законодательством Российской Федерации осуждённые у нас содержатся в исправительных учреждениях, в лечебных исправительных учреждениях, где как раз отдельно содержится категория больных туберкулёзом. В случае поступления после осуждения больного с активной формой туберкулёза лечение проводится как раз в специализированных лечебных исправительных учреждениях. В уголовно-исполнительной системе есть лечебно-профилактические учреждения, это больницы, скажем так, именно в уголовно-исполнительной системе, где осуждённые также проходят необходимое лечение. То есть люди, имеющие социально значимые заболевания, которые могут передаваться окружающим, локализованы, они находятся в определённых отделениях, а в ЛПУ - в определённых палатах. Вопрос статистики. Скажем так, Федеральная служба исполнения наказаний выполняет решения суда, и если в отношении гражданина, больного той или иной болезнью, принято решение о том, что назначение ему наказания, не связанного с лишением свободы, невозможно, и он находится в учреждениях уголовно-исполнительной системы, связанных с лишением свободы, то в зависимости от своего заболевания он находится либо в исправительном учреждении, либо в лечебно-исправительном учреждении, либо, если у него болезнь в активной фазе, в лечебно-профилактическом учреждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кувшинова Наталья Сергеевна. КУВШИНОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Большое спасибо. Вопрос докладчику. Вадим Витальевич, законопроектом предусматривается вступление его в законную силу через 180 дней с момента официального опубликования, то есть практически через полгода. Вместе с тем в соответствии с пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием дополнительного финансирования принятие данного закона не требует. С чем связан такой отложенный срок вступления в силу закона? Ведь рассматриваемый вопрос крайне важный, почему не прописать вступление закона в силу хотя бы через 30 или 60 дней после официального опубликования, после того как все необходимые процедуры будут разработаны и приняты? ФЁДОРОВ В. В. Большое спасибо за вопрос. Насколько я понимаю, в случае принятия данного закона правительством с учётом тех полномочий, которые сейчас в законопроекте обозначены, будет подготовлено соответствующее постановление, где Министерством здравоохранения совместно с профильными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний, в первую очередь медицинскими представителями, будет как раз определён перечень информации, которая будет передаваться, порядок её передачи; будет определено, кому именно будет передаваться эта информация, кто и кому. Это потребует определённого времени, в том числе в связи с проработкой на уровне соответствующих ведомств. После принятия соответствующего постановления необходимо будет внести в правила внутреннего распорядка изменения, что, скорее всего, потребует согласовательных процедур уже между Минюстом и Министерством здравоохранения. Мы устанавливаем в настоящий момент 180 дней, но в случае, если это будет сделано раньше срока, никто шесть месяцев ждать не будет, мы будем максимально оперативно решать поставленные перед нами задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо. У меня тоже вопрос к докладчику. Уважаемый Вадим Витальевич, та информация, которую, как предполагается, органы исполнения наказаний будут передавать в субъекты, является, в общем-то, информацией, относящейся к категории врачебной тайны. Предусматриваются ли в данном случае соответствующие изменения в закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"? Ведь вы так или иначе столкнётесь с этой юридической коллизией. Не все заболевания являются опасными для окружающих: с туберкулёзом в активной фазе всё понятно, но если мы говорим про ВИЧ-инфекцию, то под этой маркой информацию передать не удастся. Нужны ли будут изменения в законодательство о здравоохранении, касающиеся врачебной тайны? И почему ранее этот столь важный вопрос не вставал? То есть вы просто выпускали из своих учреждений этих пациентов, и они шли, куда им вздумается, что называется, без какого-либо контроля? ФЁДОРОВ В. В. Большое спасибо за вопрос. Я начну со второй части, попытаюсь ответить. Как я уже говорил ранее, в подавляющем большинстве случаев осуждённые, болеющие теми или иными социально значимыми заболеваниями (в подавляющем большинстве случаев, ещё раз повторю), направлялись в те места, где они проживали до осуждения или где были судом осуждены, и они в случае наличия тех или иных социально значимых болезней уже попадали в общее лоно гражданского здравоохранения в указанном субъекте Российской Федерации. Что касается защиты персональных данных, я хотел бы обратить внимание, что при наличии инфекционных заболеваний, которые могут передаваться, нет необходимости получать согласие осуждённого, нашего гражданина, на то, чтобы эта информация передавалась. В соответствии с полномочием правительства будет определён перечень именно вот этих социально значимых болезней, и в первую очередь там будут, как вы правильно сказали, такие болезни, при которых согласие осуждённого на передачу указанной информации не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Что касается передачи информации о болезни, здесь не требуется внесения никаких изменений в закон. Есть у нас спецсвязь, есть иные виды связи, поэтому сведения будут передаваться так, как предусмотрено законом. Ещё был задан вопрос: готовы ли наши органы здравоохранения заниматься лечением таких больных? Во всяком случае, я разговаривал с несколькими субъектами, в частности Республика Башкортостан говорит, что они готовы, у них есть необходимая база, есть необходимые специалисты, они готовы их лечить. Но в то же время я обращаю внимание, что у нас количество осуждённых с каждым годом уменьшается. Например, за последние 20 лет количество осуждённых уменьшилось в 2 раза: если 20 лет назад был 1 миллион, то сегодня около 500 тысяч, то есть с каждым годом их меньше и меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Конечно, хотелось бы прежде всего поделиться впечатлением от того доклада, который сделал статс-секретарь Министерства юстиции. Судя по всему, к данному вопросу вы не готовились и не владеете ни цифрами, ни самой проблемой. Когда 15 лет назад в стране принимался закон, вернее, не закон, а федеральная целевая программа по туберкулёзу, пенитенциарная система была выделена в отдельное производство: к сожалению, цифры по активному туберкулёзу в популяции осуждённых в десятки раз превышают соответствующие цифры по остальному гражданскому населению - это не потому, что туда собираются все больные туберкулёзом, а потому, что они там заражаются. Конечно, мы не требуем - и, наверное, это было бы неправильно - какие-то там особые условия создавать, уровня четырёхзвёздочных гостиниц, но сегодня в пенитенциарной системе наряду с наказанием по статье, которое человек заслуженно, по суду получил, он, находясь в вашей системе, получает гораздо большее наказание, приобретая социально значимую болезнь, которая сегодня практически не излечивается. И вот эта болезнь там мультиплицируется, а потом такие граждане, выходя на свободу после отбывания наказания, в связи с неурегулированностью этого вопроса становятся дополнительным очагом разнесения этих заболеваний и прежде всего, конечно, ВИЧ-инфекции. А судя по вашему ответу и по вашему выступлению, сегодня этим вопросам по-прежнему не уделяется должного внимания. Законопроект надо принимать, но сегодня в пенитенциарной системе с социально значимыми болезнями нужно серьёзно и предметно разбираться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает рассматриваемый законопроект, который направлен на обеспечение информационного взаимодействия администраций учреждений исполнения наказания с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемого осуждённого, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих, для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи. Вот здесь докладчик уже назвал страшные цифры по количеству осуждённых, находящихся в местах лишения свободы и больных ВИЧ-инфекцией, активными формами туберкулёза и вирусным гепатитом вис, и конечно, огромное количество освобождённых из мест лишения свободы, страдающих активными формами туберкулёза, тех, кто выходит на свободу с такой болезнью, представляет на самом деле серьёзную опасность для наших граждан. По информации Минздрава России, решение вопроса оказания медицинской помощи указанным лицам связано с отказом пациентов от лечения, наличием сниженной мотивации к лечению ввиду непонимания тяжести заболевания, низкого образовательного и культурного уровня, психологических расстройств и асоциального поведения. В связи с этим законопроектом предусматривается возложение на администрацию учреждения, исполняющего наказание, обязанности передавать информацию в отношении освобождаемого осуждённого, страдающего таким заболеванием, исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи. Кроме этого, законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации отдельного перечня заболеваний из числа заболеваний, представляющих опасность для окружающих, так как не о всех заболеваниях, входящих в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый действующим постановлением правительства, требуется передача информации. Предлагается установить полномочия Правительства Российской Федерации по определению перечня передаваемой информации, порядка её передачи, а также обмена информацией в случае неприбытия осуждённого к избранному месту его жительства. И хотел бы ещё присоединиться к вопросу, который был задан, о сроках введения данного закона в действие. На самом деле вполне возможно этот срок пересмотреть, так как у нас уже было принято решение, что при принятии законопроекта, который требует принятия подзаконных актов, правительству необходимо представить Госдуме проекты соответствующих постановлений, и в связи с этим мы могли бы сделать так, чтобы закон вступил в силу раньше установленного срока. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, прежде всего у меня большая просьба, чтобы такие профильные законы проходили через Комитет по охране здоровья, который был бы в качестве комитета-соисполнителя хотя бы. Вот сейчас мы анализируем вопрос врачебной тайны, который представители службы исполнения наказаний считают урегулированным. В законе есть один пункт, который допускает раскрытие информации: при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений, - это единственный случай, когда можно нарушать врачебную тайну. Что касается активной формы туберкулёза - да, может быть, этот пункт подходит, можно будет направлять в субъекты Российской Федерации соответствующую информацию с фамилией, с диагнозом и тому подобное, но что касается ВИЧ-инфекции, что касается гепатитов - они сегодня не попадают в эту категорию, в противном случае о тех, кто инфицирован ВИЧ-инфекцией, является сегодня носителем этого вируса, а также о том, у кого в какой стадии это заболевание, мы знали бы уже давным-давно. Но это сегодня невозможно, по одной этой причине у нас в Российской Федерации сегодня около 1 миллиона официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных, при этом, по данным специалистов, порядка полутора миллионов - это общее число, если говорить о тех, кто сегодня в официальную статистику так или иначе не попал, кто не обследован или недообследован. Таким образом, над этим вопросом надо будет поработать, и было бы, конечно, логично обсудить его в Комитете по охране здоровья, а всё опять идёт через совершенно другой комитет по чисто формальному признаку. Я поддержу Геннадия Григорьевича, вы достаточно поверхностно обрисовали нам сегодня ситуацию. Дело в том, что сегодня учреждения уголовно-исполнительной системы являются не только таким вот промежуточным этапом, куда из того или иного субъекта поступает больной, там полечится и обратно в этот же субъект возвращается, они во многом превратились в то место, где туберкулёз распространяется, где люди впервые заражаются, получают вот эти опасные формы, это фактически мощный источник появления больных в последующем, в том числе и для регионов. Вы можете зайти в любой тубдиспансер и убедиться, что там если не половина, то треть пациентов - это как раз бывшие заключённые, которые прошли через соответствующие учреждения исполнения наказаний, получили это заболевание и теперь лечатся. Я уже не говорю про приверженность лечению, она у них действительно низкая, я не говорю про то, что силой их туда госпитализировать сегодня по закону можно, но они в любой момент могут уйти. Вот человека привезла полиция по решению суда или судебные приставы, его госпитализировали в этот тубдиспансер, а на второй, на третий день он оттуда взял и ушёл, и весь этот процесс начинается по новой. Ещё хуже ситуация, когда заканчивается срок отбывания наказания в соответствующем учреждении и человек оказывается предоставлен сам себе: куда он поедет, как поедет? Очень странно, что до сих пор подобного рода меры, подобного рода механизмы никак не урегулированы. Каково количество этих людей, куда они разъезжаются, лечатся или не лечатся, в каких коллективах присутствуют, кого заражают, с кем контактируют - огромный пласт вопросов, очень важный, в том числе и в части выполнения поставленных стратегических задач в части здоровья населения, в части увеличения продолжительности жизни. Я прошу добавить время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. Дело в том, что смертность от инфекционных заболеваний в Российской Федерации в 3 раза выше, чем в так называемых новых странах Европы, и на первом месте, безусловно, смертность от ВИЧ-инфекции, на втором месте смертность от туберкулёза и дальше все остальные заболевания, то есть речь идёт как раз о тех пациентах, тех гражданах, о которых мы сегодня говорим. Большая просьба ко второму чтению всё-таки дать нам чёткое заключение о необходимости внесения изменений в наш профильный закон - "Об основах охраны здоровья..." - в части врачебной тайны, в части заболеваний, которые то ли попадут, то ли не попадут, то ли будут отслеживаться, то ли не будут отслеживаться впоследствии соответствующими системами здравоохранения субъектов. В первом чтении фракция поддерживает данный законопроект. Но мы думаем, здесь ещё возникнет очень много подводных камней. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что фракция ЛДПР, конечно, поддержит данный законопроект, но это, на наш взгляд, всё-таки является полумерой. Перефразируя анекдот, можно сказать, что писанины прибавится, а проблемы могут остаться те же самые. Конечно, вопрос, который поднимается этим законопроектом, крайне важный, он касается страшных заболеваний, которыми болеют лица, находящиеся в местах лишения свободы. Ну и как правило, - а я постоянно, регулярно посещаю данные учреждения и знаю, о чём говорю, - эти лица болеют не только открытой формой туберкулёза, но и всеми видами гепатитов и другими страшными заболеваниями. Когда они указывают место проживания, куда они должны выехать, то, как правило, они по этому месту не прибывают, потому что кто-то умер, кто-то переехал либо там осталась, например, сестра, у которой маленькие дети, и, конечно, с открытой формой туберкулёза туда этого человека никто из вменяемых людей не пустит, да и если он сам более-менее вменяемый, то он туда не поедет. Также здесь уже прозвучал вопрос, касающийся врачебной тайны. Да, есть исключения, но в данном законопроекте об этом речь не идёт, всё под одну гребёнку, это тоже вызывает вопросы. Я уже не говорю о том, что указано, что не предусматривается дополнительного финансирования. Я этого не понимаю, ведь даже конверт стоит каких-то денег, и если мы предусматриваем бумажную форму уведомления, то в любом случае будут дополнительные расходы, а если электронную, то, возможно, не предусматривается расходов. Непонятно, какая информация будет содержаться в сообщении, тоже не ясно, будет это касаться нарушения врачебной тайны или нет. Здесь действительно правильно отметили, что количество находящихся в местах лишения свободы снизилось в 2 раза, в целом это, наверное, хорошо, но к данному законопроекту имеет отношение косвенное. Конечно, мы поддержим законопроект. Информацию о том, что на 30 процентов выросло количество излечившихся от туберкулёза, мы проверим, потому что у меня несколько иная информация. Я возглавляю экспертную группу по ОНК, общественным наблюдательным комиссиям, которые как раз занимаются вопросами принудительного содержания граждан, и приведённая информация для меня новая. Фракция ЛДПР поддерживает законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. К сожалению, чёткого ответа относительно количества людей, которые пришли отбывать наказание здоровыми, а вышли уже с заболеваниями, от представителя правительства я не получил, но Геннадий Григорьевич Онищенко уже сказал, что эта цифра значительная. Безусловно, по факту профилактика заболеваний обходится гораздо дешевле, чем лечение, особенно таких заболеваний, как СПИД, гепатит и туберкулёз. Я понимаю, что у ФСИН, вероятно, сегодня недостаточно средств для содержания больных заключённых, осуждённых, которые пришли отбывать наказание уже с заболеванием, отдельно от тех, кто не имеет заболеваний. Если для этого сегодня средств недостаточно, то, наверное, представители ФСИН должны обращаться к нам с предложениями, как эту проблему решить, ведь, я ещё раз говорю, каждое заболевание - это очень затратно и для самого гражданина, и для государства в целом. И ещё предложение: я думаю, представителям ФСИН нужно подумать в том числе и по поводу занятости людей, отбывающих наказание, и не стесняться выходить с предложениями. Освободившись, больной, с заболеванием, без профессии, предоставлен сам себе, его никто не контролирует, он никому не нужен. В этом плане давайте совместно принимать меры, готовьте инициативы, мы будем вас поддерживать. И хотел поддержать коллегу Куринного. Действительно, с туберкулёзом сейчас мы вопрос решим, а ВИЧ, а гепатит С? Это ещё более страшные заболевания. Конечно, есть врачебная тайна, но надо как-то разрубить гордиев узел и по крайней мере взять этот вопрос на контроль, чтобы врачи данной категорией занимались очень плотно, потому что если таким заболеванием даже один гражданин заболеет, то это очень существенно отразится на бюджете, а самое главное - это будет трагедией для людей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Морозов Дмитрий Анатольевич, пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошу прощения, позвольте мне сказать несколько слов. Я хотел бы поддержать в первую очередь Геннадия Григорьевича, Алексея Владимировича в части проблематики, которая была определена. В центре внимания действительно находятся вопросы добровольного освидетельствования граждан, добровольного лечения, приверженности терапии и сохранения врачебной тайны. Здесь очень сложное регулирование. Мне показалось, что широкий круг вопросов, которые выходили за рамки представленного законопроекта, как раз показал нам проблематику в сфере медицинского обеспечения ФСИН, и комитет берёт это в работу, так же как, разумеется, включится в работу над законопроектом при его подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все записавшиеся выступили. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Хотелось бы сказать большое спасибо за столь пристальное внимание к данному вопросу и буквально пару комментариев, если можно, дать. Общие статистические данные, в том числе по излечению от туберкулёза, находятся в открытых источниках. Было правильно отмечено, что за последнее время в местах лишения свободы, как уже докладывал и я, и, соответственно, содокладчик, в 2 раза сократилось количество осуждённых к лишению свободы. При этом количество больных туберкулёзом осуждённых, которые освобождаются, по сравнению с прошлым периодом сократилось более чем в 4 раза. Статистика говорит сама за себя. И второе. По большому охвату заболеваний и работе внутри системы исполнения наказания хотелось бы отметить, что есть специальные лечебно-исправительные учреждения, где находятся больные с теми или иными формами социально значимых заболеваний. Те, у кого активная форма болезни, находятся в лечебно-профилактических учреждениях, то есть больницах. Вот такой небольшой комментарий. Ко второму чтению мы готовы совместно и с комитетом по здравоохранению, и с ответственным комитетом отработать все возможные поправки, которые будут возникать. Достаточно большое количество вопросов необходимо будет урегулировать: какая информация будет передаваться, в каком объёме передаваться, каким будет взаимодействие - в открытом виде, в электронном, в бумажном. При определении срока, в течение которого мы должны принять все подзаконные акты, мы уже учитывали проблематику, которая возникнет в ходе обсуждения и сопровождения указанного законопроекта. Ещё раз хочу сказать большое спасибо за то внимание, которое было уделено данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", пункт 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 50 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается единогласно.