Заседание № 107
03.04.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 862141-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу о введении системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти; внесён Думой Ханты-Мансийского автономного оркуга - Югры).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1619 по 1682 из 10272
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, как вы правильно отметили, у нас очень напряжённый график, а с учётом того, что после 7 мая, видимо, будут опубликованы новые указы президента, будет сформирован новый состав правительства, мне кажется, было бы целесообразно перенести рассмотрение вопросов 40.1, 40.2 и 41, которые, на мой взгляд, очень серьёзно повлияют на сбалансированность бюджета и на налогообложение базовых отраслей, нефтегазового сектора, и, собственно говоря, разбираться с этой ситуацией придётся будущему составу правительства. На мой взгляд, мы могли бы подождать с обсуждением и перенести такие спорные вопросы, с тем чтобы рассмотреть их чуть позже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Давайте послушаем аргументы полномочного представителя правительства, поскольку это законопроект, внесённый правительством. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, хотел бы обратить внимание, что дискуссия о введении налога на дополнительный доход только в правительстве шла больше четырёх лет. Поверьте, эти вопросы очень глубоко обсуждались, в том числе и с нашим сообществом нефтяников, они глубоко продуманы на экспертном уровне. Поэтому выскажу свою точку зрения: уверен, что и в новом правительстве это будет воспринято именно как преемственная позиция, которая продумана, проработана и направлена на совершенствование нашей налоговой системы, которая должна именно стимулировать воспроизводство наших нефтяных производств. В связи с этим полагаю, что рассмотрение сегодня данных проектов законов весьма своевременно, и предлагаю оставить их в повестке дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета - Симановский Леонид Яковлевич. Пожалуйста, включите микрофон Симановскому. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, абсолютно правильно говорит представитель правительства, мы прорабатывали этот вопрос достаточно долго, проводили экспертный совет, приглашали всё бизнес-сообщество, которое готово к принятию данного законопроекта, плюс это как бы эксперимент. Поэтому мы считаем, что сегодня законопроект в первом чтении надо принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович, вы настаиваете на снятии? В этом случае мы поставим на голосование ваше предложение. Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Ну, учитывая позицию правительства, исход голосования мне ясен, поэтому наша фракция свою позицию выскажет при обсуждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович не настаивает на голосовании. Ну а что касается позиции правительства, не всегда она предопределяет итоги голосования, всё по-другому может быть.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5564 по 6780 из 10272
Пункт 40.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство предлагает вашему вниманию законопроект, который в случае его одобрения будет представлять собой одну из самых фундаментальных реформ в сфере налогообложения нефтедобычи в России за последние, пожалуй, пятнадцать лет. Он направлен на введение нового налога - налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Напомню, что впервые законопроект о налоге с таким названием, посвящённый налогообложению добычи нефти, был внесён в Государственную Думу аж в 1998 году, но потом в связи с введением других глав Налогового кодекса - о налоге на добычу полезных ископаемых, о введении новой экспортной пошлины на нефть - был отозван. За прошедший период и система налогового администрирования, и система налогообложения в России в целом претерпела существенные изменения, не менее существенные изменения произошли и на нефтяных рынках, в системе добычи нефти и вообще в том, какое место занимает нефтяная отрасль в экономике России, поэтому, с точки зрения правительства, настало время для того, чтобы ввести новый, универсальный налоговый режим, направленный, во-первых, на повышение эффективности налогообложения добычи нефти, а во-вторых, на то, чтобы уйти от тех многочисленных точечных льгот, индивидуальных изъятий, которые за последние несколько лет вносились в налоговое законодательство и были направлены на поддержку проектов по добыче нефти в отдельных регионах. Соответственно, тот законопроект, который сегодня предлагается вашему вниманию, направлен на налогообложение дополнительного дохода от добычи нефти на каждом месторождении углеводородного сырья, то есть, другими словами, на налогообложение не натуральных показателей - количества добытой нефти, а денежного потока - доходов от добытой нефти, уменьшенных на величину расходов. Фактически правительство предлагает, с учётом сложности данного налогового режима, использовать его в первые годы после введения - в случае его одобрения - в пилотном режиме. Для этого, во-первых, предлагается отнести НДД (налог на дополнительный доход) к федеральным налогам, установить налогоплательщиками организации, являющиеся пользователями участков недр в соответствии с предоставленной им лицензией, и распространить этот налог на четыре группы участков недр. Первая группа - это новые месторождения в новых нефтегазоносных районах, или гринфилды. Собственно, это те месторождения, которые сейчас имеют право на налоговые каникулы или в перспективе на льготную ставку экспортной таможенной пошлины. Для первой группы участков недр предусмотрен добровольный переход на НДД, но только до 31 марта года, следующего за годом принятия закона. Вторая группа участков недр, для которых предлагается применять новый налоговый режим, - это новые месторождения, при экспорте нефти из которых уже применяется льготная ставка вывозной таможенной пошлины, то есть те, в отношении которых уже применяется льгота по уплате экспортной пошлины, фактически они уже поименованы в таможенном тарифе, точнее, в примечании 8 к Товарной номенклатуре ВЭД по состоянию на 1 января 2018 года. В течение первого года после введения НДД для них также предлагается установить добровольный режим перехода на новый налог. Третья группа месторождений - это месторождения в традиционных регионах добычи нефти, это зрелые месторождения, то есть там добыча нефти уже осуществляется и нет смысла устанавливать какие-то индивидуальные налоговые льготы. Эти месторождения расположены на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми - в обозначенном регионе добычи, эти участки недр определены в законопроекте. Совокупный объём добычи за 2016 год по всем участкам не должен превышать 15 миллионов тонн в год, именно этот критерий был выбран. Все компании, которые осуществляют добычу в этом регионе, пропорционально представлены в том перечне, который вы можете увидеть в законопроекте. И четвёртая группа - это участки недр, которые включают новые месторождения нефти в традиционных регионах добычи, то есть в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округов, Республике Коми, эти участки недр также определены в законопроекте. Новые - это значит, что степень выработанности запасов на 1 января 2017 года не должна превышать 5 процентов. Ставку налога на дополнительный доход предлагается установить в размере 50 процентов. Налоговую базу предлагается установить как разницу, как я уже сказал, между доходами от продаваемого, реализуемого углеводородного сырья, которое добывается на месторождении, и расходами. Расходы предлагается считать в размере фактических расходов, но, в целях того чтобы не было искусственного завышения объёма расходов, ограничить предельной величиной, которая будет подлежать индексации. Расходы прошлых лет, не превышающие эту величину, будут подлежать индексации на коэффициент 1,163 ежегодно. Соответственно, для того чтобы обеспечить некий фиксированный объём доходов бюджета, как и во многих развитых системах налогообложения, когда существует, с одной стороны, налогообложение дохода, а с другой - минимальные платежи, роялти, в данном случае предлагается установить НДПИ, то есть сохранить НДПИ для месторождений, которые перешли на режим НДД, но считать его по другой формуле. Предлагается налоговую ставку считать как разницу между фактической ценой нефти, как сейчас в целях НДПИ применяется, и 15 долларами США, делённую на 2, с учётом понижающих коэффициентов для разных категорий - от 0,4 до единицы, то есть от более льготных в арктических регионах, где коэффициент минимальный, до единицы в традиционных регионах. Из суммы НДПИ предполагается вычитать экспортную пошлину, определённую за тот же период. Соответственно, все прочие налоговые условия для плательщиков, которые перешли на налогообложение дополнительного дохода, предлагается сохранить, то есть налог будет взиматься до расчёта налога на прибыль. В случае одобрения в следующем законопроекте предлагается для льготных категорий первой и второй групп установить налоговые каникулы по экспортной пошлине. В зависимости от того, удастся или не удастся пилотный проект, то есть повлияют или не повлияют предлагаемые новации на рост объёмов добычи нефти... От применения данного налогового режима не только не будет выпадающих доходов, но и возможны дополнительные доходы. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь. По пункту 40.2, проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с докладом выступит Павел Николаевич Завальный в качестве представителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, который я представляю в Государственной Думе, является, по сути, энергетическим сердцем нашей страны, в нём и сегодня добывается 43 процента всей добываемой в стране нефти, при этом объёмы добычи нефти в округе, несмотря на принимаемые решения об увеличении объёмов бурения, каждый год снижаются на 1,5-2 процента. Практически все базовые месторождения округа находятся на последней стадии разработки, обводнённость превышает 90 процентов. На том же Самотлоре, где добывается 20 миллионов тонн нефти в год, сегодня обводнённость составляет 95 процентов, то есть на тонну добытой нефти мы добываем 9-10 тонн воды. Дебиты скважин снижаются, скважины эксплуатируются с дебитом, который не превышает 3-5 тонн в сутки, поэтому большую часть запасов нефти в округе можно сегодня назвать трудноизвлекаемой. Фискальная система налогообложения нефтяной отрасли, которая существовала в России на протяжении последних двадцати лет, уже не соответствует задачам поддержания добычи нефти при общем ухудшении структуры запасов, не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти, не оставляет достаточных средств для инвестирования в новые технологии добычи. Коллеги, должен сказать, что сегодня достигнутый уровень КИН (коэффициента извлечения нефти) в нашей стране составляет 26 процентов при проектном значении 36 процентов, в Ханты-Мансийском округе - 22 процента, то есть только каждую пятую тонну нефти мы добыли, при этом в той же Норвегии - 52 процента, в Америке - 42 процента, то есть нам есть над чем работать. Безусловно, переход к новой системе налогообложения от той дифференцированной системы, которую мы с вами приняли в 2012 году и которая улучшила условия добычи нефти, разработки месторождений, является прогрессивным, многие страны перешли на такие стимулирующие модели. Дума Ханты-Мансийского округа, понимая проблемы, в ноябре 2014 года инициировала и внесла проект закона о так называемом НФР (налоге на финансовый результат), который относится к стимулирующим моделям налогообложения добычи нефти и имеет целью поддержание добычи нефти на истощённых месторождениях. Ставку налога предлагалось установить в размере 60 процентов, в том числе 48 процентов - в федеральный бюджет, 12 процентов от общей суммы налогов - в бюджеты субъектов Российской Федерации, и в связи с этим предлагалось внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс. По мнению разработчиков, переход к системе налогообложения на основе финансового результата позволит обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов, дополнительно взыскивать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, учитывать изменения цены на нефть на мировом рынке, а также иные макроэкономические показатели. При общем согласии на необходимый переход к стимулирующей системе налогообложения законопроект вызвал замечания Министерства финансов, нашего Комитета по энергетике в части универсальности и применимости для разных категорий месторождений. Такой режим был больше применим для истощённых месторождений, для новых месторождений не особенно подходил, для них больше подходил режим НДД (налога на дополнительный доход), поэтому на протяжении четырёх лет шла работа правительства вместе с нефтяными компаниями, профильными комитетами. По сути, проект закона, который сегодня предлагает правительство, - это конвергенция двух подходов, законопроектов по НДД и НФР, эту систему можно применять как для разработки новых месторождений, месторождений на ранних стадиях разработки, так и для истощённых месторождений на последней стадии разработки, поэтому принятие проекта закона, предлагаемого правительством, сегодня целесообразно. При этом предлагаю при доработке этого законопроекта в рамках второго чтения учесть два момента. Первый - расширить периметр проектов для четвёртой группы пилотов по критерию "величина начальных извлекаемых запасов" с 50 до 150 миллионов тонн. Это позволит получить более репрезентативную выборку месторождений разной крупности и в дальнейшем сформировать более объективное представление об эффективности данного налогового режима. Да, это приведёт к большим выпадающим доходам на первой стадии, но потом получим и больший эффект. И второй - предусмотреть в Бюджетном кодексе Российской Федерации норматив отчисления от ставки НДД в размере 40 процентов в федеральный бюджет и 10 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации, аналогично соотношению, которое было предусмотрено в проекте о НФР. Это даст большую заинтересованность субъекту в повышении эффективности недропользования и наполнения доходной части региональных бюджетов. Раньше было правило двух ключей - федеральная, региональная власть, сегодня предлагается часть доходов, которые будут, оставлять регионам, чтобы стимулировать недропользование и развитие инфраструктуры социальной сферы в регионе добычи. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич, присаживайтесь. С содокладом по этим двум законопроектам выступит председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле закон, который предлагается сейчас вниманию Государственной Думы, - это революция. Сейчас, наверное, очень сложно представить себе последствия того закона, который сегодня рассматривается. Мы просто должны понимать, что вообще существующая система налогообложения нефтянки... Мы прекрасно понимаем, что это основные доходы бюджета и это ещё очень долгие годы будет оставаться базой для доходов бюджета, то есть базой для решения многочисленных проблем, которые есть у нас в стране. Так вот система, которая действует сегодня, была сформирована в 2002 году и по существу представляет собой фискальное изъятие путём оборотных налогов, а это НДПИ и таможенная пошлина, то есть изъятие доходов. Что это значит? Да, это обеспечивало решение фискальных задач и очень хорошо работало, но мы все прекрасно понимаем, что, по существу, это предполагало использование тех ресурсов, тех запасов, которые были наработаны ещё в советское время, той геологоразведкой, а те запасы были ещё легкоизвлекаемыми. Но ситуация меняется, а та система не создавала главного - она не создавала стимула для того, чтобы вести геологоразведку, добывать трудноизвлекаемую нефть. (И кстати, эти слова неоднократно звучали в этом зале, ведь два законопроекта на эту тему здесь уже были отклонены, правда, тогда предлагался, по существу, просто способ мошеннического изъятия денег уже из бюджета, а не из недр, поэтому законопроекты и были отклонены, но проблема-то осталась.) Мы понимаем, что сейчас на самом деле растёт необходимость в новой системе, которая стимулировала бы геологоразведку, стимулировала бы компании заниматься добычей уже не лёгкой, а тяжёлой нефти. Вот очень важно, что эта работа, фундаментальная, начинается не с установления общих правил, а с эксперимента. Предлагается провести эксперимент, который позволит определить последствия, реальные последствия на очень ограниченном объёме - реально очень ограниченном объёме, - и только после этого, в случае положительного решения, распространять это на всю страну, на всю отрасль, ведь, я повторяю, слишком велика цена, риски очень большие. Вот это первое достоинство. А второе достоинство того, что предлагается, - это то, что, пожалуй, впервые эксперимент будет проводиться не за счёт региональных бюджетов, а за счёт средств федерального бюджета. Все потери, которые в связи с этим экспериментом могут быть, понесёт федеральный бюджет, а риски, безусловно, есть. Вот здесь прозвучали слова Павла Николаевича Завального о том, что надо расширить периметр и решить вопрос о перераспределении. Я напомню, что сейчас НДПИ целиком зачисляется в федеральный бюджет. Так мы хотим эксперимент провести, как изымать доходы, или мы хотим их перераспределять? Давайте отделим мух от котлет! Мы сегодня говорим об эксперименте в налоговой сфере и давайте не будем в этом законе решать бюджетные вопросы - их надо рассматривать самостоятельно, это совершенно разные вопросы! То есть это не повод... Я понимаю, что очень удобно спекулировать на том, что регионы плохо живут, но просто к теме закона это не имеет никакого отношения. А риски есть: мы понимаем, что если завтра цена на нефть упадёт, то будут реальные потери бюджета, но это будут потери федерального бюджета. Кстати, доходы региональных бюджетов в этой ситуации только вырастут, потому что по налогу на прибыль будет меньше вычет и, естественно, регионы получат больше средств. То есть данный эксперимент - это предложение, как в случае падения цены на нефть обезопасить региональные бюджеты, которые зависят от нефтяных доходов. Это тоже очень важный вопрос. Комитет проводил специальные парламентские слушания, специальное заседание экспертного совета. Иван Иванович, можно ещё пару минут? Я сразу по двум законопроектам выступаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не два разных законопроекта, это альтернативные, по Регламенту всё равно пять минут, но я вам добавлю время, Андрей Михайлович. Добавьте три минуты. МАКАРОВ А. М. Я понимаю, но у них по семь минут, а у меня только пять на два. Они так долго говорили, дайте и мне сказать! Так вот, коллеги, на заседании комитета присутствовали представители всех компаний, представители Минэнерго, то есть мы собрали всех специалистов в этой сфере, и все говорят, что закон надо принимать. Вот это очень важный момент, то есть на самом деле есть готовность. Что ещё я бы отметил? Когда два года тому назад мы начинали дискуссию по тому законопроекту, который представили наши коллеги из Ханты-Мансийского автономного округа, это был очень важный момент. Кстати, хотелось бы сказать им огромное спасибо, именно этот законопроект позволил начать серьёзную дискуссию. В нём предлагалось, что точки недр, где будет проводиться эксперимент, будут определяться правительством. Нам удалось доказать в результате парламентских слушаний, что участие в эксперименте должно определяться в законе. И уже в правительственном законопроекте, вы видите, все эти точки недр прописаны. Да, мы впервые включаем географические координаты в Налоговый кодекс, но это гарантия того, что закон не даст возможностей для недобросовестной конкуренции между компаниями. Мы должны провести объективный эксперимент, который позволит нам реально понять, каким образом развивать дальше нефтяную отрасль, как сделать так, чтобы нефтяная отрасль развивалась эффективно. Комитет предлагает поддержать правительственный законопроект, тем более что, абсолютно прав Павел Николаевич, он в значительной степени вобрал в себя всё то лучшее, что предложили наши коллеги из Ханты-Мансийского автономного округа, и дальнейшую работу продолжить уже в его рамках. Более того, мы предлагаем дать длительное время на рассылку, порядка месяца. Думаю, понадобится провести специальные парламентские слушания или что-то ещё, может быть, заседание экспертного совета, чтобы посмотреть, что нужно сделать в рамках второго чтения. Комитет предлагает поддержать правительственный законопроект, и мы приглашаем всех принять участие в этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Илья Вячеславович, ну вот хорошая инициатива у Минфина, но, на мой взгляд, это очередной эксперимент с неопределённым концом. Давайте вспомним, чем закончились многие наши реформы: отмена налога на ВМСБ привела фактически к снижению объёмов геологоразведки и к существенному падению объёмов нефтедобычи в традиционных местах недропользования, присоединение к Таможенному союзу - к отмене таможенных пошлин, повышению НДПИ, взиманию акцизов, привело к существенному уменьшению региональных бюджетов, особенно тех территорий, где зарегистрированы нефтегазовые добывающие предприятия. Во всех таких экспериментах у нас существенно теряют регионы! Вопрос следующий: какие всё-таки вы видите стимулирующие факторы сегодня для нефтегазовых компаний, чтобы увеличить объёмы геологоразведки, объёмы добычи нефти? Как данный закон, введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, скажется на российских регионах, если всё-таки возникнут проблемы с объёмами добычи, с ценой на нефть? Ведь мы не можем влиять на мировые цены на нефть... (Микрофон отключён.) ТРУНИН И. В. Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за вопросы. Что касается геологоразведки, мне кажется, что если пилотный проект удастся, то он непосредственно положительно повлияет на объёмы геологоразведки, создаст положительные стимулы к наращиванию этих объёмов. Почему? Потому что геологоразведка осуществляется не сама по себе, целью любой геологоразведки является открытие соответствующих месторождений, которые впоследствии будут коммерчески эксплуатироваться. Так вот пилотный проект по внедрению налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья направлен на повышение коммерческой привлекательности освоения тех месторождений, которые сейчас не совсем привлекательны в силу как раз перераспределения налоговой нагрузки с начального и конечного этапов на те этапы разработки, когда добыча находится, что называется, на полке. Повышение коммерческой привлекательности разработки месторождения окажет положительный эффект на геологоразведку. А что касается состояния субъектов Российской Федерации, то по крайней мере отрицательных эффектов принятие законопроекта за собой не повлечёт, потому что, и об этом сказал Андрей Михайлович в своём содокладе, как сейчас НДПИ и экспортные пошлины зачисляются в федеральный бюджет, так и в случае принятия закона налог на дополнительный доход предполагается зачислять в федеральный бюджет, и по экспортной пошлине направление зачисления менять не предполагается. Никаких отрицательных эффектов от принятия закона для субъектов Российской Федерации мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Илья Вячеславович, в продолжение вопроса своего коллеги Сысоева хочу задать такой вопрос: с чем связано то, что пользователи участков недр из первой и второй групп, куда входят Республика Саха (Якутия), Ненецкий автономный округ, в ходе пилотного проекта смогут отказаться от перехода на налог на дополнительный доход и будут платить в таком случае НДПИ и налог на прибыль, а пользователи участков недр из третьей и четвёртой групп, куда входят Ханты-Мансийский автономный округ, ЯНАО, Тюменская область, не будут иметь такого права? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Дело в том, что первая и вторая группы, в том числе те субъекты, которые вы назвали, либо уже сейчас получают льготы по экспортной пошлине и по НДПИ в виде налоговых каникул, либо имеют право на их получение в случае соблюдения определённых условий. В ходе обсуждения этого законопроекта в правительстве с отраслью был достигнут своего рода компромисс. Мы предлагали универсальную систему налогообложения вместо разрозненных льгот, при этом некоторые недропользователи говорили, что они в принципе счастливы и с тем, что у них есть, поэтому для того, чтобы у тех, кто сейчас пользуется льготами, была возможность оценить, насколько им выгоден новый режим, мы предлагаем дать им возможность однократно, один раз выбрать раз и навсегда: будут они работать по новой системе или не будут. Для тех, кто сейчас не имеет права ни на какие льготы, - а это как раз те, кто входит в третью и четвёртую группы, то есть осуществляет добычу в традиционных регионах, - мы постарались прописать все положительные моменты из законопроекта об НФР, для них это очевидно более льготная система, более того, все географические координаты всех месторождений, на которые предполагается это распространить, уже будут определены в случае принятия в кодексе. Эти месторождения были выбраны по заявкам компаний, иначе было невозможно, и отбирать у них впоследствии право, даже по их желанию, не применять этот налог, когда они сами подали заявки, было бы странно. Поэтому мы предлагаем не усложнять систему для третьей и четвёртой групп и сделать для них единообразный режим, для всех, кто поименован в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, с учётом снятия льгот насколько пополнится бюджет? И что значит "добровольный переход"? Будут те, кто согласится перейти добровольно? ТРУНИН И. В. Ещё раз повторю, что в законопроекте определены четыре группы месторождений, для кого-то этот переход будет добровольным, а для кого-то - для тех, кто будет указан в Налоговом кодексе, - это не добровольная система. Соответственно, если налогоплательщик-недропользователь выберет применение нового налогового режима, то он будет всю оставшуюся жизнь месторождения работать в соответствии с этим режимом, по крайней мере так предполагается. У тех, кто не выберет новый режим, сохранится прежний, со всеми его преимуществами и недостатками. Вот, собственно, что означает добровольность в данном случае. Что касается дополнительных доходов от отмены льгот. Дело в том, что мы не отменяем льготы в чистом виде, мы предлагаем их заменить на универсальную систему: вместо индивидуальных правительственных решений по предоставлению льгот по экспортной пошлине будет единообразный налоговый режим с определёнными особенностями взимания налогов. Я повторю, что мы не ожидаем дополнительных доходов, мы не хотим на этом заработать, мы пилотируем, экспериментируем, применяем новые подходы к налогообложению добычи нефти, мы постарались через систему ограничителей сконструировать новый режим в законопроекте таким образом, чтобы бюджет ничего не потерял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Илья Вячеславович, конечно, конструкцию вы придумали достаточно интересную, но при неблагоприятном исходе вы прогнозируете потерю 36 миллиардов рублей, это написано в финансово-экономическом обосновании. Как вы это можете объяснить? Это первое. И второе - что касается возможности учёта прошлых убытков на будущее, причём с 2007 года и с 2011 года, с коэффициентом 16 процентов. Откуда взялся этот коэффициент? Почему именно 16 процентов? ТРУНИН И. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Та сумма, которую вы назвали, - это максимальная величина выпадающих доходов, её наличие будет означать неудачу пилотного проекта. Эти выпадающие доходы будут наблюдаться в том случае, если на тех участках, которые мы включили в пилотный проект, не будет никакой дополнительной добычи, а именно на дополнительную добычу мы и нацеливаем свои новые законодательные решения в этой сфере. Именно для того, чтобы величина этих потерь была не очень велика, мы и ограничиваем предельную добычу, мы ограничиваем начальные запасы. Мы хотим опробовать новый режим, гораздо более сложный в администрировании, чем НДПИ и экспортная пошлина, на небольших месторождениях углеводородного сырья, где всё достаточно понятно. Смысл пилотного проекта заключается именно в этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к представителю Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры депутату Государственной Думы Павлу Николаевичу Завальному. Павел Николаевич, вопрос такой. Сколько Ханты-Мансийский автономный округ - Югра потерял в результате проведения Правительством Российской Федерации так называемого налогового манёвра, когда при поставке нефти в страны Таможенного союза обнулялись таможенные пошлины? Ответьте, чтобы мы смогли увидеть, насколько серьёзно проанализировали, в том числе и вы, будучи докладчиком по законопроекту, какие последствия нас ждут при принятии этого экспериментального, пилотного проекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Скажу, что за последние годы выпадающих доходов бюджета Ханты-Мансийского округа, связанных с принятием изменений в системе налогообложения, если брать в целом по Ханты-Мансийскому округу, не было. С одной стороны, менялась система налогообложения нефтяной отрасли, с другой стороны, отменялись льготы, допустим, по налогу на имущество структурных компаний или проводились другие решения, но каждый раз, когда такие решения принимались и на федеральном уровне, и на региональном, просчитывался конечный результат в отношении доходной части бюджета. И в последние годы, даже несмотря на то что падали цены на нефть и основным источником доходов, более 40 процентов, бюджета Ханты-Мансийского округа является налог на прибыль, в рамках в том числе соглашений с нефтяными компаниями, доходы не падали, а несколько росли. Ну, росли, честно говоря, и расходы. В последние два года Ханты-Мансийский округ живёт с дефицитом бюджета, который составляет ни много ни мало 25 миллиардов рублей. При этом льготы, которые даёт Ханты-Мансийский округ нефтегазовым компаниям с целью поддержки инвестиционных проектов на наиболее истощённых месторождениях, где себестоимость уже превышает, точнее сказать, рентабельности нет, составляют порядка 30 миллиардов рублей. С введением этого стимулирующего механизма налогообложения, возможно, мы сможем отказаться от льготирования добычи нефти на территории за счёт бюджета округа. Почему мы настаиваем, чтобы часть доходов поступала в региональный бюджет? В том числе потому, что для того, чтобы стимулировать нефтедобычу, поддерживать нефтяные месторождения в эксплуатации, нам приходится давать льготы на уровне округа. Вот, может быть, мы будем иметь такую возможность - отказаться от этой льготы, и это приведёт к увеличению доходов Ханты-Мансийского округа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, Илья Вячеславович уже ответил на мои вопросы, но вот я хотел бы всё-таки уточнить. Если будут в ходе этого эксперимента выпадающие доходы, то будет ли это означать, что этот проект неудачен и он будет прекращён? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Сергей Николаевич, ну, это один из критериев, но я надеюсь, что этого не произойдёт. Помимо величины доходов от добычи сырья на тех месторождениях, которые подпадут под действие пилотного проекта, нам важен ещё, собственно, и объём добычи в натуральном выражении. Могут упасть цены на нефть, из-за этого мы получим выпадающие доходы. Мы считали в постоянных ценах. Если новый налоговый режим не приведёт к увеличению объёмов добычи, не приведёт к увеличению объёмов бурения, не приведёт к улучшению ситуации с освоением тех месторождений, на которые он направлен, то это будет означать, что либо пилотный проект не удался, либо он нуждается в корректировке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Илье Вячеславовичу вопрос. Я всё-таки хотел бы услышать ответ на вопрос, который задал коллега Куринный про 16,3 процента ежегодной индексации убытков прошлых лет: почему индексация по 16,3 процента? Если взять период с 2007 по 2018 год, то представляете, какая сейчас набежит сумма? Это раз. Второе, как вы считаете, как повлиял налоговый манёвр на ситуацию с тем, что вот сейчас вам приходится это исправлять, так как появились месторождения, на которых добывать нефть, скажем так, неинтересно? И третье, правильно ли я понял, что объём эксперимента в масштабах страны ограничивается 50 миллионами тонн годовой добычи или извлекаемых запасов? Вот уточните, пожалуйста, чтобы понимать масштаб эксперимента. ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, спасибо за вопросы. Прошу прощения, действительно, я не ответил про 16,3. Это величина внутренней нормы доходности, которая использовалась правительством с 2010-го, ну, фактически с 2011 года для определения объёмов льготируемой нефти по экспортной пошлине на нефть. То есть это когда вот все те многочисленные льготы, которые для первой и второй групп участков недр сейчас устанавливаются постановлением правительства, освобождаются там по особой формуле от взимания вывозной таможенной пошлины, то они освобождаются до тех пор, пока внутренняя норма доходности конкретного месторождения не превысит 16,3 процента. Соответственно, эту величину было решено перенести в новый налоговый режим, который, по сути, заменит это льготирование по экспортной пошлине. Налоговый манёвр, если вспоминать, в чём он заключался, заключался не в увеличении налоговой нагрузки на добычу, а, скорее, в перераспределении налоговой нагрузки в сторону переработки, поэтому я сомневаюсь, что какие-либо месторождения в результате проведения налогового манёвра стали менее рентабельными по сравнению с ситуацией до налогового манёвра. С нефтезаводами, да, другая ситуация, а с добычей нефти, поскольку мы сохранили все те льготы и каникулы, которые существовали до начала снижения ставки пошлины и увеличения НДПИ, они не изменились. Объёмы добычи, которые будут охвачены новым налоговым режимом, зависят от группы: по третьей группе 15 миллионов тонн в год, по данным 2016 года, по четвёртой группе, соответственно, другая величина. По первой группе мы пока сказать не можем, потому что добыча там ещё не началась. По нашей оценке, новым налогом будет облагаться примерно 5-6 процентов всего объёма добычи нефти в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, действие любого закона, как и любого нормативного акта, направлено на неопределённый круг лиц, на неопределённое количество ситуаций, когда он должен применяться. Но после того, как мы внимательно ознакомились с представленным вами законопроектом, создалось впечатление, что он рассчитан на вполне определённый круг лиц. Он очень конкретен: перечислены конкретные субъекты, перечислено конкретно, с какого момента в каких субъектах он начинает действовать, прекращает действовать (после 2017 года, до 2019 года), указана степень изношенности (0,5, 0,2, 0,8). Вот вы можете сказать, на какой круг лиц рассчитан этот закон, кто бенефициары, какие компании в первую очередь им воспользуются? ТРУНИН И. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос. Я могу лишь сказать, что преимуществами этого закона, если таковые будут, воспользуются все недропользователи, кто добывает углеводородное сырьё на территории тех субъектов, где закон будет применяться, естественно, те, кто имеет лицензию. О том, какие участки недр относятся к первой и второй группам, ну, особенно ко второй группе, можно понять, прочитав приложение 8 к товарной номенклатуре ВЭД. По первой группе надо смотреть состав лицензии и месторождение на тех участках недр, которые расположены на территории обозначенных в законопроекте субъектов. Соответственно, в третью и четвёртую группы входят все компании, которые имеют лицензии на добычу нефти на территории опять тех же субъектов, которые указаны в законопроекте. Тем более что опять же там, где координаты указаны, распределение объёмов между этими участками осуществлялось пропорционально текущему объёму добычи, поэтому все, кто добывает там, где будет применяться новый налог, все те и воспользуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. Ну, во-первых, хочется понять, в чём смысл увеличения объёмов добычи нефти, если с этого не поступают в достаточном объёме доходы в бюджеты. Я понимаю, что поступает дополнительная прибыль в компании, но нам-то что с того, зачем нам это надо, как стране? И второй вопрос, более содержательный. Вот мы читали в пояснительной записке, что объёмы выпадающих доходов из бюджета вы прогнозируете на отметке между 8 и 36 миллиардами рублей в зависимости от конкретизации. Сколько времени должен продлиться эксперимент, чтобы правительство сказало, что он получился, что всё хорошо, что у нас теперь есть дополнительные объёмы, они перекрывают за счёт роста добычи выпадающие доходы и мы в целом выигрываем, либо сказало: нет, вы знаете, у нас ничего не получилось? Два года, три года, двенадцать лет - вот сколько вам потребуется времени, чтобы вы могли снова сюда прийти и рассказать об итогах этого эксперимента? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Ну, мы планируем мониторить эксперимент каждый год, но в целом мы считаем, что, для того чтобы сделать вывод о том, удался эксперимент или нет, нам потребуется около пяти лет. Это что касается второго вопроса. Теперь по первому вопросу. Вы говорите: какой толк с того, будет или не будет расти добыча? Дело в том, что, если в отношении месторождений третьей и четвёртой групп не принимать никаких мер, то, по оценке большинства специалистов, объём добычи будет снижаться и от этого, от снижения объёма добычи, мы точно будем нести потери. Если в результате тех мер, которые мы предлагаем, объём добычи возрастёт, то с учётом ставки налога - а я напомню: это 50 процентов от разницы между доходами и расходами, - с учётом того, что мы сохраняем экспортную пошлину и мы будем получать её в любом случае, после роста объёма добычи бюджет получит дополнительные доходы. Для месторождений первой и второй групп существуют льготы, достаточно масштабные: это налоговые каникулы по НДПИ, это освобождение или особая ставка по экспортной пошлине на нефть. Если объём добычи будет расти и на этих участках недр, то автоматически действие этих льгот будет прекращаться, соответственно месторождения будут выходить на окупаемость и автоматически федеральный бюджет будет получать дополнительные доходы от этого режима без какой-либо ручной настройки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Илья Вячеславович, по вашему же утверждению, эта тема уже достаточно давно обсуждается, не случайно с такой инициативой выходят даже регионы, вот скажите, неужели нельзя было за это время всё-таки просчитать, какие территории у нас добровольно перейдут, кого вы там добровольно-принудительно заставите? Всё-таки что мы ожидаем в итоге получить? Вот мы увидели в обосновании цифры: дополнительно 100 миллионов тонн до 2035 года и 1 триллион доходов, то есть мы на эти цифры ориентируемся. Скажите, есть ли расчёты, чтобы мы могли посмотреть, чтобы нам не через пять-десять лет к этому подходить, а в режиме реального времени оценивать ваши расчёты: есть ли падение в первые два-три года, что у нас с выпадающими доходами, в каких субъектах, на каких уровнях бюджетов и что мы получим к 2035 году? Такие расчёты есть сегодня в Минфине? ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Поскольку в отношении целого ряда месторождений первой и второй группы предусматривается добровольность перехода, заранее сказать, кто именно будет применять новый налоговый режим, сложно. Более того, каждое из месторождений, которые попали в третью и четвёртую группу, характеризуется своими горно-геологическими условиями, своим финансированием, имеет иные особенности, которые будут влиять на результаты применения нового налога. И те оценки, которые приведены в пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании, естественно, сделаны на основании оценки моделей тех месторождений, которые, как мы знаем, точно будут применять этот налог. Мы взяли на себя обязательства проводить ежегодную оценку итогов пилотного проекта и публиковать её, соответственно, правительство, Минфин и Министерство энергетики, будут это делать в случае принятия данного закона ежегодно, и если вдруг, не дай бог, случится что-то из ряда вон выходящее, если дело пойдёт не так, значит, будем выходить с соответствующими предложениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие вступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я с места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШЕИН О. В. Законопроект надо рассматривать в общей конструкции того, что у нас происходит с налоговым законодательством. Если ранее доля доходной части бюджета Федерации к ВВП страны была порядка 20 процентов, то сейчас она снижена до 15. Ежегодно предоставляются налоговые льготы в объёме порядка 10 триллионов рублей. На прошлой неделе, я напомню, парламент принял решение голосами одной фракции о том, чтобы избавить нефтяные компании от необходимости проходить экологическую экспертизу при разработке нефтяных месторождений. И что видим сейчас? Мы видим очередное предложение, цена которого в проекте недостаточно понятна, потому что цифры, предложенные парламенту, разные даже в рамках пояснительной записки, но это цифры потерь. Эти цифры потерь надо умножать на пять, потому что мы слышим о необходимости пятилетнего лага, только по результатам которого нам будет сказано, насколько это получилось. Соответственно, это минус деньги в федеральный бюджет, плюс деньги в нефтяные компании. Это первое. Второе. Мы не видим в рамках финансово-экономического обоснования ни одного расчёта, того, как же всё-таки предполагается хотя бы на примере какой-то территории увидеть увеличение объёмов добычи, как это увеличение объёмов добычи за счёт синергетического эффекта позволит увеличить консолидированный, общий объём тех налогов, которые будут поступать в бюджет. И тем не менее такой законопроект предлагается. Я напомню, что, когда в этом зале речь идёт о том, чтобы потратить хотя бы 10 миллионов рублей на обычных граждан, независимо от категории, инвалиды это или ветераны труда, или когда речь идёт о развитии образования, мы всегда слышим одну реакцию: денег нет и не будет. В данном случае речь идёт о десятках миллиардов рублей в рамках каждого бюджетного года, но мы слышим предложение о том, чтобы, напротив, уменьшить объём доходной части, повторю ещё раз, без каких-то достаточно очевидных расчётов, позволяющих понять, что это обернётся сторицей. И данный законопроект не представляется логичным, с моей точки зрения, в рамках интересов населения Российской Федерации в целом, понятно, что мы не говорим про интересы нефтяных компаний. Ещё одна вещь. Если я правильно понял пояснительную записку, речь идёт о тех месторождениях, где себестоимость добычи нефти составляет порядка 17 долларов за баррель, то есть 7 тысяч рублей за тонну, если переводить одну меру измерения в другую. Но у нас же стоимость продажи, экспорта существенно выше, в несколько раз, соответственно, возникает вопрос: а почему в условиях, когда стоимость продажи, экспорта составляет порядка 60 долларов за баррель, не выгодна себестоимость в 17 долларов за баррель? В чём причина, что случилось, где все эти расчёты, как мы можем понять, где возникла такая дыра, которая разоряет нефтяников? И ответа на эти вопросы у нас здесь тоже нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. От фракции. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, по мнению фракции КПРФ, необходимо принимать, при этом фракция, может быть, поддержит и законопроект, внесённый Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, потому что они своей инициативой, как говорится, сдвинули с мёртвой точки обсуждение очень актуального вопроса. Для современного этапа развития страны выработка новых подходов к налогообложению природных ресурсов, как представляется, очень важная задача. Вы знаете, Россия богата природными ресурсами, но они ограниченны. Покойный академик Дмитрий Семёнович Львов указывал, высчитал, что в объёме ВВП доля природных ресурсов, природная рента составляет порядка 75 процентов, 5 процентов - это приращение живого труда, а 20 процентов - это вклад инвестиций и капитала. В конечном итоге это всё и определяет, что нам необходимо дальше двигаться уже с учётом нового, если хотите, налогового порядка извлечения и изъятия ренты, потому что эта природная рента принадлежит всему обществу, мы должны искать формулы, находить методы и способы, которые действительно вернули бы эту ренту обществу. Но при этом все мы учили политэкономию и помним, что в промышленности выгодность капитала определяется средней нормой прибыли, которая есть. В данном случае наша нефтяная отрасль работала в таком же порядке: фискальные нагрузки были, но всё равно каждый, кто работал в области нефтедобычи, понимал, что если нормы прибыли ниже, чем средние установленные, сложившиеся в стране, то невыгодно вкладывать капитал. Так как нефтяные ресурсы ограниченны, то стране нужно, необходимо вкладывать средства, мы сейчас должны искать, и мы как раз вот находим, и этот законопроект - это тот самый метод, который стимулирует и заинтересовывает нефтедобытчиков пробовать, так сказать, может быть, и плохие, если хотите, участки, месторождения. И это в принципе сегодня очень важно, хочется подчеркнуть, не только для нефтяной отрасли, но даже и для сельского хозяйства, потому что финансирование сельского хозяйства из бюджета тоже обеспечивается по тем самым средним нормам прибыли, хотя Маркс в "Капитале" - скоро мы будем отмечать 200-летие со дня рождения Карла Маркса - подчёркивал, что в связи с ограниченностью природных ресурсов в сельском хозяйстве, в аграрном секторе нужно создавать условия, чтобы на худшем участке земли можно было получать прибыль и чтобы экономика могла работать на худших участках. Как раз этот законопроект, который предлагает правительство, является, может быть, самым удачным за все последние годы, когда правительство делало, старалось сделать новый шаг вперёд к тому, чтобы перейти к новому налогообложению, к новому методу налогообложения. И сами принципы, которые сейчас определены в законопроекте, - это добровольность, это установление переходного периода. Дальше, мы на заседании комитета договорились, что координаты точек этих месторождений будут определяться не решениями правительства, а законодательным образом. Наконец, когда федеральный бюджет берёт на себя риски, ищет новые подходы, то, мне представляется, действительно будет вполне выгодно в дальнейшем работать нашей стране, нашей экономике, тогда будет выгодно проводить и геолого-разведочные работы, потому что они туда входят. Единственное, может быть, предупредить надо, Илья Вячеславович, чтобы затраты правильно считались при расчёте как раз рентабельности этих производств, потому что затраты искусственно могут быть увеличены - таким образом нефтедобытчики могут получить дополнительную прибыль. И представляется, такой же подход может быть распространён и на другие отрасли, как я уже говорил, в том числе в других добывающих сферах, в том числе в аграрном секторе, а также на каких-то других направлениях, которые нам предстоит определять. Фракция КПРФ будет поддерживать оба варианта, потому что, я уже подчёркивал, хантымансийцы проявили инициативу, и тем самым они подтолкнули к решению вопроса. Ну и правительственный вариант мы поддержим, потому что, мы считаем, в перспективе - при всех нынешних возможных ошибках, при всех нынешних, может быть, недорасчётах и упущениях - этот вариант более выгоден, потому что природная рента должна принадлежать обществу, и как раз этот законопроект - путь к решению данной задачи. Мы будем голосовать за. Спасибо внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. От фракции, Сергей Михайлович? КАТАСОНОВ С. М. Как получится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут. КАТАСОНОВ С. М. Сегодня рассматривается один из тех законопроектов, которые действительно вызывают в Думе обсуждение, мы видим определённую состязательность в тех аргументах, которые нам представляют два комитета - Комитет по энергетике, Комитет по бюджету и налогам - и правительство в лице замминистра Ильи Вячеславовича. Вот я сказал бы так: сегодня фракцию ЛДПР данная дискуссия не убедила. С чего начал выступление Андрей Михайлович? Он сказал, что это революция, то есть это то, за счёт чего наша страна должна двигаться дальше и, так сказать, обеспечивать своё светлое будущее. А вот представитель Минфина нам сказал, что, конечно, будут проблемы какое-то время, мы будем докладывать, но неизвестно, куда мы придём, - может быть, и не получится. То есть, на мой взгляд, сегодня нет чёткого понимания, как будут развиваться события. И я думаю, причина в том, что нет чёткой проработки тех процессов, которые в принципе, мне кажется, достаточно понятны. Что мне хотелось бы сказать в развитие этой мысли? Вот Валентин Сергеевич говорил, что надо беречь, надо добывать... Во-первых, надо начать с того, чтобы посмотреть, какой будет доля данных видов энергетики в составе нашего энергетического баланса. Учитывая те темпы, которыми мир движется в сторону использования электрической энергии, я думаю, нужно абсолютно чётко понимать, что в общей структуре по данным видам будет происходить падение. Во-вторых, давайте посмотрим, а как осуществляется добыча на территориях? Я могу сказать, что у нас на территории Оренбургской области при добыче на всех новых скважинах весь попутный газ сжигается, соответственно экологическая обстановка ужасная. И сколько бы мы ни говорили о том, что существует целый проект, что можно было бы объединить наши мелкие компании, о которых мы говорили, что у нас есть собственный газоперерабатывающий завод, который загружен всего на 30 процентов, что, мол, давайте создадим систему и решим экологическую проблему, ещё и выпустим дополнительную продукцию - ведь мы говорим, что нужно найти этот газ, а он вот, есть, мы его палим в воздухе, - но, к сожалению, у нас не получается движения в этом направлении. Давайте посмотрим, какие группы предлагает Минфин. Всем, кто войдёт в две первые группы, предоставляются льготы - либо по таможенной пошлине, либо в виде налоговых каникул, - и, естественно, у них возникнет вопрос, переходить или не переходить, потому что у них и так есть льготы. Непонятно, почему Минфин предлагает им один раз и навсегда сделать выбор? Мне кажется, это не совсем правильно, потому что это может вызвать определённый, скажем так, испуг перед выбором: двигаться всё-таки по пути этого эксперимента или пользоваться тем, что есть сегодня, выбрать синицу в руках. Как мы видим, в целом в российской экономике выбирают последнее: сегодня, сейчас, не надо нам ничего завтра, нам не нужно ничего через десять лет, мы пришли, чтобы сегодня всё это выкачать, получить и распределить по определённой системе! Это что касается первых двух групп. И есть ещё третья и четвёртая группы, для которых предусмотрены чёткие ограничения: 15 миллионов тонн - по добыче и 50 миллионов тонн - по запасам. Кстати, если комитет по бюджету указывает, что это действительно революция, то давайте тогда расширять. И вот с такими, скажем так, опасениями Минфина и связана позиция нашей фракции. Мы не будем поддерживать данный законопроект, потому что мы всё-таки не понимаем: если всё действительно просчитано, если это является революцией, как сказал Андрей Михайлович, и движением вперёд... А я хочу напомнить, что Андрей Михайлович нам не раз говорил в этом зале, что он нас предупреждал о "сланцевой революции", я, кстати, сам не слышал этих слов, но Андрей Михайлович часто нам об этом говорит. Может быть, Минфину нужно прислушаться, поверить и подвести под это какие-то цифры? Сегодня, к сожалению, мы этих цифр не видим - мы видим вот эти четыре группы, совершенно разные: тем, кто разрабатывает гринфилды, ничего не надо, их надо убеждать, заставлять, они сами не пойдут, а там, где уже есть выработка, либо они в середине, но с глобальными ограничениями... Ведь что такое 15 миллионов тонн в год? Ну, это вообще... Ещё и в пропорциях поделено. Конечно, предложена очень сложная конфигурация, и, я думаю, надо было более резко действовать, чтобы двигаться вперёд. Теперь что касается потерь. Не совсем понятно, куда будет зачисляться налог на добавленный доход, в проекте закона я этого не увидел. Значит, вы его будете зачислять в федеральный бюджет, так, Илья Вячеславович? Да. То есть, по-видимому, раз вы опускаете ставку по НДПИ и Андрей Михайлович говорит, что всё уйдёт в федеральный бюджет, соответственно налог на добавленный доход тоже логично зачислять в федеральный бюджет. Но он же отнимается от налога на прибыль, и тогда мне немного непонятен тезис о том, что регионы ничего не потеряют. Почему не потеряют, если мы от их налога на прибыль отнимем тот налоговый доход, который уйдёт в федеральный бюджет? Вот здесь непонятно. И не случайно, наверное, хантымансийцы предложили разделить сумму налога в определённой пропорции между бюджетом субъекта и федеральным бюджетом. Если бы для регионов не было выпадающих доходов, они бы хлопали в ладоши и говорили: эксперимент за счёт Федерации! И Павел Николаевич тоже сказал, что нужно посмотреть и как-то их стимулировать. Я думаю, что эти модели достаточно легко математически просчитываются, учитывая, что Минпромторг или Министерство энергетики, не знаю кто, дали нам цифры, во всяком случае, я их увидел в заключении комитета. Те 100 миллионов тонн нефти, которые мы получим дополнительно к 2035 году, - это, наверное, не какие-то гигантские цифры. Кроме того, не понятно, как мы будем работать в системе ограничений, учитывая, что мы договариваемся с ОПЕК о том, что не увеличиваем добычу. Нам вообще это увеличение нужно или нет? Ну бог с ним, но вы представляете: получается, за 17 лет 100 миллионов тонн, это совсем какие-то копейки, которые мы можем дополнительно получить, и при этом оценка в 1 триллион рублей. Я думаю, если бы Минфин цифрами обосновал те революционные заявления, которые сделал бюджетный комитет, это было бы более понятно, и в этом состязательном процессе депутатам было бы легче принять решение. В первом чтении мы законопроект не поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, сегодня рассматривается законопроект, которому нужно уделить особое внимание, потому что, несмотря на свою пилотность, он может в дальнейшем очень серьёзно повлиять на формирование доходов всей бюджетной системы Российской Федерации. Наша фракция не будет поддерживать этот законопроект по следующим причинам. Ну, сначала о самом законопроекте. В заключениях Счётной палаты, Комитета по энергетике изложены замечания, я их повторять не буду, в части коэффициента учёта убытков прошлых лет начиная с 2007 года. Если убытки, понесённые в 2007 году, индексировать, ежегодно накручивать на них по ставке 16,3 процента, то можно очень легко просчитать, сколько денег придётся возвращать из прибыли. Мы считаем, что это явно избыточная мера. Второе. Объём добычи на месторождениях, на которые предлагается распространить этот эксперимент, достаточно велик, даже если не учитывать те участки недр, на которых добыча ещё не начата. Сегодня в законопроекте предусматривается 15 миллионов тонн, но от 550 примерно (это годовая добыча нефти) 15 миллионов - это достаточно существенно. Умножьте на нынешнюю цену, на экспортную цену, 400 долларов примерно на сегодняшний день, и вы увидите, что это суммы огромные. Следующее. Очень настораживает то, что могут быть убытки для федерального бюджета, и Минфин это признаёт, он посчитал, что могут быть убытки 34 миллиарда рублей, это в записке указано. Далее. В этом законопроекте устанавливается предельный уровень затрат, которые могут себе позволить компании. Но если вы устанавливаете предельный уровень затрат, который будет, скажем так, засчитываться в затраты при расчёте дохода, то, наверное, наивно полагать, что затраты, которые компании будут показывать, не будут меньше, ну, никто вам... Даже если они будут меньше, они всё равно будут их показывать на предельном уровне. В своей записке правительство указало, что если уровень затрат будет меньше, то, соответственно, бюджетная система потеряет меньше доходов, - ну, наивно так полагать! Следующее. При нынешней системе компании нефтегазового сектора - мы не берём частные компании, мы берём компании с госучастием, а у них большая часть добычи, месторождения, которые в эти группы входят, в том числе и государственным компаниям принадлежат, - должны осуществлять закупки по 223-му закону. Но дело в том, что правительство в декабре внесло поправки в этот закон, которыми вывело, скажем так, из-под конкурентных процедур закупки между взаимозависимыми лицами. Данные Минфина на сегодняшний день уже говорят о том, что по итогам 2017 года неконкурентными способами осуществляются закупки по 223-му закону уже в 97 случаях из 100 - 97 процентов! Если объём закупок, допустим, 38 триллионов, то 97 процентов - это уже более 30 триллионов рублей. Наивно полагать, что, если государство даёт этим компаниям такие возможности списывать на затраты... Ну, понимаете, если неконкурентными способами закупать, то вы любую себестоимость, любые затраты обоснуете всегда, поэтому наивно полагать, что здесь будет какая-то экономия. Следующее. Мы не будем голосовать против этого законопроекта только потому, что мы понимаем, что существует проблема: сегодня невыгодно добывать нефть на месторождениях, где достаточно высокие затраты на добычу, - эта проблема действительно есть, мы её признаём, но тот способ, который предлагает правительство для решения этой проблемы, неправильный. Я недаром задавал вопрос Илье Вячеславовичу: вы, вообще, оценивали тот налоговый манёвр, который осуществило правительство? Напоминаю, что это значит, что за налоговый манёвр был совершён. Правительство Российской Федерации постепенно снижало экспортную пошлину и увеличивало НДПИ - вот в чём заключался налоговый манёвр. Для чего они это делали? Они считали, что при падении цен на нефть доходы бюджета будут увеличиваться, если мы будем... Ну, условно говоря, экспортная пошлина зависит от цены на нефть: цена на нефть падает - соответственно падает доход от экспортной пошлины, и поэтому решили брать налог не с экспорта, а с добычи - вот, собственно говоря, весь налоговый манёвр. К чему это привело? Когда к затратам на добычу добавили ещё уплаченный НДПИ, это привело к тому, что некоторые месторождения разрабатывать стало невыгодно - вот в чём вопрос-то! На самом деле механизм решения этой проблемы уже придуман. Вы ведь недаром сказали, что есть месторождения, на которых уже применяются льготы, там уже пониженная ставка НДПИ используется, - так надо по этому пути идти, это нормальная практика. Другое дело, надо признать, что вот этот налоговый манёвр был крайне ошибочным, нельзя было переносить тяжесть налоговой нагрузки с налогообложения экспорта продукции на внутренний рынок. Ведь куда нефть идёт после уплаты НДПИ? Она делится: половина идёт на экспорт, половина на внутренний рынок, но налогом-то облагается вся нефть, и получается, что фактически мы с иностранного потребителя наших нефтепродуктов переложили тяжесть нагрузки на внутренний рынок. Это крайне ошибочно! Нужно возвращать налоговый манёвр в обратную сторону. И мы считаем, что именно эта ошибка - налоговый манёвр - является первопричиной той проблемы, решение которой вы сейчас пытаетесь найти. Пять секунд дайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. ГАРТУНГ В. К. Подчёркиваю, наша фракция не поддерживает этот законопроект ещё и потому, что следующим пунктом повестки идёт законопроект, которым правительство предлагает ещё и от экспортных пошлин освободить эти же месторождения. Более подробно я остановлюсь на этом при обсуждении следующего пункта, пункта 41, и разовью эту тему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я прошу от докладчика отойти. Не мешайте, докладчик должен слушать выступление. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наши коллеги из всех фракций всегда, когда выступают с этой трибуны, призывают поддерживать реальный сектор экономики, выступают за повышение эффективности нашей экономики, за снижение налогов, за урегулирование этих систем налогообложений, говорят о том, что нам необходимо вести диалог бизнеса и власти, говорят о поиске новых реперных точек подъёма экономики. И что мы сегодня видим? Фракция воздерживается. Депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" исходят из того, что предлагаемый сегодня законопроект - это своего рода настройка механизма взимания природной ренты, и сегодня правительство нам предлагает совершенно новый стимулирующий механизм. Хотел бы напомнить, что закон об НДПИ был подписан в августе 2001 года нашим президентом, с 2002 года НДПИ работает, Андрей Михайлович в своём выступлении об этом сказал. Сейчас нам необходимо как новые месторождения разрабатывать, так и продолжать добычу на истощённых участках, поэтому совершенствовать механизм налогообложения в форме пилотного проекта, стимулирующего, очень важно. Если мы говорим о том, что должны стимулировать наших производителей, то мы должны принять этот закон. Вы помните, не так давно мы приняли целую серию законов: все говорили, что сельское хозяйство убыточно, высказывали сомнения, говорили, что надо сельскому хозяйству помогать, что там просто чёрная дыра, и тем не менее в позапрошлом году в стране получили урожай зерна 120 миллионов тонн, а в прошлом году - 134 миллиона тонн. Это хороший пример того, что, когда стимулируется отрасль, это даёт свои результаты. Мы с вами прекрасно понимаем, что в новые разработки надо инвестировать. В нынешней ситуации, в ситуации санкций, ждать инвестиций из-за рубежа не приходится, поэтому мы должны дать возможность разрабатывать новые месторождения нашим компаниям и для этого вводить специальные налоговые режимы и давать отсрочки, которые предлагает правительство. Мы с вами прекрасно знаем, что если сегодня это рассмотрим, то в ближайшее время... хотя правительство не смогло, по мнению наших коллег, финансово обосновать будущие доходы, но если месторождение не разрабатывается, то как их обоснуют? Я думаю, что депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будут контролировать эту ситуацию. Мы предлагаем проголосовать за первый законопроект, учитывая, что в законопроекте, который идёт под номером 40.2, внесённом Думой Ханты-Мансийского автономного округа, практически все предложения правительства учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович. Присаживайтесь. Илья Вячеславович, есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Спасибо. Я коротко. Я хотел бы поблагодарить всех за очень содержательное обсуждение и сказать, что если законопроект будет одобрен в первом чтении, то это только начало обсуждения, поскольку при рассмотрении во втором чтении мы открыты и готовы к рассмотрению возможных поправок и к его корректировке с учётом всех вопросов, которые появляются. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич, будете выступать? Депутату Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект, у него очень много плюсов, это на самом деле своеобразная революция. Многие развитые страны, которые столкнулись с проблемой ухудшения структуры запасов, давно уже отработали такие режимы, мы немножко опаздываем, и в виде эксперимента будем применять. Для Ханты-Мансийского округа там тоже только плюсы: мы ожидаем увеличения доходной базы бюджета, поддержания увеличения объёма добычи нефти. Соответственно, есть надежда, что откажемся от тех льгот компаниям, которые сегодня вынуждены давать, чтобы поддерживать добычу нефти на истощённых месторождениях и сохранять рабочие места. Есть и минус, определённый риск - вопрос затрат, возможность завышения затрат, но та система финансовой отчётности, которую имеют наши нефтяные компании, просто не позволит этого сделать, так что мы все эти риски минимизируем. Ещё раз повторю: в целом для страны здесь одни плюсы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович. Мы все знаем, что запасы сокращаются, и если не вести геологоразведку - сколько раз это звучало в этом зале, - то запасы и дальше будут истощаться, мы живём за счёт старых запасов, которые были выявлены в советское время. Мы также прекрасно знаем, что на сегодняшний день не выбирается значительная часть нефти, которая могла бы добываться, но мы бросаем скважину, потому что это слишком дорого, а заставить работать себе в убыток никого нельзя, это просто бессмысленно. Сегодня речь идёт о том, что мы должны обеспечить будущее нашей энергетической сферы. Разговор о том, что надо слезть с нефтяной иглы, - это полная ахинея, ведь это не проблема нефтяной иглы, проблема в том, что бессмысленно отказываться от доходов, которые стране подарил Господь Бог, но, когда тебе Бог дарит вот эти недра, эти богатства, надо рачительно ими распоряжаться. Здесь прозвучала ссылка на меня чуть ли не как на классика марксизма, наверное, из-за того, что я сказал, что это революция. Судя по всему, люди, которые так восприняли мои слова, представляют революцию обязательно со штыками, на которые надо кого-то поднять, но здесь предлагается сделать совсем другое - здесь предлагается создать экономический механизм, который позволит эффективно разрабатывать наши недра, но сделать это в рамках эксперимента, абсолютно безопасного для региональных бюджетов, посмотреть, как этот механизм будет работать, совершенствовать его по ходу и только потом решить, можно ли это сделать в рамках всей отрасли, можно ли это сделать в рамках всей страны, или всё-таки должна быть специфика для отдельных регионов, для отдельных предприятий. Всё это делается в рамках эксперимента. Ну и наконец, здесь прозвучали слова, которые напомнили известную фразу: "Я Пастернака не читал, но со всей прямотой хочу сказать...", - вот это классический вариант, когда нам только что здесь говорили, что, мол, вообще непонятно, как может при том, что мы делаем и с пошлиной, и с НДПИ, увеличиваться прибыль? Да очень просто: сейчас НДПИ и пошлина вычитаются из прибыли, и если мы убираем пошлину, и если мы убираем НДПИ, то, естественно, прибыль увеличивается. Это даже не математика, это арифметика! Но арифметику эту можно понять, только если прочитать законопроект, а можно вот так просто порассуждать, это красиво. Но дальше возникает другая тема: почему это важно? Потому что на самом деле риски в ходе проведения эксперимента - а мы прекрасно понимаем, что цена на нефть может падать, - берёт на себя федеральный бюджет, ведь если цена упадёт, будет падение доходов федерального бюджета, а вот выросшая прибыль скомпенсирует падение цен для тех регионов, где эта нефть добывается. Вот об этом говорят законы арифметики. Но я повторяю, это в том случае, если, конечно... я не призываю читать Пастернака, в конце концов он кому-то может не нравиться, а вот законопроект перед тем, как выходить на эту трибуну, наверное, стоит прочитать. Уважаемые коллеги, на самом деле я действительно благодарен тем, кто внимательно его изучил и реально включился в работу по его улучшению. Нам предстоит очень многое сделать, именно поэтому никто не торопится. Мы, простите, очень долго этот законопроект обсуждали в Государственной Думе, больше двух лет, мы выносим сегодня на ваше рассмотрение то, что здесь самым подробным образом всем экспертным сообществом публично обсуждено, и мы пришли к выводу, что вот этот вариант для эксперимента подходит больше всего. Мне кажется, это тот самый ответственный подход, которого и требуют избиратели от своих депутатов. Я ещё раз приглашаю всех к работе над законопроектом во втором чтении. У вас ещё будет время прочитать этот законопроект: длительная рассылка, обсуждение, парламентские слушания - есть время прочитать, есть время подумать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, переходим к голосованию, будьте внимательны. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 40.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 40.2. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 40.1, по правительственному законопроекту. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 35 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Триста тридцать пять "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 40.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 59 сек.) Проголосовало за 15 чел.3,3 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 25 чел. Не голосовало 425 чел.94,4 % Пятнадцать "за". Таким образом, законопроект под пунктом 40.1 принимается. Законопроект под пунктом 40.2 отклоняется.