Заседание № 327
О проекте федерального закона № 861563-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" в части заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" в части заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии". Пожалуйста, Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях..." прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, выступить по мотивам есть желающие? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 12 повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 38 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 326
О проекте федерального закона № 861563-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" в части заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии" (принят в первом чтении 3 марта 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" в части заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии". Докладывает Владимир Владимирович Гутенёв. На рабочем месте включите микрофон. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был разработан в целях привлечения дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения путём повышения привлекательности концессионных соглашений. Поступило три поправки, которые предлагаются комитетом к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Уважаемые коллеги, комитет Государственной Думы по экономической политике предлагает утвердить таблицу поправок № 1, которая состоит из трёх поправок, и принять законопроект во втором чтении. Иван Иванович, просил бы в случае положительного решения включить законопроект в порядок работы на завтра, 26 ноября, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 13 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 37 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Спасибо. Завтра мы его рассмотрим в третьем чтении. Прошу учесть.
Заседание № 282
О проекте федерального закона № 861563-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (в части, касающейся концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона разработан Минэнерго в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет". Проект федерального закона направлен на уменьшение рисков концессионеров в целях привлечения дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения за счёт юридических гарантий в части неизменности регуляторных условий для концессионера на всём протяжении срока действия концессионного соглашения. Законопроект предусматривает включение в состав существенных условий концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, условий об объёме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках соглашения, в том числе на каждый год срока действия соглашения, как это уже предусмотрено действующей редакцией федерального закона в отношении объектов теплоснабжения и в отношении объектов по переработке (накоплению, утилизации, размещению) твёрдых бытовых отходов. Кроме того, законопроектом предусмотрено распространение на регулирование процедуры заключения концессионных соглашений в отношении таких объектов норм, касающихся имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Необходимость принятия федерального закона обусловлена недостаточным, по мнению участников рынка - а именно они формировали предложения в рамках технологической инициативы, - развитием института концессионных соглашений именно в сфере электроэнергетики и в первую очередь на муниципальном уровне. Так, по информации Минэкономразвития, аналогичные нормы законодательства позволили заключить в сфере ЖКХ более 2,4 тысячи концессионных соглашений на общую сумму свыше 360 миллиардов рублей. Концессионные соглашения с фиксацией долгосрочных неизменных условий по объёму валовой выручки инвестора могут послужить также эффективным инструментом по привлечению инвестиций в модернизацию устаревших объектов энергетики в изолированных и труднодоступных регионах страны в целях решения задачи, поставленной в майском указе президента № 204, а также в рамках мероприятий, предусмотренных в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Просим вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В июле 2016 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о необходимости завершения процесса создания правил игры, внятных и понятных субъектам рынка жилья, нами был принят законопроект, которым были определены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с заключением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения. Были определены в том числе необходимость участия субъектов Российской Федерации в качестве стороны концессионного соглашения, если концедентом выступает муниципальное образование, условия концессионного соглашения, его стороны, размер платы по концессионному соглашению, особенности изменения таких соглашений, особенно в конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Указанные изменения были направлены на коррекцию поведения участников рынка жилья в части преодоления административно-правовых барьеров, препятствующих реализации подобных моделей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Указанная модель сейчас предложена Правительством Российской Федерации в отношении объектов энергоснабжения. По данным Минстроя России, в прошлом году активное применение механизмов государственно-частного партнёрства, в том числе и в концессионных соглашениях, в ряде регионов позволило снизить аварийность в коммунально-энергетической сфере на 47 процентов и уменьшить потери в сетях на 18 процентов. Согласно информации Национального центра государственно-частного партнёрства в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства реализуется 2769 проектов с общим объёмом привлекаемых инвестиций 721 миллиард рублей, из которых 670 миллиардов составляют средства частных инвесторов. С учётом завершённых проектов это свыше 3,5 тысячи проектов с совокупным общим объёмом инвестиций более 750 миллиардов рублей, включая 700 миллиардов рублей внебюджетных. Принимая во внимание такие результаты правоприменения, комитет отмечает целесообразность предлагаемых изменений и поддерживает концепцию законопроекта, поскольку принятие закона удет способствовать развитию государственно-частного партнёрства в сфере электроснабжения, а также привлечению дополнительных инвестиций в эту сферу посредством создания юридических гарантий, предсказуемости и неизменности регуляторных условий для концессионера на всём протяжении срока действия соглашения. В то же время комитет обращает внимание на необходимость юридико-технической правки рассматриваемого законопроекта ко второму чтению. Замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены при доработке данного законопроекта ко второму чтению. Отмечу, что указанный законопроект также поддержан Комитетом по энергетике, Комитетом Совета Федерации по экономической политике и Государственно-правовым управлением президента. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анастасия Борисовна, скажите, пожалуйста, в рамках проработки данного проекта федерального закона рассматривался ли вопрос о том, чтобы его положениям придать обратную силу и таким образом снизить риски тех концессионеров, которые уже заключили соответствующие соглашения? Если же нет, то, как вы считаете, насколько целесообразно поработать над этим вопросом при доработке проекта федерального закона ко второму чтению (конечно же, в случае принятия его в первом)? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович, вопрос понятен. В данный момент законопроект не предусматривает распространения обратной силы, потому что у нас действуют основные положения Гражданского кодекса, в соответствии с которыми соглашения в момент их заключения должны соответствовать действующим законодательным актам. Однако мы готовы взять вопрос в проработку, тем более что, действительно, есть уже заключённое... (По техническим причинам микрофон отключился.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не слышно. А вот попробуйте соседний микрофон. БОНДАРЕНКО А. Б. Мы готовы этот вопрос дополнительно посмотреть ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. Работает микрофон? Нет. Что у нас со связью, коллеги? (Шум в зале.) Пересядьте на соседнее место. По карточке депутата Пилюс Натальи Дмитриевны включите Альшевских микрофон. Тоже не работает? Идите на трибуну. Я прошу наладить связь. Альшевских снимает вопрос. Осадчий Николай Иванович. У вас работает микрофон? Нет. На трибуну пройдите, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Анастасия Борисовна, вопрос вам, как докладчику. Законопроект, который вы представили, как говорится, создаёт более благоприятные условия, снижает риски для концессионеров, но у концессионной темы есть и другая сторона - насколько, по вашему мнению, урегулирован вопрос об ответственности концессионеров в случае недостижения целей, которые были заявлены в соглашениях? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопрос. Нормы об ответственности концессионера предусмотрены как в самом законе, так и детально расшифровываются в конкретных концессионных соглашениях согласно условиям конкурса, которые объявляются. Мы в законопроекте эти нормы не трогаем, потому что ориентируемся в первую очередь на нашу статистику. У меня есть следующие цифры: в электроэнергетике на дату разработки закона было заключено всего 44 соглашения начиная с 2009 года, в то время как в сфере теплоснабжения их было заключено 1344, - такая существенная разница показывает, что в первую очередь надо привлечь инвестора в принципе в этот процесс. Если практика будет показывать отрицательные результаты по исполнению концессионерами соглашений в электроэнергетике, безусловно, мы будем готовы вернуться к этому вопросу с точки зрения ужесточения ответственности за их выполнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. Не работает микрофон? Выходите сюда, Виктор Петрович. Пока я другого решения не вижу. Снимает вопрос Виктор Петрович. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Проходите сюда, Алексей Владимирович. Я прошу техническую службу наладить работу всех микрофонов. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, один вопрос. С учётом опыта работы подобных механизмов - я имею в виду гарантированные объёмы предоставления в данном случае по электроэнергии, а до этого по теплу работала система, по ТБО работала система - скажите, каковы предварительные резервы, или потери, муниципальных и субъектовых бюджетов, которые будут гарантировать, я так понял, предоставление того или иного объёма, если этого не случится, исходя из опыта применения подобной схемы как раз в сферах теплоснабжения и обращения с ТБО? БОНДАРЕНКО А. Б. Ну, цифр объёма потерь - если не случится - у нас, конечно, нет, потому что сейчас фиксированное состояние, его все муниципалитеты прекрасно понимают для своих объектов, то есть это, скорее всего, не к лучшему изменение. А вот с точки зрения применения закона, когда он пройдёт, мы ожидаем существенного роста, кратного роста инвестиций в эти объекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 36 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.