Заседание № 81

16.02.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86142-4 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в части увеличения пороговых значений стоимости активов хозяйствующих субъектов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 846 по 947 из 5741
Вопрос 3, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и     
18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности     
на товарных рынках". Доклад председателя Комитета по экономической политике,    
предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста.        
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической     
политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия".               
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен    
подготовленный к рассмотрению во втором чтении правительственный проект         
федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О      
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".   
Что бы я хотел отметить по существу? Практика последних лет показывает, что     
наметилось серьезное отставание действий антимонопольных органов от реального   
усиления монополий, в первую очень естественных монополий, да и других. Всё     
это приводит к таким печальным для экономики и граждан последствиям, как рост   
цен, который порой носит скачкообразный характер. Примером тому может служить   
рост цен на моторное топливо, имевший место в конце прошлого года. Контроль     
государства в этой сфере малоэффективен, а согласование огромного числа         
сделок антимонопольными органами зачастую носит формальный характер, их уже     
насчитывается сотни тысяч. В целях исправления сложившейся ситуации             
законопроектом предусматривается существенное увеличение величины пороговых     
значений стоимости активов - в среднем в сто пятьдесят раз. Принятие закона     
позволит снять необоснованное административное давление на малый и средний      
бизнес и практически даст возможность антимонопольным органам более тщательно   
осуществлять антимонопольный контроль, сконцентрироваться на действительно      
крупных компаниях и их сделках, по сути дела, управлять рисками.                
                                                                                
Предусмотренное законопроектом пороговое значение аналогично установленному в   
подготавливаемом к внесению в Государственную Думу проекте нового закона о      
защите конкуренции. Правительство его одобрило три недели назад, сейчас         
дорабатывает, и мы ожидаем его внесение в ближайшие дни.                        
                                                                                
В розданных вам материалах имеется таблица поправок к законопроекту, она        
небольшая. Комитет рекомендует их принять. Эти поправки имеют                   
юридико-технический характер и выработаны совместно с Правовым управлением      
Аппарата Государственной Думы. С учетом данных поправок комитет рекомендует     
принять законопроект во втором чтении. Благодарю вас.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок, рекомендуемых         
комитетом к принятию? Здесь семь поправок. Нет замечаний. Ставится на           
голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию.             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.72,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, нам необходимо теперь проголосовать по данному проекту       
федерального закона во втором чтении. Кто за?                                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9%                                     
Проголосовало против           28 чел.6,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Гаврилович, по третьему чтению какие будут предложения?     
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект    
подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Все необходимые для этого        
документы у вас имеются. Предлагается принять его в третьем чтении.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний по данному предложению? Нет замечаний. В    
режиме "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона    
"О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и            
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в третьем        
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7%                                     
Проголосовало против           46 чел.10,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 58

12.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86142-4 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в части увеличения пороговых значений стоимости активов хозяйствующих субъектов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2411 по 2709 из 7189
Пункт 12, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и     
18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности     
на товарных рынках". Докладывает официальный представитель Правительства        
Российской Федерации заместитель министра экономического развития и торговли    
Российской Федерации Андрей Владимирович Шаронов. Пожалуйста.                   
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Уважаемые депутаты, еще один законопроект, не менее важный, но    
более короткий. Речь идет о внесении изменений в две статьи Закона "О           
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",   
это статьи 17 и 18. Цель - это ликвидация избыточных функций федеральных        
органов исполнительной власти, сокращение административных барьеров для         
компаний и повышение эффективности государственного антимонопольного            
регулирования.                                                                  
                                                                                
Законопроект предусматривает увеличение установленной статьями 17 и 18 Закона   
"О конкуренции..." величины пороговых значений стоимости активов. Здесь две     
категории. Первая - активы хозяйствующих субъектов, чьи сделки и иные           
действия совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа.       
Сейчас эта сумма - двести тысяч минимальных размеров оплаты труда, то есть 20   
миллионов рублей. Предлагается ее повысить до тридцати миллионов минимальных    
размеров оплаты труда, то есть до 3 миллиардов рублей. И вторая - это активы    
хозяйствующих субъектов, о сделках и иных действиях которых антимонопольный     
орган должен быть уведомлен. Сейчас это сто и двести тысяч минимальных          
размеров оплаты труда соответственно, а увеличивается до двух миллионов МРОТ,   
то есть до 200 миллионов рублей.                                                
                                                                                
То есть что в результате происходит? В результате существенно, в сто            
пятьдесят раз, повышается пороговое значение стоимости активов хозяйствующих    
субъектов, для сделок и действий которых необходимо получение                   
предварительного согласия антимонопольного органа. Это означает, что            
подавляющее большинство сделок небольших компаний уже может совершаться без     
разрешения антимонопольного органа. При этом часть компаний должны будут        
уведомить антимонопольный орган о предстоящей сделке. Такие предложения         
родились в правительстве по итогам анализа сделок, совершенных за 2002-2003     
годы с учетом нового закона о конкуренции, и анализ показывает, что на самом    
деле число крупных сделок, которые действительно могут повлиять на              
конкуренцию на рынке, создать монопольного или доминирующего игрока,            
составляет менее 10 процентов - всего 9,2 процента от всех сделок, которые      
рассматривались антимонопольным органом, а более половины сделок, подавляющее   
большинство - это сделки, балансовая стоимость активов участников которых не    
превышает 200 миллионов рублей, это очень небольшая стоимость, и такие          
слияния на рынке не влекут какие-то монопольные или доминирующие последствия.   
                                                                                
Таким образом, по нашим оценкам, с принятием этого закона число                 
предварительно контролируемых сделок уменьшится в одиннадцать раз, а число      
уведомлений уменьшится в два раза, что, естественно, скажется на снижении       
издержек наших предприятий, но тем не менее оставит под контролем               
антимонопольных органов наиболее крупные сделки, которые могут повлиять на      
рынок.                                                                          
                                                                                
Есть у меня и анализ зарубежной практики, который показывает, что при общем     
рынке слияний число запрещений составляет от 0,5 процента до 1,5 процента, то   
есть очень небольшое число действительно крупных сделок запрещается или         
оговаривается дополнительными условиями в силу риска влияния их на рынок.       
                                                                                
Вот такие изменения предлагает вам правительство. Прошу поддержать. Спасибо.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович.                             
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству   
и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста. (Шум в зале.)              
                                                                                
Не отвлекайте Валерия Гавриловича.                                              
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Практика последних лет, как      
уже было сказано, показывает, что наметилось серьезное отставание действий      
антимонопольных органов от реального усиления монополий, и в первую очередь     
естественных монополий, и приводит это к таким печальным для экономики и        
граждан последствиям, как недавний скачкообразный рост цен на моторное          
топливо, например. Государственный контроль в этой сфере малоэффективен, а      
согласование той или иной сделки с антимонопольным органом стало зачастую       
приобретать формальный характер, причем незаметные для крупных компаний         
расходы на оплату услуг юристов оказываются весьма существенными для средних    
и тем более малых компаний.                                                     
                                                                                
Хотел бы обратить ваше внимание на то, что в настоящее время антимонопольное    
законодательство касается сделок на суммы, незначительные в                     
макроэкономическом смысле (об этом говорил уже Андрей Владимирович Шаронов),    
и, конечно, в целях исправления сложившейся ситуации предусматривается          
увеличение пороговых значений стоимости активов (не буду повторять, Андрей      
Владимирович Шаронов в своем докладе об этом тоже сказал).                      
                                                                                
Пороговое значение стоимости активов хозяйствующих субъектов, для сделок и      
действий которых необходимо получение предварительного согласия                 
антимонопольного органа, предлагается увеличить в сто пятьдесят раз. Конечно,   
цифра внушительная, это звучит, но во время обсуждения законопроекта            
предлагались и более серьезные увеличения (это так, для сведения). То, что      
данные изменения повлекут за собой уменьшение количества ходатайств             
хозяйствующих субъектов в антимонопольные органы, очевидно. И нам кажется,      
что принятие закона позволит снять необоснованное административное давление     
главным образом на малый и средний бизнес. В этом смысле, я считаю,             
законопроект создает дополнительные условия для развития малого и среднего      
бизнеса и дает практическую возможность антимонопольным органам более           
тщательно осуществлять контроль и концентрировать внимание на действительно     
крупных компаниях и сделках, о чем депутаты неоднократно говорили.              
                                                                                
Насколько нам известно, предусмотренное законопроектом пороговое значение       
полностью соответствует положениям готовящегося к внесению в этом месяце в      
правительство, а затем в Государственную Думу проекта нового антимонопольного   
закона. (Простите, я еще раз об этом вынужден сказать, уж очень мы ждем этот    
законопроект о защите конкуренции.)                                             
                                                                                
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экономической          
политике, предпринимательству и туризму рекомендует палате принять              
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Раз, два, три. Ну хорошо,         
давайте тогда не будем запись производить. Пожалуйста, Малышкин, вам первому    
слово.                                                                          
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. У меня как раз вопрос к содокладчику. Валерий Гаврилович, вы     
правильно сказали о ситуации с повышением цен на топливо. Вот нам на прошлом    
заседании раздали документы о проценте повышения в субъектах Федерации, там     
написано: Майкоп - повышение 26 процентов, Ставрополь - 16. Непонятно: что,     
какие-то две разные территории, одна находится на западе, а другая на востоке   
страны? Объясните вот это. И с принятием вот этого закона как это будет         
регулироваться?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, можно с места.                                
                                                                                
Включите Драганову, пожалуйста, микрофон.                                       
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Вы назвали Ставрополь и Майкоп, кстати, как раз центры           
субъектов Федерации и, как я понимаю, органы местного самоуправления,           
выражаясь языком последних принятых нами законов. У них разная компетенция,     
разные правовые полномочия, бюджетные и налоговые, но ни у того, ни у другого   
органа власти нет возможности сегодня устанавливать фиксированные цены,         
поскольку, хочется нам или нет, рынок определяет эту цену - значит, так         
сложилась конкуренция, положение на рынке в этих разных городах. Как            
увязывается эта проблема с законопроектом? Но я об этом сказал уже в фразе о    
том, что антимонопольные органы сегодня из-за того, что мы увеличиваем пороги   
рассмотрения, смогут сконцентрироваться на контроле за крупными компаниями (а   
именно от них, Олег Александрович, зависит ценообразование), и это, конечно,    
позволит влиять в том числе и на цену.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович, у вас вопрос к кому? Пожалуйста.                      
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые разработчики, один вопрос. Когда речь идет о крупных   
рынках, федеральных, международных рынках, когда речь идет о сырьевых рынках,   
то понятно, что этот закон как бы оставляет право регулировать. Но ведь есть    
местные рынки, и там работают гораздо менее крупные, что ли, компании, у        
которых активы гораздо меньше. А этим законопроектом вы предлагаете... Вот в    
регионах, например, хлебопродуктами обеспечивают определенные структуры,        
которые не имеют таких активов, а вы предлагаете их вывести из-под контроля     
по основным сделкам. Тем самым антимонопольные органы по вашему закону          
освобождаются от контроля и, вообще говоря, от влияния на этот рынок. Так для   
чего тогда мы это делаем? Мы говорим о совершенствовании, а тем самым...        
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен.                                           
                                                                                
Я думаю, Андрей Владимирович, вы ответите, как основной разработчик.            
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
На самом деле опасение совершенно справедливое. Даже маленькие компании, с      
небольшим оборотом, но на очень таких разрежённых рынках, где нет               
конкурентов, могут занимать доминирующее положение, имея активы там и меньше    
200 миллионов рублей. Я напомню, что в закон вносятся только те поправки, о     
которых я говорил, при этом в законе остается другая норма - что контроль за    
слиянием в любом случае остается, если одна из компаний занимает доминирующее   
положение на рынке или находится в реестре субъектов естественных монополий.    
То есть даже если у вас активов на сто рублей, но вы в реестре субъектов        
естественных монополий или занимаете доминирующее положение, то в любом         
случае ваша сделка будет контролироваться по-прежнему антимонопольными          
органами.                                                                       
                                                                                
А проиллюстрировать я могу такую ситуацию на примере развитых рынков. Если      
сливаются две булочные, то никто никого не информирует, это не важно никому,    
потому что это не влияет на рынок, это личное дело этих двух                    
предпринимателей. Если сливаются два хлебозавода, то тогда они информируют,     
но они не ждут разрешения на эту сделку. А вот если сливаются два авиационных   
завода, например, тогда эта сделка может произойти только после того, как       
антимонопольный орган даст разрешение, после того, как он изучит, как это       
повлияет на ситуацию на рынке. Вот в чем смысл этого закона.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, коллега Локоть Анатолий Евгеньевич. Ваш вопрос к кому?              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос к Валерию Гавриловичу Драганову, потому что Андрей Владимирович,         
наверное, и не знает, что у нас на этой неделе, на прошлом заседании, был       
руководитель ФАС и он жаловался на недостаток полномочий сегодня у              
антимонопольных структур. И мы соглашались, что он правильно говорит, и         
поддерживали его. А сегодня мы эти полномочия у него усекаем и опять говорим,   
что это правильно и хорошо. Так вот когда же это правильно: на этой неделе в    
среду или на этой неделе в пятницу?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганову включите микрофон.                              
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Гаврилович.                                                 
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Анатолий Евгеньевич, представьте себе, что нам с вами поручено   
администрировать сто субъектов и мы это должны сделать за один день, причем     
желательно, чтобы контроль был если не тотальным, то подавляющим. И             
представьте себе другую ситуацию, что у нас есть пять субъектов, но суммарный   
объем конкретных результатов их отдачи равноценен результатам этих ста. Где     
мы больше с вами пользы принесем - в первом случае или во втором? Ну конечно    
же, во втором, потому что мы сосредоточимся на контроле, где и экономическая    
эффективность, и финансовые результаты, и многие другие показатели гораздо      
более значимы для экономики, для общества, для людей и так далее. Мы создаем    
условия для антимонопольного органа, даем ему возможность сосредоточиться на    
тех крупных компаниях, которые создают, если хотите, подавляющий процент ВВП    
в разрезе страны, в разрезе региона, - и тогда антимонопольный орган не         
распыляется. А сегодня он обязан контролировать всех, и низкие пороги           
приводят, ну извините, к беготне с плохим результатом. Мне кажется, что этот    
законопроект очень сильно нас продвигает к полномочиям, о которых справедливо   
руководитель службы Артемьев говорил позавчера.                                 
                                                                                
Ну и напомню, что мы ждем законопроект о защите конкуренции, где эти вопросы    
тоже будут ставиться.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Гаврилович.                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос? Вы не записались, Тамара Васильевна, нет    
вас в списках. Вопрос к кому? Задавайте, пожалуйста.                            
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Андрею Владимировичу Шаронову.                   
                                                                                
Я понимаю, Андрей Владимирович, что у нас разные взгляды на роль и функции      
государства, но то, что происходит в последние пятнадцать лет... Всё больше и   
больше государство устраняется от вмешательства во внутренние экономические     
процессы, и вы видите результаты, мне кажется, уже все видят результаты этой    
деятельности. Этим законом мы еще больше отстраняем государственные             
структуры, особенно на местах. Вот Виктор Кузнецов задавал примерно такой же    
вопрос. Разве это правильно, что в одиннадцать раз, как вы сказали, снижается   
предварительное контролирование всех этих сделок? Это, мне кажется, на местах   
приведет как раз к полной бесконтрольности, потому что контроль                 
антимонопольного комитета - за крупными сделками это хорошо, конечно, а вот     
мелкие сделки - там будет еще больше нарушений и безобразий, причем глава за    
это отвечать не будет. Хотя мы всё чаще говорим, что глава имеет всё больше и   
больше полномочий, на самом... (Микрофон отключен.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, это выступление.                       
                                                                                
Вы хотите ответить, да?                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Шаронову включите микрофон.                                         
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Прежде всего хочу сказать, что с Федеральной антимонопольной службой этот       
закон был согласован в первую очередь, и здесь никаких разногласий с            
Артемьевым нет.                                                                 
                                                                                
Что касается опасений Тамары Васильевны, то я не могу возражать против того,    
что, действительно, антимонопольный контроль у нас слабый. Тамара Васильевна,   
здесь не о чем спорить. Но это совершенно не означает, что у нас он должен      
быть равномерным по всем направлениям. Как сказал в шутку один руководитель,    
ужасно хочется регулировать. Не должно такого быть! Регулировать нужно там,     
где существуют риски для рынка. Когда у нас объединяются два малых              
предприятия, которые вынуждены простаивать, тратить деньги и время и на         
взятки, и на официальные платежи, чтобы получить никому не нужное разрешение,   
вот такая работа никому не нужна. Вот именно ее закон и уменьшает, исключает.   
А вот когда действительно крупная сделка, вот там точно надо разобраться,       
взвесить все последствия, потому что она ударит по рынку и по потребителям      
очень сильно. Вот мы развязываем руки ФАС, чтобы они не занимались ерундой,     
не мешали малым предприятиям работать, а разбирались с крупными сделками,       
которые влияют на рынок. Вот в чем смысл этого закона.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросов больше нет, я так понимаю, все желающие свои        
вопросы задали. Есть ли желающие выступить? Нет. Уважаемые коллеги, прошу       
определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в       
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против           40 чел.8,9%                                      
Воздержалось                    7 чел.1,6%                                      
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.