Заседание № 95

07.02.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86110-8 "О внесении изменений в статьи 13 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации практической подготовки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1518 по 1553 из 5157
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и   
108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", третье         
чтение. Доклад Сергея Владимировича Кабышева.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект     
предусматривает развитие инструментов практической подготовки обучающихся       
путём включения в состав субъектов проведения такой подготовки лиц, ведущих     
самостоятельную экономическую и профессиональную деятельность. Законопроект     
принят во втором чтении 24 января текущего года, прошёл все необходимые         
экспертизы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию         
предлагает принять законопроект в третьем чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам от          
фракций? Нет.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 94

25.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86110-8 "О внесении изменений в статьи 13 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации практической подготовки; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1451 по 1519 из 5102
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и      
108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает    
Сергей Владимирович Кабышев.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый       
законопроект, принятый в первом чтении 8 декабря прошлого года,                 
предусматривает развитие инструментов практической подготовки обучающихся       
путём включения в состав субъектов проведения такой подготовки лиц, ведущих     
самостоятельную экономическую и профессиональную деятельность.                  
                                                                                
Сегодня в День российского студенчества хочу сделать особый акцент на том,      
что совершенствование законодательного регулирования в сфере высшего            
образования должно быть подчинено идее создания наилучших возможностей для      
формирования профессионального потенциала нашей молодёжи и его неотложной       
реализации во благо государства и общества. Поэтому необходимо комплексное,     
системное решение, позволяющее повысить качество, стипендиальные стимулы и      
практическую востребованность высшего образования. Именно в такой логике была   
выстроена подготовка законопроекта ко второму чтению.                           
                                                                                
В ходе данной работы поступили поправки, рекомендованные комитетом к            
принятию. Одна из них носит юридико-технический и редакционный характер.        
Другая связана с чётким выведением регулирования порядка приёма на обучение     
по образовательным программам из-под действия Федерального закона "Об           
обязательных требованиях в Российской Федерации". Комитет исходит из того,      
что данная поправка находится в концептуальном родстве с законопроектом,        
смысл которого состоит в повышении гибкости, адаптивности системы образования   
в целях её сближения с актуальными запросами и потребностями в практике. В      
связи с этим необходимо снять неопределённость в отношении порядка              
регулирования соответствующих требований и упростить порядок регулирования      
этих требований.                                                                
                                                                                
Комитет предлагает утвердить таблицу поправок. Законопроект прошёл все          
необходимые экспертизы. Прошу поддержать законопроект во втором чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.                              

Заседание № 83

08.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 86110-8 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации практической подготовки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3284 по 3800 из 5709
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Сергей Владимирович Кабышев.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный        
вашему вниманию законопроект разработан в соответствии с поручением             
Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 года и направлен на           
повышение эффективности образовательной деятельности через усиление её          
взаимосвязи с реальной профессиональной практикой.                              
                                                                                
Сегодня перед нами стоят задачи форсированного развития страны, что             
предполагает диверсификацию экономики и расширение занятости, в частности, на   
базе поддержки малых профессиональных и хозяйственных форм. В текущей           
ситуации это приобретает особое значение, поскольку развитие малого             
предпринимательства не только повышает гибкость, адаптивность экономики,        
уровень индивидуализации товаров и услуг, но и способствует обеспечению         
качества жизни населения через самостоятельную занятость.                       
                                                                                
Обращаю внимание, что, по данным Росстата, на 1 октября текущего года в нашей   
стране зарегистрировано 3 875 800 индивидуальных предпринимателей. Решение      
задач, связанных со структурными изменениями в экономике, выдвигает на первый   
план вопрос о качестве подготовки кадров, которые на момент завершения          
обучения должны обладать максимальным объёмом реально востребованных            
профессиональных навыков. Именно этим целям служит инструмент практической      
подготовки.                                                                     
                                                                                
В настоящее время практическая подготовка возможна только в образовательной     
или иной организации по профилю соответствующей образовательной программы; у    
субъектов, которые осуществляют профессиональную деятельность без образования   
юридического лица, то есть не являются организациями, а это и есть              
индивидуальные предприниматели, она исключена. Между тем такое ограничение,     
установленное только по признаку организационно-правовой формы и не связанное   
с какими-либо специальными требованиями к условиям прохождения практики,        
которые могут быть обеспечены именно в организациях, не имеет разумного         
обоснования и влечёт неравенство обучающихся, лишает их возможности получить    
практический опыт во многих отраслях, где востребованы формы индивидуальной     
занятости.                                                                      
                                                                                
Данный законопроект реализует и рекомендации наших парламентских слушаний, о    
которых здесь уже сегодня говорили, о развитии систем высшего образования,      
где подчёркивается, что особое внимание должно быть уделено интеграции          
высшего образования с реальным сектором экономики, особенно в условиях          
введения политических, экономических и иных санкций.                            
                                                                                
С учётом изложенных обстоятельств законопроектом предлагается приравнять        
индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной       
практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья          
профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит   
государственной регистрации и лицензированию, к организациям, осуществляющим    
деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.              
                                                                                
Хочу сделать акцент на двух принципиальных моментах.                            
                                                                                
Во-первых, расширяя круг субъектов для осуществления практики, мы не меняем     
порядок, условия её прохождения и ответственность за допущенные нарушения.      
Ошибочно полагать, что в организации, например в обществе с ограниченной        
ответственностью, практика априори лучше и безопаснее, чем у индивидуального    
предпринимателя, ведь организация может состоять и из одного участника, а       
немалое число индивидуальных предпринимателей имеют наёмных работников и        
обладают существенными производственными ресурсами. По данным Федеральной       
налоговой службы России, на 10 ноября текущего года среднесписочная             
численность работников микропредприятий, образованных индивидуальными           
предпринимателями, составила 1 963 221 человек.                                 
                                                                                
Важно иметь в виду, что практика - это часть образовательного процесса, и вне   
стен образовательной организации она может осуществляться только на основании   
договора и только по профилю образовательной программы. Дополнительные          
возможности, которые мы предлагаем дать образовательной организации, не         
предполагают обязанности заключения договора о практической подготовке с        
любым индивидуальным предпринимателем. Напротив, образовательная организация    
должна будет, как и всегда до этого, добросовестно и тщательно подходить к      
выбору места прохождения практики, убеждаться в наличии для этого всех          
необходимых условий, включая соответствие профиля профессиональной              
деятельности соответствующей образовательной программе. Образовательная         
организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в связи с     
соблюдением правил противопожарной безопасности, охраны труда, техники          
безопасности и других санитарно-эпидемиологических и гигиенических              
нормативов.                                                                     
                                                                                
Во-вторых, законопроект исходит из реалий экономической жизни, учитывает        
тенденции расширения многообразия профессиональной деятельности,                
осуществляемой без образования юридического лица. Предлагаемое определение      
круга индивидуальных субъектов, у которых возможно проведение практики, не      
путём исчерпывающего перечня, а на основе устоявшегося в трудовом               
законодательстве подхода с использованием критерия государственной              
регистрации или лицензирования позволит обеспечить разумно достаточную по       
широте охвата и при этом стабильную законодательную основу для практической     
подготовки в условиях возможного появления новых форм индивидуальной            
занятости.                                                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию, Комитет            
Государственной Думы по просвещению и Комитет Совета Федерации по науке,        
образованию и культуре поддерживают законопроект. Правительство также           
поддерживает законопроект, но делает акцент на необходимости дополнительного    
обоснования круга лиц, у которых может проводиться практическая подготовка. В   
связи с этим хочу отметить, что законопроект получил поддержку со стороны       
заинтересованных профессиональных сообществ, выраженную Федеральной             
нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов, Ассоциацией крестьянских   
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.               
                                                                                
Прошу принять законопроект в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Вопросы есть.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ивенских Ирина Валентиновна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИВЕНСКИХ И. В. Уважаемый Сергей Владимирович, законопроектом                    
предусматривается расширение круга лиц, у которых обучающиеся могут пройти      
практику, что вполне обоснованно, поскольку это позволит, безусловно,           
студентам на местах получить практический опыт во многих отраслях               
деятельности, что очень важно. Такой вопрос: может быть, стоит пойти дальше и   
разрешить проведение практики не только у предлагаемых законопроектом           
категорий, но, например, у всех самозанятых, как вы думаете?                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Уважаемая Ирина Валентиновна, я правильно понимаю, что, когда вы говорите обо   
всех самозанятых, вы имеете в виду тех лиц, которые занимаются в                
установленном порядке частной практикой и оформляют разрешение на налог? Ну,    
если говорить об этой категории, то это, безусловно, более широкая категория    
лиц, которые не проходят государственную регистрацию, лицензирование, а         
только встают на учёт для целей налогообложения. Определяя конкретный круг      
лиц в законопроекте, мы исходили из принципа, я уже об этом сказал, разумной    
достаточности, учитывали существенные юридические и фактические                 
обстоятельства.                                                                 
                                                                                
Юридические обстоятельства состоят в том, что круг индивидуальных субъектов в   
законопроекте описывается с учётом устоявшейся в трудовом законодательстве      
формулы, с помощью которой определены физические лица, признаваемые             
работодателями, это норма части пятой статьи 20 Трудового кодекса, в            
соответствии с которой они и действуют. Учитывая при этом, что практическая     
подготовка может осуществляться в том числе с заключением трудового договора,   
правильно проводить её там, где есть возможность трудоустройства и              
соответствующие гарантии. К соответствующей категории лиц относятся не только   
частнопрактикующие нотариусы, которые тоже могут быть самозанятыми, если они,   
например, вяжут варежки, но и медиаторы, оценщики, другие категории лиц.        
Очевидно, что для значительного их числа специальным законодательством          
установлены специальные входные квалификационные фильтры, правила               
корпоративной этики, и в случае их нарушения они рискуют лишиться этого         
статуса. При этом сама система государственной регистрации, лицензирования      
даёт такой дисциплинирующий эффект.                                             
                                                                                
И если говорить об экономических реалиях, то здесь важно сказать, что           
большинство лиц, занимающихся частной практикой единолично, не имеют наёмных    
работников, а потому не располагают реально организационно-техническими         
возможностями для проведения практической подготовки.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, мы с вами знаем, а большинство      
депутатов, вероятно, нет, что сейчас процедура прохождения практики крайне      
забюрократизирована. Каких только документов не требуют от руководителя         
практики и от самого студента! От общей программы до контрольно-измерительных   
материалов. Интересно, как их надо будет применять, особенно по тем             
специальностям, которые практико-ориентированные.                               
                                                                                
Вопрос: не боитесь ли вы, что часть индивидуальных предпринимателей, увидев,    
что им предстоит, не решится приглашать студентов на практику? И вторая часть   
вопроса: нельзя ли, на ваш взгляд, воспользоваться ситуацией, для того чтобы    
предложить Министерству науки и высшего образования дебюрократизировать         
нормативные акты в отношении практики?                                          
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопросы, Олег Николаевич. Действительно, я             
предполагаю, что после принятия этого закона необходимо будет обратиться к      
подзаконным актам, но не только Министерства науки и высшего образования - у    
них есть совместное положение, утверждённое ещё Министерством просвещения.      
Вместе надо посмотреть, конечно, все эти нормы, которые устанавливают во        
многих случаях, но здесь важно учесть, что мы должны обеспечить гарантии        
обучающимся, в том числе безопасности.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плотников Владимир Николаевич.                                                  
                                                                                
ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, уважаемый Иван Иванович.                                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, это хорошая идея, хорошая инициатива - дать      
возможность индивидуальным предпринимателям, чтобы у них молодые ребята,        
будущие специалисты получали практические навыки. Но я хочу поддержать то,      
что сейчас сказал Олег Николаевич: чтобы эта добрая инициатива не               
превратилась в дополнительное бремя, чтобы не было какой-то административной    
нагрузки для людей, которые хотят взять специалистов на практику, вот какие     
гарантии предусматриваются для этого?                                           
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за поддержку, Владимир Николаевич. Я хочу сказать, что    
нам важно сейчас реализовать в законе возможность прохождения практики у        
индивидуальных предпринимателей. Что касается процедуры прохождения практики,   
которая устанавливается подзаконными актами Министерства науки и высшего        
образования и Министерства просвещения, то это следующий этап нашей работы.     
При этом важно, необходимо учесть все факторы, которые существуют в разных      
сферах деятельности, здесь должен быть принцип разумной достаточности. И я      
думаю, что мы с вами будем осуществлять парламентский контроль в этой сфере,    
в том числе на предмет обоснованности, соразмерности вводимых требований.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игошин Игорь Николаевич.                                                        
                                                                                
ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вы достаточно чётко всё описали и упомянули в    
первую очередь нотариусов, адвокатов - не затронут институт патентных           
поверенных. В то же самое время он очень важен для экономики, мы это            
понимаем, особенно в нашей текущей ситуации. И здесь вопрос: позволяет ли       
законопроект патентным поверенным также брать к себе на обучение, на практику   
студентов, насколько он затрагивает эту сферу?                                  
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Ответ короткий: да, позволяет. Законопроект закрепляет право на   
проведение практической деятельности за иными субъектами профессиональной       
деятельности, а патентные поверенные как раз подлежат государственной           
регистрации в реестре патентных поверенных.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Сергей Владимирович, у меня схожий вопрос. Я правильно понимаю, что это будет   
распространяться на все отрасли экономики, независимо от специальности,         
направления и так далее? И у меня вопрос следующий: в законе мы тем не менее    
конкретно прописываем такие категории, как нотариус, адвокат, то есть мы их     
конкретно, как говорится, маркируем, мы их прописываем, если закон будет        
распространяться на все отрасли, для чего тогда мы выделяем конкретные,         
определённые направления?                                                       
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Дело в том, что эти категории не подпадают под регистрацию, под   
лицензирование, у них иной порядок, у них профессиональные сообщества, они      
саморегулируются.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, а не считаете ли вы более   
правильным вернуться к отраслевому принципу образовательных учреждений?         
Поверьте, я имею большой опыт, у меня было по 500 студентов и учащихся. И это   
непростой вопрос. Я уверен, что индивидуальные предприниматели не справятся с   
этой работой, причём чем сложнее работа, тем сложнее будет это сделать.         
Почему? Все правила безопасности написаны жизнями людей. У индивидуального      
предпринимателя нет ни инженера по технике безопасности, ни отдела кадров,      
который обычно занимается этой работой. Вот скажите, пожалуйста, почему         
нельзя вернуться к отраслевым вузам? Тогда предприятие будет заинтересовано в   
том, чтобы брать учить, да ещё и зарплату платить и училище поддерживать.       
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Я с вами согласен -        
конечно, нужно решать проблему не точечно, как мы сейчас делаем, а глобально,   
но это следующий этап. Я сам преподавал в отраслевом вузе и знаю, что там       
подготовка может быть более специализированной, более углублённой и,            
естественно, кадры будут высококвалифицированные по своей конкретной            
специальности.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Сергей Владимирович, я лично очень рад, что такой       
законопроект появился и будет принят. Дело в том, что я ещё в прошлом созыве    
аналогичный законопроект вносил, но правительство, к сожалению, не              
поддержало. Это нонсенс: мы вроде как 30 лет находимся в условиях рыночной      
экономики, но проходить практику у индивидуальных предпринимателей,             
адвокатов, нотариусов не разрешено. Было у меня очень много обращений по        
этому поводу. У меня вопрос такой: как вы думаете, почему правительство эту     
проблему не видело, или не хотело видеть, или не хотело решать? Так долго, 30   
лет рассмотрение этого вопроса тянется! Наконец-то сейчас мы будем проблему     
решать.                                                                         
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Федот Семёнович, без комментариев. Я не могу за правительство     
отвечать.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                  
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Ещё один вопрос, связанный с контролем: каким образом             
государство будет контролировать указанных субъектов профессиональной           
деятельности и порядок выдачи документов, которые будут свидетельствовать о     
прохождении практических занятий? Методики обучения, какой-либо структуры       
контроля у таких субъектов нет. В настоящее время при трудоустройстве никаких   
дополнительных условий, связанных с обязательным прохождением практики,         
кандидату не требуется соблюдать. Не думаете ли вы, что в будущем это вызовет   
дополнительные проблемы кандидатов?                                             
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Здесь сегодня уже говорили о том, что действующий порядок, наоборот, слишком    
забюрократизирован. Дело в том, что, когда заключается договор с                
организацией, где студент проходит практическую подготовку, сторонами           
договора являются и образовательная организация, и конкретное предприятие, то   
есть в настоящее время - организация. Там предусмотрены все условия,            
связанные с гарантиями безопасности, охраны труда, с критериями для             
квалификации, которую студент должен получить в процессе, соответствие          
профилю образовательной организации.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь.             
                                                                                
Желающие выступить есть? Есть. Олег Николаевич руку поднял.                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
На месте включите микрофон.                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я предложил бы         
поддержать этот законопроект по следующим аргументам.                           
                                                                                
Первое. Нам действительно нужно практико-ориентированное образование, а такое   
образование явно будет практико-ориентированным.                                
                                                                                
По поводу безопасности. Я так понимаю, что здесь предполагаются те              
направления индивидуального предпринимательства, где нет жёстких условий по     
обеспечению безопасности, не случайно упоминаются адвокаты, нотариусы и так     
далее. Кстати, договор, который обеспечивает необходимые условия охраны         
труда, не имеет отношения к тем бумагам по практике, о которых я говорил, их    
действительно просто неимоверное количество. Когда в своё время я проходил      
практику, будучи студентом, а потом руководил этой практикой в советский        
период, ничего похожего на безумие этих бумаг у нас не было.                    
                                                                                
Второе. Я думаю, что в каком-то смысле этот законопроект может оказать          
поддержку по крайней мере какой-то части отечественного малого бизнеса,         
потому что тот же самый адвокат или нотариус может какую-то часть работы        
поручить практиканту с учётом, конечно, его подготовленности.                   
                                                                                
Ну, и третье. Вероятно, этот законопроект, став законом, будет работать на      
воспроизводство малого бизнеса в стране. Те студенты, которым понравится        
становиться индивидуальными предпринимателями, вероятно, станут таковыми        
после окончания университетов. Пока же в период пандемии мы, к сожалению,       
наблюдали тенденцию к сокращению малого бизнеса в нашей стране.                 
                                                                                
Я думаю, что законопроект нужно поддержать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мажуга Александр Георгиевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Вы       
знаете, если отойти от официальной терминологии, наверное, основная задача      
образования - это готовить нашего обучающегося, нашего студента к жизни. Что    
значит готовить к жизни? Для студентов это приобретение новых навыков,          
которые они могут в дальнейшем использовать, для того чтобы справиться с        
трудными ситуациями или, например, трудоустроиться. Для работодателей это       
необходимость получить грамотного, квалифицированного специалиста, и ещё        
работодатель, конечно, хочет, чтобы это было в максимально короткие сроки.      
                                                                                
Сегодня мы говорим о практико-ориентированном образовании, и, конечно же,       
вместе с тем мы должны говорить о практической подготовке. Наш законопроект     
расширяет перечень организаций, которые могут участвовать в этом процессе. В    
соответствии с законом "Об образовании..." в настоящий момент практической      
подготовкой может заниматься сама образовательная организация или другая        
организация, у которой есть соответствующее структурное подразделение. Самое    
главное, этот процесс должен соответствовать профилю образовательной            
программы. Когда мы расширяем перечень организаций и включаем туда              
индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, крестьянские            
(фермерские) хозяйства, патентных поверенных и многих других, мы, конечно же,   
максимально углубляемся с точки зрения практической подготовки, говорим всё     
больше о практико-ориентированном образовании. Практика бывает разная: бывает   
профессиональная практика, производственная, есть практика ознакомительная,     
есть практика преддипломная и многие другие виды практики, которые, конечно     
же, могут реализовываться с участием указанных субъектов на их площадках.       
                                                                                
У нас, может быть, есть представление в голове, что индивидуальный              
предприниматель - это некая небольшая организация, которая работает прежде      
всего в сфере торговли, а на самом деле это не совсем так. Вот сегодня больше   
всего индивидуальных предпринимателей регистрируются в сфере IT, а в топ-5      
направлений, где у нас сейчас работают индивидуальные предприниматели,          
сухопутный и трубопроводный транспорт, операции с недвижимостью,                
растениеводство и животноводство, разработка компьютерного программного         
обеспечения. Во многих сферах экономики индивидуальное предпринимательство      
является важной формой ведения хозяйственной деятельности, поэтому, конечно     
же, когда мы укажем индивидуальных предпринимателей в законе "Об                
образовании..." и дадим им предлагаемую возможность, будет достигнуто           
соответствие рынку труда.                                                       
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, какая основная задача практической подготовки?        
Основная задача практической подготовки - соединить теорию и практику воедино   
для того, чтобы выпускники наших университетов были успешными, чтобы они        
хорошо были трудоустроены, были востребованы на рынке труда. Фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, ну, я   
не разделяю оптимизма, что малый бизнес вдруг займётся подготовкой кадров и     
обеспечит ими страну. Это заблуждение. Почему?                                  
                                                                                
Понимаете, наша проблема сегодня - деквалификация страны. Чем она вызвана?      
Посмотрите опыт индустриализации, я его в течение полугода внимательнейшим      
образом изучал. Вот что происходило с 30-го по 40-й год, когда мы купили 9      
тысяч предприятий на спаде в Америке и 9 тысяч американских студентов... ой,    
инженеров монтировали это оборудование, но в договорах было записано, как       
сегодня у китайцев: рядом с каждым их инженером три наших, понимаете? Но        
одновременно со строительством заводов... Скажем, "Ростсельмаш" начали          
строить в 1929 году, и сразу было создано шесть школ ФЗО, все по рабочим        
специальностям по технологиям, было создано два техникума, все по               
специальностям среднего профессионального образования - мастера, бригадиры и    
так далее, - и вуз, понимаете? По всей технологии! Аналогично создавались и     
другие, я это изучил. Что произошло в 90-е? У нас взяли...                      
                                                                                
Кстати, все технические университеты и институты были под промышленными         
министерствами, финансировались за счёт министерств, и была обязанность         
отдела кадров обязательно не позже третьего семестра брать на практику. Что     
такое брать на практику? Если вы пришли на серьёзное производство, вас          
должны: а) проинструктировать по технике безопасности; б) обязательно           
закрепить наставника, чтобы ты не влез ни в токарный станок, ни во фрезерный,   
ни тем более в щит управления, который не прощает ошибок. Дальше, обязательно   
составлялась программа практики, чтобы обучающийся в конце практики,            
нормально пройдя её, уже мог получить повышенный разряд - не третий, а          
четвёртый. То есть были мотивы, а наставник получал дополнительно отгулы,       
премии за то, что занимался с этими пэтэушниками. Как правило, у специалистов   
пятого или шестого разряда было от пяти до десяти таких пэтэушников, это я      
вам по практике говорю.                                                         
                                                                                
Что со студентами вузов? С моей точки зрения, самая успешная практика была      
создана в конце существования Союза, когда было создано пять заводов-втузов     
при крупных предприятиях. Я проанализировал их судьбу: 80 процентов             
выпускников этих заводов-втузов стали серьёзными руководителями, и не только    
на тех заводах, где они занимались. Почему? Потому что они с первого курса      
уже были ориентированы на профессию и учились совсем по-другому, чем там, где   
готовили исследователей, понимаете?                                             
                                                                                
Законопроект мы поддержим, конечно, но, с моей точки зрения, он ничего          
фундаментально не решит. Нам с вами надо фундаментально понять, в чём           
проблема нашего кризиса. А проблема заключается в уничтожении отраслевого       
управления, проблема заключается в отсутствии планирования. Вы не найдёте ни    
одной мелкой западной фирмы, не говоря уже о средних, в которой отсутствовали   
бы три типа планирования: оперативное, среднесрочное, стратегическое. Любая     
фирма на Западе и Востоке это имеет, страны "семёрки" имеют горизонт            
планирования 75 лет, ни одна из стран "двадцатки", кроме России, не имеет       
горизонта планирования меньше 20 лет. Но в нашей стране фактически              
аннулированы кафедры, которые готовят по вот этим специальностям, понимаете?    
Поэтому это вопрос более глубокий.                                              
                                                                                
И у меня в отличие от Федота Семёновича ни одного обращения по нотариусам и     
адвокатам не было. Почему? Это семейный бизнес - там никого не пустят, даже     
если вы тысячу законов примете! Попробуйте, имея квалификацию и опыт работы     
юристом, оформиться в нотариусы - да вас туда не пустят днём с огнём, даже за   
деньги! Это такие корпоративные касты, куда в принципе чужих никто не           
пускает, а тем более на практику: будут вам секреты свои рассказывать...        
                                                                                
Я считаю, нам надо правильно отработать закон, который фундаментальным          
образом решал бы проблемы, которые горят в стране, а у нас таких проблем        
навалом, но они не решаются. Почему? Мы в принципе идём по старой колее: что    
у нас рынок всё расставит, что Запад нас всем обеспечит... Уже понимаем, что    
не обеспечит. У нас банковская система работает самоё на себя, все              
министерства... Министерства - это макроинструмент, конкретно за штуки,         
километры, метры и кубометры не отвечают. Можете проанализировать - пойдите     
на итоговую коллегию любого министерства и послушайте, о чём они говорят: там   
нет фундаментального прогноза проблем и как их решать, в этом главная           
проблема! И мы с вами в принципе даже не понимаем, что, когда бюджет, надо не   
красоваться и рассказывать, какие глупые оппоненты, а бюджет, бюджетная         
политика - это одна из тех мер, с помощью которой можно решать проблемы         
страны. Налоговая политика - это вторая мера, таможенная политика - это         
третья мера, но самая базовая - денежно-кредитная политика. Нам надо понять:    
если мы не реорганизуем, если мы не примем закон о Центробанке, хана нам        
будет. Потому что у нас копили-копили деньги, 4 триллиона на переоценке -       
чух, и нет, и никаких ответственных, понимаете? 400 миллиардов вывезли, и те    
не найдут: те же приняли решение, мол, сейчас поживимся, а уже, оказывается,    
не могут найти и там денег! Тогда вопрос: а где же эти деньги, Зин?             
                                                                                
Давайте мы будем принимать законы, но, мне кажется, комитетам надо более        
фундаментально подходить к системе, потому что, ну, гора не может рожать        
мышь, а мы с вами большая законодательная гора.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович, у вас есть возможность выступить с заключительным          
словом.                                                                         
                                                                                
Депутату Кабышеву включите микрофон.                                            
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за            
заинтересованное обсуждение. Мы ждём всех в комитете для рассмотрения           
возможных поправок.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.