Заседание № 334
О проекте федерального закона № 860618-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Важнейший законопроект, который регулирует подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре, подготовлен к третьему чтению, все необходимые процедуры пройдены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 3 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 21 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 333
О проекте федерального закона № 860618-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 4 февраля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 31-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, второе чтение. Доклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Важный законопроект, он касается подготовки кадров высшей квалификации - аспирантуры. Поступило много поправок. В таблицу поправок № 1, которые предлагаются к принятию, включено 59 поправок. Они связаны в первую очередь с тем, что мы вводим понятие научной аспирантуры - о необходимости этого говорили многие академические учреждения, да и многие научно-образовательные учреждения тоже. Это повлекло за собой большое количество поправок в законы о тех федеральных органах государственной власти, которые имеют собственные образовательные организации. Кроме того, во втором чтении вводится новое положение, которое касается итоговой аттестации, то есть того, что считать окончанием аспирантуры. После многих дискуссий пришли к тому мнению, что окончанием аспирантуры, итоговой аттестацией является представление заключения о соответствии подготовленной диссертации требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание степени кандидата наук, то есть предзащита. Определение предзащиты как критерия итоговой аттестации, безусловно, увеличит количество тех, кто будет защищать диссертации по окончании аспирантуры. Сейчас это большая проблема. В таблице поправок, рекомендуемых к отклонению, только пять поправок. Они отклонены по тому основанию, что уже так или иначе учтены в действующем законодательстве или в тех поправках, которые предлагаются к принятию. Прошу рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает эти поправки поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 47 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Комитет предлагает эти поправки отклонить. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 29 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект под пунктом 31, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 04 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. НИКОНОВ В. А. Комитет просит включить вопрос о принятии законопроекта в третьем чтении в повестку работы Государственной Думы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение, Вячеслав Алексеевич. Данный законопроект будет рассмотрен завтра по процедуре третьего чтения.
Заседание № 273
О проекте федерального закона № 860618-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра науки и высшего образования Марины Борисовны Лукашевич. Пожалуйста. ЛУКАШЕВИЧ М. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" разработан во исполнение поручения правительства и является для сферы образования пилотным законопроектом в рамках регуляторной гильотины. В настоящее время подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре завершается итоговой аттестацией в виде защиты научного доклада об основных результатах диссертации. После введения в 2011 году в отношении аспирантуры государственной аккредитации и федеральных государственных образовательных стандартов научное и вузовское сообщество неоднократно на различных площадках поднимало проблему: при ориентире на результат вуза и научной организации акцент всё больше смещается с оценки уровня научной работы аспирантов и её результативности в виде качественно подготовленной диссертации на соискание учёной степени на формальную оценку соответствия программ подготовки аспирантов (адъюнктов) федеральным государственным образовательным стандартам. При этом стоит отметить, что на освоение дисциплин-модулей во ФГОС аспирантуры сегодня, как и в последнее десятилетие, отведено всего 30 зачётных единиц в рамках общего объёма аспирантуры, составляющего 180 и 240 зачётных единиц по гуманитарной и технической направленности соответственно. Как следствие, это привело к снижению количества защищённых диссертаций по итогам обучения в аспирантуре в год выпуска по сравнению с 2011 годом на 77 процентов - с 9611 до 2198, к снижению эффективности выпуска с защитой по отношению к фактическому выпуску по сравнению с 2011 годом почти вдвое. В целях достижения результатов национального проекта "Наука" в части увеличения числа исследователей на 35 тысяч человек до 2024 года и доли защиты аспирантов от числа принятых в аспирантуру до 40 процентов - сейчас эта доля составляет всего 18 процентов - законопроектом предлагается проводить итоговую аттестацию по программам аспирантуры (адъюнктуры) в форме предзащиты подготовленной во время обучения диссертации на предмет её соответствия критериям, которым она должна отвечать при соискании учёной степени, обеспечить возможность защиты диссертации до завершения обучения и сопровождение аспиранта до момента защиты диссертации. Законопроектом также предлагается устанавливать в части аспирантуры (адъюнктуры) требования к структуре программы подготовки, условиям их реализации и срокам обучения в рамках федеральных государственных требований; отказаться от установления относительно аспирантуры (адъюнктуры) федеральных образовательных стандартов и, как следствие, проведения государственной аккредитации по программам аспирантуры (адъюнктуры); сохранить все академические права, предусмотренные в настоящее время для обучающихся по имеющим госаккредитацию программам аспирантуры (адъюнктуры), в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу. В целях реализации положений законопроекта внесение соответствующих изменений предусматривается также и в иные законодательные акты. Просим поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! С подготовкой кадров высшей квалификации у нас беда: у нас сейчас на миллион исследователей меньше, чем было в 1991 году! Марина Борисовна только что сказала, что количество людей, защищающих диссертацию, с 2011 года сократилось вдвое, - и это в тот момент, когда страна устремляется к высотам научно-технического прогресса. Кстати, мы единственная страна, где сокращается количество исследователей. На протяжении последних 25 лет количество выпускников вузов, которые выбрали для себя работу в науке, не превысило 1 процента. С этим, безусловно, надо что-то делать. Проблемы, связанные с аспирантурой, мы обсуждали много раз, проводили слушания, "круглые столы", и вот во многом результатом этой совместной работы явился этот законопроект, который делает, на наш взгляд, шаги в правильном направлении, хотя и шаги недостаточные. Мы несли и количественные потери: число диссоветов, где можно защищаться, сокращалось - и качественные потери, потому что очень многие выпускники, заканчивая аспирантуру, не защищали диссертации, только 18 процентов защит диссертаций среди выпускников аспирантуры. И конечно, система была страшно забюрократизирована, поскольку действовала на основании ФГОС, устаревавших ещё до того, как они были написаны, затем была процедура аккредитации - проверка на соответствие этим устаревшим ФГОС тех образовательных проектов, которые были в различных вузах. Что реально даёт этот законопроект? Он делает условием окончания аспирантуры хотя бы предзащиту, то есть подготовку диссертации и проведение её по определённой процедуре, которую установит правительство. Это первое. Второе - отменяются ФГОС, которые устаревают до того, как их пишут, и вводятся некоторые общие федеральные требования. Третье - на основании этого уходит аккредитация, которая отнимала массу времени, нервов, возили грузовиками непонятную и никому не нужную отчётность, никто никогда и не думал это читать. И отдельный контур защит диссертаций вводится для наших структур, связанных с силовыми органами, - отдельный контур, который должен быть защищён. Есть определённые недостатки в законопроекте. Вот Марина Борисовна сказала, что сохранятся все льготы, привилегии, которые существуют в настоящее время для аккредитованной аспирантуры, в том числе отсрочка от армии, - не факт. С текстом этого законопроекта в этом плане нужно будет очень тщательно поработать, для неаккредитованных программ в законодательстве нет никаких льгот и привилегий, поэтому действительно необходимо будет углубить в этом направлении законопроект. Есть вопрос об иностранцах, которые после завершения аспирантуры могут защищать диссертацию, но у нас иностранец должен уехать, если закончился срок проведения его образовательной программы, - этот вопрос законопроектом не отрегулирован. Кроме того, из текста следует, что должно быть принято 13 подзаконных актов, в которых, собственно, будет весь диалог в деталях. И мы бы просили, конечно, министерство, Марина Борисовна, предоставить нам эти подзаконные акты до того, как мы будем рассматривать законопроект во втором чтении, потому что это действительно очень и очень важно. В целом шаги в правильном направлении, но, пока мы не ответим на самые главные вопросы - для чего людям учиться в аспирантуре, для чего защищать кандидатскую диссертацию, для чего после этого идти в науку, - у нас хорошо ничего не будет. Мы движемся в правильном направлении, но нам надо решать вопросы, связанные с реальной востребованностью науки и с финансированием науки на том уровне, который отвечает уровню развития цивилизации XXI века. К сожалению, сейчас по этому показателю - затраты на науку в валовом национальном продукте - мы отстаём от всех без исключения развитых стран. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Задержитесь, пожалуйста, Вячеслав Алексеевич. Коллеги, будут ли вопросы? Я не вижу. Есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Вячеславу Алексеевичу. Вячеслав Алексеевич, изменяется, скажем так, механизм подготовки аспирантов. Но вот аспирант прошёл аспирантуру, но не вышел на предзащиту, не вышел на защиту - как тогда будет оцениваться вообще эта подготовка, эффективность затрат государственных денег на всё это дело, если единственным критерием будет защита диссертации? НИКОНОВ В. А. Не защита - предзащита. Ну а как, если студент заканчивает обучение и не защищает дипломную работу, оценивать эффективность подготовки этого студента? Студент остаётся на следующий год и продолжает, через год защищает диплом. То же самое и в аспирантуре: не защитил, значит, не окончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Марина Борисовна, мы имеем сейчас 18 процентов по защите. Вот фактор предзащиты - существенный момент - теперь будет обязателен на выходе при трёхлетнем обучении (такой, насколько я знаю, срок) в аспирантуре, а какие ориентировочные цифры мы будем иметь по защите? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо, Иван Михайлович. Я бы хотела отметить, что законопроектом мы вводим несколько механизмов, для того чтобы повысить уровень, долю защитившихся по результатам уже обучения в аспирантуре до 40 процентов. Это, как я и сказала, введение предзащиты в рамках государственной итоговой аттестации, это возможность для аспиранта защититься в период обучения, до сроков истечения, а также прикрепление к нему научного руководителя и сопровождение его уже после окончания аспирантуры до защиты - не секрет, что одна из больших проблем у нас возникает, когда аспирант закончил обучение и в течение года не защитился: пока он проходит в статусе соискателя все эти процедуры, ему не хватает соответствующего сопровождения. Вот все эти вещи мы включаем сейчас в законопроект, рассчитывая, что это, как один из элементов, позволит нам, собственно, выправить эту ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Марина Борисовна, ну вот представляется, что с помощью этого законопроекта происходит некая манипуляция со статистикой, поскольку количество занятых в науке людей у нас увеличивается не за счёт того, что в абсолютных цифрах растёт количество аспирантов, количество людей, занятых в науке, а за счёт того, что у нас вместо защиты диссертации предзащита будет являться основным критерием, по которому эти люди будут попадать в число исследователей. Но проблема-то в том, что в предыдущие десять лет, например, по всей стране сокращались диссертационные советы, сокращалось число бюджетных мест в аспирантуре, то есть вот эти проблемы надо решить, а не просто поменять название с одного на другое - и вдруг мы прорвёмся к вершинам науки и станем передовым государством в этом направлении. Вам не кажется, что это так? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Юрий Геннадьевич, спасибо за вопрос, но я не смогу с вами согласиться по одной простой причине. Я специально сделала акцент на том, что сейчас государственная итоговая аттестация по своей природе не мотивирует в дальнейшем выпускника к защите, он практически не имеет подготовленного проекта диссертации. То, о чём мы говорим в законопроекте, к статистике будет иметь отношение, ну, собственно, очень относительно, поскольку речь в первую очередь будет идти о том, что подготовка аспиранта завершается предзащитой, то есть у человека реально на руках будет проект диссертации, прошедший соответствующую предзащиту, как это сейчас предусмотрено постановлением правительства о защите по учёным степеням, и это, собственно, полшага до защиты уже непосредственно самой диссертации. Не секрет, что у нас с вами доля исследователей, защитившихся после аспирантуры, по статистике, не растёт. Для того чтобы мы с вами считали исследователей, а самое главное, непосредственно научных работников, нужны остепенённые ребята, которые идут работать и в научно-исследовательские организации, и в вузы, и это в первую очередь и есть наши кадры высокой квалификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Спасибо, Иван Иванович. Марина Борисовна, я о финансовой стороне вопроса. Счётная палата обратила ваше внимание на то, что речь идёт об уплате госпошлины, а это, собственно, доходная часть федерального бюджета. Механизмы не прописаны - ко второму чтению это нужно сделать, потому что кроме научной части этого законопроекта, которая мне кажется очень отработанной, хотя и 13 нормативных актов надо принять, финансовый вопрос тоже будет очень важным. ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо, Ирина Михайловна. Мы с коллегами из Министерства финансов сейчас работаем над решением этого вопроса. Когда законопроект рассматривался в правительстве, однозначно было принято решение, что вот, собственно, подход по упрощению подготовки с точки зрения регламентации образовательных процедур имеет приоритет в этой части, но тем не менее мы с коллегами сейчас работаем над... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Марина Борисовна, можно согласиться с тем, что законопроект направлен на совершенствование аспирантуры, и даже, как сказал Вячеслав Алексеевич, бюрократизация в определённой степени уменьшается, но при этом новая модель аспирантуры будет пристраиваться к существующей сегодня модели высшего образования: бакалавриат, магистратура и так далее. Не пришло ли время, не назрело ли решение отказаться от болонской системы? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. Мы работаем, собственно говоря, сейчас над совершенствованием, решаем вопросы, связанные с высшим образованием, но я хотела бы отметить, что аспирантура всегда была особым видом в системе образования, это так называемая интеграция высшего образования и науки, которую мы в этом законопроекте закрепляем именно в статье об интеграции науки и высшего образования. В данном случае мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что практически мы делаем такой традиционно-исторический шаг, поскольку подготовка высококвалифицированных кадров ещё с 1920-х годов регулировалась в системе образования именно как особый вид подготовки кадров, рассчитываемых именно на интеграцию науки и высшего образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Берулава Михаил Николаевич. БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к вам, уважаемая Марина Борисовна. Сегодня аспирантура есть во многих вузах, где нет диссертационных советов, - встаёт вопрос: будет ли выдан аспиранту диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопрос, Михаил Николаевич. Согласно законопроекту государственной итоговой аттестацией будет признаваться предзащита проекта диссертации с выдачей соответствующего заключения вузом либо научной организацией, в которых такая подготовка шла. Это вписывается в рамки постановления правительства по защите диссертаций, которое действует на сегодняшний день. Действительно, в рамках действующего закона "Об образовании..." у нас предусмотрена выдача документа об образовании и квалификации по итогам завершения обучения в аспирантуре. Этот вопрос был предметом обсуждения на одном из заседаний экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию и науке, мы с коллегами договорились, что обсудим в рамках второго чтения эту тему - сохранять или нет этот документ, какая дополнительная аргументация у нас в этой части есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Говорин Николай Васильевич, пожалуйста. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, мы сегодня рассматриваем на самом деле очень важный для науки законопроект, потому что ситуация складывается так, что мотивации, глубинной мотивации, собственно говоря, у аспирантов нет к тому, чтобы, закончив аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, ну и возникает ряд серьёзных объективных барьеров, мешающих осуществлению мечты, ради исполнения которой человек пришёл в аспирантуру. Я имею в виду повальное закрытие диссертационных советов в отдалённых субъектах Российской Федерации. Те, кто когда-либо занимался наукой, понимают, что, по большому счёту, нет различий для науки в центре и на периферии - могут быть серьёзные, глубинные исследования и в провинциальных вузах и университетах, и в центральных. В этом смысле возникают технические, экономические проблемы с направлением аспирантов в крупные города, для того чтобы они были прикреплены к диссертационным советам, так как по критериям аккредитации любого вуза, особенно это касается медицинских вузов, должно быть определённое количество прикреплённых и защитившихся аспирантов и диссертантов. И в этом смысле мы совершаем очень серьёзный такой вот... создаём серьёзную проблему: вслед за деградацией аспирантуры в своё время, идёт и, естественно, деградация кадрового потенциала, в связи с тем что притока молодёжи нет. Совершенно верно, что данный законопроект - это только первый шаг, но это полумера, нам необходимо на самом деле более серьёзно подойти к этой теме, если мы хотим развивать науку в широком понимании этого слова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. Борис Александрович, от фракции? Три минуты поставьте, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! У одного из ведущих российских вузов есть такой девиз: "Не для школы, а для жизни мы учимся". Действительно, а данный законопроект для статистики или для жизни? Мне кажется, не особенно-то для жизни, потому что если говорить о жизни, то через изменение процедуры получения тех или иных документов, мы для науки-то ничего не добавим! Здесь, мне кажется, нужно подходить более системно, уже и выступавшие коллеги говорили об этом, и эта тема затрагивалась в заданных вопросах. Когда мы говорим о том, что при получении диплома или... Как вы сказали, государственная итоговая аттестация не мотивирует - она действительно не мотивирует, потому что потом человек с этим диплом нигде себя применить особо и не может. А если он очень талантливый, то, скорее всего, уедет из нашей страны. Вот почему-то у нас условий для того, чтобы человек остался, занимался наукой, практически не создано, мы только идём к этому. Сократили огромное количество диссертационных советов, причём это касается многих серьёзных специальностей, а про Сибирь, Дальний Восток говорить вообще не приходится. У нас молодому человеку или девушке, кто хочет заниматься наукой, сначала придётся накопить денег, для того чтобы поехать, закрепиться, предзащититься, защититься, что-то ещё сделать, а мы на это, к сожалению, сегодня никаких финансов не выделяем. Говорить о том, что человек пойдёт в аспирантуру, без нормальной инфраструктуры образования тоже не приходится. Те условия, в которых проживают многие аспиранты в общежитиях, абсолютно неправильные и абсолютно недопустимые. Действительно, мы сегодня этим законопроектом говорим, я надеюсь, о начальном этапе, потом мы предложим большую государственную программу поддержки наших молодых учёных. Пока, к сожалению, этого не происходит, пока мы занимаемся тем, что решаем, будет диплом перед предзащитой, если аспирант пойдёт на процедуру предзащиты, или не будет этого диплома. А разговор нужно вести, как мне кажется, - я ещё раз повторяю: как мне кажется - более глубокий. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Онищенко Геннадий Григорьевич - выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Действительно, сегодня обсуждается как никогда актуальный вопрос, и я позволю себе привести несколько цифр. Сегодня у нас средний возраст исследователей составляет 48 лет, хотя с точки зрения умственных способностей человека он до 37 лет может продуцировать новые научные идеи и так далее, докторов - 62 года, а кандидатов - 52 года, вот такие номинации. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Марина Борисовна, которая представляет сегодня правительство, озаботились этой идеей. Вот в вопросах звучала обеспокоенность, но все вопросы были в основном не по тексту данного законопроекта, а более широкими, и это вполне обоснованно. Те замечания, которые комитет сформировал, у вас есть в виде заключения комитета. В общем-то, против концепции возражений нет, кроме одного: в экспертном заключении Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложено изменить концепцию законопроекта и вывести аспирантуру в область закона "О науке...", с чем комитет не согласился. Для того чтобы проинформировать вас, я должен сказать, что на этом работа над аспирантурой, над подготовкой молодых научных кадров не заканчивается. Буквально послезавтра в Кремле состоится уже номинированное в официальной повестке работы президента заседание Совета по науке и образованию, где будет обсуждаться подготовка кадров в интересах экономики и социальной сферы России и вопросу аспирантуры, всем актуальным аспектам - и тем, которые прозвучали здесь, и тем, которые не прозвучали, - будет уделено достаточно большое внимание: это и вопросы, связанные с мобильностью научных кадров, это и вопросы, связанные с расширением автономии образовательных организаций в вопросах высшего образования и научной деятельности, это и модернизация системы формирования государственного заказа на подготовку кадров, и целый ряд других вопросов, связанных именно с подготовкой научных кадров в аспирантуре. Поэтому будем считать, что этот законопроект является базовым, самым актуальным, он меняет то, что нужно изменить в первую очередь, но программа, о которой шла речь и в вопросах, и в выступлениях, будет выработана на заседании совета. Причём этот совет будет послезавтра заседать не один, а с президиумом Государственного совета, тем самым делается акцент на том, что будет повышаться роль субъектов в подготовке кадров среднего, высшего и научного звена. Итак, системная работа не заканчивается, она только начинается, и поэтому я призываю от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", от фракции в Государственной Думе проголосовать за концепцию данного законопроекта. Мы обязуемся в комитете доработать его с учётом в том числе того обсуждения, которое будет на заседании совета буквально послезавтра. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Кашин Владимир Иванович - выступление от фракции КПРФ. Пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Я вспоминаю свои молодые годы: мне посчастливилось работать с выдающимися учёными - с Миловым, Тереховой, Работновым, эти люди заведовали кафедрами в МГУ, и они не чурались работать на опытных станциях будучи докторами, будучи светилами, имея свои уникальные школы. Государство уделяло огромное внимание науке, выделяло огромные средства для развития науки: доктор наук получал 500 рублей, первый секретарь московского обкома получал 500 рублей, кандидат наук получал 350 рублей; если кандидат наук работал на производстве, он тоже получал надбавки, и так далее, и так далее, то есть была не только моральная, но и огромная материальная заинтересованность. В аспирантуру стояла огромная очередь, с дипломами с отличием. У нас в Жуковском только в ЦАГИ приходило 100 человек с дипломами с отличием, а сегодня два человека приходит, максимум три. Им квартиру дать сегодня некому! По большому счёту, и наставников стало немного. У нас финансирование науки 1 процент от ВВП, мы отстаём в этом плане, я уже не говорю о том, что ВВП у нас разный. В тех же Соединённых Штатах Америки - 4,7 процента, да и в других странах. Мы должны всё-таки почувствовать, что мы хотим: то у нас дети не рождаются, а потом, когда уже попадаем в агонию из-за сокращения населения, экстренно начинаем принимать какие-то меры, теперь вот у нас нет кадров. "Кадры решают всё!" - это было сказано великим кормчим, но кадры, состоящие из профессионалов, - они сумели и фашистов разбить, и космос первыми освоить, и многое другое сделать, и сегодня мы все гордимся этими кадрами, этими людьми. Но кто же разорял академию? Мы же с вами здесь сидели, те отраслевые академии сгоняли, оторвав академические школы непосредственно от лабораторий и так далее, - разве не мы с вами здесь вот это всё совершали? Мы. Мы уничтожали лучшую школу профессиональной подготовки, среднего специального образования, высшего образования - опять мы, кто нам это навязывал? Мы все их фамилии тоже знаем, не раз с этой трибуны зачитывали соответствующие постановления, и проводников этих идей знаем поимённо. Сегодня создали научные центры, рядом были восемь-десять, иногда и больше институтов, где были аспирантуры, где были учёные советы, по нескольким специальностям защищали диссертации, и кандидатские, и докторские. Но, слушайте, уже пошла прополка этих диссертационных советов, научно-технических советов, уже пошла прополка, и письма идут! Вчера получили из Ростовской области - я вот Николаю Васильевичу передал, - огромный коллектив написал письмо: всё, там уже и здание отбирают и так далее! У нас и в администрациях чинуш много, которые хорошие здания наших институтов с удовольствием подбирают и используют уже совершенно в других целях. Уважаемые товарищи, давайте уже начинать созидать, давайте начинать восстанавливать - но восстанавливать не робко, а такими же системными, крупными, прорывными шагами, какими разоряли и уничтожали. Приведу пример. Вот Россельхозакадемия - выжила в 90-х годах! Я помню, тогда министром Хлыстун был ещё, принял нестандартное решение: пришли, в общем подчиняясь другим... тогда Минфин через "МЕНАТЕП" нас финансировал - деньги из Минфина засылались в "МЕНАТЕП", а "МЕНАТЕП" нам давал товарные чеки. Я 14 лет в это безвременье отработал директором, целый научно-производственный центр в этих условиях всё равно удалось создать и быть лучшими. Этот товарный чек максимум на 30 процентов отоваривался - щебнем или какими-нибудь другими материалами. Тогда Ходорковский под себя подхватил этот "МЕНАТЕП". Вот в какое безвременье жили! Но тогда что-то ещё удержали: ещё сила духа была, ещё сила генетики работала очень мощно и народ рвался, по большому счёту, в аспирантуру. Сейчас те времена ушли, надо теперь создавать эту систему ценностей, возвращать, и обращаться к молодым людям, и искать этих людей, и говорить, что страна без науки сегодня не выживет! И ведь какие вызовы сегодня стоят перед страной! Мы вот видим, сейчас это коронавирус - пожалуйста, вот мы недавно говорили о биологической безопасности. Сегодня будем говорить о технической безопасности и о многих других вопросах. Без науки не может быть независимости страны, поэтому, уважаемые товарищи, давайте все вместе ещё раз всё-таки развернём систему ценностей и сделаем так, чтобы наука не на словах, а на деле развивалась, чтобы стипендии соответствующие были. А то сейчас придумаем и под хорошим, благовидным предлогом уничтожим ещё и систему отбора, уже не будем профессиональные экзамены в аспирантуру делать, ещё чего-то не будем, придумаем в очередной раз ещё что-нибудь, что вообще разорит, уничтожит ещё и профессионализм. И конечно, систему соискателей обязательно надо увязать с аспирантурой. Я думаю, у нас с вами всё должно получиться, если мы этого захотим. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Марина Борисовна, вы можете выступить с заключительным словом. Нет необходимости. Вячеслав Алексеевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 41 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.