Заседание № 32

27.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 8601-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (установление ответственности за распространение сведений клеветнического характера; принят в первом чтении 25 апреля 2008 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2985 по 3195 из 9017
Уважаемые коллеги, мы переходим к обсуждению законопроектов, которые были       
приняты в первом чтении и которые комитет предлагает отклонить. Пункт 22,       
проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации   
"О средствах массовой информации". Докладывает заместитель председателя         
Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи         
Владимир Лукич Горбачёв.                                                        
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как вам известно, 25 апреля       
текущего года Государственная Дума приняла в первом чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О       
средствах массовой информации", в котором автор законопроекта предлагает        
дополнить часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах        
массовой информации", содержащую перечень сведений и материалов,                
распространение которых является злоупотреблением свободой массовой             
информации, нормой о клевете, то есть устанавливает недопустимость              
использования средств массовой информации для распространения сведений          
клеветнического характера.                                                      
                                                                                
Президент Российской Федерации направил на данный законопроект заключение, в    
котором обратил внимание на то, что предлагаемое автором изменение способно     
вызвать проблемы в правоприменительной практике, поскольку из текста            
законопроекта не ясно, должен ли быть факт распространения заведомо ложных      
сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его        
репутацию, установлен судом или нет (в отношении уголовно наказуемых деяний     
этот вопрос не стоит, так как в соответствии с частью 1 статьи 49 Конституции   
Российской Федерации обвиняемый в совершении преступления считается             
невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном             
федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу            
приговором суда), и предложил снять законопроект с дальнейшего рассмотрения,    
поскольку положения законопроекта могут привести исключительно к созданию       
препятствий для нормального функционирования СМИ и не способствуют достижению   
поставленной цели - охране интересов граждан от распространения сведений        
клеветнического характера.                                                      
                                                                                
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве также не поддерживает   
представленный законопроект, отмечая при этом, что положения, предусмотренные   
проектом федерального закона, дублируют положения действующего                  
законодательства.                                                               
                                                                                
Уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в СМИ, уже установлена       
частью второй статьи 129 Уголовного кодекса Российской Федерации.               
Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации установлена     
статьёй 59 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".       
                                                                                
Общественная палата Российской Федерации, проводя общественную экспертизу, в    
своём заключении пришла к выводу, что в данном законопроекте конституционные    
основания для ограничения свободы массовой информации и свободы выражения       
мнения отсутствуют, предлагаемый законопроект не соответствует требованиям      
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Законопроект    
нарушает принципы разграничения предметов регулирования уголовного              
законодательства и законодательства о средствах массовой информации,            
противоречит презумпции невиновности, создаёт опасность внесудебного            
ущемления свободы СМИ. Законопроект явно противоречит интересам наших граждан   
и лишает их в данном случае судебной защиты.                                    
                                                                                
В силу изложенных аргументов Общественная палата также не поддерживает данный   
законопроект и предлагает его отклонить.                                        
                                                                                
Также хотелось бы отметить, что 10 июня текущего года состоялось первое         
заседание созданной недавно рабочей группы по подготовке изменения              
законодательства Российской Федерации в области средств массовой информации     
под председательством Олега Викторовича Морозова. На заседании были высказаны   
различные точки зрения в отношении необходимости предстоящих изменений и        
методов их реализации. Будем надеяться, что в итоге будут выработаны            
необходимые поправки, которые будут способствовать нормальному                  
функционированию средств массовой информации.                                   
                                                                                
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи не       
может не учитывать высказанное авторитетное мнение - президента,                
правительства, Общественной палаты Российской Федерации - и предлагает          
Государственной Думе отклонить данный законопроект.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Лукич.                                  
                                                                                
Прежде чем мы приступим к обсуждению позиции комитета, я хочу                   
проинформировать депутатов, что на гостевом балконе нашего зала находится       
делегация Палаты депутатов Генерального конгресса Мексиканских Соединённых      
Штатов во главе с Председателем Президиума Палаты депутатов госпожой Рут        
Савалета Сальгадо. Вот они здесь, прошу их поприветствовать. (Аплодисменты.)    
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, по процедуре мы сейчас не задаём вопросы, однако имеется     
возможность выступить, изложить позиции фракций по данному решению комитета.    
Есть ли желающие выступить? Есть. От фракции КПРФ - депутат Федоткин, от        
фракции ЛДПР - депутат Иванов Сергей Владимирович и от фракции "Справедливая    
Россия" - депутат Шеин.                                                         
                                                                                
Федоткину, пожалуйста, включите микрофон. Это по мотивам голосования            
трёхминутное выступление.                                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У меня была        
практика, как раз связанная с данным вопросом. Полтора года назад одна газета   
опубликовала то, чего я не говорил на заседании областной Думы. Был большой     
тираж, и это получило довольно негативный резонанс среди жителей нашей          
области. Я подал в суд на газету, заявив, что этого не было, что я не мог       
говорить такие вещи, представил стенограмму дословную в суд, а суд сказал:      
извините, журналисты имеют право трактовать ваше выступление так, как они это   
понимают, они журналисты. Тогда я подал специально на экспертизу - и            
специалисты, профессора-лингвисты, сказали, что из моих слов ни в коей мере     
не следует то, что написали журналисты. Но я не смог доказать свою правоту и    
как-то оправдаться перед своими избирателями, хотя ни одной буквы, ни одной     
запятой из того, что было написано в стенограмме, не было напечатано. Судья     
сказал: а у нас нет такого закона, по которому я мог бы удовлетворить ваш       
иск. То есть на нас, депутатов, могут плевать, нас могут обманывать, а мы не    
имеем закона. Поэтому я думаю, что данный законопроект крайне нужен. Сегодня    
любой депутат - хоть Госдумы, хоть областной думы, любого представительного     
органа власти - оказывается без защиты перед клеветой и не может свою честь     
защитить ни в одном суде. Я думаю, что отклонять данный законопроект нельзя.    
                                                                                
И, Олег Викторович, по вашей реплике. Мне советы давал, выступать или не        
выступать, президиум Государственной Думы. Вы уж там договоритесь между         
собой, когда нам можно выступать.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы договоримся с Надеждой Васильевной. А         
сейчас я предоставляю слово депутату Иванову.                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я от имени фракции ЛДПР           
благодарю Государственную Думу за то, что она приняла правильное решение,       
поэтому я не стану напоминать аргументы, которые были изложены в пользу         
принятия этого законопроекта в первом чтении. А уважаемому Владимиру            
Николаевичу хочу напомнить слова одного классика французской революции: я не    
согласен ни с одним словом из того, что вы произнесли, но я готов отдать        
жизнь за то, чтобы вы имели право это говорить. Поэтому оставьте прессу в       
покое, пусть пишут что хотят. Я надеюсь, что больше ни одна сплетня не станет   
поводом для того, чтобы мы принимали подобные неправильные ограничения.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо большое, Олег Викторович.                                    
                                                                                
Фракция "Справедливая Россия" изначально не поддерживала данный законопроект.   
К сожалению, когда он рассматривался, - так совпало - мы проводили наш съезд.   
Тем не менее я думаю, что благодарность надо выносить сегодня не                
Государственной Думе, а Дмитрию Анатольевичу Медведеву за принципиальную        
позицию, которую Президент России занял по этому вопросу. Это был позорный      
законопроект, который не красил Государственную Думу и свидетельствовал о       
боязни перед средствами массовой информации. Я считаю, что мы не должны её      
проявлять. Напротив, средства массовой информации должны получить хорошие       
импульсы и сигналы о том, что они на самом деле обладают некоторой свободой и   
обладают возможностью свободно работать, не опасаясь репрессий и закрытия в     
рамках нашего особого, известного всем судопроизводства в случае каких-то       
административных сигналов, звонков и прочего.                                   
                                                                                
Поэтому мы рассматриваем сегодняшнее решение, которое будет принято             
парламентом, как бесспорный успех демократии в России. И "Справедливая          
Россия" очень благодарна Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу   
Медведеву за ту позицию, которую он занял и которая изменила позицию            
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, на всякий случай всё-таки скажу вам,     
что не бывает плохих и хороших законов, бывают принятые и непринятые законы.    
                                                                                
Уважаемые коллеги...                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не могу, фракция уже выступила.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, депутат Локоть настаивает на выступлении. По Регламенту мы   
можем давать право выступить по мотивам голосования от фракции. Фракция КПРФ    
свой лимит использовала. Я обращаюсь к залу.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Локоть.                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Позиция фракции заключается в том, что мы против данного законопроекта. Мы      
поддерживаем позицию - остановить данный законопроект, потому что в случае      
его принятия... Практика показывает, что под закрытие попадает именно           
оппозиционная...                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, вы тогда, пожалуйста, в следующий    
раз договаривайтесь, кто поднимает руку от фракции. Потому что я ведущий, и я   
увидел руку депутата Федоткина. Перед этим я объявил, что по Регламенту мы      
даём право выступить по мотивам голосования от фракции. От фракции КПРФ была    
одна рука - депутата Федоткина, что я и увидел, и я предоставил ему             
возможность выступить. В его выступлении прозвучала критика... вернее,          
поддержка данного закона. Так уж получилось.                                    
                                                                                
Ставится на голосование предложение комитета отклонить проект федерального      
закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах          
массовой информации".                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    438 чел.                                          
Не голосовало                  12 чел.2,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект отклонён.                                                 
                                                                                

Заседание № 23

25.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 8601-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (установление ответственности за распространение сведений клеветнического характера).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2853 по 3311 из 5366
Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской федерации "О средствах массовой информации". Доклад депутата         
Государственной Думы Шлегеля Роберта Александровича.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Вашему вниманию             
предлагается законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации    
"О средствах массовой информации".                                              
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 4 Закона     
Российской Федерации "О средствах массовой информации" и изложить её в          
следующей редакции: "Не допускается использование средств массовой информации   
в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,        
составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,      
для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению    
террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других      
экстремистских материалов, заведомо ложных сведений, порочащих честь и          
достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, а также материалов,     
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости".                      
                                                                                
Статья 16 настоящего закона предусматривает возможность закрытия средства       
массовой информации за неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения     
редакцией требований статьи 4, по поводу которых регистрирующим органом         
делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному        
редактору). Клевета, или распространение заведомо ложных сведений, порочащих    
честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, относится к     
уголовно наказуемым деяниям, а следовательно, на это понятие уже                
распространяется действие статей 4 и 16 Закона "О средствах массовой            
информации". Однако судебная практика показывает, что при рассмотрении дел      
соответствующего характера судьями не учитывается возможность применения этих   
статей, редакциям не выносятся предупреждения за систематическое                
распространение заведомо ложных сведений.                                       
                                                                                
Настоящим законопроектом, по сути, предлагается вывести понятие                 
"распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство        
другого лица или подрывающих его репутацию" из абстрактного понятия "уголовно   
наказуемое деяние", что позитивно изменит правоприменительную практику в        
данной области.                                                                 
                                                                                
В течение последних десяти лет в статью 4 Закона "О средствах массовой          
информации" уже вносились уточнения в части уголовно наказуемых деяний,         
подобно тому, как это предлагается сделать сегодня. В частности, были внесены   
изменения о недопустимости распространения экстремистских материалов. После     
появления в статье данного запрета появились прецеденты закрытия СМИ за         
подобную противоправную деятельность.                                           
                                                                                
Хочется отметить, что клевета - уголовно наказуемое деяние - встречается в      
СМИ значительно чаще экстремистских материалов и является основным, часто       
абсолютно безнаказанным злоупотреблением свободой массовой информации в         
России. Ответственность, которую в настоящее время несут средства массовой      
информации в плане возмещения материального и морального вреда по искам о       
защите чести, достоинства и деловой репутации в соответствии со статьёй 152     
Гражданского кодекса Российской Федерации, как правило, несоизмеримо мала по    
сравнению с вредом, наносимым гражданам, ставшим объектом клеветнических        
сведений. Подобная безнаказанность приводит к нежеланию жертв клеветы           
бороться за своё честное имя и, как следствие, способствует появлению новых     
материалов соответствующего характера.                                          
                                                                                
Данная поправка также призвана обратить внимание на ответственность, которую    
несут за публикуемые материалы редакция и собственник средства массовой         
информации, а не только отдельно взятый журналист, как это бывает часто         
сегодня.                                                                        
                                                                                
Принятие данного законопроекта будет способствовать сокращению числа            
клеветнических материалов. В связи с этим прошу уважаемых коллег поддержать     
данный законопроект в первом чтении и предложить свои поправки ко второму       
чтению.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад от комитета председателя Комитета по информационной политике,          
информационным технологиями и связи Комиссарова Валерия Яковлевича.             
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Автор законопроекта         
предлагает дополнить часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации "О       
средствах массовой информации", содержащую перечень сведений и материалов,      
распространение которых является злоупотреблением свободой массовой             
информации, нормой о недопустимости распространения заведомо ложных сведений,   
порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, то    
есть устанавливает недопустимость использования средств массовой информации     
для распространения сведений клеветнического характера.                         
                                                                                
По определению Ожегова, заведомая ложь - это хорошо известная, несомненная      
для клеветника ложь. Под ложью Ожегов понимает искажение истины, обман.         
Дополняя статью закона указанной нормой, мы сможем повысить уровень доверия     
граждан к прессе. Граждане, зная, что средства массовой информации доносят до   
них правдивую информацию, будут с большим интересом читать газеты, смотреть     
телепередачи и слушать радио.                                                   
                                                                                
Может возникнуть вопрос: а что будет со средствами массовой информации, если    
мы внесём данную норму в закон в части ответственности редакций средств         
массовой информации, главных редакторов и журналистов? Ответственность к ним    
как применялась, так и будет применяться в соответствии с действующим           
уголовным, гражданским и административным законодательством, например,          
статьёй 129 Уголовного кодекса "Клевета", статьёй 130 Уголовного кодекса        
"Оскорбление", статьёй 152 Гражданского кодекса "Защита чести, достоинства и    
деловой репутации", статьёй 5.13 КоАП "Непредоставление возможности             
обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства      
или деловой репутации" и другими. В соответствии со статьёй 16 Закона           
Российской Федерации "О средствах массовой информации" основанием для           
прекращения судом деятельности средства массовой информации являются            
неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований       
статьи 4 закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные   
предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно        
неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства         
массовой информации. Деятельность средства массовой информации может быть       
прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в         
порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. Новая     
норма, вносимая в закон о СМИ, будет способствовать повышению качества          
распространяемых материалов, которые должны стать более объективными, не        
допуская распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и            
достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.                         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным         
технологиям и связи, рассмотрев данный законопроект, решил поддержать его       
принятие в первом чтении.                                                       
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу три руки: Коломейцев,         
Иванов и Резник.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Валерий Яковлевич, а не боитесь ли вы, что все центральные каналы     
придётся закрыть, потому что они почти каждый сообщают ложь - то об             
объединении кого-то с кем-то, то ещё что-то?..                                  
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Николай Васильевич, я хочу сказать, что ложью и      
заведомым обманом, как мы уже определили, а равно и клеветой... этим понятиям   
даёт определение только суд. И когда вы говорите, что все каналы, так           
сказать, лживы, это означает, что это ваше мнение, а если - мы же с вами        
привыкли говорить юридическим языком - суд определит, что тот или иной          
телеканал или газета выдают на своих страницах или в эфир заведомую ложь, то,   
естественно, к ним будут применяться санкции.                                   
                                                                                
Я ещё раз подчёркиваю ключевое слово, которое здесь употребляется, - слово      
"заведомая". Заведомая означает следующее. Например, главному редактору         
принесли какую-то лживую, клеветническую информацию, он проверял, но, может     
быть, недостаточно проверил... Но заведомая - это когда ему принесли и он       
знал, что это ложь, он проверил, удостоверился...                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И знал, сколько это стоит.                                
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Знал, что это ложь, - соответственно, это заведомая ложь -     
но пошёл на подобную публикацию, следовательно, по статье 16 закона о СМИ,      
которая оговаривает ответственность, он должен понести соответствующее          
наказание.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич, я поняла, что вы хотите задать вопрос, я дам вам           
возможность.                                                                    
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вопрос первый у меня к      
Роберту Александровичу.                                                         
                                                                                
Роберт Александрович, чем отличается понятие "клевета" от заведомо ложных       
сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающих его          
репутацию?                                                                      
                                                                                
И вопрос к Валерию Яковлевичу. Валерий Яковлевич, а как, вы предполагаете,      
будет работать эта поправка? Вот, например, передача "К барьеру" Соловьёва.     
Два участника начинают друг другу говорить довольно нелицеприятные вещи, тут    
Соловьёв говорит: "Всё, закрываю программу!" Тем более, что, мы знаем, она в    
прямой эфир идёт на Дальний Восток... Как они вообще будут этим пользоваться?   
Редакторы, ведущие и так далее...                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу включить микрофон депутату Шлегелю.                 
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, понятие "клевета" было уточнено в статье 4       
закона. Эти понятия практически ничем не отличаются. Просто здесь               
расшифровывается понятие и делается акцент на заведомо ложные сведения,         
порочащие то или иное лицо, чтобы никаким другим способом невозможно было бы    
трактовать данные поправки.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Яковлевич, ваша часть вопроса.        
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Сергей Владимирович, я могу сказать, что здесь       
никакой коллизии и никакой проблемы не существует. Во-первых, как вы сами       
понимаете, решение о том, являлся ли данный материал заведомо ложным,           
определяет суд. И суд действительно в порядке судебного делопроизводства        
определит, являлось ли это заведомой ложью, или это являлось непроверенной      
информацией. И я не думаю, что руководителям средств массовой информации,       
журналистам и редакциям, редакционным коллективам стоит чего-то такого          
особенного бояться. Дело в том, что мы просто-напросто переносим те понятия,    
которые существуют в других правовых актах, таких, как Уголовный кодекс, где    
чётко расшифровывается... Вот то, что сейчас предложил Роберт Александрович,    
- это не что иное, как расшифровка в Уголовном кодексе понятия "клевета". Так   
и пишется, что это ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого       
лица или подрывающие его репутацию. Поэтому на самом деле здесь просто идёт     
гармонизация законодательств - уголовного и о СМИ.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос депутата Резника Бориса Львовича.                                        
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Валерий Яковлевич, вы практически исчерпывающе перечислили все        
статьи Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за клевету   
и оскорбление. Но если заглянуть в словари Ожегова, Даля, любые словари         
русского языка: что такое клевета? Это как раз заведомо ложные сведения.        
                                                                                
Вот у меня вопрос. Как практически будет осуществляться, кто будет всё-таки     
определять: Уголовный кодекс либо статья 4?.. Если статья 4, кто конкретно      
будет определять, что это клевета, и закрывать издание?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Яковлевич.                            
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Спасибо, Борис Львович.                                        
                                                                                
Я, если позволите, ещё раз попробую вкратце объяснить механизм работы.          
Механизм работы весьма простой. Есть понятие "регистрирующий орган".            
Регистрирующий орган, который лицензирует, выдаёт непосредственно               
свидетельство о регистрации средства массовой информации, сначала выносит       
предупреждение, как вы знаете, просто письменное предупреждение. Естественно,   
если человек, которого оболгали и оклеветали, обращается в суд, то суд,         
призывая свидетелей, определяет, был ли факт совершения этого преступления,     
которое называется клеветой или оскорблением, или нет. Как это делается?        
Очень просто. Допустим, мы говорим о заведомой лжи средств массовой             
информации. Безусловно, ведь не главный редактор сам сочиняет материалы и       
ставит в номер, там существует редакционный коллектив, и безусловно, есть       
свидетели соответствующие. Допустим, придёт ответственный секретарь или         
журналист и скажет: вот такой-то материал действительно тянет на клевету, вот   
там такие-то условия или что-то ещё. И если главный редактор или тот, кто       
отвечает за выпуск, в присутствии свидетелей, зная об этом, публикует           
заведомо, ещё раз подчёркиваю, заведомо ложную информацию, это всё равно        
выясняется в суде, и тогда наступает ответственность согласно статье 16. А      
меру ответственности определяют, безусловно, суд и по результатам судебного     
решения регистрирующий орган.                                                   
                                                                                
Поэтому, я думаю, здесь не стоит чего-то опасаться, потому что и так по         
статьям о клевете, оскорблении и нанесении ущерба деловой репутации             
существует уголовная ответственность в Уголовном кодексе, о чём я сказал. Мы    
просто здесь усиливаем, гармонизируем законодательство, перенеся это из         
уголовного и административного законодательства в закон о СМИ. Мы               
просто-напросто укрепляем доверие общества к власти, вернее, к прессе именно    
за счёт того, что мы говорим о том, что, если есть желание кого-то оболгать     
заведомо, лучше этого не делать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Локотя Анатолия Евгеньевича.                                           
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Валерий Яковлевич, на мой взгляд, законодатель здесь затронул очень   
важную тему и тут нечего об этом говорить. Охватывает ли этот ваш закон такой   
специфический период времени, как избирательная кампания? Именно в период       
избирательной кампании могут кандидаты услышать о себе самые неожиданные, а     
порой просто порочащие, грязные вещи, потому что это связано и с так            
называемыми грязными, чёрными технологиями и так далее, и так далее, и так      
далее. Затрагивает ли ваш закон именно этот период, описывает ли его? Не        
далее как позавчера здесь у нас в зале был распространён образчик газеты как    
раз из периода избирательной кампании, речь шла о нашем товарище депутате       
Рашкине. Ответьте, пожалуйста, на вопрос.                                       
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я отвечаю на ваш вопрос.        
                                                                                
Как вы знаете, избирательная кампания является особым периодом, избирательная   
кампания - это своеобразная чрезвычайная ситуация. И она подпадает под другой   
закон, под закон о выборах, а, как вы знаете, в законе о выборах                
оговариваются действия средств массовой информации в этот особый период, а      
именно только публикации, оплаченные из избирательного фонда, и так далее, и    
так далее. И там, кстати, есть жёсткая норма, вы знаете, внесудебная            
процедура о прекращении даже деятельности средства массовой информации, если    
оно в этот особый период будет хулиганить. И слава богу, прошли выборы -        
тьфу-тьфу, как говорится, таких вопиющих нарушений всё-таки замечено не было.   
                                                                                
На то, что вы спрашиваете, ответ очень простой: этот закон действует, как       
говорится, в мирное время, и как только наступает период выборов... Ну, я       
выражаюсь, так сказать, эзоповым языком: выборы - это особый период. Это        
особый период, и тогда мы все, я имею в виду средства массовой информации,      
подпадаем под закон о выборах, который оговаривает особые условия действия      
средств массовой информации. Но тем не менее, я вас уверяю, с принятием этой    
поправки и в особый период, о котором вы печётесь, и правильно совершенно,      
усилится ответственность редакций СМИ за заведомо ложные сведения, порочащие    
честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все, кто хотел задать вопросы, задали. Есть ли желающие выступить?              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Гаврилов по ведению.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Я не видела руки Гаврилова. Давайте будем     
честными. Локоть поднимал, он настоял потом на выступлении.                     
                                                                                
Валерий Яковлевич, присаживайтесь, пожалуйста.                                  
                                                                                
Желающие выступить? Иванов Сергей Владимирович. Один желающий.                  
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, мы часто упрекаем наших коллег из                 
законодательных органов субъектов Федерации в том, что они не очень грамотно    
делают свои законопроекты, внося их сюда. Вот здесь ситуация, мне кажется,      
повторяется. Мы довольно бледно будем выглядеть, когда принимать будем этот     
закон, потому что вы прекрасно знаете подоплёку этого закона. Сначала было      
просто внесено слово "клевета". Когда Правовое управление, к его чести, дало    
заключение, что клевета относится к уголовно наказуемым деяниям, взяли и        
слово "клевета" убрали, но дали полную расшифровку из статьи 129:               
распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство         
другого лица или подрывающих его репутацию. Мы не пишем здесь слово             
"клевета", но даём полную его расшифровку из Уголовного кодекса. Если идти      
таким путём, то можно во все законы включать дополнения из Уголовного           
кодекса, в законе об охране животных можно писать о том, что наступает          
ответственность за жестокое обращение с животными и так далее. Это первое.      
                                                                                
Второе. Вы, наверное, не знаете, но средства массовой информации довольно       
негативно воспринимают подобные вещи. Вот у меня в руках "Коммерсантъ"          
сегодняшний, где этому посвящена статья. Валерий Яковлевич, они                 
придерживаются немножко другого мнения. Здесь они прямо-таки пишут, что пока    
наказание за конкретное деяние, то же самое за распространение заведомо         
ложных сведений, предусмотрено только в Уголовном кодексе, СМИ невозможно       
наказать иначе, как через суд. Но когда такое деяние названо в статье закона    
о СМИ, то у Минюста и Федеральной регистрационной службы появляется             
дополнительный рычаг, любой газете, теле- или радиоканалу можно вынести         
предупреждение, два предупреждения - до свидания, товарищи. Это второе.         
                                                                                
Третье. По поводу вопроса коллеги Локотя. Вы знаете, к сожалению, этот закон    
будет действовать не в мирное время, он будет действовать всё время. И          
выборов это не коснётся, потому что в соответствии с законом о выборах          
кандидат, избирательное объединение подают свои материалы и СМИ обязаны         
публиковать эти материалы без каких-либо изменений. Но они не делают этого,     
ссылаясь именно на Закон "О средствах массовой информации", потому что в        
каком-то критическом выступлении, замечании и так далее, вроде как может быть   
клевета, могут быть непроверенные сведения. И на этом основании кандидатам      
берут и просто-напросто отказывают в опубликовании того, что по закону о        
выборах должно быть опубликовано.                                               
                                                                                
Четвёртое. Насколько я помню распечатку - я читал распечатку совещания          
президента Путина с руководителями фракций, - там этот вопрос поднимался. И     
там он конкретно сказал: не надо так сильно зажимать, иначе мы вообще можем     
просто-напросто лишиться критики.                                               
                                                                                
Вот возьмите прекрасный пример Владимира Николаевича Плигина, который своими    
делами доказал, как можно эффективно наказать средство массовой информации,     
которое действительно занималось клеветой. Почитайте эти материалы. Там всё     
нормально, действительно большой штраф, и газета уже лишний раз подумает,       
публиковать заказушный материал или нет.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, бороться с этим явлением надо, но, принимая         
законопроект в таком виде, мы не подталкиваем наших граждан, честь и            
достоинство которых затронуты в какой-либо публикации, к обращению в суд, мы    
просто-напросто пугаем редакторов средств массовой информации, которые,         
чтобы, не дай бог, что-то не случилось, просто-напросто будут отказывать в      
публикации материала, и они будут так делать, а вот граждане не пойдут в суд    
защищать свои честь и достоинство. Поэтому поддержать законопроект, может       
быть, и можно, но, ещё раз говорю, он просто очень некорректно смотрится и с    
юридической точки зрения. Его нехорошо воспримут средства массовой              
информации, и опять на нас пойдёт поклёп, что мы закручиваем гайки, лишаем      
людей свободы слова и так далее. У нас получается ситуация, когда мы с водой    
выплёскиваем ребёнка. Есть жёлтая пресса, она занимается чёрт-те чем, с этим    
никто не спорит, но вот в случае принятия такого закона любой критический       
материал может быть воспринят как клеветнический, как публикация                
недостоверных сведений и так далее.                                             
                                                                                
Я уже приводил пример с тем же Соловьёвым, с передачей "К барьеру!". Два        
человека начинают друг друга поливать всяко-разно, и это уже можно подвести     
под статью предлагаемого закона. На следующий день Соловьёв получит             
предупреждение от Минюста, а два таких предупреждения - и мы лишимся хорошей    
аналитической передачи, да и других подобных передач.                           
                                                                                
Считаю, ко второму чтению надо как-то максимально оговорить все возможные       
нюансы. В противном случае, я уверен, нас неправильно поймут.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства хотели бы высказаться? Нет.            
Требуется ли заключительное слово докладчику и содокладчику? Пожалуйста. Не     
более трёх минут.                                                               
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Хотелось бы отметить, что ответственность за клевету, как уже     
говорилось ранее, предусмотрена в том числе статьёй 4, которую мы сегодня       
пытаемся изменить, и конкретно то, о чём вы говорили, Сергей Владимирович       
(простите, я просто волнуюсь - впервые докладываю), серьёзно на существующем    
положении дел не отразится, поскольку за клевету сегодня уже можно              
наказывать, прибегая к статьям 4 и 16 закона "О средствах массовой              
информации", поскольку статья 16 отсылает к статье 4, а в статье 4 прописаны    
уголовно наказуемые деяния, к которым относится клевета. Поэтому стращать, я    
думаю, таким образом не стоит.                                                  
                                                                                
Я просил бы коллег поддержать данный законопроект, поскольку в наших            
средствах массовой информации появляется большое количество и заказных          
материалов, и просто непроверенной информации, и хотелось бы, чтобы данный      
законопроект способствовал уменьшению количества таких материалов.              
                                                                                
Прошу уважаемых коллег поддержать данный законопроект в первом чтении и         
предложить свои поправки ко второму чтению.                                     
                                                                                
Спасибо большое. Для меня было честью впервые представлять здесь свой           
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Яковлевич Комиссаров, пожалуйста.                 
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прежде     
всего я хотел бы призвать вас не драматизировать эту ситуацию. Вот то, о чём    
говорит уважаемый коллега... Поймите, мы не изобретаем велосипед, мы всего      
лишь переносим нормы из других законов в закон о СМИ. Бояться, что это сильно   
напряжёт средства массовой информации, наверное, не стоит, и тому есть          
несколько причин.                                                               
                                                                                
Причина первая. Как вы знаете, комитет, который мы представляем, в течение      
ряда лет всегда был форпостом охранения конституционного права граждан на       
свободу слова. Мы как раз жёстко за этим следили, и нас вряд ли кто-то может    
упрекнуть в реакционности или в попытке зажать свободу слова, зажать рот        
прессе. Мы, наоборот, всегда защищали интересы прессы.                          
                                                                                
Второй момент. Сегодня только первое чтение, мы, безусловно, будем работать и   
посмотрим, каков будет конечный результат.                                      
                                                                                
Ну, и последнее. Вы же прекрасно понимаете, что общество и сами средства        
информации нуждаются в том, чтобы доверие к ним увеличилось. А как можно        
увеличить доверие к прессе и к телевидению? Только если будут введены нормы,    
которые вызовут у общества понятную реакцию. Помните, как раньше: всему, что    
говорилось, верили безоговорочно. Сейчас немножко это доверие утрачено. Мы      
хотим, чтобы прессе доверяли больше. И поэтому не стоит пугаться, надо просто   
идти вперёд и совершенствовать законодательство.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении         
данный законопроект? Прошу проголосовать.                                       
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 22

23.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 8601-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (установление ответственности за распространение сведений клеветнического характера).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 447 по 454 из 6400
ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прошу исключить из порядка        
работы пункт 20 в связи с необходимостью проведения согласований в профильном   
комитете.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 488 по 495 из 6400
ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по информационной         
политике, информационным технологиям и связи также просит перенести             
рассмотрение вопроса под номером 20 порядка работы на 25-е число, на пятницу.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 903 по 914 из 6400
Депутат Шлегель просит перенести пункт 20, его поддержал депутат Горбачёв, и    
депутат Гаврилов, если не ошибаюсь, также высказался в поддержку снятия этого   
пункта. Да, депутат Горбачёв просил перенести на 25-е. Нет возражений,          
коллеги? Есть... А, депутат Шлегель хотел обосновать. Пожалуйста.               
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Я хотел бы уточнить просьбу перенести рассмотрение на пятницу,    
25 апреля.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, и депутат Горбачёв Владимир Лукич высказался по       
этому вопросу. Если нет возражений, принимаем решение: сегодня снять с          
обсуждения и внести в повестку дня на пятницу, на 25-е число.                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1177 по 1185 из 6400
Депутат Гаврилов поддержал решение по пункту 20 - мы уже с этим решением        
согласились и перенесли этот вопрос на 25-е число - и предложил создать         
специальную комиссию по контролю за деятельностью госслужащих. Вообще говоря,   
по Регламенту у нас создаётся только одна комиссия - по мандатным вопросам и    
вопросам депутатской этики, но палата вправе принять любое решение. Но это мы   
можем сделать только на основании регламентной подготовки этого вопроса.        
Готовьте проект решения, вносите его в установленном порядке, палата            
рассмотрит, и комитет по Регламенту соответственно вынесет своё заключение.