Заседание № 65

28.09.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 85708-8 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, присуждения учёных степеней образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность на территории инновационного центра "Сколково").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4301 по 4337 из 4968
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4         
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и   
статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".          
                                                                                
Сергей Владимирович Кабышев.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что   
законопроект был подготовлен в целях совершенствования подготовки               
высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров и направлен на   
создание более гибкой и чётко структурированной модели присуждения учёных       
степеней. В рамках работы над законопроектом усилено государственное            
регулирование в части деятельности самостоятельных диссертационных советов,     
Министерство науки и высшего образования наделено полномочиями по их            
мониторингу и контролю, включая возможность приостановления их деятельности.    
                                                                                
Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению Государственной Думой в       
третьем чтении, прошёл все необходимые согласования и экспертизы, замечаний     
правового, юридико-технического и лингвостилистического характера не имеется.   
Просим поддержать законопроект в третьем чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование проект закона.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    260 чел.                                          
Не голосовало                 190 чел.42,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 64

27.09.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 85708-8 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, присуждения учёных степеней образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность на территории инновационного центра "Сколково"; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2879 по 2948 из 6423
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4        
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и   
статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".          
Докладывает Сергей Владимирович Кабышев.                                        
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был       
принят в первом чтении 5 июля 2022 года. К указанному законопроекту поступило   
четыре поправки, которые включены в таблицу поправок, рекомендованных           
комитетом к принятию. Обращаю внимание на то, что в ходе работы над             
законопроектом учтены замечания, высказанные при рассмотрении законопроекта в   
первом чтении. В частности, исключена из законопроекта статья, предполагающая   
право образовательных организаций, расположенных на территории инновационного   
центра "Сколково", наряду с учёными степенями, относящимися к государственной   
системе научной аттестации, присуждать иные учёные степени. Кроме того, мы      
усилили государственное регулирование за деятельностью так называемых           
самостоятельных диссертационных советов, наделив Министерство науки и высшего   
образования полномочиями по мониторингу и контролю за их деятельностью. При     
этом нарушения со стороны диссертационных советов повлекут за собой             
приостановление министерством их деятельности.                                  
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые процедуры, замечаний правового характера    
не имеется. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию         
предлагает утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              252 чел.56,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    269 чел.                                          
Не голосовало                 181 чел.40,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              252 чел.56,0 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    268 чел.                                          
Не голосовало                 182 чел.40,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу данный законопроект       
включить в повестку дня на 28 сентября для принятия в третьем чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.               

Заседание № 57

05.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 85708-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, присуждения учёных степеней образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность на территории инновационного центра "Сколково").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8956 по 9319 из 10402
77-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Доклад и содоклад Александра        
Георгиевича Мажуги.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги!   
Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на расширение           
академических прав образовательных организаций высшего образования, которые     
ввиду своей деятельности находятся на территории инновационного центра          
"Сколково". Понятно, что прежде всего мы говорим о Сколковском институте        
науки и технологий (Сколтехе) - это один из самых молодых университетов нашей   
страны, но уже уверенно зарекомендовавший себя как ведущий                      
научно-образовательный центр. Законопроектом предлагается наделить              
образовательные организации, осуществляющие свою деятельность на территории     
инновационного центра "Сколково", правом разрабатывать свои стандарты, что      
позволит строить гибкие образовательные программы. Сейчас, мы понимаем, это     
чрезвычайно важно, чтобы учитывать запрос индустрии, который предъявляется      
сегодня к высшему образованию.                                                  
                                                                                
Помимо этого в Сколтехе реализуется подготовка по семи направлениям научных и   
научно-педагогических кадров в аспирантуре. К диссертационным исследованиям     
предъявляются очень высокие требования. За это время защищено 109               
диссертационных исследований, помимо этого 19 работ защищено в вузах и          
научно-исследовательских организациях - партнёрах. Законопроектом               
предлагается установить, что организации, осуществляющие образовательную        
деятельность на территории инновационного центра "Сколково" либо на             
территориях инновационных научно-технологических центров, вправе                
самостоятельно разрабатывать и утверждать требования к программам подготовки    
научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.                           
                                                                                
В настоящий момент в статье 4 Федерального закона № 127-ФЗ "О науке и           
государственной научно-технической политике" перечислены организации, которые   
имеют такую возможность и могут создавать на своей базе собственные             
диссертационные советы на соискание учёных степеней кандидатов и докторов       
наук. К таким организациям относится Московский государственный университет,    
Санкт-Петербургский государственный университет, все университеты, которые      
имеют категорию "федеральный университет" или "национальный исследовательский   
университет", - всего 23 вуза.                                                  
                                                                                
Мы понимаем, что наша задача сегодня - создать все условия для того, чтобы      
наши исследователи работали в России. И конечно, мы хотим, чтобы                
исследователи, в том числе из Сколтеха, продолжили работу в вузах и             
научно-исследовательских организациях нашей страны. В связи с этим              
предлагается уравнять законом в академических правах защитившихся в             
диссоветах "Сколково" в рамках собственных систем присуждения учёных степеней   
с кандидатами наук, получившими степени в рамках государственной системы        
научной аттестации. Это позволит остепенённым выпускникам Сколтеха              
устраиваться в вузы на позиции, которые предполагают кандидатскую степень, а    
также они могут участвовать в разнообразных конкурсах и грантах, получать       
грантовую поддержку.                                                            
                                                                                
Комитет по науке и высшему образованию рассмотрел законопроект. По мнению       
комитета, поступившие к законопроекту замечания будут учтены ко второму         
чтению без изменения его концепции. В связи с этим Комитет по науке и высшему   
образованию предлагает принять проект закона в первом чтении. Просим            
поддержать.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Георгиевич, всё-таки не совсем понятно, зачем нам      
вводить какую-то параллельную систему присвоения научных степеней, - есть       
государственные. Что мешает тем же, скажем так, учёным, которые работают на     
территории "Сколково" или других, как тут написано, инновационных               
научно-технологических центров - это не только "Сколково" касается, но в        
перспективе и остальных, - получить нормальное государственное звание           
кандидата наук или доктора наук и соответствующие, скажем так, льготы,          
преференции, меры поддержки, которые этим категориям положены?                  
                                                                                
Мы только что болонскую систему обсуждали в этом зале, необходимость отказа     
от части её элементов, необходимость отказа от диктата нам, от подходов         
иностранных, а здесь опять, что называется, по новой внедряем совершенно        
непонятную систему, ничем не обоснованную, более того, приравниваем тех, кто    
имеет нормальную учёную степень, защищённую по всем правилам, к тем, кто по     
непонятно каким правилам защищает.                                              
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос, Алексей Владимирович. В настоящий       
момент в рамках государственной системы подготовки кадров высшей квалификации   
существуют как бы две системы: одна, где ВАК у нас главный, вторая, где 23      
организации, которые утверждены постановлением правительства и которые имеют    
собственную систему, но в рамках госаккредитации, они предоставляют             
документы, они согласовывают процедуры, у них собственные дипломы, но дипломы   
государственного образца. Мы, собственно, и Сколтеху предлагаем такую же        
возможность. До этого момента у них существовали собственные диссертационные    
советы, которые были вне этой системы и вне ВАК, собственные, но                
государственные.                                                                
                                                                                
Так что же у нас получается? Сто девять человек защитились. У них требования    
к диссертационным исследованиям очень высокие: не менее двух публикаций, не     
менее двух международных конференций, патент. И сейчас мы что, этих 109         
человек, которые не приравнены в академических правах, мы их потеряем? А если   
он захочет пойти работать в другую организацию, то ему что, надо будет          
перезащищать диссертацию? В том-то и дело, что мы вот это выравниваем. Они      
хорошие, квалифицированные - мы это понимаем, и мы хотим, чтобы они             
участвовали в конкурсах на грантовую поддержку, мы хотим, чтобы они работали    
в вузах и в НИИ нашей страны. Поэтому мы им и хотим дать собственную систему,   
но тех, кто уже защитился в прошлом, конечно, нужно приравнять, поскольку по    
уровню квалификации они соответствуют степени кандидата наук - их,              
естественно, мы приравниваем к кандидатам наук.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Георгиевич, вообще, до сих пор закон         
обратной силы не имел, а тут, получается, ради людей, которые уже защитились,   
ради этих 109 человек мы сейчас принимаем один самостоятельный закон. Но        
скажите, пожалуйста, в замечаниях правительства говорится о недостаточности     
обоснований для принятия закона об основном правовом регулировании, если это    
замечание будет учтено, то, по сути, это изменит концепцию закона - тогда с     
чем выходить во второе чтение?                                                  
                                                                                
И второе. Вы говорите, что основной, так сказать, аргумент в пользу принятия    
этого закона - это признание и заслуженный авторитет среди профессионального    
сообщества как в России, так и за рубежом. При этом приводите статистику: там   
сейчас учится 1060 студентов, из которых 20 процентов зарубежных, 210 человек   
- ужели эти 210 человек смогли создать славу "Сколково" такую, которой нет у    
МГУ, у СПбГУ на сегодняшний день? 1060 студентов, МГУ - 1755 год, а здесь       
11... (Микрофон отключён.)                                                      
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Нина Александровна, понятно. Все замечания, которые есть в         
отзыве правительства, естественно, будут учтены. Законопроект, конечно же, не   
говорит только про этих 109 человек и про уравнивание академических прав        
людей, которые уже защитились в прошлом. Законопроект наделяет в том числе      
возможностью на территории образовательных организаций высшего образования,     
которые работают на территории "Сколково" и НТЦ, создавать собственные          
образовательные стандарты, это следующий шаг вперёд, создавать собственные      
государственные требования, это мы говорим здесь про аспирантуру.               
                                                                                
И Сколтех: действительно, мы согласны, в экспертном сообществе, в               
академическом сообществе есть мнение, что Сколтех - это один из ведущих         
университетов нашей страны, который действительно за это время смог добиться    
очень высоких показателей. Об этом говорит и положение его в рейтингах: он      
является одним из лучших университетов, который попал в рейтинг самых молодых   
университетов, и плюс ко всему те программы подготовки в аспирантуре, которые   
реализованы в Сколтехе, были аккредитованы в том числе ведущими мировыми        
организациями. Поэтому квалификация этих людей не вызывает сомнения.            
                                                                                
Со всеми замечаниями, которые есть в отзыве правительства, будем,               
естественно, работать. И естественно, законопроект после принятия поправок,     
которые, я уверен, будут, не изменит концепцию.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, вот я занимаюсь, продолжаю заниматься научной   
деятельностью, но ни о каких успехах Сколтеха ни разу не слышал на самом        
деле. Частная организация, которая, я так понимаю, сейчас будет выдавать        
дипломы за деньги, как они учат за деньги, и ещё эти дипломы будут              
приравниваться (я имею в виду кандидата наук и доктора наук) к обычным нашим    
государственным дипломам кандидата наук и доктора наук. Объясните,              
пожалуйста, какова здесь будет роль Всероссийской аттестационной комиссии       
(ВАК)? Будет ли эти диссертационные работы анализировать ВАК? И каким образом   
эта работа будет построена? А то сами себе критерии придумали, две              
публикации, вы сейчас сказали (этого очень мало, очень мало для диссертации,    
даже кандидатской!), сами себе диссовет сделали и сами себе дипломы выдали -    
молодцы! Это на самом деле не наука и не работа.                                
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Сергей Дмитриевич, за ваш вопрос, но позволю с    
вами не согласиться как человек, который длительное время работает в науке.     
Прежде всего, Сколтех - это университет, который не учит и не принимает         
никого за деньги. Второе, у них не будет докторских советов, поскольку у них    
до этого были советы только на присуждение степеней кандидатов наук. В          
будущем они могут появиться.                                                    
                                                                                
Что касается ВАК - это очень важный вопрос, и спасибо большое, что вы его       
задали, - естественно, если организация выбирает путь по самостоятельному       
присуждению учёных степеней, все нормативные документы согласуются с Высшей     
аттестационной комиссией. Я, как ректор в прошлом, это проходил, поскольку      
мой университет тоже имеет возможность самостоятельного присуждения учёных      
степеней, это длительная процедура. Дальше, после того как вы все документы     
согласуете, разработаете "дорожную карту" на переход на собственные степени,    
естественно, ВАК всё это проверяет. Дальше, диссертации точно так же, как и в   
ваковской системе, проходят, полностью проверку, все они выкладываются в        
открытом доступе. Это обязательное условие этой системы, и любой человек        
может ознакомиться с ними.                                                      
                                                                                
Что касается заслуг Сколковского института науки и технологий, наверное,        
достаточно посмотреть на перечень их публикаций за достаточно небольшой срок    
- около 837 публикаций делается.                                                
                                                                                
Что касается критериев. Я думаю, что мы не найдём много диссертационных         
исследований на соискание учёной степени кандидатов наук, где будут             
представлены две диссертации... прошу прощения, две публикации в                
высокорейтинговых журналах, входящих в первый квартиль (сейчас это менее        
актуально в связи с последними событиями, мы это понимаем), в которых           
содержатся сведения о патентовании того или иного материала. Требования очень   
высокие - вы можете посмотреть любую диссертацию, я, собственно, тоже этим      
занимался и всё это проанализировал. Какие направления? Естественно, там        
никакой социогуманитарной сферы нет, в основном это науки о жизни,              
биомедицина, биология, молекулярная биология, это науки о земле, это            
нефтегазовое дело. В основном это вот такого направления работы. Если           
необходима дополнительная информация, мы с удовольствием предоставим,           
запросим у коллег и предоставим её.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Георгиевич, ну, мне кажется, некорректно сравнение   
МГУ, СПбГУ и других классических университетов со Сколтехом. Вот сейчас в       
президиуме (повернитесь назад) из пяти человек четверо сидят, которые не        
просто окончили МГУ, они заместители председателя. СПбГУ окончили два           
президента, половина администрации, половина правительства и могу дальше        
продолжать.                                                                     
                                                                                
Чем славен ваш Сколтех? Перед вами сидит человек, который собрал подписи 117    
депутатов и проверил "великого" "РОСНАНО", - и попал ваш Сколтех. Он кроме      
как мошенническими действиями пока не отличился, извините. Где Меламед          
находится, бывший руководитель? Где ещё целый ряд руководителей Сколтеха?       
Поэтому мне кажется, что, ну, лоббистский вопрос - это хорошее дело, но у нас   
достаточно классических университетов, чтобы они обеспечивали аттестацию...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Всё понял. Николай Васильевич, спасибо большое. Ну, говорю вам     
как выпускник химического факультета Московского государственного               
университета, защитивший докторскую диссертацию на химфаке МГУ, это моя         
альма-матер, и я, естественно, в один ряд не ставлю Сколтех и МГУ. Но помимо    
МГУ и СПбГУ в перечне постановления правительства находится ещё 23 вуза, в      
том числе это федеральные университеты, национальные исследовательские          
университеты. Ну, я могу сказать с уверенностью, что Сколтех - это              
университет, который находится наравне с теми вузами, которые включены в этот   
перечень.                                                                       
                                                                                
Потом, ну, наверное, не нужно... мы как бы смешиваем "Сколково" и Сколтех.      
Сколтех - это университет, который работает на территории инновационного        
центра "Сколково", ну, как бы надо посмотреть, что вообще между ними есть       
общего, кроме расположения, того места, где находится Сколтех.                  
                                                                                
А что касается сравнения МГУ и Сколтеха, я, конечно, также считаю, что,         
наверное, это сравнение здесь неуместно, но я, собственно, такого сравнения и   
не приводил, я просто перечислил вузы, которые имеют право самостоятельно       
присуждать учёные степени. Повторю, процедура самостоятельного признания и      
самостоятельного присуждения учёных степеней абсолютно прозрачна, можно         
проверить все диссертационные исследования, которые будут защищены и которые    
были защищены в Сколтехе, на предмет их соответствия учёной степени.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Насколько я могу судить, мы уже проходили довольно обширный период создания в   
каждом дипломостроительном заведении своих требований к диплому, и              
последствия таковы, что сейчас мы хоть и с большим трудом, но всё-таки          
восстанавливаем и единство учебных программ, и единство требований к            
диссертациям, и многое другое - единство, утраченное под лозунгом               
академических свобод и индивидуального образования. В связи с этим мне          
совершенно непонятно, зачем мы делаем в нашем образовательном единстве          
очередную дыру и что собираются через эту дыру протаскивать. Надеюсь, коллеги   
смогут для себя найти ответы на этот вопрос.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу        
напомнить тем депутатам, кто в этом зале голосовал в 2010 году за создание      
инновационного центра "Сколково", и я помню: тогда большие сомнения мы          
высказывали и ждали, конечно, не 837 публикаций как критерия оценки создания    
этого центра, мы ждали, конечно, новых технологий. Мы уже видели, как на        
встрече с президентом Чубайс потрясал и ноутбуком, и телефоном нашим, но до     
сих пор пользуемся какими-то иностранными аналогами и не понимаем, что          
всё-таки произведено там, в "Сколково". Между тем мы уже который раз            
принимаем льготы для инновационного центра "Сколково". Сначала это было         
финансирование из федерального бюджета - и правильно, согласна с коллегой       
Вассерманом в том, что это чёрная дыра. Мы не понимаем... Вот Коломейцев        
единожды направил материалы, и мы проверили расходование федеральных средств    
- ужаснулись все! Поэтому сейчас нам кажется, что Сергею Куликову, который      
стал руководить этим центром, предстоит сделать ещё очень много, но рано пока   
ставить его в один ряд с Виктором Садовничим и другими ректорами, которые       
возглавляют в том числе и наши национальные университеты.                       
                                                                                
Александр Георгиевич, вы не обижайтесь, но вы, наверное, не читали сами свою    
пояснительную записку, которую подписали, - там как раз и говорится, что        
схожие льготы есть у МГУ, СПбГУ, у федеральных национальных университетов и     
схожий с этими университетами авторитет у "Сколково". За 11 лет очень           
трудно... мне кажется, что это чрезвычайно смело, небрежно, а может, даже       
оскорбительно для наших действительно классических университетов, которым уже   
более двух с половиной веков исполнилось. В "Сколково" 1060 студентов, а в      
Московском государственном университете их 50 тысяч, а в Санкт-Петербургском    
университете их 20 тысяч сегодня.                                               
                                                                                
Когда здесь 27 июня мы проводили парламентские слушания, то аплодировали        
Садовничему, аплодировали ректорам вузов, но почему-то с этой трибуны не        
звучали достижения инновационного центра "Сколково" и ни одно образовательное   
учреждение "Сколково" не представило здесь само себя.                           
                                                                                
И ваши ссылки на международный авторитет тоже весьма сомнительны, потому что    
210 студентов, которые сейчас обучаются там... мы пока не понимаем, это         
доходная часть нашего бюджета или расходная.                                    
                                                                                
Правительство весьма деликатно сделало вам замечание в отношении                
законопроекта, сказав о недостаточном обосновании необходимости введения        
иного правового регулирования порядка присуждения учёных степеней, и            
попросило вас дать финансово-экономические обоснования о результатах оценки     
финансовых последствий принятия вообще этого закона.                            
                                                                                
Конечно, к первому чтению... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик?        
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово.                                               
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги!   
Я и от фракции, и с заключительным словом докладчика. Всё свалили в одну        
кучу: и проблемы всех вузов, и плюс ещё сюда же проблемы всего высшего          
образования. Предоставление академических свобод с точки зрения формирования    
образовательных стандартов, обязательных образовательных требований в рамках    
подготовки кадров высшей квалификации - это логическое продолжение политики в   
области образования и науки в нашей стране. Не нужно путать "Сколково" и        
Сколтех. Посмотрите, пожалуйста, на сайте: у них абсолютно разное               
руководство, разная структура, ректор Сколтеха - Александр Петрович Кулешов,    
известный во всём мире академик в области математики, информационных            
технологий. Вот тут не надо путать, потому что может создаться у коллег         
неправильное, неверное впечатление.                                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект.               
                                                                                
Нина Александровна, законопроект и пояснительную записку я не то что читал,     
но и писал сам, и все замечания, которые есть у правительства, мы с ними        
обязательно отработаем, и вас тоже приглашаем к конструктивному диалогу.        
                                                                                
Что касается аспирантуры. В заключение хочу сказать: мы говорим, что человек    
в школу должен ходить обязательно, в университет у нас ходят по желанию, а в    
аспирантуру люди поступают по любви, поэтому нам нужно сделать так, чтобы       
было у нас правильное отношение обучающихся к этому, к подготовке кадров        
высшей квалификации.                                                            
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 77.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против           17 чел.3,8 %                                     
Воздержалось                    7 чел.1,6 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.