Заседание № 85
09.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 85554-3 "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации" (принят в первом чтении 17 мая 2002 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3632 по 3717 из 5254
Еще один вопрос из блока законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Пункт 8, о проекте федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации". Доклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Анатолия Александровича Козерадского. Пожалуйста. КОЗЕРАДСКИЙ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу в апреле 2001 года, то есть практически четыре года назад. Через год, 17 мая 2002 года, после существенной доработки содержания и юридической доработки авторами проект кодекса был принят Государственной Думой в первом чтении. На законопроект в Комитет по делам Федерации и региональной политике поступило около ста поправок. С их учетом проект был существенно изменен: расширен круг лиц, на которых распространяется действие кодекса, введены новые нормы, изменена редакция практически всех статей. С новым названием - "Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления" - проект был рассмотрен во втором чтении на заседании Государственной Думы 23 апреля 2003 года, но не был принят и был отправлен на доработку в комитет. Комитет на последнем своем заседании отметил, что внесение кодекса и принятие его в первом чтении в 2002 году было обоснованным, оправданным, поскольку деятельность государственных служащих тогда регулировалась Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", в котором не содержались нормы служебного поведения госслужащих. За прошедший период - от внесения законопроекта до сегодняшнего рассмотрения - произошли принципиальные изменения в законодательстве о государственной службе. Приняты федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации". С 12 августа 2002 года действует Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", который не только закрепил конкретные правовые нормы, связанные со служебной деятельностью государственных служащих, но и обозначил определенные нравственные ориентиры служебного поведения. В январе - феврале текущего года подписаны указы Президента Российской Федерации о проведении аттестации государственных служащих, о конкурсах на замещение вакантных должностей, о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной службы Российской Федерации государственным и гражданским служащим. В настоящее время готовятся к внесению в Государственную Думу законопроекты о муниципальной службе Российской Федерации и о правоохранительной службе Российской Федерации. На подходе, как известно, еще несколько важных указов президента: о служебном контракте, о кадровом резерве, которые конкретизируют статьи закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, когда предмет регулирования кодекса во многом уже определен в указанных нормативных актах, и в первую очередь, конечно, в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Необходимо отметить, что, по мнению комитета, как бы мы сейчас ни дорабатывали текст проекта кодекса ко второму чтению, его содержание будет во многом дублировать положения, отраженные в действующем законодательстве о госслужбе. А те поправки, которые были представлены ко второму чтению, не устраняют, к сожалению, противоречий проекта кодекса действующему законодательству. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 9, статьей 121, а также статьей 123-1 Регламента Государственной Думы, Комитет по делам Федерации и региональной политике считает нецелесообразной дальнейшую работу над законопроектом и предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Присаживайтесь. Будут ли выступать полномочный представитель президента, полномочный представитель правительства, представители депутатских объединений? Нет. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование данный проект постановления. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 23 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принимается.
Заседание № 237
23.04.2003
Вопрос:
О проекте № 85554-3 Кодекса служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления (принят в первом чтении 17 мая 2002 года с названием Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3037 по 3284 из 5553
Пункт 7: о проекте Кодекса служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. Пожалуйста, Владимир Николаевич Южаков. ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, напомню, что рассматриваемый нами проект кодекса устанавливает основные правила добросовестного служебного поведения, гарантии соблюдения ответственности за их нарушения. После первого чтения законопроект существенно доработан исходя из замечаний и пожеланий, высказанных при его обсуждении в первом чтении. Я отмечу несколько направлений доработки законопроекта. Первое из них связано с устранением тех норм, которые носили общий характер, скорее, этический, чем правовой. Все эти нормы устранены, конкретизированы. Им придана форма правовых норм. Ряд статей законопроекта в этой связи объединены, например статья "Честность" и статья "Отношение к ненадлежащей выгоде" конкретизированы в одной статье - "Отношение к ненадлежащей выгоде". Ряд статей исключен из проекта кодекса в силу того, что они многими нашими коллегами и Правовым управлением признаны нормами, очень сложными для реализации, так я бы охарактеризовал отношение к этим нормам. В частности, это статья, которая касалась правил поведения должностных лиц - государственных служащих после завершения государственной службы. Мы согласились с аргументацией и эту статью исключили из текста законопроекта. Кроме того, это принципиально важно. Вы помните, в зале заседаний многократно говорили, что правила добросовестного поведения должны распространяться не только на государственных служащих, но и на всех служащих, в том числе и на муниципальных служащих. Кроме того, из правительственной ложи неоднократно звучало, что эти правила должны распространяться и на депутатов. В сегодняшнем законопроекте, предложенном ко второму чтению, это учтено, и все эти правила добросовестного служебного поведения распространяются на всех должных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, начиная с Председателя Правительства Российской Федерации, министров, депутатов, членов Совета Федерации, судей, губернаторов и мэров и кончая всеми государственными, муниципальными служащими, при этом, естественно, на должностных лиц, занимающих государственные должности и муниципальные выборные должности, законопроект распространяется с учетом их правового статуса. Вот это главные изменения. Но плюс к этому, мне кажется, очень существенным дополнением закона является подробное описание гарантий соблюдения настоящего кодекса, процедур их реализации, санкций за нарушение правил добросовестного служебного поведения, в том числе за нарушение правил служебного поведения, направленных на предотвращение коррупции. В законопроекте, предложенном ко второму чтению, правила предотвращения коррупции прописаны гораздо более конкретно, чем в первом чтении, в том числе они дополнены нормами, связанными с запретом на конфликт интересов, с урегулированием конфликта интересов, и содержат в том числе декларацию о конфликте интересов. С принятием этого законопроекта любое должностное лицо в государственных органах и органах местного самоуправления, кроме выборных должностных лиц, обязано будет раз в год и по мере необходимости заполнять декларацию о конфликте интересов, о наличии конфликта интересов, то есть интересов по службе, вернее, личных интересов, не совместимых со служебными интересами. Должностное лицо обязано будет расстаться со своей должностью, если не будет найден способ урегулирования конфликта интересов. В законопроекте описаны и способы разрешения конфликта интересов, и те случаи и условия, при которых несоблюдение запрета на конфликт интересов ведет к необходимости увольнения должностного лица с соответствующей должности. Мне кажется, что принципиально важным моментом кодекса является установление взаимной ответственности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за соблюдение правил добросовестного служебного поведения. Сегодня многие из этих правил и так представляются очевидными, но нет механизма для их реализации. Кодекс служебного поведения должностных лиц в органах государственной власти и местного самоуправления заставит как самих чиновников и всех должностных лиц, так и их руководителей более внимательно относиться к соблюдению этих правил, заставит их почувствовать ответственность и перед гражданами, и перед обществом за соблюдение правил добросовестного служебного поведения и станет, я уверен, существенным механизмом для профилактики коррупции, по крайней мере в одном из конкретных направлений этой профилактики. Я бы хотел в заключение подчеркнуть, что в разработке законопроекта как перед первым чтением, так и перед вторым чтением участвовали представители большинства депутатских групп и фракций Государственной Думы, и считаю, что все депутаты могут с полным правом считать, что этот кодекс является продуктом совместной деятельности депутатов всех депутатских групп и фракций в Государственной Думе. Мне кажется, что это принципиально важно, поскольку он направлен в конечном счете на защиту интересов всех наших избирателей, на защиту их интересов в их отношениях с государственными органами, с органами местного самоуправления и с чиновниками этих государственных органов и органов местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, которые комитет рекомендует к принятию? Нет? (Выкрики из зала.) Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте по первой таблице. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 36 сек.) Проголосовало за 308 чел. 68,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел. 31,1% Результат: принято Принимается. Будут ли у депутатов замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует к отклонению? Нет? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части отклонения поправок? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 22 сек.) Проголосовало за 321 чел. 71,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел. 28,4% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ЮЖАКОВ В. Н. Уважаемые коллеги, в зале заседаний роздана еще одна поправка... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На одном листе. ЮЖАКОВ В. Н. ...на одном листе к таблице принятых. Она просто по техническим причинам при подготовке комитетом законопроекта выпала. Я прошу ее тоже проголосовать. (Выкрики из зала.) Что-что? Принять ее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу депутатов сначала определиться. Коллеги, вам роздана отдельная поправка. Комитет просит ее рассмотреть, но мы должны принять решение. Она сегодня распространена в зале. Кто за то, чтобы эту поправку рассмотреть? Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Рассмотреть, это комитетская поправка. (Выкрики из зала.) Нет, нет, нет, ее раздавали сегодня в зале. Проголосуйте сначала, чтобы ее рассмотреть, а дальше проголосуем поправку. ИЗ ЗАЛА. Если комитет по ней решение вынес, то тогда можно ее голосовать, даже не ставя... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это вы новости мне рассказываете, такого нет в Регламенте. Она сегодня роздана в зале, вот в чем дело, а не за три дня. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 29 сек.) Проголосовало за 126 чел. 28,0% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 128 чел. Не голосовало 322 чел. 71,6% Результат: не принято Предложение не принято. Но я прошу вернуться к голосованию, потому что не надо друг друга путать. Если поправка выпала из таблицы и комитет ее раздал сегодня, мы должны сначала принять решение о ее рассмотрении сегодня. Она не раздавалась за три дня. Прошу вернуться к голосованию по данной поправке. (Выкрики из зала.) Вы дошутитесь, что не будет принято. Потом будете объяснять, что у вас откуда выпало. (Выкрики из зала.) Да у нас даже из бюджета иногда строчки вываливаются. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 28 сек.) Проголосовало за 183 чел. 99,5% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,5% Голосовало 184 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Принимается решение о рассмотрении поправки. Пожалуйста, Владимир Николаевич. Комитет рекомендует ее принять, да? ЮЖАКОВ В. Н. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует принять поправку... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отдельно розданную в зале. ЮЖАКОВ В. Н. ...отдельно розданную в зале. (Выкрики из зала.) Она роздана в зале. Еще раз поясняю: в ней нет ничего особенного, она просто по техническим причинам выпала из общей таблицы, розданной вам. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то... (Выкрики из зала.) Да, вернулись к голосованию, и теперь ее надо голосовать. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Даже если она была роздана, я бы докладчика попросил хотя бы несколько слов сказать о смысле: о чем эта поправка? Если техническая, изложите суть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ЮЖАКОВ В. Н. Две статьи объединены в одну в тексте законопроекта, и в этой связи эти две статьи исключаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это статья 22 "Интересы после прекращения государственной (муниципальной) службы". Ну, вообще, уважаемые депутаты, раз роздана поправка, зачем ее зачитывать? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Комитет ее принял. Пожалуйста, голосуйте. Комитет ее принял, повторяю. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 29 сек.) Проголосовало за 190 чел. 42,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 191 чел. Не голосовало 259 чел. 57,6% Результат: не принято Не принимается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 11 сек.) Проголосовало за 179 чел. 39,8% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 184 чел. Не голосовало 266 чел. 59,1% Результат: не принято Законопроект не принят. Владимир Николаевич, законопроект возвращается в комитет.