Заседание № 91
06.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 85476-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (о предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать правила, определяющие порядок и время нахождения несовершеннолетних в общественных местах развлекательного характера).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4886 по 5253 из 5704
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Законодательное Собрание Ленинградской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Тамара Анатольевна Фральцова. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Сегодня вашему вниманию предлагается законопроект Законодательного Собрания Ленинградской области по очень актуальной проблеме. Суть его проста: в современных условиях, когда возрастает подростковая преступность, когда дети оказываются беспризорными и безнадзорными, установить правила ограничения времени нахождения детей в вечернее время в общественных местах, конкретно указав период, и установить порядок пребывания детей в развлекательных местах. И несмотря на актуальность, значимость данной проблемы сегодня для всего нашего общества, несмотря на то что многие субъекты считают, что эта проблема должна решаться на законодательном уровне, все-таки наш комитет предлагает данный законопроект отклонить по следующим основаниям. Данный законопроект Законодательного Собрания Ленинградской области предлагает дать право субъектам Российской Федерации самим устанавливать правила ограничения по разным видам... Во-первых, это противоречит Конституции Российской Федерации, статье 55 и статье 71, где данное право относится к ведению именно государства. Во-вторых, данный законопроект противоречит и Конвенции о правах ребенка, тем статьям, в которых говорится, что соблюдение права ребенка на получение информации, участие в играх и развлекательных мероприятиях при условии их соответствия его возрасту возлагается на государственные органы управления, на государство. В связи с тем, что сейчас у нас, в нашем комитете, создана рабочая группа, которая разрабатывает законопроект, направленный на решение данной проблемы, и в связи с тем, что данная проблема не так проста, как кажется, поскольку она требует внесения изменений сразу в несколько законодательных актов - это и Семейный кодекс, и закон об основах системы профилактики правонарушений, и закон об охране прав детей, и административный кодекс, и Трудовой кодекс, - мы предлагаем предложение Законодательного Собрания Ленинградской области отклонить. Мы вынесем на ваше рассмотрение в скором времени новый законопроект, который учитывает все сложности данной проблематики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Ближина Любовь Фёдоровна, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Уважаемая Тамара Анатольевна, меня очень волнует этот вопрос. Мы тоже в регионах работаем над этими проблемами, и я уже ряд предложений вносила в ваш комитет. И у меня вот такой вопрос: как решаются вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов детей, а также вопросы ограничения пребывания детей в определенных местах в законодательстве других стран? Спасибо. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Более шестидесяти стран подписали Конвенцию о правах ребенка - а в данной конвенции оговорено это право, - и в разных странах разное законодательство, но всё оно государственного уровня. В отдельных странах ограничивается пребывание детей в кинотеатрах, где показывают фильмы, скажем так, для определенной возрастной категории, с определенным эротическим содержанием. В отдельных странах есть законы, которые запрещают детям находиться в местах игрового бизнеса, как мы говорим, или тех, которые направлены на популяризацию образа жизни, который не свойственен детям, например, в ресторанах без родителей. В нашем законодательстве данная проблема никоим образом не урегулирована, я уже сказала, что у нас, например, нет понятия вечернего времени, у нас нет в Семейном кодексе понятия ответственности родителей за пребывание детей где-то, у нас нет даже понятий общественного места, развлекательного места. Так что законопроект не так прост, как кажется, необходимо на государственном уровне отрегулировать все эти проблемы. Могу сказать, что наши бывшие соседи, те, которые входили в Советский Союз, - Грузия, Украина, - они уже приняли у себя подобные законы. Они имеют разные названия, например, в Грузии закон называется "О защите несовершеннолетних от вредного влияния", но данный закон регулирует только лишь одну позицию - пребывание детей в тех местах, где расположены игровые автоматы, в учреждениях, которые культивируют азартную игру, типа казино. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Много, тогда прошу записаться. Включите режим записи. Тамара Анатольевна, а можно я спрошу? Пока идет запись, ответьте мне: а сколько нам лет еще надо, чтобы привести всё это к какому-то порядку, к какому-то единому пониманию? Столько лет мы озабочены этой проблемой и никак не решим ее! Мы говорим, что этого нет, того нет, а сколько лет еще надо, чтобы появилось? Покажите результаты записи. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ФРАЛЬЦОВА Т. А. В нашем комитете рабочая группа работает уже в течение двух месяцев, и мы полагаем, что к концу апреля черновой вариант данного законопроекта уже будет оформлен и направлен во все структуры, которые должны это согласовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть все поправки, о которых вы сказали, - и в Семейный кодекс, и в закон о борьбе с безнадзорностью, да? ФРАЛЬЦОВА Т. А. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гришуков Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Благодарю вас. Вопрос у меня к представителю комитета следующий. То, что дети у нас - это главный ресурс государства, я думаю, тут сомнений нет, и на этот вопрос не надо отвечать, а вот что комитет все-таки в комплексе пытается решить для того, чтобы привести в соответствие эту проблему с точки зрения экономической составляющей (не буду раскрывать), социальной, если хотите политической? И еще маленький вопрос. Вот в Приморском крае четырнадцать тысяч пионеров сегодня. Готов ли комитет вообще эту проблему рассмотреть, потому что эта организация в свое время очень многое делала для нравственного воспитания подростков, для патриотического воспитания? Вот можно мне с инициативой об организации этого дела в рамках всего государства, а не только в Приморском крае выйти в комитет? Вы поддержите меня или нет? Спасибо. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Вы знаете, наверное, сегодня не день отчета о работе нашего комитета. Вопрос заявлен очень четко - на рассмотрение выносится законопроект Ленинградской области, поэтому можно говорить лишь по существу данного законопроекта. Во-вторых, по поводу вашего предложения, в частности о пионерской организации, я могу сказать, что в системе образования уже в течение трех лет действует специальный приказ министра об общественных организациях в образовательных учреждениях и сегодня количество общественных детских организаций в общеобразовательных учреждениях достаточно велико. Нужно просто популяризировать эту работу. Если есть в этом необходимость, мы можем собрать "круглый стол", пригласив все заинтересованные службы и органы. Но сегодня я все-таки хотела бы вернуться к данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Юрий Петрович, ваш вопрос. САВЕЛЬЕВ Ю. П. Задали мой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задали. Спасибо. Пожалуйста, Игошин Игорь Николаевич, а потом - Решульский Сергей Николаевич. ИГОШИН И. Н. Нам известна мировая практика, особенно тех стран, которые мы привыкли называть развитыми странами, на которые в известной степени ориентируемся. Там как раз есть ограничения в части нахождения детей в развлекательных учреждениях, особенно в ночное время. Вы озвучили позицию комитета, вы сказали, что принципиально комитет поддерживает данную инициативу, но есть проблемы юридического характера в данном законопроекте, которые не позволяют его принять, поддержать в первом чтении. И собственно говоря, главное, что прозвучало в аргументации комитета, в выступлении, - то, что регулирование вопросов защиты прав и свобод ребенка находится на государственном уровне, а не на уровне субъекта Федерации. Когда мы принципиально поддерживаем идею законопроекта, у нас есть два пути - принять его в первом чтении и дальше дорабатывать во втором либо отклонить и внести законопроект самим. Вот в данном случае вы пошли по пути отклонения и внесения своего законопроекта. Почему вы не выбрали первый путь - все-таки поддержать законодательную инициативу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тамара Анатольевна. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Почему мы не выбрали первый путь? Я еще раз повторяю: потому, что данная проблема - это предмет законодательного урегулирования государства, а не субъекта. Это первое. И второе. В данном законопроекте решается только лишь один, лежащий на поверхности вопрос - это время пребывания детей в общественном месте. А я еще раз поясняю: для того чтобы решить только одну проблему, ограничить время пребывания детей в общественном месте, нужно сразу юридически решить несколько проблем. Для этого нужно время, поэтому мы пошли по второму пути. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич Решульский, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Многое уже прозвучало в вопросах, но я внимательно слушал содокладчика, Тамару Анатольевну, и хотел бы уточнить, правильно ли я понимаю, что в комитете предполагают подготовить законопроект, где нормы поведения несовершеннолетних, скажем, для Дагестана, для Чечни, для Якутии, для Амурской области и для Москвы будут прописаны одинаковые и идентичные друг другу? ФРАЛЬЦОВА Т. А. Вы совершенно правы. Вот в том и сложность данного законопроекта - чтобы на государственном уровне прописать такую норму, которая бы действовала во всех субъектах Российской Федерации. И при этом законом предоставить право субъектам регулировать то, что они могут регулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Трое? Игошин, Гришуков, Решульский. По сколько минут тогда дадим? По три минуты устроит? Устроит. Первый, пожалуйста, Игошин Игорь Николаевич. ИГОШИН И. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, что, если мы можем принять законопроект, который инициирован регионом, и дальше его доработать, если есть такая возможность, нам всегда лучше идти по этому пути. Да, необходимо дополнительное время, но, по большому счету, мы сами определяем время для доработки законопроектов между первым и вторым чтениями. Если бы мы все-таки пошли по этому пути, то обозначили бы поддержку этой проблемы и дальше бы законопроект дорабатывали. Я думаю, что в данном случае это был бы более правильный путь, потому что возможна его доработка между первым и вторым чтениями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое. Я не зря задал свой вопрос. Я что-то не понимаю, уважаемые коллеги, мы все хвалимся или, вернее, гордимся величием нашей страны, ее многонациональностью, различием традиций разных народов и национальностей и так далее. И вот сегодня, когда говорят, что мы будем готовить какой-то унифицированный закон, касающийся воспитания подрастающего поколения, в частности несовершеннолетних, порядка их поведения и ограничения времени их пребывания в каких-то увеселительных заведениях, мне кажется, мы делаем пустую работу, потому что традиции и образ жизни, скажем, в Дагестане или в той же Москве, где мы сейчас находимся, они очень сильно различаются. Я не пойму, из каких соображений комитет отклоняет данный законопроект. Ведь действительно, правильно коллеги говорят - его надо брать за основу, голосовать в первом чтении. А нормы, на которые бы опирались субъекты Российской Федерации, принимая свои законы, можно было бы во втором чтении прописать, указав, что все эти ограничения или этот порядок поведения не должны противоречить части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. И этого было бы достаточно. Поймите, уважаемые коллеги, ну нельзя норму поведения московскую навязывать в Республике Дагестан или в Чеченской Республике, или в Татарстане, Башкортостане и так далее! Я затронул только национальные республики, но посмотрите на образ жизни и на традиции даже в Центральной России: каждый субъект Федерации имеет свои вековые традиции и нормы поведения. Я не знаю, из каких соображений комитет отклоняет эту инициативу. Мы, наша фракция, я в частности, готовы предложить и предлагаем проголосовать в первом чтении этот законопроект, не выдумывать ничего нового. А во втором чтении добавить, что все законы субъектов Российской Федерации по этому поводу должны соответствовать требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Тем самым мы открываем широкий простор для применения и развития и образа жизни, и норм поведения субъектов Федерации в воспитании нашего поколения на традициях отцов, дедов и так далее. И в то же время, даем возможность прокуратуре проверять эти законы на соответствие Конституции и выносить свои вердикты, соответствуют они ей или нет, как... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гришуков Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Благодарю вас. Что касается конкретного проекта федерального закона, который мы сейчас рассматриваем, то я его поддержу при голосовании. Но он не решает проблем основного закона. Я хотел бы обратить внимание, что мы-то ведем разговор о федеральном законе, который звучит так: "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Так вот, профилактика безнадзорности и правонарушений не сводится к тому, чтобы запретить детям ходить в общественные места. И вообще, это действительно прерогатива субъектов, на мой взгляд, мы не можем из Москвы руководить этими процессами. Но Государственная Дума, федеральная власть вправе, на мой взгляд, и Комитет по делам женщин, семьи и детей, представитель которого сегодня докладывал этот законопроект, на мой взгляд, вправе и должен взять на себя ответственность за разработку концепции - как мы сегодня будем работать по этой проблеме в целом. Что необходимо сделать, начиная с рождения ребеночка, как семья должна сегодня быть обеспечена, для того чтобы содержать троих детей как минимум, - мы должны об этом говорить, иначе будем вымирать. Что дальше нужно сделать в детском садике, в школе, в институте и так далее? Как государство должно быть озабочено, чтобы дети рождались у нас, чтобы мы не вымирали, как мамонты, извините, чтобы дети могли получать бесплатное образование, чтобы они имели возможность заниматься добрыми делами в тех же пионерских отрядах? Почему мы сегодня отталкиваем всё это? Вот давайте, мол, что-то создавать типа скаутов. А пионеров мы что, забыли? Это же наша история. У нас есть еще пока кадры, но скоро их не будет, уверяю. Мы сегодня с трудом пытаемся найти этих людей, которые занимаются проблемами воспитания и организации подростков в школах. Они не хотят этим заниматься, потому что законодательство сегодня не позволяет, по большому счету. Мы не решим эту проблему, если будем заниматься частными вопросами. А это проблема комплексная, проблема профилактики безнадзорности, проблема воспитания подрастающего поколения как главного ресурса нашего государства. Вот к чему я хотел бы призвать комитет. Готов участвовать в этом. Я в свое время этим занимался и писал кандидатскую диссертацию по этой теме. Становление личности человека - тут велика роль государства, а не только семьи. Мы сегодня переложили на нее все свои обязанности, нельзя этого делать. Необходимо сказать, что проблема воспитания человека - это государственная проблема. Не проблема семьи, не проблема школы, а общегосударственная задача - вот это главное. И в этом плане я готов принимать участие в работе комитета. Если комитет сочтет нужным, пригласите. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Витальевич. Представители президента, правительства хотели бы выступить по данному законопроекту? Нет. С заключительным словом - Тамара Анатольевна. Включите микрофон депутату Фральцовой Тамаре Анатольевне. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Уважаемые коллеги, я еще раз хотела бы обратить ваше внимание на следующее. Можно, конечно, рассуждать таким образом: давайте примем поправку в закон о профилактике правонарушений (что сегодня и предлагается Законодательным Собранием Ленинградской области), но не решим мы этим проблему! Знаете, это напоминает такой подход: давайте сначала пришьем рукав, а к чему его будем пришивать, что получится - платье, брюки либо костюм, - мы не знаем. Это первое. Второе: мы говорим сегодня о традициях. Да, у нас многонациональное государство, но разве нормы морали разные у разных наций? По-моему, для всех наций нормы морали одни и те же: родители должны отвечать за своих детей, дети в ночное время - это соответствует их физиологии - должны спать, дети не должны играть в азартные игры, дети не должны смотреть эротическое и порнографическое кино. Это, по-моему, вполне ясно и понятно. Что мы здесь дискутируем? И еще один момент. Я уже говорила об этом и еще раз обращаю ваше внимание на следующее. Данная проблема очень сложна, и она требует законодательного, юридического решения, это необходимо для всех участников данного процесса: для родителей, для детей и в том числе для государства, которое представлено здесь, скажем так, совершенно разными формами. Поэтому, наверное, правильно мы сделали в комитете, когда пошли по пути создания нормального, хорошего закона, который регулировал бы действия всех, кто участвует в процессе воспитания детей. Хотя бы с этой стороны... не надо замахиваться на многое, давайте решим законодательно сначала одну проблему - такой подход, - а затем уже будем решать другие. Вот наш комитет пошел по этому пути. Я могу сказать, что нашей рабочей группой сегодня уже собраны все предложения - и от НИИ Генеральной прокуратуры, и от Министерства внутренних дел, от министерства образования - от всех субъектов права законодательной инициативы, которые занимаются данной проблемой на государственном уровне. Поэтому я все-таки прошу поддержать решение нашего комитета и отклонить тот законопроект, который сегодня внесло Законодательное Собрание Ленинградской области. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Кто за принятие его в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 47 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2% Проголосовало против 18 чел.4,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8% Результат: не принято Не принято.