Заседание № 72
О проекте федерального закона № 85433-5 "О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о порядке формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и о прямом возмещении убытков в последующие периоды; принят в первом чтении 12 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 23 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает член Комитета по финансовому рынку Александр Павлович Коваль. КОВАЛЬ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В редакции законопроекта, принятого в первом чтении 12 декабря 2008 года, предлагалось с момента вступления закона в силу привести размер страхового резерва в соответствие с величиной, равной 10 процентам резерва произошедших, но не заявленных убытков. В период подготовки к рассмотрению во втором чтении к законопроекту поступило три поправки, которые рекомендованы комитетом к принятию. Их суть сводится к следующему. Статья 2 законопроекта излагается в новой редакции, которая предусматривает установление требований к новому размеру страхового резерва не по истечении десяти дней со дня официального опубликования, а с 1 января 2010 года. Этот отложенный срок вступления в силу позволит страховщикам с учётом введения с 1 марта текущего года прямого возмещения убытков подготовиться к указанным изменениям. Также поправками вносится изменение в статью 33 закона об ОСАГО, которое предусматривает приведение стабилизационного резерва, сформированного на сегодняшний день, в соответствие с величиной, равной 10 процентам размера резерва произошедших, но незаявленных убытков, к 1 января 2013 года. Данное предложение позволит сохранить платёжеспособность страховщиков и их финансовую устойчивость прежде всего в условиях финансового кризиса. Исходя из вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект во втором чтении. Председательствующий. Уважаемые депутаты, в таблице 1 три поправки, рекомендованные к принятию. Есть ли замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 37 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 46 чел.10,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принимается таблица. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 05 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Центральная трибуна, пожалуйста. КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект рассмотрен Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Замечаний по нему правового, лингвостилистического и юридико-технического характера не имеется. В этой связи прошу поставить законопроект на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по данному предложению комитета? Нет. Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" данный законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 06 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 61 чел.13,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 61
О проекте федерального закона № 85433-5 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о порядке формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и о прямом возмещении убытков в последующие периоды).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает депутат Государственной Думы Владимир Эдуардович Матханов. МАТХАНОВ В. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект разработан в целях снижения риска возникновения страхового случая по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Действующей редакцией статьи 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превысит 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды. Законопроектом предлагается установить предельный уровень формируемого страховыми организациями страхового резерва в размере 10 процентов от страхового резерва, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по страховым случаям, о факте наступления которых не заявлено страховщику. Это позволит направить суммы, превышающие установленный законопроектом лимит, на превентивные меры. При разработке законопроекта брался за основу международный опыт реализации обязательного страхования автогражданской ответственности, который показал, что благодаря проведению превентивных мероприятий в европейских странах добились существенного снижения риска возникновения страхового случая по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На основании изложенного, уважаемые коллеги, комитет предлагает вам принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Содоклад делает Александр Павлович Коваль, член Комитета по финансовому рынку. КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, с этим законопроектом как раз обратная ситуация: он направлен на повышение качества обслуживания пострадавших в ДТП. И если мы уже говорили о том, чьи интересы ущемляются, то в первую очередь, конечно, ущемляются интересы страховщиков, если быть объективными. Комитет по финансовому рынку, рассмотрев предложенный законопроект, отмечает, что авторы предлагают установить предельный размер формируемого страховщиками по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды в целях направления сумм, превышающих установленный законопроектом уровень, на осуществление мер, снижающих риски возникновения страхового случая. Необходимость внесения данного предложения вызвана ситуацией, сложившейся в настоящий период в системе ОСАГО. Инвестиции на улучшение клиентского обслуживания, развитие информационных систем, систем учёта, принятие мер по профилактике и предупреждению ДТП, другие меры, способствующие улучшению ситуации в системе ОСАГО, которые могли быть осуществлены страховыми компаниями за счёт собственных средств, ограничены положением статьи 22 закона об ОСАГО. Согласно этому положению прибыль страховых компаний от деятельности по ОСАГО ограничена путём резервирования финансового результата свыше 5 процентов от полученных доходов в виде стабилизационного резерва. Таким образом, предложение, содержащееся в законопроекте, позволило бы использовать имеющиеся ресурсы на повышение качества работы системы ОСАГО, оставляя в стабилизационном резерве только объёмы, реально необходимые на покрытие будущих расходов по автогражданскому страхованию. Исходя из изложенного Комитет по финансовому рынку предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект данного федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь на трибуне, Александр Павлович. Есть ли вопросы? Есть - депутат Федоткин и депутат Гончар. Нет других желающих? Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Александру Павловичу. Александр Павлович, если вы автолюбитель, то, наверное, знаете, что в случае дорожного происшествия получить пострадавшему страховку, или средства на ремонт автомобиля, - это огромная проблема, которая тянется очень долго, требует очень много нервов, очень много бумаг. Иногда думаешь, лучше бы не было этих страховых организаций, лучше напрямую платить, но дороговато. Вот в связи с этим формирование страховых резервов не приведёт ли к увеличению страховых сумм, страховых платежей со стороны автолюбителей? И второй вопрос, вопрос, на который я не получил ответа. Скажите, этот законопроект направлялся в регионы, где в основном живут и работают автолюбители? Если направлялся, то сколько регионов его поддержало? Вот два вопроса. Спасибо. КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Владимир Николаевич. Начну со второго вопроса. Этот законопроект не направлялся в регионы, и отзывов на него не получено. По первому вопросу. Я согласен с тем, что в ряде страховых компаний получение страховой выплаты достаточно продолжительно по времени и не всегда её размер удовлетворяет пострадавшего в ДТП. И на самом деле вот этот законопроект, который мы сейчас с вами рассматриваем, заставляет страховщика быстрее направлять средства на выплату, не откладывать их в резерв, а направлять на выплату. Вы знаете, что в прошлом году мы с вами приняли законопроект, который ввёл штрафные санкции для страховщиков за задержку выплаты или выдачи мотивированного отказа более чем на тридцать дней. Тот законопроект, который я уже упоминал, выступая по первому вопросу, о введении так называемого прямого возмещения, побудит пострадавших в ДТП обратиться в ту страховую компанию, где они получали страховой полис. Если эта компания заинтересована, чтобы этот клиент пришёл на следующий год и пролонгировал свой договор, то, безусловно, она выплатит быстрее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Александр Павлович, у меня вот какой вопрос. Я не первый раз уже слышу о том тяжелейшем положении, в котором оказываются страховые компании, оказывающие услуги по обязательным видам государственного страхования. Действительно, перебиваются с хлеба на воду, последние деньги потрачены... Может быть, поставить вопрос о том, что там, где государство, то есть мы с вами, вводим обязательное страхование, принуждаем гражданина выполнять это решение, ввести систему государственного страхования, чтобы страховые компании не мучились? А в случае, если появятся дополнительные деньги, они пойдут в бюджет. КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Николай Николаевич. Я не уверен, что, если это будет государственная компания, ситуация улучшится. И примеры во многих других сферах показывают, что это не всегда повышает качество. Если отвечать на ваш первый вопрос, о тяжёлом положении страховщиков... Наверное, никто не умирает с голоду, так же как и многие другие представители финансового сектора. Но приведу несколько цифр статистики. У нас в тринадцати субъектах Российской Федерации страховые выплаты превышают сборы, и количество таких субъектов Российской Федерации по итогам года скорее всего достигнет двадцати пяти, то есть там страховщики уже работают себе в убыток. У нас есть отдельные виды автотранспортных услуг - такси, маршрутное такси, весь общественный транспорт, - где убыточность превысила 100 процентов ещё в прошлом году. Поэтому на самом деле рынок автогражданского страхования уже сегодня находится в глубоком кризисе, но тарифы, как я уже говорил в своём первом выступлении, с 2002 года не пересматривались ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Павлович. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Представители президента и правительства?.. А, Гончар хочет, извините. Он так высоко сидит, что я не всегда успеваю... Извините, Николай Николаевич. Пожалуйста, включите микрофон депутату Гончару. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, очевидно, данный законопроект Государственная Дума поддержит. Никаких сомнений в достоверности статистики, которую привёл Александр Павлович, у меня нет. У Александра Павловича уверенности нет в целесообразности... Для того чтобы она была, давайте проанализируем, не пора ли действительно перейти к такой форме страхования, как обязательное государственное страхование. Обязательное государственное страхование будет касаться всех сфер, в том числе, если помните, особо опасных объектов. Вопрос: интересно, какое количество финансовых ресурсов государства или частных компаний перечислено по такого рода объектам страховым компаниям, что пришлось выплатить и так далее? Мне приходится очень часто отвечать на разные вопросы о деятельности Государственной Думы. Иногда говорят, - ну, злые языки, понятно, - что предыдущая Дума была нефтяной, а вот сегодняшняя, она банковская и страховая. Конечно, это заблуждение, но хотелось бы, чтобы у нас появились мотивы для более убедительных возражений по данному поводу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я напоминаю в связи с выступлением Николая Николаевича и вопросов, которые задавали депутаты, что это процедура первого чтения, поэтому давайте внимательно посмотрим на все аспекты этих двух законопроектов. Итак, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 52 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 91 чел.20,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Принято.