Заседание № 291
О проекте федерального закона № 850423-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу уточнения порядка выдвижения и регистрации кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Далее - 35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Антон Юрьевич Морозов. Пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, данный законопроект имеет целью устранить пресловутый муниципальный фильтр при регистрации кандидатов, выдвинутых политическими партиями, представленными в региональных парламентах для участия в выборах губернаторов, глав субъектов Российской Федерации. Из моей личной практики работы в комитете Новгородской областной Думы по местному самоуправлению я могу сказать, что, конечно, в последние годы делается многое для укрепления органов местного самоуправления, депутаты районов, посёлков проявляют активность, но, к сожалению, на сегодняшний день уровень развития органов местного самоуправления, уровень независимости глав и депутатов от вышестоящих органов власти пока невысок, поэтому зачастую при применении муниципального фильтра оппозиционные партии, даже те, которые представлены в региональном парламенте, то есть получили поддержку избирателей соответствующих субъектов, не могут выдвинуть и зарегистрировать кандидата в губернаторы. Это, конечно, не способствует развитию демократии в регионах, к чему мы так стремимся. И по сути, политическим партиям иногда приходится из-за несамостоятельности в принятии решений органов местного самоуправления идти на поклон к губернаторам и согласовывать будущих участников выборов, что для нас неприемлемо. Я вот недавно вернулся, был на дипломатической работе в США - четыре года там провёл и имел возможность наблюдать, как у них устроена демократическая процедура, - и я могу сказать, что у них в отличие от нашей страны чем ниже уровень выборов, тем больше демократии. Американцы за своих глав посёлков, местных депутатов очень активно голосуют, занимают активную позицию, а чем выше уровень выборов, тем меньше активность: за губернаторов они голосуют меньше, за главу государства голосование происходит вообще через систему выборщиков, то есть у них нет возможности напрямую выбирать главу государства. У нас наоборот: самая высокая явка на выборах главы государства, депутатов Госдумы, на региональных выборах явка ниже, на районных - ещё ниже, и самая низкая явка на выборах МСУ - к сожалению, такая тенденция есть. Конечно, при отсутствии массовой поддержки нашими избирателями органов местного самоуправления ожидать того, что они смогут разобраться, кто из кандидатов, выдвинутых политическими партиями, достоин участия в губернаторских выборах, не приходится, поэтому наша позиция - отменить муниципальный фильтр. Что касается отзыва, который мы получили, - что, мол, если отменить муниципальный фильтр, то создаются якобы неравные условия для кандидатов, выдвинутых партиями, представленными в региональных парламентах и не представленными, - я могу сказать, что у нас есть практика, когда мы выдвигаем списки кандидатов партиями, представленными в парламенте, для участия в выборах и не собираем подписи. Совершенно логично было бы также выдвигать кандидатов на должности губернаторов при отсутствии муниципального фильтра, и мы не видим тут большой проблемы. Я думаю, что многие наши коллеги от оппозиционных партий, которые работают в регионах, сталкивались с этой проблемой, - сложно выдвинуть кандидата в губернаторы без согласования с областной властью. В целях развития демократии я, конечно, призываю всех вас, уважаемые коллеги, поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рустам Рифатович Ишмухаметов, пожалуйста. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик достаточно подробно изложил суть предлагаемых изменений в законодательство, поэтому я не буду их пересказывать. Комитет отмечает следующее: предлагаемые нормы изменяют правовой смысл положений законов, предусматривающих квалифицированный отбор кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и не согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе отклонить указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Всё это так, и это, наверное, десятый или пятнадцатый законопроект, но я хотел бы, поскольку коллега, как я понимаю, недавно пришёл к нам, задать вопрос более глубокий. Вот есть парламентские партии, и есть ещё один из вариантов, промежуточный, - освободить от сбора подписей муниципальных депутатов кандидатов только от парламентских партий. Я почему об этом говорю? У нас же всё более сложно: например, вы выдвигаете своих кандидатов, а параллельно с этим от других партий, так называемых партий, проходят кандидаты, и ваши кандидаты часто оказываются на периферии, а мы говорим о стабильности политической системы, о том, что парламентские партии - это тот костяк, который создаёт политическую систему общества. Не обсуждали ли вы при подготовке законопроекта эту тему, чтобы приоритет отдать тому, чтобы были освобождены от сбора подписей прежде всего кандидаты от парламентских партий, а не все? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Юрьевич Морозов, пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю. Большое спасибо за вопрос. У меня до командировки в США был очень большой опыт работы с органами местного самоуправления, я пять лет отработал в комитете Новгородской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению, поэтому, уверяю вас, очень хорошо знаю, как всё это происходит на местах. Мы хотим предложить именно регистрацию без муниципального фильтра, то есть без сбора подписей муниципальных депутатов и глав, для кандидатов от партий, уже представленных в соответствующем региональном парламенте. Что касается политических партий, которые хотят выдвигать, но не представлены в парламенте, их задача - проявить себя, получить поддержку, и они, конечно, могут собирать подписи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Рустаму Рифатовичу. Я вот шёл в губернаторы на выборах в Рязани, я эту проблему очень хорошо знаю, и поэтому полностью поддерживаю данный законопроект. Когда у нас девяносто девять процентов - это депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", когда им дана команда никому не давать своих подписей на этапе муниципального фильтра, то приходится по области гоняться буквально за каждым депутатом, который имеет своё мнение и не склоняет голову перед властью, чтобы найти его в поле, на предприятии, ещё где-то и получить его подпись. Вы не поверите, сколько толковых, полезных для России людей могли бы выдвинуться на пост губернатора, если бы не было этого закона о фильтре! Вот скажите, пожалуйста, как же так, ведь президент постоянно говорит о развитии демократии, а вы, выступая сегодня, продолжаете поддерживать политику закручивания гаек: хоть ты самый разумный, хоть ты самый полезный для России, но если ты не в партии - фильтр не пройдёшь, и, значит, никому ты не нужен?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рустам Рифатович Ишмухаметов. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. На мой взгляд, муниципальные депутаты, как сегодня коллега из региона говорил, наверное, действительно имеют больше возможностей для общения с людьми на местах и больше знают реальное положение дел, отсюда в том числе идёт такое доверие к депутатам муниципального уровня. Это первое. И второе. То, что вы говорите насчёт президента нашей страны... Я думаю, он не поддержал бы модель избирательного законодательства, которую нам предложил коллега. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Рустам Рифатович, вы в содокладе, поясняя, сослались на решение Конституционного Суда, на Конституцию. Не могу с вами согласиться - по-моему, вы перегнули не то что палку, но даже целый лом. Конституция не запрещает выборы без всяких ограничений и выдвижений, тем более что Конституционный Суд сослался на то, что это не противоречит в целом Конституции, то есть, другими словами, мы можем как собирать подписи, предварительно выдвинув кандидата, так и не собирать. Поэтому так пояснять и делать ссылку на Конституцию совершенно неверно! Вот объясните мне, это ваша ошибка или я что-то недопонимаю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рустам Рифатович Ишмухаметов. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо, Николай Фёдорович, за хороший вопрос. Да, действующие нормы признаны не противоречащими Конституции, но в мотивировочной части указанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации поясняет, что законодательно установленные требования не должны использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определённую политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции, - иное нарушало бы принципы демократии, политического многообразия и многопартийности, из которых следует недопустимость монополизации власти и необходимость существования оппозиции, а также принцип равноправия. Соответственно, Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что выражение мнения муниципального сообщества относительно выдвигаемых политическими партиями кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в виде волеизъявления поддержки соответствующих выборных лиц тому или иному кандидату создаёт дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и осуществления ими права на местное самоуправление. Я считаю, что действующие нормы соответствуют Конституции, и комитет подтверждает свою позицию, высказанную ранее в отношении аналогичных проектов федеральных законов - вы знаете, что этот вопрос не впервые рассматривается, - это законопроекты № 625207-6, № 629965-6 и № 629992-6. Все эти предлагаемые нормы, как я уже отмечал, изменяют правовой смысл положений тех законов, которые уже приняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Уважаемые коллеги, давайте всё-таки согласимся, что действительно многократно уже обсуждались подобные законопроекты, и, если рассуждать здраво, нормы, применяемые в настоящее время, явно недемократичны, это бесспорный факт, что бы вы тут ни поясняли, на что бы ни ссылались, например на решение Конституционного Суда. Ещё раз повторяю: Конституция не запрещает прямые выборы, стало быть, самые демократичные выборы - это выборы без ограничений. Если вы хотите ограничивать, то надо сказать, что мы уже ограничили: по возрасту, по наличию судимости, по стажу работы - это как раз не ограничивает демократию, но подсказывает, что на данную должность могут приходить только товарищи с чистым прошлым и квалифицированные. Но право выбора остаётся за избирателем, подчёркиваю, за избирателем! А высшей властью в любой стране является всё-таки народ, а не какой-нибудь ограниченный контингент депутатов, которые кого хотят, того поддержат, кого не хотят, того не поддержат. Более того, необходимо, повторяю, отменить это ограничение: в парламенте эта партия, не в парламенте - речь идёт о гражданине, который желает выдвинуться на ту или иную должность, и избирать его вправе только народ. И от того, донесёте ли вы до избирателей, кто он такой, каковы его положительные и отрицательные стороны, его достоинства и недостатки, зависит, сделает ли народ правильный выбор. А когда вы создаёте во время выборов такие условия: за бутылку купить голос, а за две - продать, то там даже через фильтр человек проходит и демократично так и не избирается, потому что он эти голоса получает через, естественно, административный ресурс, через давление, через подкуп, через воздействие на родственников и так далее. Давайте придём к демократическим выборам и перестанем ограничивать людей в их праве избирать и быть избранными! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом, это в продолжение того вопроса, который я задал. Как на практике всё это выглядит, когда кандидат не от правящей партии пытается зарегистрироваться на выборах губернатора? Собираются у глав районов или городов все муниципальные депутаты и их буквально заставляют отдавать свои подписи в поддержку одного кандидата от правящей партии, и набирается подписей, может быть, в два, в три раза больше, чем это необходимо, но по закону один и тот же депутат муниципального уровня не может поддержать двух кандидатов - всё, он отдал свой голос кому-то по приказу, я даже сказал бы в связи с давлением, он уже не может поддержать другого депутата, хотя, может быть, и хотел бы. И здесь возникает дилемма: или разрешать депутатам муниципального уровня поддерживать любое количество кандидатов на должность губернатора, которых они считают достойными, может быть, двоих, может быть, троих, или вообще отменить этот фильтр. Вот когда в Рязанской области выдвигали кандидатов в губернаторы, то, прежде чем предложили меня, посмотрели некоторых хозяйственников, достойных, уважаемых, известных людей с хорошим хозяйственным опытом, с хорошими хозяйственными результатами, но те прямо сказали, что не раскручены и не смогут собрать эти подписи, не смогут пройти муниципальный фильтр. И после длительного рассмотрения различных вариантов всё-таки решили выдвигать меня, поскольку есть популярность, есть известность, поэтому, может быть, мне несколько легче собрать эти подписи, но вы заметьте: мы сразу отсекли целый ряд хороших директоров, которые были бы совсем нелишними на посту губернатора, скажем, Рязанской области. Если мы говорим о том, что нам нужна какая-то смена власти, нам нужен какой-то новый глоток воздуха, нам нужны изменения курса, чтобы Россия не всё время из одного кризиса в другой сваливалась, тогда, наверное, надо, чтобы те, кто готов взять на себя эту обузу, я сказал бы, кто способен, кто потянет эту задачу, имели возможность, могли пройти, победить и исправить ситуацию, а то создаётся впечатление, что разговоров о смене курса, лозунгов "Россия, вперёд!" довольно много, но первые же попытки привлечь новые силы на корню пресекаются. Я не случайно отметил, что президент всё время говорит о демократии, а комитет говорит, что всё надо оставить по-старому. Коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", скажите, кто же всё-таки прав - президент или комитет, в котором у вас абсолютное большинство, ведь вы говорите об одном и том же, но совершенно разные вещи? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я хочу обратить внимание зала на содержание законопроекта, который мы сейчас обсуждаем, а суть там такова: кандидаты, выдвинутые партиями, представленными в заксобрании региона, не должны собирать подписи муниципальных депутатов. Если, грубо говоря, в законодательном собрании региона представлены две партии или три, или четыре, то только кандидаты, выдвинутые от этих партий, и не собирают голоса муниципальных депутатов. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", будучи последовательной, этот законопроект поддержит и будет голосовать за, единственно, хотелось бы кое-что добавить. Мы видели много законопроектов подобного рода, и напомню, с чего мы начинали, когда появился муниципальный фильтр: мы начинали с того, что совместно с коллегами из фракции КПРФ обратились в Конституционный Суд по поводу конституционности самого существования муниципального фильтра, я тогда ездил с коллегой Соловьёвым, он докладывал в Конституционном Суде по данному вопросу, была большая полемика, было много наработок, и вообще мы считали, что это конституционно. С другой стороны, мне был дан шанс, я тоже потренировался и на своей шкуре узнал, как работают эти муниципальные фильтры, когда меня с помощью разных, так сказать, телодвижений снимали с выборов, а поскольку мы изучали технологии организации всей этой работы по сбору подписей, то я точно также могу рассказать об этом, тем более что я в связи с этим дошёл до Верховного Суда, есть много наработок по данному вопросу. Не могу не сказать также о следующем: дело в том, что наша политическая система эволюционирует, и важно, чтобы была значительная или определённая преемственность. Сейчас появилось много партий, и я, честно говоря, не считал бы совершенно нормальным положение, если бы на выборах в Госдуму в 2016 году - если сейчас одну из партий переименуют в КПСС - было три партии коммунистической направленности: будет КПРФ, "КОММУНИСТЫ РОССИИ" и КПСС. Я полагаю, что многим людям, в общем-то, будет трудно выбрать, за какую из этих трёх партий голосовать, потому что они политикой не занимаются, и точно так же это касается и других флангов: и того, где работает ЛДПР, и особенно того, где работает наша партия. Я считаю, что у парламентских партий, которые уже доказали своё право на существование, на работу и возможность дальше двигать политическую систему, может быть определённый приоритет, что и реализовано в этом законопроекте, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта, в соответствии с которым предлагается уточнить процедуру выдвижения кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установив при этом, что кандидату на должность высшего должностного лица субъекта, выдвинутого политической партией, представленной в законодательном органе государственной власти того же субъекта Российской Федерации, не требуется получение поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Как уже неоднократно отмечалось, предлагаемые нормы противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, состоящей в том, что законодательно установленные требования не должны использоваться в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определённую политическую силу, так же как не должны использоваться и для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции. Как я уже говорил, в связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Юрьевич Морозов, будете ещё раз выступать? Пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю. Мы благодарны фракциям, которые поддержали наш законопроект. Я думаю, те, кто не поддержал, тоже подумают и рано или поздно поддержат, потому что мы убеждены, что именно этот путь ведёт к развитию демократии в регионах и в конечном счёте к укреплению государственности нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 12 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.