Заседание № 73
22.01.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 85032-6 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об обязанности правонарушителя довести до сведения потребителей решение суда в защиту неопределённого круга потребителей за свой счёт).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3198 по 3366 из 5047
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Есть предложение, чтобы доклад сделал один из авторов законопроекта - Олег Леонидович Михеев. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Олег Леонидович. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается устранить имеющееся недопонимание с точки зрения потребителя средств массовой информации. Согласно действующему закону, если принимается какое-то решение по кругу лиц в уголовном производстве или в каком-либо другом производстве, то расходы на публикацию, которая должна содержать в себе информацию не только по резолютивной, но и по мотивировочной части самого решения суда (а мы с вами знаем, что порой мотивировочная часть занимает несколько листов), ложатся на средства массовой информации. Мы считаем, что это несправедливо: средство массовой информации не участвовало в судебном процессе, не является ни истцом, ни ответчиком, так почему же оно за свой счёт должно публиковать данную информацию? Поэтому поправки в данные законы направлены на то, чтобы эту публикацию осуществлять за счёт виновной стороны. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Карпов, пожалуйста. С места. КАРПОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроектом предлагается внести связанные изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с целью уточнения источника расходов на опубликование решений суда в защиту прав неопределённого круга потребителей. Исходя из требований статьи 46 Закона "О защите прав потребителей" в защиту неопределённого круга потребителей заявляются требования неимущественного характера, целью которых является признание действий изготовителя (продавца, исполнителя) противоправными в отношении потребителей и о прекращении этих действий. Как правило, они предъявляются в случаях, когда невозможно установить конкретных потребителей, чьи права нарушены или могут быть нарушены, а также когда установить потребителей, права которых нарушены действиями или бездействием одного и того же изготовителя (продавца, исполнителя), возможно, но число их слишком велико. В силу этой же статьи при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей такое решение суда. Подчёркиваю: в соответствии с действующей нормой закона способ информирования потребителей выбирается правонарушителем самостоятельно - однозначное толкование нормы, из которой обязательств у СМИ в этой связи не возникает и возникнуть не может. Если правонарушитель принимает решение об опубликовании решения суда через СМИ, он же и оплачивает это опубликование. Данная норма особенно важна, так как вступившее в законную силу решение суда о признании противоправными действий недобросовестного продавца в отношении неопределённого круга потребителей является основанием для последующих исковых требований материального характера к правонарушителю. В этом случае потребителю уже не нужно будет доказывать факт нарушения его прав, поэтому такие решения суда в обязательном порядке должны доводиться до широкого круга обманутых граждан с целью восстановления их нарушенных прав. За 2011 год уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей было заявлено 1 тысяча 899 исков в защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей, подавляющее большинство которых судами было удовлетворено. Наиболее частые правонарушения были зафиксированы в сфере торговли, в жилищно-коммунальном хозяйстве и в финансовой сфере. Существует негативная практика, когда заведомо некачественные товары или товары по завышенным ценам распространяются недобросовестным продавцом посредством размещения рекламы через журнал, она рассчитана на определённый круг граждан, в основном это пожилые люди. Как правило, через какое-то время, получив значительные средства от этих граждан, продавец прекращает свою деятельность и скрывается, и в этом случае при принятии таких поправок к законам, при принятии данного законопроекта решение суда о признании действий продавца противоправными до сведения обманутых потребителей не будет доведено никогда. Кроме этого, не следует предопределять решение суда и вносить какие-либо уточнения в законы, так как суд при принятии решения рассматривает все имеющиеся по делу материалы и выносит своё решение исходя из конкретных обстоятельств дела и в интересах общественной безопасности. На законопроект получены отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение комитета-соисполнителя - Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает законопроект и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, может быть, к обоим авторам. Очень уж мудрёно и витиевато написан действующий закон, здесь докопаться до истины довольно тяжело, и мне непонятно, почему не поддерживают данное предложение. Мы каждый день узнаём о массе примеров того, как чиновники, особенно они, воруют десятки, сотни, миллионы и миллиарды рублей и те, кто с ними рядом находится, также воруют, - это касается и ЖКХ, и детских садов, и дорог, и всего другого, от этого страдают миллионы людей. И сама возможность опубликовать информацию обо всех этих махинациях, фамилии основных виновных и помогавших им людей уже будет важным фактором борьбы с этого рода преступностью и с нарушением интересов потребителей. Вот если учитывать эту точку зрения, почему мы отклоняем? Или мы хотим, чтобы всё осталось как есть, эти массовые нарушения, или всё-таки мы попытаемся бороться с ними путём опубликования фамилий этих людей и информации об их махинациях? Это же хорошая мера воздействия! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Олег Леонидович Михеев, пожалуйста. Включите микрофон. МИХЕЕВ О. Л. Это, наверное, не вопрос, а дополнение, и вот то, что прозвучало сейчас в вашем выступлении, я должен сказать, как раз и побудило внести поправки в данные законы. То, что в своём содокладе Анатолий Евгеньевич отметил... Действительно, право согласно закону у нас есть: если в первом суде доказано, что было нарушение, люди потом могут обратиться ещё раз в суд с заявлением о взыскании и так далее, и так далее по всем другим инстанциям, но зачем усложнять, зачем потом повторно проходить такие неприятные процедуры - чтобы человек или группа людей ходили год по судам? Ведь суть в чём? Если это произошло, если судом уже установлен данный факт, то эту информацию необходимо донести. Сегодня у нас должны нести убытки средства массовой информации, потому что за свой счёт они должны публиковать решения, может быть, даже на нескольких полосах в газете, а это дорогое удовольствие. Получается, что одни нарушают закон, другие добились, доказали, что вторая сторона была не права, а средства массовой информации должны нести убытки. Естественно, средство массовой информации за свой счёт это делать не будет, в лучшем случае они напишут три строчки о том, какое окончательно решение вынес суд, но материалы о самом процессе, о том, какие были нарушения, и саму мотивировочную часть ни одно средство массовой информации, уже опыт показывает, не даёт и давать не будет. Данный законопроект направлен именно на то, чтобы выровнять ситуацию. Согласно Закону "О защите прав потребителей" средства массовой информации тоже являются потребителями услуг, и поэтому был внесён законопроект о том, чтобы информация до людей доносилась за счёт непосредственно виновной стороны. Сейчас представитель комитета сказал о том, что многие из ответчиков исчезают. Ну, не так уж много исчезает, а если кто-то и исчезает, то всё равно остаются девяносто процентов, которые никуда не убегают, и они обязаны будут оплатить публикацию этой информации. На мой взгляд, разумно поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4615 по 4632 из 5047
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 12 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.