Заседание № 65
12.12.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 85011-6 "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о порядке назначения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3755 по 4182 из 5372
Следующий, 20-й, вопрос повестки, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Агеев. Александр Александрович, вы с места хотите доложить? Ну, пожалуйста. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я хотел бы доложить сразу два вопроса - 20-й и 21-й, они одинаковые, один касается внесения изменений в закон "О референдуме...", а второй - в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Один доклад по двум вопросам - 20-му и 21-му. Пожалуйста. АГЕЕВ А. А. Законопроектами предлагается внести изменения, в соответствии с которыми не допускается назначение в рамках одной участковой избирательной комиссии более двух человек от одной организации, в случае если на этом участке зарегистрировано не более тысячи одного человека, а если более тысячи одного человека - то не более трёх человек от одной организации могут быть рекомендованы и назначены в данную избирательную комиссию. Законопроект устраняет и решает некоторые проблемы избирательного законодательства, совершенствуя его. В основном, по сути, получается, что, когда назначаются люди из одной организации и мы фиксируем конкретные нарушения, эти люди начинают друг друга покрывать, мешать регистрации нарушений, что приводит к основным конфликтам на избирательных участках. На сегодняшний день у меня есть поддержка представительных органов власти некоторых регионов, но комитет говорит о том, что основной проблемой является то, что понятия "организация" в законе нет. Я готов ко второму чтению внести изменения, касающиеся определения места работы, доработать вместе с комитетом, но, на мой взгляд, когда в одну избирательную комиссию сразу направляются шесть, семь, а то и десять человек от одной организации, то это в любом случае является злоупотреблением и руководящий орган может использовать административный ресурс и, в общем-то, влиять на принятие решений. Когда присутствуют люди из разных организаций, то по крайней мере они представляют разные интересы, интересы разных социальных групп, и это, на мой взгляд, более законно и более представительно именно в целях достижения демократии, развития демократии. Поэтому, коллеги, прошу поддержать данные законопроекты, готов доработать их ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы на заседании комитета очень внимательно рассматривали эти законопроекты, которыми предусматриваются определённые ограничения по присутствию в избирательных комиссиях различного уровня представителей, или работников, одной организации, и по этому поводу мы очень серьёзно советовались с Центральной избирательной комиссией. Опасение по поводу реализации вот такой инициативы только одно: некоторые участковые комиссии невозможно будет сформировать, потому что они могут создаваться, допустим, в труднодоступных местностях, в воинских частях, на полярных станциях и так далее. Кроме того, есть населённые пункты, муниципалитеты, города целые, где большая часть, подавляющая часть жителей - это работники, сотрудники одной организации, крупной организации. В частности, нам привели в пример Тольятти, где огромное количество, десятки тысяч людей - это работники "АвтоВАЗа" и где на некоторых участках просто-напросто невозможно будет придерживаться вот этого ограничения. Вот в этом и есть самое главное опасение в части реализации инициативы, которая содержится в двух законопроектах, о которых уважаемый Александр Александрович Агеев доложил. Поэтому комитет, не отрицая всё-таки важности поднятой проблемы, предлагает данные законопроекты отклонить, учитывая те аргументы, о которых я вам сказал. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Александр Александрович, прежде всего хочу сказать, что я полностью согласен с концепцией ваших законопроектов. Вместе с тем не кажется ли вам, что обозначенную проблему нужно решать, что называется, с головы, то есть с избирательных комиссий субъектов и территориальных комиссий, и решать с помощью уменьшения в их составе количества сотрудников бюджетных организаций? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Агеев. АГЕЕВ А. А. Абсолютно с этим согласен, но это уже больше относится к другому проекту, и я готов вместе с вами поработать над ним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос. Дмитрий Фёдорович, в тексте законопроектов чётко сказано, что, по-моему, не более двух, если до такой-то численности, до тысяча одного человека, и не более трёх - если более тысячи одного. Вы сейчас привели в пример частные случаи, когда комиссии формируются на судах, на полярных станциях, но такие участковые комиссии составляют небольшой процент, наверное, процент-полтора. Может быть, для них делать исключение, а остальные всё-таки формировать так, как предлагается? Почему? Потому что принцип формирования у нас один: членов комиссии с правом решающего голоса от двенадцати до пятнадцати человек, и большинство - это представители партии власти или администрации. Я просил бы всё-таки ответить на вопрос: можно ли согласиться с концепцией законопроектов, но доработать ко второму чтению, введя вот эти ограничения для малых населённых пунктов, для судов дальнего следования, полярных станций и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. Уважаемый Андрей Викторович, дело в том, что мы действительно с разных сторон рассматривали проблему, которая затронута в данных законопроектах. Речь не идёт именно о небольших населённых пунктах, и я в качестве примера привёл достаточно крупное муниципальное образование - город Тольятти, речь идёт о том, что у нас в стране есть очень разные условия в самых различных муниципалитетах и установление неких единых ограничений подобного характера для всей страны может, ну, я грубо скажу, выстрелить в самом неожиданном месте, там, где мы, так сказать, даже не предполагали. Установить какие-то изъятия из этого правила - какие? Тоже на эту тему рассуждали. С нашей точки зрения, проблема требует всё-таки дополнительного обдумывания, учёта всех последствий, того, к чему это может привести. Согласитесь, что, если в масштабах всей страны несколько участковых комиссий (пусть их будут единицы из многих-многих тысяч участковых комиссий) не удастся сформировать, это будет ущемлением прав граждан, которые соответственно в этих участковых комиссиях готовы голосовать и должны голосовать, ущемлением их избирательных, конституционных прав. Этого мы допустить не можем, поэтому мы всё-таки и рекомендуем отклонить данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ущемление конституционных прав граждан - это неправильный подсчёт! А вопрос у меня следующий. Вот у нас после бурных выступлений после 2 декабря прошлого года была создана комиссия как раз по изучению нарушений и выработке предложений в избирательное законодательство. Скажите, пожалуйста, не могли бы вы после рассмотрения вопроса, может быть на следующем заседании, представить нам в порядке информации, что же она наработала? Потому что ваши утверждения не стыкуются, скажем, с тем, что, например, на Украине, рядышком, все члены комиссии являются представителями различных партий, там, скажем, что касается представительства от органов исполнительной власти, вообще один человек в каждой комиссии, и ничего, ничьи права не ущемляются, и всё считают правильно. Может, надо мотивацию какую-то другую дать? Потому что, с моей точки зрения, конституционные права как раз нарушаются, когда неправильно считают. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, что касается комиссии, её возглавляет наш многоуважаемый коллега - я уже при обсуждении других, предыдущих вопросов говорил - Сергей Владимирович Иванов, и эта комиссия и собиралась, и заседала, и обсуждала. Там есть и ваши представители, вы в принципе можете у них точно так же спросить о результатах и о тех инициативах, которые они предлагали, - это нормально. Что же касается примера с нашими соседями из Украины, то, с моей точки зрения, каждая страна имеет свои особенности, и согласитесь, что всё-таки Украина и Россия - это не совсем одно и то же, особенно если учесть, что территория нашей страны огромная, есть местности малозаселённые, есть достаточно большое количество моногородов, где большая концентрация именно городского населения. Это наши особенности, и об этих особенностях мы, кстати, говорили, когда обсуждали этот вопрос в том числе и с представителями Центральной избирательной комиссии. Ведь их аргументация сводилась к чему? Я ещё раз повторю: эти опасения действительно небеспочвенны, но представьте себе, а что, если, установив вот такое правило, мы не сможем где-то создать участковые комиссии? Это не будет хорошо, потому что выборы, конечно, пройдут, но, если где-то невозможно создать, допустим, участковую избирательную комиссию, а за это отвечает в том числе при проведении федеральных выборов Центральная избирательная комиссия, это будет ну если не катастрофа для них, то очень серьёзный изъян в их работе. В том числе поэтому и была принята вот эта точка зрения - всё-таки не поддерживать, пока не вводить. Надо подумать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу, он из двух частей. Первая: мне кажется, что когда есть возможность из разных организаций формировать избирательные комиссии, а они формируются из одной организации, то это ущемление прав представителей других организаций. Прокомментируйте, пожалуйста. И вторая. Вы ссылаетесь на моногорода, вы ссылаетесь на Тольятти. Вот я хотел бы, чтобы вы привели пример по моногороду или по Тольятти конкретно. Я думаю, что и в Тольятти сотни организаций, и в любом моногороде сотни организаций. Приведите пример по Тольятти, где нельзя сформировать участок. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Михайлович, только благодаря тому, что нет каких-либо ограничений, все участковые избирательные комиссии на территории Российской Федерации были сформированы и они все работали. И это, кстати, очень серьёзная работа, мы все это прекрасно понимаем, так как мы все участвовали в выборах. И что касается первой части вопроса вашего, то, поверьте, конечно же, нельзя ставить в зависимость от количества организаций возможность участия представителей этих организаций, работы представителей этих организаций в избирательной комиссии, здесь нет прямой связи, вы же прекрасно понимаете. Допустим, в городе сто организаций, пять из них направили своих представителей в избирательную комиссию - остальные девяносто пять что, тогда считаются ущемлёнными? Или нам от каждой организации различных форм собственности нужно своего представителя? Ну нет, конечно! Поверьте, от количества представленных организаций не зависят честность, беспристрастность той или иной избирательной комиссии, мы все это прекрасно понимаем. Даже если все будут представители, допустим, "АвтоВАЗа" в какой-то участковой комиссии, если мы про Тольятти говорим, то это вовсе не говорит о том, что эта комиссия не будет беспристрастной или что в отношении этой комиссии будут действовать какие-то отдельные нормы и правила, - закон один, и все комиссии обязаны обеспечить проведение выборов и обеспечить реализацию конституционного права граждан. Закон един для всех, и это очень важно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, 10-й год, Республика Алтай. Село - здесь практически одна организация, это школа, в лучшем случае - поселковая администрация, все комиссии сформированы на этой основе, а в городах, в том числе и в Горно-Алтайске, - из разных представителей. Результат в городах: КПРФ - тридцать два, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - двадцать девять, в сельской местности - семьдесят пять на пятнадцать. Теперь я вам задаю вопрос, Дмитрий Фёдорович: вы сами себе представляете последствия политической коррупции? А политическая коррупция наступает тогда, когда в избирательных комиссиях представители одной партии, представители одной администрации, когда нет представителей разных политических партий, поэтому законопроект, который вы трактуете, можно принять, можно согласиться, но ко второму чтению надо добиться того, о чём мечтают представители всех четырёх политических партий... (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Михайлович, дело в том, что нет прямой взаимосвязи, я ещё раз повторю, между результатами выборов и тем, кто присутствует в избирательных комиссиях, а кто не присутствует. Вы не хуже меня и всех присутствующих в этом зале знаете, и не мне вам, конечно, напоминать о том, что представители всех парламентских партий присутствуют в избирательных комиссиях, и, вне всякого сомнения, присутствуют в качестве постоянных членов избирательных комиссий, и есть представители от кандидатов, если речь идёт, допустим, о муниципальных или региональных выборах, и опять же присутствуют представители от кандидатов, которые выдвинуты самыми различными политическими партиями, как парламентскими, так и непарламентскими. Дело не в этом, дело в том, что может так случиться, что где-то невозможно будет сформировать избирательную комиссию, - вот в этом главное опасение. Я просто ещё раз повторю, и этот тезис буду повторять, наверное, каждый раз, когда буду отвечать на вопрос: дело не в том, что пытаемся ограничить представительство политических партий, дело не в том, что пытаемся ограничить представительство от различных кандидатов, дело в том, что необходимо сформировать участковые комиссии везде, на всей территории страны. Вот это самый главный тезис, и вот с этим связаны основные опасения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Фёдорович, я понимаю ваши определённые обязательства перед партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но тем не менее, мне кажется, когда вы аргументы приводите, надо как-то более серьёзно подходить. Нельзя так, как вы, - просто отметаете, причём c надуманными примерами, по тому же самому Тольятти, понятно даже глухому и слепому, что это несерьёзный аргумент. Давайте серьёзно говорить. Если есть серьёзные аргументы против законопроектов, давайте их и приводить, а приводить надуманные примеры, придумывать что-то, считая, что мы, сидящие в зале, ничего не понимаем, - наверное, этого не стоит делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич, это выступление было, не вопрос? Отвечать нет необходимости? Нет. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Запишитесь, пожалуйста. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Внесение этого пакета законопроектов по изменению избирательного законодательства, по формированию участковых избирательных комиссий, если помните, было вызвано бурными событиями годовой давности, даже чуть меньше - десятимесячной, и с моей точки зрения, представитель комитета недостаточно обосновал причину отклонения. Почему? Потому что по нашему Регламенту, уважаемый Дмитрий Фёдорович, комиссия создаётся не для того, чтобы появилось кресло и запись на визитке депутата о том, что он председатель комиссии, - председатель комиссии обязан информировать депутатов. Обычно в постановлении о формировании комиссии указывается в том числе и то, как она должна действовать, прилагается положение, и в этом положении описывается порядок информирования. Так вот в положении об этой комиссии - можете почитать - написано, что ежеквартально должны информировать депутатов. И вообще комиссии создаются для того, чтобы оказывать комитету содействие по узкоспециальным вопросам. В данной же ситуации, с моей точки зрения, эта комиссия выполнила роль свистка и не выполнила своей законодательной задачи - выработки предложений. Это первое. Второе. Если вы посмотрите статсборник, уважаемый Дмитрий Фёдорович, то вы к своему удивлению обнаружите, что у нас в стране уже фактически не осталось так называемых моногородов, в которых была бы одна градообразующая организация и больше ничего. Более того, даже тот же "АвтоВАЗ", о котором вы упомянули, сократил численность своих работников в двенадцать раз и уже тоже не является градообразующим предприятием, поэтому, с моей точки зрения, вы тут несколько лукавите. Третий момент. С моей точки зрения, всё же неправильно, что у нас в России наметилась тенденция превращения Центральной избирательной комиссии - хотя она уже, в общем-то, превращена - в министерство по выборам. При таком формировании избирательного процесса неизбежны конфликты, потому что любой министр... Мы тратим колоссальные деньги на выборы - проанализируйте! Допустим, в субъектах Российской Федерации оклады ведущих специалистов, руководителей отделов и председателя избирательной комиссии приравнены к должностным окладам в органах исполнительной власти, то есть, получается, мы умышленно создаём машину для фальсификации, а не машину для объективного подведения итогов выборов и подсчёта голосов. Мне кажется, что вот на этот маленький шаг, который предложен в законопроектах, надо пойти, тем более что опыт той же Украины подтверждает, что ничего страшного не случилось - везде выборы состоялись. Так что мы будем поддерживать эти законопроекты и призываем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, не настаиваете на продолжении? Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Постараюсь кратко. Дело в том, что мы с вами совсем недавно приняли закон, по которому будем членов избирательных комиссий с правом решающего голоса назначать на пять лет, кандидатуры, не назначенные членами избирательных комиссий, будут зачисляться в резерв и так далее, поэтому, конечно, то, что сейчас в участковых избирательных комиссиях работают в основном представители партии власти под различными предлогами, в том числе сотрудники местных администраций, - это неправильно. Тем более сегодня в своём послании Владимир Владимирович сказал, что мы идём к некой политической демократии: восемнадцать партий у нас уже зарегистрировано, скоро появится ещё сорок партий и двести партий создали организационные комитеты, - этого достаточно, чтобы сформировать комиссии. Пятнадцать человек нужно в избирательную участковую комиссию, по-моему, максимально семнадцать человек, то есть если даже существующие восемнадцать партий выдвинут своих представителей, этого будет достаточно, и будет тот же состав, что и на Украине. Конечно, можно отмахнуться от хорошей идеи и сослаться на некие моногорода, которые существуют, но правильно мой коллега господин Зубов подсказал, что в любом моногороде есть сотни предприятий, магазинов, в том числе пекарни, парикмахерские, кафе и так далее, которые обслуживают это главное предприятие, поэтому я считаю, что это очередная отговорка партии власти, для того чтобы у нас... Мы всё-таки не создали прозрачность на выборах. Вот сегодня наш коллега Савельев Дмитрий выступал - довели чуть ли не до инфаркта парня, а ведь он действительно правильно говорит: хватит и партии власти - сделайте прозрачные выборы, и не будет о вас никто ничего говорить! Вот никто не провёл анализ, а ведь действительно больше 60 процентов можно набрать при хорошей, грамотной работе комиссий, но этого никто не хочет делать - проще сфальсифицировать! Поэтому у нас идёт вот это неприятие подобных законопроектов, которые в том числе вносит оппозиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства желают выступить? Нет. Александр Александрович, вы будете выступать ещё раз? Пожалуйста, Александр Александрович Агеев. АГЕЕВ А. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, ещё раз хотел бы сказать, что ко второму чтению мы сможем доработать, учесть особенности моногородов, полярных станций, ещё какие-то проблемы, - уверен в этом, поэтому прошу поддержать законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович? Нет. Ставлю на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", 20-й пункт. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 46 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Отклонён. Пункт 21. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 21 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Результат: не принято Отклонён.