Заседание № 33
11.03.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 84992-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3355 по 3717 из 7146
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра промышленности и торговли Алексей Александрович Учёнов. УЧЁНОВ А. А., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение сегодня выносится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов". Предлагаемые изменения направлены на возобновление так называемого механизма СПИК 1.0, который нацелен прежде всего на привлечение инвестиций в промышленность, тогда как вторая редакция, СПИК 2.0, которая также продолжит своё существование, акцентирована преимущественно на трансфере технологий. Также законопроектом предусматривается возможность продления сроков действия действующих СПИК, заключённых по модели СПИК 1.0, с 10 до 12 лет для компаний, если их затронули санкции и повлияли на реализацию инвестиционных проектов. Принятие законопроекта повысит стабильность работы предприятий в условиях введённых ограничений и, что важно, простимулирует привлечение инвестиций в отечественную промышленность и создание импортозамещающих производств. Напомню основные параметры поддержки, которые можно получить, на которые может рассчитывать спикодержатель. Это, прежде всего, гарантия неизменности условий на период реализации контракта, так называемая дедушкина оговорка. Это налоговые льготы: в первую очередь обнуление налога на прибыль, ускоренная амортизация, льготы по налогу на имущество и транспортному налогу. Это упрощённая процедура получения статуса российского производителя, по постановлению № 719. Это возможность получения статуса едпоставщика в рамках госзакупок и особые условия договоров аренды земельных участков, которые заключаются в непроведении конкурсных процедур. Реализация положений законопроекта не повлияет на дополнительные расходы федерального бюджета. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Александрович, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В 2016 году мы внесли изменения в закон "О промышленной политике...", которые позволили нам формировать специальные инвестиционные контракты. За это время было предложено 47 СПИКов, 45 из которых реализованы, очень высокий процент. По этим 45 проектам было привлечено более 350 миллиардов рублей, и на сегодняшний день выпущено продукции более чем на 3 триллиона рублей. Но в 2019 году мы вместе с вами приняли изменения в закон "О промышленной политике...", и вместо СПИК 1.0 пришла следующая, вторая итерация - СПИК 2.0, где кардинально менялся основной параметр: если для СПИК 1.0 были необходимы инвестиции в размере не менее 750 миллионов рублей, то для СПИК 2.0 это ограничение было снято. Важнейшими условиями были инновационность, технологичность, конкурентоспособность продукции. И за этот, в общем-то, весьма сложный период - санкции, ковид - удалось заключить 11 инвестконтрактов, которые также имеют замечательную перспективу. Сейчас мы с вами видим, что существует запрос на инвестиции в формате СПИК 1.0, который действовал с 2016 по 2019 год. Ну и нам ничто не запрещает вернуться к ним, и мы не должны ограничивать себя. В связи с этим я предлагаю поддержать законопроект, внесённый правительством. Комитет Государственной Думы рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Хочу отметить, что законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлено соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. И мы предлагаем принять сегодня этот законопроект и в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю правительства вопрос. Ну, всё понятно, программа СПИК 1.0, СПИК 2.0 - это нужные проекты, но дело в том, что сейчас, в условиях санкций, многие участники этих проектов, ну, либо уже остановили реализацию этих проектов, либо в ближайшее время, скорее всего, остановят. Скажите, пожалуйста, вот у Минпромторга, может быть, сейчас уже есть какое-то, ну, видение, как мы эту проблему будем решать? Или, может, вы скажете, когда у вас такое видение появится, потому что проблема серьёзная, без реализации СПИК добиться реальных результатов в импортозамещении нам будет очень сложно. Как какие-то технические сложности будете решать? Это первое. И второе. Насколько... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд. ГАРТУНГ В. К. И второе. Насколько планируете увеличивать финансирование? Ожидается ли увеличение финансирования? Спасибо. УЧЁНОВ А. А. Валерий Карлович, спасибо большое за вопрос. В части технической возможности внесения изменений в специнвестконтракты. Такая возможность существует. У нас есть межведомственная комиссия, она функционирует и, безусловно, будет идти навстречу, если возникли сложности с реализацией инвестиционных проектов. В режиме онлайн такой мониторинг ведётся. Заявитель с соответствующим обращением может на межведомственную комиссию выйти, вопрос будет рассмотрен, и условия реализации СПИКа могут быть сдвинуты вправо в случае должного обоснования, такая возможность есть. С точки зрения финансирования отвечу, что объём господдержки в целях импортозамещения у нас традиционно сохраняется в части гражданской продукции примерно на том же уровне, как в предыдущие годы. Вместе с тем всем очевидно, что надо наращивать этот объём. У нас сегодня есть договорённости с коллегами из правительственного блока, из Минфина, из Минэкономразвития, о том, что мы будем увеличивать господдержку, связанную с оборотным кредитованием. И нас также поддержали по докапитализации Фонда развития промышленности. Пока это 20 миллиардов, но хотя бы с этого начнём. Такие планы есть, и, безусловно, мы будем дальше инициировать наращивание, увеличение этих объёмов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М. Алексей Александрович, используемый глинозём поставляется из-за рубежа, на сегодняшний день из 36 стран, мы в России производим только 40 процентов. К сожалению, он используется не только в промышленности, но и в сфере ЖКХ, причём достаточно активно. Скажите, пожалуйста, как вы планируете решать эту проблему, если внешние поставки сейчас для нас полностью заблокированы? УЧЁНОВ А. А. Роман Михайлович, спасибо за вопрос. Это касается не только этого вопроса. Вообще, мы видим, что мы столкнулись с большими логистическими проблемами, даже если, скажем так, не принимать во внимание какие-то политические аспекты, в целом компании начинают испытывать сложности с поставкой продукции просто банально из-за нарушения логистики. Во-первых, в Минтрансе создан оперативный штаб, где такие вопросы выносятся на рассмотрение, мы расшиваем каждый отдельный случай и пытаемся найти решение. Во-вторых, конечно же, для нас это повод наращивать объёмы импортозамещения по каким-то критическим позициям. У нас в этом году были утверждены планы импортозамещения, которые содержат новый подход - это трёхфакторная модель, включающая и сырьё, и комплектующие, необходимые для производства конечной продукции. Там, где мы начинаем видеть уже критическую нехватку позиций, мы будем работать по формированию опережающих планов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Конечно, увеличение сроков по вот этим схемам - это очень правильное решение, особенно в сложившейся ситуации, но оно диктует и какие-то новые промежуточные формы анализа эффективности исполнения контрактов. Вот в этой части предполагаются какие-то изменения или нет? Это первый вопрос. И второй вопрос: как вы считаете, не нужно ли уравнять СПИК 1.0 и СПИК 2.0 по срокам, потому что здесь, собственно говоря, одни и те же проблемы? УЧЁНОВ А. А. Андрей Анатольевич, на самом деле в части выравнивания сроков тут никакой коллизии нет, тут они более-менее синхронизированы. Просто изначально идеологически - и Владимир Владимирович об этом сказал в своём выступлении - немножко разные цели мы преследовали: второй механизм - это, я напомню, трансфер технологий, по первой же модели это всё-таки привлечение инвестиций. Вот здесь сегодня будет максимальный срок 12 лет - на наш взгляд, этого достаточно. В части контроля за эффективностью. У нас все спикодержатели отчитываются по реализации своих инвестиционных проектов в информационной системе промышленности. Мы видим, есть ли какие-то отставания от графиков либо всё идёт в установленном порядке, мы мониторим это, как говорится, в режиме онлайн, поэтому здесь какого-либо ужесточения, на наш взгляд, не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое. У меня вопрос и к представителю правительства, и к депутату Гутенёву. Ну вот всё-таки сейчас самая главная проблема в промышленности - это отсутствие комплектующих, разрыв кооперационных связей, разрыв технологических цепочек. Для того чтобы действительно было полноценное импортозамещение... Скажите, пожалуйста, вот насколько механизм специнвестконтрактов достаточен для решения этих вопросов? Ну, к примеру, как через механизм специнвестконтрактов те же двигатели начать производить для авиастроения? УЧЁНОВ А. А. Я сначала отвечу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, начинайте. УЧЁНОВ А. А. Оксана Генриховна, ну, во-первых, институт специнвестконтракта - это просто создание благоприятной среды для того, чтобы инвестор пришёл и вложился в производство. Так или иначе это, безусловно, сказывается на ускоренном импортозамещении. Но это не единственный инструмент в нашей палитре господдержки, у нас есть и субсидирование затрат на НИОКР и так далее, поэтому здесь СПИК просто будет в общую копилку. Всё дело в том, что модель 2.0, СПИК 2.0, процедурно более сложная для заключения. Я напомню, для того чтобы заключить СПИК 2.0, сначала было необходимо формирование реестра соответствующих технологий, утверждение этого реестра на уровне правительства, ну и так далее. Сейчас время быстрых решений, и мы просто не можем себе позволить, скажем так, вот этих проволочек, поэтому, собственно, и предложили - и спасибо, что нас многие поддерживают, - модель СПИК 1.0. Это один из вариантов ускоренного импортозамещения, но он ни в коем случае не исключает ни работу Фонда развития промышленности, ни субсидирование НИОКР и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ГУТЕНЁВ В. В. Я абсолютно солидарен с тем, что инструмент СПИК не предполагает решения оперативных текущих задач, и мы в принципе не ставим перед собой в качестве приоритета импортозаместить всю номенклатуру. Я думаю, что значительная часть проблем будет сниматься через смену поставщиков в сторону более надёжных. Что касается авиадвигателей, на чём вы абсолютно правильно акцентируете внимание, как раз в предыдущем своём выступлении, по предыдущему законопроекту, я говорил о необходимости сдвинуть запланированное финансирование на более ранний срок для создания испытательной стендовой базы для завершения сертификации того же самого "ПД"-8 - двигателя, который заменит российско-французский "SaM146": у него лучше характеристики и он полностью отечественный. Я уверен, что инициативы по докапитализации Фонда развития промышленности, с которыми выходит Минпромторг, - это более быстрый, более эффективный инструмент: он показал свою эффективность и в изготовлении средств индивидуальной защиты в период обострения ковида, и по многим другим направлениям, в том числе по фарме. Мы разделяем ваше беспокойство и нарабатываем инструменты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Владимирович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. От фракции, но, я думаю, мне не понадобится... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут. ГАРТУНГ В. К. Не понадобится, наверное, семь минут, я буду краток. Во-первых, скажу, что мы поддерживаем этот законопроект. Единственная цель, с которой я вышел на трибуну, - сказать представителю Минпромторга: пожалуйста, выходите с предложениями об увеличении финансирования программы импортозамещения; как абсолютно справедливо сказал коллега Гутенёв и вы об этом сказали, СПИК - это одна из форм. Да, ФРП нужно поддерживать, нужно увеличить финансирование через ФРП. Надо, наверное, нам проанализировать СПИК 1.0 и 2.0, которые сейчас уже у нас функционируют, может быть, даже в каком-то оперативном опросном режиме провести, потому что ну вот я, что называется, с полей получаю информацию: некоторые участники этих проектов, в силу того что правительства стран, в которых они находятся, приняли определённые решения, сейчас вынуждены сворачивать свою деятельность, и это может нанести серьёзный удар по темпам импортозамещения. И здесь, конечно, нам нужно в оперативном режиме находить иных партнёров внутри Российской Федерации. Наверное, им нужно помогать из ФРП, потому что это действующий механизм, он очень быстро может быть реализован, ничего нового придумывать не нужно, но только нужно денег добавить. Ну и то, о чём Гутенёв сказал, - нужно, конечно, в рабочем режиме прорабатывать новые цепочки, новых поставщиков; это быстро не сделать, это мы понимаем. Ну и конечно, деньги, на мой взгляд, для этого есть: мы всё-таки закончили прошлый год с огромным профицитом, нам просто никто пока не озвучивает этот профицит, я думаю, что он точно исчисляется триллионами рублей. Если мы существенную часть этих денег направим именно на поддержку промышленности, то через эти инструменты, через СПИК, через ФРП мы действительно сможем решить многие проблемы, с которыми столкнулась сегодня промышленность Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Дроздов Александр Сергеевич, пожалуйста. ДРОЗДОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, я пытался записаться от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте. ДРОЗДОВ А. С. Можно с места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. ДРОЗДОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В условиях экономической войны, объявленной нам недружественными иностранными государствами, и ухода из России целого ряда крупных инвесторов особое значение для нас приобретают опора на внутренние ресурсы, поддержка и развитие собственных промышленных предприятий, инвестиционных проектов внутри страны. Как уже было сказано сегодня докладчиками - и представителем Минпромторга, и председателем комитета, - законопроект создаёт для этого дополнительные условия, стимулы, это один из механизмов, но тем не менее очень важный. Этот механизм поддерживает инвестиции в создание современных технологий, на основании которых на территории России будет производиться продукция, конкурентная на мировом рынке. В этом цель и смысл данного законопроекта, внесённого правительством. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, считает его своевременным и рекомендует принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Алексей Александрович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. УЧЁНОВ А. А. Иван Иванович, я хотел исключительно поблагодарить за поддержку и готовность - Валерий Карлович об этом сказал - инициировать дополнительное финансирование по нашим мерам по поддержке промышленности. Мы, безусловно, будем готовить согласованные решения со всем правительственным блоком, но спасибо вам, и мы будем конструктивно взаимодействовать с депутатским корпусом. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 25 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Коллеги, профильный комитет предложил принять законопроект в целом. Все необходимые для этого процедуры проведены. Нет возражений? Нет. Ставится на голосование в целом законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 58 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.